Рождение нового Человечества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В древности все люди питались мясом

птиц и зверей. Ко времени Шень-нуна

людей стало так много, что птиц и

зверей стало не хватать. Тогда Шень-

нун чудесным образом научил людей

возделывать землю и извлекать из нее

пользу, за что и прозвали его богом

земледелия.

Бань Гу. «Во ху тун» (1в. н.э.)

Когда-то неандерталец сидел рядом с человеком в пещере на горе Кармел — совсем рядом, по ту сторону костра. Тихо потрески­вали в огне сучья, тихо шелестели столетия и медленно растворялся в языках пламени грубоватый образ далекого предка. Вот от него остались одни глаза, задумчиво взирающие из темноты. Вот они ис­чезли, и видение стало приобретать новые смутные формы. Тысячи одинаковых призраков возникли на той стороне пещеры, они молча стояли и смотрели на одетого в шкуры охотника у костра. Они стояли и смотрели, а за их спинами возвышались белые стены городов.

В те несколько тысячелетий, когда вооруженные луком охотники волной двигались на восток, на западе произошла новая мутация, поставившая их на место неандертальцев. Эта мутация породила современную цивилизацию: города, государство, торговлю, письменность, храмы. Все это возникло почти в один миг, за какие-нибудь четыре тысячелетия. И все это было следствием одного-единственного Фундаментального Открытия — мутации нового типа. Так же, как и изобретение лука, эта мутация не изменила внешности человека: так принято считать, хотя, может быть, это и не совсем справедливо. Но, во всяком случае, она изменила внутреннее содержание человека его мозг, психологию, обычаи, его жизнь — и изменила коренным образом.

Фундаментальное Открытие, о котором мы говорим, — это одо­машнивание растений и животных, открытие способов производства пищи — то, что археологи называют Неолитической Революцией. Как определить меру того, что свершилось на Ближнем Востоке десять

21

тысяч лет назад? Все выглядело просто и понятно: пытаясь усто­ять в борьбе за жизнь, охотники натуфийской культуры стали соби­рать зерна дикой пшеницы. Постепенно она начали замечать, что об­роненные близ жилищ зерна дают новые всходы, и они стали ронять их специально, на взрыхленную почву. Все кажется простым, но как объяснить, что это открытие было совершено лишь однажды и лишь в одном месте? Как объяснить, что американские индейцы не знали колеса, а австралийцы — земледелия?

Биология дает ответ на этот вопрос, она очень хорошо знает, что мутации неповторимы сами по себе и часто неповторимы потому, что многие мутации приводят к гибели родительского вида: он унич­тожается мутантами, претендующими на ту же самую экологическую нишу, и очень быстро — так, как были уничтожены неандертальцы.

К чему же привело это новое Фундаментальное Открытие, до­местикация растений? Яснее всего об этом говорят цифры: на тер­ритории в 20 квадратных километров плодородных земель может прожить один охотник или несколько тысяч земледельцев. Таким об­разом, народ, одомашнивший пшеницу, сломал существовавшее до тех пор природное равновесие. Он резко расширил свою экологиче­скую нишу и получил небывалые прежде возможности для размноже­ния. При темпах роста 2—2,5% численность его увеличилась за тыся­чу лет в несколько тысяч раз, и, в конце концов, стала ощущаться нех­ватка земли. Из района, где было сделано открытие, как из эпицентра, во все стороны медленно покатилась волна переселенцев. Их были ты­сячи и десятки тысяч, они просто не замечали малочисленных охотни­ков, на землях которых разбивали свои поселки. Это было Великое Переселение Народов, Великий Исход Нового Человечества. Каждое новое поколение снималось с родительских очагов и шло дальше, к новым землям. Шло со стадами скота, вьючными животными и вои­нами во главе колонны. Охотников — «индейцев» — уничтожали, или прогоняли, или принимали к себе — все равно; они почти не суще­ствовали для нового человечества. Они могли жить в своих резерва­циях в горах и джунглях до тех пор, пока горы и джунгли не пона­добятся Новому Человеку.

В IV тысячелетии до н. э. волна переселенцев вышла в долину Инда. Это была бесконечная зеленая равнина, на сотни километров простирающаяся вокруг огромной медлительной реки. Весенние разливы превращали ее в море, над которым возвышались редкие известняковые холмы. Здесь были обильные нивы и теплый климат, здесь могли разместиться целые народы, и поэтому продвижение земледельцев на время приостановилось. Лишь отдельные группы прошли дальше на юг, в долину Нармады. Там тоже были плодородные равнины и щедрое солнце. Муссоны приносили туда теплые дож­ди, и на горных склонах вырастали диковинные растения. Одним из этих растений был рис, который сразу же привлек внимание земле­дельцев. В теплом и влажном климате рис плодоносил гораздо лучше,

22

чем пшеница или просо. Очень скоро он стал излюбленным злаком этих мест, предметом поклонения и многочисленных обрядов. Еще одним местным новшеством стало одомашнивание свиней, которые во множестве водились в окружающих лесах.

Земледельцы жили в долине, а в лесах и на побережье обитали охотники и рыболовы — аустронезийцы. Изобилие породило союз и слияние двух этносов, а так как земледельцы здесь были не столь многочисленны, то союз оказался более-менее равноправным. Новые поколения аустронезийцев познакомились с земледелием, и на каноэ, уходящих навстречу солнцу, оказались зерна, дарующие мир и жизнь, — подарок Великого Бога Шень-нуна.

Цивилизация на краю земли

Итак, на рубеже IV—V тысячелетий флотилии каноэ достигли устья Голубой Реки Янцзыцзян. Еще далеко в океане моряки обрати­ли внимание на пресный вкус этих вод, а подойдя ближе, они увидели огромное «текучее море», уходящее вглубь страны между двумя почти невидимыми берегами. На север и на юг простиралась необъятная девственная страна голубых гор и плодородных равнин. Горы были пи юге, а равнина — на севере, она уходила за горизонт, в бесконеч­ность. Большие реки пересекали ее с запада на восток, и густые леса покрывали ковром ее плодородную землю. Это была Великая Равнина — огромный дом для целого человечества. Здесь хватило места для индонезийцев-«и», пришедших с моря, и аустроазиатов-«мань», пришедших по суше. Здесь родилась и выросла новая ра­са и новая цивилизация. Этой цивилизации и этому народу была уготована несправедливая участь — забвение. Высокомерные за­воеватели пытались вытравить память о древней культуре, но не смогли уничтожить народ — и теперь широкие носы и толстые губы южных китайцев напоминают нам о теплых морях и о веслах, дружно взлетающих вверх под рокот барабана.

Древняя легенда говорит, что первыми на морской берег вышли брат и сестра, Фу-си и Нюй-ва, дети великого Владыки Юга Шень-нуна. Потомки Шень-нуна были людьми моря, с человеческими головами и телами морских змей-драконов. Фу-си и Нюй-ва поро­дили народ Дракона, «мань-и». Главным богатством этого племени был рис. По берегам рек, вблизи селений, мань-и выжигали большие участки леса. Пни обычно не корчевали, каменной мотыгой взрых­ляли насыщенную золой почву, а потом сеяли драгоценные зерна. Урожай убирали каменными ножами с отверстиями. Когда через несколько лет почва истощалась, то переходили на другой участок — земли было более чем достаточно.

23

Мань-и умели делать рисовое пиво, разводили свиней и охотились с помощью заимствованной у негритосов духовой трубки. Аустроазиаты передали им свою керамику и плечиковые топоры. Так же, как и другие южные народы, мань-и почти не носили одежды, заменяя ее богатой татуировкой. Лишь бедра они закрывали ко­роткими юбками из луба. Так же, как их предки, мань-и были искус­ными рыболовами, украшавшими свои лодки головами дракона. Фу-си научил их плести сети, а из шкуры крокодила-дракона они делали морские сигнальные барабаны. Прекрасная прародительни­ца Нюй-ва подарила мань-и еще один музыкальный инструмент, во­лынку — «луншен», которая до сей поры используется на празд­нествах их потомков — мяо. «У мяо есть обычай: каждый год весной мужчины и женщины, нарядно одетые, вместе танцуют при луне. Мужчины идут впереди и начинают дуть в тростниковый шен, женщины сзади отвечают им звоном колокольчиков, и так они кру­жатся целый день... Вечером же каждый уходит с тем, кого любит, они дразнят друг друга, смеются, поют и расходятся только с расс­ветом...»*

«Народ Дракона» давно позабыл о свойственном охотникам гос­подстве мужчины: земледелие изменило характер людей и нравы ста­ли гораздо мягче. Обилие пищи избавило от необходимости убивать, а обработка земли возвысила женщину, которой, по-видимому, и при­надлежало это великое открытие — земледелие. Женщина-земле­делец ценилась теперь гораздо выше мужчины-охотника. Женщины, были выборными вождями племен, им поклонялись как прароди­тельницам рода и богиням плодородия. Во многих родах уже не мужчина брал себе в жены женщину, а женщина брала в мужья муж­чину и приводила его на свою стоянку, к своему очагу.

