Переработка сельскохозяйственного сырья в структуре АПК
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Перерабатывающая промышленность АПК Беларуси пред­ставлена рядом отраслей и производств, среди них — пищевая промышленность, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой сырья, мукомольно-крупяная и комби­кормовая промышленность.

В структуре перерабатывающей промышленности доля от­дельных отраслей составляет: пищевая промышленность — 82,8 %; мукомольно-крупяная и комбикормовая — 15,9; лег­кая промышленность (первичная переработка льна и шер­сти) — 1,3 % (данные за 2000 г.).

Пищевая промышленность. Это крупнейшее структурное подразделение объединяет отрасли по производству пищевых продуктов, доля которых в общем объеме продукции АПК со­ставляет почти 17 %. Пищевая промышленность в индустри­альном производстве занимает второе место после машиностро­ения — 16,6 % общего объема выпускаемой промышленной продукции. Пищевая промышленность Беларуси характеризуется слож­ной структурой. В ее состав входит более двух десятков подот­раслей с их многочисленными специализированными произ­водствами. Наиболее крупными являются мясная, молочная, хлебопекарная, кондитерская, сахарная.

Одной из важнейших отраслей пищевкусовой промышлен­ности в республике является спиртовая и ликероводочная. Производство спирта из картофеля имеет давние традиции, так как в дореволюционной Беларуси крупные помещичьи хозяй­ства имели броворы. Располагаются спиртзаводы, как правило, в селах. Наиболее крупные предприятия ликероводочной промышлен­ности размещаются во всех областных центрах (кроме Могиле­ва) и Климовичах.

Среди других отраслей, перерабатывающих сельскохозяйст­венное сырье, следует отметить мукомольно-крупяную и комби­кормовую, которая объединяет свыше 3 тыс. предприятий, из них 47 на самостоятельном балансе (15 предприятий мукомольно-крупяной промышленности и 32 — комбикормовой). Составной частью АПК Беларуси является рыбное хозяйст­во. Головное предприятие отрасли — объединение «Госрыб­хоз», входящее в структуру Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

Целью развития АПК Беларуси в долгосрочной перспективе является формирование эффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, которое соответствовало бы мировому уровню и обеспечивало продовольственную безопасность страны.

 

 

34.Строительный комплекс, его структура и задачи развития. Капитальное строительство рассматривается как отрасль национальной экономики по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих основ­ных средств - промышленных предприятий, электростан­ций, железных и автомобильных дорог, линий электропере­дач и связи, жилых, коммунальных, культурно-бытовых и других объектов, которые обеспечивают производственную деятельность людей и их материально-культурные потреб­ности. В соответствии с назначением и особенностями воз­ведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное и др. В 2009 году на строительство приходилось 10,7 % произво­димого в стране ВВП, что на 4,3 % больше, чем в 2000 году (6,4 % ). В строительстве используется 3% основных средств и 8,7 % трудовых ресурсов (2009). Увеличение жилищного строительства влечет за собой рост производства в других отраслях промышленности - де­ревообработке, стекольной промышленности, производства металлоконструкций и др. Жилищный фонд страны вырос с 200,5 млн кв. м в 1995 году до 228,2 млн кв. м в 2009. Число построенных квартир по сравнению с 1995 годом выросло с 27,3 тыс. до 70,6 тыс. в 2009 г. Развитие строительства в республике непосредственно связано с проводимой в стране инвестиционной политикой. В Республике ежегодно разрабатывается Государственная инвестиционная программа и под нее выделяются средства из государственного бюджета. Указом Президента Республики Беларусь № 291 от 3 июня 2008 г. утверждены объемы строительства на 2009-2011 гг. Всего в республике за три года должно быть постро­ено 23,5 млн кв. м общей площади жилья; в сельской местности будет построено не менее 50 тыс. жилых домов (квартир) средней площадью 70 кв. м. Динамика жилищного строительства по областям с 2009-2011 гг. предполагает увеличением объемов ввода в действия жилых домов. Наибольшие объемы ввода общей площади жилых домов отводится Миской и. Брестской области, наименьшие - Могилевской и Витебской. Появятся новые мощности по производству легких конструкций для малоэтажного жилищного строительства, небольшие производства строительных и отделочных ма­териалов в малых городах и сельских поселениях. На мо­дернизацию и реконструкцию производственных баз стро­ительных организаций отрасль получит дополнительные средства. За пятилетие в строительный комплекс будет на­правлено не менее 3 трлн руб.

 

 

35.Транспорт, его виды, задачи развития транспортного комплекса.

