I . Правопонимание и система прав человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

М 2. В. ОД. 1

 

 «Права человека: вопросы теории и истории»

 

 

Направление подготовки – 40.04.01 (03.09.00)  - Юриспруденция

 

магистерская программа - Теория и история государства и права

 

Квалификация (степень) –  магистр

Санкт-Петербург

2016

      

Рабочая программа дисциплины «Международно-правовая защита прав человека» составлена в соответствии с требованиями:

   - ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 (03.09.00) Юриспруденция, утвержденного приказом Министерства образования и науки от «04» мая 2010 г. № 464;

   - Приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 (ред. от 15.01.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

   - учебного плана ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» по направлению 40.04.01 (03.09.00)  Юриспруденция

       

Составитель: доктор юридических наук, профессор, почётный работник

высшего профессионального образования А. В. Стремоухов

Рассмотрено на заседании кафедры трудового права и права социального обеспечения № 10 от 21.06.2016

 

Соответствует требованиям к содержанию, структуре, оформлению.

 

Зав. кафедрой_____________________________        

 

Рабочая программа соответствует требованиям к содержанию, структуре, оформлению.

 

Согласовано:

Зав. библиотекой ________________ М. Е. Харитонова

 

 

Рекомендовано к использованию в учебном процессе

 

Язык обучения – русский


 


ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО

ДИСЦИПЛИНЕ:

     Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

пп

Индекс компетенции

Содержание компетенции

(или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

знать уметь владеть
1 ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу международные акты о правах че-ловека противостоять негативным воздействиям навыками действовать в точном соот-ветствии с законом
2 ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения основы профессио-нальной де-ятельности в данной области преодолевать и решать воз-никающие правозащит-ные проблемы навыками правового анализа
3 ПК-1 способен анализировать социально значимые проблемы и процессы   основные процессы и проблемы современности преодолевать и решать возникающие правозащитные проблемы навыками правового анализа
4 ПК-2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры   основы профессиональной деятельности в данной области составлять деловые документы по заданной теме приемами составления деловых документов
5 ПК-4 способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом о праве человека законодательство в сфере прав человека, юридически значимых действий принимать грамотные правовые решения навыками действовать в точном соответствии с законом
6 ПК-5 способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности правовые акты материального и процессуального права в профессиональной деятельности применять соответствующие правовой ситуации нормы приемами толкования внутригосударственных и международно-правовых норм о правах человека
7 ПК-6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства. связанные с правами человека   российское и международное законодательство в данной области правильно квалифицировать факты и обстоятельства. связанные с правами человека   Навыками толкования и квалификации правовых документов о правах
8 ПК-8 способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности российское и междуна-родное за-конодатель-ство в данной конкретной области преодолевать и решать возникающие правозащит-ные пробле-мы Навыками борьбы с коррупцией
9 ПК-9 способностью принимать оптимальные управленческие решения основы профессиональной деятельности в данной области Ориентироваться в современном законодательстве, регулирующем правоотношения в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; толковать нормативные акты и применять полученные знания в практической деятельности; принимать правовые решения в точном соответствии с законом применением законов и других нормативных правовых актов; обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифи-цированные юридические заключения и консультации
10 ПК-10 способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности профессиональный категорийный аппарат.   анализировать правоприменительную и правоохранительную практику; разрешать правовые проблемы и коллизии; реализовывать нормы материального и процессуального права; принимать необходимые меры по защите прав человека и гражданина;   анализом различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, основных положений и методов юридических, социальных, гуманитарных и экономических наук, являющихся объектами научных исследований в области права в профессиональной деятельности;  
11 ПК-11 способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права профессиональный категорийный аппарат.   анализировать правоприменительную и правоохранительную практику; разрешать правовые проблемы и коллизии; реализовывать нормы материального и процессуального права; принимать необходимые меры по защите прав человека и гражданина;   анализом различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, основных положений и методов юридических, социальных, гуманитарных и экономических наук, являющихся объектами научных исследований в области права в профессиональной деятельности;  
12 ПК-12 способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне особенности методики преподавания правовых дисциплин в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; ориентироваться в современном законодательстве, регулирующем правоотношения в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; толковать нормативные акты и применять полученные знания в практической деятельности, в том числе и педагогической;  

2. Место дисциплины в структуре ОП:

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины

 Учебная дисциплина «Права человека: вопросы теории и истории» читается магистрантам юридического факультета дневной и заочной формы обучения на 2 курсе.

