Институт экономики
Кафедра Экономика и управление предприятием
ЭКОНОМИКА ТРУДА
Методические указания
по выполнению самостоятельной работы
для обучающихся по направлению
Экономика»
Профиль
Экономика предприятий и организаций
Финансы и кредит
Бухгалтерский учёт и аудит
Квалификация выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
аСТРАХАНЬ – 2017
Автор: к. экон. н., доц Т.В. Рябова, доцент кафедры «Экономика и управление предприятием»
Рецензент: к.э.н., доц. Е.А. Орлова, доцент кафедры «Экономика и управление предприятием»
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Экономика труда» утверждены на заседании кафедры « Экономика и управление предприятием » « 28 » _08 _2017 г., протокол № 7.
© Астраханский государственный технический университет
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Экономика труда» предназначены для обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций», «Финансы и кредит» и «Бухгалтерский учёт и аудит»
Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Экономика труда».
Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят обучающимся самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки и направлены на формирование следующей компетенции:
- ОК-3: Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности.
- знать: теоретические основы организации, нормирования и оплаты труда, принципы и методы оптимизации трудовых процессов.
- уметь: применять принципы теории организации, нормирования и оплаты труда на предприятии и анализе социально-экономических процессов
- владеть: применения теоретических основ в области организации и нормирования труда; навыками целостного подхода к анализу проблем общества.
Описание самостоятельной работы содержит: тему, задания, требования к выполнению конкретного задания по данной теме, порядок выполнения задания, формы контроля, требования к оформлению заданий. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам приведены рекомендуемые источники.
Тема
Вид самостоятельной работы
Форма контроля
СРС
Требования к выполнению заданий
(знание и/или умение и/или владение навыками)
2. Тематика и задания самостоятельной работы
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности при освоении дисциплины
Тема 4. Мотивация труда
Вопросы:
1. Понятие мотивации
2. Структура мотивации
3. Содержательные теории мотивации
4. Процессуальные теории мотивации
Практическое задание:
1. Перечисленные методы удовлетворения потребностей выделите в три группы - социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самовыражении. Объясните принцип выделения:
- Предлагайте подчиненным более содержательную работу.
- Давайте сотрудникам работу, которая позволила бы им общаться.
- Создавайте на рабочих местах дух единой команды.
- Обеспечьте сотрудникам положительную обратную связь с достигнутыми результатами.
- Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.
- Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.
- Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.
- Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.
- Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.
- Проводите с подчиненными периодические совещания.
- Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.
- Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.
- Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.
- Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.
- Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности.
Какие из них не вошли в одну из этих групп?
2. Как вы будете мотивировать своего подчиненного, если:
1) Он любит и носит дорогую одежду, стремится иметь символы положения в обществе (офис, ученую степень, звания, титул и др.), хочет соответствовать корпоративным ценностям, любит машины высокого качества, живет в престижном районе, член лучшего в городе клуба, стремится, чтобы о нем думали как о профессионале, гордится работой.
2) Одевается чисто и аккуратно, имеет давно установившиеся личные привычки, любит вдаваться в подробности, беспокоится, готов защищаться от критики, любит правила и инструкции, нуждается в точности и ясности инструкций, не любит изменений и неопределенностей, противится изменениям на работе, предпочитает все делать сам, потому что знает, как делать, много работает.
3) Любит быть членом клубов, посещать пабы, получает удовольствие от игры команды, соответствует ценностным ориентациям группы, предан членам команды, любит делиться своим мнением перед тем, как принять решение, выступает против перемен, если это беспокоит группу, хочет быть популярным и в качестве менеджера мог бы плохо справляться с дисциплиной и делегированием полномочий другим, становится в оборонительную позицию, если на группу нападают или критикуют, умеет хорошо и кратко передавать свои мысли, чтобы держать товарищей по команде в курсе дела.
4) Много работает для достижения цели, рискует, любит испытывать свои силы, организатор игр, считает: «Жизнь - это состязание», ревниво относится к соперникам, хочет всегда побеждать, не умеет достойно проигрывать, плохо работает с командами, индивидуалист.
5) Испытывает потребность и любит похвалу, обращает внимание на успехи. Кичится наградами, любит быть в центре внимания, много работает, хочет добиться успеха.
