Глава III. РОЖДЕНИЕ ЛЕВИАФАНА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Воспоминание о горе Кармел

Когда это было — пять или десять тысячелетий назад? Одетый в шкуры охотник сидел у входа в пещеру на горе Кармел и, поме­шивая угли, смотрел на засыпающую долину. Последние лучи солнца скользили по желтым квадратам полей и заросшим склонам окрестных гор. Ничто не нарушало покоя веков, и только далекая перекличка стражников изредка тревожила этот мир смутным пред­вестием перемен. Там, в долине, был город, и закатное солнце неярко золотило его купола и башни обводной стены. Сейчас он притих и за­снул, и временами охотнику казалось, что он исчез, сгинул, пропал, как пропали некогда Содом и Гоморра. И охотник, шевеля губами, молился, чтобы все так и было, чтобы не увидеть его утром и не узреть снова людей в длинных одеждах на той стороне костра.

Земледельцы в длинных одеждах — это были чужие, враждебные существа, может быть, даже вовсе и не люди, а обратившиеся в людей змеи, демоны-наги. Год от года они загоняли охотников все выше на склоны гор, безжалостно вырубая священный лес и распа­хивая поляны. Они были многочисленны, их было больше, чем му­равьев в муравейнике, и самые отважные охотники отступали перед этими толпами все дальше к вершине, откуда будет уже некуда от­ступать. Через несколько поколений все должно было закончиться там, на лесистой вершине Кармел. Все должно было закончиться торжеством мутантов и гибелью Древнего Человечества.

К XX веку от Древнего Человечества остался лишь призрак и несколько похожих на фантастические видения деревенек в андаманских джунглях. Остались воспоминания о чем-то далеком и смут­ном, о Естественном Законе, о Равенстве и Братстве, честности и бескорыстии и о наступившем затем грехопадении. За этими раз­розненными воспоминаниями скрывалась одна великая истина: основным и непреложным законом жизни Древнего Человека был

66

коллективизм. Это был древний коллективизм Рода: знание своей роли на родовом празднике, своего положения в цепи загонщиков и своего места на скамьях каноэ. Это сплачивало род, делало его победителем в вечной борьбе за существование. Братство было всеобщим и абсолютным, Равенство — относительным, потому что заслуженный воин не равен неопытному юноше и слабому старику. «Сильные едят жирное и лучшее, устаревшие питаются после них», — напоминает китайский историк. История свидетельствует, что так нужно роду.

Равенство и Братство означали не просто принцип, но сам способ существования, способ добывания пищи, — это было буквально то, что описывается двумя простыми словами: Коллективная Охота. Именно Коллективная Охота породила и воспитала древнего че­ловека, заставила его сплотиться в роды и создала прекрасные обычаи коллективизма. Именно охота сформировала его физически и психически, сделала его таким, каким он был, а он совсем не походил на современных людей. Человек Каменного Века был возбудим, энергичен и агрессивен, как любой хищник нашей планеты. Он обла­дал всеми качествами хищника: быстротой и выносливостью, зоркими глазами, тонким слухом и чутким обонянием. Он привык таиться в засадах, выслеживать и убивать. По совершенству охотничьих прие­мов Человек Камня не уступал волку и даже чувствовал себя сродни этому благородному хищнику. «Волки — сыновья Неба, а тахтай — их старшие братья», — говорит легенда вьетнамских тахтай. Союз Человека Камня и собаки-волка был проявлением этого родства, сою­зом ради совместной охоты. Даже принципы этой охоты были общими: и люди и волки одинаково хорошо владели искусством загонщиков. И те и другие были хищниками, вся жизнь которых определялась Коллективной Охотой. И недаром образ Древнего Человека, сохранившийся в глубинах нашей памяти, — это образ одетого в шкуры охотника, стоящего рядом с собакой-волком.

Пять тысяч лет назад этот призрак начал медленно растворяться над вершиной горы Кармел. На смену ему пришло другое видение: взбирающиеся в гору крестьяне с мотыгами на плечах. Крестьяне расчищали лес на склонах холма и строили глиняные мазанки, сеяли пшеницу и месяцами ждали дождя и урожая. Земледельческий труд сделал их терпеливыми и спокойными, они не обладали агрессив­ностью и энергией охотников, и у них не было привычки выслеживать и убивать. Это были другие люди — Люди Железного Века, — и их жизнь была совсем другой. Они не ели мяса, которое вселяет в людей агрессивность, и не знали Коллективной Охоты. Поля не нуждались в совместной обработке, и крестьяне делили их на участки, переходившие в Собственность. Люди Железа обитали в другой экологи­ческой нише, и всемогущая природа оборачивалась к ним другим ли­цом, незнакомым людям Каменного Века. Она формировала их облик и их обычаи, непонятные Людям Камня, эти обычаи казались им

67

последствием грехопадения. Старинные роды распались на глазах библейских патриархов, коллективизм ушел в прошлое, и брат ежед­невно говорил брату: «Это — мое». Люди Железа сражались за жизнь в одиночку, и мерой жизни, ее символом и гарантией была для них Собственность, Святая Частная Собственность. Вместе с частной собственностью в мир людей проникло неравенство. Частная собственность стала синонимом знатности, благородства и высокого происхождения. «Отныне деньги делают человека, а у бедняка нет и чести», — писал греческий поэт Алкемон.

Когда-то давно место в роду давало место в жизни, теперь же каждый был предоставлен своей судьбе. Каждый был волен жить по своему усмотрению, и это называлось свободой, хотя правильнее было бы назвать это индивидуализмом. «В, демократическом госу­дарстве только и слышишь, как свобода прекрасна», — писал Платон. Но свободное предпринимательство неизбежно приводило к конкуренции и борьбе. Борьба родов сменилась борьбой индиви­дуумов, борьбой за землю, за хлеб, за место под солнцем. Крестьяне боролись за урожай, чтобы не угодить в сети ростовщика, ремеслен­ники перебивали друг у друга заказчиков, торговцы конкурировали между собой. Эта борьба породила города и цивилизацию, но она породила и миллионы обездоленных, умирающих на дорогах «иньминь». Чем сильнее популяция Железных Людей давила на стенки экологической ниши, тем ожесточеннее становилась эта Всеоб­щая Борьба. Для многочисленных новых поколений уже не хватало места в этой жизни, и они приходили в мир, как приходят на поле боя: чтобы не умереть от голода, они должны были лишать пищи других. «Прежде всего сохраняйте установленную численность на­селения », — заклинал людей седобородый пророк, но его глас был подобен гласу вопиющего в пустыне*. Мир становился все более тес­ным. Сжатие нарастало, и Железный Век неотвратимо вступал в свои права.

Землю теперь населяют железные люди. Не будет им

передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя

и от несчастий. Заботы тяжелые боги взвалили на них,

 

— так писал о новой эпохе великий крестьянский поэт Гесиод. Время и борьба формировали нравы Железного Века. Во всех частях света мудрецы и философы наблюдали и записывали горест­ные последствия грехопадения.

«Природа людей такова: при измерении каждый норовит захва­тить себе часть подлиннее, при взвешивании каждый норовит захва­тить себе часть потяжелее, при обмеривании каждый норовит захва­тить себе часть побольше...» — так говорил знаменитый философ Шан

_________

* Платон. Государство [49].

68

Ян, первый министр царства Цинь, один из крупнейших последова­телей Цзы Чаня. «Они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, — вторил ему на другом конце света апостол Павел. — Они исполнены зависти, убийства, обмана, злонравия...» «В древности... усилий не прилагали, а для жизни хватало, — писал великий мудрец Хань Фэй, — народ был малочисленный, а запасов было в избытке... Ныне же иметь пять детей не считается слишком много, поэтому-то народ такой многочисленный и испытывав! не­достаток в припасах, трудится изо всех сил, а пропитания на всех не хватает. Поэтому в народе идет борьба...»

Возрастание демографического давления породило Сжатие, а Сжатие породило Всеобщую Борьбу. Но Сжатие рано или поздно должно было привести к равновесию, и период развития должен был смениться периодом стабилизации. Нравы и обычаи людей должны были устояться и стать вековечными традициями, такими, какими были традиции Каменного Века. Человек должен был приспосо­биться к новой среде и породить Homo Sapiens novus.

Но были ли Железные Люди этими «новыми людьми»?

 

 

Время пророков

В Поднебесной не должно быть

человека, которого бы не рассматривали

как равного себе, не питали бы к нему

любви, как к себе. Это и есть учение

 мудреца Мо-цзы, которое продолжает су­ществовать.

