Начальной стадии новой философии свойственна инстинктивная оппозиция против схоластики, наивное непонимание своей зависимости от этой традиции. На первый план выходит обсуждение новых методов познания. Философия говорит о бесплодности силлогизма, который может путем доказательства или опровержения обнаружить только известное или применить его к частному. Осознается потребность в методе исследования, верного способа разыскания нового.
Фрэнсис Бэкон
Бэкон (1561-1626) - это мыслитель позднего Возрождения, сформулировавший важнейшие принципы философии Нового времени. Основные сочинения: «Новый Органон наук» (1620), «Новая Атлантида» (вышла в свет в 1621 г.).
Метод познания объективных истин предварялся у Бэкона обзором «идолов» или «призраков» познания с указанием на способы их удаления из сознания. Отчасти «идолы» присущи уму человека по самой его природе, отчасти возникли в ходе развития познания, некоторые - результат индивидуального развития. «Идолы» постоянно преследуют человека, создают у него ложные представления и идеи, препятствуют познанию природы.
1. «Идолы рода» присущи самой природе человека, его разуму и чувствам. Их проявления таковы:
• антропоморфизм, т.е. истолкование природы по аналогии с человеком. Например, такова телеология, или учение о цели, т.к. она приписывает природе несвойственные ей конечные цели;
• «жаден разум человеческий»: ищет в природе больше порядка и единообразия, чем в ней есть;
•обобщение, не базирующееся на достаточном количестве фактов. Вот почему к «крыльям» ума надо «подвешивать гири», чтобы он держался ближе к земле, т.е. к фактам.
«Идолы рода» самые устойчивые. Полностью искоренить их нельзя, можно лишь отчасти нейтрализовать.
2. «Идолы пещеры». Это индивидуальные особенности человеческой психики и восприятия. Человек также пристрастен, он верит в истинность того, что предпочитает. Бесконечным числом способов страсти пятнают и портят разум. Преодоление этого «идола» возможно при помощи коллективного опыта.
3 «И д о л р ы н к а » (в смысле рыночной площади). Это несовершенства обыденного мышления, где совместимы научные знания и самые дикие суеверия. Это знание «понаслышке», т.е. из недостоверных источников. Кроме того, сюда включается неправильное употребление слов языка, когда спорят о понятиях, за которыми ничего не стоит.
4. «И д о л т е а т р а». Слепая вера в авторитеты, т.е. догматизм. Здесь Бэкон повторял слова философа XII в. Бернара Шартрского: «Истина - дочь времени, а не авторитета»
В учении об «идолах» проявилось понимание Бэконом важнейшей функции философии. Призвание философа состоит в том, что он - иконоборец, ниспровергатель предрассудков, авторитетов, суеверий. Его главная задача заключается в свержении «идолов». Однако это занятие не сулит философу никаких выгод.
Бэкон - один из основоположников опытно-индуктивного метода в классической науке. Стержень этого метода состоит в постепенном обобщении фактов, наблюдаемых в опыте Необходима максимальная опора на разум при анализе этих фактов. Бэкон порицал тех грубых эмпириков, которые, как муравьи, бездумно собирают все встречающиеся факты (алхимики). Он выступал против умозрительных догматиков, которые, как пауки, тянут нитку знания из себя (схоласты). Свой собственный метод Бэкон уподоблял искусству пчелы, извлекающей нектар из цветов и производящей мед собственным умением. По мнению Бэкона, наука есть экспериментальная дисциплина, состоящая в применении рационального метода к чувственным данным. Человеческий дух должен постепенно восходить от частного к общему. В данном утверждении Бэкон обнаруживал полную зависимость от схоластических воззрений и понятий.
Все познание природы имеет целью понимать причины вещей. По аристотелевской схеме, они могут быть материальными, формальными, действующими и конечными. Из них имеют значение лишь «формальные», т.к. все явления коренятся в «формах», в «натурах» вещей. Индукция Бэкона ищет «формы» явлений, т.е. их внутренней сущности. Форма данных восприятия составляется из более простых «форм» и их «особенностей» («дифференциации»). Их-то и следует распознать. Для этой цели сопоставляется как можно большее количество случаев, в которых данное явление встречается (tabula praesentiae). При построении индуктивного вывода важно обращать внимание на случаи, противоречащие доказываемому положению, или случаи, где исследуемое явление не встречается (так называемые отрицательные инстанции образуют tabula absentiae). К этому присоединяется сравнение степени интенсивности явления с интенсивностью других явлений (tabula graduum). Задача решается затем при помощи исследовательского исключения (exclusio). Например, «формой» теплоты будет то, что встречается везде, где есть теплота;
теплоты нет в случае ее отсутствия; теплоты заметно больше при большей ее интенсивности.
