Кафедра «Экономика и управление предприятием»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Институт экономики

Кафедра «Экономика и управление предприятием»

 

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Методические указания для проведения практических занятий

для обучающихся по направлению

Экономика»

 

Профиль 

Экономика предприятий и организаций

Финансы и кредит

Бухгалтерский учёт и аудит

Квалификация выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

 

 

аСТРАХАНЬ – 2017

Автор: к. экон. н., доц Т.В. Рябова, доцент кафедры «Экономика и управление предприятием»

Рецензент: к.э.н., доц. Е.А. Орлова, доцент кафедры «Экономика и управление предприятием»

Методические указания для проведения практических занятий по дисциплине «Экономика труда»  утверждены на заседании кафедры « Экономика и управление предприятием » « 28 » _08 _2017 г., протокол № 7.

Методические указания для проведения практических занятий по дисциплине «Экономика труда» предназначен для студентов Института экономики, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика».

В Методических указаниях для проведения практических занятий подробно изложено содержание курса, его цели и задачи, тематика семинарских занятий, практические задания и ситуации, образцы тестов предназначенных для проверки полученных знаний.

© Астраханский государственный технический университет



СОДЕРЖАНИЕ

 

    Стр.
1. Определение и содержание дисциплины 4
2. Практические задания и ситуации 6

3.Тестовые задания

17
4. Тематика рефератов 38
5. Перечень вопросов к экзамену 39
6. Рекомендуемая литература 41

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 «ЭКОНОМИКА ТРУДА»


ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью освоения дисциплины является овладение теоретическими знаниями и практическими навыками в области планирования, нормирования и управления трудовыми процессами на предприятии, которые тесно связаны с такими понятиями, как рабочая сила, рынок труда, нормирования и определение необходимого количества рабочей силы на предприятии, мотивация труда, а также создание благоприятных условий для работы сотрудников.

 

Задачи курса:

- знакомство со структурой, основными функциями и правовым обеспечением системы управления человеческими ресурсами;

- изучение основ методологии комплексного подхода к исследованию социально-экономических проблем труда;

- овладение методами исследования трудовых процессов, оценки его эффективности, проектирования систем заработной платы, планирования численности работников;

- изучение основ рынка труда, его регулирования государством и роли профсоюзов на рынке труда, международных стандартов в регулировании социально- трудовых отношений роли МОТ;

- выработка навыков построения управленческих задач оптимизации трудовых и социальных процессов.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН:

Знать: содержание трудовой деятельности, классификацию трудовой деятельности; состав трудовых ресурсов; формы и системы оплаты труда; сущность и основные понятия, раскрывающие содержание термина «Мотивация» теории мотивации; сущность и основное содержание понятия «производительность труда»; основные элементы системы организации труда на предприятии; сущность и основные понятия, раскрывающие содержание термина «нормирование труда»; содержание понятия «уровень жизни».

Уметь: анализировать динамику и структуру трудовых ресурсов; определять основные мотивационные факторы для работников, в зависимости от психологических и профессиональных качеств; рассчитывать заработную плату сотрудников; рассчитывать основные показатели производительности труда; определять основные показатели нормирования труда.

 

Владеть: методиками расчётов заработной платы различных систем и форм; навыками определения набора личностных и профессиональных качеств сотрудника, формирующих базу, для определения набора мотивационных критериев; навыками определения показателей, составляющих систему норм труда на предприятии.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

 

Тема 1. Труд как основа развития общества и фактор производства

Тема 2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества

Тема 3. Организация оплаты труда работников

Тема 4. Мотивация труда

Тема 5. Производительность труда

Тема 6. Организация труда на предприятии

Тема 7. Нормирование труда

Тема 8. Уровень жизни и социально-трудовые отношения, социальное партнёрство.


 

 



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И СИТУАЦИИ

 

Таблица 1

Модель прогноза рынка

Предложения труда по источникам поступления Тыс. чел Спрос на труд по направлениям производства Тыс.чел  

Незанятое население в трудоспособном возрасте на начало прогнозируемого периода

В том числе:

 

Заявление вакансии рабочих мест всего В том числе:  
 

 

 

безработных, получающих пособия

 

 
 

Общее высвобождение работников в прогнозируемом периоде

В том числе:

 

Удовлетворённый спрос с учётом структуры  

Высвобождаемые рабочие места в связи с выходом работников на пенсию

В том числе:

 

за счёт приватизации    
за счёт структурных изменений в экономике    
Молодёжь  

подлежащие замещению по новому контракту найма

 

 
Женщины после декретного отпуска    
Отслужившие военнослужащие    
Освободившиеся из ИУ  

Высвобождаемые рабочие места в связи с текучестью кадров

 

 
Беженцы    
Текучесть кадров  

Другие направления спроса

 

 
Другие источники    
ИТОГО   ИТОГО    
Превышение спроса над предложением   Превышение предложения над спросом    

4. Сравнить показатели, характеризующие состояние занятости населения на конец прогнозируемого периода, с аналогичными показателями базового периода. Выполнить анализ в наглядной таблице и сделать выводы.