                                               «Мо-цзы»

Желающий видеть да увидит. Люди Железа были порождением Сжатия, а Сжатие окончилось Революцией. «Это — мое» и «каж­дому — свое», сквозь зубы шептали Люди Железа, а пророк Mo, размахивая руками, кричал в толпу: «... Все люди — братья! В стране, омываемой четырьмя морями, все люди — братья!» «Послушайте, — говорил он. — Ныне большие семьи одолевают малые, сильные угне­тают слабых и знатные кичатся своим превосходством... Происходит ли это от любви к людям и от стремления принести пользу? Конечно, нет. Конечно, это происходит от ненависти к людям и от стремления принести им вред. И если мы попытаемся найти название для тех в Поднебесной, кто ненавидит людей и вредит им, скажем ли мы, что им свойственна всеобщая любовь или им свойственно себя­любие? Конечно, мы скажем, что себялюбие, индивидуализм, ибо именно индивидуализм приводит к великим бедам для Поднебесной. Поэтому индивидуализм должен быть уничтожен... Его следует за­менить коллективизмом!»

69

Так говорила Великая Революция на Востоке. Она говорила уста­ми тысяч агитаторов и пророков, неожиданно разбудивших молча­ливую Поднебесную. Слова Мо Ди заполнили мир, он поднимал руки к небу и призывал Небо. «Я знаю волю Неба», — говорил он, и за этими словами чувствовалось предвидение грядущего нового мира — мира равенства и братства: «Небо не различает бедных и богатых, знатных и низких, родных и чужих...» Пророк Востока призывал к коллекти­визму и всеобщей любви, и к тому же призывали пророки Запада. «Возлюбленные! — говорил сквозь слезы апостол Иоанн. — Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь... Любовь познали мы в том, что он по­ложил за нас душу свою, и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое — как пребывает в том любовь Божья?! Дети мои, станем любить не словом или языком, но делом и истиною!»

Сжатие нарастало, и пророки приходили в мир один за другим. Будда, Христос, Маздак, Мухаммед обличали людей Железного Века, призывали их оставить себялюбие и возлюбить ближнего своего. Ин­дивидуализм и корыстолюбие они объявили грехами, а своим после­дователям обещали рай и блаженство на небе. Они хотели изменить мир с помощью веры и уговоров. «Может быть, сначала я буду любить других людей и делать то, что им полезно, — увещевал Людей Железа Учитель Мо, — а потом и они, чтобы ответить мне, будут любить моих родителей и делать то, что для них полезно?»

Многие тысячи бедных и угнетенных пошли за Мо Ди и Христом: «Все верующие были вместе и имели все общее: и продавали имение и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого»*. Бедность, любовь и коллективизм стали символами Веры. Вера объе­диняла всех слабых, всех побежденных во Всеобщей Борьбе: «Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое он обещал любящим его?» Мир стоял у порога этого Царствия, и каждый пророк обращал свой взгляд к хмурому небу: «Смотрите: идет за мною Сильнейший меня...» Царствие Божие должно было прекратить Всеобщую Борьбу и утвердить мир и любовь. Но знатные, богатые и сильные, победители во Всеобщей Борьбе, не желали поступиться своим ради любви и братства. Они были еще сильны и распяли Христа, но судьба их была предрешена природой и Богом.

«Послушайте, вы, богатые,— предрекал им апостол Иаков, — плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавели, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровища на последние

__________

* Деяния апостолов, 2, 44—45.

70

дни. Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа... Вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа: вот он, Судия, стоит у дверей».

 

 

Пришествие Земного Бога

Господь бог, действительно, стоял в дверях, но звали его не Христос и не Саваоф. У него было много других имён: Хуанди, Девараджа, Василевс... Египтяне не смели называть его по имени, и говорили иносказательно: Пер-о, Большой Дом. Но на Ближнем Востоке его называли просто Богом, например, Нарамсин, Бог Аккада или Антиох-Теос (Антиох-Бог).

Небесный Бог был лишь отражением Земного Бога, писал Маркс, и то, что происходило на Небе, было лишь отражением происходящего на Земле. На Земле же шла Великая Революция. «Люди Поднебес­ной, используя огонь, воду и яд, вредили друг другу, — говорил Мо Ди об эпохе Сжатия. — Беспорядок в Поднебесной был такой же, как среди диких зверей». И вот, поняв, что причиной хаоса является от­сутствие управления и старшинства, люди выбрали самого добро­детельного и мудрого человека в Поднебесной и сделали его Сыном Неба...

Учитель Мо осторожен, он называет Земного Бога Сыном Неба и, чтобы не спорить о настоящем, стремится перенести события в прош­лое. Другой свидетель происходящего, Аристотель, враждебно отно­сится к новым порядкам, он более откровенен. «Большая часть тиранов вышла, собственно говоря, из демагогов, которые приобрели доверие народа тем, что клеветали на знатных», — пишет он в «Афинской политии». Враги Земного Бога называли его тираном и деспотом, но и они не отрицали, что этот Бог порожден народом.

«Ну, так давай рассмотрим, милый друг, каким образом возникает тирания, — говорит Платон в «Государстве». — Что она получается из демократии — это-то, пожалуй, ясно. Разве народ не привык осо­бенно отличать кого-то одного, ухаживать за ним и его возвели­чивать?.. Значит, это-то уж ясно, когда появляется тиран, он вырастает именно из этого корня, то есть как ставленник народа. Карая изгнанием и приговаривая к страшной казни, он между тем будет сулить отмену задолженности и передел земли...».

Так поступали Цзы Чань в Чжэн и Писистрат в Афинах, так по­ступали Агид, Клеомен, Дионисий, Агафокл, Гракхи и десятки других «тиранов», порожденных Великой Революцией. Это о них просто и ясно сказал Никколо Макиавелли: «Когда народ убеждается, что он не в силах бороться со знатью, он возвышает кого-нибудь и делает его

71

Князем, чтобы найти в нем себе защиту...» Именно Князья первыми примеряли венец богов, но, как правило, становились лишь мучени­ками. За ними следовали другие, настоящие боги: за Цзы Чанем — Цинь Шн-хуанди, за Маздаком — Хосров Ануширван, за Гракхами — Божественный Август. Это о них говорили пророки, всматриваясь в хмурое небо: «Идет за мною Сильнейший меня...»

Князья и те, кто пришел за ними на земле и на небе, — все они были призваны людьми, чтобы прекратить Всеобщую Борьбу и ус­тановить справедливые законы. Разъединенные индивидуальными интересами и думающие только о себе, люди не могли бы принять действенных законов в пользу всего общества. С нарастанием Сжа­тия народное собрание все чаще превращалось в поле боя. Все чаще та или другая партия вручала власть диктатору, князю, монарху. «Верховное собрание в момент больших опасностей или смут, — пишет Гоббс, — нуждается в custodes libertatis, т. е. в диктаторе или хранителе его власти. Последние являются, собственно говоря, монархами...».

В глазах богатых и сильных пришествие монарха, Земного Бога, означало прежде всего прекращение Всеобщей Борьбы и утрату сво­боды. Новый порядок они называли тиранией и рабством, но названия не меняют сущности явлений. «Государства, особенно плохо устроенные и управляемые как республики, — писал Макиа­велли, — часто меняют порядок правления, что ввергает их не в рабское состояние из сво­бодного, как это обычно пола­гают, а из рабского в беспоря­дочное своеволие. Ибо просто­людины, которые стремятся к своеволию, и знатные, жаждущие порабощения других, прос­лавляют лишь имя свободы: ни те, ни другие не хотят повино­ваться ни другим людям, ни за­конам. Если же случается — а случается это очень редко, — что по воле фортуны в каком-нибудь государстве появляется гражданин, достаточно мудрый, добродетельный и могущественный, чтобы наделить его за­конами, способными либо удов­летворить эти стремления знат­ных и простолюдинов, либо подавить

72

их, лишив возможности творить зло, — вот тогда государ­ство имеет право называть себя свободным, а его правительство считается прочным и сильным».

Итак, Земной Бог приносит с собой Законы, призванные оста­новить борьбу и смирить страсти. Греки называли монарха vo'mos е"fuхоs, «живой закон», ибо, как говорит византийская «Эпанагога», «император являет собой воплощение законности и общее благо всех подданных». Великий Платон посвятил по­следние годы своей жизни детальному описанию Законов, по которым должен править монарх-философ. В Индии и Китае со­хранилось множество трактатов о методах правления идеального государя. «Государство» Платона, «Артхашастра» Каутильи и «Шан цзюнь шу» Шан Яна почти одновременно открывают но­вую эпоху в жизни Востока и Запада — эпоху Законов, эпоху окончания Всеобщей Борьбы.

Окончание Всеобщей Борьбы

История излагает факты одинаковым мелким шрифтом, заполняет главы, тома, энциклопедии. Великое и малое постоянно смешиваются между собой и становятся почти неразличимы. Слова поглощают мысли и обесцениваются от бесконечного повторения, остается лишь что-то неуловимое, присутствующее всюду вокруг нас и подспудно определяющее нашу жизнь. Мы редко обращаем внимание на воздух, которым дышим, и редко анализируем принципы, которыми живем, потому что все это задано свыше, задано, как генетический код или программа для живого компьютера. Все знают, как называется эта программа, ее имя - Социальная Справедливость, или Великая Мечта о Социальной Справедливости. Эта Великая Мечта рисует нам государство, где каждый получает по труду, честно и с любовью вы­полняет свои обязанности; где нет Всеобщей Борьбы и люди-клетки связаны между собой многообразным обменом веществ; где жизнь каждого обеспечивается Великим Целым, где «все — за одного, один за всех».