Программа учебного курса «Права человека: вопросы теории и истории» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «юриспруденция» квалификация (степень) - «магистр» и действующим в ЛГУ им. А. С. Пушкина Учебным планом подготовки магистров юриспруденции.

Цель преподавания предмета:

способствовать осознанию магистрантами сложности и в то же время огромной важности  института прав человека в жизни современного российского общества и формировании у них профессиональной правозащитной направленности.

Задачами учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» являются:

- изучение с магистрантами - будущими юристами всего объёма и содержания прав человека, правовых норм о правах и механизма их обеспечения и защиты.

- во взаимодействии с другими юридическими дисциплинами воспитание у магистрантов чувства уважения к человеку, его правам, чести и достоинству;

- изучение международных и внутригосударственных правовых норм и актов, регулирующих права человека и способы их защиты;

- формирование у обучаемых навыков правильного применения юридических норм, связанных с реализацией прав и свобод человека и их правовой защитой;

- развитие и укрепление у будущих практических юристов профессиональной ориентации на защиту человека от любого беззакония и произвола с помощью международных и внутригосударственных правовых механизмов.

Объектом изучения научной и учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» является система обобщенных правовых знаний о правах человека, их содержании и правовом регулировании международными и внутригосударственными правовыми нормами.

Наиболее существенными элементами правовых знаний о правах человека, которые изучает научная дисциплина «Права человека: вопросы теории и истории», то есть ее предметом, являются:

— генезис прав человека;

— правовые учения и научные подходы к правовому пониманию прав человека, в том числе и основных прав;

— закономерности возникновения и развития прав человека;

— система и классификация прав человека;

— международные и внутригосударственные правовые нормы, закрепляющие права человека и их гарантии (право прав человека);

— юридические свойства основных прав человека;

— внутригосударственный и международный механизмы правовой защиты прав человека.

Особенность предмета учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» состоит в том, что это — комплексная политико-правовая дисциплина, изучающая основные этапы и закономерности возникновения, развития и осуществления на практике прав человека как важнейшей ценности мировой цивилизации. Это интегрирующая, синтезирующая научная и учебная дисциплина, вобравшая в себя в обобщенном виде данные всех областей обществознания, так или иначе связанных с правами человека — главного субъекта исторического процесса.

Предмет научной и учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» составляют, прежде всего, основные закономерности возникновения и развития истории, теории и практики реализации прав человека.

«Права человека: вопросы теории и истории» изучается в комплексе со всеми юридическими науками и дисциплинами. Так, международные акты о правах человека являются предметом изучения науки международного права. Однако в данной учебной дисциплине раздел о правах человека — один из проходных и изучается в сопоставлении с другими институтами международного права. В учебном курсе «Права человека: вопросы теории и истории» проблема собственно прав человека — центральная. Она рассматривается в сопоставлении прав человека в России с правами человека в международных правовых актах и правами гражданина в разных странах мира, а также в свете их закрепления во внутригосударственном законодательстве в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (имплементация прав человека).

Общая теория государства и права, изучая проблемы личности в правовой системе, особое внимание уделяет теории субъективных прав гражданина как элементу правоотношения, однако не затрагивает прав человека в их соотношении с правами гражданина. В курсе истории государства и права в историческом плане рассматриваются возникновение и развитие различных типов государств и правовых систем, в том числе и вопросы правового статуса личности. История политических и правовых учений изучает политико-правовые теории, в рамках которых речь идет и о теоретических аспектах прав человека.

В отличие от общеправовых дисциплин учебная дисциплина «Права человека: вопросы теории и истории» сосредоточивает свое внимание на вопросах становления и развития, как теории прав человека, так и механизма правовой защиты человека на примере России и других стран мира.

Отраслевые юридические дисциплины изучают различные виды прав гражданина: конституционное право — основные права и свободы гражданина (в аспекте конституционного законодательства), уголовно-процессуальное право — уголовно-процессуальные права и т. д. Рассматриваемый нами учебный предмет пользуется достижениями всех юридических наук, изучает проблему соответствия отраслевых субъективных прав гражданина общепризнанным правам человека.