Транспорт - одна из отраслей, которая формирует ин­фраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Управление отраслью осуществляют Минис­терство транспорта и коммуникаций. Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Он ежегодно потребляет примерно 6 % произ­водимой электроэнергии, 66 % бензина, 52 % дизельного топлива. Транспорт как вид хозяйственной деятельности подраз­деляется на транспорт общего и необщего пользования. По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой. Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, реч­ной), воздушный, трубопроводный, гужевой. В республике функционирует Государственная про­грамма «Дороги Беларуси» на 2006-2015 гг., которая пре­дусматривает создание условий для развития национально экономики, обеспечение безопасности и обороноспособнос­ти, реализация социальной политики государства, а также Программа «Развития придорожного сервиса». В соответствии с «Программой развития внутреннего водного и морского транспорта до 2010 года», утвержден­ной постановлением Совета Министров Республики Бела­русь от 26.03.2003 № 407, планировалось осуществить при­обретение в 2008 году морского судна.Актуальным для Беларуси является создание и разви­тие морского флота. В настоящее время, не имея прямого выхода к морю, республика использует перевозки морским транспортом на иностранных судах через порты России, Балтии, Украины, на которые имеется выход национальной железнодорожной сети в прямом сообщении. В Республике Беларусь действовала Программа развития гражданской авиации Республики Беларусь на 2001-2005 гг., в которой были отражены важнейшие направления разви­тия отрасли, позволяющие стабилизировать, а затем повы­сить экономичность авиатранспортного процесса, а также создать условия, при которых качество авиаперевозок будет соответствовать международным стандартам. Важнейшим направлением развития гражданской авиации Республики Беларусь является обеспечение безопасности полетов, рен­табельной и прибыльной работы авиапредприятий, расши­рение объемов применения авиации в экономике страны, об­новление регулярных полетов на местных авиалиниях и др. Различают магистральный и промышленный трубопроводный транс­порт. К магистральному трубопроводному транспорту отно­сятся трубопроводы, по которым транспортируют продукты от мест добычи или производства к местам переработки или потребления. Промышленный трубопроводный транспорт используется для транспортировки грузов в пределах про­изводственного предприятия для продолжения технологи­ческого процесса. Нефтепроводный транспорт - наиболее эффективный вид транспортировки сырой нефти; представляет собой комплекс сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, хранилищ. В Беларуси действуют три магистральных продуктопровода, по которым перекачивают дизельное топливо и бензин: Унеча - Полоцк, Унеча - западная граница, Но-вополоцк - Минск (Фаниполь). Первые два нефтепродуктопровода проходят в одних коридорах с нефтепроводами и выполняют в основном транзитную перекачку нефтепро­дуктов за пределы страны.

 

36.Отрасль связи в нац эк, задачи развития.

Связь - отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в производственно-хо­зяйственной деятельности общества, управлении государс­твом, системой обороны и всеми видами транспорта, а так­же для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения. Связь в Республике Беларусь подразделяется на почто­вую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, те­левидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевиде­ние и радиовещание). Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему - проводит регу­лярную пересылку письменной корреспонденции, периоди­ческих изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с помощью транспортных средств. Услуги почтовой связи населению, предприятиям, организациям, учреждениям предоставляют. 118 городских и районных уз­лов связи и около 4 тыс. отделений связи. Среди предпри­ятий почтовой связи наиболее крупным является «Минская почта», почтамты в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Моги­леве. На перевозке почты и пе­риодических изданий задействовано более 100 вагонов, око­ло 1000 автомобилей, авиатранспортом отправляется более 85 т почты.Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растут плотность, протяженность междугородных и международных каналов связи (в последние годы в основном цифровых), объем пре­доставляемых услуг и их качество. Телефонная связь. Прирост числа телефонных аппара­тов сети общего пользования или имеющих на нее выход за 1991-2003 гг. составил 1,5 млн шт. и их общее количество достигло 3,2 млн абонентов. Число квартирных телефон­ных аппаратов достигло 2,6 млн шт., причем их доля в об­щем количестве телефонных аппаратов возросла с 68,4 % (1990 г.) до 80,2 %. Количество таксофонов значительно возросло в сельской местности (на одну треть), в городах увеличивается удельный вес таксофонов с карточной сис­темой оплаты.Видеотелефонную связь осуществляет самое крупное государственное предприятие электросвязи «Белтелеком». Оно обеспечивает телефонные переговоры практически с любым городом мира, оказывает Интернет-услуги, обеспе­чивает спутниковую связь и рассылает письма по электрон­ной почте.Телеграфная связь осуществляет передачу на расстояние буквенно-цифровых сообщений - телеграмм или фототе­леграмм. Отличительная особенность телеграфной связи -документальность, так как сообщение вручается адресату в виде печатного текста. Она получила значительное разви­тие в сфере управления, деловой и коммерческой связи, ис­пользуется также при передаче данных.Значительное развитие за последние годы получила мо­бильная связь. Она предназначена для передачи информа­ции между перемещающимися абонентами. К мобильным системам связи относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь. Сотовая телефонная связь осуществляется мобильными телефонами через стационарные базовые станции, каждая из которых имеет определенную зону обслуживания (соту) и соединена в единую сотовую сеть. Действующая в Белару­си аналоговая технология соответствует международному стандарту NMT (Nordic Mobil Telephon System). Аналого­вую сотовую связь обеспечивает совместное белорусско-ан­глийское предприятие «БЕЛСЕЛ», которое с 1993 г. интен­сивно развивает телекоммуникационные услуги, а в 2003 г. освоило новый стандарт сотовой связи Cdma-2000.Приоритетными направлениями дальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новей­ших технологий, модернизация средств и систем связи, рас­ширение номенклатуры и повышение качества услуг, сни­жение эксплуатационных расходов.Особое внимание будет уделено организации доступа к сети Интернет и развитию таких новых современных услуг связи, как «Электронная почта», международная ускорен­ная почта EMS, внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также созданию нетрадиционных услуг, пре­доставляемых предприятиями связи.Для развития и модернизации материально-техничес­кой базы отрасли «Связь» предусматривается построение магистральных внутризоновых волоконно-оптических ли­ний связи; внедрение программно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях сети электросвя­зи; постепенный переход от аналого-цифровой к полностью цифровой сети электросвязи; строительство сетей радиове­щания и цифрового телевидения.