История не знает, когда зародилась в среде людей Великая Мечта, возможно, что она входит в генотип человека как некий неосознанный инстинкт коллективизма. Этот инстинкт был выработан предка­ми человека в далекую эпоху коллективной охоты и в течение миллионов лет определял поведение людей. Во времена Всеобщей Борьбы, когда мир изменился и реальность перестала соответство­вать Мечте, Великая Мечта напомнила о себе голосами десятков про­роков. Потом появились люди, сделавшие следующий шаг: они воплотили Мечту в реальные политические проекты, записанные на

73

пергаменте, папирусе или бамбуковых дощечках. Эти люди были пер­выми социальными инженерами древности.и их проекты были именно инженерными проектами того, что сейчас называют государством. Это была Великая Идея, достойная Великой Мечты, — с помощью тысяч законов переделать человеческое общество, прекратить Всеоб­щую Борьбу, сконструировать из миллионов враждебных индивиду­умов единый могучий организм, где каждому было бы отведено свое место.

Подобно Великой Мечте, Идея совершенного государства при­надлежала не отдельным людям, а всему человечеству. В предопре­деленный момент, когда давление достигло своего предела, эта Идея была высказана на многих языках в разных концах света. Платон, Каутилья, Мо Ди, Шан Ян предлагали свои варианты законов и свои проекты идеального государства, отличающиеся деталями, но следующие во всем Великой Мечте. Социальные инженеры и пророки составляли свиту Земного Бога, и в своем пришествии этот бог нес с собой Законы, освященные курением фимиама и Великой Мечтой.

Разработка законов идеального государства была нелегкой за­дачей, вызвавшей к жизни целые философские школы. В Китае эту задачу выполняли десятки социологов школы «фацзя» — школы законников-легистов. Среди этих философов были нищие странству­ющие ученые — «бинькэ», министры могущественных правителей и сами правители, князья, императоры и земные боги. Правитель Чжэн Цзы Чань по традиции считался одним из основателей школы легистов. Основной идеей законов, начертанных на треножнике «Синшу», было прекращение всеобщей борьбы, произвола и беззаконий знати, равенство перед законом. Столетие спустя законы «Синшу» преврати­лись в обширный уголовный кодекс, составленный министром царства Цинь, знаменитым реформатором Шан Яном. «Тот, кто сражается с другими из-за личных интересов, подвергается суровым или легким наказаниям в зависимости от тяжести преступления», — гласил закон Шан Яна.

«Цель оправдывает средства», — сказал некогда Никколо Ма­киавелли. История не стесняется в выборе средств для достижения цели, и слово «революция» во все времена ассоциировалось с крово­пролитием и насилием. Правители послереволюционной эпохи про­должали дело Великой Революции и боролись с насилием путем всеподавляющего насилия. Современным людям странно видеть это страшное оружие в руках философов и ученых, но с историей не спо­рят ... Так же как и Платон, Шан Ян предлагал самые суровые наказания даже за мелкие проступки. «Коль наказываешь, то карай сурово за мелкие проступки, и тогда исчезнут наказания, дела увенчаются успехом и государство усилится, — писал Шан Ян. — В древности люди были просты и поэтому честны, ныне же люди хитры и поэтому нечестны. Поэтому, если следовать древности, надлежит исходить

74

прежде всего из добродетели, если же следовать современ­ности, то необходимо прежде всего иметь законы о наказаниях... Та­ков мой метод возврата к добродетели путем смертных казней и примирения справедливости с насилием...».

Последовательно действуя этим методом, Шан Ян ввел коллек­тивную ответственность и тяжелые наказания за укрывательство. «Тот, кто не сообщит о преступнике, — говорилось в законе, — будет разрублен пополам. Сообщивший о преступнике награждается так же, как отрубивший в бою голову врага». Соседи, родственники и домочадцы преступников подвергались почти таким же наказаниям, как и совершивший преступление. Законы были чрезвычайно суро­выми, а казни — жестокими. Государственных преступников разры­вали колесницами, варили в котлах, закапывали заживо, казнили пробиванием темени и выламыванием ребер. Только насилие и страх могли подавить Всеобщую Борьбу и смирить агрессивный инди­видуализм людей Железного Века. «Сильных надо сломить», — пи­сал Шан Ян, а сто знатных родов, с их войнами и разбоями, можно было сломить лишь силой, закапывая их заживо и выламывая ребра. «Таков мой метод возврата к добродетели путем смертельных каз­ней...»

Простых же людей необходимо было воспитывать. Многие из них не верили, что «все люди — братья», и стремились выделиться, раз­богатеть, добиться успеха во Всеобщей Борьбе. Их тоже необходимо было смирить, приставив к ним Уездных Начальников. «Услышав о хорошем или плохом, необходимо сообщить об этом Уездному На­чальнику, — увещевает учитель Мо, — и то, что он признает непра­вильным, все должны признать неправильным. Откажитесь от своих дурных слов и повторяйте добрые слова Уездного Начальника, отка­житесь от своих дурных дел и подражайте добрым делам Уездного Начальника...» «Самое главное здесь следующее, —добавляет Пла­тон на другом краю света, — никто не должен оставаться без На­чальника, ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению, нет, всегда — и на войне, и в мирное время надо жить с оглядкой на Начальника и следовать его указаниям. Даже в самых незначительных мелочах надо ими руководствоваться, например, по первому его приказанию останавливаться на месте, идти вперед, приступать к упражнениям, питаться и пробуждаться ночью для не­сения охраны и для исполнения поручений... Словом, пусть челове­ческая душа приобретет навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей и даже не понимать, как это возможно. Пусть жизнь людей всегда будет возможно более сплоченной и общей».

75

Воспитание всеобщей любви

Только умный правитель может

  постичь то, что я здесь излагаю.

 Шан Ян. «Шан цзюнь шу»

Итак, мы возвращаемся к истокам вещей. «Индивидуализм дол­жен быть уничтожен... — говорил Мо Ди.  — Его следует заменить коллективизмом». Теперь мы знаем, как этот лозунг претворялся в действительность. С помощью круговой поруки крестьяне объединя­лись в «пятерки» и «десятки», следили друг за другом, и все вместе подчинялись Уездному Начальнику. У общинников отнималось ору­жие, их приписывали к постоянному месту жительства и обязывали выполнять точно установленные повинности. Каждому отводилось определенное место в «десятке», в общине, в обществе; каждый вы­полнял свою роль под руководством своего Начальника и каждый должен был действовать и думать так, как ему положено.

Крестьянам-«шужень», которые и раньше подчинялись своим господам, новый порядок был уже во многом знаком. Они радовались прекращению баронского произвола, грабежей и войн, а необходимость подчиняться властям казалась для них естественной. «Люди по своей природе просты, — писал Шан Ян, — а простой человек любит работать, и его легко заставить усердно трудиться...» Главное, отмечал первый министр, чтобы они не чувствовали себя бедными и не задумывались над тем, что выгоднее. Другое дело — горожане и знать. Для горожан и знати — для всех тех, кто завоевал себе положение во Всеобщей Борьбе, новый порядок был чужим и враж­дебным. Он требовал от них умерить свой индивидуализм и посту­питься свободой. «Сильных нужно сломить, красноречивых — заста­вить прикусить языки, — писал Шан Ян о знати и о городских демагогах. — Когда работающих головой масса, то закон рушится...». Мудрствующие, постигшие смысл Всеобщей Борьбы горожане и аристократы были ненавистны Шан Яну. Он считал их паразитами на теле народа. Купец — хлебный спекулянт и кровосос-ростовщик олицетворяли в его глазах пагубную роль города. Городские бо­гачи скупали крестьянские земли и безжалостно эксплуатировали арендаторов. «Эти люди занимаются торговлей и овладевают различ­ными ремеслами дабы уклониться от земледелия, — писал Шан Ян, — когда один человек обрабатывает землю, а сотни людей пи­таются плодами его труда — это гораздо опаснее, нежели нашествие саранчи... Совершенномудрый знает, что составляет сущность хоро­шего управления государством, поэтому он заставляет людей вновь обратить свои помыслы к земледелию. Когда все помыслы устремлены к земледелию, люди просты и ими можно легко управлять».