Стоянки мань-и были уже, собственно, не стоянками, а оседлыми поселениями. Вблизи воды на сваях ставили два больших дома с изо­гнутыми в форме лодки крышами. В одном доме жили мужчины рода, в другом, разделенном перегородками на комнаты, — женщины и дети. Под полом хранились рыбацкие снасти, мотыги, бродили свиньи и куры. С одной стороны простирались огороды, которые сов­местно обрабатывались женщинами, с другой — река, где мужчины так же совместно ловили рыбу. Вся жизнь людей была связана с водой, с голубыми реками и с живительной небесной влагой, орошаю­щей рисовые поля. Духи вод представлялись земледельцам в образе змей, выползающих на поля перед дождем. Мань-и поклонялись этим змеям-драконам и справляли в их честь праздники с гонками на дра­коновых лодках. Колдуны зажигали в лодках свечи и напутствовали гребцов рассказом о том, как их предки приплыли по космическим водам из мест, где опускается солнце. Так же, как и у многих земле­дельческих народов, этот праздник сопровождался человеческими

_________

* Путешествие по Юньани и Гуйчжоу. Цит. по: [74].

24

жертвоприношениями. «Из дома в дом ходила шаманка, выбирая жену для духа реки. Найдя подходящую девушку, она объявляла ее невестой бога. Жертве давали деньги в приданое, купали ее, одевали в новые шелковые одежды и временно помещали во «дво­рец воздержания». Там она жила больше десяти дней, питаясь вином и мясом. К свадьбе несчастную девушку наряжали. Родственники в ее честь приносили жертвы на берегу реки. Мать плакала, обнимая её в последний раз. После этого ее клали на узорчатую постель с циновками, несколько человек несли ее к реке и бросали в воду...»*

Водные обряды так же, как и другие обычаи мань-и, имели большей частью южное происхождение. Мань-и находились в тесных сношениях с индонезийцами: к берегу постоянно проходили новые флотилии этих морских кочевников. Очередная волна переселенцев с юга приходится на середину III тысячелетия до нашей эры. Она принесла на Восток многие достижения Запада: гончарный круг, шелководство, прирученных буйволов из Индии. На больших двадца­тиметровых каноэ с боковыми бревнами переселенцы прошли да­леко вверх по Голубой Реке, вглубь материка. Они владели новым оружием, по легенде, их вождь Чи-ю создал мечи, трезубцы, боевые палицы и большие луки. Пришельцы подчинили народ мань-и и двинулись в долину Хуанхэ, где жили предки китайцев. Они гнали с собой прирученных буйволов и видимо поэтому запечат­лелись в легендах как племя великанов с бычьими головами. Так началась долгая борьба Севера с Югом.

Желтая Страна

В этой стране все желтое — земля,

вода, мглистый воздух, даже небо,

на котором солнце едва просвечи­вает

сквозь поднятую пыль.

 

Элизе Реклю. «Человек и земля»

Мань-и жили в покрывавших Великую Равнину лесах, в низовьях великих рек — Янцзы, Хуайхэ и Хуанхэ. Самой северной из этих рек была Желтая Река, Хуанхэ. Истоки Хуанхэ и ее главного притока, реки Вэй, находились в горах Куньлунь. Вэйхэ текла прямо на восток, а Хуанхэ поворачивала на север и, описав по степени дугу в пять ты­сяч ли, возвращалась к своей дочери Вэй. Там, в степи, Хуанхэ и ста­новилась Желтой Рекой. На протяжении многих дней пути она текла по Желтой Стране, огромному лессовому плато, «где солнце едва просвечивает сквозь поднятую пыль». Это была плоская равнина,

_______

* Юань Кэ [74, с 186].

25

 изрезанная, словно ущельями, многочисленными оврагами. Порошкообразная почва засушливой лесостепи была необычайно легкой, дожди смывали ее в реки — и обе большие реки, Хуанхэ и Вэй, превращались в мутно-желтые потоки, У скал Чжи-чжу оба потока сливались и. с ревом прорываясь через Ущелье Трех Ворот, вы­ходили на поросшую лесами Великую Равнину. На Великой Равнине жили мань-н, а в Желтой Стране охотничьи племена, предки китайцев.

В начале IV тысячелетия, когда мань-и расселялись по рекам Великой Равнины, флотилии каноэ подошли к Ущелью Трех Ворот. За ущельем лежали непривычные лесостепи, и лишь немногие роды рискнули перейти через пороги и поселиться в Желтой Стране, Ко­лонисты быстро смешались с охотниками, передав им некоторые черты южных народов, и самое главное — навыки к земледелию. Рис плохо плодоносил в засушливом климате, поэтому народ Желтой Страны предпочитал возделывать просо. Так же, как и мань-и, он разводил свиней, знал керамику и занимался рыболовством. Жи­тели Желтой Страны переняли некоторые обряды маней, в том числе поклонение змею-дракону. В остальном же это был другой народ и другая цивилизация. Этот народ жил не в свайных домах, а в небольших полуземлянках — так, как когда-то сино-тибетцы. Жел­тая Страна была изолирована от Запада пустыней н отделена от Вос­тока горами и ущельями — поэтому ее цивилизация была самобыт­ной. Особенно это проявлялось в разноцветной расписной керамике, так непохожей на посуду мань-и.

Оторванный от мира Желтый народ понемногу осваивал долину Вэйхэ. В конце IV тысячелетия здесь существовали уже довольно крупные земледельческие поселки с общественными зданиями и укреплениями Желтая Страна становилась тесной, и переселенцы продвигались на восток, вниз по течению Хуанхэ. К середине III тысячелетия они заселили долину Желтой Реки вплоть до Кайфына, где она поворачивает к морю. Здесь, на Великой Равнине, Желтый народ столкнулся с продвигающимися на север полчищами «вели­канов с бычьими головами». По-видимому, это была первая большая война в истории Поднебесной. Древняя легенда говорит, что северя­нами предводительствовал Хуан-ди, Желтый император. Он собрал под свои знамена медведей, барсов, ягуаров, тигров — это были тотемы северных племен. Сначала Хуан-ди терпел неудачи, но в конце концов захватчики были отброшены, а их предводитель Чи-ю захва­чен в плен и казнен. Неизвестно, так ли все это было в действитель­ности, но вторжение мань-и в долину Хуанхэ не вызывает сомнений: они принесли на север и передали Желтому народу многие дости­жения дальних стран.

Легенда говорит, что Хуан-ди ввел в употребление (перенял у захватчиков) повозку, лодку, поклонение нефриту. Его жене Лэй Цзу приписывается разведение шелковичных червей. В это же время

26

некто И Ди стал изготовлять сладкое вино, а Бо И научил людей рыть колодцы. В Желтой Стране начали разводить буйволов и при­менять гончарный круг. Замкнутая в себе цивилизация Желтого народа вступила в общение с окружающим миром.

Легенда о Золотом Веке

 

Создали прежде всего поколение людей золотое

Вечно-живущие боги, владельцы жилищ олимпийских...

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться не смела... Добра недостаток

Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный

Сами давали собой хлебодарные земли.

           Гесиод

Война Хуан-ди с Чи-ю предвещала будущее, но в те времена она казалась лишь эпизодом, нарушившим спокойное течение веков. Ве­ликая Равнина была огромна, земли хватало для всех, и у людей не было причин для вражды. Новые поколения строили новые деревни, «слушали друг у друга пение петухов и лай собак» и не ставили час­токолов от врагов.

«Тогда осуществлялись принципы всеобщей справедливости, — говорит трактат «Лицзы», — в Поднебесной все было общим, выдвигали мудрых и способных, поступали честно, поддерживали согласие и мир. Вот почему старики имели приют, взрослые находили при­менение, малолетних заботливо воспитывали, за всеми был прис­мотр, — за старыми вдовцами и вдовами, сиротами, бездетными ста­риками, немощными. Каждый мужчина имел свое занятие, девушки своевременно могли выйти замуж. Продукты нельзя было бросать на месте, но и не было необходимости прятать их у себя. Считалось зазорным не участвовать в труде, но трудились не для себя лично. Вот почему злые намерения не осуществлялись. Не было обмана, не было воровства и разбоя, поэтому не запирали наружные двери до­мов. Все это называлось Великим Единением».

У разных народов эта эпоха именовалась по-разному: Великое Единение, Эра Истины, Золотой Век. То было время великого благоденствия, подаренного людям богами земледелия: золотящиеся колосья сделали всех сытыми на несколько тысяч лет. «Во времена Шень-нуна небо пролилось на землю просом, — говорит «История Чжоу». — Шень-нун вспахал землю и посеял семена...» Так просто раскрывается беспокоившая умы философов загадка Золотого Века: «В те времена небо пролилось на землю просом...» Как странно выг­лядел этот мир в глазах пропахшего потом и кровью охотника. Изобилие изменило облик людей: ушла в прошлое эпоха отчаянной борьбы за существование, эпоха голода и яростных схваток —

27

каменный топор против копья с обожженным концом... «Причина в том, какой год. Если год урожайный, то люди становятся гуманными и добрыми», — писал великий философ Мо-цзи. В те времена все годы были урожайными. «С поля высшего качества один мужчина кормит девять человек, с поля низшего качества один мужчина кормит пять человек», — свидетельствует старая летопись.

