Понятие национальной экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Индикаторы и динамика устойчивого экономического развития. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г.

Устойчивое развитие – процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Экономический рост отражает больше количественную сторону изменения экономической активности, а экономическое развитие – качественную сторону экономической активности населения и субъектов хозяйствования.

Индикаторы устойчивого развития. Важным вопросом в реализации концепции устойчивого развития – особенно в связи с тем, что она часто рассматривается как эволюционирующая – стало выявление его практических и измеряемых индикаторов. В этом направлении сейчас работают как международные организации, так и научные круги. Исходя из вышеуказанной триады, такие индикаторы могут связывать все эти три компонента и отражать экологические, экономические и социальные (включая психологические, например, восприятие устойчивого развития) аспекты.

"Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года"

Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики в ее завершенном виде к 2020 году должна предстать в следующем виде – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она должна гарантировать – высокий уровень благосостояния работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, пожилых и инвалидов. Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности.

Второй этап (2011-2020 гг.). Целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные.

В структуре экономики страны в прогнозном периоде будет последовательно снижаться доля производства товаров до 37-38% в 2020 г. и возрастать доля сферы услуг – до 50-52% соответственно.

Приоритетное развитие должны получить:

– информатизация и производство программного обеспечения;

– нанотехнологии и наноматериалы;

– модернизация энергетического хозяйства;

– биотехнологии и генетики;

– наука и сфера услуг (образование, здравоохранение, туризм, транспорт).

Обеспеченность жильем при этом к 2020 г. достигнет 27–29 кв. м общей пощади на 1 человека. Валовой внутренний продукт в 2020 г. предусматривается увеличить по сравнению с 2005 г. в 2,0-2,3 раза. инвестиции в основной капитал – в 2,4-2,7, продукцию промышленности – в 1,6-1,7, сельского хозяйства – в 1,6, сферы услуг – в 2,3-2,6 раза. Ориентировочное соотношение частного и государственного секторов должно составить к 2020 году соотношение 70:30, что соответствует уровню экономически развитых странах мира.

 

 

Бюджетное регулсистема национальной экономики.

 

Бюджетная система РБ включает республиканский и местный бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет респуб­ликанского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в РБ могут создаваться внебюджетные фонды. Эти конституционно обязательные положения реализуются в ежегодно принимаемых законах о гос. бюджете, Налоговом кодексе РБ, а также в разработке и проведении единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, валютной политики. В мае 1998 г был принят Закон РБ «О бюджетной классификации РБ». С середины 1998г. вступила в силу новая редакция Закона РБ «О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах», которая обеспечивала необходимую для соответствующего анализа республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и включала классификации:

•доходов; • расходов, в т. ч. функциональную, эконом. (предметную) и ведомственную классификации расходов; • источников внутр. финансирования дефицита рес­публиканского и местных бюджетов; • источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета; • видов внутреннего государственного долга РБ; • видов внешнего гос. долга РБ. Законом устанавливалось, что бюджетная классификация (систематизированная группировка статей доходов, расходов и источников финансирования дефицитов) является единой для республиканского и местных бюджетов, гос. вне­бюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и

Бюджетное устройство в РБ основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, и определяется административно-территориальным делением. В бюджетную систему как са­мостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Консолидированный бюджет РБ (бюджет республики) составляют бюджеты шести областей, г Минска и республиканский бюджет.

В число целевых бюджетных фондов Беларуси входят: • Республиканский фонд поддержки производителей сель­скохоз. продукции, продовольствия и аграрной науки • Гос. фонд содействия занятости;

• Республиканский дорожный фонд; • Республиканский фонд охраны природы; • Республиканский фонд «Энергосбережение».

В законе о бюджете РБ на очередной фин. Год устан-ся размер прироста внутреннего и лимит внешнего гос.долга, лимит участия Нацбанка РБ в кредитовании деф-ца респ-о бюджета, размер платы за обслуживание Нацбанком гос-о внутреннего долга и др показатели.

Контроль за использованием респуб. бюджета осуществляется Президентом РБ, Правительством РБ и Комитетом гос. контроля РБ. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Гос. таможенный комитет РБ, местные фин., налоговые и таможен. органы.

Понятие национальной экономики.