«Обратить все помыслы к земледелию», — это значило, что все должны сами пахать землю и жить своим трудом, жить простой

76

и естественной жизнью, как во времена древности. Это были отнюдь не простые слова, а политическая программа, решительно проводив­шаяся в жизнь. «Он приказал знатным отправиться на поселение на обширные пустующие земли, и они сильно горевали по этому поводу», — говорит летопись о реформе У Ци в княжестве Чу. «Из­влекающие выгоду из второстепенных занятий (торговли и ремесла) должны быть обращены в рабов», — гласил указ Шан Яна. Следуя этим указаниям, Земной Бог Цинь Ши-хуан осуществил грандиозное переселение в необжитые районы 120 тысяч семей наследственной знати и крупного купечества. Это было Великое Очищение страны от «сильных» и «красноречивых». Их сломили, но еще требовалось заставить их прикусить языки.

«Если на тысячу человек, посвятивших себя земледелию... при­ходится всего лишь один, знающий «Шицзин» и «Шуцзин» и яв­ляющийся умным оратором, то вся тысяча станет лениться па­хать...», — говорил Шан Ян. Конфуцианские каноны «Шицзин» и «Шуцзин» Символизировали в глазах легистов идеологию «благо­родных», индивидуализм и неравенство. Конфуцианство было опас­но потому, что оно было традицией и привычкой, которая заставляла крестьян следовать за своими благородными господами и время от времени поддерживать их мятежи. Более того конфуцианцы открыто выступали против Земного Бога. «Если правитель совершил поступок, — писал их апостол Мэн-цзы, — то аристократы должны увещевать его, а если он не прислушивается к их многочисленным увещеваниям, то они должны сместить его». Это было покушением на святыни, и реакция легистов была исполнена ярости. Уже Шан Ян предлагал своему господину Сяо-гуну сжечь «Шицзин» и «Шуцзин». В 213 году до н. э. Цинь Ши-хуанди приказал «казнить на площади тех, кто ос­мелится устно передавать тексты «Шицзина» и «Шуцзина», уничто­жить вместе со всем родом тех, кто во имя древности отрицает нас­тоящее». Конфуцианские книги сжигались в кострах, а 460 видных конфуцианцев были заживо закопаны в землю.

Но и это еще не все. Основной задачей легистов была унифика­ция поведения и мышления простого народа. Обсуждая действия идеального Уездного Начальника, Учитель Мо говорит: «Если ра­зобраться, почему в уезде такой порядок, то выясняется, что причина лишь в том, что Уездный Начальник сумел унифицировать взгляды в уезде». Чтобы добиться этого, недостаточно повторять «добрые слова Уездного Начальника», нужно полностью изолировать крестьян от какой бы то ни было «излишней» информации. «Высшие государ­ственные чиновники... не должны увлекаться пространными рассуж­дениями, оживленными спорами, а также странствовать и предавать­ся праздной жизни, — поучает Шан Ян. — Если они будут лишены возможности праздно жить на месте или разъезжать по всем уездам, то земледельцы не услышат о разных переменах и не будут взирать на них как на образец для подражания. Если земледельцы будут лишены

77

возможности внимать их рассуждениям о переменах... то умные зем­ледельцы не покинут своих обычных занятий, а глупые земледельцы не поймут, что можно жить иначе».

Вы помните Платона? «Словом, пусть человеческая душа при­обретет навык совершенно не уметь делать что-нибудь отдельно от других людей и даже не понимать, как это возможно!» Этого «непони­мания» очень трудно добиться, но все же Платон дает нам один дель­ный совет: «Каждый человек, взрослый или ребенок, мужчина или женщина... словом, все целиком государство должно беспрестанно петь для самого себя очаровывающие песни...»

Мы уже слышали эти «очаровывающие песни», песни Мо Ди и Христа:

 

Возлюби ближнего своего,

Как самого себя,

Бог гордым противится,

А смиренным дает благодать...

 

В них и правда и неправда, кажущаяся правдой... Но самое глав­ное, что песня для всех одна, и все государство поет ее единым дыха­нием. Эта песня — единая религия. Все люди верят одинаково и действуют одинаково, и уже не разобрать, кому же из них принад­лежат эти слова и эти мысли, думают ли они или только повто­ряют песню Мо Ди, Христа и Шан Яна. А Шан Ян стоит посреди толпы и тихо шепчет своему господину Сяо-гуну: «Когда народ глуп, им легко управлять... — И тут же спохватывается. — Только умный правитель способен постичь то, что я здесь излагаю. Только умный правитель...»

И Сяо-гун понимающе наклоняет голову.

 

 

Рождение Левиафана

Итак, Земной Бог принес с собой Законы и Воспитание, чтобы приучить людей к коллективизму и всеобщей любви — к тому, что на языке биологов называется групповым поведением. Старая китайская легенда рассказывает о Глупом Деде, Юй Гуне, который подговорил свою общину перенести две горы, стоявшие возле их деревни. Общин­ники приняли его предложение и принялись за работу. «Одни копали, другие таскали в корзинах глину, а большие комья и камни перетаски­вали за тысячу ли к заливу Бохай. У соседки Юй Гуна был маленький мальчик, у него только-только начали расти настоящие зубы, увидел он, что все трудятся с таким усердием и вприпрыжку тоже побе­жал помогать...» И вот бог, случайно увидевший все это, испугался, что они действительно сроют горы, и отодвинул их подальше от деревни Юй Гуна...

78

Если община, объединенная групповым поведением, может срыть гору, то каковы же возможности объединенного народа? Если силы, растрачиваемые веками на Всеобщую Борьбу, объединить и напра­вить на одну цель, то разве можно не добиться успеха? И как на­звать ту огромную силу, которая рождается от объединения мил­лионов в одно целое? Что это — государство, сверхгосударство или новый биологический организм?

Томас Гоббс назвал это существо Левиафаном. Левиафан умел думать и умел вести себя. Групповое поведение было, в действитель­ности, поведением Левиафана, а коллективная религия — сознанием Левиафана. Левиафан был могуществен, и его нечеловеческие тво­рения вызывали восхищение, смешанное с суеверным ужасом. «Пи­рамиды близ Мемфиса,— писал Филон Византийский, — это построй­ки, возведение которых свыше сил человеческих, а их описанию отказываешься верить. Это горы камней на горах камней, и ум не способен понять, каким образом эти огромные плиты были подняты на такую высоту и какими средствами возведены эти гигантские творе­ния...» Долгое время ходили легенды, что это дело рук богов или ги­гантов, которые жили до Потопа. «Многие не понимали, — говорил Ибн Халдун, — что только благодаря высшей общественной органи­зации и ремесленной сноровке построены эти гигантские памятники и поэтому приписывали их создание силе... которую люди древности черпали из мощи своих тел...»

В действительности все это было творением Левиафана. Египет­ские пирамиды, Великая Стена, Ангкор-Ват, — все это было создано Левиафаном, огромный призрак которого и сейчас возвышается над древними развалинами. «Зачем он создавал это?» — спрашивают туристы у подножия пирамид. Они стоят и всматриваются в огромный призрак, но призрак не отвечает, лишь чешуя его медленно перели­вается на солнце. Каждая чешуйка — это человек, и эти чешуйки так плотно пригнаны друг к другу, что составляют одно тело: руки, ноги и голову, над которой, подобно ореолу, сияет солнце.

«Это Левиафан, — шепчут люди вслед за старым проповед­ником Гоббсом. — Это он».

Анатомия Левиафана

Томас Гоббс посвятил изучению Левиафана всю свою жизнь. Как и любое существо, писал он, Левиафан имеет конечности, туловище и голову. Как и в любом организме, разные органы выполняют разные функции, а общее управление телом принадлежит голове. Все выгля­дит просто и понятно, если забыть об одной особенности, — о том, что Левиафан состоит из множества индивидуумов, и каждый че­ловек, являясь его частицей, выполняет строго определенные функции. Обратимся за разъяснением к китайским источникам.

79

«Люди не могут не жить сообща, — пишет знаменитый философ Сюнь-цзы. — Если же они живут сообща и среди них нет разделения обязанностей, то это приводит к раздорам, раздоры же вызывают беспорядок, беспорядок ведет к нищете. Отсюда можно видеть, что отсутствие разделения обязанностей — это великое бедствие для лю­дей! Когда же обязанности разделены — это источник великой поль­зы для Поднебесной. Правитель — Главный управляющий разделе­нием обязанностей!»

«Путь к обеспечению достатка в Поднебесной состоит в понима­нии необходимости разделения обязанностей. Содержать в порядке гряды на полях, уничтожать дикие травы, больше удобрять ноля навозом, чтобы сделать их плодоносными,— таковы обязанности простого народа! В соответствии со временем года заставлять народ трудиться, умиротворять людей и наводить среди них порядок — таковы обязанности полководцев! Что же касается того, чтобы покро­вительствовать народу, охранять его, управлять им... то это сос­тавляет обязанность совершенномудрых правителей и талантливых министров...»

Итак, тело Левиафана состоит из трех частей, выполняющих раз­ные функции: простонародья, «полководцев» и «министров». Простой народ должен старательно трудиться там, где ему прикажут. «Полководцы», или, по Платону, «стражи», обязаны следить за тем, чтобы простолюдины работали добросовестно и не ссорились между собой. «Министры» должны управлять теми и другими в интересах общего блага. Таким образом, говорит Сюнь-цзы, общество идеального го­сударства состоит из сословий, выполняющих различные функции.