Люди были добрыми, и такой же казалась им окружающая при­рода:

 

Не было на земле несправедливости,

Не разбойничал крокодил,

Не кусалась змея

Во времена предвечных богов...

Так говорит древнеегипетская сказка. «Тогда можно было без­боязненно дергать за хвост тигров, наступать ногой на змей, — до­бавляет китайская легенда. — Приветливой была весна, солнечным лето...»

Таков был мир в Золотом Веке, в IV и III тысячелетиях до нашей эры. Он был мал, прост и безыскусен. Люди тогда довольство­вались достатком в пище и не представляли, что такое роскошь — она появилась гораздо позже. Знаменитый мудрец Хань Фэй писал, что в древности жили в хижинах из необтесанных бревен, питались низкосортным зерном, ели и пили из грубой глиняной посуды, одеж­ду не меняли до тех пор, пока она полностью не износится. Всего этого было вполне достаточно, чтобы люди чувствовали себя счастливыми: ведь они были сыты, весна была приветлива и солнечным было лето. Ритм жизни был размеренным и спокойным, как стихи Цюй Юаня:

Согласно древним обычаям,

Мы бьем во все барабаны,

Кудесницы пляшут пляски,

Сменяя одна другую,

Поют прелестные девушки —   

Как они беззаботны!

Весной цветут орхидеи,

Осенью — хризантемы.          

Так и обряды наши         

Тянутся непрерывно...

 

Даже древнее название союза китайских племен было наполнено миром и покоем. Этот союз назывался Хуася — «цветущие, изо­бильные племена Ся».

В Золотом Веке не было ни богатых, ни бедных — все были равны друг другу и не было места зависти. Когда-то, в древние времена за­гонной охоты, люди усвоили коллективный способ ведения хозяйства. Коллективный труд и выборность вождей составляли древнюю тради­цию охотничьей жизни. Эта традиция продолжалась и в Золотом Ве­ке. Коллективную охоту сменила коллективная обработка земли на поле, которое так и называлось: Общее Поле, «Гунь-тянь». Как и

28

раньше пища потреблялась сообща или делилась на примерно равные доли, и лишь старейшинам, вероятно, предназначалась двойная доля. В остальном же старейшины были обычными общинниками и тру­дились вместе со всеми на Общем Поле. Хуан-ди звали «Желтым им­ператором», но кто знает, какой смысл имело тогда слово «импе­ратор»? Его преемники — легендарные вожди Яо, Шунь и Юй выступают в преданиях как простые крестьяне. «Когда Юй правил Поднебесной, он сам шагал впереди народа с сохой и заступом, бедра у него были тощими, на голенях не было ни волоска, — говорит Хань Фэй. — Он трудился только на не возделывавшейся ранее зем­ле, родившемуся сыну не дал имени, а проходя мимо ворот своего дома, занятый делами, не заходил туда. Его тело наполовину высох­ло, а руки и ноги покрылись мозолями. Когда он получил титул вождя, который уступил ему Шунь, то хотя у него и были прекрасная печать и корона, он жил в жалкой лачуге...»

Позднее, когда III тысячелетие стало Золотым Веком, выборные вожди тех времен превратились в великих вождей и легендарных им­ператоров династии Ся. Им приписывали множество сказочных деяний: они прорубали горы и усмиряли наводнения. Они правили прекрасным и счастливым миром, а после смерти возносились на небо. Ореол Золотого Века поблескивал над головой простого крес­тьянина Юя, погребенного в пещере на горе Гуйцзы. Птицы приле­тели туда, чтобы поклониться могиле и очистить ее от сорняков; люди приходили туда, чтобы поразмыслить о прошлом и будущем, — о том, что было и что стало. И из века в век они задавали себе один и тот же вопрос:

Почему? Почему же Золотой Век окончился катастрофой?

 

* * *

 

«Мой достославный предок получил повеление Неба и обос­новался на землях Юя», — гласит надпись на ритуальном сосуде «Цинь гун гуй». В этих словах чувствуется арийский акцент с примесью металла и крови. «Мой достославный предок получил по­веление Неба...» Быть может, лучше сказать «повеление Судьбы», но белокурый воин жесток и точен : он получил повеление Неба. «Риг-веда» говорит, что Небо и Земля были его отцом и матерью, двумя великими родителями» ариев. Они ушли от людей и стали богами, но к ним можно было обратиться с помощью шаманских заклятий, «мантр». И тогда они открывали потомкам свою волю.

Именно так, по воле Неба, арии ворвались на Великую Равнину и положили конец Золотому Веку.

Откуда же они пришли и кем были?

29

ГЛАВА II. МЕДНЫЙ ВЕК

Арийский простор

 

Мир натрое царь Феридун разделил:

Часть — Запад и Рум, часть — Китай и Туран,

А третья — Пустыня Бойцов и Иран.

                               Фирдоуси. «Шахнамэ»

Там, где они жили, небо было всегда голубым, бездонным и чистым. Это была страна необъятных равнин, поражавшая во­ображение древних поэтов:

Как море! Огромно!

И ровный песок — без конца!

И в далях не видно людей!*

Это была Великая Степь, простиравшаяся через весь северный материк, Евразию. Народы, жившие там, звали ее Арьяна-вайча — Арийский простор. С севера степь пересекали большие реки: Дан (Дон) и Великая Раха (Волга). Они вытекали из негостеприимных северных лесов, за которыми простиралось Молочное море — пок­рытый льдами Северный океан.

Степь была величественна и прекрасна, но народы, жившие в ней, были париями древнего мира. Когда-то, во времена Великого Исхода, когда Новое Человечество двигалось на плодородные земли Востока и Запада, часть племен была вытеснена этим движением за Копет-Даг, в Великую Степь. Здесь они смешались с охотниками-туземцами и породили «народ свободных» — ариев.

Степь была огромна, но бесплодна, и лишь в редких речных до­линах можно было заниматься земледелием. Здесь возникали ма­ленькие деревни из рубленных домов, их жители возделывали землю и пасли скот на окрестных просторах. Скотоводство было основным занятием древних ариев: сначала, в IV тысячелетии, они разводили овец и коз, позже к этому стаду добавились лошади и коровы. Ле­том степняки питались почти исключительно молоком домашних

_______

* Ли Хуа. Плач на древнем поле сражений [28, с. 203].

30

животных, зимой — преимущественно мясной и растительной пищей. Но хлеба в степи всегда было очень мало, а стада зачастую стано­вились жертвой снежных буранов и эпидемий. Двадцать квадратных километров пашни кормили тысячи землевладельцев, в степи же на такой территории мог выжить лишь десяток скотоводов. Именно выжить, потому что, по казахской пословице, их скот принадлежал любому бурану и сильному врагу. Китайские летописи пестрят упо­минаниями о голоде среди степных племен: «Умерло из каждого де­сятка три человека, а из каждого десятка скота пало пять голов... Земля на несколько тысяч ли стояла голая, травы и деревья засохли, люди и скот голодали и болели, большинство из них умерли или пали...»

Такова была жизнь в степи — там могли выжить лишь самые сильные и выносливые. Скотоводы вели столь же тяжелую борьбу за жизнь, что и охотники, и их суровые обычаи были унаследованы от древних охотников Великой Степи. Родившегося ребенка бросали в снег или в холодную воду — если он выживал, то становился бога­тырем. Дети сызмальства приучались к охоте: «Мальчики, как скоро смогут сидеть верхом на баране, стреляют из лука пташек и зверь­ков... и употребляют их в пищу». Инициации были просты: в 15 лет юношу опоясывали поясом мужества и отправляли в набег на сосе­дей. Если он 'возвращался и приносил голову врага, то становился настоящим «дваждырожденным» мужчиной, если не возвращался — никто не вспоминал о нем. Жизнь человека была мимолетной, как облачко на небе, и чтобы удержать ее, надо было постоянно убивать других: перенаселенность и голод заставляли сражаться за скот и пастбища. «У нас ведутся постоянные войны, мы или сами нападаем на других, или выдерживаем нападения, или вступаем в схватки из-за пастбищ...», — говорит скиф Токсарис у Лукиана. «Они напали на людей, не ожидавших их прихода и обратили всех в бегство... многих их способных носить оружие они убили, других увели живьем... И тот­час же начали сгонять добычу, собирать толпой пленных, грабить шатры и на наших глазах насиловали наших жен и наложниц...». Так рассказывает Токсарис об обычных событиях степной жизни. Привычка убивать стала столь естественной для всех, что в этих на­бегах участвовали и девушки, получавшие то же воспитание, что и юноши. Греки называли их амазонками, «господами мужей» или «мужеубийцами». Геродот помещает амазонок за Доном, у арийского племени савроматов. «У савроматов, — пишет он, — девушка не вы­ходит замуж, пока не убьет врага».