То, что Бэкон предлагал под видом индукции есть сложный процесс абстрагирования, опирающийся на схоластический формализм. Предчувствие новой эпохи скрывалось у Бэкона под старыми формами мышления. Бэкон понимал, что новая наука от бесконечного обсуждения понятий должна обратиться к самим вещам, что она может основываться лишь на наблюдении и постепенно переходить от наблюдений к абстракциям. Бэкон ясно осознавал и то, что при такой индукции речь может идти лишь об отыскании простых элементов действительности. Индукция, полагал он, найдет «формы», которые послужат «интерпретации природы».
В то же время Бэкон требовал приложения эмпиристского принципа к познанию человека. Телесное существование в его нормальных и аномальных жизненных процессах, движение представлений и волевых актов, социальная и политическая организация должны быть изучены по естественнонаучному методу. Во всем должны быть выяснены и беспристрастно указаны движущие силы. Этот антропологический натурализм стремится понять человека и его жизненную деятельность тех же элементов действительности, которые лежат в основе внешней природы Понимание человека и познание природы не является для Бэкона конечной целью. Вся человеческая наука имеет своей целью путем познания доставлять человеку господство над миром. Знание - сила, притом единственно надежная. Магия стремится овладеть действующими силами с помощью фантастических средств. Но власть над вещами человеку может доставить лишь трезвое исследование их сущности. Интерпретация природы является средством подчинить природу человеческому духу. Это и есть «царство человека». Воображение Бэкона поразили возможности науки (часто мнимые) в преобразовании общественной жизни. Он приписывал огромное значение «искусству изобретения» и был противником чисто теоретического исследования и «созерцательного знания». В лице Бэкона философия столкнулась с опасностью попасть из-под власти религиозной цели в зависимость от технических интересов.
Исаак Ньютон
Ньютон (1643-1727) пережил шестерых королей, гражданскую войну, диктатуру Кромвеля, реставрацию Стюартов, но все это мало отразилось на его судьбе. Он никогда не был женат, никогда не.выезжал за пределы Англии, практически, не имел учеников. Но его творческая жизнь была бурной и богатой событиями, как и его эпоха.
1640-1660 - Английская революция;
1642 - король начинает войну против Парламента;
1649 - казнь короля Карла I;
1б88 - смена династии: на престол взошел штатгальтер Голландии Вильгельм Оранский;
1702-1714 - правление королевы Анны, последней из Стюартов. Власть перешла к Ганноверскому дому.
Ньютон происходил из семьи фермера в Линкольншире. В средней школе не получил даже элементарного математического образования. Неожиданно в нем проявился интерес к техническому моделированию. Строил модели ветровых и водяных мельниц, хитроумные мышеловки, построил самодвижущуюся четырехколесную повозку, приводящуюся в движение через кривошипный механизм.
Страстью молодого Ньютона были солнечные часы. По положению тени он мог определять дни равноденствий, солнцестояний, даже дни месяца. Всю жизнь он смотрел на положение теней, а не на часы, когда его спрашивали о времени.
4 июня 1661 г. поступил в Кембридж, в известный Тринити-колледж, который был основан в 1546 г. королем Генрихом VIII. Ввиду подчиненного положения вел очень замкнутую жизнь, общаясь лишь со своим тьютором. Им был профессор Пуллейн, филолог, занимавший кафедру, где первым профессором был Эразм Роттердамский. В 1664 г. на частные средства в колледже была учреждена кафедра математики. Ее первым профессором стал Исаак Барроу, в то время 33-летний, весьма одаренный ученый, знавший математику так же хорошо, как и древние языки. К моменту их встречи Ньютон прочитал «Геометрию» Декарта (но не читал Евклида) и был искушен в вопросах математики. В1664 г. Ньютон стал стипендиатом колледжа; январь 1665 г. - бакалавр искусств;
1665-1666 г. была эпидемия чумы. Ньютон поехал домой к матери, где и провел все время чумы.
Anni mjrabiles - чудесные годы. Восемнадцать месяцев Ньютон непрерывно занимался математикой. Ему пришла в голову идея дифференциального и интегрального исчисления. Он догадался о существовании закона всемирного тяготения.
Лишь когда Ньютон показал связь законов Кеплера с концепцией тяготения, он смог говорить о гравитации как фундаментальном принципе. Закон Кеплера гласит, что кубы расстояний от солнца главных планет обратно пропорционально квадратам их периодов. На этом основании Ньютон вывел закон обратных квадратов: стремление планет удалиться от солнца обратно пропорционально квадратам их расстояний от светила (связь центробежной силы и квадрата расстояния).
1667-1668 - член Тринити-колледжа, магистр искусств.