Таким образом, учебная дисциплина «Права человека: вопросы теории и истории»» — дисциплина, которая использует данные многих общественных, в том числе юридических, наук о правах человека.

Предметом «Прав человека: вопросы теории и истории» являются не только права человека, но и юридические нормы (международные и внутригосударственные), в которых они закреплены. Это, к примеру, нормы Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах или нормы о правах человека, записанные в конституциях и других правовых актах различных государств. Указанные нормы международных правовых актов, закрепляющие права человека и их гарантии, объединяются в единое целое — отрасль международного права — право прав человека, а нормы внутригосударственного права государств, в том числе и России, — в межотраслевой институт — право прав человека.

 Знания перечисленных выше теоретических дисциплин и практик, для освоения дисциплины: Права человека: вопросы теории и истории необходимы магистранту как предшествующие.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость освоения дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» составляет: зачётных единиц - 5; академических часов -180.

 

 

Вид учебной работы

Всего часов

Трудоемкость в акад.час

По очной форме

По заочной форме
Аудиторные занятия (всего) 64

 36

28
В том числе:  

 

 
Лекции 14

8

6
Практический занятия 50

28

22
Самостоятельная работа (всего) 247

108

139
В том числе:  

 

 
Контрольные работы 41

18

23
Реферат 41

18

23
Презентация 41

18

23
Подготовка к практическим занятиям 41

18

23
Составление конспектов 41

18

24
Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем. 42

18

23
Вид промежуточной аттестации (экзамен)  

 

 

Общая трудоемкость                                           час

з.е.

180  

180

 

180  
5 5

5

         

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы (блоки) дисциплины и виды занятий

Очная форма обучения

 1курс, 2 семестр

Курс, 1 семестр

 Название темы

Распределение часов

Всего

 

Аудиторная работа

Самост работа

 

Всего (ауд.) Лекции Практ занят.
           
1

 Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории»

11

3 1 2 8
 

Заочная форма обучения

Курс

Название темы

Распределение часов

Все-

го

 

Аудиторная работа

Самост работа

 

Всего (ауд.) Лекции Практ занят.
           
1

 Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории»

11

2 2   9
 

Практические занятия

№  п/п Наименование темы дисциплины Наименование практических работ Трудо-емкость в часах
1.  Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» Сделать сообщение: «Значение учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории»     2/-
2. Возникновение, становление и развитие прав человека  в России Сделать обзор: «Становление и развитие прав человека в России» 2/2
3.  Правопонимание права и свободы человека Представить научный доклад на тему: «Права и свободы человека и гражданина: понятие и соотношение»  2/2
4. Система прав человека Сделать обзор литературы: «Система и классификация прав человека» 2/-
5  Права человека и гражданина и их соотношение Научное сообщение: «Критерии различия прав человека и прав гражданина»    2/2
6.  Факторы, определяющие права человека как основные Представить реферат: «Содержательные факторы, определяющие права человека как основные   2/2
7. Абсолютные права человека и ограничение прав Представить эссе: «Классификация ограничений прав человека по российскому законодательству». 2/2
8  Прирождённость и неотчуждаемость прав человека Сделать обзор литературы: «Естественные права человека и их свойства»    2/2
9      Высшая юридическая сила и прямое действие основных прав человека  Представить схему: «Критерии высшей юридической силы и прямого действия основных прав человека         2/2
  10   Всеобщность и равенство прав человека Представить научный доклад: «Определение всеобщности основных прав человека» 2/2
  11     Понятие и содержание механизма правовой защиты человека Представить графическую модель механизма содействия осуществлению международно - правовой защиты прав человека. 2/-
12 Механизм охраны прав человека  Представить реферат: «Правовые виды и формы защиты права человека». 2/2
13 Механизм квалифицированной юридической помощи человеку Представить графическую модель предложенного механизма 2/2
14  Механизм защиты права человека: определение и содержание  Сделать обзор литературы, нормативно-правовых актов по представленной теме 2/2