Мужчина, не добывший в бою голову врага, подвергался позору и лишался доли добычи. Отважные и удачливые бойцы, наоборот, были окружены почетом. «Сильные едят жирное и лучшее, устарев­шие питаются после них. Молодых и крепких уважают, устаревших и слабых почитают мало», — говорит китайский историк. «Когда скиф убивает первого врага, он пьет его кровь, — добавляет Геродот.

31

— Череп врага обтягивают снаружи сыромятной кожей и упот­ребляют вместо чаши... делают из содранной кожи плащи, сшивая их как козьи шкуры...»

Жизнь ариев целиком зависела от мужества и удачи. Каждый мужчина был воином, и чем больше наложниц и рабов захватывал он в набегах, тем больше была его семья и богаче дом. Рабов ослепляли или перебивали им члены, чтобы они не могли бежать. Часто в рабах не было необходимости, и пленных приносили в жертву богам и умер­шим — так истреблялись целые роды и племена, лишь молодых жен­щин оставляли в живых и присоединяли к своему роду. Наложницы были нужны, чтобы рожать воинов, — ведь сила семьи была в сы­новьях. При этом было не очень важно, чьи это сыновья: «Каждый из них берет в жены женщину, но живут они с этими женщинами сооб­ща, — пишет Геродот об ариях-массагетах. — Когда массагет почувствует влечение к какой-нибудь женщине, он вешает свой кол­чан на его кибитку и затем спокойно сообщается с этой женщиной».

Выходя замуж, женщины-амазонки становились домохозяйками, «госпожами дома», и лишь в крайних случаях возвращались к ору­жию. Зато они господствовали над мужчинами в религиозных обря­дах: жрецами-шаманами были преимущественно женщины, которые передавали своим дочерям шаманские и знахарские познания. Из сока мухоморов они приготовляли «священную сому», напиток богов, приводивший в экстаз и богов и смертных. Сому возливали в огонь и пили на религиозных церемониях. Воины, принесшие голову, носили шаманские уборы из птичьих перьев и пили сому перед сражениями. Подобно германским берсеркам, они впадали в священное бешенство и были почти непобедимы в битвах. «Буйные ветры понесли меня вверх, ведь я напился сомы, понесли меня вверх соки сомы, и пять народов показались мне пылинкой...»,— поется в гимнах Ригведы. Под звуки этих гимнов шаманы обращались к богам, к необъятному Небу и огромной Земле. Под эти гимны начинался и заканчивался путь ариев. Жизнь воинов не была долгой, слабые погибали раньше, сильные — позже. В могилу к ним клали их оружие, их слуг и — в ноги — самую молодую, самую любимую наложницу. Самым силь­ным и смелым ставили храмы и поклонялись их духам. Если же муж­чина доживал до старости, то его приносили в жертву. «Если кто у них доживал до глубокой старости, то все родственники собираются и закалывают старика в жертву, а мясо варят вместе с мясом других жертвенных животных и поедают. Так умереть для них — величайшее блаженство»*.

Этот страшный обычай скрывает глубокую трагедию степной жизни: изнемогая в отчаянной борьбе за существование, арии не могли содержать стариков. Но еще более трагическим был другой обычай: маленьких детей закапывали в могилу вместе с рано умершей

_________

* Геродот. История. Кн. 1. С. 216.

32

матерью. Такие захоронения довольно часто встречаются в Великой Степи. Из глубины темных веков они подсказывают людям, что благополучие не вечно и что обычаи времен голода непохожи на обычаи времен сытости. «Среди них случается позорный обычай, что сын берет иногда всех жен своего отца», — с негодованием пишет Гильом Рубрук. Между тем это обыкновение, так называемый ле­вират, объясняется всего лишь стремлением спасти женщин от голод­ной смерти, выжить в вечной борьбе — так же, как и все остальные обычаи ариев.

Жен отца и его хозяйство наследовал обычно младший сын. Стар­шие сыновья отделялись заранее и жили своими семьями. Все эти семьи братьев, дядей, племянников составляли арийский род (иран­ский «вис»). Изолированная семья неизбежно гибла в степи, род же мог постоять за себя: в него входило несколько десятков семей и около сотни мужчин-воинов. Род имел собственное ополчение и собственного вождя, выбираемого из числа лучших бойцов. Так же, как в глубокой древности, мужчины рода исповедывали законы братства и соблюдали знаменитый арийский обычай совместных трапез — «фидитий». Со временем, когда угодья становились тес­ными, от старшего рода отделялись младшие. Группа родственных родов объединялась в племя, а племена — в союзы племен. Вождь сою­за «раджа», или «реке», избирался из старшего, «царского» рода. «Когда умрет царь, туземцы производят выборы нового у реки Дона», — пишет Псевдо-Плутарх. Царь не был единоличным правителем, рядом с ним существовали «совет первейших» и народное собрание (иранское «хинчамана»). Демократия была единственно возможным политическим устройством в степи. Принуждение и неравенство по­рождают недовольство, а недовольные могут изменить в минуту опас­ности, — поэтому Свобода, Равенство, Братство были обычаями Ве­ликой Степи, такими же естественными, как левират. В случае нару­шения этих обычаев происходило то, что произошло в XVI веке с Тахир-ханом казахским: «Так как Тахир имел крайне грубый ха­рактер, большинство эмиров и воинов стали обижены на него и ра­зошлись», — пишет Хайдер Рази.

Арийская свобода, обычаи амазонок и жертвоприношения ста­риков — все это объяснялось одним и тем же драматическим фак­тором: перенаселенностью Великой Степи, избыточным демографи­ческим давлением. Испокон веков население степи пыталось выр­ваться на плодородные равнины — но безуспешно. Равнины Запада были заняты земледельцами, и арийские роды были бессильны перед лицом многотысячных ополчений. На Востоке оазисы Гоби и Лессовое плато принадлежали могущественному Желтому народу. Окраины степи были густо заселены, и на каждого арийского берсерка там при­ходилось несколько десятков лучников в одинаковых холщовых одеждах. Великая Степь напоминала котел с толстой чугунной обо­лочкой. Эта оболочка могла выдержать любое, самое страшное давление,

33

а за ней, далеко на юг, простирались благодатные страны. Там царил Золотой Век, и никто не мог даже представить себе, что в Северной Пустыне ежедневно гибнут целые племена, что люди там поклоняются мечу и исповедуют заповедь «убей первым».

И вот в XVII столетии произошла катастрофа. Паровой котел взорвался, и страшная взрывная волна покатилась по цветущим полям Золотого Века.

 

 

Волна

Вот идет народ от стран северных

и народ великий поднимается от краев

земли... Шумит, как море, их голос.

   Иеремия, 6:22-23

 

Причина этого взрыва оставалась предметом спора для многих поколений историков, вплоть до 1974 года, когда Владимир Геннинг раскопал в зауральских степях первый «чэ-ма кэн». Никто не ожидал увидеть это именно здесь, посреди Великой Степи, и открывшееся зрелище произвело впечатление даже на опытных археологов. На бе­регу реки Синташта в древнем кургане было погребено страшное оружие ариев — «золотая ратха великого Индры», древняя боевая колесница.

Арийская легенда говорит, что боевую колесницу создал брат Индры, Тваштар. Он переделал известную на Востоке низкую повоз­ку, сделал ее легкой и запряг в нее лошадей, водившихся только там, в Великой Степи. Это было Фундаментальное Открытие, равнознач­ное новой мутации. Из изгнанников арии превратились в народ, изб­ранный богом. И этот народ, привыкший убивать, двинулся на за­воевание мира.

 

Тогда взял он бурю, свое великое оружие,

На колесницу встал он, на непобедимый ветер бури,

Запряг в нее четырех коней, взнуздал их:

Губителя, Беспощадного, Наводняющего, Крылатого...

Зубы их наполнены ядом,

Скакать умеют они, ниспровергать знают они*

Несколькими волнами, одна за другой, арии обрушились на ок­ружавшие их земледельческие племена. О судьбе народов, населяв­ших Европу до нашествия, не сохранилось ни одного письменного известия. Они погибли в темноте веков, погибли беззвучно, не донеся до нас ни одного стона. К концу XIV века Европа опустела до самых Пиренеев, земледельческие поселки исчезли. Европейская равнина превратилась в огромное арийское пастбище, над которым кое-где возвышались курганы победителей.

__________

* Эпос о Гильгамеше.

