Согласно Конституции РБ: «Финансово-кредитная система РБ включает бюджетную систему, банковскую систему, а также фин. средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. На территории РБ проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика». Фин. политика представляет собой совокупность целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эффективной мобилизации фин. ресурсов, их перераспределения и использования для выполнения государством своих функций. Фин. политика является органичной частью социально-экон. политики, в которой определяются стратегические и тактические цели развития экономики, общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, вырабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экон. процессов фин. методами. Основ. документами правительства в этой области являются Национальная стратегия устойчивого развития РБ на 15 лет, Основные направления социально-экономического развития (СЭР) на 10 лет, Программа СЭР на 5 лет и ежегодные прогнозы СЭР. Фин. политика вырабатывается и реализуется системой управления фин. или специальным аппаратом и его звеньями различных уровней. Сюда входят фин. службы (отделы) предприятий, организаций и учреждений, страховые органы, фин. органы и налоговые инспекции. На уровне республики управление финансами осуществляют прежде всего высшие органы государственной власти — Президент и Нац. собрание РБ, ежегодно рассматривающие проект бюджета страны и утверждающие его путем принятия соответствующего Закона о бюджете на предстоящий фин. год.
Важнейшими фин. органами, разрабатывающими фин. политику государства и осуществляющими управление финансами, являются Министерство финансов РБ и его органы на местах.
Управление финансами реализуется через функции прогнозирования, планирования, оперативного управления и контроля, бюджетно-налоговую политику, которая осуществляется посредством бюджетной и налоговой систем страны.
Бюджетное регулсистема национальной экономики.
Бюджетная система РБ включает республиканский и местный бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в РБ могут создаваться внебюджетные фонды. Эти конституционно обязательные положения реализуются в ежегодно принимаемых законах о гос. бюджете, Налоговом кодексе РБ, а также в разработке и проведении единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, валютной политики. В мае 1998 г был принят Закон РБ «О бюджетной классификации РБ». С середины 1998г. вступила в силу новая редакция Закона РБ «О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах», которая обеспечивала необходимую для соответствующего анализа республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и включала классификации:
•доходов; • расходов, в т. ч. функциональную, эконом. (предметную) и ведомственную классификации расходов; • источников внутр. финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов; • источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета; • видов внутреннего государственного долга РБ; • видов внешнего гос. долга РБ. Законом устанавливалось, что бюджетная классификация (систематизированная группировка статей доходов, расходов и источников финансирования дефицитов) является единой для республиканского и местных бюджетов, гос. внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и
Бюджетное устройство в РБ основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, и определяется административно-территориальным делением. В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Консолидированный бюджет РБ (бюджет республики) составляют бюджеты шести областей, г Минска и республиканский бюджет.
В число целевых бюджетных фондов Беларуси входят: • Республиканский фонд поддержки производителей сельскохоз. продукции, продовольствия и аграрной науки • Гос. фонд содействия занятости;
• Республиканский дорожный фонд; • Республиканский фонд охраны природы; • Республиканский фонд «Энергосбережение».
В законе о бюджете РБ на очередной фин. Год устан-ся размер прироста внутреннего и лимит внешнего гос.долга, лимит участия Нацбанка РБ в кредитовании деф-ца респ-о бюджета, размер платы за обслуживание Нацбанком гос-о внутреннего долга и др показатели.
Контроль за использованием респуб. бюджета осуществляется Президентом РБ, Правительством РБ и Комитетом гос. контроля РБ. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Гос. таможенный комитет РБ, местные фин., налоговые и таможен. органы.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 274.