Переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически. Государство призвано регулировать этот процесс, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его нормального функционирования.
За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции:
· эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;
· обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;
· формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;
· обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);
· развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;
· проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;
· поддержка социально незащищенных групп населения;
· охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;
· обеспечение национальной безопасности страны;
· разработка и реализация стратегии социально-экономического развития и др.Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества, посредничестве между предпринимателями и наемными работниками и т.д. Административные методы экономического регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности или категорий населения. Административные методы широко применяются в области охраны окружающей среды и социальной защиты населения.Важной задачей государства в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью используются:
· бюджетно-налоговая политика;
· денежно-кредитная политика;
· ценовое регулирование;
· амортизационная политика;
· прямые методы регулирования — государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.
63.Прогнозирование, планирование, программирование как формы государственного регулирования экономики. Важнейшие прогнозные и программные документы по социально-экономическому развитию РБ.
Государственное регулирование социально-экономических процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим методом государственного управления экономикой в переходный к рыночным отношениям период. Планирование должно рассматриваться не только как норма, метод, инструмент принятия управленческих решений, как интегрирующая деятельность, объединяющая экономику, социологию, экологию, демографию, статистику и другие дисциплины, но и как наука управления, формирующая специфическую теорию, технологию и институциональные структуры, обеспечивающие необходимое воздействие на объекты государственного регулирования экономики. Государственное прогнозирование социально-экономического развития рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.
Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:
· на долгосрочную перспективу — Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;
· среднесрочную перспективу — Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;
· краткосрочную перспективу — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.
Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь.Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020), разработанная Министерством экономики с участием других министерств и ведомств.Основная цель устойчивого развития Республики Беларусь — динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инвестиционного развития экономики и социальной сферы, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 293.