34

 

35

Та же судьба угрожала древним цивилизациям Азии. Тысяче­летние империи Ближнего Востока встретили ариев зубчатыми сте­нами крепостей и сплоченными рядами регулярных армий. Мутный поток захлестнул все это в одно мгновение. Смешавшись с «двунадесять языцех» покоренных племен, арии в XVII веке прорвались в Египет. «И вот, не знаю почему, бог был к нам неблагосклонен, пишет египетский жрец Манефон, — неожиданно из восточных краев люди неизвестного племени предприняли дерзкий поход в Страну и легко, без боя, взяли ее штурмом. И победив ее правителей, они без­жалостно сожгли города и разрушили до основания храмы богов, а с населением обращались самым враждебным образом, одних уби­вая, у других уводя в рабство жен и детей... А все их племена назы­вались Гиксос, то есть «цари-пастухи».

В 1595 году до н. э. пал «пуп земли», великий Вавилон. Месопота­мия на несколько веков превратилась в арийское пастбище, но ближ­невосточная цивилизация все же выжила. От Великой Степи ее от­деляли Кавказские горы, и прорвавшиеся через них немногочислен­ные племена ариев быстро растворились среди миллионов крестьян в белых одеждах. Иной исход имела великая битва на юге.

В XVII веке арийская волна достигла долины Инда. Индийская цивилизация была одной из древнейших цивилизаций, созданных человечеством. На цветущей равнине располагались тысячи деревень с глинобитными домами и большие города с сотнями тысяч жителей, крепости, храмы, школы. «В один день Индра и Агни разрушили 99 городов дасью», — поется в гимнах Ригведы. Раскапывавшим эти города археологам открылась страшная картина: в домах, на улицах, на площадях — повсюду лежали скелеты их защитников.

Индра убил врага, самого страшного, бесплечего, Вритру убил палицей великим оружием, Как дерево без ветвей, топором обрубленных, Вритра лежит, дракон, прильнув к земле... Вритра, разбросанный, лежит во множестве мест...

История не сохранила даже имени народа, отождествленного ариями с драконом Вритрой. Его цивилизация безвозвратно по­гибла, и сотни глиняных табличек с его письменами до сих пор лежат нерасшифрованными в музеях мира. Стране же, в которой жил этот народ, арии дали свое название — Арьяварта, Индия...

 

* * *

В XVI веке арийская волна достигла моря на юге и на западе. На востоке колесницы тоже стремились к морю. В те же роковые десятилетия после Взрыва арии пересекли бесконечные степи Гоби и вышли к Океану. Здесь, принеся жертву великому Небу, шаманы вопросили его о будущем. Они танцевали у костра под звуки бубнов,

36

а поодаль огромным кругом стояли арийские воины и их вождь, Чэн-тан, потомок изобретателя колесницы. И вот вскоре появилось божество, которое сказало: «Династия Ся пришла в полный упадок. Иди атаковать ее...»

Наутро колесницы повернули на юг, на Великую Равнину.

 

 

Арии на Великой Равнине

«Иньский Тан с семьюдесятью лучшими колесницами и шестью тысячами воинов, готовыми к смерти, дал сражение в Чэне, достиг Миньтяо и продолжал двигаться к столице Ся», — говорит летопись «Весны и Осени Люя». Столица «цветущего, изобильного Ся» была всего лишь небольшим поселком с крытыми тростником глинобит­ными домами. На Великой Равнине было множество таких поселков, там все еще царил Золотой Век, люди не строили укреплений и не умели воевать. Шесть тысяч берсерков Чэн-тана были подобны тиг­рам в овечьем стаде, они сметали все на своем пути и остановились только через две тысячи ли, на берегу Хуанхэ.

Старый Свет помнит множество легенд о борьбе арийских за­воевателей с туземцами, с древним и таинственным Народом Дра­кона. Легенды повествуют о ненасытных чудовищах, о принесенных им в жертву красавицах и о героях, умевших летать, Персее и Ан­дромеде, о Георгии Победоносце, о Роже и Анжелике, о Добрыне и Змее-Горыныче, о Ду-юе и сестре дракона. Смысл этих легенд всегда один: благородный герой убивает змея-дракона и освобождает кра­савицу. Дракон — это символ побежденных народов, и герой убивает дракона тысячу раз в Европе, в Индии, в Китае — по всему фронту арийского наступления:

— ...Геракл одолел возрождающиеся головы гидры, зарыл ее в землю и навалил на это место тяжелый камень...

—...Ты, Индра, убил первородного змея и уничтожил колдовство злых колдунов...

— ...Убили таго змея, взяли змееву галаву и, пришовши к яго хате, яны разломили галаву и став белый свет...

Герой убивает змея тысячу раз, и иногда он действительно осво­бождает красавицу, — ведь мы помним, что красавиц приносили в жертву драконам! А чтобы убедиться, что герой умеет летать, доста­точно вспомнить одежду из перьев, которую носили берсерки.

Красивые легенды рассказывают о реальной истории, о Великой Битве ариев с Народом Дракона. Памятник этой битве до сих пор сохранился в Китае, где на берегу Эстингола возвышаются разва­лины реликвария, — там некогда хранился священный меч, которым герой Блорос-пел подчинил змея-демона. И хорошо известные всем

37

скульптурные композиции — хищная птица со змеей в когтях — это тоже разбросанные по всему миру памятники Великой Битвы. То­темом завоевателей считалась Пурпурная Птица, Феникс, и это Фе­никс держит в когтях змею — тотем покоренных народов.

Неба веленьем Пурпурная Птица

Долу спустилась, и Шанов она породила...

— пели воины Чэн-тана, возливая священный напиток «юй чан», арийскую сому.

Шаны — так звали народ воинов, поселившийся на Великой Рав­нине. Здесь, на берегу Желтой реки, они распрягли своих коней и стали устраиваться на земле. Туземные народы были разгромлены, и их земли заняты под пастбища. Уцелевших превращали в рабов, а сопротивлявшихся приносили в жертву на алтаре Владыки Неба. Дальние племена изъявили покорность и платили дань. Их называли «цзюли» — черноволосые, чернь, потому что у них были черные волосы и темная кожа. Бледнолицые и бородатые пришельцы были очень не похожи на туземцев, И те с ужасом передавали, что «у Чэн-тана кожа была белая, на лице росли волосы, ростом он был в девять чи» (больше двух метров). Пришельцы построили крепость Бо, ко­торая господствовала над равниной и была центром их владычества. Стены и дома крепости возводились из утрамбованной земли: рабы засыпали землю между двумя деревянными рамами и трамбовали ее каменными колотушками, крыши покрывались тростником. В крепос­ти жил царский род завоевателей, «сыновья Неба», считавшиеся пря­мыми потомками великого предка — Небесного Владыки Тянь Шан-ди. Вождя пришельцев избирали их этого рода и тоже именовали Сы­ном Неба, или Ваном. Вожди других, младших родов, именовались «гун», «бо», «хоу» — «князья». К XI веку таких родов было несколько десятков, и все они условно именовались «байсин» — «сто родов». Как правило, это полунезависимые роды обладали собственной тер­риторией и обитали в укрепленных поместьях на равнине.

В далекие времена степной жизни арийские роды были основаны на равенстве и братстве. Появление колесницы нарушило это равенство: колесничные бойцы образовали родовую аристократию «больших людей», «дажень». Они носили одежды красного цвета и сражались на колесницах по трое: один управлял конями, другой стрелял из лу­ка, третий колол копьем. Колесницы и кони были высшей ценностью арийского мира и высшим жертвоприношением для богов; их жер­твовали после боя в честь павших или перед боем, чтобы обеспечить победу. Вместе с ними закапывали пленных и рабов — это и были знаменитые погребения колесниц, «чэ-ма кэн», страшный символ гос­подства «ста родов» на Великой Равнине.

Аристократов, в число которых входили и родовые вожди, было сравнительно немного, но они составляли основную военную силу рода. Простые воины назывались шуминь или сяожень, «маленькие

38

люди». Два десятка «маленьких людей» шли впереди и позади каж­дой колесницы. Могилы их отличались простотой, лишь иногда вме­сте с ними клали слугу или рабыню-наложницу.

Особое положение в роде занимали «байгун» — ремесленники, создававшие колесницы и бронзовое оружие. Это древнее ремесло счи­талось священным и было покрыто глубокой тайной,— именно от сохранения этой тайны зависело господство «байсин» над туземцами. Отливка боевого топора и испытание колесницы сопровождались человеческими жертвоприношениями, так же, как и изготовление священных треножников — символов государственной власти.

Ремесленники стояли близко к шаманам-«у», наследникам ша­манских традиций Великой Степи. Подобно аристократии, ша­маны имели свой цвет: голубой цвет неба. Они были посредниками между родом и его предками, и без обращения к предкам не решалось ни одно важное дело. «Если у тебя (вана) большое и трудное дело, то сначала посоветуйся с цинши (аристократами), посоветуйся с шу­минь и обратись к гаданию на бирках и черепашьих панцирях», — говорится в книге «Шаншу». Жрецы писали на черепашьих пан­цирях вопросы к предкам и сжигали в них ритуальные травы, а потом высматривали в появившихся трещинах знаки, похожие на иерогли­фы,— ответ предков. Шаманы следили и за сохранением родовых обы­чаев, которые изменялись очень медленно. Юношей, по-видимому, продолжали посылать на «охоту за головами», а девушки по-прежне­му вели жизнь амазонок. Еще в XII веке красавица Фу-хао, жена ва­на У-дина, совершала жертвоприношения предкам и предводительст­вовала войсками в дальних походах. Какое-то время продолжались и жертвоприношения стариков, хотя в этом уже не было такой необхо­димости, как раньше. По легенде, в жертву Небу был принесен и сос­тарившийся Чэн-тан. «Он велел людям собрать хворост, обрезал волосы и ногти, сам очистился и встал на кучу хвороста, чтобы сжечь себя в жертву Небу».

