Характеристика налоговых правоотношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Налоговое правоотношение — это общественное финансовое отноше­ние, урегулированное нормами налогового права по поводу установле­ния, введения и взимания налогов и сборов; осуществления налогового контроля; привлечения к ответственности за совершение налогового пра­вонарушения.

Данный перечень отношений является исчерпывающим. Поэтому на­логовые отношения не могут регулироваться нормативно-правовыми ак­тами, которые не входят в понятие «законодательство о налогах и сборах», и актами других отраслей права (гражданского, финансового, бюджетно­го и др.).

Налоговые отношения отличаются от других видов общественных правоотношений своим субъектом, объектом и содержанием.


Субъекты налоговых правоотношений, регулируемые законодатель­ством о налогах и сборах, поименованы в ст. 9 Налогового кодекса. К ним относятся:

1. налогоплательщики и плательщики сборов (организации и фи­зические лица);

2. налоговые агенты (организации и физические лица);

3. налоговые органы;

4. таможенные органы;

5. сборщики налогов и сборов;

6. органы государственных внебюджетных фондов.

В качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы (ст. 19 НК РФ).

Организации (российские и иностранные) уплачивают налоги незави­симо от организационно-правовых форм. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения.

Физические лица как налогоплательщики имеют разное правовое по­ложение (статус), которое определяется законодательством с целью при­менения соответствующих ставок, льгот, порядка и срока уплаты, полу­чения налогового кредита:

1. работники, получающие доходы в форме заработной платы в орга­низациях;

2. индивидуальные предприниматели;

3. предприниматели с привлечением наемного труда;

4. собственники движимого и недвижимого имущества;

5. законные представители (усыновители, опекуны);

6. лица, имеющие другой статус.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми мо­гут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. А именно:

1. одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

2. одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3. лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усынови­теля или усыновленного, а также попечителя и опекаемого (ст. 20 НК РФ).

Налоговые агенты — лица, на которых возложены обязанности по ис­числению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответ­ствующий бюджет или внебюджетный фонд налогов (ст. 24 НК РФ).

Сборщики налогов и сборов — уполномоченные органы (государ­ственные, местного самоуправления) и должностные лица, осуществ­ляющие прием от налогоплательщика средств в уплату налогов и сбо­ров и перечисление их в бюджет (ст. 25 НК РФ).

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируе­мых законодательством о налогах и сборах (гл. 4 НК РФ), через за­конного представителя (представительство по закону) и уполномо­ченного представителя (представительство по доверенности).

Личное участие налогоплательщика в налоговых отношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представи­теля не лишает налогоплательщика права на личное участие в указан­ных правоотношениях (ст. 26 НК РФ).

Налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения; отдельными полномочиями нало­говых органов наделяются таможенные органы.

Органы государственных внебюджетных фондов. Эти фонды со­зданы с целью реализации прав трудящихся России, гарантированных им Конституцией РФ (ст. 37,39,41). Фонды действуют как самостоя­тельные юридические лица. Взносы в эти фонды отнесены ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам, поэтому на них распространя­ются все положения налогового законодательства.

Специальными полномочиями в налоговой сфере наделены финан­совые органы и органы внутренних дел (ст. 34.2 и ст. 36 НК РФ).

В качестве иных субъектов налоговых отношений, не перечислен­ных выше, выступают учреждения банков по поводу исполнения пла­тежных поручений налогоплательщиков; органы и лица, выполняю­щие юридические действия в пользу плательщиков государственной пошлины (судьи, нотариусы, органы регистрации актов гражданского состояния и др.); эксперты, переводчики, специалисты, свидетели, по­нятые и пр.

Субъекты налогового права наделены правосубъектностью, т. е. пра­воспособностью и дееспособностью.

Налоговая правоспособностьэто предусмотренная налоговым пра­вом возможность обладания правами и несения обязанностей по пово­ду объектов налоговых правоотношений.

Налоговая дееспособностьэто предусмотренная налоговым пра­вом способность лица к самостоятельному осуществлению принад­лежащих ему прав и выполнению возложенных на него обязанно­стей.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение — налог, сбор, пошлина, исчис­ление которых производится в соответствии с установленными нало­говым законодательством правилами.

