Переходный период включает три направления преобразований:
· первое — демонтаж старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы, что нередко связано с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;
· второе — становление нового экономического порядка, цель которого — создание необходимых условий, способствующих зарождению новых структур и механизмов. В этой фазе получает развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка;
· третье — структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям.
Таким образом, под переходными следует понимать процессы преобразования содержания и структуры, мотивации экономической деятельности, адаптации ее к условиям и требованиям внутреннего и внешних рынков, что обусловлено изменениями экономического, государственного и общественного порядка.
Однако для этого потребуется создать необходимые условия и решить ряд сложных проблем:
· ликвидировать негативные последствия экономического кризиса на первом этапе переходного периода, сохранить и развить научно-технический, инновационный и кадровый потенциалы страны;
· обосновать перспективную модель национальной экономики;
· создать законодательно-нормативную базу, правовые институты, обеспечивающие развитие рыночных отношений;
· либерализировать все виды экономической деятельности, не запрещенные законом, создать благоприятные условия для становления экономической свободы и конкуренции, развивать предпринимательство, малый и средний бизнес;
· обеспечить равноправие всех форм собственности;
· сформировать развитую систему рыночной инфраструктуры — валютной, фондовой и товарных бирж, а также многообразие финансовых учреждений;
Решение данных проблем будет способствовать интеграции национальной экономики Беларуси в мировую экономическую систему.
51 52Социально ориентированная рыночная экономика в ее зрелой, стадии — это высокоэффективная экономика с развитыми предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде.
Для типовой модели либеральной, или частнокорпоративной, экономики характерны следующие черты:
· абсолютное преобладание частной собственности;
· законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;
· ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;
· относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса государственных инвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов;
· либерализм в социальной политике.
Первый этап (2001—2005 гг.) — создание необходимых условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. Второй этап (до 2010 г.) — создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышение уровня жизни народа за счет роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. На этом этапе должна была быть завершена разработка законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, предусматривающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи стабильного повышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики.
Третий этап (2011—2020 гг.) — гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.
53. Рыночные институты и рынки факторов производства
Рынок – всякий институт или механизм, к-й сводит вместе покупателей и поставщиков конкретного товара или услуги. Рынок – это совокупность экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках к-й формируются спрос, предложение и цена на них.
Рыночная эк-ка – эк-ка, в к-й только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов распределения ресурсов и частных фирм определяеют структуру распределения ресурсов.
В основу структурирования и классифицирования рынков и рын.институтов положены такие признаки, как экон.субъкеты и объекты, отрасли и др.характеристики
Совокупность институтов образует целостную систему, или институциональную среду. «Рыночность» институтов определяется соотв-ем их характера осн.принципам рыночной эк-ки:
· свобода хоз.деят-ти;
· всеобщность рыночных отношений;
· плюрализм и равноправие форм собственности;
· саморегулирование хоз.деят-ти;
· свободное ценообразование;
· самофинансирование и экон.ответственность;
· гармоничное сочетание гос-ва и рынка.
Факторы произв-ва предст.собой используемые в процессе произв-ва материальные блага и услуги ресурсов экономики. 4 группы: земля, труд, капитал, предприн.деят-ть. 4 осн.вида доходов: земельная рента, з/п, процент, предприн.доход (прибыль), к- называются платой за услуги этих факторов. Институционально-организационной основой функционирования рынка факторов произв-ва явл. биржевой механизм (тов. и фонд.биржи, биржи труда и др.). При рын. экономике рынки действуют во всех сферах хозяйствования. Важн. рын. инст-ми явл. рынки факторов производства, финансовые и товарные. В Беларуси низка мобильность трудовых ресурсов. Одним из приор. направл. развития тов. рынков является обеспечение условий для роста спроса на отеч. продукцию, объемов реализации новых видов услуг, которые образуют инфраструктуру рыночного хозяйства (маркетинговые, правовые, банковские, депозитные, страховые, информационные, консалтинговые). Важн. напр-ем явл. дальнейшее развитие системы электронной торговли.
