Вопросы :
1. Сущность понятия заработная плата.
2. Формы оплаты труда
3. Системы оплаты труда
4. Стимулы в системе оплаты труда.
Практические задания:
1. Норма выработки для рабочего – 50 кг. продукции в смену. Дневная тарифная ставка – 80 руб. Определить сдельную расценку за единицу продукции и дневной сдельный заработок рабочего при прямой сдельной оплате труда, если нормы перевыполняются на 20%.
2. Рабочий работает по сдельно-премиальной системе. Норма времени на 1 деталь – 9,6 мин. За 8-ми часовую смену он изготовил 60 деталей по 4 разряду. Часовая тарифная ставка – 9 руб. Определить дневной заработок рабочего, если за каждую сверх нормы выпущенную деталь начисляется премия в размере 10% от сдельной расценки.
3. Рассчитать фонд оплаты труда (ФОТ) по данным: объем продукции в базисном году – 12 млн. руб., а в планируемом – 15 млн. руб. ФОТ в базисном году составлял 2,8 млн. руб.; норматив заработной платы в планируемом году из-за структурных изменений в товарной продукции увеличился на 40%.
4. Общий заработок бригады, состоящей из 5 человек, за месяц составил 80 тыс. руб. Фонд тарифной заработной платы каждого устанавливается в соответствии с отработанным временем, приработок распределяется пропорционально коэффициенту трудового участия. Данные для распределения зарплаты приведены в таблице. Определить часовую заработную плату бригады.
Таблица
Рабочий | Разряд | Отработано, ч | Тарифная ставка, руб. | Коэффициент трудового участия |
Иванов И.П. | V | 180 | 67 | 1,1 |
Сидоров Ф.П. | III | 160 | 53,9 | 0,8 |
Степанов П.Р. | IV | 190 | 59,6 | 1,2 |
Комков Л.Т. | V | 180 | 67 | 0,9 |
Сахаров С.Б. | IV | 140 | 59,6 | 1,0 |
5. Рассчитать заработок рабочего за месяц по сдельно-премиальной системе оплаты труда. Сдельный заработок рабочего – 4,8 тыс. руб. в месяц, план выполнен на 105%, по положению о премировании рабочему выплачивается премия за выполнение плана в размере 15% и за каждый процент перевыполнение плана по 2% сдельного заработка.
Тема 4. Мотивация труда
Вопросы:
1. Понятие мотивации
2. Структура мотивации
3. Содержательные теории мотивации
4. Процессуальные теории мотивации
Практическое задание:
1. Перечисленные методы удовлетворения потребностей выделите в три группы - социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самовыражении. Объясните принцип выделения:
- Предлагайте подчиненным более содержательную работу.
- Давайте сотрудникам работу, которая позволила бы им общаться.
- Создавайте на рабочих местах дух единой команды.
- Обеспечьте сотрудникам положительную обратную связь с достигнутыми результатами.
- Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.
- Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.
- Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.
- Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.
- Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.
- Проводите с подчиненными периодические совещания.
- Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.
- Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.
- Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.
- Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.
- Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности.
Какие из них не вошли в одну из этих групп?
2. Как вы будете мотивировать своего подчиненного, если:
1) Он любит и носит дорогую одежду, стремится иметь символы положения в обществе (офис, ученую степень, звания, титул и др.), хочет соответствовать корпоративным ценностям, любит машины высокого качества, живет в престижном районе, член лучшего в городе клуба, стремится, чтобы о нем думали как о профессионале, гордится работой.
2) Одевается чисто и аккуратно, имеет давно установившиеся личные привычки, любит вдаваться в подробности, беспокоится, готов защищаться от критики, любит правила и инструкции, нуждается в точности и ясности инструкций, не любит изменений и неопределенностей, противится изменениям на работе, предпочитает все делать сам, потому что знает, как делать, много работает.
3) Любит быть членом клубов, посещать пабы, получает удовольствие от игры команды, соответствует ценностным ориентациям группы, предан членам команды, любит делиться своим мнением перед тем, как принять решение, выступает против перемен, если это беспокоит группу, хочет быть популярным и в качестве менеджера мог бы плохо справляться с дисциплиной и делегированием полномочий другим, становится в оборонительную позицию, если на группу нападают или критикуют, умеет хорошо и кратко передавать свои мысли, чтобы держать товарищей по команде в курсе дела.
4) Много работает для достижения цели, рискует, любит испытывать свои силы, организатор игр, считает: «Жизнь - это состязание», ревниво относится к соперникам, хочет всегда побеждать, не умеет достойно проигрывать, плохо работает с командами, индивидуалист.
5) Испытывает потребность и любит похвалу, обращает внимание на успехи. Кичится наградами, любит быть в центре внимания, много работает, хочет добиться успеха.
6) Любит принимать решения, организовывать других, получает удовольствие от руководства работой других, четко мыслит и может хорошо выражать свои идеи, любит участвовать в руководстве делами, может жить, принимая трудные решения, может выступать с конструктивной критикой деятельности организации, проявляет инициативу.
7) С готовностью берет на себя ответственность, любит новые благоприятные возможности, решительный, ясно выражает свою точку зрения, может быть очень критичен по отношению к организации, любит поступать по-своему, проявляет упорство при защите своих собственных идей, досуг предпочитает проводить уединенно, не любит правила, не любит начальников.
8) Хочется учиться, приветствует перемены, не любит рутину, любит неопределенность, получает наслаждение от риска. Любит новшества. Не всегда все заканчивает хорошо.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 356.