Галилео Галилей
Галилей (1564-1642) завершил научное развитие итальянского Ренессанса. Своей деятельностью открыл экспериментальное и математическое естествознание Нового времени. Сформулировал первостепенные методологические и философские принципы, сыгравшие огромную роль в духовной жизни Европы XVII в.
С детских лет жил во Флоренции. Принадлежал к знатному, хотя и обедневшему семейству. По воле отца поступил на медицинский факультет Пизанского университета. Однако проявил неодолимую тягу к математике. В конце 80-х годов XVI в. преподавал математику в Пизанском университете. В 1592 г. получил кафедру математики в Падуанском университете.
Мировоззрение формировалось под влиянием Евклида и особенно Архимеда, так как Галилей хотел соединить математику, механику и решение конкретных технических задач. Называл Архимеда своим учителем. Хорошо знал работы Аристотеля. Инженерная и научная деятельность были тесно связаны в творчестве Галилея.
В пизанский период произвел знаменитые опыты со свободным падением тел, чем заложил основы динамики. Результаты изложил в трактате «О движении».
• В падуанский период (1592-1610) одним из первых сконструировал подзорную трубу (лучшая из них давала 30-кратное увеличение). На Луне обнаружил кратеры и хребты. Открыл, что Млечный путь состоит из отдельных звезд. Открыл наиболее крупные спутники Юпитера, которые с тех пор называют галилеевскими (Ио, Европа, Ганимед, Каллисто). Обо всем этом поведал в сочинении «Звездный вестник» (1610), принесшим ему европейскую известность. В том же году переехал во Флоренцию, став придворным ученым герцога Тосканы. Отчетливо разглядел пятна на Солнце, обнаружил фазы Венеры, а также световые явления вокруг Сатурна. Доказал вращение Солнца. Связывал приливы и отливы с влиянием Луны. В античности Архимед заложил основы статики, т.е. науки о равновесии тел под действием приложенных- к ним сил. Галилей взялся за разработку основ динамики, т.е. науки о движении тел под действием приложенных к ним сил. Галилеем было впервые сформулировано понятие объективного неантропоморфного чисто физического закона природы. Гелиоцентрическая гипотеза Коперника начала обретать у Галилея статус научной теории.
Главное произведение Галилея - «Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой» (1632) - стало подцензурной работой. В 1616 г. был наложен запрет на работы Коперника. Галилею сделали внушение. Его провел кардинал Беллармино, председательствовавший на процессе Бруно.
Хронология: 1582г. - календарная реформа: «Григорианский календарь»;
1600 г. - осуждение Бруно; 1633 г. - процесс над Галилеем. Впервые церковь отчетливо противопоставила себя классической науке.
Отношение к истине: «природа насмехается над решениями и повелениями князей, императоров и монархов, и по их требованиям она не изменила бы ни на йоту свои законы и положения».
Проблему познания следует решать в экстенсивном и интенсивном смыслах. Экстенсивный смысл означает количество познанных истин. Как бы много ни познавал человек, объем его знания все равно будет ничтожно мал по сравнению с бесконечно реализованным познанием Бога. Интенсивный смысл означает глубину постижения одной или нескольких истин. В этом смысле человеческий разум познает некоторые истины столь совершенно и с такой абсолютной достоверностью, какую имеет сама природа. Таковы математические науки. Здесь человеческий разум по своей объективной достоверности равен Божественному.
Опытное познание природы означало для Галилея познание экспериментальное. Как блестящий мастер эксперимента он превосходил Бэкона. Эксперимент Галилей сочетал со стремлением к его математическому осмыслению. Эксперимент для него означал планомерно проводимый опыт, посредством которого исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы. Ответы здесь возможны на путях дедуктивно-математического осмысления результатов анализа. Галилей ставил такое осмысление столь высоко, что считал возможным полностью заменить традиционную логику (т.е. логику силлогизма) математикой, которая способна научить человека искусству доказательства. Галилей выдвинул идею систематического применения двух взаимосвязанных методов - аналитического и синтетического. Старший современник Галилея, логик Забарелли, называл их резолютивным и композитивным.
При помощи аналитического метода исследуемое явление расчленяется на простые, составляющие его элементы. Эта часть методологии была свойственна и Бэкону. Затем Галилей ввел другое методологическое действие, которое заключается в виде выдвижения того или иного предположения, с помощью которого достигается объяснение интересующих ученого фактов или явлений природы. Проверка гипотезы осуществляется при помощи синтетического метода. Последний всегда применяется совместно с аналитическим. Галилей нашел научную точку, соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы. Такая позиция связывает научное мышление, невозможное без абстрагирования, с конкретными восприятиями явлений и процессов природы.