Рынок факторов производства (или рынок ресурсов) включает рынок труда, земли, капитала, предпринимательской деятельности (управления).
В прогноз. док-ах долгоср. характера предполагается более углубленно решать следующие задачи: на 2006-2010 гг. - содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда; после 2010 г. - достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.
В результате проведения активных мер политики занятости, предусмотренных мероприятиями Государственной программы содействия занятости населения уровень безработицы к численности экономически активного населения снизился с 1,2 процента в 2007 до 1,0 процента в 2008 году. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в I полугодии 2010 г. в экономике республики было занято 4621,8 тыс. человек, что на 0,1 % больше, чем в I полугодии 2009 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец июля текущего года составил 0,8 % от экономически активного населения (на конец июля 2009 г. - 0,9 %).
На рынке труда не преодолен струк. и террит. дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составили 79,4 % от общего количества заявленных нанимателями вакансий. Среди безработных женщины составляли 53,4 %, сельские жители - 21,2 %, молодежь в возрасте до 30 лет -37,8 %. Средний размер пособия на одного безработного в июле 2010 г. составил 50,4 тыс. рублей, или 18,4 % от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Начинает формироваться рынок земли. Медленно развивается в Республике Беларусь рынок капитала.
54. Преобразование форм собственности и типы хозяйствующих субъектов
общественное хозяйство на разных этапах развития меняло свои экономические формы:
1 – Натуральное хозяйство (многообразие моделей: первобытная община, азиатская община, германская, славянская и др.). Натуральная форма хозяйства исторически основывалась на земельной собственности. Характерна для всех докапиталистических способов производства. Возникла как следствие неразвитости общественного разделения труда и примитивности материальных условий хозяйствования. Внешние связи здесь не развиты. Его элементы сохранились и по сей день, а в слаборазвитых странах существуют в массовых масштабах.
2 – Товарная форма хозяйства. Зарождалась как противоположность натуральному хозяйству, сначала в отношениях между общинами, а затем проникла и внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный элемент экономической жизни общества. Представляет собой определенную организацию общественного производства. Экономические отношения между людьми проявляются через рынок, через куплю-продажу продуктов их труда.
Для развития товарного хозяйства необходимы были два условия:
1. Общественное разделение труда, при котором каждый производитель специализируется на выработке определенного вида продукции. 2. Экономическое обособление производителей друг от друга как собственников, в силу чего возникла необходимость в обмене результатами труда. Простое товарное производство - это хозяйство ремесленников и крестьян. Оно основано на личном труде. Капиталистическое товарное производство основано на наемном труде и в полном объеме связано с рынком.
Все современные модели (за исключением северокорейской и отчасти кубинской) являются моделями рыночной экономики. В то же время чисто рыночных основ организации хозяйственной жизни не имеет ни одна национальная экономическая система. Государственное регулирование – необходимый атрибут современной организации и функционирования экономики. Оно не отрицает основ частной собственности, не нарушает действия рыночного механизма. В этом плане современные экономические модели являются вариантами «смешанной экономики», не сводимому ни чисто к рынку, ни к плановой экономике. Необходимый полит. атрибут такой системы – развитое гражданское общество.
55. Реструктуризация предприятий в процессе формирования рыночной экономики,
"реструктуризация"- это перестройка структуры чего-либо.
Реструктуризация предприятия - это изменение структуры компании (иными словами порядка, расположения ее элементов), а также элементов, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов либо внешней, либо внутренней среды.Реструктуризация включает: совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом.
Основной причиной, почему компании стремятся к реструктуризации, обычно является низкая эффективность их деятельности, которая выражается в неудовлетворительных финансовых показателях, в нехватке оборотных средств, в высоком уровне дебиторской и кредиторской задолженности.
