РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
М 2. В. ОД. 1
«Права человека: вопросы теории и истории»
Направление подготовки – 40.04.01 (03.09.00) - Юриспруденция
магистерская программа - Теория и история государства и права
Квалификация (степень) – магистр
Санкт-Петербург
2016
Рабочая программа дисциплины «Международно-правовая защита прав человека» составлена в соответствии с требованиями:
- ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 (03.09.00) Юриспруденция, утвержденного приказом Министерства образования и науки от «04» мая 2010 г. № 464;
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 (ред. от 15.01.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
- учебного плана ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» по направлению 40.04.01 (03.09.00) Юриспруденция
Составитель: доктор юридических наук, профессор, почётный работник
высшего профессионального образования А. В. Стремоухов
Рассмотрено на заседании кафедры трудового права и права социального обеспечения № 10 от 21.06.2016
Соответствует требованиям к содержанию, структуре, оформлению.
Зав. кафедрой_____________________________
Рабочая программа соответствует требованиям к содержанию, структуре, оформлению.
Согласовано:
Зав. библиотекой ________________ М. Е. Харитонова
Рекомендовано к использованию в учебном процессе
Язык обучения – русский
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
№ пп | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
знать | уметь | владеть | |||
1 | ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | международные акты о правах че-ловека | противостоять негативным воздействиям | навыками действовать в точном соот-ветствии с законом |
2 | ОК-2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения | основы профессио-нальной де-ятельности в данной области | преодолевать и решать воз-никающие правозащит-ные проблемы | навыками правового анализа |
3 | ПК-1 | способен анализировать социально значимые проблемы и процессы | основные процессы и проблемы современности | преодолевать и решать возникающие правозащитные проблемы | навыками правового анализа |
4 | ПК-2 | способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | основы профессиональной деятельности в данной области | составлять деловые документы по заданной теме | приемами составления деловых документов |
5 | ПК-4 | способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом о праве человека | законодательство в сфере прав человека, юридически значимых действий | принимать грамотные правовые решения | навыками действовать в точном соответствии с законом |
6 | ПК-5 | способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | правовые акты материального и процессуального права в профессиональной деятельности | применять соответствующие правовой ситуации нормы | приемами толкования внутригосударственных и международно-правовых норм о правах человека |
7 | ПК-6 | способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства. связанные с правами человека | российское и международное законодательство в данной области | правильно квалифицировать факты и обстоятельства. связанные с правами человека | Навыками толкования и квалификации правовых документов о правах |
8 | ПК-8 | способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности | российское и междуна-родное за-конодатель-ство в данной конкретной области | преодолевать и решать возникающие правозащит-ные пробле-мы | Навыками борьбы с коррупцией |
9 | ПК-9 | способностью принимать оптимальные управленческие решения | основы профессиональной деятельности в данной области | Ориентироваться в современном законодательстве, регулирующем правоотношения в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; толковать нормативные акты и применять полученные знания в практической деятельности; принимать правовые решения в точном соответствии с законом | применением законов и других нормативных правовых актов; обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифи-цированные юридические заключения и консультации |
10 | ПК-10 | способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности | профессиональный категорийный аппарат. | анализировать правоприменительную и правоохранительную практику; разрешать правовые проблемы и коллизии; реализовывать нормы материального и процессуального права; принимать необходимые меры по защите прав человека и гражданина; | анализом различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, основных положений и методов юридических, социальных, гуманитарных и экономических наук, являющихся объектами научных исследований в области права в профессиональной деятельности; |
11 | ПК-11 | способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права | профессиональный категорийный аппарат. | анализировать правоприменительную и правоохранительную практику; разрешать правовые проблемы и коллизии; реализовывать нормы материального и процессуального права; принимать необходимые меры по защите прав человека и гражданина; | анализом различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, основных положений и методов юридических, социальных, гуманитарных и экономических наук, являющихся объектами научных исследований в области права в профессиональной деятельности; |
12 | ПК-12 | способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне | способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне | особенности методики преподавания правовых дисциплин в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; | ориентироваться в современном законодательстве, регулирующем правоотношения в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; толковать нормативные акты и применять полученные знания в практической деятельности, в том числе и педагогической; |
2. Место дисциплины в структуре ОП:
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Учебная дисциплина «Права человека: вопросы теории и истории» читается магистрантам юридического факультета дневной и заочной формы обучения на 2 курсе.