4.3. Самостоятельная работа студента

№ п/п наименование блока (раздела) дисциплины Виды СРС Трудо-емкость в часах (очная/ заочная)
1.  Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории»  С использованием научной литературы подготовить сообщение: «Значение учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории»     8/9
2. Возникновение, становление и развитие прав человека  в России Подготовить обзор: «Становление и развитие прав человека в России» 8/10
3.  Правопонимание права и свободы человека Подготовить научный доклад на тему: «Права и свободы человека и гражданина: понятие и соотношение»  8/10
4. Система прав человека Подготовить обзор литературы: «Система и классификация прав человека» 6/10
5.  Права человека и гражданина и их соотношение Подготовить реферат: «Содержательные факторы, определяющие права человека как основные 8/10
6.  Факторы, определяющие права человека как основные Подготовить эссе: «Классификация ограничений прав человека по российскому законодательству». 8/10
7 Абсолютные права человека и ограничение прав  Подготовить обзор литературы: «Естественные права человека и их свойства»     8/10
8  Прирождённость и неотчуждаемость прав человека Подготовить инстаграму: «Критерии высшей юридической силы и прямого действия основных прав человека 8/10
9  Высшая юридическая сила и прямое действие основных прав человека Подготовить научный доклад: «Определение всеобщности основных прав человека» 6/10
10 Всеобщность и равенство прав человека Создать графическую модель механизма содействия осуществлению международно - правовой защиты прав человека 8/10
11 Понятие и содержание механизма правовой защиты человека  Подготовить реферат: «Правовые виды и формы защиты права человека». 8/10
12 Механизм охраны прав человека  С использованием научной литературы подготовить сообщение: по представленной теме 8/10
13 Механизм квалифицированной юридической помощи человеку С использованием научной литературы под-готовить сообщение: по представленной теме 8/10
14  Механизм защиты права человека: определение и содержание  С использованием научной литературы под-готовить сообщение: по представленной теме 8/10

Содержание тем

Тема 1. Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории».

Историческая и социально-правовая необходимость введения учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории». Международный конгресс по преподаванию прав человека (1978 г.). Международные обязательства государств по распространению знаний и образования в области прав человека.

Предмет учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории»: определение, характеристика. Соотношение дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» и других научных дисциплин. Комплексный характер предмета научной дисциплины о правах человека

Метод познания учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории». Диалектический метод познания. Системный подход к изучению прав человека. Историзм и права человека. Роль частнонаучных и специальных (юридических) методов познания прав человека

Система учебной дисциплины «Права человека».

В России

       Кодекс русского феодального права XI-XII в.в. «Русская Правда» о правах субъектов - физических лиц. Осознание достоинства личности в России в XVI в. среди дворянства.

       Борьба за права простых людей в России в XVI-XVIII в.в. Характеристика «сословного» права в России в XVIII веке.

    Борьба с бесправием человека в России с конца XVIII в. до 70-х годов XIX в. (А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, М. М. Сперанский, Н.М. Муравьев, П.И Пестель, А. П. Куницын).

       Развитие прав человека в России в период становления капитализма. Первая русская революция 1905-1907 гг. и её результаты в сфере обеспечения прав человека.

       Провозглашение прав и свобод человека и гражданина Февральской буржуазно-демократической революцией (1917 г.).

       Эволюция прав человека в Советской и постсоветской России.

       Концепция прав человека в Конституции РФ (1993 г.).

       Консолидация российского права с международным правом прав человека после принятия Конституции РФ.

Примерная тематика курсовых работ

Курсовая работа по дисциплине не предусмотрена учебным планом.

 

В России

Кодекс русского феодального права XI-XII в.в. «Русская Правда» о правах субъектов - физических лиц. Осознание достоинства личности в России в XVI в. среди дворянства .

Борьба за права простых людей в России в XVI-XVIII в.в. Характеристика «сословного» права в России в XVIII веке.

Борьба с бесправием человека в России с конца XVIII в. до 70-х годов XIX в. (А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, М. М. Сперанский, Н.М. Муравьев, П.И Пестель, А. П. Куницын).

Развитие прав человека в России в период становления капитализма. Первая русская революция 1905-1907 гг. и её результаты в сфере обеспечения прав человека.

Для текущего контроля

Примеры тестовых заданий.

Тесты

по учебной дисциплине «Права человека: теория и практика»

                        Тест 1.

