Процессы контроля тесно связаны между собой и могут быть представлены, по необходимости, как единый процесс под названием «управление изменениями».
Изменения – это замена управленческого решения вследствие воздействия разных объективных или субъективных факторов при разработке и реализации проекта.
Изменения могут вноситься в различные разделы проекта и на любом этапе жизненного цикла проекта. их инициатором может выступать любой участник проекта, чаще всего это заказчик (может изменять конечные характеристики проекта), разработчик (может изменять первоначальную документацию), подрядчик (изменения в технологии, плане, методах работ).
Причины возможных изменений:
· случайности в проектных решениях;
· совершенствование средств, методов, материалов;
· отставание от графика;
· изменение расценок.
Виды изменений можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние изменения зависят от параметров самого проекта: сроков, поставок, графиков, финансирования и т. д. внешние осуществляются на макроуровне: политика, право, экономика, технический прогресс и т. д. и никак не зависят от проекта.
Влияние изменений на проект – как внутренних, так и внешних – могут изменяться в очень большом диапазоне — от глобальных до незначительных. Все изменения в проекте в конечном итоге влияют на «магический треугольник проекта»: возникают дополнительные затраты, изменяются сроки, качество выполнения работ.
Управление изменениями включает в себя следующие процедуры:
· отслеживание – сбор и документирование фактических данных; определение в официальных и неофициальных отчетах степени соответствия фактического выполнения запланированным показателям;
сбор данных осуществляется по таким показателям, как время, стоимость, качество, организация проекта, содержание работ;
· анализ – оценка текущего состояния работ и сравнение достигнутых результатов с запланированными; определение причины и путей воздействия на отклонения от выполнения плана;
· корректировка – планирование и осуществление действий, направленных на выполнение работ в соответствии с планом, минимизацию неблагоприятных отклонений или получение преимуществ от возникновения благоприятных ситуаций.
Таким образом, можно констатировать, что управление изменениями должно осуществляться системно и последовательно по определенному алгоритму, включающему несколько последовательных стадий, в частности, прогнозирование и планирование будущих изменений; систематизацию всех изменений для изучения и оценки последствий; принятие или отклонение изменений; организацию мониторинга; синхронизацию усилий по исполнению и т. д. управление изменениями осуществляется в соответствии со стандартным алгоритмом и поддерживается документально. стандартный алгоритм управления изменениями включает в себя несколько этапов:
1. Фиксация базисного состояния системы. Это описание конфигурации текущих параметров проекта как комплекса технической документации в данный момент времени.
2. Прогнозирование изменений. Осуществляется на всех этапах жизненного цикла, особое внимание уделяется важным «вехам» проекта, в которых высока вероятность «ветвения» возможных сценариев проекта, задачам с высокой степенью риска, критическим задачам и т. д. На этапе разработки проекта для обеспечения возможных изменений, вариаций сценария закладываются физические и ценовые резервы.
3. Оценка предполагаемых изменений. Это комплексный анализ влияния изменения на стоимость проекта, показатели работ, сетевые графики и конечный результат проекта. при выполнении этой процедуры используются различные методы анализа: функционально-стоимостный, анализ альтернатив, методы анализа сетевого графика и т. д.
4. Изменения рассматриваются проектной командой или специальной комиссией. Иногда она называется комитетом по управлению изменениями. Функции комитета могут выполняться существующим управленческим подразделением (или несколькими подразделениями).
Комитет рассматривает существенные изменения:
· в содержании;
· базовом плане;
· стоимости;
· сроках.
Изменения могут рассматриваться согласительной комиссией, которая состоит из ведущих специалистов организации. Все изменения в обязательном порядке должны проходить процедуру согласования. Уровни принятия решений зависят от масштаба и последствий принимаемых изменений. Соответствие их уровню принятия решений отражено в табл..1.
Таблица 1. Уровни принятия решений
Характер изменения / кто утверждает | Руководитель проекта | Куратор проекта | Совет директоров |
Общий бюджет | – | – | Любые отклонения в сумме общего бюджета |
Бюджет по отдельным отраслям | отклонения в размере не более 10% | отклонения в размере не более 20 % | – |
Прибыль проекта | – | отклонение по прибыли 10 % | отклонение по прибыли более 10 % |
Перечисление дивидендов | _ | _ | любые отклонения по дивидендам |
Результаты проекта | _ | _ | изменение ожидаемых результатов проекта |
Цели проекта | _ | _ | изменение целей и задач проекта |
Длительность проекта | изменение длительности операций без ущерба для длительности проекта (лежащие не на критическом пути) | изменение суммарной длительности проекта в пределах 0,5–1 месяца | изменение длительности проекта более чем на 3 месяца |
Длительность отдельной фазы проекта | изменение длительности операций без ущерба для длительности фазы (лежащие не на критическом пути) | Изменение длительности фазы в пределах 1-2 недель | _ |
После рассмотрения необходимых предложений может быть вынесен вердикт:
· одобрить;
· отказать;
· отложить;
· доработать;
· эскалировать.