В принципе, Галилей придерживался платоновской точки зрения о том, что Бог является геометром. Книгу философии составляет то, что постоянно открыто нашим глазам, но так как она написана буквами, отличными от нашего алфавита, ее не могут прочесть все: буквами такой книги служат треугольники, четырехугольники, круги, шары, конусы, пирамиды и другие фигуры». Таким образом, книга природы написана с помощью геометрических фигур. Такая точка зрения в сочетании с аналитическим методом приводила Галилея к механистическому постижению бытия. Галилей истолковывал бытие как, в принципе, бескачественное. В работе «Пробирные весы» он возвратился к идее античного атомизма о субъективности чувственных качеств. Галилей писал: «если бы мы устранили уши, языки, носы, то остались бы фигуры, числа, движения, но не запахи, вкусы и звуки, которые вне живого существа являются ничем иным, как только пустыми именами». Геометрически-механистическая трактовка природы выражена отчетливо. Научные открытие Галилея стали важнейшей необходимой предпосылкой механики Ньютона.
Многие понятия у Галилея носят парадоксальный характер. Например, понятие неделимого. Они сами не имеют величины, но из их бесконечного множества составляется любая конечная величина. Тут одно непонятное - лишенная величины составная часть тела - объясняется через другое непонятное - актуально существующее бесконечное множество. Это понятие-парадокс получает название бесконечно малого и играет роль как в механике Галилея, так и в его математике.
Галилей ввел также понятие «мгновенная скорость». Мгновение - это бесконечно малая доля времени, т.е. нечто среднее между вневременностью и временем. Также бесконечно малый отрезок пространства не есть ни математическая точка, ни сколь угодно малый отрезок. «Мгновенная скорость» - это уже не скорость в собственном смысле слова, так как всякая скорость предполагает движение, а движение происходит только во времени. «Мгновенная скорость» - это нечто вроде неподвижного начала движения. По мнению Галилея, всякая скорость складывается из бесконечной суммы мгновенных скоростей. Но бесконечная сумма остается как бы магическим заклинанием, пока не указано средство перехода от неподвижности к движению, от мгновения ко времени. Очевидно, что здесь необходим аппарат дифференциального исчисления. Ведь «мгновенная скорость» и есть дифференциал. С помощью этого парадоксального понятия Галилей решил проблему континуума, т.е. непрерывного множества.
Ученик Галилея, известный математик Бонавентура Кавальери (1578-1647) пришел к выводу, что одно бесконечное может быть больше другого. И считал данное положение прочнейшим основанием геометрии. Он говорил, что линия образована из точек, как ожерелье из жемчуга, площадь из линий, как ткань из нитей, а тело из плоскостей, как книга из страниц. Кавальери не рассуждал о природе бесконечного, но и не пытался вычислять площадь фигуры как сумму составляющих ее неделимых элементов. Он определял отношение площадей фигур, неделимые которых находятся постоянным отношением. Так, Кавальери доказывал, что площадь параллелограмма равна удвоенной площади каждого из треугольников, на которые разбивает параллелограмм его диагональ.
Если GD = BE и если GH 11 FE 11 CD, то GH = FE
Сумма всех линий Д ABD равна сумме всех линий Д BCD, эти треугольники имеют равные площади. Сумма всех линий параллелограмма ABCD равна удвоенной сумме линий любого из треугольников. Здесь отношение неделимых двух площадей равно 1.
Эванджелиста Торричелли (1608-1647) усовершенствовал этот метод И ввел цилиндрические неделимые. В то время, как у Кавальери неделимые всегда были плоскими. Установил, что объем бесконечно длинного тела, полученного вращением части равнобочной гиперболы вокруг ее асимптоты, конечен.
Сам Галилей не был согласен с Кавальери. Он писал, что одно бесконечное не может быть больше, меньше или равно другому бесконечному, ибо между ними не существует отношения- Таким образом, допуская парадоксы в свою теорию, Галилей не терпел их у Других.