Тема 2. Возникновение, становление и развитие прав человека

 в России

Во второй половине XVIII громко прозвучало смелое высказывание известного русского деятеля: «Силы телесные и душевные дает человеку природа. Следовательно, человек есть то, что он есть от природы. Следует, что он может употреблять силы свои по способности, природою ему дарованной. <…> Закон в отношении человека уподобляется природе; он его награждает, как и она; …он одному не дает того, чего не даст другому, и если он дарит, то дарит равно всех; перед ним все равны».

Кому принадлежало это высказывание?

 Подумайте и дайте правильный ответ.

1) Е. Пугачёву;

2) А. Н. Радищеву;

3) Д. И Фонвизину.

Тест 2.

Тема 3. Правопонимание права и свободы человека

Закрепление в ст. 2 и других статьях Конституции РФ, а также международных актах термина «права и свободы человека» требует от каждого юриста ответов на вопрос: тождественны или нет понятия «права человека» и «свободы человека? Ответ на вопрос обоснуйте:

1) да;

2) нет:

3) и «да» и «нет»

Тест 3.

 Тема 4. Система прав человека

Как известно, человек обладает многими правами. Совокупность этих прав и свобод образует систему. Ниже даны определения системы прав человека. Укажите наиболее правильный ответ и обоснуйте его:

1) система прав человека - это целостная, взаимосвязанная и устойчивая совокупность прав и свобод, разделенная на классы (виды, группы) по какому-то общему признаку, которая охватывает своим регулирующим воздействием все важнейшие сферы жизнедеятельности индивида;

2) система прав человека - это единство частей (классов) прав человека и входящих в них видов прав и свобод.

       3) система прав человека - это единство и согласованность всех классов (родов) прав, а также их отчетливая дифференциация.

Тест 4.

Тема 5. Права человека и гражданина и их соотношение

В праве существуют 2 важнейшие категории: «Право человека» и «право гражданина». Если Вы знаете их соотношение, укажите на правильный ответ:

1) «право человека» и «право гражданина» - это тождественные категории;  

       2) право человека всегда является и правом гражданина;

       3) право гражданина всегда является и правом человека.

Тест 5.

 Тема 6. Факторы, определяющие права человека как основные

1) закрепление прав в федеральных нормативных правовых актах;

2) закрепление прав в федеральных нормативных правовых актах и актах субъектов Федерации;

3) закрепление прав в Конституции РФ.

 

Для промежуточной аттестаци

Критерии оценивания планируемых результатов обучения для формирования компетенций

Таблица 8

Планируемые результаты обучения

(показат. достижения заданного уровня освоения компетенций)

Международные организации

http://www.un.org/russian – Организация Объединенных Наций.

http://www.unog.ch/russian/startru.htm — Женевская штаб квартира

ООН.

http://www.coe.ru — Информационный центр Совета Европы.

http://www.echr.coe.int – Европейский суд по правам человека.

Общественные и просветительские организации

http://www.hro.org — портал «Права человека в России» (Human Rights Online). Самый крупный и динамичный ресурс по правам чело

века в российском Интернете. Тексты законов, советы по защите своих прав, новости, ин-формация об общественных кампаниях, книги и статьи, адреса правозащитных организаций.

http://www.memo.ru/prawo – законодательство и права человека.

Тексты международных документов по направлениям.

http://www.mhg.ru — Московская хельсинкская группа.

http://www.amnesty.org.ru/rus/index rus – «Международная амнистия» (Amnesty International) в РФ.

http://www.civitas.ru – Народная ассамблея.

http://www.hrights.ru – Институт прав человека (директор — С.А. Ковалев). Нормативные акты, издания, аналитический «Российский бюллетень по правам человека», интервью с правозащитниками и экспертами.

 http://www.proobraz.ru/humanizm.php – образование в сфере прав человека.

 http://www.democracy.ru – сервер по проблемам развития демократии и прав человека.

 http://www.demokratia.ru – сайт для тех, кто интересуется проблемами развития демократии и прав человека.

 http://zpch.narod.ru — общероссийское общественное движение

«За права человека».

 http://www.prpc.ru — Пермский региональный правозащитный центр.

 http://yhrm.hrworld.ru – Молодежное правозащитное движение.

 http://tolerance.ngo.ru – гражданские механизмы противодействия

ксенофобии и экстремизму. Новости, документы, публикации.

 http://www.mshr.ru — Московская школа прав человека.

http://strategy spb.ru — Санкт Петербургский гуманитарно политологический центр «Стратегия».

http://www.ycentre.org — Молодежный центр прав человека и правовой культуры.

 www.sakharov center.ru/index.htm — Музей и общественный центр

«Мир, прогресс, права человека» им. А.Д. Сахарова.

 http://www.cgo.perm.ru – Центр гражданского образования и прав

человека.

 http://www.ug.ru – «Учительская газета».

 http://doroga.karelia.ru/shkola — детская интернет газета.