Племя «сынов Неба» продолжало придерживаться арийских обы­чаев, хотя антропологически оно очень быстро растворилось среди туземцев, — ведь каждый воин имел несколько туземных наложниц, а его сыновья снова женились на туземках. В языке нового народа, шанов или иньцев, сохранилось всего около двухсот арийских слов.

 

 

Арийский порядок

Мы пашем на твоих полях.

Десять тысяч нас работают попарно ...

                          «Шицзин», песня «И Си»

В степи арии обращали пленников в рабов, а когда рабы были не нужны — убивали их. Обычаи не изменились со временем, и на

39

Великой Равнине завоеватели частью уничтожили, частью обратили в рабов целый народ. Обитавший на берегах Хуанхэ многомиллион­ный Желтый народ стал народом рабов.

Поначалу туземцев даже не признавали за людей, их называли «Народом-скотиной», чуминь. На них охотились как на животных, и лишь постепенно до сознания завоевателей дошло, что туземцев мож­но пасти как скотину, «чу». У западных кочевников было почти та­кое же название для иранских крестьян — «райат», «скот на паст­бище». В Спарте их называли «илоты», «взятые», а в Риме — «клиен­ты», «подчиненные». Арийский порядок был везде одинаков, и по­бежденных повсюду ожидала одна судьба. «Горе побежденным» — таков был старинный девиз ариев.

При разделе добычи на Великой Равнине «скот» и «пастбища» делили вместе — на долю каждого рода пришлось земли на сотни ли в окружности и многие тысячи подвластного населения. Эти «взятые» и «подчиненные» жили в своих старых деревнях. Так же, как и раньше, они выбирали своих деревенских старейшин и сообща рабо­тали на Общем поле, Гун-тянь. Но большая часть урожая с этого по­ля шла теперь благородным завоевателям и их князьям-гунам. Гос­пода получали и свою долю тканого шелка и охотничьей добычи:

В дни первого месяца идем на охоту, Охотимся на барсуков, ловим лисиц, Чтобы сделать шубу сыну гуна. В дни второго месяца — большая охота. Однолетних кабанчиков оставляем себе, Трехлетнего кабана преподносим гуну*

Со временем завоеватели смягчились и стали называть покорен­ных туземцев ванминь — «множество», «толпа». Эта «толпа» при­надлежала всему роду и была обязана повиноваться любому из бла­городных господ. Ванминь должны были сохранять свои обычаи, под страхом казни они не смели есть пищу господ — молоко и мясо. За питье возбуждающих напитков (сомы?) также следовало наказание смертью. Господа и рабы не могли даже сидеть одинаково: благо­родные сидели «по-японски», на пятках, а рабы — скрестив ноги. Эта поза считалась подлой и неприличной для аристократов.

Из числа рабов господа выбирали себе слуг и наложниц, из них же подбирались жертвы для «достославных предков». По старинному обычаю, некоторых рабов, например музыкантов, ослепляли или калечили. Вероятно, так же, как и в Спарте, благородные юноши учи­лись убивать, устраивая охоты на илотов, так называемые «охоты за головами», или криптии. Этот террор имел свой смысл: нужно было уничтожить самых сильных рабов, внушить страх, подавить сопро­тивление в самом зародыше. Когда раб умирал, его закапывали лицом

_________

* Шицзин. Цит. по: [6].

40

вниз, — эта поза должна была выражать покорность и после смерти.

Благородные надзирали за своим «скотом» и охраняли его от других родов. На полях стояли стражники с ко­пьями и луками, наблюдавшие за работой ванминь. Вероятно, эта картина запечатлелась в иньских иероглифах «коугэ» («человек, охраняемый стражником»). Со временем эти иероглифы приобрели циничный смысл — «государство». Быть может, точнее было бы сказать «арийское государство»? Как знать... Но вот еще одно свидетельство тех времен. В XIII веке Сын Неба Пань Гэн за­думал переселить свой род на другой берег Желтой Реки. Он обра­тился к своим ваньминь: «Ваши жизни вручены мне Небом, и если вы не будете повиноваться мне, то ваши предки на небе попросят моих предков беспощадно покарать вас. Тогда я убью всех вас и не допущу, чтобы оставшееся от вас потомство смело хотя бы подумать о посе­лении в новой столице. Идите! Если же вы пойдете со мной, я не только оставлю вас в живых, но буду охранять и ваши семьи»*.

Естественно, что самые энергичные рабы пытались бежать из-под этой охраны. Их ловили, до нас дошли указания о сыске беглых, а также сведения о подземных тюрьмах и множество изображений ра­бов в колодках — мужчин и женщин. В источниках, несомненно, име­ются и сведения о восстаниях, но их трудно выделить из бесконечных описаний войн, которые вели иньцы, ибо они воевали со всем миром, с сотнями окружающих племен, покоренных и непокорных. Война по-прежнему составляла для них «корень жизни и смерти», непрерывающуюся степную традицию.

 

 

Величие Инь

Ровны и покойны щиты боевой колесницы,

И задний ложится на ось, и передний ложится.

Могучие кони подобраны в каждой четверке,

Могучие кони обучены строю возницей...

                                            «Шицзин»

Когда арии ворвались в долину Желтой Реки, их было сравни­тельно немного — всего лишь одно племя: несколько тысяч, может быть, даже несколько сот воинов. Но каждый воин захватил в долине несколько наложниц, и вскоре растущий новый народ начал раздви­гать свои границы. Этот процесс продолжался непрерывно в течение столетий. Отделившиеся молодые роды шли на юг, на запад, на вос­ток — искать свой «скот» и свою землю. Это было медленное и неумо­лимое наступление, борьба не на жизнь, а на смерть. В XII веке

________

* Шицзин. Цит. по: [65, с. 52).

41

такое наступление закончилось гибелью древних неарийских на­родов Европы. В это же время иньские роды окончательно овла­дели долиной Желтой Реки и двинулись на юг.

На юге жили мань-и. Народ Дракона, когда-то пришедший с моря на драконовых лодках. Воины мань-и татуировали тело и стре­ляли с каноэ ядовитыми стрелами. Но они не могли противостоять отрядам колесниц, проникавших в набегах вплоть до берегов Голубой Реки. Это было время, когда на севере пели песню:

Правнук Чэн-тана, У-дин наш воинственно смел, Нету страны, чтобы он подчинить не сумел.

Ополчения возвращались в Небесный Город Шан под звуки бара­банов и нефритовых гонгов. Жрецы возжигали в черепашьих панци­рях священные травы и гадали, как поступить: «Принести ли в жертву предку Да-цзя пленных из племени Цян?» Сотни пленных закапывали заживо или казнили у алтарей; вместе с ними закладывали сотни голов скота, лошадей, быков, баранов. В честь победы отливали священные треножники с надписями: «Чжоу-синь победил восточных И уничтожил их...», «жертвоприношение в честь трех великих побед...».

Небесный Город Шан считался центром Вселенной, столицей Срединного государства Чжун-го. Сначала столица была в Бо, за­тем — в Ао, но в конце концов царский род иньцев утвердился на бе­регу Желтой Реки, в Небесном Городе. Здесь были построены ог­ромные дворцы Сынов Неба: «Чжоу соорудил дворец Цингун, построил Цюнши и Яотай и украсил их дорогими камнями». Высоко над городом возвышалась грандиозная Терраса Белого Оленя — .Пу­тай. «Работа там продолжалась семь лет, — говорит старинная кни­га. — Длина Лутай три ли, высота — тысячи чи. Там, наверху, мож­но вблизи наблюдать облака и дождевые тучи...».

Вокруг столицы расстилались обширные парки, полные редкими животными и птицами. Здесь проводились празднества, совершались ритуалы, непонятные для историков последующих эпох: «Сын Неба устраивал большие увеселительные сборища в Шацю, вином напол­нял пруды, развешивал мясо на деревьях, заставлял мужчин и жен­щин нагими гоняться друг за другом...»*. По-видимому, при дворе еще сохранялись старинные арийские обычаи, напоминавшие спар­танские ритуальные танцы, которые исполняли обнаженные юноши и девушки. Источники говорят и о других, более понятных обрядах, связанных с культом плодородия. В начале пахоты ван собственно­ручно проводил первую борозду. «Если ван примет участие в севе проса — соберем урожай»,— предсказывает гадательная надпись той эпохи. Ритуальное значение имела также раздача ваном пищи своим рабам в поле. «Старшие должны добросовестно, как скотину,

________

* Сыма Цянь. Шицзи [62].