Таблица 2

Аналитическая таблица

п/п

Показатели

На начало прогнозируемого периода

На конец прогнозируемого периода

Изменение показателей

Чел (+) % (+)
1 Численность населения области        
2 Численность населения в трудоспособном возрасте        
3 Численность трудовых ресурсов        
4 Находящиеся на учёбе        
5 Не занятые трудовой деятельностью        

6

Безработные

- из них получающие пособие по безработице

       
       
7 Занятые в экономике        
8 Экономически активное население        
9 Уровень безработицы        

 

5 Сформулировать предложения по смягчению безработицы при рыночных отношениях в экономике

 

ТЕМА 4. МОТИВАЦИЯ ТРУДА

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие мотивации

2. Структура мотивации

3. Содержательные теории мотивации

4. Процессуальные теории мотивации

Практическое задание: деловая игра мотивация

Цель – понять, насколько учащиеся одной группы хорошо знают своих одногруппников и способны понять, какие инструменты мотивации применимы к каждому человеку.

Порядок действий в игре:

1. Группа разбивается на рабочие группы по 3-4 человека.

2. Для работы из каждой другой группы выбирается по одному человеку в качестве объекта изучения.

3. Для каждого выбранного человека составляется характеристика (например, указывается тип характера, уровень стрессоустойчивости, степень коммуникабельности, работоспособности, темперамент, хобби и т.п.)

4. Предлагаются мотивационные инструменты (для работы можно пользоваться теоретическими навыками в области изучения теорий мотивации, а также использовать собственный практический опыт)

ТЕМА 7. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность и принципы нормирования труда

2. Нормы труда

3. Структура затрат рабочего времени

Практические задания:

1. Определить затраты времени на изготовление партии деталей в 45 шт. Подготовительно-заключительное время равно 10 мин, норма штучного времени равна 3,9 мин.

2. Рассчитать сменную норму выработки для рабочего-станочника, если норма штучного времени на выполняемой им операции равна 8 мин.

3. Рассчитать нормы штучного, штучно-калькуляционного времени и времени на партию изделий, если время основной работы составляет 20 мин, время вспомогательной работы - 7 мин, норматив времени на обслуживание рабочего места - 7% от времени оперативного, а на отдых и личные надобности - 6%. Время подготовительно-заключительное - 25 мин на партию деталей. Количество деталей в партии - 30 шт.

4. Рассчитать норму штучного времени и сменную норму выработки рабочего-станочника, если норма оперативного времени равна 15 мин, норма подготовительно-заключительного времени - 10 мин, норма времени обслуживания - 4 мин, на отдых и личные надобности - 8 мин.

5. В результате прошедшей модернизации станка норма времени на операции, которая составляла 0,4 ч, пересмотрена и снижена на 8%. Определить, какова была и насколько возрастет норма выработки.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ТЕМА 4. МОТИВАЦИЯ ТРУДА

1. Укажите верное определение понятия «мотивация»:

1) совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с определенным уровнем добросовестности

2) совокупность внутренних и внешних сил, побуждающих человека к деятельности

3) совокупность сил, придающих деятельности человека направленность

4) все ответы правильные

2. Укажите, что из перечисленного не может быть использовано в качестве стимулов:

1) обещания

2) действия

3) предметы

4) нет правильного ответа

3. Укажите составляющие внешней мотивации:

1) стремление к завершению работы

2) правила поведения людей

3) стремление к познанию

4) все ответы правильные

4. Укажите составляющие внутренней мотивации:

1) стремление к достижению

2) распоряжения

3) оплата труда

4) нет правильного ответа

5. Укажите верную схему мотивационного процесса:

1) возникновение потребностей – осуществление действий – получение вознаграждения

2) определение направления действий – поиск путей устранения потребностей – осуществление действий за получение вознаграждения

3) осуществление действий – получение вознаграждения – поиск путей устранения потребностей

4) нет правильного ответа

6. Укажите факторы, усложняющие мотивационный процесс:

1) изменчивость мотивационного процесса

2) неочевидность мотивов

3) различное влияние мотивов на различных людей

4) все ответы правильные

7. Укажите неверное утверждение по отношению к мотивации:

1) потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии

2) одинаковые мотивы могут по-разному влиять на различных людей

3) мотивационный процесс не зависит от того, какие потребности инициируют его

4) мотивы невозможно «вычленить» в явном виде

8. Укажите неверное утверждение по отношению к мотивации:

1) потребности более высокого уровня удовлетворяются большим числом способов, чем потребности нижнего уровня

2) одинаковые мотивы одинаково влияют на различных людей

3) потребности между собой находятся в сложном динамическом взаимодействии

4) мотивы невозможно «вычленить» в явном виде

9. К какой теории мотивации относятся следующие предпосылки:

Если одна потребность удовлетворяется, то на ее место выходит неудовлетворенная потребность; удовлетворенные потребности не мотивируют людей?