6) Любит принимать решения, организовывать других, получает удовольствие от руководства работой других, четко мыслит и может хорошо выражать свои идеи, любит участвовать в руководстве делами, может жить, принимая трудные решения, может выступать с конструктивной критикой деятельности организации, проявляет инициативу.
7) С готовностью берет на себя ответственность, любит новые благоприятные возможности, решительный, ясно выражает свою точку зрения, может быть очень критичен по отношению к организации, любит поступать по-своему, проявляет упорство при защите своих собственных идей, досуг предпочитает проводить уединенно, не любит правила, не любит начальников.
8) Хочется учиться, приветствует перемены, не любит рутину, любит неопределенность, получает наслаждение от риска. Любит новшества. Не всегда все заканчивает хорошо.
Темы рефератов
1. Психофизиологические аспекты трудовой деятельности человека
2. Значение и взаимосвязь потребностей, интересов, мотивов и стимулов к труду в трудовой деятельности человека
3. Труд как основа жизнедеятельности общества
4. Современный этап развития экономики труда и ее влияние на развитие экономической науки
5. Количественная и качественная определенность категорий: население, рабочая сила, трудовые ресурсы
6. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал России.
7. Воспроизводство трудовых ресурсов (на примере России, других стран)
8. Формирование трудовых ресурсов на уровне страны или региона.
9. Распределение трудовых ресурсов
10. Использование трудовых ресурсов на уровне страны или региона.
11. Региональный аспект формирования и использования трудовых ресурсов
12. Трудовой потенциал и индекс человеческого развития.
13. Дискриминация на рынке труда и пути ее преодоления
14. Теоретические основы рынка труда.
15. Современные тенденции развития рынка труда в странах с развитой рыночной экономикой.
16. Неформальные трудовые отношения в России: причины возникновения и тенденции развития
17. Нестандартная занятость в РФ: причины, формы, последствия и тенденции
18. Предпринимательский труд: сущность, мотивация, вознаграждение, риски
19. Поиск работы: теория и современная российская действительность
20. Современные особенности планирования карьеры в России
21. Теоретические основы занятости населения (сущность, принципы, виды).
22. Эволюция отношений занятости в процессе исторического развития общества
23. Трудовая мобильность и ее роль в современном обществе.
24. Миграция рабочей силы и ее роль в формировании трудовых ресурсов
25. Особенности миграционных процессов в современной России.
26. Миграционные процессы в регионе в ходе его развития.
27. Безработица: ее причины и социально-экономические последствия.
28. Виды безработицы в условиях рыночной экономики
29. Безработица и ее понимание разными экономическими школами.
30. Безработица в России, ее особенности
31. Теория человеческого капитала и ее реализация в современных российских условиях
32. Человеческий капитал и способы его формирования в современной экономике
33. Экономическая оценка инвестиций в человеческий капитал
34. Теория человеческого капитала: направления и тенденции развития
35. Современные теории бедности и их практическая реализация
36. Структура бюджетов домашних хозяйств и качество жизни населения Тюменской области (можно РФ)
37. Проблемы регулирования доходов населения в современной российской экономике
38. Номинальная и реальная заработная плата, их динамика в условиях рыночной экономики.
39. Доходы населения и источники их формирования
40. Дифференциация доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
41. Доходы в современном рыночном хозяйстве.
42. Основные тенденции в формировании и распределении личных доходов населения и эволюция социальной структуры российского общества.
43. Кривая Лоренца как измеритель степени неравномерности распределения дохода (на примере западных стран и России).
44. Трудовые доходы и бедность в российском обществе
45. Уровень и качество жизни в современной России.
46. Прожиточный минимум и минимальная заработная плата, их взаимосвязь в российской экономике
47. Прожиточный минимум и его роль в формировании доходов населения.
48. Минимальная заработная плата и ее роль в формировании доходов населения.
49. Роль профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений в России
50. Современные тенденции развития деятельности профсоюзов в странах с развитой рыночной экономикой
51. Проблемы налогообложения заработной платы в современных российских условиях
52. Проблемы и перспективы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в современной России
53. Социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан в современной России
54. Социальная политика в современной России: задачи, проблемы и перспективы реализации
55. Измерение и способы повышения эффективности управления трудовыми ресурсами современной организации
56. Социально-трудовые отношения в рыночной экономике.