 

37.Состав соц-культ комплекса нац эк, задачи развития.

Комплекс социально-культурных отраслей - совокупность видов деят, назначением кот является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. Роль и значение комплекса в национальной экономике Беларуси возрастает. Так, за 1991—2003 гг. его доля в структуре валового внутреннего продукта увеличилась с 4,9 до 10,0 %. Доля занятых в социально-культурных отраслях относительно общей численности занятого населения в экономике страны за 1991—2003 гг. возросла с 15 до 20,4 %.Развитие комплекса определяется прежде всего проводимой государством социальной политикой, направленной на обеспечение благосостояния граждан. В сферу государственной социальной политики РБ входят вопросы, связанные с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения, обеспечением социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в общ.

Комплекс включает учреждения, организации и предприятия различных форм собственности и видов хозяйствования. Сохраняется сеть социально-культурных учреждений; она представлена прежде всего объектами (поликлиники, детские сады, клубы и т.д.), находящимися на балансе предприятий, которые предоставляют своим работникам бесплатные или частично оплачиваемые дополнительные социальные услуги. Зарождается частный сектор, создаваемый предпринимательскими структурами, домашними хозяйствами; наиболее высока его доля в сфере культуры и развлечений.

В настоящее время управление социально-культурным комплексом осуществляется Мин образования, Мин здравоохранения, Мин культуры, Мин спорта и туризма, Мин труда и социальной защиты, Мин информации, другими мин и ведомствами. Вместе с тем отмечаются следующие недостатки нынешних структур: отсутствие целостности управления, разнонаправленность действий министерств и других республиканских органов государственного управления при проведении социальной политики, слабость межведомственной координации, дублирование некоторых функций и обусловленное этим нерациональное использование финансовых ресурсов.

Состояние отраслей социально-культурного комплекса определяется уровнем и направленностью развития национальной экономики, использованием имеющихся у общества финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов. Переход к рыночным отношениям в РБ сопровождался экономическим кризисом и обострением социальных проблем. В этих условиях расширяется социальная деятельность государства, что влечет за собой увеличение бюджетных расходов на соответствующие цели. В 1992—1996 гг. отмечался резкий скачок расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме расходов бюджета. Их доля в расходах бюджета увеличилась с 30,4 % в 1992 г. до 48,2 % в 1996 г.1. В последующие годы она снижалась и установилась на уровне 36,7 % в 2000 г. К 2003 г. расходы на социально-культурные мероприятия выросли до 39,4 % , однако не достигли уровня 1996 г. Наибольший удельный вес составляют" расходы на образование — 18,4 % , здравоохранение и физическую культуру — 14,2,

38.Образование в системе соц-культурного комплекса.