Реальная жизнь бесконечно разнообразнее теории: Земледель­цы и чиновники («полководцы») были основными сословиями-орга­нами Левиафана, но помимо этих сословий существовали также военные поселенцы, купцы, государственные и частные рабочие, рабы и т. д. В Китае допускался переход из одного сословия в другое, но в других странах: в Древнем Египте, в Римской империи, в Индии — смена сословия была невозможна, более того, сословия распадались на замкнутые профессиональные касты, где профессия передавалась по наследству. Принцип разделения обязанностей был проведен здесь во всей полноте и в конечном счете привел к тому, что государство приняло вид сложного организма.

Странная судьба иногда выпадает великим идеям: они господству­ют в мире и как будто известны всем — всем вместе и никому в част­ности. Время от времени гениальные ученые произносят вещие слова, но эти слова воспринимаются как банальность, как общие фразы ни о чем. А потом, когда до людей начинает доходить смысл сказанного, они мучительно стараются вспомнить, где же они впервые слышали это... Стараясь освободиться от ощущения чего-то мис­тического; они начинают выделять и подчеркивать эти слова, но мистическое не исчезает.

80

«Разделение труда, впервые указанное экономистами как обще­ственное явление, — писал Герберт Спенсер 2000 лет спустя, — и вслед за тем признанное биологами за явление органической жизни и названное ими Физиологическим Разделением Труда, есть именно та особенность как в обществе, так и в животном мире, которая делает каждое из них живым целым!».

Итак, вот оно, мистическое «живое целое» — Левиафан... Но кто же были эти «экономисты»: неужели Сюнь-цзы, Мо Ди и Шан Ян?! Или, может быть, эта теория была создана писцами фараонов в момент рождения того, первого, египетского Левиафана? Сколько раз забывалась эта истина и сколько раз ее открывали заново... или вспоминали? Уже в XIX веке эта теория была открыта в послед­ний раз Блюнчли, Контом и Спенсером, она была изложена в десятках научных трактатов и на долгое время завладела умами всего чело­вечества. Органическая теория государства представляла общество в виде сложного организма, состоящего из множества специали­зированных органов, желез, систем. Классики органической теории проводили многочисленные аналогии между государством и организ­мом: транспортные артерии они отождествляли с кровеносной системой, полицию — с лейкоцитами, сельское хозяйство — с пищева­рительной системой. Государственная организация в целом сопостав­лялась с нервной системой, и, подобно нервной системе, ее роль заключалась в упорядочении деятельности различных органов, объединении их в одно целое. Государственное регулирование — вот то великое следствие, которое вытекало из Принципа Раз­деления Обязанностей.

«Правитель — главный управляющий разделением обязаннос­тей», — писал Сюнь-цзы две тысячи лет назад.

Итак, разделение обязанностей, государственное регулирование, социальная справедливость и коллективизм — таковы были великие принципы государства-Левиафана. Созданный в соответствии с этими принципами колосс должен был стать господином Вселенной, хозяином этого мира, воплощением Великой Мечты. Могущество этого колосса вселяло восторг и трепет в сердца конструировавших его социальных инженеров. Это был воистину Великий Замысел: прекратить Всеобщую Борьбу, соединить миллионы индивидуумов в единый слаженный организм, указать каждому его место в со­ответствии с его способностями и вознаградить каждого по справед­ливости.

В предопределенный историей срок давление достигло предела, и Революция породила на свет Империю-Левиафана. Империи поднимались на ноги по всему миру — на Востоке и на Западе. Они были порождением Великой Мечты, но не были похожи на Мечту так же, как жизнь не похожа на идеал. Многие из империй имели «конструктивные недостатки», другие были созданы «с от­ступлением от проекта», третьи были порождением стихии и интуиции.

81

Естественный отбор должен был выявить лучшую модель, но это — дело рук будущего, а сейчас, после Революции, основным стимулом истории была Вера. Вера в то, что Государство-Левиафан будет воплощением Мечты, что Великий Замысел, несмотря ни на что, можно претворить в жизнь и что именно это зарождающееся государ­ство станет в будущем Идеальным Государством.

«Если следовать воле неба, — говорил в упоении Учитель Мо, — то в правлении страной будет порядок, весь народ будет жить в сог­ласии, в стране будет изобилие... все будут иметь одежду и пищу, люди будут жить в покое и без горестей...».

 

 

Закон, вера, король...

Социальными инженерами руководила вера в будущее, и они старались передать окружающим эту веру. Учитель Мо говорил лю­дям о воле Неба, апостолы — о царствии Божием, кадии — о за­поведях Аллаха. Моизм, христианство или ислам были лишь различ­ными воплощениями Великой Мечты, веры в будущее. Вера в будущее сливалась с верой в пророков, предсказавших это будущее, и с верой в богов, охранявших его. Воодушевленные верой люди были готовы к подвигам и к мученичеству, тысячи и тысячи верующих могли взяться за руки и перед лицом врага запеть: «Господь — наша сила», — как французские гугеноты в битве при Кутра. Вера объединяла народ вокруг идеи совершенного государства, и единый народ был воистину непобедим. Единство — это было главное. «Один король, один закон, одна вера», — таков был лозунг французской монархии.

Закон, вера, король... — в этой формуле слились воедино три начала Империи-Левиафана. Закон отождествляли с разумной сис­темой государственного регулирования и с социальной справедли­востью. Вера объединяла народ и обеспечивала его покорность за­кону. Король был живым символом веры и закона, «живым законом». Государь и стоявшие вокруг него министры были призваны следить за правильным функционированием всех органов-сословий Левиафана, поддерживать государственную дисциплину и устранять появляющиеся неполадки. Государь стоял высоко над классами, сословиями и кастами, он был верховным арбитром, регулировавшим их взаимодействие посредством законов. От монарха зависела жизнь и смерть огромного организма, поэтому он не был связан в своих действиях ничем, кроме веры. Глава Левиафана был абсолютным монархом, высочайшим императором и Земным Богом — «Хуанди». Китайское божество земли называлось «Дихуан»; «Хуанди» получалось отсюда простой перестановкой

82

иероглифов. Цзы Чань превратился в Земного Бога, в высочайшего императора Цинь Ши-хуанди.

Цинь Ши-хуанди мог все. По существу, он не был уже человеком: он был богом. Все люди были действительно равны перед ним, как перед богом: одинаково равны и одинаково ничтожны. Начиная с Цинь Ши-хуанди, Земной Бог стал отождествляться с Левиафаном; безликий колосс приобрел лицо человека-бога. Что бы ни скрывалось за этим лицом, с этой поры император стал символом Китая. Его считали одновременно отцом и матерью нации и по годам его прав­ления вели летоисчисление. Императорские указы заканчивались формулой: «Всяк да повинуется со страхом и трепетом!» — и дей­ствительно, повиновение подданных было безусловным и абсолют­ным.

В обмен на это повиновение теоретики Левиафана требовали от­правителя лишь одного — мудрости. «Только совершенномудрый, управляя государством, способен сосредоточить в своих руках всю силу народа и способен в то же время обуздать ее», — писал Шан Ян. «Если он будет подбирать себе в помощники людей глупее его, то он погибнет», — говорил Ли Куй. Все, чьи слова мы цитируем — Шан Ян, Ли Куй, У Ци, Хань Фэй, — все они были именно такими «мудрыми министрами», помощниками талантливых и честолюбивых правителей. Они и создали теорию Левиафана, в основе которой ле­жал принцип разделения обязанностей.

Правитель государства должен знать эту теорию так же, как человек — свое тело. Он должен быть знаком с функционированием каждого органа-сословия, понимать их взаимосвязи и потребности. Два знаменитых трактата «Шан цзюнь шу» и «Хань Фэй-цзы» слу­жили наиболее популярными руководствами для императоров всех времен, начиная от Цинь Ши-хуана и кончая Мао Цзэ-дуном. Так же, как и книга Сюнь-цзы, эти трактаты уделяли особое вни­мание двум основным сословиям Империи: чиновникам и крестья­нам.

 

 

Мир чиновников

«В спокойствии и молчании держись позади, никогда не ставь себя в роль исполнителя, — советовал Земному Богу его слуга Хань Фэй-цзы. — Беда для государя, если он занят тем же, что и чинов­ники. Когда государь доверяет чиновникам, но их дела не смеши­ваются, народ следует за ним как один человек...»