Программа учебного курса «Права человека: вопросы теории и истории» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «юриспруденция» квалификация (степень) - «магистр» и действующим в ЛГУ им. А. С. Пушкина Учебным планом подготовки магистров юриспруденции.
Цель преподавания предмета:
способствовать осознанию магистрантами сложности и в то же время огромной важности института прав человека в жизни современного российского общества и формировании у них профессиональной правозащитной направленности.
Задачами учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» являются:
- изучение с магистрантами - будущими юристами всего объёма и содержания прав человека, правовых норм о правах и механизма их обеспечения и защиты.
- во взаимодействии с другими юридическими дисциплинами воспитание у магистрантов чувства уважения к человеку, его правам, чести и достоинству;
- изучение международных и внутригосударственных правовых норм и актов, регулирующих права человека и способы их защиты;
- формирование у обучаемых навыков правильного применения юридических норм, связанных с реализацией прав и свобод человека и их правовой защитой;
- развитие и укрепление у будущих практических юристов профессиональной ориентации на защиту человека от любого беззакония и произвола с помощью международных и внутригосударственных правовых механизмов.
Объектом изучения научной и учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» является система обобщенных правовых знаний о правах человека, их содержании и правовом регулировании международными и внутригосударственными правовыми нормами.
Наиболее существенными элементами правовых знаний о правах человека, которые изучает научная дисциплина «Права человека: вопросы теории и истории», то есть ее предметом, являются:
— генезис прав человека;
— правовые учения и научные подходы к правовому пониманию прав человека, в том числе и основных прав;
— закономерности возникновения и развития прав человека;
— система и классификация прав человека;
— международные и внутригосударственные правовые нормы, закрепляющие права человека и их гарантии (право прав человека);
— юридические свойства основных прав человека;
— внутригосударственный и международный механизмы правовой защиты прав человека.
Особенность предмета учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» состоит в том, что это — комплексная политико-правовая дисциплина, изучающая основные этапы и закономерности возникновения, развития и осуществления на практике прав человека как важнейшей ценности мировой цивилизации. Это интегрирующая, синтезирующая научная и учебная дисциплина, вобравшая в себя в обобщенном виде данные всех областей обществознания, так или иначе связанных с правами человека — главного субъекта исторического процесса.
Предмет научной и учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» составляют, прежде всего, основные закономерности возникновения и развития истории, теории и практики реализации прав человека.
«Права человека: вопросы теории и истории» изучается в комплексе со всеми юридическими науками и дисциплинами. Так, международные акты о правах человека являются предметом изучения науки международного права. Однако в данной учебной дисциплине раздел о правах человека — один из проходных и изучается в сопоставлении с другими институтами международного права. В учебном курсе «Права человека: вопросы теории и истории» проблема собственно прав человека — центральная. Она рассматривается в сопоставлении прав человека в России с правами человека в международных правовых актах и правами гражданина в разных странах мира, а также в свете их закрепления во внутригосударственном законодательстве в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (имплементация прав человека).
Общая теория государства и права, изучая проблемы личности в правовой системе, особое внимание уделяет теории субъективных прав гражданина как элементу правоотношения, однако не затрагивает прав человека в их соотношении с правами гражданина. В курсе истории государства и права в историческом плане рассматриваются возникновение и развитие различных типов государств и правовых систем, в том числе и вопросы правового статуса личности. История политических и правовых учений изучает политико-правовые теории, в рамках которых речь идет и о теоретических аспектах прав человека.
В отличие от общеправовых дисциплин учебная дисциплина «Права человека: вопросы теории и истории» сосредоточивает свое внимание на вопросах становления и развития, как теории прав человека, так и механизма правовой защиты человека на примере России и других стран мира.
Отраслевые юридические дисциплины изучают различные виды прав гражданина: конституционное право — основные права и свободы гражданина (в аспекте конституционного законодательства), уголовно-процессуальное право — уголовно-процессуальные права и т. д. Рассматриваемый нами учебный предмет пользуется достижениями всех юридических наук, изучает проблему соответствия отраслевых субъективных прав гражданина общепризнанным правам человека.