Образование - крупнейшая отрасль комплекса, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Это про­цесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики. Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования и др.Национальная система образования включает все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образова­ния. Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техничес­кое, среднее специальное, высшее и послевузовское образо­вание. Законом «Об образовании» предусмотрен объем финансирования 10 % от ВВП, что планируется до­стигнуть к 2020 году.Законом «Об образовании» (2002 г.) объем бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной системы образования установлен в размере не менее 10 % от ВВП. Ожидается, что такая норма финансирования бу­дет достигнута в ближайшее время и сохранится на период до 2020 г.Дошкольное образование является первой ступенью це­лостной системы образования. Санитарный надзор и медицинское обслуживание во всех детских до­школьных учреждениях осуществляют Министерство здра­воохранения и органы здравоохранения на местах.Общее среднее образование призвано обеспечить духов­ное и физическое становление личности, подготовку мо­лодого поколения к полноценной жизни в обществе, вос­питание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, фор­мирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.Современная модель общеобразовательной школы вклю­чает: начальное образование (срок обучения - четыре года), являющееся обязательной ступенью и условием для обуче­ния в базовом учебно-воспитательном учреждении; базовое образование (срок обучения - десять лет, включая ступень начального), являющееся обязательным; получение базового образования - основа для завершения общего среднего образования;'полное среднее образование (его продолжительность -одиннадцать лет с учетом уровня базового образования). Профессионально-техническое образование осуществля­ет подготовку молодежи к профессиональной деятельнос­ти в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, необходи­мых для присвоения квалификации рабочих и служащих.Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей национальной экономики страны квалифицированными специалистами среднего звена. Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям: первое - обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки; вто­рое - интегрированное с высшим образованием и обеспечи­вающее получение углубленной специальной подготовки.Государственными программами предусматривается дальнейшее реформирование всех звеньев образования, ко­торое будет направлено на качественное обновление, разви­тие информационных образовательных технологий и мето­дик обучения, решение проблемы поиска дополнительных источников финансирования и укрепление материально-технической базы отрасли, расширение рынка образователь­ных услуг населению. Основной формой получения образо­вания останется бесплатная с сохранением справедливого и гарантированного доступа к нему различных категорий мо­лодежи. При этом повысится доступность образования для учащихся из малообеспеченных семей и сельской местнос­ти путем выделения адресных социальных стипендий. Для реализации запросов населения в получении дополнитель­ного высшего и среднего специального образования предус­матривается сохранение платного обучения за счет средств граждан и организаций.

 

39.Здравоохранение в соц-культурном комплексе.

Здравоохранение представляет собой систему государс­твенных, общественных и медицинских мероприятий, на­правленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Управление отрас­лью осуществляют Министерство здравоохранения Респуб­лики Беларусь. Роль здравоохранения в экономике Беларуси определяется следующими показателями: в структуре ВВП доля здравоохранения (включая физическую культуру и соци­альное обеспечение) составляет 4,5 %; сосредоточено 7,2 % общей численности занятого населения (2009 г.). Расходы на здравоохранение в 2009 году составили 3,9 % от ВВП.Отрасль здравоохранение имеет следующие структурные подразделения: лечебно-профилактическая помощь; охрана здоровья матери и ребенка; санитарно-курортное лечение; санитарно-эпидемиологическая служба; лекарственное обеспечение; медицинская экспертиза; медицинская наука и образование.Законом «О здравоохранении» (2002 г.) определены на­правления государственной политики в области охраны здо­ровья населения.В стране функционируют 1458 врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений (632 - в городах и 826 - в сельской местности), в том числе 454 поликлинических отделений больниц и роддомов; 790 необъединенных по­ликлиник и амбулаторий; 56 здравпунктов; 67 стоматоло­гических поликлиник; 91 диспансеров. Получили развитие амбулаторно-поликлинические учреждения частной формы собственности - всего 224, более половины из них (147) со­средоточены в Минске. Доля частных учреждений достига­ет 11,7% общей численности по стране, однако их мощность невелика - около 2,0 % суммарной мощности амбулаторно-поликлинических учреждений.В здравоохранении на конец 2009 года было 42,9 тысяч врачей и 124,4 тысячи человек среднего медицинского пер­сонала.В комплексе лечебно-оздоровительных и профилакти­ческих мероприятий, направленных на укрепление здоро­вья человека, особое место занимает санаторно-курортное лечение. Оно рассматривается как ведущая часть системы медицинской реабилитации и при ее эффективности позво­ляет в 2-6 раз снизить число обострений заболеваний как у взрослых, так и у детей.С целью повышения эффективности функционирования системы здравоохранения правительством страны и Минис­терством здравоохранения разработан ряд программных до­кументов. Среди них Концепция развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003-2007 годы, в которой обосно­вана новая медико-экономическая модель отрасли.

 

40.Физкультура и спорт в с-к комплексе страны.

