Налоговое правоотношение — это общественное финансовое отношение, урегулированное нормами налогового права по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов; осуществления налогового контроля; привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данный перечень отношений является исчерпывающим. Поэтому налоговые отношения не могут регулироваться нормативно-правовыми актами, которые не входят в понятие «законодательство о налогах и сборах», и актами других отраслей права (гражданского, финансового, бюджетного и др.).
Налоговые отношения отличаются от других видов общественных правоотношений своим субъектом, объектом и содержанием.
Субъекты налоговых правоотношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах, поименованы в ст. 9 Налогового кодекса. К ним относятся:
1. налогоплательщики и плательщики сборов (организации и физические лица);
2. налоговые агенты (организации и физические лица);
3. налоговые органы;
4. таможенные органы;
5. сборщики налогов и сборов;
6. органы государственных внебюджетных фондов.
В качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы (ст. 19 НК РФ).
Организации (российские и иностранные) уплачивают налоги независимо от организационно-правовых форм. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения.
Физические лица как налогоплательщики имеют разное правовое положение (статус), которое определяется законодательством с целью применения соответствующих ставок, льгот, порядка и срока уплаты, получения налогового кредита:
1. работники, получающие доходы в форме заработной платы в организациях;
2. индивидуальные предприниматели;
3. предприниматели с привлечением наемного труда;
4. собственники движимого и недвижимого имущества;
5. законные представители (усыновители, опекуны);
6. лица, имеющие другой статус.
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. А именно:
1. одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
2. одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
3. лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя и опекаемого (ст. 20 НК РФ).
Налоговые агенты — лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд налогов (ст. 24 НК РФ).
Сборщики налогов и сборов — уполномоченные органы (государственные, местного самоуправления) и должностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщика средств в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет (ст. 25 НК РФ).
Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (гл. 4 НК РФ), через законного представителя (представительство по закону) и уполномоченного представителя (представительство по доверенности).
Личное участие налогоплательщика в налоговых отношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях (ст. 26 НК РФ).
Налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения; отдельными полномочиями налоговых органов наделяются таможенные органы.
Органы государственных внебюджетных фондов. Эти фонды созданы с целью реализации прав трудящихся России, гарантированных им Конституцией РФ (ст. 37,39,41). Фонды действуют как самостоятельные юридические лица. Взносы в эти фонды отнесены ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам, поэтому на них распространяются все положения налогового законодательства.
Специальными полномочиями в налоговой сфере наделены финансовые органы и органы внутренних дел (ст. 34.2 и ст. 36 НК РФ).
В качестве иных субъектов налоговых отношений, не перечисленных выше, выступают учреждения банков по поводу исполнения платежных поручений налогоплательщиков; органы и лица, выполняющие юридические действия в пользу плательщиков государственной пошлины (судьи, нотариусы, органы регистрации актов гражданского состояния и др.); эксперты, переводчики, специалисты, свидетели, понятые и пр.
Субъекты налогового права наделены правосубъектностью, т. е. правоспособностью и дееспособностью.
Налоговая правоспособность — это предусмотренная налоговым правом возможность обладания правами и несения обязанностей по поводу объектов налоговых правоотношений.
Налоговая дееспособность — это предусмотренная налоговым правом способность лица к самостоятельному осуществлению принадлежащих ему прав и выполнению возложенных на него обязанностей.
Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение — налог, сбор, пошлина, исчисление которых производится в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.
Объект налогового правоотношения и объект налогообложения — связанные, но не тождественные понятия. В качестве объектов налогообложения выступают материальные блага налогоплательщиков, с которых в определенном законом порядке уплачиваются налоговые платежи. А именно: доходы (прибыль); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности налогоплательщиков; пользование природными ресурсами; имущество юридических и физических лиц; добавленная стоимость продукции, работ и услуг; другие объекты.
Содержание налогового правоотношения — совокупность прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, которые предусмотрены действующим законодательством о налогах и сборах.
Источники налогового права
Источники налогового права — нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права. К ним относятся международные договоры, конституционные законы, общие законы и законы о конкретных налогах, подзаконные нормативные правовые акты, судебные решения.
Понятие «источники налогового права» более широкое, чем термин «законодательство о налогах и сборах», закрепленный в гл. 1 НК РФ. Так, согласно п. 1, 4, 5 ст. 1 НК РФ, в систему налогового законодательства Российской Федерации входят: 1) Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы налогах и сборах; 2) законы о налогах и сборах субъектов РФ, принятые в соответствии с НК РФ; 3) нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.
Наряду с вышеизложенным определенными полномочиями по регулированию налоговых отношений обладают органы исполнительной власти всех трех уровней. Они в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. Не имеют права издавать подобные акты Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и их территориальные подразделения.
Кратко охарактеризуем источники налогового права.
Особое место в системе источников налогового права занимает
Конституция РФ. В основном законе страны содержатся нормы, на прямую регулирующие налоговые отношения. Это фундаментальные положения, определяющие задачи и направления налоговой политики государства. Так, например, в ней сказано, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Конституционные основы, такие как равенство прав и свобод человека и гражданина, единство экономического пространства, признание и защита государством всех форм собственности и иные общие начала, развиваются в других нормативно правовых налоговых актах.
Международные договоры и соглашения по вопросам налогообложения обладают большей юридической силой, чем национальное налоговое законодательство (ст. 7 НК РФ). Более подробно эти источники налогового права описаны в п. 5.2 настоящего учебного пособия.
Налоговый кодекс РФ — единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России. Он состоит из двух частей (см. рис. 3 и 4 настоящего учебного пособия). Часть первая НК РФ введена в действие с 1 января 1999 г. В этой части установлены и закреплены:
1. система законодательства о налогах и сборах;
2. общие принципы налогообложения;
3. система налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц;
4. налоговые органы и участники налоговых отношений;
5. основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов;
6. порядок и процедуры налогового производства и налогового контроля;
7. ответственность за совершение налоговых правонарушений; » порядок обжалования актов налоговых органов и защиты прав налогоплательщиков.
Часть вторая НК РФ введена в действие с 1 января 2001 г. и включает нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов.
Действие закона во времени. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов (сборов), вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (ст. 5 НК РФ). Этот же порядок установлен для аналогичного рода законодательных актов регионального и местного уровней.
Действие налоговых актов в пространстве. Акты органов местного самоуправления распространяются на управляемую ими территорию. Акты субъектов Федерации действуют лишь на территории данного субъекта. Акты федеральных органов власти исключительно
и безраздельно действуют на всей территории страны.
Действие налоговых актов по кругу лиц. Обусловлено в первую очередь принципом территориальности, согласно которому все лица, имеющие объект налогообложения в нашей стране, подпадают под сферу действия налогового законодательства России. Согласно принципу резидентства, обязанность по уплате налога распространяется также
на лиц, являющихся резидентами РФ.
В Российской Федерации законы о налогах носят постоянный характер. Законы действуют независимо от того, утвержден бюджет на соответствующий год или нет.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 247.