Таким образом, учебная дисциплина «Права человека: вопросы теории и истории»» — дисциплина, которая использует данные многих общественных, в том числе юридических, наук о правах человека.
Предметом «Прав человека: вопросы теории и истории» являются не только права человека, но и юридические нормы (международные и внутригосударственные), в которых они закреплены. Это, к примеру, нормы Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах или нормы о правах человека, записанные в конституциях и других правовых актах различных государств. Указанные нормы международных правовых актов, закрепляющие права человека и их гарантии, объединяются в единое целое — отрасль международного права — право прав человека, а нормы внутригосударственного права государств, в том числе и России, — в межотраслевой институт — право прав человека.
Знания перечисленных выше теоретических дисциплин и практик, для освоения дисциплины: Права человека: вопросы теории и истории необходимы магистранту как предшествующие.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость освоения дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» составляет: зачётных единиц - 5; академических часов -180.
Вид учебной работы | Всего часов | Трудоемкость в акад.час | ||
По очной форме | По заочной форме | |||
Аудиторные занятия (всего) | 64 | 36 | 28 | |
В том числе: |
| |||
Лекции | 14 | 8 | 6 | |
Практический занятия | 50 | 28 | 22 | |
Самостоятельная работа (всего) | 247 | 108 | 139 | |
В том числе: |
| |||
Контрольные работы | 41 | 18 | 23 | |
Реферат | 41 | 18 | 23 | |
Презентация | 41 | 18 | 23 | |
Подготовка к практическим занятиям | 41 | 18 | 23 | |
Составление конспектов | 41 | 18 | 24 | |
Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем. | 42 | 18 | 23 | |
Вид промежуточной аттестации (экзамен) |
| |||
Общая трудоемкость час з.е. | 180 | 180
| 180 | |
5 | 5 | 5 | ||
4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы (блоки) дисциплины и виды занятий
Очная форма обучения
1курс, 2 семестр
Курс, 1 семестр
Название темы | Распределение часов | ||||
Всего
| Аудиторная работа | Самост работа
| |||
Всего (ауд.) | Лекции | Практ занят. | |||
1 | Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» | 11 | 3 | 1 | 2 | 8 | ||
Заочная форма обучения
Курс
Название темы | Распределение часов | ||||
Все- го
| Аудиторная работа | Самост работа
| |||
Всего (ауд.) | Лекции | Практ занят. | |||
1 | Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» | 11 | 2 | 2 | 9 | |||
Практические занятия
№ п/п | Наименование темы дисциплины | Наименование практических работ | Трудо-емкость в часах |
1. | Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» | Сделать сообщение: «Значение учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» | 2/- |
2. | Возникновение, становление и развитие прав человека в России | Сделать обзор: «Становление и развитие прав человека в России» | 2/2 |
3. | Правопонимание права и свободы человека | Представить научный доклад на тему: «Права и свободы человека и гражданина: понятие и соотношение» | 2/2 |
4. | Система прав человека | Сделать обзор литературы: «Система и классификация прав человека» | 2/- |
5 | Права человека и гражданина и их соотношение | Научное сообщение: «Критерии различия прав человека и прав гражданина» | 2/2 |
6. | Факторы, определяющие права человека как основные | Представить реферат: «Содержательные факторы, определяющие права человека как основные | 2/2 |
7. | Абсолютные права человека и ограничение прав | Представить эссе: «Классификация ограничений прав человека по российскому законодательству». | 2/2 |
8 | Прирождённость и неотчуждаемость прав человека | Сделать обзор литературы: «Естественные права человека и их свойства» | 2/2 |
9 | Высшая юридическая сила и прямое действие основных прав человека | Представить схему: «Критерии высшей юридической силы и прямого действия основных прав человека | 2/2 |
10 | Всеобщность и равенство прав человека | Представить научный доклад: «Определение всеобщности основных прав человека» | 2/2 |
11 | Понятие и содержание механизма правовой защиты человека | Представить графическую модель механизма содействия осуществлению международно - правовой защиты прав человека. | 2/- |
12 | Механизм охраны прав человека | Представить реферат: «Правовые виды и формы защиты права человека». | 2/2 |
13 | Механизм квалифицированной юридической помощи человеку | Представить графическую модель предложенного механизма | 2/2 |
14 | Механизм защиты права человека: определение и содержание | Сделать обзор литературы, нормативно-правовых актов по представленной теме | 2/2 |