По отрасли «Физическая культура и спорт» предусмот­рено как бюджетное финансирование, что составляет 0,5 % расходов бюджета, так и возрастает роль внебюджетного финансирования. Основными источниками поступления внебюджетных средств являются такие виды деятельности, как оказание платных спортивно-оздоровительных услуг, сдача в аренду помещений и спортивных сооружений, а так­же спонсорская помощь; растет количество занятых (препо­давателей, тренеров и др.).Физическая культура определяется как часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физичес­ких способностей человека. Основными показателями со­стояния физической культуры являются: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования фи­зических упражнений в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.Спорт рассматривается как составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспита­ния, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подго­товительных учебно-тренировочных занятий. Существуют три основные взаимосвязанные организационные формы спорта: массовый самодеятельный, резервный и спорт вы­сших достижений.В системе Министерства спорта и туризма работают 6 областных учебно-методических центров физического воспитания населения, более 100 городских и районных физкультурно-спортивных клубов, центров физкультурно-оздоровительной работы и более 700 клубов по спортивным интересам, в которых систематически занимаются физи­ческой культурой около 1 млн человек, или 10 % населения страны.На современном этапе в тесной взаимосвязи с физичес­кой культурой и спортом развивается туризм - крупная межотраслевая система, которая обеспечивает отдых и оз­доровление людей, а также является потенциальным источ­ником доходов государственного бюджета (отрасль работа­ет с прибылью).Туристские услуги в Республике Беларусь оказывают более 350 туристских организаций, из них 13 - государс­твенной формы собственности. Анализ направлений де­ятельности туристских фирм показывает, что практически 95 % из них работают на внешний рынок. Сохраняется тен­денция преобладания выездного туризма над въездным. За один год Беларусь посещает 64,3 тыс. иностранных турис­тов, 1108 тыс. наших граждан с туристскими целями выехали за рубеж.Материально-техническая база отрасли «Физическая культура и спорт» включает 227 стадионов, 29 спортивных манежей, 237 плавательных бассейнов, 4813 спортивных за­лов, более 700 мини-бассейнов в детских дошкольных уч­реждениях, а также базы олимпийс­кой подготовки «Стайки», «Раубичи», «Ратомка», дворцы спорта, тенниса, ледовые дворцы многофункционального назначения, Велотрек, Минскарена. Государственная программа развития физической куль­туры и спорта в Республике Беларусь предусматривающая создание необходимых материально-технических условий, правовых, социальных и экономических предпосылок, поз­воляющих повысить эффективность физкультурно-оздоро­вительной и спортивно-массовой работы, обеспечивающих социально гарантированные минимальные потребности на­селения в физкультурно-оздоровительных услугах. Для ее реализации требуется:создание условий для вовлечения каждого человека в регулярные занятия различными формами физической ак­тивности;развитие детско-юношеского спорта, расширение сети спортивных школ;создание физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства;дальнейшее развитие материально-технической базы физической культуры и спорта, расширение ассортимента и улучшение качеств товаров физкультурно-оздоровительно­го и спортивного назначения; создание системы мониторинга, оценки и прогнозиро­вания состояния здоровья и физической подготовленности населения, а также физического развития детей, подрост­ков, молодежи. Государственное управление и регулирование сферой ту­ризма направлено на формирование современного высокоэф­фективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворе­ния потребностей отечественных и зарубежных граждан в туристских поездках, а также значительный вклад туризма в национальную экономику. Основные направления развития туризма, механизмы их реализации определены в Нацио­нальной программе развития туризма Республики Беларусь на 2001-2005 годы.С целью дальнейшего эффективного развития туризма в Беларуси требуется: формирование привлекательного туристского имиджа;разработка конкретных целевых программ развития наиболее перспективных видов туризма, в максимальной степени отражающих преимущества туристских ресурсов Беларуси;реализация инвестиционных

41.Культура и искусство в с-к комплексе.