Переход к рыночным отношениям, формирование товарных и финансовых рынков, а также конкуренция предъявляют новые жесткие требования к предприятиям. Одним из таких требований является реструктуризация, вследствие которой происходят глубокие изменения структуры и технологии производства, управления хозяйственными процессами и сбытом продукции, и, в конечном итоге, улучшаются финансово-экономические показатели.
Предприятие - основная ячейка, в которой совершается рыночная трансформация экономики. В настоящее время происходит переход от предприятия, которое понимается как производственно-технический комплекс (основные и оборотные средства), к предприятию, базирующемуся на капитале (самовозрастающая стоимость). Капиталом является не только стоимость, устанавливаемая и изменяемая рынком, но и новые отношения, складывающиеся между собственниками, управляющими и наемными работниками. Реструктуризация предприятия проводится на основе программы реструктуризации (далее - программа), которая разрабатывается предприятием. Программа должна включать:
Сведения о предприятии и анализ его производственно-хозяйственной деятельности за последние 3 года, предшествующие разработке программы;
Основной формой реструктуризации предприятий в РБ является реорганизация гос. унитарных предприятий в ОАО.
Разгосударствление и приватизация государственной собственности - одно из важнейших условий структурной перестройки экономики и привлечения инвестиций в производственный комплекс республики.
Реформирование отношений собственности в Республике Беларусь началось в 1991 году. На первом этапе процесс разгосударствления коснулся в основном небольших предприятий.
В процессе приватизации - с 1991 по 2008 год - в республике реформировано свыше четырех тысяч объектов государственной собственности, или около 41% от общего числа предприятий, подлежащих приватизации. На базе реформированных государственных предприятий создано около двух тысяч открытых акционерных обществ, а свыше 1400 государственных объектов продано по конкурсу и на аукционе. В 2007 г. осуществлены крупномасштабные проекты в сфере реформирования собственности. Законодательством предусматривается многообразие подходов к реформированию государственной собственности. Иностранные инвесторы обладают равными правами с белорусскими юридическими и физическими лицами.
Реструктуризация предприятий в Республике Беларусь прописана на законодательном уровне и не носит хаотичный характер.
56. Демонополизация и развитие конкуренции
Для стимулирования инициативного разукрупнения хозяйствующих субъектов могут использоваться налоговые льготы, устанавливаемые в законодательном порядке.
Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Республики Беларусь на 1998 - 1999 г.г. (далее - Программа) устанавливает цели, приоритеты и конкретные меры по демонополизации экономики и развитию конкуренции, а также общие требования к реализации программных мероприятий.
Демонополизация экономики имеет своей главной целью формирование конкурентных отношений в сферах производства и обращения товаров и услуг, финансов.
Становление конкурентной среды обусловлено активизацией деятельности негосударственного сектора, в том числе и в сфере промышленного производства. Отличительной чертой сложившейся конъюнктуры внутреннего потребительского рынка стала усиливающаяся конкуренция со стороны импортных товаров.
Мероприятиями по реализации Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 г.г. предусмотрен комплекс мер по дальнейшему проведению демонополизации и поощрению создания конкурирующих фирм в оптовой и розничной торговле, которые включают: разукрупнение торговых конгломератов путем выделения из их состава структурных подразделений (единиц) и доведение их доли на рынке до уровня, обеспечивающего конкурентную среду; формирование сети малых предприятий общественного питания, включая быстрое обслуживание; развитие различных форм открытой оптовой торговли на республиканском и местном уровнях.
На рынке оптовой торговли государственные предприятия к настоящему моменту в целом утратили свое монопольное положение. Конкурентная среда на этом рынке сформировалась в результате значительного роста альтернативных структур, многие из которых обеспечивают поставки более широкого ассортимента товаров, а также установлением прямых связей розничных торговых предприятий с непосредственными производителями товаров.
Продолжается активная работа по демонополизации промышленности.