Рене Декарт
Рене Декарт (1596-1650) родился во Франции в дворянской семье. Учился в привилегированном учебном заведении - иезуитском Коллеже Ла Флеш. Принимал участие в 30-летней войне в качестве офицера. Долгое время прожил в Голландии, затем в Швеции. Главные философские труды «Рассуждения о методе», Метафизические размышления».
В математике ввел прямоугольную систему координат, переменную величину. В оптике открыл закон преломления света. В физиологии обратил внимание на важнейшее значение кровообращения. В философию внес радикальное методическое сомнение. Если из истины человек делает долг, то за него он ответственен прежде всего перед самим собой. Быть правдивым по отношению к самому себе есть основное условие всяческой правдивости. Большинство хвалится своей искренностью по отношению к другим, но живет в величайшем ослеплении относительно самого себя. Из всех обманов самообман - самый худший и наиболее часто встречающийся. Всякая мнимая истина и воображаемое познание состоят в интеллектуальном самообмане, который, в сушности, является моральным самообманом. В борьбе с самообманом в любой форме Декарт проявил себя как бесстрашный и величайший мыслитель.
В 1619-162] гг. Декарт пережил внутренний кризис, особенно во время зимнего стояния в Нейбурге. Озарение пришло 10 ноября 1619 г. Философия предстала перед ним как темный хаос. Математика же светила полной ясностью. Он захотел внести свет в этот хаос. Познание простирается лишь настолько, насколько простирается ясное и отчетливое мышление. Темные представления следует разлагать на составные части и постепенно прояснять их шаг за шагом.
Декарт поставил вопрос: как доказать, что все окружающее меня не сон? Для этого он ввел принцип корректности: если мое переживание тесно связано со всем ходом предшествующей жизни и вытекает из нее, то велика вероятность того, что данное переживание не сон.
Цель картезианского сомнения: будь правдив по отношению к самому себе, не позволяй себя убеждать, что ты таков, каким ты не являешься, что ты познал то, что тебе не вполне ясно, что ты веришь в то, в чем в сущности сомневаешься или должен бы сомневаться. Если демон меня обманывает, то становится ясно, что и я существую, так как того, кого нет, нельзя и обмануть. Значит, можно сомневаться во всем, кроме достоверности самого сомневающегося. Мыслю, следовательно, существую.
Я - последний принцип философии и радикальное новшество Декарта. Декарт впервые в европейской философии установил абстракцию субъекта как мыслящей вещи. Он также противопоставил субъект и объект. Сознание у Декарта тождественно разуму. Сознанием, с точки зрения Декарта, человек обладает не от рождения, а лишь после прохождения школы философского метода: его легко освоить, он может быть сообщен любому человеку, он всегда приводит к истине. В сфере познания Декарт был рационалистом, т.е. полагал, что истинное познание возможно лишь с помощью разума. Наилучшими методами познания представлялись те, которые основаны на разуме, т.е. дедукция и интеллектуальная интуиция.
Декарт выстроил такую онтологическую триаду: Я-Бог-мир. Бог - это путь, который выводит субъекта в мир. Природа подвергалась Декартом такому обесцениванию, которого не испытывала во всей предшествовавшей истории. Ценно лишь то, что изготовлено руками человека. Декарт настаивал на том, что растения и животные суть машины, не имеющие внутреннего мира. Это имело в дальнейшем социокультурные следствия:
• отвергалось этическое сомнение по поводу опытов над животными (картезианская биология);
• отвергалась загадка чужой душевной жизни. Метод один, значит, и сознание у всех одинаково. Безумие есть социальная бесполезность. Безумец, по сути, - не человек. Его и жалеть нельзя (картезианская психология и психиатрия). «Иллюзия изготовимости». Стремление европейской науки создать «вторую природу», технический мир Прежнее понятие природы лишается своей эмоциональной окраски. Классическая наука и картезианская философия порождают идею машины, так как эксперимент есть машина в зародыше. Правила метода:
1. Никогда не принимать за истинное ничего, что не признается таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения- Включать в свои рассуждения только то, что представляется ему столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.
2. Делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
3. Располагать свои мысли в определенном порядке. Начинать с предметов простейших и легко познаваемых, восходить, как по ступеням до познания наиболее сложных. Допускать существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.
4. Делать всюду полные перечни, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ просвещения
Эпоха Просвещения формирует такую важную человеческую способность, как способность суждения, антиавторитарную по своей глубинной сущности. По словам И.Канта, идеи Просвещения можно свести к трем основным положениям:
1) всегда иметь собственное суждение (т.е. обладать свободой от предрассудков);
2) мысленно ставить себя на место другого (широта мышления);
3) всегда мыслить в согласии с самим собой (последовательный образ мыслей). Освобождение от суеверий и называется Просвещением.