К сфере культуры и искусства принято относить сово­купность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих со­юзов, непосредственно связанных с производством, сохра­нением, распространением и организацией потребления то­варов и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения.Многообразие видов культурной деятельности (отде­льные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:художественное творчество (литературное, изобрази­тельное и прикладное творчество, искусство, исполнитель­ское искусство); культурное наследие (реставрация и охрана памятни­ков истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);клубная и развлекательная деятельность (клубная де­ятельность, аттракционы, шоу-бизнес, казино);массовое создание и распространение культурных благ - индустрия культуры (пресса; книгоиздание; произ­водство аудиовизуальной продукции, включая кинематог­рафию, радио, телевидение; сеть Интернет).В практике прогнозирования и разработки программ со­циально-экономического развития организации культуры делятся на две подотрасли. К подотрасли культурно-просве­тительных учреждений относятся: библиотеки; музеи; кар­тинные, художественные галереи и галереи искусств; выста­вочные залы и др.; клубы, дворцы (дома, центры) культуры, центры (дома) народного творчества и другие клубные уч­реждения; парки культуры и отдыха, городские сады, зоо­парки, зоосады; книжные палаты и др.В подотрасль «Искусство» включаются: театры; цирки; филармонии и другие концертные организации; организа­ции кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и про­изводственные реставрационные организации, а также зре­лищные предприятия и учреждения искусства.В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Респуб­лике Беларусь остается бюджетное финансирование. Так, в бюджете страны на 2004 г. планировалось направить на раз­витие культуры, искусства и кинематографии 0,4 % общей суммы расходов, в 2006 г. этот показатель составил 0,8 %, в 2008 г. - 0,76 %. По отношению к общим расходам местных бюджетов расходы на культуру составляют 4-5 %. В целом складывается следующее соотношение общих расходов: за счет республиканского бюджета - 20 %, местных - 80 %. Государственное финансирование культуры направлено на сохранение историко-культурного наследия и дальней­шее развитие культуры, создание условий для всесторон­него развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей.Благодаря бюджетному финансированию сохранена и развивается сеть культурных организаций. В настоящее время в республике функционируют 27 театров, 13 кон­цертных организаций, в том числе 6 филармоний, 2 цирка, 4245 библиотек, 3960 учреждений клубного типа, в которых действуют 18495 кружков и коллективов художественной самодеятельности по интересам, 153 музея, 2461 киноуста­новка.Созданы и функционируют: фонд Президента Республи­ки Беларусь по поддержке культуры и искусства, специаль­ный фонд по поддержке талантливой молодежи. За годы де­ятельности указанного фонда более 1000 молодых талантов получили финансовую поддержку, 725 лауреатов республи­канских и международных конкурсов стали стипендиатами, которые продолжают учиться в учреждениях образования искусства и культуры, работают в отрасли, стали професси­ональными музыкантами, артистами балета, художниками, кинематографистами. Из рес­публиканского бюджета финансируются международные театральные фестивали «Золотой витязь», «Белая Вежа», Дни культуры Республики Беларусь в странах СНГ, Дни культуры Российской Федерации в Республике Беларусь, международный конкурс пианистов, конкурс «Евровиде­ние» и т.д.Государственное целевое финансирование крупных культурных акций и проектов позволяет обеспечивать про­ведение общественно-политических мероприятий, которые поднимают престиж государства: международного фестиваля «Славянский базар» в Витебске, международного фести­валя «Золотой шлягер» и др.Недостаток же бюджетных средств на содержание уч­реждений культуры ощущается по статьям: расходы на при­обретение книг для библиотек, мероприятия по культур­но-просветительской работе, приобретение оборудования, капитальный ремонт. Возрождение и развитие национальной культуры, при­дание ей статуса приоритетного направления в социаль­но-экономическом развитии страны являются важнейшей целью государства. Предусматривается повысить влияние культуры на все сферы общественной жизни, становление государственности, укрепление международного авторите­та Республики Беларусь.

42.Соц обслуживание, его виды и задачи развития.

Социальное обслуживание - деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-пе­дагогических, правовых услуг, материальной помощи, со­зданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситу­ации. Оно основывается на принципах адресности, гума­низма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности. Целями социального обслуживания являются:оказание содействия гражданам в преодолении труд­ных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии раз­решить при помощи собственных средств и имеющихся воз­можностей;прогнозирование и предупреждение возникающих трудных жизненных ситуаций;активизация собственных усилий граждан и семей, со­здание условий для самостоятельного решения возникаю­щих проблем.Современный этап развития системы социальной защи­ты можно охарактеризовать как период становления новой национальной модели социальной поддержки населения. Ее целью является обеспечение устойчивого повышения качества жизни социально уязвимых групп населения, а отличительными особенностями - программно-целевой ха­рактер, широкое применение выявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаи­модействие при оказании помощи.Выполняется ряд государственных социальных про­грамм, обеспечивающих укрепление реальных социальных гарантий и повышение качества жизни пожилых людей, ве­теранов.Мероприятия Комплексной программы по совершенс­твованию системы социальной работы с одинокими гражда­нами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года позволяют более оперативно, комплексно и максимально эффективно предоставлять каждому одинокому пожилому человеку необходимую социальную поддержку.В соответствии с мероприятиями Республиканской ком­плексной программы социальной поддержки пожилых лю­дей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы проводятся обследования условий жизни одиноких и одиноко проживающих пожилых людей, ве­теранов и лиц, пострадавших от последствий войн, и при­нимаются меры по решению их проблем. Координирует деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений по реализации мероп­риятий данной Программы Межведомственная комиссия, созданная при Министерстве труда и соцзащиты.В ходе реализации названных программ при определении нуждаемости одиноких граждан пожилого возраста и вете­ранов в социальной поддержке применяется выявительный подход, что позволяет обеспечить адресность предоставляе­мой помощи.С целью предупреждения и снижения уровня инвалид­ности, а также создания и развития системы профессио­нальной, трудовой и социальной реабилитации с октября 2006 года начала выполняться Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвали­дов на 2006-2010 годы.Активизации мероприятий по созданию безбарьерной среды и обеспечению инвалидам свободного доступа к объ­ектам социальной инфраструктуры будет способствовать выполнение Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007-2010 годы (постановление Совета Министров Рес­публики Беларусь, от 3 апреля 2007 г. № 424).

43.Состав соц-потреб комплекса.

