Марксистское учение о государстве как социальной организации классово-антагонистического общества. Государство и гражданское общество
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наиболее крупной социальной организацией общества является го­сударство. Государство возникает из определенных социальных по­требностей, с определенной целевой направленностью, в нем доволь­но четко осуществляется социальная стратификация, выявление социальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные управляющая и управляемая подсистемы и другие признаки соци­альной организации. В социологии существует множество теорий государства. Наиболее разработанным нам представляется марк­систское учение о государстве как социальной организации классо­во-антагонистического общества.

Основоположники этой теории К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ле­нин исходили из предпосылки, что в основе всех форм общественных отношений, в том числе и политических отношений, которые прежде всего организуют государство, лежат социальные интересы.

 Интере­сы — это реальные жизненные стремления индивидов, слоев, групп, классов и других общностей, которыми оно осознанно или неосознан­но руководствуется в своих действиях и которыми определяется их объективное положение в системе общественного производства.

Ос­нову социальных интересов составляет та или иная форма собствен­ности. Волевое, авторитарное выражение интереса субъекта собст­венности, проявляющееся в организации социального управления, есть социальная власть.

 Основные функции власти — это осуществ­ление интересов субъекта собственности посредством организации управления. Средствами осуществления власти выступают различ­ные социальные институты, которые функционируют с целью реа­лизации властной воли.

С точки зрения марксизма, в первобытнообщинном, бесклас­совом обществе, базировавшемся на общественной собственности, существовало полное совпадение коренных интересов людей и соци­альная власть принадлежала всем его членам. В этом обществе не было дифференциации его членов на властвующих и подвластных. Субъект и объект власти совпадали. Совет старейшин, вожди явля­лись органами власти, возникшими вследствие разделения труда. Эти органы обладали высшим властным авторитетом, их воля была обязательна для всех членов общества.

 В условиях совпадения ко­ренных интересов авторитарная воля органов власти выступала как интегрированная воля всего общества. Гарантией реализации этой власти служили нормы морали, обычаи, традиции, которые формировались в общественном мнении. В этих условиях силы обществен­ного мнения было достаточно для осуществления власти и вопрос о создании специальных орудий властвования не имел объективной основы для возникновения.

Общественное разделение труда нарушило целостность обще­ственного интереса, способствовало разделению относительно само­стоятельных интересов и социальных групп, произошел процесс классообразования. В своей основе процесс классообразования есть процесс отчуждения основных средств производства от непосредст­венных производителей, в результате чего коренным образом изме­няется отношение одной группы людей к другой, а также происходят процессы обособления этих групп.

 Субъект собственности конститу­ируется как класс, противостоящий непосредственным производи­телям, отчужденным от средств производства. Интересы этих двух классов непримиримы, разгорается классовая борьба. Чтобы эти про­тиворечия и противоположные классы «не пожирали друг друга в бесплодной борьбе», отмечал В. И. Ленин, возникает сила, стоящая, по-видимому, над обществом, — государство.

 Таким образом, вслед­ствие отчуждения собственности в процессе классообразования со­циальная власть также отчуждается от общества и находит способ своей реализации в государстве как форме отчужденной власти.

В классовом обществе власть в ее структурно-функциональном измерении есть политические отношения, в институционально» плане — власть есть государство как публично-властная форма ор­ганизации классового общества.

Классовое расслоение потребовало наделения социальных ин­ститутов дополнительными функциями, в частности, введения пред­писаний, требующих безусловного им подчинения. Для этой цели норм религии, морали, обычаев и традиций оказалось явно недоста­точно. Потребовалось формирование институциональных норм, то есть норм, которые создаются особыми институтами, обладающими, на это особыми прерогативами.

В случае, когда в качестве такого сложного типа социального института выступает государство, нормативная деятельность реа­лизуется в форме правовой регламентации. Право — это историчес­ки определенная социальная форма, посредством которой обеспечи­вается целостность общественной системы путем принудительного подчинения особому интересу государственной власти. Основным элементом правовой системы являются правовые нормы.

 Право­вые нормы — это организованные в определенной структуре и вы­раженные в установленной форме общие правила, регулирующие типичное общественное отношение или ту или иную сторону этого отношения.

В государстве уже четко разделяется управляющая и уп­равляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государст­ва как социального института (публично-властной организации классового общества) принадлежит государственному аппарату.