57. Особенности регулирования социально-трудовых отношений в современной России.
58. Социальное партнерство в системе регулирования социально-трудовых отношений.
59. Социальное партнерство: понятие и объективные предпосылки возникновения.
60. Система социального партнерства.
61. Принципы социального партнерства.
62. Развитие социального партнерства в России.
63. Коллективный договор в системе социального партнерства.
64. Роль профсоюзов в социально-трудовых отношениях.
65. Объединения предпринимателей на рынке труда (в сфере социально-трудовых отношений).
66. Государство в системе социального партнерства.
67. МОТ и ее роль в регулировании социально-трудовых отношений.
68. Антикризисное управление персоналом и реструктуризация системы занятости современной организации
69. Система управления персоналом современной организации
70. Кадровая логистика: сущность, функции и практическое применение
71. Формирование человеческого потенциала современной организации: зарубежный и российский опыт
72. Измерение и планирование трудовых ресурсов организации
73. Современные теории мотивации и их влияние на производительность труда
74. Взаимосвязь и противоречие экономических интересов работодателя и наемного работника
75. Качество трудовой жизни в современных российских организациях
76. Организация труда в современной организации: сущность, цели, задачи и эффективность
77. Системы организации заработной платы в современной экономике
78. Тарифная система организации заработной платы: теоретические основы и практическое применение в современной экономике
79. Бестарифные системы организации заработной платы, их разновидности и условия применения
80. Современные тенденции развития поощрительных систем оплаты труда
81. Сущность заработной платы и ее функции в учении / работах … (на выбор: классической школы, К. Маркса, неоклассиков, советских и российских экономистов, Дж. М. Кейнса и его последователей, современной западной экономической мысли)
82. Заработная плата как основа воспроизводства рабочей силы
83. Современные формы и системы оплаты труда.
84. Организационные основы заработной платы
85. Нормирование труда в современной организации: сущность, цель и методы
86. Производительность труда: анализ, планирование, управление
87. Измерение и способы повышения эффективности управления трудовыми ресурсами современной организации
88. Управление фондом оплаты труда в современной организации
Тема 7. Нормирование труда
Вопросы:
1. Сущность и принципы нормирования труда
2. Нормы труда
3. Структура затрат рабочего времени
Практическое задание:
Обработать данные фотографии рабочего дня служащего. Определить коэффициенты использования рабочего времени, оперативного времени, коэффициент потерь рабочего времени.
Наблюдательный лист
№п/п | Показатели (что наблюдалось) | Время (конечная точка) | Продолжительность, мин | Индекс |
1 | Начало рабочего дня | 8.00 | ||
2 | Приходит на работу | 8.01 | ||
3 | Протирает стол, раскладывает бумаги | 8.05 | ||
4 | Получает задание от руководителя отдела | 8.15 | ||
5 | Включает компьютер, подготавливает оргтехнику | 8.20 | ||
6 | Просматривает документы | 8.35 | ||
7 | Разговаривает с сослуживцами на личные темы | 8.45 | ||
8 | Работает на компьютере | 9.15 | ||
9 | Оформляет документы | 9.55 | ||
10 | Уходит с документами к начальнику отдела | 10.00 | ||
11 | Функциональный перерыв | 10.15 | ||
12 | Работает с документами | 11.15 | ||
13 | Разговаривает по телефону на служебные темы | 11.25 | ||
14 | Работает на компьютере | 11.50 | ||
15 | Разговаривает по телефону на личные темы | 12.00 | ||
16 | Обеденный перерыв | 13.00 | ||
17 | Начинает работу | 13.05 | ||
18 | Оформляет документы | 13.30 | ||
19 | Уходит с документами к начальнику отдела | 13.40 | ||
20 | Работает на компьютере | 13.55 | ||
21 | Разговаривает с сослуживцами на личные темы | 14.00 | ||
22 | Функциональный перерыв | 14.10 | ||
23 | Оформляет документы | 15.00 | ||
24 | Отвозит документы в министерство | 16.30 | ||
25 | Докладывает начальнику отдела о проделанной работе | 16.45 | ||
26 | Приводит в порядок рабочее место | 17.00 | ||
27 | Уходит с работы | 17.00 | ||
28 | Конец рабочего дня | 17.00 |
Нормативы
- 3% от
– 5% от
– 3% от
– 20% от
Коэффициенты
=
Вопросы к экзамену.