Социально-потреб-й комплекс – объединяет производство матер-х благ и услуг для населения и включает торговлю, общепит, бытовое обслуживание населения и ЖКХ. Особенность в том, что через субъекты хозяйст-ия осуществ. доведение до населения товаров и услуг.Розничная торговля – представл. собой обособившуюся на основе общест-го разделения труда совок-ть предприятий, реализующих товары народного потребления путем купли-продажи. Бывает внешней и внутренней.Общепит – отрасль экономики по произв-ву и реализации готовой пищи населению через сеть специал-х предприятий.Бытовое обслуживание – объединяет предприятия и орг-ии, выполняющие индивид-е заказы населения на изготовление изделий личного потребления. На долю Б.О.  приход. 15% общего объема платных услуг.С целью создания конкурентной среды в этой отрасли необходимо развивать малое предпринимательство.ЖКХ – вкл. след. подотрасли: жилищное хоз-во, гостиничное хоз-во, коммунальное хоз-во, уборку и благоустройство территорий населенных пунктов. От кол-ва и качества услуг ЖКХ зависит уровень комфортности и благоустроенности жизни населения, что сказывается на его работоспособности, отношении к органам гос. управления.

 

44.Роль, значение и показатели развития розничной торговли в с-п комплексе.

Торговля - одна из крупных отраслей экономики Рес­публики Беларусь. В структуре ВВП доля торговли и обще­ственного питания составляет 10,7 %, численность занятых в розничной торговле и общественном питании - 14,5 % за­нятых в экономике (2009 г.).Деятельность торговли регулируется Законом Республики Беларусь «О торговле».За 1991-2009 гг. наблюдался постоянный и устойчивый рост общего объема розничного товарооборота. Хотя в 1995 г. он уменьшился в сопоставимых ценах к уровню 1990 г. почти в 1,5 раза, однако в 2009 г. к уровню1990 г. вырос в 2 раза и составил 54736 млрд рублей в действующих ценах.Рассматривая розничный товарооборот по формам собс­твенности, можно проследить процесс становления в Бела­руси многоукладной торговой системы. Постепенно повы­шается доля частной собственности в структуре розничного товарооборота и снижается доля государственного сектора. Если в 1990 г. доля государственной собственности в общем объеме розничного товарооборота составляла 65,8 % , а час­тной - 34,2 % (в основном потребительская кооперация), то в 2009 г. доля государственной собственности уменьшилась до 14,5 %, а частной и иностранной, наоборот, возросла до 85,5 %. За анализируемый период значительно снизилась роль потребительской кооперации (в 2009 г. - 9,8 %), кото­рая обслуживает в основном сельских жителей. В рознич­ной торговле сформировалась иностранная собственность, ее доля в 2009 г. составила 3,6 % .Число магазинов в розничной торговле значительно рас­ширилось за 1991-2009 гг., однако сокращается сеть мага­зинов потребительской кооперации на селе. Одновременно идет процесс сокращения торговой площади, приходящейся на один магазин, число палаток и киосков. Вместе с тем на­блюдаются и некоторые прогрессивные тенденции, связан­ные с постоянным увеличением обеспеченности населения торговыми площадями. Так, если в 1990 г. обеспеченность городского населения в среднем по стране составляла 209 м2 на 1000 жителей, то в 2002 г. она достигла 253 м2 при норма­тиве 280 м2 (90 % норматива), сельского населения - 263 м2 при нормативе 300 м2 (88 %).Торговое обслуживание сельского населения, особенно жителей малых населенных мест, во многом определяется развитием потребительской кооперации. Правительством страны принята Программа совершенствования деятель­ности потребительской кооперации на 2005-2010 годы.

 

45.Роль, значение и развитие общественного питания, бытового обслуживания в с-п комплексе.