1) теория Альдерфера

2) теория Маслоу

3) теория МакКлелланда

4) теория Герцберга

10. Если работники концентрируют свое внимание на оплате работы, на условиях труда, большое значение придают удобству на рабочих местах, то следует удовлетворять в основном:

1) физиологические потребности

2) потребности безопасности

3) социальные потребности

4) потребности признания

ТЕМА 7. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА

1. Норма времени - это:

1) количество рабочего времени на изготовление партии изделий при

определенных организационно-технических условиях;

2) количество рабочего времени, необходимое для выполнения единицы

определенной работы (операции) одним рабочим или группой рабочих при определенных организационно-технических условиях;

3) количество рабочего времени, необходимое для выполнения единицы определенной работы (операции) одним рабочим или группой рабочих определенной квалификации;

4) затраты рабочего времени на изготовление всех изделий в цехе одним рабочим или группой рабочих при определенных организационно-технических условиях.

2. Нормативы по труду - это:

1) регламентированные величины режимов работы оборудования, предназначенные для использования при расчете норм труда;

2) величина затрат времени на выполнение элементов (или комплексов) работы, а также необходимой численности работников для выполнения объема работы, принятого за единицу;

3) регламентированные величины режимов работы оборудования, затрат труда и времени перерывов в работе, разработанные на основе заранее проведенных исследований и предназначенные для многократного использования при расчете конкретных норм затрат труда применительно к определенным организационно- техническим условиям;

4) величина затрат труда на обслуживание одной учетной единицы (оборудования, работающего, бригады, участка).

3. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

1. Величина затрат рабочего времени, устанавливаемая для выполнения единицы работы работником или группой работников в определенных организационно-технических условиях a) нормативы по труду
2. Установленная численность работников определенного профессионально - квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных функций или объема работ в определенных организационно-технических условиях b) норма обслуживания
3. Количество единиц оборудования, устанавливаемое для обслуживания одним рабочим c) норма численности
4. Регламентированные расчетные величины режимов работы оборудования, затрат времени на выполнение отдельных элементов работы и численности работников на выполнение единицы работы d) норма времени
5. Количество рабочего времени, необходимое для выполнения единицы определенной работы (операции) одним рабочим или группой рабочих при выполнении вспомогательных работ e) норма времени обслуживания

4. Установите соответствие между названиями методов нормирования труда и их содержанием:

1. Метод нормирования труда, в основе которого лежит установление продолжительности затрат времени путем расчета норм по составным элементам операции на основе нормативов a) аналитически- исследовательский
2. Метод нормирования труда, в основе которого лежит установление продолжительности затрат времени путем расчета норм на основе непосредственных измерений времени выполнения элементов операции b) суммарные
3. _______ методы нормирования предполагают установление норм труда на основе опыта нормировщика либо статистических данных о выполнении аналогичных работ c) аналитически- расчетный

5. Время выполнения производственного задания подразделяется на:

1) подготовительно-заключительное, основное время и время обслуживания

рабочего места;

2) время технического обслуживания, основное и вспомогательное время;

3) подготовительно-заключительное и оперативное время;

4) подготовительно-заключительное, оперативное и время обслуживания рабочего места;

5) подготовительно-заключительное, оперативное, время обслуживания рабочего места, время регламентированных перерывов.

6. Норма численности - это:

1) численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, требующаяся для выполнения производственного задания;

2) численность работников определенного профессионально- квалификационного состава, требующаяся для выполнения производственного задания в течение заданного времени;

3) численность работников, требующаяся для выполнения единицы работы;

4) численность работников, необходимая для обслуживания определенного

объекта;

5) число работников, для нормирования труда которых имеются нормативы.

7. Часть трудового процесса, выполняемая над предметом т руда одним или группой рабочих на одном и том же рабочем месте - это:

1) трудовой прием;

2) производственная операция;

3) метод труда;

4) рабочий процесс.

8. Установите соответствие между названиями методов изучения затрат рабочего времени и их содержанием:

1. Наблюдение и запись результатов наблюдения проводятся не специальным наблюдателем, а самим работающим a) метод моментных наблюдений заключается
2. Изучение рабочего времени исполнителя, времени использования оборудования в течение смены путем изменения всех видов затрат времени, их содержания, последовательности, продолжительности b) хронометраж
3. Фиксирование выполняемых видов деятельности группой сотрудников через определенный временной интервал c) самофотография рабочего времени
4. Изучение операции путем наблюдения и измерения затрат рабочего времени на выполнение отдельных ее элементов d) фотография рабочего дня

9. При нормировании труда применяются следующие нормы труда (исключить лишнее):

1) нормы средней заработной платы;

2) нормы времени;

3) нормы выработки;

4) нормы времени обслуживания;

5) нормы обслуживания;

6) нормы численности;

7) нормированные задания повременщикам.