42

кормить младших», — говорится в одном, более позднем трактате.

Иньцы были глубоко религиозными людьми, верившими в загробную жизнь. По арийской традиции они почитали духов пред­ков, ставили им храмы и приносили жертвоприношения. Они совето­вались с духами во всех делах и подчинялись им. «Иньцы почитали духов и руководили народом с помощью служения духам, — говорит трактат «Лицзы». — На первом плане у них были духи, а потом уже закон». Умершие вожди становились духами, и их переселение в заг­робный мир сопровождалось мрачными и чудовищно жестокими ри­туалами. Для покойников возводили настоящие подземные дворцы, которые наполняли рабами и слугами. Сухие описания археологов лишь отчасти передают драматизм происходившего: «Сравнительно хорошо сохранился четвертый ряд ям. В них захоронены кости детей, винные кубки и чаши, колесницы. В пятом ряду погребальных ям имеется 20 человеческих скелетов, которые захоронены в пяти ямах, два человека стоят на камнях и держат на голове треножник, жертвенный сосуд и различного рода чаши для вина; пять человек держат в руках луки и имеют при себе мечи... В северном могильном рву, недалеко от могильного склепа, рядами расположено большое число черепов, все они обращены лицом на юг. В каждом ряду — 10 черепов. Всего рядов — 20 с лишним. В южном могильном рву, не­далеко от склепа, рядами расположены скелеты обезглавленных людей, их много, и все они расположены шеей на север...»

«Их много...» — эти слова относятся к рабам-ванминь, ни ар­хеологи, ни сами иньцы не смогли бы сказать точно, сколько их было принесено в жертву в каждой из «больших могил». Но вместе с рабами в могилах были и свободные — оруженосцы, дружинники с мечами, преданные жены и просто ближайшие друзья. Это было проявление «арийской верности» — обычая, сохранившегося кое-где до наших дней. В XX веке, в 1912 году, овладевший Порт-Артуром генерал Ноги совершил харакири после смерти своего друга и повелителя — императора Мэйдзи.

Обычаи сохранялись веками, их поддерживали жрецы — наслед­ники степных шаманов. По-видимому, они составляли сословие на­подобие индийских брахманов и римских фламинов. Помимо наблю­дения за ритуалами, они вели календарь и с помощью духов опреде­ляли время полевых работ. Они создали китайскую письменность и вели летописи. Возможно, что они поддерживали через своих степ­ных собратьев какие-то связи с западным миром, и именно этим объ­ясняется появление в Китае знаков Зодиака, а также некоторых иероглифов, похожих на вавилонские. В 1 тысячелетии шаманы пос­тепенно превратились в «ученых», ши, из которых стали набираться чиновники в канцелярии императоров.

Эпоха Инь заканчивалась вместе со вторым тысячелетием. Ничто, казалось, не предвещало ее конца. Попрежнему резвились в садах наложницы и молчаливо стояли стражники на полях:

43

Мы пашем на твоих полях.

Десять тысяч нас работают попарно.

 

По-прежнему отряды колесниц возвращались с пленными с юга. «Чжоу имел сотни тысяч, миллионы людей-рабов И»*. Сле­пые музыканты сочиняли песни, прославлявшие благородных героев. Со временем полузабытые песни превращались в легенды, и по­крытая дымкой времени история приобретала фантастические очерта­ния. «Из древка копья создал Зевс людей — страшных и могучих. Возлюбили люди Медного Века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и неукротимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Своими собственными руками уничтожали друг друга люди Медного Века...»

Своими собственными руками уничтожали друг друга люди Медного Века...

 

 

Вторая Волна

Арийская легенда о Медном Веке была записана в Греции — на другом краю арийского мира. «Медными людьми» были сами арии, которым Зевс дал «несокрушимую силу». Подобно волне, обрушились они на земледельческие народы, уничтожили непокорных и устано­вили на века арийский порядок. Их потомки помнили о своих пред­ках, но забыли, откуда они пришли. Племена, обитавшие в степи, они называли варварами, «собачьими жунами». А между тем именно эти племена и были настоящими ариями, потомками Великого Неба. Они по-прежнему любили войну, а давление в Великой Степи медлен­но возрастало.

В XII веке до н. э. оно снова достигло предельной точки и произо­шел новый выброс. На юге арии завладели обширным плоскогорьем, которому дали свое имя — Иран. На западе дорийцы прорвались в Грецию и основали в Пелопоннесе свой знаменитый город — Спарту. Переправившись через море, они овладели Троей, часть из них осела на финикийском побережье, часть ушла в Сахару доро­гами гарамантов.

На востоке тохары, двигаясь вдоль отрогов Тибета, спустились в Сычуаньскую котловину и достигли Юньнани. Здесь было создано «арийское государство», просуществовавшее под разными назва­ниями вплоть до XX века. Новые народы двигались отсюда на юг — «к последнему морю», на острова Южного океана, все дальше и

________

* Цзочжуань. См.: [12, с. 22].

44

дальше от Великой Степи. Движение степняков на юг не представ­ляло прямой угрозы для Инь. События приняли иной оборот, когда одно из племен тохар повернуло на восток, в долину Вэйхэ. В XII ве­ке на западных границах Инь возникло еще одно «арийское госу­дарство» — княжество племени Чжоу.

Китайские летописи называли тохар «собачьими жунами» за их поклонение собаке-волку. У потомков «собачьих жунов», уйгур, сохранилась легенда об их происхождении от посланного Не­бом волка: «Рассказывают, что у шаньюя (вождя) родились две дочери чрезвычайной красоты. Шаньюй сказал: можно ли мне таких дочерей выдать за людей? Я предоставляю их Небу. И так на север от столицы в необитаемом месте построил высокий терем и, поместив там обеих дочерей, сказал: молю Небо принять их... Через год после сего, один старый волк стал денно и ночно стеречь терем, производя вой, почему вырыл себе нору под теремом и не выходил их нее. Мень­шая дочь сказала: наш родитель поместил нас здесь, желая пре­доставить Небу, а ныне пришел волк; быть может, его прибытие имеет счастливое предзнаменование... Она сошла к волку, вышла за него замуж и родила сына. Потомство от них размножилось и составило государство...»

«Сыновья Волка» хранили суровые традиции степной жизни. Зав­ладев в долине Вэйхэ тысячами рабов и построив крепости, они про­должали заниматься скотоводством. Их вождь Вэнь-ван с соломен­ным плащом на плечах и с плетью в руке сам пас скот. Они по-преж­нему общались со степными племенами и ходили в набеги. Опасаясь за свои границы, иньцы старались завязать дружбу с этим суровым племенем. Они давали их вождям в жены своих девушек и наделили их титулом «Повелители Запада». Но судьба Инь была неотвратима: продолжая свое движение на восток, чжоусцы и союзные им степные племена в 1027 году перешли Желтую Реку. Сын Вэнь-вана, У-ван вел с собой 300 колесниц, 3000 «отважных, как тигры», берсерков и множество простых воинов.

По иронии судьбы имя последнего вана Инь — Чжоу было созвучно названию вторгшегося племени. Старинный трактат «Цзочжуань» го­ворит, что Чжоу «одержал много побед, но его воины не имели нас­ледников». Пытаясь отразить нашествие, Чжоу мобилизовал рабов и поставил их в первые ряды своего войска — под колеса степных колесниц. В первые же минуты битвы при Муе рабы повернули оружие против стоявших сзади господ, «иньская армия развалилась и взбунтовалась против Чжоу». «Чжоу бежал, вернулся в столицу, поднялся на террасу Лутай, покрыл себя одеждами с драгоценной яшмой, бросился в огонь и погиб... Затем У-ван вступил в столи­цу и подъехал к месту, где погиб Чжоу. У-ван лично выпустил в его труп три стрелы, после чего сошел с колесницы, легким мечом прон­зил тело, желтой секирой отсек голову Чжоу и подвесил ее к боль­шому белому знамени. Вслед за тем У-ван направился к двум

45

любимым наложницам Чжоу, но обе женщины уже повесились, сами лишив себя жизни. У-ван также выпустил три стрелы в них, пронзил их тела, черной секирой отсек головы и подвесил их к малому белому знамени». Так описывает события «отец китайской истории» Сыма Цянь. «У-ван лично выстрелил в рот вельможе Э-лаю, — до­бавляет философ Ши-цзы, — он собственноручно размозжил поз­вонки у иньского Чжоу и с руками, запачканными в крови, не омывая их, стал кушать».