НЭ — это хозяйственная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия:

-суверенитет нации и государства;

-территориальная целостность;

-единство экономического пространства и юридической среды;-общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;

-наличие единого платежного средства — национальной денежной единицы — и целостной финансовой системы;

-развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэк. и геополитических отношений;

-эффективные гарантии независимого распоряжения и при­умножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации. НЭ как сложная система включающая комплекс орг., структур: функцион-ных, институц-ных и других подсистем, компонентов, характеристик.В организационном плане — это совокупность субъектов хо­зяйствования: организаций, учреждений, предприятий, про­изводств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений. В структурном плане — это хозяйственные комплексы: про­мышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и ряд других.В функциональном плане — это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологич. и др.В институциональном плане — это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка факторов про­изводства, рынка товаров и услуг, валютного рынка, фондового рынка, рынка объектов интеллектуальной собственности, рын­ка жилья и других.По уровням функционирования и управления НЭ подразделяется на макроуровень (экономика в це­лом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (пред­приятия и организации первичного производственного звена).Все структурные компоненты, комплексы, потенциалы, сег­менты национального рынка опосредованы:

• формами и правами собственности;

• движением материальных потоков различных видов ре­сурсов, участвующих в хозяйственном, воспроизводственном процессе и вовлеченных в экономический оборот в виде затрат сырья, энергии, капитала, труда;

• финансовыми потоками (денежной массы — наличных и безналичных денег), движением ценных бумаг всех видов (ак­ций, облигаций, векселей и др.);

• юридической средой (законодательными и нормативно-правовыми актами органов государственной власти всех ветвей и уровней, а также системой международных договоров и со­глашений).Социально-экономические процессы, протекающие в нацио­нальной экономике, в совокупности образуют единый процесс воспроизводства, который охватывает четыре стадии: произ­водство, обмен, распределение, потребление. Их функциониро­вание и конечный результат оцениваются комплексом важней­ших социально-экономических показателей и макропарамет­ров, в том числе накопления и потребления, характеризующих движение общественного продукта. Важнейшими характеристиками НЭ являются эффективность и конкурентоспособность, отражаю­щие состояние, тенденции, закономерности ее развития, место и роль в мировой экономике.

 

2. Предмет и задачи курса и его место в системе экон наук

Нац. эк-ка – это предмет, в рамках кот. происходит сопоставление теорет. представлений об оптим. путях развития эк-ки страны с реальными экон. процессами, что не только дает знания о состоянии эк-ки, но и позволяет выработать свои суждения о причинах и кризисных явлений и способах их преодоления. Как наука она имеет свой объект, предмет, инструментарий и субъект. Предмет – соц.-эк. процессы воспр-ва, закономерности функционирования и развития хоз. систем, элементов, механизмов, потенциалов. Объект - нац. хоз. система, эк-ка страны в масштабе нации, гос-ва. В качестве субъекта выступают органы упр-я и научные структуры. Методология иссл-ия нац. эк-ки базируется на системном и структурно-функц. подходах. Гл. принципами такого анализа явл.: комплексность (взаимоувязанное рассмотрение разл. аспектов эк. деятельности в рамках нац. эк. системы в целом); сопоставимость (рассмотрение структурных показателей, рассчитанных для однотипных по масштабам структурных подразделений нац. эк-ки и одинак. периодов времени); динамичность (рассмотрение всех явлений в динамике за опр. период с целью выявления тенденций развития).

Инструменты - теоретико – методологические подходы к анализу состояния проблем, закономерностей развития хозяйственной среды.

Главная задача курса — формирование сис­темы знаний об экономике Беларуси как суверенного госу­дарства, ее становлении, проблемах и перспективах развития; нэ на основе анализа мировой и отечественной практики исследует тип хоз систем; нэ это область хоз практики, имеющая дело с соц-эк процессами прошлого, настоящего, будущего.

 

3. Предпосылки и условия становления, функционир-я и разв-я НЭ. Программа соц-экон разв-я РБ на 2011-2015гг.

Для осуществления сложн процессов трансформации эк-ки необх. выпол­нение предпосылок: общесистемн, систем­н, внутрисистемн.