1. Труд как экономическая категория
2. Функции труда и его роль в развитии человека и общества
3. Содержание и характер труда
4. Труд как фактор производства
5. Общественное разделение труда, этапы общественного разделения труда
6. Формирование экономики труда как науки
7. Предмет экономики труда и ее задачи
8. Место экономики труда в системе экономических наук
9. Понятие трудовых ресурсов, их структура и воспроизводство
10. Анализ трудовых ресурсов
11. Трудовой потенциал общества
12. Индекс развития человеческого потенциала
13. Производительные силы. Развитие производительных сил: естественные, общественные, всеобщие производительные силы.
14. Рынок труда, его структура и функции
15. Основные показатели рынка труда
16. Спрос и предложение на рынке труда
17. Национальные модели рынков труда
18. Модели рынков труда, выделяемые по степени конкуренции
19. Регулирование рынка труда
20. Индивидуальное предложение труда
21. Занятость. Виды занятости
22. Безработица. Виды и формы безработицы
23. Трудовая мобильность. Миграция
24. Доходы населения, их формирование и дифференциация.
25. Уровень и качество жизни
26. Прожиточный минимум
27. Теория человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал
28. Виды и формы социальных трансфертов
29. Государственное регулирование социально-трудовых отношений
30. Социальное партнерство
31. Международное регулирование социально-трудовых отношений
32. Формы и системы оплата труда
33. Производительность труда: общественная производительность труда, индивидуальная производительность труда (выработка), методы определения выработки, трудоемкость, виды трудоемкости, факторы роста производительности труда
34. Организация заработной платы и планирование фонда оплаты труда
35. Показатели использования трудовых ресурсов фирмы
36. Основные принципы организации труда
37. Сущность и методы нормирования труда
38. Состав трудовых ресурсов фирмы
39. Численность трудовых ресурсов и ее планирование
40. Цели и методы управления персоналом фирмы
Шкалы оценивания
Шкала оценки устного ответа (опрос)
Уровень /оценка | Описание |
Продвинутый/ («отлично») | правильно, всесторонне в полном объеме излагает знания: дает определения, раскрывает содержание понятий, верно использует терминологию; знает организацию и методику реализации профессиональной деятельности; демонстрирует всестороннее и полное понимание смысла изученного материала |
Углубленный уровень/ («хорошо») | правильно, в полном объеме излагает знания: дает определения, раскрывает содержание понятий, верно использует терминологию; знает организацию и методику реализации профессиональной деятельности; демонстрирует понимание смысла изученного материала; допускает малозначительные ошибки |
Базовый Уровень/ («удовлетворительно») | правильно излагает базовые знания: дает определения, раскрывает содержание понятий, верно использует терминологию; знает базовый порядок организации и методику реализации профессиональной деятельности; демонстрирует понимание основного смысла изученного материала |
Нулевой Уровень/ (« неудовлетворительно») | содержание знаниевого компонента не раскрыто; допускает значительные ошибки в изложении теоретического основ, организации и методологии профессиональной деятельности; не дает ответы на вопросы, в том числе вспомогательные |
Шкала оценки реферата
Оценка | Критерий оценки |
Продвинутый/ («отлично») | Во введении четко сформулированы цели и задачи реферативного исследования; прослеживается логическая взаимосвязь его пунктов и подпунктов: соответствие содержания реферата его теме; раскрывается глубина и всесторонность изучаемой проблематики; точно, без искажения передано содержание использованных для написания реферата источников; показаны основные идеи других авторов; процитированы первоисточники; в изложении письменного материала прослеживается логичность, последовательность изложения, грамотность автора, ясность стиля, четкость формулировок; заключение содержит выводы соответствующие целям и задачам исследования, поставленным во введении; все требования, предъявляемые к заданию, выполнены |
Углубленный уровень/ («хорошо») | Во введении четко сформулированы цели и задачи реферативного исследования: прослеживается логическая взаимосвязь его пунктов и подпунктов; соответствие содержания реферата его теме; в основной части логично, но недостаточно глубоко и всесторонне раскрывается суть изучаемой проблематики: точно, без искажения передано содержание использованных для написания реферата источников; показаны основные идеи других авторов; процитированы первоисточники; в изложении письменного материала прослеживается логичность, последовательность изложения, грамотность автора, ясность стиля, четкость формулировок; заключение содержит выводы соответствующие целям и задачам исследования, поставленным во введении: основные требования, предъявляемые к заданию, выполнены. |