В 1669 г. сменил Барроу на посту профессора кафедры математики. Занимал эту кафедру 27 лет. Барроу же стал духовником короля, а потом - главой Тринити-колледжа.
В эти годы Ньютон оттачивал метод флюксий. Под флюксиями он понимал производные х, у, z по времени dx/dt, dy/dt, dz/dt. В первых своих работах он называл их «движениями», а потом «скоростями». Кинематический подход Ньютона к понятиям математического анализа чрезвычайно характерен для английской школы натуральной философии. Вильям Томсон (лорд Кельвин) (1819-1907) сказал: «dx/dt - это скорость!»
Под натуральной философией понимаются основные исследования Ньютона, т.е. оптика, механика и астрономия, объединенные на основе математики.
Понятие силы. В 1684 г. Ньютон написал небольшой трактат «О движении тел по орбите» (всего 9 страниц). В нем Ньютон пользовался тремя различными концепциями силы:
1) с и л а - и м п у л ь с , производящая дискретное приращение движения
2) непрерывно действующая сила, производящая ускорение;
3) врожденная сила, понимаемая как внутренний движитель, который поддерживает постоянную скорость движения
Вскоре Ньютон пришел к осознанию двух важнейших понятии новой науки:
инерция - присуща материи и измеряется ее количеством; движущая сила -внешняя по отношению к телу. Она может быть измерена по изменению движения, ею производимому. Тело - все, что может быть движимо и осязаемо, в чем есть сопротивление осязаемым вещам.
5 июля 1687 г. была издана книга «Математические начала натуральной философии». Второе издание - в 17!3 г., третье - в 1724 г.
Правила рассуждения в науке:
• гипотезам не место в натуральной философии;
• истина всегда должна заключаться в простоте;
• все в природе построено по аналогии.
Ввел гипотезу о существовании эфира. Эфир - это такая субстанция, в которой тела движутся или плавают без сопротивления, которая не обладает инерцией и действует согласно немеханическим законам. Существование эфира было призвано объяснить перенос тепла в вакууме, затухание колебаний маятника в пустоте, передачу раздражения от органов чувств в мозг. Эфир, по мнению Ньютона, состоит из частиц, более малых, чем частицы света, но обуславливает силы огромной величины по сравнению с их размерами. Функция эфира состоит в заполнении пространства между телами и действие в нем. Согласно Ньютону, материя во Вселенной занимает значительно меньше места, чем пустота. Материя пориста. Ньютон верил в первичность силы по отношению к материи.
Онтология. Материя, пустота, сила, эфир.
С конца 60-х годов XVII в. Ньютон начал интересоваться алхимией. Построил лабораторию, собирал книги, прорабатывал источники (свыше 5000 страниц). Полагают, что Ньютон был членом тайного общества алхимиков. Алхимия Ньютона - это магическое искусство, ключ к которому надо искать в рукописях древних авторов. Он был убежден, что в них содержится доказательство существования универсального растворителя и философского камня. Ньютон пытался постичь искусство трансмутации элементов посредством проникновения во внутреннюю структуру материи. Этим он стремился компенсировать узость механической философии. У алхимиков заимствовал идеи единства живой и неживой природы, верил в существование принципиально немеханических законов.
Ньютон был также и теологом. Дело в том, что Тринити-колледж главный свой предмет видел в теологии. Член колледжа должен был принять сан или покинуть его стены. В марте 1675 г. Ньютон (благодаря протекции Барроу) получил специальное разрешение короля не принимать сана.
На основании своих исследований Ньютон пришел к утверждению правоты арианства. Протестантизм отрицал наличие посредников между Богом и человеком (в мире церкви), но оставил тезис о троичности неизменным. Однако многочисленные секты того времени довели до логического завершения представление о едином, монистическом начале, лежащем в основе природы и человека. Распространение унитаризма в XVII-XV1II вв. является проявлением острого чувства единства мира, которое было присуще и Ньютону. В «Математических началах натуральной философии» Бог характеризуется как Пантократор, единолично осуществляющий абсолютную власть над творением.
Протестантизм оценивал католическую церковь как Великое отступничество, власть Антихриста. Сам же Ньютон видел отступничество именно в тринитарной проблеме. Ньютон искал также древнейшую и истинную религию, которую связывал с культом Весты - символом гелиоцентрического универсума. Будучи рационалистом, Ньютон понимал ограниченность механического мировоззрения. Свойственное Ньютону острое, религиозно окрашенное чувство единства мира обусловило и целостность его мировоззрения: веру в Бога, чувство нравственного долга, поиск совершенной во всех частях натуральной философии.
Ныотон видел два пути познания Бога: через изучение природы и через изучение истории. В гуманитарное исследование стремился внести стандарты научного доказательства.
С 1696 г. стал директором Монетного двора в Лондоне.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 250.