Общесистемн предпосылки: опр-е правовых, идеологических, полит. условий, хар-щих фундаментальн устои общ-ва и тип со­здаваемого гос-ва. Данные предпосылки создают рамки для всех аспектов развития общ-ва и гос-ва. Согласно нац стратегии устой­чивого соц.-эк. развития РБ до 2020 г, в качестве общесистемн усл-й стратегич хар-ра определены: построение и разв-е унитарн демокр. соц. пра­вового гос-ва в соответствии с Конституцией РБ; формир-е современн гражд общ-ва; создание социально ориентированной рыночной эк-ки. Общесистемные предпосылки: внешне- (суверенитет, открытость эк-ки, стабильность стратегических приоритетов, многовекторность внешней политики) и внутриполитич (станов­ление демократии, оптимизация гос. структур упр-я, повышение гражданской активности.) предпосылки.

Системн предпосылки опр-ют единство экон и институционально-правового пространства, механизмы и нормы взаимодействия регионов и секторов эк-ки, регулируемых отн-ми собственности, организационно-правовыми формами ведения хоз-ва, функционир-я реального сектора, финансовой систе­мы, рыночн институтов. Система таких норм, механизмов опр-ся Конституцией, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, з-нами страны. К системн предпосылкам отн-сят полный учет специфики страны в сфере эк-ки. Благоприятн факторами разв-я страны явл-ся: высококвалифицированн кадры, значительн научно-технич и производствен­н потенциал, большие запасы отдельн видов минерально-сырье­вых ресурсов, выгодное географич положение, многовекторн внешнеэкономическ связи, комплексность разв-я регионов, доминировании крупн и сверхкрупн предприятий.

Внутрисистемн предпосылки направлены на обеспе­чение эффект-ти и конкурентоспособности НЭ на основе ее перевода на инновационн, высокотехнол, наукоемкий тип разв-я, опти­мизацию ее структурн хар-тик. Суть обновления: создать стр-ру эк-ки, адек­ватную реальн потр-ям общ-ва, базирующуюся на совр. прогрессивн технологиях, способную эффективно функционир-ть в усл-ях рынка и интегра­ции белор экономики в мировое хозяйство. Накопленные бел. эк-кой структурные де­формации после распада СССР весьма многообразны. Они проявлялись:

- в отраслевой структуре, в гипертрофии тяжелой про­м. и отставании производ. и соц. инфраструктуры, несоответствии структуры спроса и предложения;

- в технологической структуре пр-ва, в мораль­но устаревшей мат.-технич. базе, не позволя­ющей рассчитывать на успешную деятельность в условиях рынка;

.- в техническом уровне и качестве выпускаемой продук­ции, в низкой конкурентоспособности большинства видов производимой продукции и др.

Указанные проблемы можно преодолеть на основе ак­тивного гос. регулирования. Важное место занимает при этом создание новой системы упр-я с учетом требований соц., эк., эколо­г. принципов устойчивого развития.

Основные направления совершенствования предусматривают формирование нац. инновационной системы; создание благопр. условий для развития предприн. инициативы и увеличения притока инвестиций в эк--ку; развитие гос.-частного партнерства; расширение самостоятельности регион. и местных органов управления в решении соц.-эк. проблем. Гл. цель - рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования соц.-эк. отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности НЭ.

• Инновационный путь развития экономики базируется на человеческом потенциале. Инновационное развитие и структурная перестройка эк-ки, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств. Ключевая задача пятилетия – создание в РБ принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию.

4. Понятие и научная методология разв-я НЭ

Методология – сов-сть приемов исследования с целью познания и преобразования действительности. Она включает как общефилософский метод, так и методы конкретных наук. Научные основы методологии развития НЭ базируются на законах и категориях диалектики эк. теории. Научные основы эк. процессов опираются на положения:

- эк. развитие имеет свои объективные законы (удовлетворения потребностей; спроса и предложения; стоимости), в кот. отражены существенные причинно-следственные связи явлений, выражена их повторяемость в опр. условиях;

- развивающиеся во времени соц.-эк. явления имеют факт преемственности. Изучение прошлого и настоящего дает основу для предвидения и оценки будущих тенденций.

Объективную основу развития НЭ составляют законы.

Основными элементами методологии являются:

1) принципы – основные исходные положения и основополагающие правила. Они определяют направленность, нацеленность и комплексность разработки и обоснования развития национальной экономики;

2) методы – способ (средство), с помощью которых обеспечивается развитие национальной экономики;

3) показатели – форма количественного выражения развития национальной экономики;

4) методика – совокупность рабочих методов и приемов, используемых для расчетов и осуществления разработок;

5) логика – правила, процедуры и обоснованность действий при развитии национальной экономики;

Научной основой изучения НЭ выступают з-ны и категории эконом. теории, в частности з-ны, к-рые делятся на общие, специфическ, всеобщие.