4.3. Самостоятельная работа студента
№ п/п | наименование блока (раздела) дисциплины | Виды СРС | Трудо-емкость в часах (очная/ заочная) |
1. | Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» | С использованием научной литературы подготовить сообщение: «Значение учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» | 8/9 |
2. | Возникновение, становление и развитие прав человека в России | Подготовить обзор: «Становление и развитие прав человека в России» | 8/10 |
3. | Правопонимание права и свободы человека | Подготовить научный доклад на тему: «Права и свободы человека и гражданина: понятие и соотношение» | 8/10 |
4. | Система прав человека | Подготовить обзор литературы: «Система и классификация прав человека» | 6/10 |
5. | Права человека и гражданина и их соотношение | Подготовить реферат: «Содержательные факторы, определяющие права человека как основные | 8/10 |
6. | Факторы, определяющие права человека как основные | Подготовить эссе: «Классификация ограничений прав человека по российскому законодательству». | 8/10 |
7 | Абсолютные права человека и ограничение прав | Подготовить обзор литературы: «Естественные права человека и их свойства» | 8/10 |
8 | Прирождённость и неотчуждаемость прав человека | Подготовить инстаграму: «Критерии высшей юридической силы и прямого действия основных прав человека | 8/10 |
9 | Высшая юридическая сила и прямое действие основных прав человека | Подготовить научный доклад: «Определение всеобщности основных прав человека» | 6/10 |
10 | Всеобщность и равенство прав человека | Создать графическую модель механизма содействия осуществлению международно - правовой защиты прав человека | 8/10 |
11 | Понятие и содержание механизма правовой защиты человека | Подготовить реферат: «Правовые виды и формы защиты права человека». | 8/10 |
12 | Механизм охраны прав человека | С использованием научной литературы подготовить сообщение: по представленной теме | 8/10 |
13 | Механизм квалифицированной юридической помощи человеку | С использованием научной литературы под-готовить сообщение: по представленной теме | 8/10 |
14 | Механизм защиты права человека: определение и содержание | С использованием научной литературы под-готовить сообщение: по представленной теме | 8/10 |
Содержание тем
Тема 1. Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории».
Историческая и социально-правовая необходимость введения учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории». Международный конгресс по преподаванию прав человека (1978 г.). Международные обязательства государств по распространению знаний и образования в области прав человека.
Предмет учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории»: определение, характеристика. Соотношение дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» и других научных дисциплин. Комплексный характер предмета научной дисциплины о правах человека
Метод познания учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории». Диалектический метод познания. Системный подход к изучению прав человека. Историзм и права человека. Роль частнонаучных и специальных (юридических) методов познания прав человека
Система учебной дисциплины «Права человека».
В России
Кодекс русского феодального права XI-XII в.в. «Русская Правда» о правах субъектов - физических лиц. Осознание достоинства личности в России в XVI в. среди дворянства.
Борьба за права простых людей в России в XVI-XVIII в.в. Характеристика «сословного» права в России в XVIII веке.
Борьба с бесправием человека в России с конца XVIII в. до 70-х годов XIX в. (А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, М. М. Сперанский, Н.М. Муравьев, П.И Пестель, А. П. Куницын).
Развитие прав человека в России в период становления капитализма. Первая русская революция 1905-1907 гг. и её результаты в сфере обеспечения прав человека.
Провозглашение прав и свобод человека и гражданина Февральской буржуазно-демократической революцией (1917 г.).
Эволюция прав человека в Советской и постсоветской России.
Концепция прав человека в Конституции РФ (1993 г.).
Консолидация российского права с международным правом прав человека после принятия Конституции РФ.
Примерная тематика курсовых работ
Курсовая работа по дисциплине не предусмотрена учебным планом.
В России
Кодекс русского феодального права XI-XII в.в. «Русская Правда» о правах субъектов - физических лиц. Осознание достоинства личности в России в XVI в. среди дворянства .
Борьба за права простых людей в России в XVI-XVIII в.в. Характеристика «сословного» права в России в XVIII веке.