Готфрид Вильгельм Лейбниц
Лейбниц (1646-1716) был одним из мыслителей раннего Просвещения. Он родился в Лейпциге в семье профессора моральной философии местного университета. Редкие способности Лейбница проявились в школьные годы, когда мальчик увлекся логикой. В 1661-1666 it. учился в Лейпцигском университете, где сочетал изучение юриспруденции с занятиями логикой и математикой. Заканчивая философский факультет, защитил диссертацию «О комбинаторном искусстве», где изложил идеи логических исчислений, т.е. математической логики. В конце того же года Лейбниц в другом университете защитил юридическую диссертацию «О запутанных судебных случаях». В 1668-1672 гг. проходил службу у министра Майнцского курфюршества, где занимался упорядочением законов этого государства, а также публицистической и религиозно-политической деятельностью. С 1672 по 1676 гг. Лейбниц пребывал в Париже с дипломатическими поручениями. Дважды выезжал в Лондон. В 1675 г. совершил открытие дифференциального и интегрального исчисления. В области механики предвосхитил закон сохранения и превращения энергии. С 1676 г. и до конца своих дней служил у герцогов Ганновера. В 1697 г. познакомился с Петром I. 1700 г. стал годом организации академии наук в Берлине. Лейбниц был назначен ее президентом, будучи членом Лондонской и Парижской академий.
Основные работы: «Новые опыты о человеческом разуме» (1705), 'Теодицея» (1710), "Монадология» (1714, выпущена только в XIX в.).
Лейбниц первым на континенте увидел причину неблагополучного положения в философии, т.е. ее механистический характер. Он выступил против абсолютизации механических представлений и методов. Лейбниц критиковал Декарта за отождествление «правил механики» с «правилами природы». Он был против превращения протяженности, т.е. частного и производного свойства субстанции, в самостоятельную субстанцию. Декарт выводил из нее все многообразие явлений телесного мира. Аналогично трактовка движения как простого перемещения не позволяла Декарту объяснить мир как живую и развивающуюся систему.
В этом состоит важная особенность мышления Лейбница, которая вытекала из духовной ситуации в Германии. Многие мыслители Реформации стремились примирить Аристотеля (которого не любили в эпоху Возрождения как символ схоластики - «Аристотель в тонзуре») с новейшей философией и наукой. Мысль эта была здравой, тд. Аристотель обладал глубоким диалектическим мышлением. В частности, в понятии метаболе (перепад) он видел особый род подвижности, где изменчивость связана с неизменностью. Например, растение, укоренившееся в почве, может расти или чахнуть. Наоборот, лисица в беге не меняется, т.к. сохраняет свою масть. Так же мы говорим о перепадах настроения или погоды.
Основная цель, которую преследовал Лейбниц, - включить в свое определение субстанции такие признаки, которые отсутствовали в ее механистической трактовке. Он применил прием, который можно назвать определением через контраст.
Монада является простой субстанцией, которая должна существовать, потому что существуют сложные. Сложные субстанции, т.е. тела, протяженны, делимы, уничтожимы, инертны, лишены жизни, изменяются под действием внешних причин. В связи с этим монады не могут иметь протяжения и частей; они активны, просты, неуничтожимы, бестелесны, многообразны, способны к органическому росту и развитию, обладают стремлением и восприятием.
Лейбниц выступил против эмпиристского понимания души как пассивной «чистой доски» (Дж.Локк), получающей впечатление извне благодаря механическому воздействию вещей на органы чувств. Но субстанция не тождественна духу. Душа свойственна только живой природе. Субстанция же обладает способностью к «малым восприятиям», бессознательным, перцептивным, выражающим ее активный характер.
Лейбниц поставил проблему бессознательного. «Малые», т.е. бессознательные восприятия человек наблюдать в себе не может, но их существование надо допустить для объяснения процессов сознания и явлений живой природы.
С точки зрения рационалистической гносеологии, наибольшую ценность имеет апперцепция (т.е. самосознание). Апперцепция характеризует активность сознания. Лейбниц понимал, что все сознание не может быть сведено к апперцепции. По содержанию это самая интенсивная форма сознания, по объему же - его меньшая часть. Большую часть сознания составляют малые перцепции.