При формировании развития национальной экономики учитываются принципы:

-динамичности явлений (Количественные и качественные изменения, происходящие внутри явления, могут формировать принципиально новое качество объекта);

-согласованности развития (согласование показателей развития нэ, различающихся по масштабности (макро- и микропрогнозы); временному периоду (оперативные, кратко-, средне-, долгосрочные прогнозы);

-вариантности (закл в разработке нескольких наиболее вероятных вариантов развития событий в условиях неопределенности будущей среды нэ).

-единства и политики (системное решение в развитии нэ экономических, социальных и политических задач, поставленных государством перед обществом, по ускорению социально-экономического развития страны).

-научной обоснованности (развитие составляется на научной основе с учетом экономических законов и закономерностей развития общества).

-обоснования (выделения) ведущих звеньев и определение главных задач

-комплексности

-системности (системный характер развития национальной экономики - все уровни рассматриваются как взаимосвязанная система)

-директивности договорных обязательств (После заключения договоров и государство, и организация обязаны выполнить условия договоров).

В процессе развития национальной экономики необходим контроль, т.к. могут возникать различные диспропорции, обусловленные внешними и внутренними факторами.Подходы : исторический; комплексный; системный; структурный.

 

5. Основные макроэк. показатели и пропорции национальной экономики.Эк-ку как целое изучает макроэкономика Объектом изучения макроэк-ки явл-ся сводные, обобщающ. пок-ли по хоз-ву страны в целом: нац. богатство, валовой нац. продукт (ВНП), валовой внутр. продукт (ВВП), нац. доход (НД), суммарные гос. и частные инвестиции, общее кол-во денег в обращ.

Количественную (цифровую) инф-цию об уровне и воз­можностях разв. эк-ки страны в целом предоставляет соц-эк статистика.

Основные статистические показатели рассчитываются в сис­теме национальных счетов (СНС), или системе взаимоувязан­ных показателей, применяемых для описания и анализа макро­экономических процессов. Ключевым показателем является ВВП.

 ВВП — обобщ. эко­номич. показатель, который в рыночных ценах выражает совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназнач. для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами: производственным, методом использования доходов, методом формирования ВВП по источникам доходов.

ВНП, в отличие от ВВП отражает совокупную стои-сть конечн. товаров и усл., ее данных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами, если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это есть размер ВНП.

Важным макроэкономическим пока-лем является НД. НД определяется как сумма доходов всех владельцев факторов пр-ва, т.е. оценивается по факторной стоимо­сти за вычетом косвенных налогов. Как и ВНП, он может быть рассчитан по производству, распределению и использованию. Произведенный НД представляет собой основную часть ВНП, которая остается после вычета из него амортизации, т.е. состав­ляет сумму чистой продукции (а не добавленной стоимости) всех предприятий и отраслей, производящих товары и услуги. Распределенный НД — это сумма первичных доходов (заработ­ная плата, прибыль, рента, процент), полученных резидентами данной страны. Использованный НД — это произведенный на­циональный доход за вычетом потерь от стихийных бедствий, ущерба при хранении, внешнеторгового сальдо и представляет собой сумму фондов потребления и чистого накопления.

Одним из основных показателей уровня благосостояния и экономического развития страны служит личный располагае­мый доход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств), т.е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов и добавлением субсидий.

Для пересчета макроэкономических показателей из теку­щих цен в неизменные, или сопоставимые, используются спе­циальные дефляторы или индексы цен, в том числе дефляторы ВВП и индексы потребительских цен (ИПЦ).

 

6. . Система национального счетоводства (СНС)

СНС как междунар.стандарт 1992г. - макроэкон., бух., цифровое отражение кругооборота дохода в рамках замкнутого хоз.периода. Бух.аспект обеспечивается тем, что отражение эк. цикла ведется с помощью двойной проводки операций в системе счетов. Т.о., СНС даёт конкретное отражение эк.цикла, а не его теоретич. анализ.

