VII. Стратегии социальной восприимчивости

Случалось ли в вашей жизни такое, что к вам подходил коллега и, не говоря ни слова, понимал, как складывается ваш день и где блуждают ваши мысли? Он сразу понимал, что встреча, с которой вы только что пришли, была не особенно удачной, потому что это было «написано» на вашем лице. Он знал, что сейчас вас, скорее всего, нужно просто оставить в покое, вместо того чтобы начать выяснять нужный ему вопрос. Коллега отходил от вас и начинал заниматься чем-то другим.

А как насчет официантки, которая как будто знает, что нужно каждому из ее клиентов? Одна семейная пара погружена в свой маленький мир, и ее нужно оставить в покое; другая пара с удовольствием поболтает с официанткой, а человек, сидящий за третьим столом, требует максимально профессионального и вежливого подхода с минимумом общения. Все клиенты сидят за одинаковыми столами и занимаются одним и тем же делом (едят, пьют и ждут, когда уберут грязные тарелки), однако между всеми ними существуют какие-то глубинные отличия, что делает обслуживание каждого стола уникальным. Как же официантке удается так быстро оценить, кто именно сидит за каждым столом, и понять, что необходимо каждому?

И ваш внимательный коллега, и официантка обладают высоким уровнем навыка социальной восприимчивости, который они используют для того, чтобы определить и понять настроение других людей и даже групп. Оба этих человека являются в настоящий момент истинными профессионалами в области социальной восприимчивости, и в свое время им пришлось много изучать этот навык и использовать его на практике.

Вместо того чтобы смотреть внутрь себя и учиться осознавать свою суть, социальная восприимчивость направлена наружу – с помощью этого навыка вы учитесь понимать и оценивать состояние других людей. Социальная восприимчивость фокусируется на вашей способности выявлять и понимать эмоции окружающих вас людей. Настройка на эмоции других людей в процессе взаимодействия с ними поможет вам более четко видеть окружающую картину, которая оказывает влияние практически на все в вашей жизни – начиная с ваших связей и заканчивая финансовым благополучием.

Для выстраивания навыка социальной восприимчивости вам придется наблюдать за поведением людей в совершенно разных ситуациях. Вы можете изучать людей со стороны, стоя вместе с ними в очереди, или непосредственно, активно общаясь с ними лицом к лицу. Вы научитесь улавливать сигналы языка тела, тон голоса и даже то, что спрятано глубоко внутри, – их эмоции и мысли.

Одна из самых удивительных вещей, связанных с навыком социальной восприимчивости, заключается в том, что эмоции по-разному выражаются во множестве различных культур. Вы можете применять эти навыки везде, где захотите.

Но объектив, через который вы смотрите на мир, должен быть незамутненным. Убедитесь в том, что ваши мысли посвящены лишь происходящему в настоящее время разговору, и уделите вашим собеседникам максимально возможное внимание. В этом заключается первый шаг на пути к социальной восприимчивости. Взгляд наружу предполагает использование не только зрения: вы должны задействовать в этом процессе все органы чувств. Вы можете не ограничиваться основными ощущениями, а использовать огромное количество информации, поступающей в ваш мозг через шестое чувство – эмоции. Эмоции могут помочь вам заметить и дать правильную интерпретацию сигналам, которые посылают вам другие люди. Эти сигналы или подсказки помогают вам поставить себя на место другого человека.

Все 17 стратегий, приведенных в этом разделе, помогут вам понять, какие препятствия стоят на вашем пути. Они выручат вас в трудные моменты. Крайне важно научиться улавливать правильные сигналы. Проверенные временем стратегии социальной восприимчивости помогут вам это сделать.

Стратегии социальной восприимчивости

1. Приветствуйте людей по имени.

2. Наблюдайте за языком тела.

3. Поставьте своевременность во главу угла.

4. Используйте вопросы «из заднего кармана».

5. Не делайте записи в ходе собраний.

6. Планируйте вечеринки заранее.

7. Проведите уборку.

8. Живите мгновением.

9. Устройте себе 15-минутную экскурсию по офису.

10. Находите проявления EQ при просмотре кинофильмов.

11. Практикуйте искусство слушания.

12. Займитесь наблюдением за людьми.

13. Поймите правила культурной игры.

14. Проведите испытания на точность.

15. Поставьте себя на место другого.

16. Пытайтесь увидеть общую картину.

17. Уловите настроение, царящее в комнате.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 50.