Складское хозяйство является важной частью любого предприятия. Оно играет важную роль в процессе движения материальных ценностей. Основными задачами складского хозяйства являются:
• своевременное обеспечение производства сырьем, материалами, оборудованием, запасными частями, комплектующими изделиями;
• отгрузка готовой продукции потребителям;
• обеспечение сохранности материальных ценности на складах;
• снижение затрат, связанных с осуществлением складских операций и содержанием ее складов;
• повышение производительности труда и улучшение условий труда рабочих, обслуживающих склады.
Складское хозяйство крупного промышленного предприятия представляет собой сложную систему, состоящую из сети складов со специальными устройствами и оборудованием для перемещения, штабелирования и хранения материалов, а также с весовым и измерительным оборудованием, вычислительной техникой, противопожарными средствами.
По роду и назначению хранимых материальных ресурсов различаются склады: сырья и основных материалов, топлива, полуфабрикатов, покупных комплектующих, инструментов, готовой продукции и т.д. по номенклатуре хранимых ценностей – специализированные и универсальные.
Склады классифицируются и по роду других признаков: по степени механизации, конструкции зданий, масштабу обслуживания, типу здания и роли складов в производственном процессе.
Существенным признаком склада является наличие подъездных железнодорожных путей и внутризаводских автомобильных дорог (подъездов) и постоянных устройств для механизированной обработки подвижного состава (рампы, повышенные пути, вагоноопрокидыватели и т.д. Организация складского хозяйства состоит в выборе и обосновании видов и составов складов, их размещения, размеров и оборудования складских помещений, а также в определении порядка работы складов в зависимости от выполняемых ими функций. Состав складского хозяйства и виды складов выбираются с учетом производственной мощности, специализации предприятия, номенклатуры выпускаемой продукции, видов и объемов материальных запасов, а также размещения всех подразделений на территории предприятия. При обосновании расположения складов необходимо учитывать возможность сокращения перевозочной работы внутризаводского транспорта.
Исходными данными для расчета площадей складов служат нормы запаса материалов. Они могут быть минимальные (страховые), текущие, максимальные (сумма страховых и текущих) и переходящие.
Площадь складов следует рассчитывать исходя из максимального запаса Zmax , который рассчитывается по формуле:
, (15.1)
где Q — годовое поступление материалов в натуральной форме;
n — максимальная норма запаса, дни.
Складская площадь состоит из площади, непосредственно занятой под грузы (полезная), и площади, занятой под проезды, проходы, места для сортировки, служебные и бытовые помещения.
Коэффициент использования площади равен отношению складской площади, занятой непосредственно под грузы, к общей площади склада.
Так, при хранении материалов в штабелях на полу этот коэффициент составит 0,6-0,7, при хранении в стеллажах — 0,3-0,4.
Существуют приближенные методы расчета площадей складов. Один из них основан на учете максимально допустимой нагрузки на 1 м2 площади пола и высоты укладки материалов. Расчет производится с помощью формулы:
, (15.2)
где SОБЩ — общая площадь складов, м2;
ZMAX — максимальная норма запаса всего склада, т;
q — средняя допустимая нагрузка для данного вида склада, т/м2;
КИ - коэффициент использования общей площади для данного вида склада.
Длина фронта погрузочно-разгрузочных работ рассчитывается следующим образом: берутся данные о годовом поступлении товаров на склад и грузоподъемности железнодорожных вагонов или других транспортных средств. Затем начисляется количество транспортных средств, которое должно подаваться в сутки к складу с учетом коэффициента неравномерности прибытия или отправления, по формуле:
, (15.3)
где ПТР — количество транспортных единиц;
Q — годовое поступление или отправление груза, т;
КH — коэффициент неравномерности прибытия (отправления) (1,0-1,5);
д — средняя грузоподъемность транспортной единицы, т (условный вагон — 62 т).
Длина фронта погрузочно-разгрузочных работ определяется по формуле:
, (15.4)
где L — длина транспортной единицы, м;
l — расстояние между транспортными единицами, м.
Среди различных вопросов рациональной организации складского хозяйства заводов массового машиностроения занимают вопросы комплексной механизации и автоматизации складских работ, а также учета движения товарно-материальных ценностей с помощью АСУ.
Учет поступивших и отпускаемых со складов материальных ценностей ведется параллельно работниками склада и бухгалтерии предприятия. Периодически на складах производится инвентаризация. Работой склада руководит его заведующий, являющийся материально ответственным лицом. В штат склада входят материально ответственные кладовщики, грузчики и транспортные рабочие склада.
Значительная часть материальных ценностей нуждается в хранении и перевозке в таре.
Тара – это изделие, с помощью которого хранят и перемещают сырье и материалы, обеспечивают их качественную и количественную сохранность при транспортировке с места их заготовки или производства до места хранения или потребления.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 255.