Борьба с бесправием человека в России с конца XVIII в. до 70-х годов XIX в. (А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, М. М. Сперанский, Н.М. Муравьев, П.И Пестель, А. П. Куницын).
Развитие прав человека в России в период становления капитализма. Первая русская революция 1905-1907 гг. и её результаты в сфере обеспечения прав человека.
Для текущего контроля
Примеры тестовых заданий.
Тесты
по учебной дисциплине «Права человека: теория и практика»
Тест 1.
Тема 2. Возникновение, становление и развитие прав человека
в России
Во второй половине XVIII громко прозвучало смелое высказывание известного русского деятеля: «Силы телесные и душевные дает человеку природа. Следовательно, человек есть то, что он есть от природы. Следует, что он может употреблять силы свои по способности, природою ему дарованной. <…> Закон в отношении человека уподобляется природе; он его награждает, как и она; …он одному не дает того, чего не даст другому, и если он дарит, то дарит равно всех; перед ним все равны».
Кому принадлежало это высказывание?
Подумайте и дайте правильный ответ.
1) Е. Пугачёву;
2) А. Н. Радищеву;
3) Д. И Фонвизину.
Тест 2.
Тема 3. Правопонимание права и свободы человека
Закрепление в ст. 2 и других статьях Конституции РФ, а также международных актах термина «права и свободы человека» требует от каждого юриста ответов на вопрос: тождественны или нет понятия «права человека» и «свободы человека? Ответ на вопрос обоснуйте:
1) да;
2) нет:
3) и «да» и «нет»
Тест 3.
Тема 4. Система прав человека
Как известно, человек обладает многими правами. Совокупность этих прав и свобод образует систему. Ниже даны определения системы прав человека. Укажите наиболее правильный ответ и обоснуйте его:
1) система прав человека - это целостная, взаимосвязанная и устойчивая совокупность прав и свобод, разделенная на классы (виды, группы) по какому-то общему признаку, которая охватывает своим регулирующим воздействием все важнейшие сферы жизнедеятельности индивида;
2) система прав человека - это единство частей (классов) прав человека и входящих в них видов прав и свобод.
3) система прав человека - это единство и согласованность всех классов (родов) прав, а также их отчетливая дифференциация.
Тест 4.
Тема 5. Права человека и гражданина и их соотношение
В праве существуют 2 важнейшие категории: «Право человека» и «право гражданина». Если Вы знаете их соотношение, укажите на правильный ответ:
1) «право человека» и «право гражданина» - это тождественные категории;
2) право человека всегда является и правом гражданина;
3) право гражданина всегда является и правом человека.
Тест 5.
Тема 6. Факторы, определяющие права человека как основные
1) закрепление прав в федеральных нормативных правовых актах;
2) закрепление прав в федеральных нормативных правовых актах и актах субъектов Федерации;
3) закрепление прав в Конституции РФ.
Для промежуточной аттестаци
Критерии оценивания планируемых результатов обучения для формирования компетенций
Таблица 8
Планируемые результаты обучения
(показат. достижения заданного уровня освоения компетенций)
Международные организации
http://www.un.org/russian – Организация Объединенных Наций.
http://www.unog.ch/russian/startru.htm — Женевская штаб квартира
ООН.
http://www.coe.ru — Информационный центр Совета Европы.
http://www.echr.coe.int – Европейский суд по правам человека.
Общественные и просветительские организации
http://www.hro.org — портал «Права человека в России» (Human Rights Online). Самый крупный и динамичный ресурс по правам чело
века в российском Интернете. Тексты законов, советы по защите своих прав, новости, ин-формация об общественных кампаниях, книги и статьи, адреса правозащитных организаций.
http://www.memo.ru/prawo – законодательство и права человека.