Теория «малых восприятии» сложилась у Лейбница под влиянием размышлений над проблемой континуума. Он изучал работы Кеплера, Кавальери и других математиков, пользовавшихся исчислением бесконечно малых. Бессознательные восприятия подобны дифференциалу: только бесконечно большое их число, будучи суммированным, дает величину, доступную сознанию. В основе теории «малых восприятии» и метода дифференциального исчисления лежит закон непрерывности: природа не делает скачков. Из данного заключения следует:
• в природе нет и не может быть двух одинаковых вещей, хотя различия между ними могут быть бесконечно малы и не заметны для нас;
• в природе должны существовать непрерывные переходы между различными видами существ. В лестнице природных существ нет пропущенных ступеней. Между растениями и животными, между минералами и растениями существуют промежуточные формы, которые еще не открыты.
Теория «малых восприятии» помогла Лейбницу разрешить вопрос о характере восприятия у монад, которые не обладают разумной душой. Кроме того, удается показать, в чем различие между монадами. Лейбниц допустил бесконечное множество монад, ни одна из которых не тождественна другим. Все они различаются по степени ясности и отчетливости своих восприятии и по силе своих стремлении. Стремление - это деятельность внутреннего начала, которая производит изменение и переход от одного восприятия к другому. При условии, что между ясными и отчетливыми восприятиями высших монад и смутными восприятиями низших существует бесконечное множество ступеней, число монад должно быть актуально бесконечным. Только актуальная бесконечность может воплотить принцип абсолютного различия.
Благодаря введению бессознательных восприятии Лейбниц избежал парадоксального вывода о том, что все субстанции в мире способны мыслить - гилозоизма, т.е античного учения о всеобщей одушевленности природы («и камни чувствуют»).
Лестница простых субстанций позволяет взглянуть на природу с точки зрения развития и в то же время допускает активное начало среди неживых объектов.
Вместе с тем монады обладают свойством структурного самоподобия. Каждая монада воспринимает в себе самой весь космос во всем его богатстве и многообразии. Не через внешнее физическое воздействие, а через самих себя монады видят и понимают друг друга. Тут сказывается близость Лейбница к неоплатонической традиции. Это подтверждает такая мысль, взятая из «Монадологии»: «Всякую часть 'можно представить наподобие сада, полного растений, и пруда, полного рыб. Но каждая ветвь растения, каждый член животного, каждая капля его соков есть опять такой же сад или такой же пруд».
Лейбниц одним из первых выявил основные пороки опытно-индуктивной методологии. Доказательство необходимых истин вытекает только из разума, а прочие истины получаются из опыта или чувственных наблюдений. Наш дух способен познать и те и другие, но он есть источник первых. Как бы ни были многочисленны частные опыты, говорящие в пользу какой-нибудь всеобщей истины, в ней нельзя навсегда убедиться при помощи индукции.
Лейбниц не признавал безоговорочно установок современной ему рационалистической методологии. У Декарта ясность и отчетливость выступали как критерии истины. Лейбниц с этим не соглашался. Такие признаки относятся лишь к способу восприятия, а не к мышлению. Критерием истинности мышления служит закон противоречия: истинна та идея, понятие которой возможно; ложной является такая идея, которая содержит в себе противоречие. Это было существенным шагом вперед в философии Нового времени.
Декарт выдвинул учение о врожденных идеях, присутствующих в нашем духе без непосредственного влияния других вещей. Их отличительные признаки таковы: полная независимость от внешних предметов, ясность, отчетливость, простота, свидетельствующие о независимости от воли.
Чисто интеллектуальны те вещи, которые познаются интеллектом посредством прирожденного ему света без всякого участия телесного образа. Например, знание, незнание, сомнение, действие воли совершенно ясны без всякого обращения к телесным интуициям. Высшая из врожденных идей - духовное понятие Бога как актуально бесконечного Абсолюта. Согласно мнению Декарта, существуют врожденные аксиомы, правила логики и математики. Также это правила достоверности метафизики: Cogito ergo sum. Врожденность означает предрасположенность, склонность к появлению этих идеи в уме при определенных условиях, когда они становятся ясными и очевидными. Мысль здравая, но Декарт ее мистифицировал.
