История налогов насчитывает тысячелетия, а их возникновение связано с зарождением государства.
Уже на начальных стадиях государственной организации существовали жертвоприношения. Они носили принудительный характер и устанавливались в конкретном размере.
Древний мир характеризуется случайным характером государственных изъятий преимущественно в натуральной форме. Только по мере укрепления товарно-денежных отношений взносы в казну государства принимают в основном денежную форму. Платили их побежденные, рабы, но не граждане древнего государства. Основными источниками доходов были пошлины (ввозные и вывозные, судебные), платежи союзников за их защиту, плата за пользование государственным имуществом (так называемые домены) и т. д. Прямые изъятия с граждан отсутствовали. Только в особых случаях (например, в случае войны) с населения взимался равный общепоимущественный налог. Доходы казны носили частноправовой характер, так как являлись собственностью государя, олицетворявшего свое государство.
В эпоху Средневековья в состав плательщиков вошли крестьяне и ремесленники (податное сословие), с которых взимались поголовная плата с очага, с семьи, с души. Неподатными сословиями были духовенство и дворянство. Они освобождались от обложения. В XVI в. появились новые виды платежей в государственный бюджет, так называемые регалии — промысловые источники дохода казны монопольного характера (соляная, горная, монетная, почтовая и другие регалии). В целом налогообложение феодальной эпохи характеризуется тяжелым налоговым бременем, произвольностью установления и многочисленностью налоговых платежей.
С утверждением капиталистических отношений изменяется и подход к налогообложению. В обществе появляются новые концепции, связанные со справедливостью обложения, отменой поголовных налогов, недопустимостью налоговых привилегий. В XVII в. происходит определение роли налогов как основного источника доходной части бюджета многих государств. Смысл налогообложения понимается как обобществление некоторой части индивидуальных доходов или богатства для выполнения общественно значимых работ и затрат.
Последняя треть XVII в. характеризуется началом исследования проблем теории и практики налогообложения в Европе. Французский ученый Ф. Кене впервые провел взаимосвязь между налогообложением и народнохозяйственным процессом. А в 1776 г. шотландский экономист и финансист А. Смит издает книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». Идеи А. Смита как основоположника теории налогообложения начинают оказывать кардинальное влияние на финансовую и хозяйственную жизнь государств.
Зарождение современных налоговых систем относится к началу XX в. В это время в ряде стран были проведены научно обоснованные налоговые реформы. Мировой кризис 1929-1933 гг. заставил рассматривать государственные доходы как инструмент макроэкономической стабилизации.
В 80-е гг. XX в. американским экономистом А. Лэффером разработана бюджетная концепция, выявляющая зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также бюджетных доходов от налогового бремени. В это же время страны с развитой рыночной экономикой провели реформы, направленные на совершенствование систем прямых и косвенных налогов, стимулирование деловой активности, инвестиционной политики.
Российская история налогообложения во многом сходна с аналогичными мировыми процессами. Однако, как и в любом отдельно взятом государстве, формирование налоговой системы в России имеет свой национальный характер. В качестве примера целесообразно привести эпоху Петра I, которая известна изобретением многочисленных налогов, обусловленных крупными государственными преобразованиями. Это налоги на бороды, с найма домов, продажи съестного, арбузов, печей, церковных верований, гербовый сбор и прочие платежи. Специфичными с точки зрения налогообложения являются и первые годы советской власти, когда вся тяжесть налогового бремени была перенесена на буржуазию (подоходный и единовременный налоги, налог на прирост прибылей, единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог на буржуазию). К 1920 г. налоги перестали играть существенную роль в доходах бюджета, их место заняла эмиссия денежных знаков. Была сформирована система натуральных налогов: для крестьян — продразверстка, для жителей города — всеобщая трудовая повинность.
Современная российская налоговая система находится в процессе реформирования. Главными направлениями при этом выступают снижение налоговой нагрузки с налогоплательщиков и улучшение качества налогового администрирования. Достижение желаемых результатов возможно путем совершенствования соответствующей правовой базы и четкого следования нормам закона на практике.
Функции налогов
С юридической точки зрения функция налога — это направление правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающее постоянством, раскрывающее сущность налога и реализующее социальное назначение государства1.
Функциям налогов свойственна подвижность вследствие воздействия правовых механизмов на государственные финансы, на различные экономические, социальные и иные процессы, происходящие в обществе. С другой стороны, функциям налогов, как функциям права, должно быть присуще постоянство, выражающееся в стабильности, непрерывности и длительности их действия. Различают следующие функции налогов.
Фискальная функция всегда удовлетворяет интересам государства, так как означает формирование государственных доходов путем аккумулирования денежных средств налогоплательщиков в бюджете и внебюджетных фондах. Эти поступления идут на покрытие общественно необходимых потребностей: оборону государства, социальные и хозяйственные нужды, административно-управленческие и другие расходы. Для России фискальная функция — одна из главных функций налогообложения. Фискальная функция вытекает из самой природы налога, присуща всем государствам и существует с момента появления налогообложения.
В ходе реализации фискальной функции налогов государству необходимо контролировать полноту и своевременность поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и оказывать влияние на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики. Контроль осуществляется налоговыми органами через систему санкций и затрагивает разные виды ответственности субъектов налогообложения.