Тексты международных документов по направлениям.
http://www.mhg.ru — Московская хельсинкская группа.
http://www.amnesty.org.ru/rus/index rus – «Международная амнистия» (Amnesty International) в РФ.
http://www.civitas.ru – Народная ассамблея.
http://www.hrights.ru – Институт прав человека (директор — С.А. Ковалев). Нормативные акты, издания, аналитический «Российский бюллетень по правам человека», интервью с правозащитниками и экспертами.
http://www.proobraz.ru/humanizm.php – образование в сфере прав человека.
http://www.democracy.ru – сервер по проблемам развития демократии и прав человека.
http://www.demokratia.ru – сайт для тех, кто интересуется проблемами развития демократии и прав человека.
http://zpch.narod.ru — общероссийское общественное движение
«За права человека».
http://www.prpc.ru — Пермский региональный правозащитный центр.
http://yhrm.hrworld.ru – Молодежное правозащитное движение.
http://tolerance.ngo.ru – гражданские механизмы противодействия
ксенофобии и экстремизму. Новости, документы, публикации.
http://www.mshr.ru — Московская школа прав человека.
http://strategy spb.ru — Санкт Петербургский гуманитарно политологический центр «Стратегия».
http://www.ycentre.org — Молодежный центр прав человека и правовой культуры.
www.sakharov center.ru/index.htm — Музей и общественный центр
«Мир, прогресс, права человека» им. А.Д. Сахарова.
http://www.cgo.perm.ru – Центр гражданского образования и прав
человека.
http://www.ug.ru – «Учительская газета».
http://doroga.karelia.ru/shkola — детская интернет газета.
Требования к программному обеспечению учебного процесса
Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
MicrosoftWord;
MicrosoftExcel;
Microsoft Visio.
10. 3 Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Перечень необходимых материально-технических средств обучения, используемых в учебном процессе преподавателем на лекционных и практических занятиях для освоения студентами дисциплины:
- компьютерное и мультимедийное оборудование: ноутбук, экран, проектор, удлинитель;
- учебно-наглядные материалы: «Структура научного исследования», «Этапы научного ис-следования».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
М 2. В. ОД. 1
«Права человека: вопросы теории и истории»
Направление подготовки – 40.04.01 (03.09.00) - Юриспруденция
магистерская программа - Теория и история государства и права
Квалификация (степень) – магистр
Санкт-Петербург
2016
Рабочая программа дисциплины «Международно-правовая защита прав человека» составлена в соответствии с требованиями:
- ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 (03.09.00) Юриспруденция, утвержденного приказом Министерства образования и науки от «04» мая 2010 г. № 464;
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 (ред. от 15.01.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
- учебного плана ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» по направлению 40.04.01 (03.09.00) Юриспруденция
Составитель: доктор юридических наук, профессор, почётный работник
высшего профессионального образования А. В. Стремоухов
Рассмотрено на заседании кафедры трудового права и права социального обеспечения № 10 от 21.06.2016
Соответствует требованиям к содержанию, структуре, оформлению.
Зав. кафедрой_____________________________
Рабочая программа соответствует требованиям к содержанию, структуре, оформлению.
Согласовано:
Зав. библиотекой ________________ М. Е. Харитонова
Рекомендовано к использованию в учебном процессе
Язык обучения – русский
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
№ пп | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
знать | уметь | владеть | |||
1 | ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | международные акты о правах че-ловека | противостоять негативным воздействиям | навыками действовать в точном соот-ветствии с законом |
2 | ОК-2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения | основы профессио-нальной де-ятельности в данной области | преодолевать и решать воз-никающие правозащит-ные проблемы | навыками правового анализа |
3 | ПК-1 | способен анализировать социально значимые проблемы и процессы | основные процессы и проблемы современности | преодолевать и решать возникающие правозащитные проблемы | навыками правового анализа |
4 | ПК-2 | способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | основы профессиональной деятельности в данной области | составлять деловые документы по заданной теме | приемами составления деловых документов |
5 | ПК-4 | способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом о праве человека | законодательство в сфере прав человека, юридически значимых действий | принимать грамотные правовые решения | навыками действовать в точном соответствии с законом |
6 | ПК-5 | способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | правовые акты материального и процессуального права в профессиональной деятельности | применять соответствующие правовой ситуации нормы | приемами толкования внутригосударственных и международно-правовых норм о правах человека |
7 | ПК-6 | способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства. связанные с правами человека | российское и международное законодательство в данной области | правильно квалифицировать факты и обстоятельства. связанные с правами человека | Навыками толкования и квалификации правовых документов о правах |
8 | ПК-8 | способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности | российское и междуна-родное за-конодатель-ство в данной конкретной области | преодолевать и решать возникающие правозащит-ные пробле-мы | Навыками борьбы с коррупцией |