 

Требования к программному обеспечению учебного процесса

Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

MicrosoftWord;

MicrosoftExcel;

Microsoft Visio.

10. 3 Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Перечень необходимых материально-технических средств обучения, используемых в учебном процессе преподавателем на лекционных и практических занятиях для освоения студентами дисциплины:

- компьютерное и мультимедийное оборудование: ноутбук, экран, проектор, удлинитель;

- учебно-наглядные материалы: «Структура научного исследования», «Этапы научного ис-следования».

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

М 2. В. ОД. 1

 

 «Права человека: вопросы теории и истории»

 

 

Направление подготовки – 40.04.01 (03.09.00)  - Юриспруденция

 

магистерская программа - Теория и история государства и права

 

Квалификация (степень) –  магистр

Санкт-Петербург

2016

      

Рабочая программа дисциплины «Международно-правовая защита прав человека» составлена в соответствии с требованиями:

   - ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 (03.09.00) Юриспруденция, утвержденного приказом Министерства образования и науки от «04» мая 2010 г. № 464;

   - Приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 (ред. от 15.01.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

   - учебного плана ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» по направлению 40.04.01 (03.09.00)  Юриспруденция

       

Составитель: доктор юридических наук, профессор, почётный работник

высшего профессионального образования А. В. Стремоухов

Рассмотрено на заседании кафедры трудового права и права социального обеспечения № 10 от 21.06.2016

 

Соответствует требованиям к содержанию, структуре, оформлению.

 

Зав. кафедрой_____________________________        

 

Рабочая программа соответствует требованиям к содержанию, структуре, оформлению.

 

Согласовано:

Зав. библиотекой ________________ М. Е. Харитонова

 

 

Рекомендовано к использованию в учебном процессе

 

Язык обучения – русский


 


ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО

ДИСЦИПЛИНЕ:

     Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

пп

Индекс компетенции

Содержание компетенции

(или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

знать уметь владеть
1 ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу международные акты о правах че-ловека противостоять негативным воздействиям навыками действовать в точном соот-ветствии с законом
2 ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения основы профессио-нальной де-ятельности в данной области преодолевать и решать воз-никающие правозащит-ные проблемы навыками правового анализа
3 ПК-1 способен анализировать социально значимые проблемы и процессы   основные процессы и проблемы современности преодолевать и решать возникающие правозащитные проблемы навыками правового анализа
4 ПК-2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры   основы профессиональной деятельности в данной области составлять деловые документы по заданной теме приемами составления деловых документов
5 ПК-4 способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом о праве человека законодательство в сфере прав человека, юридически значимых действий принимать грамотные правовые решения навыками действовать в точном соответствии с законом
6 ПК-5 способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности правовые акты материального и процессуального права в профессиональной деятельности применять соответствующие правовой ситуации нормы приемами толкования внутригосударственных и международно-правовых норм о правах человека
7 ПК-6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства. связанные с правами человека   российское и международное законодательство в данной области правильно квалифицировать факты и обстоятельства. связанные с правами человека   Навыками толкования и квалификации правовых документов о правах
8 ПК-8 способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности российское и междуна-родное за-конодатель-ство в данной конкретной области преодолевать и решать возникающие правозащит-ные пробле-мы Навыками борьбы с коррупцией
9 ПК-9 способностью принимать оптимальные управленческие решения основы профессиональной деятельности в данной области Ориентироваться в современном законодательстве, регулирующем правоотношения в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; толковать нормативные акты и применять полученные знания в практической деятельности; принимать правовые решения в точном соответствии с законом применением законов и других нормативных правовых актов; обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифи-цированные юридические заключения и консультации
10 ПК-10 способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности профессиональный категорийный аппарат.   анализировать правоприменительную и правоохранительную практику; разрешать правовые проблемы и коллизии; реализовывать нормы материального и процессуального права; принимать необходимые меры по защите прав человека и гражданина;   анализом различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, основных положений и методов юридических, социальных, гуманитарных и экономических наук, являющихся объектами научных исследований в области права в профессиональной деятельности;  
11 ПК-11 способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права профессиональный категорийный аппарат.   анализировать правоприменительную и правоохранительную практику; разрешать правовые проблемы и коллизии; реализовывать нормы материального и процессуального права; принимать необходимые меры по защите прав человека и гражданина;   анализом различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, основных положений и методов юридических, социальных, гуманитарных и экономических наук, являющихся объектами научных исследований в области права в профессиональной деятельности;  
12 ПК-12 способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне особенности методики преподавания правовых дисциплин в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; ориентироваться в современном законодательстве, регулирующем правоотношения в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; толковать нормативные акты и применять полученные знания в практической деятельности, в том числе и педагогической;  

