Транспортное хозяйство является артерией предприятия, связующей материальные потоки. В процессе производства в цехах предприятия регулярно перемещается большое количество сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, инструментов и готовой продукции. Доставка этих грузов на склады предприятия, перемещение их внутри предприятий, а также вывоз готовой продукции и отходов с предприятия являются функциями транспортного хозяйства.
Вся совокупность транспортных работ на предприятии осуществляется с помощью внешнего, межцехового и внутрицехового транспорта.
Внешний транспорт обеспечивает связь предприятия (его сырьевых и топливных складов, а также складов готовой продукции) со станцией железной дороги, пристанью, аэропортом и складами контрагентов.
Межцеховой транспорт предназначен для перемещения грузов на территории завода между его отдельными цехами, службами, а также между цехами и складами.
Внутрицеховой транспорт предназначен для выполнения транспортных операций в пределах отдельных цехов и складов.
Управление внешним и межцеховым транспортом, как правило, концентрируется в транспортном цехе (отделе). Управление внутрицеховым транспортом является функцией руководителей соответствующих цехов (участков) и осуществляется через цеховую диспетчерскую службу.
Организация внутризаводского транспорта и его работа оказывает непосредственное влияние на ход производственного процесса и себестоимость выпускаемой продукции. В связи с этим основной задачей транспортного хозяйства является бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций.
Последовательная комплексная механизация всех транспортных и погрузочно-разгрузочных операций служит основным средством повышения эффективности работы транспорта на предприятии. Так, внедрение контейнерных и пакетных перевозок, а также поддонов позволяет механизировать погрузочно-разгрузочные работы, более чем в 4 раза повысить производительность труда на этих работах, сократить применение ручного труда и простои подвижного состава.
Состав транспортного хозяйства предприятия зависит производственной структуры предприятия, характера выпускаемой продукции, типа и масштаба производства. Так, на предприятиях, выпускающих станки, тракторы, автомобили, для вывоза готовой продукции и завоза сырья и материалов основным видом внешнего транспорта является железнодорожный. Предприятие в этом случае в большинстве случаев имеет собственные подъездные железнодорожные пути и маневровые локомотивы. На крупных предприятиях с развитым железнодорожным хозяйством выделяется цех железнодорожного транспорта.
Межцеховые перевозки грузов осуществляются автомобильным и другими видами безрельсового транспорта.
При перемещении грузов внутри цехов используется авто- и электрокары, конвейеры, монорельсовые пути с электротельферами и др.
Погрузочно-разгрузочные работы осуществляются при помощи различных видов кранов, автопогрузки, транспортеров.
Организация и планирование грузовых перевозок
Для того, чтобы обоснованно выбрать рациональный вид транспортных средств, который наиболее полно отвечает требованиям конкретного производства, необходимо, прежде всего, изучить объем перевозок предприятия в целом, его отдельные грузопотоки, а также грузооборот.
Объем перевозок - это общее количество грузов (в тоннах), перемещаемых по территории завода за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год).
Грузопоток - это количество грузов (в тоннах), перемещаемых за определенный период времени между отдельными пунктами погрузи и разгрузки. Под пунктами погрузки и разгрузки понимается склады, площадки цехов, участков и других подразделений.
Грузопотоки в сумме дают объем перевозок в целом по предприятию. Грузооборот - это объем транспортной работы (в тонно-километрах) по перевозке грузов за определенный период.
Расчет объема перевозок оформляется в шахматной ведомости, в которой указывается как грузоотправитель, так и получатель.
По данным грузооборота, объема перевозок и грузопотоков исчисляется потребность транспортных средств по видам, численность транспортных рабочих, их производительность труда и фонд заработной платы, себестоимость транспортных работ, объем погрузочно-разгрузочных работ.
Для сокращения холостых пробегов подвижного состава и простоев перегрузочных машин необходимо разработать маршруты движения транспорта.
Существуют две системы внутризаводских маршрутов: кольцевая и маятниковая.
Кольцевая система используется для обслуживания ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов с одного — другому.
Маятниковая система перевозок применяется для транспортирования между двумя постоянными пунктами обслуживания. Она может быть односторонней, когда транспорт движется в одну сторону с грузом, а обратно — порожним; двухсторонней — при движении транспорта в оба конца нагруженным. Более сложным вариантом маятниковой системы является веерная, например, систематическая доставка материалов из центрального склада нескольким цехам или, наоборот, при вывозе грузов из нескольких точек в одну.
При выборе системы маршрутов перевозки необходимо предусмотреть: кратчайшие пути движения транспортных средств при максимальных значениях коэффициентов хода с грузом, использование грузоподъемности и грузовместимости подвижного состава.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 266.