Государственный аппарат — это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой ор­ганизации и классовой власти. Государственный аппарат есть ре­зультат разделения политико-управленческой деятельности вну­три классового организованного общества. Если в доклассовом об­ществе публичное властвование, управление обществом было прочно вплетено в материально-практическую деятельность, то процесс классообразования привел к отпочкованию публичной вла­сти в самостоятельную социальную функцию.

Государственный аппарат — это тот слой, «корпорация», кото­рый практически осуществляет власть в государстве, приводя в дви­жение всю огромную и сложную государственную машину. Концентрация властных полномочий в руках государствен­ной бюрократии зачастую приводит к весьма значительной самостоя­тельности государственного аппарата по отношению к классу, вплоть до того, что бюрократия диктует свою волю, основанную на частном «корпоративном интересе», господствующему классу.

 К. Маркс неод­нократно отмечал наличие у бюрократии своих особых целей, которые она в процессе властвования выдает за всеобщие. Бюрократия состав­ляет особое замкнутое общество в государстве. Бюрократия считает са­мое себя конечной целью государства, так как бюрократия делает свои «формальные цели своим содержанием, то она всегда вступает в кон­фликт с реальными целями». И этот факт может откладывать серьезный отпечаток на функционирование госу­дарственных учреждений. Эти учреждения в какой-то мере могут ото­рваться от обслуживания классовых интересов и замкнуться на «кор­поративном» интересе государственной бюрократии. Однако, как под­черкивал К. Маркс, всегда «бюрократия при всем своем стремлении к самовластию была орудием господствующего класса».

Главная функция государства состоит в формировании такой социальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки разви­тия господствующих производственных отношений и самого класса собственников. Марксизм утверждает, что организация общества в форме государства есть институционализация в политической фор­ме экономического могущества господствующих классов, концент­рированное выражение этого могущества и создание на его основе принципиальных условий существования данного способа производ­ства. Однако создание таких условий невозможно без общего интере­са класса собственников и направления воли всех граждан (поддан­ных государства) в одно русло, что предусматривает определенное ограничение стихии самого этого класса, обещание стихии единич­ных интересов.

Другой не менее важной функцией государства является подав­ление сопротивления угнетенных классов, установление отношений господства и подчинения. Господство — это не что иное, как навязыва­ние воли класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осуществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологически­ми. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классово­го господства.

Государству, как наиболее общей форме социальной органи­зации отношений людей, в известной мере, противостоит такая фор­ма социальной организации, как гражданское общество. Граждан­ское общество — это совокупность независимых, имеющих возмож­ность реализовать свои цели личностей и их добровольных объединений.

Как самостоятельная форма социальной организации граж­данское общество формируется в процессе борьбы с властью, перво­начально требуя изменения своих прав, затем добиваясь участия в управлении государством и, наконец, превращая государственную власть в надежный инструмент регулирования общественных отно­шений.

В центре гражданского общества находится суверенная лич­ность, обладающая разнообразными правами и свободами, прежде всего, такими «неотчужденными» правами, как право на жизнь, соб­ственность, свободу. В этих условиях поведение человека определя­ется, прежде всего, его собственными интересами, на него ложится и вся ответственность за свои действия. Такая личность превыше все­го ценит собственную свободу, уважая, вместе с тем, законные инте­ресы других людей.

Ценность человека определяется его личностны­ми качествами, что стимулирует в нем стремление к раскрытию и развитию его способностей. Осознание личностной самооценки явля­ется важнейшей характеристикой гражданского общества.

Формирование гражданского общества связано со становле­нием и развитием капиталистического способа производства, кото­рый способствовал утверждению идеологии индивидуализма. В ус­ловиях капиталистических общественных отношений индивид полу­чил возможность действовать как самостоятельная общественная сила, чьи возможности во многом зависели от его собственных спо­собностей. Становление капиталистического общества в политичес­кой сфере способствовало утверждению правового государства, вы­рабатывающего механизмы защиты общества и личности от произ­вола государственной власти.

Такой тип общества в странах Западной Европы формировал­ся на рубеже XIX-XX вв. В России в это время начали закладывать­ся только первоначальные задатки гражданского общества. Но этот процесс был прерван в октябре 1917 г. В результате социалистичес­кой революции советское общество превратилось в тоталитарную систему. Тоталитаризм полностью подчиняет интересы личности ин­тересам государства. Государственная машина регламентировала все, даже самые интимные стороны жизни советских людей. В насто­ящее время Россия встала на путь создания гражданского государст­ва со всеми его необходимыми атрибутами: правовым государством, правом людей на собственность, на свободу деятельности и выраже­ния мнений и убеждений.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 507.