2. Место дисциплины в структуре ОП:

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины

 Учебная дисциплина «Права человека: вопросы теории и истории» читается магистрантам юридического факультета дневной и заочной формы обучения на 2 курсе.

Программа учебного курса «Права человека: вопросы теории и истории» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «юриспруденция» квалификация (степень) - «магистр» и действующим в ЛГУ им. А. С. Пушкина Учебным планом подготовки магистров юриспруденции.

Цель преподавания предмета:

способствовать осознанию магистрантами сложности и в то же время огромной важности  института прав человека в жизни современного российского общества и формировании у них профессиональной правозащитной направленности.

Задачами учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» являются:

- изучение с магистрантами - будущими юристами всего объёма и содержания прав человека, правовых норм о правах и механизма их обеспечения и защиты.

- во взаимодействии с другими юридическими дисциплинами воспитание у магистрантов чувства уважения к человеку, его правам, чести и достоинству;

- изучение международных и внутригосударственных правовых норм и актов, регулирующих права человека и способы их защиты;

- формирование у обучаемых навыков правильного применения юридических норм, связанных с реализацией прав и свобод человека и их правовой защитой;

- развитие и укрепление у будущих практических юристов профессиональной ориентации на защиту человека от любого беззакония и произвола с помощью международных и внутригосударственных правовых механизмов.

Объектом изучения научной и учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» является система обобщенных правовых знаний о правах человека, их содержании и правовом регулировании международными и внутригосударственными правовыми нормами.

Наиболее существенными элементами правовых знаний о правах человека, которые изучает научная дисциплина «Права человека: вопросы теории и истории», то есть ее предметом, являются:

— генезис прав человека;

— правовые учения и научные подходы к правовому пониманию прав человека, в том числе и основных прав;

— закономерности возникновения и развития прав человека;

— система и классификация прав человека;

— международные и внутригосударственные правовые нормы, закрепляющие права человека и их гарантии (право прав человека);

— юридические свойства основных прав человека;

— внутригосударственный и международный механизмы правовой защиты прав человека.

Особенность предмета учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» состоит в том, что это — комплексная политико-правовая дисциплина, изучающая основные этапы и закономерности возникновения, развития и осуществления на практике прав человека как важнейшей ценности мировой цивилизации. Это интегрирующая, синтезирующая научная и учебная дисциплина, вобравшая в себя в обобщенном виде данные всех областей обществознания, так или иначе связанных с правами человека — главного субъекта исторического процесса.

Предмет научной и учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» составляют, прежде всего, основные закономерности возникновения и развития истории, теории и практики реализации прав человека.

«Права человека: вопросы теории и истории» изучается в комплексе со всеми юридическими науками и дисциплинами. Так, международные акты о правах человека являются предметом изучения науки международного права. Однако в данной учебной дисциплине раздел о правах человека — один из проходных и изучается в сопоставлении с другими институтами международного права. В учебном курсе «Права человека: вопросы теории и истории» проблема собственно прав человека — центральная. Она рассматривается в сопоставлении прав человека в России с правами человека в международных правовых актах и правами гражданина в разных странах мира, а также в свете их закрепления во внутригосударственном законодательстве в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (имплементация прав человека).