Прежде всего государю необходимо было наладить работу чи­новничества — этой нервной системы Левиафана; мозг должен был видеть, слышать и отдавать приказы другим органам. Эту систему впервые создал Цзы Чань в Чжэн: он разделил княжество на уезды

83

и назначил в них уже известных нам Уездных Начальников. Он впервые создал государственное чиновничество и выделил его из народа, одев в специальную форменную одежду. Чиновники — это и были «полководцы» Сюнь-цзы и «стражи» Платона, они должны были следить за народом и поднимать его на выполнение повинностей, но не более. Для того, чтобы чиновничество исправно выпол­няло свои функции и не злоупотребляло своим положением, его нужно было постоянно контролировать и воспитывать. Инспекции и проверки дополнялись «сигналами снизу» — жалобами и доно­сами на нерадивых чиновников. Рассмотрению таких жалоб легисты уделяли особое внимание.

Замещение чиновничьих должностей, по теории легистов, дол­жно было производиться исключительно «по заслугам». Знатность происхождения и богатство демонстративно игнорировались, более того, отцы легизма с откровенной враждебностью относились к «знатным и благородным». Мы помним, что говорил Шан Ян: «Силь­ных надо сломить, красноречивых—заставить прикусить языки...» Земному Богу не нужны были заносчивые аристократы, он нуждался в верных, послушных, непритязательных исполнителях, поэтому он открывал преданным простолюдинам путь наверх.

Чиновники-простолюдины с готовностью служили тому, кто сни­зошел до них и выдвинул из толпы крестьян. Однако и среди них встречались люди, зараженные бациллой Всеобщей Борьбы, поэтому необходим был строгий отбор. Нужно было проверить, крепки ли будущие чиновники в вере, хорошо ли они понимают государственную идеологию и достаточно ли они грамотны. Поэтому, начиная с середины II века до н. э., в уездных городах ежегодно проводились экзамены на ученые степени. Только ученый-«шеньши» со степенью мог занять чиновничью должность, но стать ученым в теории мог всякий: для этого нужно было лишь свидетельство о благонадежности и хорошее знание предмета.

На уездных экзаменах, сохранившихся почти без изменений вплоть до XX века, требовалось сочинить стихотворение в 60 слов, написать сочинение на историческую тему и философский трак­тат с использованием цитат из классиков. Темы заранее не были известны, а пользование пособиями запрещалось, поэтому уездные экзамены были весьма серьезным испытанием. Выдержавшие эти ис­пытания могли попытать счастье на провинциальных и столичных конкурсах: удача открывала им путь на самые высокие должности, победители могли стать министрами и зятьями императоров. Эта воз­можность приблизиться к самым ногам Земного Бога породила целый культ экзаменов и ученых-чиновников, мудрых, добродетель­ных и неподкупных. Конечно, нельзя сказать, что все они были та­кими, но многие из них, действительно, были мудрыми и честными. Песня Мо Ди и Христа от бесконечного повторения входила в их плоть и кровь, а столетия отбора и воспитания сделали свое дело.

84

На глазах историков постепенно вырастало ученое сословие, кас­та с характерными идеологическими, психологическими и даже физическими признаками. Образованность и интеллект зачастую передавались от отца к сыну вместе с близорукостью и характерным для ученых хрупким телосложением. На страницах литературных ан­тологий мы и сейчас можем почти воочию увидеть этих китайских ученых, пишущих стихи — и подчас прекрасные стихи! — в переры­вах между церемониями или перед началом сражения. Гумани­тарное образование этих «шеньши» было подчинено бюрократиче­ским нуждам, но даже побочные продукты этой образованности заставляют нас преклонить голову перед памятью миллионов ученых, составлявших нервную систему Левиафана. Ибо этими побочными следствиями были замечательная китайская историография и Великая Китайская Литература, богатейшая и изысканнейшая ли­тература мира. Десятки огромных антологий и по сей день доносят до нас чарующие голоса многих тысяч поэтов, творивших в период, названный в Европе «темным средневековьем». Среди них встре­чаются знаменитые полководцы, министры, императоры; и странная мысль приходит в голову историку, перелистывающему этот каталог драгоценностей. Ведь все это было лишь побочным продуктом колоссальной административной машины; так каковы же были ее действительные возможности? В своих случайных поисках эти исто­рики и филологи изобрели бумагу и порох, но кто знает, каковы были их возможности в целенаправленном техническом исследовании? Что произошло бы, если бы в программу экзаменов были включены естественные дисциплины? Не превратило бы это Империю в могучую научно-техническую державу?

Мы не знаем ответа на этот вопрос. Очевидно лишь то, что Ле­виафан может быть устроен по-разному и что именно от этого зави­сит его жизнеспособность. Очевидно также и то, что строение нерв­ной системы играет во всем этом определяющую роль. Сословие ки­тайских ученых-чиновников стояло высоко над народом, и даже тот, кто не смог пройти по конкурсу, но упорно сдавал экзамены, пользовался в народе большим уважением. Ученые-«шеньши» вы­делялись из народа своей внешностью, расшитыми шелковыми хала­тами, атласными сапогами на толстой белой подошве, хрустальными очками в черепаховой оправе. Роскошная вышивка на халате указы­вала на ранг чиновника: журавль или мифический цилинь — первый ранг, фазан или лев — второй... Простые люди кланялись разукрашенным паланкинам «шеньши», даже не зная, кто в них сидит: только число ударов гонга говорило о знатности обладателя па­ланкина.

Образ жизни шеньши» соответствовал их внешности: большие оклады, служебные виллы, роскошь кабинетов и домашней обстанов­ки, — все должно было подчеркивать ранг, высокое положение, полу­ченное благодаря уму и заслугам. Создатели Левиафана понимали

85

важность нервной системы и помещали ее в максимально благоприят­ные условия. Но они и требовали многого: нерадивость, коррупция, злоупотребления пресекались самым решительным образом. «Чинов­ник, видевший или знавший о преступлении, но не сообщивший об этом властям, подвергается такому же наказанию, как преступ­ник», — гласил закон Империи Цинь. Начальников над провинив­шимися чиновниками наказывали и в тех случаях, когда они ниче­го не знали, ибо они должны были знать. В своде законов Цинь имелось даже специальное наказание для «обладателей палан­кинов» — ссылка рядовым в пограничные зоны.

Сын Неба и Земной Бог требовал от своих ученых-чиновников честности, мудрых дел и мудрых советов. Каждый ученый-«шеньши» обладал правом доклада непосредственно императору — более того, он был обязан доложить Сыну Неба о деле, которое считал важным. Нервная система должна сигнализировать обо всем, и никакой дель­ный совет не должен пропасть зря. Если же Сын Неба по какому-то случаю недостаточно вник в дело, то ему должны были подсказать мудрейшие из мудрейших — цензоры и члены Академии «Хайлинь». Земной Бог был настоящим богом лишь во времена революций и смут — в те моменты, когда «один плохой генерал лучше, чем два хо­роших»; а во времена мира и покоя рядом с ним стояли цензорат и министры, которые и были настоящими хранителями духа Империи, веры в Идеальное Государство. Во имя этой веры чиновники в лицо говорили Сыну Неба о его ошибках, а когда говорившему отрубали голову, его речь тут же продолжал другой. Пока чиновничество хра­нило в себе этот дух, Империей мог управлять и ребенок. Но если в среду его проникали корыстолюбие и эгоистические помыслы, тогда принципы идеального государства теряли свой смысл.

Реальность зачастую очень далеко отстоит от идеала, и самые прекрасные проекты быстро блекнут в столкновении с неумолимой жизнью. Школа легистов придавала особое значение поддержанию государственной дисциплины, регулярной проверке деятельности чиновников, выдвижению способных и отстранению корыстных и не­радивых. В периоды легистского управления бюрократия знала свое место и не смела злоупотреблять своим положением. Место чи­новника было почетным, но чиновники не купались в роскоши; низ­шие чины жили ненамного богаче крестьян, и даже начальники уездов имели оклады, лишь в 3—5 раз превышающие крестьянский доход. В этом относительном равенстве, в выдвижении «по заслу­гам» проявлялись принципы, завещанные Великой Революцией. Но помимо революционной традиции существовала и другая, пе­режившая все бури, древняя традиция аристократизма — кон­фуцианство.

Некогда конфуцианцы пытались бороться с поднимающейся Империей — теперь они смирились и выработали новую линию

86

поведения. Устами своего апостола Сюнь-цзы новое конфуцианство признало принцип выдвижения по заслугам и роль законов, но оно сохранило в себе роковую заповедь о неравенстве «благородных» и «простолюдинов». Старая аристократия баронов погибла, поэтому конфуцианцы пытались найти новое сословие благородных внутри Левиафана — и они нашли эту новую аристократию в лице сословия ученых-чиновников. Понятие «ши», рыцарь, пара­доксальным образом изменило свой смысл и стало означать «уче­ный». Благородным ученым-чиновникам приписывались привиле­гии рыцарей, право владеть поместьями-кормлениями и собирать в свою пользу государственные подати: в новой реальности это рас­сматривалось как плата за службу. О дружинах и старом само­управстве теперь, конечно, не могло быть и речи, более того, кормления назначались только высшим чиновникам и не передавались по наследству. Но принцип социальной справедливости был не­поправимо нарушен: чиновникам обещали дворцы и богатства, а простолюдинам — бедность и тяжкий труд.