9 | ПК-9 | способностью принимать оптимальные управленческие решения | основы профессиональной деятельности в данной области | Ориентироваться в современном законодательстве, регулирующем правоотношения в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; толковать нормативные акты и применять полученные знания в практической деятельности; принимать правовые решения в точном соответствии с законом | применением законов и других нормативных правовых актов; обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифи-цированные юридические заключения и консультации |
10 | ПК-10 | способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности | профессиональный категорийный аппарат. | анализировать правоприменительную и правоохранительную практику; разрешать правовые проблемы и коллизии; реализовывать нормы материального и процессуального права; принимать необходимые меры по защите прав человека и гражданина; | анализом различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, основных положений и методов юридических, социальных, гуманитарных и экономических наук, являющихся объектами научных исследований в области права в профессиональной деятельности; |
11 | ПК-11 | способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права | профессиональный категорийный аппарат. | анализировать правоприменительную и правоохранительную практику; разрешать правовые проблемы и коллизии; реализовывать нормы материального и процессуального права; принимать необходимые меры по защите прав человека и гражданина; | анализом различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, основных положений и методов юридических, социальных, гуманитарных и экономических наук, являющихся объектами научных исследований в области права в профессиональной деятельности; |
12 | ПК-12 | способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне | способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне | особенности методики преподавания правовых дисциплин в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; | ориентироваться в современном законодательстве, регулирующем правоотношения в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; толковать нормативные акты и применять полученные знания в практической деятельности, в том числе и педагогической; |
2. Место дисциплины в структуре ОП:
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Учебная дисциплина «Права человека: вопросы теории и истории» читается магистрантам юридического факультета дневной и заочной формы обучения на 2 курсе.
Программа учебного курса «Права человека: вопросы теории и истории» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «юриспруденция» квалификация (степень) - «магистр» и действующим в ЛГУ им. А. С. Пушкина Учебным планом подготовки магистров юриспруденции.
Цель преподавания предмета:
способствовать осознанию магистрантами сложности и в то же время огромной важности института прав человека в жизни современного российского общества и формировании у них профессиональной правозащитной направленности.
Задачами учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» являются:
- изучение с магистрантами - будущими юристами всего объёма и содержания прав человека, правовых норм о правах и механизма их обеспечения и защиты.
- во взаимодействии с другими юридическими дисциплинами воспитание у магистрантов чувства уважения к человеку, его правам, чести и достоинству;
- изучение международных и внутригосударственных правовых норм и актов, регулирующих права человека и способы их защиты;
- формирование у обучаемых навыков правильного применения юридических норм, связанных с реализацией прав и свобод человека и их правовой защитой;
- развитие и укрепление у будущих практических юристов профессиональной ориентации на защиту человека от любого беззакония и произвола с помощью международных и внутригосударственных правовых механизмов.
Объектом изучения научной и учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» является система обобщенных правовых знаний о правах человека, их содержании и правовом регулировании международными и внутригосударственными правовыми нормами.
Наиболее существенными элементами правовых знаний о правах человека, которые изучает научная дисциплина «Права человека: вопросы теории и истории», то есть ее предметом, являются:
— генезис прав человека;
— правовые учения и научные подходы к правовому пониманию прав человека, в том числе и основных прав;
— закономерности возникновения и развития прав человека;
— система и классификация прав человека;
— международные и внутригосударственные правовые нормы, закрепляющие права человека и их гарантии (право прав человека);
— юридические свойства основных прав человека;
— внутригосударственный и международный механизмы правовой защиты прав человека.
Особенность предмета учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» состоит в том, что это — комплексная политико-правовая дисциплина, изучающая основные этапы и закономерности возникновения, развития и осуществления на практике прав человека как важнейшей ценности мировой цивилизации. Это интегрирующая, синтезирующая научная и учебная дисциплина, вобравшая в себя в обобщенном виде данные всех областей обществознания, так или иначе связанных с правами человека — главного субъекта исторического процесса.
Предмет научной и учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» составляют, прежде всего, основные закономерности возникновения и развития истории, теории и практики реализации прав человека.