Примерная форма итогового документа согласования изменений приведена в табл. 2.
Таблица.2 Документальное оформление решений об изменениях
Описание изменения | Анализ вида изменения и его последствий |
Номер запроса на изменение | |
Заголовок | |
Приоритет | Высокий – обязательное изменение, других альтернатив нет. Средний – обязательное или в высшей степени желательное изменение, но имеются альтернативы. Низкий – не обязательное, но желательное решение для совершенствования проекта |
Информация об инициаторе | |
Детальное описание изменения | Если необходимо, возможно использовать приложение для описания изменения |
Причины, вызвавшие потребность в изменении | |
Влияние изменения на проект | |
Решение руководителя проекта по запросу на изменение: подпись, дата | Решение: · принять – произвести предлагаемое изменение; · отменить – признать нецелесообразным давать ход этому запросу; · отложить – запрос имеет смысл, однако будет рассмотрен на более позднем этапе · провести оценку – запрос имеет смысл и необходимо провести анализ и оценку последствий; · эскалировать – запрос имеет смысл, однако проводить оценку и принимать решение имеют полномочие только вышестоящие комитеты |
Решение куратора проекта: подпись, дата | |
Оценка последствий изменения и рекомендации (производится экспертным комитетом) | Список подпроектов, на которые окажут влияние изменения Влияние на длительность плана в днях по подпроектам Влияние на стоимость проекта по подпроектам Итоговая оценка (если возможно) |
Решение правления: подпись дата |
5. Осуществление изменений. Проект-менеджер, получивший согласие комитета на осуществление изменений, должен обновить проектную документацию, информировать все подразделения организации, участвующие в проекте, оповестить субъектов-кооперантов, участников проекта, а также разработать необходимые меры по реализации изменений.
6. Контроль выполнения изменений. Контроль сводится к непрерывному мониторингу состояния системы с учетом сделанных изменений. На практике это выглядит как сравнение фактических изменений с плановыми. Особое внимание уделяется влиянию внесенных изменений на сроки проекта, использованию ресурсов и стоимости проекта.
Если в проекте имеет место большое количество изменений или они масштабны, или имеют слишком большое значение для конечных целей проекта, то в масштабных проектах при матричных оргструктурах могут быть сформированы отдельные подразделения для осуществления изменений и контроля за их выполнением.
Завершение проекта
Завершение проекта предполагает осуществление всех формальных процедур, предусмотренных стандартом, для законной передачи документации проекта пользователю после исполнения всех задач проекта и достижения всех целей. Таким образом, завершение проекта предполагает как завершение всех задач проекта, так и разрешение всех спорных вопросов, оформление документации проекта и сдачу ее в архив. стандартные этапы завершения проекта отражены на рис.1.
Рис. 1. Схема процессов завершение проекта
Завершение проекта включает в себя следующие процессы:
1. Закрытие управления предметной областью проекта:
· составление сводного отчета на основе анализа результатов проекта;
· разрешение спорных и конфликтных ситуаций;
· формирование архива проекта.
2. Закрытие проекта по временным параметрам проекта:
· составление отчета на основе анализа выполнения сроков проекта;
· формирование архива календарных планов.
3. Закрытие проекта по стоимости и финансам проекта:
· экономический анализ и оценка результатов;
· разрешение претензий и конфликтов со стороны заказчика, инвестора и других участников проекта;
· подготовка исполнительной сметы и финансового отчета;
· окончательный расчет и закрытие финансирования;
· формирование архива финансовых документов.
4. Закрытие проекта по качеству проекта:
· сводная оценка качества результатов проекта;
· решение о завершающей приемке;
· список замечаний и претензий по качеству;
· разрешение спорных вопросов и конфликтов по качеству;
· оформление документации и архива по управлению каче ством.
5. Закрытие проекта по рискам проекта:
· анализ и обобщение фактических данных по проявлению ри- сков и неопределенности в проекте;
· анализ выполнения планов управления рисками;
· подготовка сводного завершающего отчета по управлению рисками.
6. Закрытие проекта по персоналу проекта:
· анализ и оценка деятельности команды проекта;
· разрешение конфликтов;
· проведение окончательного расчета персонала;
· формирование архива команды проекта;
· расформирование команды проекта.
7. Закрытие проекта по коммуникациям проекта:
· заключительный отчет об управлении коммуникациями в проекте;
· формирование архива документации проекта;
· принятие решения о дальнейшем использовании средств коммуникаций проекта.
8. Закрытие проекта по изменениям проекта:
· оценка изменений и их результатов;
· заключительный отчет о фактических изменениях проекта;
· формирование архива изменений проекта.
Эффективные формы досрочного завершения проекта:
· отказ от реализации проекта до начала работ;
· продажа частично реализованного проекта;
· продажа продукта/услуги на стадии его эксплуатации;
· привлечение на любой стадии реализации проекта дополнительного паевого постороннего капитала с минимизацией своего паевого участия;
· раздельная продажа основных видов активов реализуемого проекта.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 380.