Конфуцианство принесло в среду чиновничества «шесть парази­тов»: стремление к роскоши, стяжательство, пренебрежение своими обязанностями, пристрастие к красивой одежде и вкусной еде, бесхозяйственность. Кормления и поместья превратились в святая-свя­тых бюрократии, в конечную цель карьеры и жизни. Внутри чи­новничьего сословия шла непрерывная борьба: унаследованные от прошлого инстинкты стяжательства и паразитизма боролись с прин­ципами нового порядка. Основная идея Империи — ограничение эксплуатации с помощью центральной власти — незаметно подме­нялась идеей эксплуатации народа представителями этой власти — тем, что обычно называют государственным феодализмом.

Конфуцианство было ядом, разлагавшим нервную систему Ле­виафана, болезнью, глубоко поразившей внутренние органы. «Если в стране распространятся «шесть паразитов», шесть видов распущен­ности, то государство ослабеет», — предупреждал Шан Ян. Легистские императоры боролись с «шестью паразитами» самыми жес­токими методами: разносчиков болезни, конфуцианцев, живьем за­капывали в землю, а их книги сжигали в кострах. Болезнь то отсту­пала, то снова обострялась; могучий организм энергично боролся за жизнь, и от исхода этой борьбы зависела жизнь миллионов людей-клеток, составляющих огромное тело Левиафана.

87

 

 

Тело Левиафана

Они должны обладать слепой верой

в авторитет и готовностью быть

направляемыми другими, а следова­тельно,

и сравнительно малой ини­циативой.

                   Герберт Спенсер

Все та же равнина под птичьим крылом и все та же река влечет на запад свои желтые воды. Когда-то равнина была зеленой, цвета лесов, теперь же она цвета проса: желтая к осени, серо-зеленая летом. Она усыпана деревнями, которые слышат друг у друга лай собак и пение петухов. «Их земли малы, а жители многочисленны, жилища их стоят отдельно, а живут в них скученно»*. За глинобит­ными стенами деревень замкнутой крестьянской жизнью живут ста­ринные общины, и так же, как во времена Юя, их старейшины решают свои дела в присутствии народа на деревенской площади. Гос­пода, некогда собиравшие подати с общин, теперь исчезли, их земли были поделены между крестьянами, а подати уплачивались далекому и таинственному Хуанди и его представителю — Начальнику Уезда. Тень Хуанди лежала на Великой Равнине от пустыни до моря, его именем начальник уезда составлял «пятерки» и «десятки» на исполнение повинностей, и когда они собирались в одну сплошную массу, с высоты птичьего полета можно было разглядеть то, что совсем недавно «поселилось» в этой стране — самого Левиафана.

Огромное тело Левиафана состояло из миллионов людей-клеток, они копошились внутри колоссального котлована и проворно поднимались наверх с наполненными землей корзинами — совсем как на кинокадрах о строительстве Шисанлинского водохранилища в 1958 году. Эти люди были совсем не похожи на Людей Сжатия и Людей Камня, они были лишь частичками Левиафана и покорно повиновались его приказам. Несколько веков воспитания притупили их индивидуальные чувства, и они, действительно, ощущали себя частью целого. Они были способны пожертвовать собой во имя це­лого, подобно японским камикадзе и девушкам из Шисанлинской «реактивной бригады», которые на протяжении многих недель пере­носили землю бегом и довели себя до полного истощения. Но оборот­ной стороной преданности «реактивной бригады» было полное от­сутствие инициативы. Люди-клетки не должны были иметь своего «я»; в 1966 году они часами скандировали на улицах один и тот же лозунг: «Надо убить свое я! Надо уничтожить свое я!» Стать «преданными нержавеющими винтиками» — этого требовали от них Шан Ян и Мао Цзе-дун.

___________

* Шан цзюнь шу [29, с. 199].

88

Прошлое постоянно мешается с настоящим, а настоящее — с прошлым. Шан Ян был идейным наставником Мао Цзе-дуна, а Цинь Ши-хуанди — его любимым героем. Шан Ян начал воспитание человека-клетки, а Мао Цзе-дун был лишь один из многих его про­должателей. Все, что они заложили, вошло в кровь китайского на­рода: коллективизм, покорность властям, безынициативность, спо­койный характер и отсутствие агрессивности. Веками и тысячеле­тиями воспитание китайца шло по одному пути. Сначала домашние учили его беспрекословно повиноваться отцу, потом в школе с по­мощью бамбуковой палки ему внушали, что император — это и есть отец «большой семьи». Нравоучительная китайская сказка говорит об отце, который заставлял своих сыновей сотни раз переписывать иероглиф «терпение». Школьники сотни раз повторяли древние изречения тысячесловника «Цяньцзынвэй»: «Сын должен истощать свои силы, служа родителям... Муж должен главенствовать, а жена повиноваться... Старшие и младшие должны быть проникнуты взаим­ной любовью... должны... должны... должны...»

Воспитание делало свое дело: среди китайцев почти не было деклассированных элементов, тунеядцев, алкоголиков, преступников. Тех, кого не смирила школа, смиряли жесткий полицейский надзор, приписка к месту жительства, круговая порука «пятерок» и «деся­ток», слежка со стороны «благовоспитанных». Жесткие методы вос­питании и жесткие законы Шан Яна были составной частью по­нятия «государственная дисциплина»: человек-клетка должен был стать дисциплинированным, покорным тружеником.

Человек-клетка должен был стать покорным тружеником, но по законам психологии это означало, что он будет плохим воином: по­корность исключает воинственность, а запрет на владение оружием не способствует военной выучке. Китайский Левиафан мог создать огромные и дисциплинированные армии, но эти армии не отличались высокой боеспособностью. Во II веке до н. э. в войска набирали прес­тупников, «молодых негодяев» с повышенной агрессивностью, но воспитание приводило к тому, что «негодяев» становилось все мень­ше. После смерти воинственного императора Уди Левиафан уже не вел наступательных войн, он лишь оборонялся и возводил укрепления на границах. Возведенная ценою жизни сотен тысяч людей-клеток Великая Стена стала грандиозным символом Китайского Левиа­фана, символом его мирского могущества и военной слабости.

Другим, не менее впечатляющим созданием Левиафана были огромные ирригационные системы в долине Желтой Реки. Они возво­дились так же, как Шисанлинское водохранилище, — сотнями тысяч мобилизованных крестьян под надзором инженеров в чиновничьих халатах. Эти инженеры — их звали Сы Мын-бао и Ши Ци — стояли на краю котлована, как полководцы на поле боя; они были такими же верными слугами Левиафана, как Шан Ян и Хань Фэй, и они столь же самоотверженно выполняли поставленную перед ними задачу.

89

«Нынешние ученые мужи, — писал Хань Фэй, — говорят об управ­лении чаще всего так: дайте бедным и неимущим землю, чтобы обес­печить тех, у кого ничего нет». Орошая целину и отбирая земли у знати, слуги Левиафана действительно стремились обеспечить землей «тех, у кого ничего нет».

«Управляя государством, умный правитель должен сделать так, чтобы земледельцы не покидали свои земли, чтобы они могли прокор­мить своих родителей и управляться со своими семейными дела­ми», — так говорит Шан Ян об отношении Левиафана к своему телу. «Земледельцы перестанут голодать, их поступки и помыслы будут чисты, — продолжал он. — А если земледельцы не голодают и не стремятся к красивым одеждам, то они усердствуют в общественных работах, прилежно трудятся на себя, и дела земледельческие идут на лад». Нужно обеспечить бедняков землей и прекратить голод — это главное. Нужно дать каждому крестьянину поле в 100 му и усадьбу под тутовыми деревьями, говорил знаменитый философ Мэн-цзы. Нужно уничтожить крупное землевладение и искоренить ростовщи­чество. Нужно строить каналы, осваивать окраины и переселять на целинные земли бедняков из густонаселенных районов. Массовые переселения миллионов безземельных крестьян — это был основной способ понижения демографического давления, великий секрет спа­сения от голода. «В 119 году переселили бедное население в числе свыше 700 тысяч человек в область Синьцзинь, — говорит трактат «Ханыпу». — Одеждой и пищей их снабжали уездные власти. В те­чение нескольких лет им давали в долг имущество».

Переселить 700 тысяч человек в течение одного года, обеспечить их пищей и всем необходимым, — только Левиафан был способен на такие деяния. Великая Стена, ирригационные системы и массовые переселения были не просто грандиозными свершениями древ­ности, — это были проявления жизнедеятельности колосса, способ­ного объединить миллионы в одном сверхъестественном усилии. Ле­виафан жил, и то великое, что он совершал, было для него столь же естественно, как жизнь естественная для живого. Империя жила, и поэтому она стремилась обеспечить жизнь всем своим клеткам. Со­циальные инженеры, создавшие этого колосса, были далеки от ил­люзий: они не обещали клеткам великого благоденствия, они обещали лишь жизнь — одну лишь жизнь без излишеств, роскоши и кра­сивых одежд.