Лейбниц же утверждал, что для актуализации этих идей-потенций, превращения смутных восприятии в ясные мысли, необходимы внешние поводы. Внешние чувства являются отчасти причиной наших мыслей. Иногда даже Лейбниц определяет врожденные идеи как полученные ранее, но забытые впечатления и привычки, как следы, сохраненные от предыдущих состояний. Он представил образ души как упругой, эластичной мембраны. Строго научное, логически необходимое и математически доказательное знание не может быть дано Богом или получено из воспринимаемых вещей. Здесь возникает специфическая деятельность души, когда бессознательные, абстрактные задатки «идей» должны быть развернуты в ясные мысли и обоснованные понятия. Деятельность эта аналогична процессу саморазвертывания монады. Таким образом, душа достигает уровня весьма точного представления об универсуме, становясь «малым божеством» и «зеркалом вселенной».
Дух эпохи Просвещения проявлял себя также в рафинированном скептицизме, который расцвел на британской почве.
Давид Юм
Юм (1711-1776) родился в семье шотландского дворянина. После учебы в Эдинбургском университете и кратковременной работы в качестве коммерсанта он отправился в 3-летнюю поездку по Франции (1734-1737). Там он написал свой главный философский труд «Трактат о человеческой природе». В 1748 - «Исследование о человеческом познании», 1751 -«Исследование о принципах морали». Был другом Адама Смита, внес вклад в становление английской классической политэкономии. Подготовил 8-томную «Историю Англии». Представляет также интерес как создатель одной из версий ассоциативной психологи. В 1767-1768 гг. был помощником государственного секретаря в Лондоне. Умер в Эдинбурге.
Юм видел источник нашего знания во впечатлениях, т.е. присоединялся к линии английского сенсуализма. Но в то же время он очень уважительно относился к Лейбницу, книги которого внимательно читал. Отсюда вытекает его классификация знания:
• демонстративное знание, т.е. абсолютно необходимое. Сюда входит математика, в которой невозможны ложные суждения, т.к. они содержат в себе противоречие.
• звание о фактах. В этой области ложное суждение незаметно, т.к. оно может не содержать в себе логического противоречия.
Вслед за Лейбницем Юм полагал, что отчетливость и непротиворечивость тождественны. Юм утверждал идеал математизированного знания. Он понимал, что такое знание не применимо к обыденным фактам. Отсюда вытекает скептицизм Юма, аргументы которого таковы:
• демонстративное заключение - это такое суждение, противоположное которому противоречиво;
• все, что мыслится отчетливо, не содержит противоречия, я значит, возможно;
• все существующее можно признать несуществующим, т.к. противоположные суждения не содержат противоречий.
Таким образом, никакое существование не может быть демонстративно доказано.
За такие мысли Юм получил упрек в агностицизме, т.е. в утверждении непознаваемости мира. Хотя для самого Юма не существовало такой проблемы. Он считал причинность привычкой или инстинктом, свойственным человеку. Это лишь устойчивая ассоциация следующих друг за другом событий.
С одной стороны, Юм отрицал объективную связь между явлениями. С другой стороны, он верил в предустановленную гармонию (Лейбниц: «Все к лучшему в этом лучшем из миров»). Именно эта гармония (т.е. Бог) обеспечивает объективность результатов нашей деятельности. Наше мышление основано на привычке, но эта привычка объективна в силу предустановленной гармонии.
Важным результатом Юма было утверждение, что путем рассуждении можно доказать все, что угодно, но только действие выводит из «скептического сна».
Основной принцип сенсуализма - Esse est perzipi. Основной принцип рационализма -Cogito ergo sum. В философии Нового времени они не противоречат друг другу. Различны взгляды на природу мышления, но сходными являются схемы рассуждения. Общей является идея метода. То же самое мы видим и у Юма: органически слились сенсуализм и рационализм.
По мнению крупнейшею немецкого философа XX в. Э.Кассиреря (1874-1945), философия Юма наиболее ярко отражает взгляды Просвещения В XVII в полагали, что только из самых общих принципов или законов разум должен дедуцировать все факты, все многообразие явлении природы. Мысль XV11I в. удаляет из своих построений все лишенное фактического основания, все предрассудки богословского или философского происхождения. Все выходящее за рамки опыта, должно быть отброшено как предрассудок. В XVIII в. исчезла вера в существование объективного порядка, в силу которого все реальные объекты определенным образом взаимосвязаны. Воцаряется новый взгляд, согласно которому вселенная складывается из изолированных объектов. Это и есть так называемый метафизический (антидиалектический) взгляд на мир.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 277.