Объект налогового правоотношения и объект налогообложения — связанные, но не тождественные понятия. В качестве объектов налого­обложения выступают материальные блага налогоплательщиков, с ко­торых в определенном законом порядке уплачиваются налоговые пла­тежи. А именно: доходы (прибыль); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности налогоплательщиков; пользование при­родными ресурсами; имущество юридических и физических лиц; до­бавленная стоимость продукции, работ и услуг; другие объекты.

Содержание налогового правоотношения — совокупность прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, которые преду­смотрены действующим законодательством о налогах и сборах.


Источники налогового права

Источники налогового права — нормативно-правовые акты, в ко­торых содержатся нормы налогового права. К ним относятся между­народные договоры, конституционные законы, общие законы и зако­ны о конкретных налогах, подзаконные нормативные правовые акты, судебные решения.

Понятие «источники налогового права» более широкое, чем термин «законодательство о налогах и сборах», закрепленный в гл. 1 НК РФ. Так, согласно п. 1, 4, 5 ст. 1 НК РФ, в систему налогового законодательства Российской Федерации входят: 1) Налоговый кодекс и принятые в соот­ветствии с ним федеральные законы налогах и сборах; 2) законы о налогах и сборах субъектов РФ, принятые в соответствии с НК РФ; 3) норматив­ные правовые акты органов муниципальных образований о местных на­логах и сборах, принятые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

Наряду с вышеизложенным определенными полномочиями по ре­гулированию налоговых отношений обладают органы исполнительной власти всех трех уровней. Они в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нор­мативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложени­ем и сборами. Не имеют права издавать подобные акты Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и их территори­альные подразделения.

Кратко охарактеризуем источники налогового права.

Особое место в системе источников налогового права занимает
Конституция РФ. В основном законе страны содержатся нормы, на­ прямую регулирующие налоговые отношения. Это фундаментальные положения, определяющие задачи и направления налоговой полити­ки государства. Так, например, в ней сказано, что «каждый обязан пла­тить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Конституцион­ные основы, такие как равенство прав и свобод человека и гражданина, единство экономического пространства, признание и защита государ­ством всех форм собственности и иные общие начала, развиваются в других нормативно правовых налоговых актах.

Международные договоры и соглашения по вопросам налого­обложения обладают большей юридической силой, чем национальное налоговое законодательство (ст. 7 НК РФ). Более подробно эти ис­точники налогового права описаны в п. 5.2 настоящего учебного посо­бия.

Налоговый кодекс РФ — единый законодательный акт, система­тизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополага­ющие принципы налогообложения в России. Он состоит из двух час­тей (см. рис. 3 и 4 настоящего учебного пособия). Часть первая НК РФ введена в действие с 1 января 1999 г. В этой части установлены и закреплены:

1. система законодательства о налогах и сборах;

2. общие принципы налогообложения;

3. система налогов и сборов, взимаемых с юридических и физиче­ских лиц;

4. налоговые органы и участники налоговых отношений;

5. основания возникновения, изменения и прекращения обязанно­стей по уплате налогов и сборов;

6. порядок и процедуры налогового производства и налогового кон­троля;

7. ответственность за совершение налоговых правонарушений; » порядок обжалования актов налоговых органов и защиты прав налогоплательщиков.

 

Часть вторая НК РФ введена в действие с 1 января 2001 г. и включает нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов.

Действие закона во времени. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сбо­рах вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их офи­циального опубликования. Федеральные законы, вносящие измене­ния в НК РФ в части установления новых налогов (сборов), вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (ст. 5 НК РФ). Этот же порядок установлен для аналогичного рода законо­дательных актов регионального и местного уровней.

Действие налоговых актов в пространстве. Акты органов мест­ного самоуправления распространяются на управляемую ими терри­торию. Акты субъектов Федерации действуют лишь на территории данного субъекта. Акты федеральных органов власти исключительно
и безраздельно действуют на всей территории страны.

Действие налоговых актов по кругу лиц. Обусловлено в первую очередь принципом территориальности, согласно которому все лица, имеющие объект налогообложения в нашей стране, подпадают под сфе­ру действия налогового законодательства России. Согласно принципу резидентства, обязанность по уплате налога распространяется также
на лиц, являющихся резидентами РФ.

В Российской Федерации законы о налогах носят постоянный ха­рактер. Законы действуют независимо от того, утвержден бюджет на соответствующий год или нет.






Дата: 2018-11-18, просмотров: 247.