Общая теория государства и права, изучая проблемы личности в правовой системе, особое внимание уделяет теории субъективных прав гражданина как элементу правоотношения, однако не затрагивает прав человека в их соотношении с правами гражданина. В курсе истории государства и права в историческом плане рассматриваются возникновение и развитие различных типов государств и правовых систем, в том числе и вопросы правового статуса личности. История политических и правовых учений изучает политико-правовые теории, в рамках которых речь идет и о теоретических аспектах прав человека.

В отличие от общеправовых дисциплин учебная дисциплина «Права человека: вопросы теории и истории» сосредоточивает свое внимание на вопросах становления и развития, как теории прав человека, так и механизма правовой защиты человека на примере России и других стран мира.

Отраслевые юридические дисциплины изучают различные виды прав гражданина: конституционное право — основные права и свободы гражданина (в аспекте конституционного законодательства), уголовно-процессуальное право — уголовно-процессуальные права и т. д. Рассматриваемый нами учебный предмет пользуется достижениями всех юридических наук, изучает проблему соответствия отраслевых субъективных прав гражданина общепризнанным правам человека.

Таким образом, учебная дисциплина «Права человека: вопросы теории и истории»» — дисциплина, которая использует данные многих общественных, в том числе юридических, наук о правах человека.

Предметом «Прав человека: вопросы теории и истории» являются не только права человека, но и юридические нормы (международные и внутригосударственные), в которых они закреплены. Это, к примеру, нормы Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах или нормы о правах человека, записанные в конституциях и других правовых актах различных государств. Указанные нормы международных правовых актов, закрепляющие права человека и их гарантии, объединяются в единое целое — отрасль международного права — право прав человека, а нормы внутригосударственного права государств, в том числе и России, — в межотраслевой институт — право прав человека.

 Знания перечисленных выше теоретических дисциплин и практик, для освоения дисциплины: Права человека: вопросы теории и истории необходимы магистранту как предшествующие.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость освоения дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» составляет: зачётных единиц - 5; академических часов -180.

 

 

Вид учебной работы

Всего часов

Трудоемкость в акад.час

По очной форме

По заочной форме
Аудиторные занятия (всего) 64

 36

28
В том числе:  

 

 
Лекции 14

8

6
Практический занятия 50

28

22
Самостоятельная работа (всего) 247

108

139
В том числе:  

 

 
Контрольные работы 41

18

23
Реферат 41

18

23
Презентация 41

18

23
Подготовка к практическим занятиям 41

18

23
Составление конспектов 41

18

24
Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем. 42

18

23
Вид промежуточной аттестации (экзамен)  

 

 

Общая трудоемкость                                           час

з.е.

180  

180

 

180  
5 5

5

         

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы (блоки) дисциплины и виды занятий

Очная форма обучения

 1курс, 2 семестр

Курс, 1 семестр

 Название темы

Распределение часов

Всего

 

Аудиторная работа

Самост работа

 

Всего (ауд.) Лекции Практ занят.
           
1

 Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории»

11

3 1 2 8
 

I . Правопонимание и система прав человека

 

        2

Возникновение, становление и развитие прав человека

 в России

11

3 1 2 8 3

 Правопонимание права и свободы человека

10

2   2 8 4

Система прав человека

10

4 2 2 6 5  Права человека и гражданина и их соотношение

10

2

  2 8 6  Факторы, определяющие права человека как основные

10

2

  2 8 7 Абсолютные права человека и ограничение прав

10

2

  2 8   II . Юридические свойства прав человека

 

 

      8  Прирождённость и неотчуждаемость прав человека

10

2

  2 8 9  Высшая юридическая сила и прямое действие основных прав человека

10

4

2 2 6 10 Всеобщность и равенство прав человека

10

2

  2 8   III . Механизм обеспечения прав человека

 

 

      11 Понятие и содержание механизма правовой защиты человека

10

2

  2 8 12 Механизм охраны прав человека 

12

4

2 2 8 13 Механизм квалифицированной юридической помощи человеку

10

2

  2 8 14  Механизм защиты права человека: определение и содержание 

10

2

  2 8   Экзамен

36

 

        Итого

180

36

8 28 108                  

Заочная форма обучения

Курс

Название темы

Распределение часов

Все-

го

 

Аудиторная работа

Самост работа

 

Всего (ауд.) Лекции Практ занят.
           
1

 Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории»

11

2 2   9
 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 382.