Таков был жестокий конец Инь. «У-ван покорил Великий Город Шан и торжественно объявил Небу: «Я буду жить на этих централь­ных землях и управлять отсюда народом!» Иньские роды покорились, часть их была оттеснена к востоку, другие сохранили свои земли, приняв к себе назначенных чжоусцами вождей. На равнине Хэнань расположились роды победителей. Чжоуские ваны руководили этим расселением, выделяя новые роды и наделяя их землями. Главам ро­дов присваивались титулы «гун», «хоу», «бо», «цзы»; слуги выкапы­вали кусочек священной земли, укладывали его на пучки белой травы и вручали новому правителю. Ван провозглашал указ: «Будь прави­телем в И! Жалую тебе один кувшин сладкого вина, один красный лук, сто красных стрел... Жалую земли: 300 рек, 100 селений...»

Новые господа потеснили старых, но вскоре нашли с ними общий язык. Через какие-нибудь сто лет разница между Инь и Чжоу почти стерлась: арии и потомки ариев слились в одном понятии «байсин» — «сто благородных родов». Господа остались господами, а рабы — рабами. Многие тысячи рабов по-прежнему обрабатывали землю «благородных», и их по-прежнему толпами приносили в жертву на могилах «всех князей», «чжухоу». По-прежнему аккуратными рядами укладывали их черепа, лицом на юг. И по-прежнему стояли на полях стражники, олицетворяя собой арийское государство, «коугэ». Не оз­начало ли это, что арийский порядок незыблем в веках?

Читатель оглянется на окружающий нас мир и ответит: «Нет». Но вопрос не столь прост. Дело в том, что арийские государства еще сов­сем недавно существовали на обширных пространствах Европы и Азии. И совсем недавно, в XX веке, была предпринята энергичная попытка возродить арийский порядок.

Поэтому вопрос следовало бы поставить иначе: почему же арий­ское государство не вечно?

Действительно, почему?

 

 

Давление нарастает

Ответ на этот вопрос слишком неожиданен, чтобы приводить его сразу. Необходимо еще раз оглянуться вокруг и вернуться в прошлое,

46

— быть может, это поможет понять настоящее и будущее.

Когда-то, в IX тысячелетии, открытие земледелия породило Но­вое Человечество. Изобилие определило характер новых людей: они не убивали стариков и не закапывали вместе с матерями младенцев. Перед ними был целый мир — мир плодородных равнин и голубых рек. Когда им стало тесно на их родине, они водрузили на плечи мо­тыги и пошли осваивать этот новый мир. В самом конце V тысячеле­тия они пришли на Великую Равнину. Здесь было много земли и при­носящих ил рек, но дальше идти было некуда — это был край света. Две тысячи лет на краю света царил Золотой Век — новые поколения были обеспечены землей и зерном, они не знали голода и войн ради хлеба насущного. Даже когда с севера пришли арии и превратили ту­земцев в рабов, — даже тогда изобилие не покинуло Великую Рав­нину. Ведь ариев было совсем немного, а один земледелец даже с пло­хой земли мог кормить пять человек. Здесь мы подходим к объясне­нию странного парадокса, ведь в песне «И Си»:

Мы пашем на твоих полях,

Десять тысяч нас работают попарно...

— звучит радостное настроение! А ведь вспомнить циничное изрече­ние: «Старшие должны добросовестно, как домашних животных, кормить младших», — то нам откроется иной смысл происходившего. Ведь они, эти рабы, этот «скот на пастбище», — они были действи­тельно сыты.

Как бы то ни было, такое состояние не могло продол­жаться до бесконечности. Мас­сивы свободных земель посте­пенно распахивались, человек медленно наступал на вековые леса и к IX веку освоил почти все удобные земли. К этому вре­мени в долине Хуанхэ прожи­вало уже около 15 миллионов человек, китайский этнос при­близился к границам экологи­ческой ниши — и началось Сжатие. Увеличение населения и недостаток земли привели к сокращению запасов зерна в общинах. В неурожайные годы появилась нехватка про­довольствия, а на горизонте стали вырисовываться контуры грядущего голода.

 

47

Мудрецы прошлого прекрасно понимали суть происшед­ших изменений. «В древности ...усилий не прилагали, а для жизни хватало, — писал великий философ Хань Фэй, — народ был мало­численный, а запасов было в избытке. Поэтому в народе не было борьбы. Ныне же иметь пять детей не считается слишком много, а у каждого из них имеется еще по пять детей... Поэтому-то народ такой многочисленный и испытывает недостаток в припасах, трудится изо всех сил, а пропитания все равно не хватает. Поэтому в народе идет борьба...».

Могущественные биологические законы со свойственным им рав­нодушием решали судьбу государств и наций. Они говорили, что демографическое давление будет возрастать до тех пор, пока не уста­новится экологическое равновесие и не возобновится естественный отбор. Древние философы понимали, что основными инструментами этого отбора должны стать голод и войны. Но они не представляли себе, что такое экологическое равновесие, и они не знали, как будет выглядеть это равновесие на Великой Равнине.

Хотя было ясно, что многое должно измениться.

 

 

Рождение феодализма

Господа и рабы почти одновременно заметили первые признаки повышающегося давления. И их реакция оказалась почти одинако­вой: сильнейшие потребовали выделения своей доли из общего фонда земель. Роды благородных и общины рабов начали распадаться, и это произошло примерно в одно время — в X — IX веках до нашей эры. С биологической точки зрения эти события выглядели вполне естественно: старая родовая организация не соответствовала усло­виям жизни землевладельцев. Она была унаследована Новым Че­ловечеством от своих предков-охотников, и ее основными принципами были принципы охотников: коллективный труд, равенство и де­мократия сильных. Во времена изобилия они не вызывали сомнений, теперь же изобилие иссякло, и старые обычаи стали казаться неле­пыми.

Приспособление к новым условиям началось с медленного рас­пада старых родов. По-видимому, еще со времен завоевания Общее Поле делилось на две части: «господскую» и «крестьянскую»; теперь же началось более мелкое дробление. Осознав ограниченность ро­довых угодий, аристократы — «дафу» стали стремиться к выделению из общего фонда своей «заслуженной» доли. Они получали обширные земли с рабами и устраивались на них со своми кланами, «цзу». По­мимо семьи «дафу», главы клана, в клан входили также и многочис­ленные младшие родственники, — те самые «маленькие люди», которые

48

охраняли в бою колесницы аристократов. В эпоху Чжоу их на­зывали служилыми, «ши». Со временем «ши» также стали получать небольшие участки земли — несколько полей и несколько семей рабов, иногда маленькую деревню. Распад ускорялся, и постепенно реальность приобретала новые, удивительно знакомые европейцам черты. Это был феодализм с его сеньорами и вассалами, закованными в латы рыцарями и рабами-сервами, — ведь слово «серв» означает не «крепостной», а «раб». Все было как в Европе: те же арийские завоеватели и те же обращенные в рабов туземцы, но гораздо раньше, поч­ти за тысячу лет до Рождества Христова.

Поначалу феоды рыцарей-«ши» и баронов-«дафу» считались родовой собственностью и в некоторых случаях могли быть отняты. Условием их сохранения за владельцем было исправное выполнение родовых обязанностей: участие в ополчении, в родовых собраниях и ритуалах. Но уже очень скоро феоды стали передаваться по наслед­ству: борьба за существование заставляла благородных господ креп­че держаться за свое «кровное». С каждым феодом была связана оп­ределенная родовая должность, например, сенешаля, стольника, дру­жинника, «сыма» (военачальника), «чжоу» (ответственного за жер­твоприношения), «гуншен» (начальника ремесленников). Они тоже стали наследственными, вплоть до должности «младшего начальника музыкантов, смотрителя за барабанами и колоколами». Вместе с ни­ми стали наследственными и высшие должности главы государства — «вана» и главы рода, князя — «хоу». Это не сделало князей более сильными, наоборот, очень скоро они стали свидетелями распада своих родовых княжеств.

Старые роды — «байсин» были сильны своим единством, народ­ным собранием и ополчением. Теперь же их члены, «дафу» и «ши», получили земли и уединились в своих поместьях. Многие из них пе­рестали приезжать на собрания, а некоторые отказывались участ­вовать в ополчении. Более того, обособившиеся бароны-«дафу» понемногу стали вспоминать о хищных традициях степной жизни. Нехватка «скота» и «пастбища» побуждала их к междоусобной борь­бе и постепенно эта борьба переросла в настоящие частные войны. Иногда эти войны требовали вмешательства самого Сына Неба: «Чжен, глава рода Чжан, — приказывал тогда ван, — Вы захватили земли Го Цзуна. Его деревни — Ши, Чжуй, Фу. Верните Го Цзуну его земли!» В указе следовало бы добавить: «И верните его рабов», — но Сын Неба умолчал об этом, потому что рабы были неотделимы от земли. Господские земли по-прежнему обрабатывались рабами-барщинниками и по-прежнему назывались «Гунь-тянь», Общее Поле. В этом названии еще оставалась доля истины: рабы пахали на Общем Поле коллективно, по очереди впрягались в сохи. Осенью они прино­сили господину оброк, а зимой крестьянки ткали для него шелк и шерсть. Казалось бы, все оставалось по-прежнему, но в жизни крестьян многое изменилось.

49

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 290.