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в основном в отношении товаров (услуг) предприятий, относящихся к естественным монополиям и некоторых других, в частности, на продукцию топливно-энергетического комплекса: нефть собственной добычи и нефтепродукты из нее, газ природный и сжиженный, электро- и теплоэнергию, минеральные удобрения, серийную продукцию оборонного назначения, драгоценные металлы, водку белую и спирт, другую алкогольную продукцию (минимальные цены), на важнейшие лекарственные средства, изделия медицинского назначения и некоторые другие монопольные виды продукции, а также на отдельные виды экспортной продукции (индикативные цены). Сохраняется государственное регулирование тарифов на перевозку пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом, на услуги почтовой и электрической связи, а также по оплате населением жилья (квартирная плата).
57. Государственное и частное предпринимательство
Предпринимательство может быть как частным, так и государственным, и осуществляется как в индивидуальной, так и в коллективной форме.
Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении).
Частное предпринимательство – экономическая система, в которой хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица или организации (предприятия) при минимальном вмешательстве государства.
Государственное предпринимательство можно определить как участие государства в производстве товаров и услуг, не представляющих собой услуги по государственному управлению, поддержанию правопорядка в обществе и т.п.
В Беларуси, исходя из длительного советского опыта огосударствления экономики, выявившего устойчивую тенденцию к снижению эффективности производства, медленно побеждает политика приватизации. Лишь малая часть принадлежавших государству предприятий акционировалась, хотя и их в силу слабого развития рыночных отношений, специфически складывающихся отношений собственности и их нельзя считать в полном смысле "разгосударствленными", частными предприятиями.
В наше время мы наблюдаем снижение государственного предпринимательства.
Обычно государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как: обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса.
Перспективы развития предпринимательства определяется прежде всего проводимой в стране политикой по отношению к негосударственным формам собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в силу их очевидной нужды для насыщения рынка потребительскими товарами и снижения уровня безработицы.
В настоящее время в РБ малому бизнесу уделяется значительное внимание: приняты соответствующие законы, разрабатываются программы государственной поддержки на общереспубликанском и областном уровнях, созданы центры и фонды поддержки предпринимательства, ряд своеобразных экономических зон, научно-технологических парков и инновационных центров.
В Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 ноября 1996 г. предусмотрены следующие меры по поддержке малого предпринимательства:
· формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства;
· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;
· льготные условия для получения информационных, финансовых и материально-технических ресурсов, научно-технических разработок и технологий.
В Национальной программе развития экспорта на 2007-2010 годы один из разделов посвящен развитию экспортного потенциала малого и среднего бизнеса.
Мероприятия, направленные на развитие малого бизнеса должны одновременно способствовать повышению конкурентоспособности его продукции, а так же непосредственно стимулировать выход малых предприятий на внешние рынки.
Кол-во предприятий малого бизнеса на конец 2008 года составило 33 900. Количество малых предприятий на протяжении последних лет менялось, но незначительно. Роста количества малых предприятий в результате многочисленных перерегистраций практически не наблюдается.
Центром малого предпринимательства является город Минск. Здесь работает 50% малых предприятий республики.
58. Малый бизнес и задачи его развития в национальной экономике
Малый бизнес – предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. Малое предпринимательство является важным фактором социально-экономического развития Республики Беларусь. По состоянию на 1 января 2008 г. в стране функционировало 44,8 тыс. малых предприятий, количество индивидуальных предпринимателей составляло 212,5 тыс. чел.
На частных малых предприятиях обеспечены более высокие темпы роста по основным экономическим показателям, чем в целом по отраслям экономики. Это еще раз подтверждает, что субъекты малого бизнеса более мобильны и являются важным источником экономического роста страны.
Сфера малого предпринимательства охватывает практически все отрасли и сферы деятельности. Так, основными видами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание (41,2%). На втором месте 23,6% промышленность, на третьем - строительство-12,3%. Отраслевая структура малого предпринимательства за последние годы существенно не изменилась. Доля отдельных видов отраслей наглядно показана на рис.3.