Другая функция — регулирующая — проявляется через стимулирование или дестимулирование отдельных сфер экономики, перераспределение общественных доходов между различными категориями налогоплательщиков, а также воспроизводственный процесс.
Сущность стимулирования состоит в предоставлении льгот и освобождений определенным видам деятельности, приоритетным направлениям экономики. Например, в рамках Налогового кодекса установлен льготный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (гл. 26.1) и субъектов малого предпринимательства (гл. 26.2 и 26.3). Дестимулирование — это противоположное стимулированию влияние налогов на экономику, которое и относится, например, к игорному бизнесу.
Учет социальных интересов граждан также осуществляется с помощью регулирующей функции налогов. Аксиома справедливости в этом случае такова: граждане с большими доходами должны платить налогов больше, и наоборот. Регулирование проявляется через неравное обложение разных сумм доходов налогоплательщиков (действие прогрессивного подоходного налогообложения); изъятия и скидки для определенных категорий граждан или в отдельных случаях; введение акцизов на товары, не являющиеся предметами первой необходимости; установление пониженных ставок НДС на отдельные социально-значимые группы товаров.
Другой составляющей регулирующей функции является воспроизводство израсходованных природных ресурсов путем установления соответствующих налоговых платежей (например, налога на добычу полезных ископаемых, водного налога).
Регулирование следует рассматривать многогранно и комплексно. Так, с точки зрения снижения роли иностранных производителей на отечественном рынке путем повышения ввозных таможенных пошлин на их продукцию возникает одновременно дестимулирование иностранцев и стимулирование российских налогоплательщиков. Налогообложение игорного бизнеса носит как регулирующий (дестимулирование через относительно высокие ставки налога), так и фискальный характер (рост поступлений в бюджет от этого вида деятельности).
Правовая основа регулирующей функции заключается в принципе всеобщности уплаты налогов, заложенном в ст. 57 Конституции РФ. Все налогоплательщики должны участвовать в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. В то же время налогу как правовой категории присущ принудительный, обязательный характер взимания. Несмотря на властные предписания, налогоплательщик вправе выбрать вид деятельности с определенными налоговыми обязательствами (например, если это оптовая торговля и соблюдены установленные законом критерии, то налогоплательщик может применять либо общий режим налогообложения, либо упрощенную систему налогообложения). Таким образом, можно утверждать, что налоги влияют на поведение субъекта. В этом проявляется относительность регулирующей функции.
Фискальная и регулирующая функции присущи налогу изначально вследствие его закрепления в законе (ст. 57 Конституции РФ). Правильное сочетание функций влияет на эффективность взимания налога, а значит, на развитие экономики страны и улучшение жизни ее граждан. Это возможно в том случае, когда интересы государства соразмерны с интересами налогоплательщиков.
Принципы налогообложения
Процесс сбора налогов должен происходить по определенным правилам, т. е. должны быть соблюдены принципы налогообложения. Под принципами налогообложения следует понимать базовые идеи и положения, необходимые для построения налоговой системы конкретного государства.
Основополагающими (фундаментальными) принципами налогообложения как с юридической, так и с экономической точки зрения признаются:
1. хозяйственная независимость и свобода;
2. справедливость;
3. определенность;
4. удобность;
5. экономия.
Именно так их впервые сформулировал выдающийся шотландский экономист Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Со временем эти принципы совершенствовались, получили другие названия, но не изменили своей сущности. Их можно изложить следующим образом.
1. Принцип справедливости означает единый подход государства к налогоплательщикам в отношении порядка изъятия налогов в бюджет. Это правило утверждает всеобщность обложения и равномерность распределения его между гражданами.
2. Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государства. Этот принцип характеризуется кривой Лэффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений, если
ставка более 50%
С юридической точки зрения принцип соразмерности означает недопустимость установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК). Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в случаях, указанных в ст. 55 Конституции РФ, а именно: «...в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
3. Принцип учета интересов налогоплательщиков рассматривается через призму двух принципов А. Смита, а именно: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа являются также простота исчисления и уплаты налога, стабильность и одновременно подвижность налогового законодательства.
4. Принцип экономичности (эффективности) базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому необходимо сокращать издержки взимания налога. По своей сути принцип экономичности означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание. Причем расходы целесообразно рассматривать с двух позиций: 1) издержки налоговых органов (заработная плата своим работникам, командировочные расходы, канцелярские расходы и т. п.); 2) издержки налогоплательщиков (привлечение налоговых консультантов, посещение специализированных семинаров, установление программного обеспечения в целях упрощения налоговых процедур и т. п.). К неэффективности функционирования налоговой системы государства можно отнести факты применения фискальными органами: 1) завышенных санкций за налоговые правонарушения, уничтожающих тем самым основу будущих доходов плательщиков; 2) методов налогового контроля, унижающих достоинство субъектов налогообложения.
В данном учебном пособии отдельно рассматриваются принципы налогового права (п. 4.2, гл. 4), которые в совокупности с фундаментальными принцами налогообложения выступают мощным рычагом, влияющим на формирование справедливой, эффективной налоговой системы любого правового государства.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 265.