Общественное питание определяется как вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, орга­низацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населения/Управление отраслью осуществляет Министерство торговли Республи­ки Беларусь.Одним из главных показателей развития общественно­го питания является удельный вес продукции собственного производства в розничном товарообороте, который на про­тяжении последних лет составляет от 70 % до 75 %. За 2007 г; он составил 75, 7 %, наиболее высокий этот показатель в г. Минске (82,5 %) и Могилевской области(79,8 %).Сеть общественного питания Республики Беларусь в 2009 г. представлена 11,7 тыс. объектов на 696,2 тыс. мест, из них 12,5 % расположены при производственных органи­зациях, 38,6 % - при учреждениях образования и 42,6 % -в общедоступной сети.Положительную тенденцию имеет развитие общедо­ступных объектов общественного питания, сеть которых составляет 4,6 тыс. единиц на 193 тыс. мест. Приоритетным является открытие объектов общественного питания, осно­ванных на традициях белорусской национальной кухни и национальными кухнями народов мира. Около 70 % общедоступных предприятий - это рестора­ны, кафе, бары. Правительством республики утверждена система го­сударственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики, в которой предусмотрен норма­тив обеспеченности населения местами в общедоступной сети предприятий общественного питания по республике не менее 17 на 1000 человек. Постоянное внимание направлено на выполнение задач, поставленных Правительством Республики Беларусь по развитию придорожного сервиса. За 2004-2006 гг. число данных предприятий увеличилось на 44,4 %. В соответс­твии с Программой «Дороги Беларуси», утвержденной пос­тановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2006 г. № 468, на республиканских и местных авто­мобильных дорогах открыто 52 объекта общественного пи­тания придорожного сервиса при годовом задании - 40.Бытовое обслуживание населения объединяет предпри­ятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги. На долю бытового обслуживания населения приходится 15 % общего объема предоставляемых платных услуг.Систему управления бытовым обслуживанием населе­ния образуют Белорусское государственное объединение организаций бытового обслуживания населения («Бел-быт») и управления бытового обслуживания облисполко­мов и Минского горисполкома. Бытовые услуги населению оказывают также предприятия коммунального хозяйства, автотранспорта, местной промышленности и индивидуаль­ного (по патентам) бизнеса.В бытовом обслуживании выделяют девять основных отраслевых групп услуг: химическая чистка и крашение, ус­луги прачечных; ремонт и строительство жилья; ремонт, ок­раска и пошив обуви; ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи; ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; услуги парикмахерских, бань и душевых, услуги организа­ций по прокату, ритуальные и обрядовые услуги; услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий, прочие услуги про­изводственного характера; ремонт и техническое обслу­живание бытовой теле- и радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовле­ние металлоизделий; техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; изготовле­ние и ремонт мебели.Основную долю в бытовом обслуживании занимают про­изводственные услуги, которые в общем объеме реализации бытовых услуг достигают 80 %. В общегосударственном классификаторе Республики Беларусь 015-97 «Услуги населению» к бытовым услугам отнесено более 600 видов деятельности. В сфере бытового обслуживания работает более 8 тыс. предприятий, из кото­рых 40% - частные. При этом рост частных структур продол­жается, особенно в крупных городах. Число занятых состав­ляет примерно 220 тыс. Экономическая эффективность предприятий бытово­го обслуживания населения зависит от многих факторов. Главными из них являются срок выполнения заказа и ка­чество услуг. Например, в Беларуси срок оказания услуг по ремонту бытовой техники составляет до 12 дней, а в странах Западной Европы - один день.В стране функционирует Программа развития бытового обслуживания населения в Республике Беларусь на 2006-2010 годы.

 

46. Состояние, факторы и тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства в системе социально-потребительского комплекса

Среди важнейших направлений выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства, которое создает необходимые условия для жизнедеятельности чел-ка. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) включ. след. подотрасли: жилищное хозяйство; гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, уборку и благоустройство территорий населённых пунктов. Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложное разнообразие предприятий, служб, оказывающих и или производящих продукты — всего более 30 видов деятельности. Основной показатель: наличие жилого фонда. Управление отраслью осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Респуб­лики Беларусь.
В жилищном хозяйстве производится 2,7 % ВВП, в ком­мунальном - 2,1 %. Численность занятых 5,5 %.
Жилищная сфера - составная часть народного хозяйс­тва, включающая строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной инфраструктуры, уп­равление жилищным фондом, его содержание, ремонт.
В 2009 году введено 5814 тыс. кв. м - НО % к докризис­ному уровню, в 1990 году было введено 5282 тыс. кв.м жи­лья, в 1995 - 1949 тыс. кв. м.

В 2009 г. на одного жителя в городах приходилось 21,4 кв. м, в сельской местности - 33,3 кв. м (при отсутствии благоустройства). Международным стандартам соответс­твует - 40-70 кв. м на одного жителя.
Протяженность распределительных квартальных тепло­вых сетей, состоящих на балансе УП ЖКХ Республики Бе­ларусь, составляет более 6300 км в двухтрубном исчислении, примерно 270 км из которых имеют срок эксплуатации более 25 лет и более 1600 км - со сроком эксплуатации 15-25 лет. Именно на этих сетях теряется вся экономия от комбиниро­ванной выработки тепла, при этом реальные потери с учетом теплопотерь и утечек теплоносителя достигают 30-40 % от общей выработки, повреждаемость на этих сетях составля­ет 2-2,5 повреждений на 1 км в год.
Современное состояние водопроводно-канализационно-го хозяйства обусловлено ухудшением качества подземных вод.
В жилищно-коммунальном хозяйстве актуальной явля­ется проблема сбора и утилизации бытовых отходов.
В июле 2003 г. в стране принята Концепция развития жи­лищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года.

 








Дата: 2018-11-18, просмотров: 305.