В промышленности малые предприятия представлены в основном в полиграфическая (33,9% всех малых предприятий промышленного сектора), в цветной металлургии (24,9%), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (20,2%), а также в пищевой промышленности (19,1%).
Уровень развития малого предпринимательства в регионах во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение со стороны местных властей.
Более половины (54,1%) частных малых предприятий и почти четверть индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (22,5%) сконцентрированы в г. Минске. В областях малый бизнес примерно на 50% сосредоточен в областных центрах
В современный период особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях нестабильной, ресурсозависимой экономики и ограниченности финансовых ресурсов.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. (+ вопрос № 56)
59. Структурная трансформация национальной экономики: цели, принципы, механизмы
К важнейшим инвестиционным проектам относятся следующие:
· в промышленности – модернизация базовых отраслей (авто-, тракторо-, сельхозмашиностроения; точного станкостроения; лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности) с целью увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции; ускоренное развитие наукоемких высокотехнологичных производств, выпускающих продукцию экспортного назначения, а также импортозамещающих производств;
· в строительном комплексе – модернизация и расширение производства высокоэффективных строительных материалов и конструкций, освоение новых мощностей на базе энергосберегающих технологий;
· в АПК – углубление специализации сельскохозяйственного производства (развитие животноводства, картофелеводства и льноводства); интенсификация производства, техническое и технологическое переоснащение отраслей АПК с целью снижения себестоимости продукции и повышения ее качества;
· в производственной и социальной инфраструктурах – реализация инвестиционных проектов, предусматривающих решение проблем энерго- и водоснабжения, транспорта и телекоммуникаций, оздоровления населения.
Республика Беларусь после распада СССР стала самостоятельным суверенным государством и получила в наследство достаточно развитую относительно других бывших республик экономику с многоотраслевой структурой, где преимущественную роль играли такие отрасли специализации, как машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, животноводство, льноводство и картофелеводство. Продукция этих отраслей (коэффициент товарности превышал 0,3) в больших объемах вывозилась за пределы республики для удовлетворения общесоюзных потребностей.
Основой трансформации экономики должна была стать структурная перестройка. Структурная перестройка экономики на первом этапе рыночных преобразований осуществлялась стихийно (так называемая пассивная ее форма).
Важным показателем трансформации экономики является институциональная структура экономики, характеризующая прежде всего складывающиеся пропорции секторов экономики по формам собственности и уровень развития рыночных отношений в стране. В 2003 г. доля государственной собственности по численности работников составляла 52,9%, частной (негосударственной) - 46,1, иностранной- 1,0 %. В институциональной структуре белорусской экономики численность занятого в ней населения характеризуется невысоким удельным весом частной собственности , в том числе смешанной с иностранным участием- а также иностранной.
Отраслевая структура экономики Беларуси характеризуется достаточно высоким по сравнению с европейскими странами удельным весом в ВВП сферы производства товаров. Традиционно в национальных экономиках выделяют три сектора: 1) сельскохозяйственный сектор, 2) промышленный сектор, 3) сектор услуг. В Республике Беларусь прослеживается следующая структура ВВП: 41,2 % приходится на производство товаров и 44,7 % ВВП - в секторе услуг. Согласно НСУР Республики Беларусь до 2020 года прогнозируется провести структурную трансформацию национальной экономики Распределение численности занятого населения Распределение численности занятого населения по отраслям экономики (в процентах к итогу) Республики Беларусь в следующем направлении: 7 % ВВП должно формироваться в сельскохозяйственном секторе, 28 % ВВП - в промышленном секторе и 65 % ВВП должно создаваться в секторе услуг, с учетом роста производства по всем секторам национальной экономики.
Путь от индустриальной к постиндустриальной стадии социально-экономического развития определяет главные черты современного этапа структурной трансформации Республики Беларусь.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 351.