10. В состав нормы времени включаются нормы (исключить 2 лишних варианта):

1) подготовительно-заключительного времени;

2) основного времени;

3) машинного времени;

4) оперативного времени;

5) вспомогательного времени;

6) времени технологического и организационного обслуживания рабочего места;

7) времени на отдых и личные надобности;

8) времени неустранимых перерывов, предусмотренных технологией и

организацией производственного процесса.

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Психофизиологические аспекты трудовой деятельности человека

2.  Значение и взаимосвязь потребностей, интересов, мотивов и стимулов к труду в трудовой деятельности человека

3. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал России.

4. Воспроизводство трудовых ресурсов (на примере России, других стран)

5. Распределение трудовых ресурсов

6. Региональный аспект формирования и использования трудовых ресурсов

7. Дискриминация на рынке труда и пути ее преодоления

8. Неформальные трудовые отношения в России: причины возникновения и тенденции развития

9. Нестандартная занятость в РФ: причины, формы, последствия и тенденции

10. Предпринимательский труд: сущность, мотивация, вознаграждение, риски

11. Поиск работы: теория и современная российская действительность

12.  Современные особенности планирования карьеры в России

13.  Эволюция отношений занятости в процессе исторического развития общества

14. Трудовая мобильность и ее роль в современном обществе.

15. Особенности миграционных процессов в современной России.

16. Безработица в России, ее особенности

17. Современные теории бедности и их практическая реализация

18. Доходы населения и источники их формирования

19. Основные тенденции в формировании и распределении личных доходов населения и эволюция социальной структуры российского общества.

20. Уровень и качество жизни в современной России.

21. Прожиточный минимум и минимальная заработная плата, их взаимосвязь в российской экономике

22. Прожиточный минимум и его роль в формировании доходов на­селения.

23. Минимальная заработная плата и ее роль в формировании до­ходов населения.

24. Роль профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений в России

25. Социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан в современной России

26. Социальная политика в современной России: задачи, проблемы и перспективы реализации

27. Социальное партнерство в системе регулирования социально-трудовых отношений.

28. Кадровая логистика: сущность, функции и практическое применение

29. Качество трудовой жизни в современных российских организациях

30. Современные тенденции развития поощрительных систем оплаты труда

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература:

1. Костюченко, Т.Н. Экономика труда : учебное пособие / Т.Н. Костюченко, А.Р. Байчерова, Д.В. Сидорова. - Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2017. - 165 с. : ил. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485033

2. Митрофанова, И.А. Экономика труда: теория и практика : учебное пособие / И.А. Митрофанова, А.Б. Тлисов. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 148 с. : схем., табл. - Библиогр.: с. 141-143. - ISBN 978-5-4475-3616-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258905

3. Скляревская, В.А. Экономика труда : учебник / В.А. Скляревская. - М. : Дашков и Ко, 2015. - 304 с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-02340-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230052  

4. Рофе, А.И. Словарь-справочник по экономике труда / А.И. Рофе. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 377 с. : ил., схем., табл. - Библиогр.: с. 351-353. - ISBN 978-5-4475-9267-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469329

б) дополнительная литература:

5. Бочков, Д.В. Новая система оплаты труда: (обобщение регионального опыта) : учебно-методическое пособие / Д.В. Бочков, Н.П. Пядочкина. - 3-е изд. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 117 с. : табл., схем. - Библиогр.: с. 26-28. - ISBN 978-5-4475-6152-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428470  

6. Козел, И.В. Организация, нормирование и оплата труда : учебное пособие / И.В. Козел, Н.В. Воробьева, А.Р. Байчерова ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Кафедра предпринимательства и мировой экономики, Экономический факультет. - Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. - 96 с. : табл., граф., схем., ил. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438711

7. Рябчикова, Т.А. Организация, нормирование и оплата труда : учебное пособие / Т.А. Рябчикова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР). - Томск : Эль Контент, 2014. - 144 с. : табл. - Библиогр.: с. 138-139. - ISBN 978-5-4332-0168-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480518

8. Шапиро, С.А. Сколько стоит труд? / С.А. Шапиро, Н.Е. Равикович. - 3-е изд. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 437 с. : ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3668-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272159

Институт экономики

Кафедра «Экономика и управление предприятием»

 

ЭКОНОМИКА ТРУДА


Дата: 2018-11-18, просмотров: 261.