Поставьте своевременность во главу угла

Вы наверняка не раз слышали фразу «всему свое время» в разговорах о различных ситуациях или планах. Когда вы общаетесь с людьми и их эмоциями, своевременность действительно решает все. Вы не просите повышения зарплаты, когда дела в компании идут не особенно хорошо, вы не пытаетесь исправлять человека, который и так запуган общением с вами, и вы не просите об одолжении, когда человек напряжен или разгневан.

Для того чтобы научиться своевременности как навыку социальной восприимчивости, начните с задавания вопросов. Ваша цель состоит в том, чтобы задать правильный вопрос в правильное время и в правильном состоянии – причем в правильном состоянии должны находиться не только вы сами, но и ваши собеседники.

Представьте, что вы общаетесь с коллегой, и она рассказывает вам о своем супруге. Состояние семейных отношений вызывает у нее напряжение, и она ведет себя более эмоционально, чем обычно. Представьте, что вы внезапно задаете ей вопрос типа «Удалось ли тебе подумать о новых идеях для нашего проекта?» Скорее всего, она посмотрит на вас непонимающим взглядом и будет несколько ошарашена вопросом. Ее лицо потеряет живость. На этом ваш разговор закончится.

В данном случае неправильными были и сам вопрос, и время, в которое он был задан. Вы задали вопрос, который считали правильным со своей точки зрения, и сделали это в удобное для себя время. Однако время и состояние вашего собеседника совершенно не соответствовали общению на данную тему. Помните, дело не ограничивается только вами – вы должны помнить и о собеседнике. Самый правильный вопрос в подобной ситуации и подобном состоянии вашей собеседницы мог бы звучать так: «Могу ли я тебе чем-нибудь помочь?» Скорее всего, она оценила бы вашу заботу и смогла бы хоть немного успокоиться. И в этот момент вы могли бы мягко задать интересующий вас вопрос, при этом признав, что, возможно, сейчас не лучшее время для него.

Практикуя навык своевременности, помните, что ключ к развитию социальной восприимчивости лежит в концентрации на других людях, а не на себе самом, – только в этом случае вы сможете достичь большей эффективности.

4. Используйте вопросы «из заднего кармана»

Иногда разговор может принять неожиданный для вас оборот. Ваш собеседник может оказаться гораздо менее разговорчивым, чем вы ожидали, либо вы получаете односложные ответы на свои вопросы. Молчание длиной в десять секунд кажется вам настоящей вечностью; вы испытываете неловкость, находясь в самом центре неприятной ситуации. И в этот момент вам нужно достать из заднего кармана что-то совершенно неожиданное. Как насчет неожиданного для данных обстоятельств вопроса?

Вопрос «из заднего кармана» представляет собой вопрос на всякий случай, который вы задаете для того, чтобы быстро выйти из неловкого молчания или некомфортной ситуации. Эта стратегия социальной восприимчивости позволяет вам выиграть время для того, чтобы узнать вашего собеседника получше и показать ему, что вы заинтересованы в его мыслях, чувствах и идеях. Вопрос может выглядеть примерно как: «А что вы думаете о [заполните пробел самостоятельно]?» Выберите какой-нибудь вопрос, требующий развернутого ответа: например, связанный с работой или какими-то текущими событиями. При этом вам следует избегать разговоров о политике, религии и других деликатных тем.

Универсальный собеседник точно знает, когда вытащить свой вопрос «из заднего кармана»: для придания новой силы разговору нужна хорошая тема, и вы не хотите просто так сдаваться. Эта стратегия выглядит как резкая перемена темы. Не беспокойтесь; если она способна вдохнуть жизнь в ваше общение, то вы делаете все правильно. Если же это не помогло разрядить обстановку, вам стоит деликатно вовлечь в общение кого-то еще или, извинившись, отойти и налить себе немного воды или кофе.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 43.