Это было главное — жить, это было то, ради чего был создан Ле­виафан, то, ради чего люди испокон веков сражались и умирали. Все остальное было нужно лишь для поддержания жизни. Красивые одежды не нужны земледельцам: одежда, говорит Учитель Мо, пред­назначена не для украшения, а лишь для того, чтобы согревать в сту­жу. Дома предназначены, чтобы защищать от воров, а также от ветра и холода зимой. Лодки и повозки делают для того, чтобы люди обща­лись друг с другом. «Все роскошное и не способствующее этим

90

целям должно быть устранено», — как заклинание повторяет Мо Ди после каждой фразы. Под эти заклинания хунвэйбины раздевали модниц на улицах Пекина. Красивые одежды ни к чему земледельцам, и невозможно обеспечить ими всех земледельцев. Если же кто-то из них все же достанет эти одежды, то это вызовет недовольство осталь­ных, и в народе опять возникнет борьба. Роскошь и красивые одеж­ды — это вещи прошлого века, века Всеобщей Борьбы, показатели успеха в этой борьбе. Теперь же борьба прекратилась, поэтому земле­дельцы должны одеваться примерно одинаково, сообразно принци­пам равенства и месту этого сословия. Красивые одежды при новом порядке — это принадлежность ученых-чиновников, они говорят о ранге и заслугах, а не о стремлении выделиться.

Итак, нужно уничтожить эти «шесть паразитов»: пристрастие к красивой одежде и вкусной еде, стремление к роскоши, пренебреже­ние своими обязанностями, стяжательство, бездумную трату зерна. Нужно изгнать роскошь, «повысить цены на вино и мясо, увеличить налог на них, дабы он в десять раз превышал их первоначальную це­ну». Когда же «шесть паразитов» будут искоренены, то главное — чтобы народ не чувствовал своей бедности, потому что «...когда он бе­ден, он начинает задумываться над происходящим и размышлять о том, что выгоднее»*. А чтобы он не задумывался над происходящим, необходимо, как уже говорилось, «беспрестанно петь для самого себя самые очаровывающие песни», песни «реактивной бригады»:

 

Бог гордым противится,

А смиренным дает благодать...

 

 

Возвращение к Великой Мечте

Итак, люди-клетки должны быть сыты, непритязательны и по­корны. Они должны слепо подчиняться начальнику и в самых незна­чительных мелочах руководствоваться его указаниями. Если же по воле природы человек обладает инициативой, энергией и умом, то его место в нервной системе Левиафана. Он может сдать экзамены и стать начальником над людьми-клетками. В этом проявляется прин­цип равенства, завещанный Великой Революцией: возможности лю­дей равны и определяются лишь их способностями. Но способности людей различны, и отсюда вытекает реальное неравенство началь­ника и подчиненного, сословий чиновников и простолюдинов. «Одни напрягают ум, другие напрягают мускулы, — писал Мэн-цзы, — тот, кто напрягает свой ум, управляет людьми, а те, кто напрягает свои

__________

*Шан цзюнь шу [29, с. 144].

91

мускулы, управляются другими людьми... Таков всеобщий закон Поднебесной».

Неравенство сословий не противоречило Великой Мечте и вере в идеальное государство: лозунгом веры было не равенство как тако­вое, а социальная справедливость. Великая Мечта была воспоми­нанием о древнем мире охотников, но в этом мире равенство было лишь относительным, и пища распределялась не поровну, а «по спра­ведливости». Политические деятели послереволюционной эпохи, Шан Ян и Хань Фэй, предпочитали не говорить о равенстве, они говорили о социальной справедливости, о взаимных обязанностях начальников и подчиненных, о коллективизме.

Социальная справедливость, разделение обязанностей и коллек­тивизм — таковы были великие принципы государства-Левиафа­на. Эти принципы были воплощением Великой Мечты, они сос­тавляли существо мировых религий, лежали в основе идеологии и морали, полностью определяли поведение человека. Более того, можно сказать, что эти принципы были заложены в человеке всегда.

Человека создал добрый бог, сказал Зороастр. Древним охот­никам были свойственны коллективизм и чувство социальной спра­ведливости. Древний охотник знал и разделение обязанностей: муж­чины специализировались на охоте, а женщины — на собирательстве и выкармливании детей. Все это было следствием группового образа жизни, и Род древних людей был маленьким прообразом будущего Идеального Государства. Но родами жили не только люди, родами и стадами жили и древнейшие предки человека, и за миллион лет законы рода превратились в могущественные инстинкты. Эти ин­стинкты были порождены образом жизни, экологическими условиями, и когда в IX тысячелетии человек изменил образ жизни, настало время грехопадения.

Одомашнивание зерновых в IX тысячелетий было мутацией, изме­нившей экологическую нишу человека: человек вошел в симбиоз с растениями и его жизнь резко переменилась. Люди-клетки внезапно мутировали, и состоявший из этих клеток Род не перенес этой му­тации — он умер. В Эпоху Сжатия единый квазиорганизм Рода рас­пался на клетки и эти клетки стали жить так, как живут все нестадные животные — по правилам, именуемым в биологии правилами терри­ториальности. Мышь-полевка бросается на каждого пришельца, зашедшего на ее участок, кусает и прогоняет его. Территориальные животные охраняют свою территорию, обеспечивающую им пропи­тание и жизнь. Участок — это их частная собственность, а законы их жизни — это законы Всеобщей Борьбы, когда сильные ежеминутно убивают слабых.

Территориализм Эпохи Всеобщей Борьбы был продуктом распада старой родовой организации, — тем исходным этапом, с которого начинается развитие нового. Индивидуализм, частная собственность

92

и конкуренция на короткое время вторглись в мир людей. Порвались связи, некогда скреплявшие Род, исчезли мужские союзы с их братством мужчин и общностью жен. Во всю силу заявил о себе ин­дивидуальный половой отбор, тесно связанный с частной собствен­ностью, род распался на семьи, а семьи отгородились друг от друга суровой моралью «Домостроя».

Все это было результатом Сжатия, но Сжатие было лишь мимо­летным видением человеческой истории. Высшие существа никогда не живут по законам территориальности; хорошо известный биологам Принцип Шмальгаузена гласит, что биологические системы стре­мятся к усилению своей интегрированности. В процессе биологи­ческого развития на смену изолированному индивидууму приходит семья, а на смену семье — группа, Род или Стая. Группа становится все сплоченнее, а отдельные ее члены — все более специализирован­ными, и в результате возникают общества-квазиорганизмы, подобные обществам пчел или муравьев. На смену индивидуальному естествен­ному отбору с течением времени приходит групповой отбор, по отно­шению к которому общество-организм выступает как одно целое. Биологические виды с достаточным жизненным опытом неизбежно приходят к этому итогу, — в этом заключается один из законов внут­ривидовой эволюции. Внезапная мутация, порождающая новый вид, может прервать это эволюционное развитие, отбросить его к исходной точке, но со временем тенденция к сплочению быстро берет свое. Эпо­ха Сжатия промелькнула в истории человечества напоминанием о самых первых этапах биологической эволюции, а затем восторжествовала инерция прогрессивного развития—унаследованные от Лю­дей Камня принципы коллективизма. Сжатие закончилось уста­новлением экологического и социального равновесия, призрак Все­общей Борьбы ушел в прошлое, и мир приобрел предопределен­ные ему очертания, кажущиеся фантастическим миражом.

Это созданное Новым Человеком новое общество — не общество людей и родов, это мир гигантов, перед которыми падают ниц ма­ленькие роды Людей Камня. Это мир Империй- Левиафанов — наро­дов, воздвигающих пирамиды и копошащихся в бездне Шисанлина. Обладая здоровой наследственностью, человек породил достойное себя творение — и остановился в растерянности. Отчего оно получи­лось столь огромным? Ответ прост: эти великие перемены объ­ясняются величием сделанного человеком открытия, доместикации растений. Плотность населения увеличилась в тысячи раз и, проживая на той же территории, род, превратившийся теперь в номовую общину, насчитывал десятки тысяч членов. Египетская империя объединяла всего лишь около сорока таких разрос­шихся «родов»-номов; этого было достаточно, чтобы возвести пира­миды.

Очертания нового мира зависят не только от наследия прошлого, но и от новой экологической ниши. Преимущества коллективизма

93

сохраняются в любых экологических условиях, но в разной степени, и земледельцы ощущают их слабее, чем охотники. При примитивном земледелии индивидуальный труд более производителен, чем кол­лективный, поэтому он сохраняется и после революции. Как следствие индивидуального труда сохранилась семья и, в ограниченных разме­рах, частная собственность. Коллективизм Левиафана сказался в другом — в создании общественных продовольственных запасов, строительстве ирригационных сооружений, в обороне от внешних вра­гов. И самое главное, он был жизненно необходим для борьбы с со­циальным паразитизмом.

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 229.