«Права человека: вопросы теории и истории» изучается в комплексе со всеми юридическими науками и дисциплинами. Так, международные акты о правах человека являются предметом изучения науки международного права. Однако в данной учебной дисциплине раздел о правах человека — один из проходных и изучается в сопоставлении с другими институтами международного права. В учебном курсе «Права человека: вопросы теории и истории» проблема собственно прав человека — центральная. Она рассматривается в сопоставлении прав человека в России с правами человека в международных правовых актах и правами гражданина в разных странах мира, а также в свете их закрепления во внутригосударственном законодательстве в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (имплементация прав человека).
Общая теория государства и права, изучая проблемы личности в правовой системе, особое внимание уделяет теории субъективных прав гражданина как элементу правоотношения, однако не затрагивает прав человека в их соотношении с правами гражданина. В курсе истории государства и права в историческом плане рассматриваются возникновение и развитие различных типов государств и правовых систем, в том числе и вопросы правового статуса личности. История политических и правовых учений изучает политико-правовые теории, в рамках которых речь идет и о теоретических аспектах прав человека.
В отличие от общеправовых дисциплин учебная дисциплина «Права человека: вопросы теории и истории» сосредоточивает свое внимание на вопросах становления и развития, как теории прав человека, так и механизма правовой защиты человека на примере России и других стран мира.
Отраслевые юридические дисциплины изучают различные виды прав гражданина: конституционное право — основные права и свободы гражданина (в аспекте конституционного законодательства), уголовно-процессуальное право — уголовно-процессуальные права и т. д. Рассматриваемый нами учебный предмет пользуется достижениями всех юридических наук, изучает проблему соответствия отраслевых субъективных прав гражданина общепризнанным правам человека.
Таким образом, учебная дисциплина «Права человека: вопросы теории и истории»» — дисциплина, которая использует данные многих общественных, в том числе юридических, наук о правах человека.
Предметом «Прав человека: вопросы теории и истории» являются не только права человека, но и юридические нормы (международные и внутригосударственные), в которых они закреплены. Это, к примеру, нормы Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах или нормы о правах человека, записанные в конституциях и других правовых актах различных государств. Указанные нормы международных правовых актов, закрепляющие права человека и их гарантии, объединяются в единое целое — отрасль международного права — право прав человека, а нормы внутригосударственного права государств, в том числе и России, — в межотраслевой институт — право прав человека.
Знания перечисленных выше теоретических дисциплин и практик, для освоения дисциплины: Права человека: вопросы теории и истории необходимы магистранту как предшествующие.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость освоения дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» составляет: зачётных единиц - 5; академических часов -180.
Вид учебной работы | Всего часов | Трудоемкость в акад.час | ||
По очной форме | По заочной форме | |||
Аудиторные занятия (всего) | 64 | 36 | 28 | |
В том числе: |
| |||
Лекции | 14 | 8 | 6 | |
Практический занятия | 50 | 28 | 22 | |
Самостоятельная работа (всего) | 247 | 108 | 139 | |
В том числе: |
| |||
Контрольные работы | 41 | 18 | 23 | |
Реферат | 41 | 18 | 23 | |
Презентация | 41 | 18 | 23 | |
Подготовка к практическим занятиям | 41 | 18 | 23 | |
Составление конспектов | 41 | 18 | 24 | |
Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем. | 42 | 18 | 23 | |
Вид промежуточной аттестации (экзамен) |
| |||
Общая трудоемкость час з.е. | 180 | 180
| 180 | |
5 | 5 | 5 | ||
4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы (блоки) дисциплины и виды занятий
Очная форма обучения
1курс, 2 семестр
Курс, 1 семестр
Название темы | Распределение часов | ||||
Всего
| Аудиторная работа | Самост работа
| |||
Всего (ауд.) | Лекции | Практ занят. | |||
1 | Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» | 11 | 3 | 1 | 2 | 8 | ||
I . Правопонимание и система прав человека
Возникновение, становление и развитие прав человека
в России
11
Правопонимание права и свободы человека
10
Система прав человека
10
10
2
10
2
10
2
10
2
10
4
10
2
10
2
12
4
10
2
10
2
36
180
36
Заочная форма обучения
Курс
Название темы | Распределение часов | ||||
Все- го
| Аудиторная работа | Самост работа
| |||
Всего (ауд.) | Лекции | Практ занят. | |||
1 | Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека: вопросы теории и истории» | 11 | 2 | 2 | 9 | |||
Дата: 2018-11-18, просмотров: 447.