Базовый Уровень/ («удовлетворительно») | Во введении нечетко сформулированы цели и задачи реферативного исследования или не вполне соответствуют его теме; прослеживается логическая взаимосвязь его пунктов и подпунктов: соответствие содержания реферата его теме; в основной части недостаточно логично, глубоко и всесторонне раскрывается суть изучаемой проблематики; точно, без искажения передано содержание использованных для написания реферата источников; показаны основные идеи других авторов; процитированы первоисточники; в изложении письменного материала прослеживается логичность, последовательность изложения, грамотность автора, ясность стиля, четкость формулировок; заключение содержи! выводы не полностью соответствующие целям и задачам исследования, поставленным во введении; основные требования, предъявляемые к заданию, выполнены частично |
Нулевой Уровень/ (« неудовлетворительно») | Во введении не сформулированы цели и задачи реферативного исследования или не соответствуют его теме; не прослеживается логическая взаимосвязь его пунктов и подпунктов; не соответствие содержания реферата его теме; в основной части нет логичного, глубокого и всестороннего раскрытия суть изучаемой проблематики; точно, без искажения передано содержание использованных для написания реферата источников; показаны основные идеи других авторов; процитированы первоисточники; в изложении письменного материала не прослеживается логичность, последовательность изложения, грамотность автора, ясность стиля, четкость формулировок; заключение содержит выводы не соответствующие целям и задачам исследования, поставленным во введении; основные требования, предъявляемые к заданию не выполнены |
Шкала оценки выполнения упражнения и решения задач
Уровень /оценка | Описание |
Продвинутый/ («отлично») | Демонстрирует полное понимание проблемы. Все требования предъявляемые к заданию выполнены. |
Углубленный уровень/ («хорошо») | Демонстрирует значительное понимание проблемы. Все требования предъявляемые к заданию выполнены. |
Базовый Уровень/ («удовлетворительно») | Демонстрирует частичное понимание проблемы. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены. |
Нулевой Уровень/ (« неудовлетворительно») | Требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. |
Шкала оценки ситуационной задачи (кейс-стадиз)
Уровень /оценка | Описание |
Продвинутый/ («отлично») | Даётся комплексная оценка предложенной ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; последовательное, правильное выполнение заданий, умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
Углубленный уровень/ («хорошо») | Даётся комплексная оценка предложенной ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; последовательное, правильное выполнение заданий; возможны ошибки, исправляемые самим студентом после замечаний преподавателя; умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
Базовый Уровень/ («удовлетворительно») | Затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; выполнение заданий при подсказке преподавателя; затруднения в формулировке выводов. |
Нулевой Уровень/ (« неудовлетворительно») | Неправильная оценка предложенной ситуации; отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий. |
Шкала оценки устного ответа на экзамене по данной дисциплине
Уровень /оценка | Описание |
Продвинутый/ («отлично») | Обучающийся глубоко и прочно освоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач. |
Углубленный уровень/ («хорошо») | Обучающийся твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения, но затрудняется с ответом при видоизменении заданий, при обосновании принятого решения возникают незначительные затруднения в использовании изученного материала. |
Базовый Уровень/ («удовлетворительно») | Обучающийся имеет фрагментарные знания основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ. |
Нулевой Уровень/ (« неудовлетворительно») | Ответы на поставленные вопросы не получены |
Институт экономики
Кафедра Экономика и управление предприятием
ЭКОНОМИКА ТРУДА
Методические указания
по выполнению самостоятельной работы
для обучающихся по направлению
Экономика»
Профиль
Дата: 2018-11-18, просмотров: 264.