Основным назначением СНС явл. обеспечение эффект. учёта, анализа, прогнозирования и гос.регулирования эк-ки на всех уровнях исходя из реально сложившихся связей, факт. организации производства и распределения продукта и дохода. Эк-ка в соотв. с СНС подразд. на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; гос.управление; частные некоммерч.учреждения, обслуживающие домашние хоз-ва; домашние хоз-ва (население).

В методол. плане в основе СНС лежит расширенная концепция пр-ва, кот. охватывает следующие виды экон.деятельности: а) производство товаров, в т.ч. для собственного потребления; все рын. услуги, включая услуги образования, медицины, банков и страховых компаний; б) нерыночные услуги, включая гос.управление, услуги некоммерч. огранизаций и наемной прислуги; в) услуги по поддержанию жилищ, оказываемые их собственниками, за искл. услуг по ведению дом.хоз-ва.

В международной СНС в наст.время приняты след.группы счетов: для секторов эк-ки; отраслей эк-ки; отдельных эк.операций; эк-ки в целом. Ключевыми макроэкон.агрегатами в СНС явл. ВВП, ВНП и НД. Система национальных счетов в узком смысле охватывает счета, которые выявляют основные показатели экономического развития (ВВП, НД и их компоненты). СНС в широком смыс­ле — система макроэкономических расчетов, включающих так­же запасы ресурсов, межотраслевой баланс, платежный баланс и др. СНС включает пок-ли объема, динамики, структуры производства ВВП, счет товаров и услуг, счет производства, счет образования доходов, счет распределения первичных доходов, счет вторичного распределения доходов, счет использования национального располагаемого дохода, счет операций с капиталом и др. Завершается СНС построение балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период

 

 

7. Типы нац.хозяйственных систем.Эк-кая модель каждой страны — это рез-т, длит. истор. процесса, в теч. кот. выстраивается соотношение эл-тов модели и формируется мех-зм их взаимодействия. Именно поэтому каждая НЭ система уникальна.Типологизация позволяет выявить основные черты, системообразующие эл-ты НЭ, уточнить совок-сть принципов, институтов, форм и мех-змов функц-ния, с тем чтобы с макс. пользой применить их для форм-ния и разв. нац. эк-ки Бел., ее продвижения к рынку.Среди наиболее представительных европейских страновых вариантов ученые-экономисты выделяют модели:германскую (широко известная модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства); британскую (ее наиболее характерная черта — дерегулирование); французскую (известна своим дирижизмом, или государственным интервенционизмом); итальянскую (ее характерная особенность — кооперативизм); • шведскую (известна как «государство благосостояния»)Страновое разнообразие моделей эк-ки указанных выше и др. стран Европы имеет тенденцию к сближению с бщеевропейской моделью, формируемой идеологией и требованиями Европейского союза (ЕС). Доминантное положение в мире занимает американская модель, которая характ-ется интенс. перераспр-ем акционерной собств-сти.

Особое место принадлежит японской экономической моде­ли - социальная организация общества, пре­дусматривающая гармонизацию отношений на всех его уров­нях и во всех сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. Наряду с указ. м. выделить и особую китайскую модель смешанной экономики, форм-юся в усл. эволюции эк-ки «чистого соц-зма». Из привед. выше моделей разв. стран выделить (по критерию «социальности») либеральную, соц. ориентированную и соц-демокр. группы. Эти группы рыночных моделей отличаются друг от друга:

1) структурой собственности — в первой налицо абсолютное преимущество частной собственности; во второй и третьей поддерживаются пропорции смешанной экономики;

2) социальной политикой — первая рассчитана на определенную, наименее защищенную группу населения; вторая — на все население; в третьей проводится, по сути, уравнительная политика;

3) участием государства в перераспределительных процессах — оно нарастает от первого модельного типа к третьему;

4) границами государственного участия в экономике — они расширяются в указанном выше направлении.

Критериями отнесения страновых моделей к той или иной группе выступают их базовые характеристики. В общую совокупность таких характеристик, принципов входят следующие:

-отношения собственности, роль частной собственности и ее соотношение с государственной и другими формами собственности;

-уровень развития и формы организации рыночной среды в целом и отдельных ее сфер;

-границы и методы государственного воздействия на экономику;

-цели и средства проводимой экономической политики;

-формы взаимодействия государства и бизнеса;

-методы регулирования экономических процессов обеспечения устойчивого развития; -объем и значение государственного сектора в производственном комплексе и др.

 

8.Состав совокупного экономического потенциала национальной экономики.Термин «потенциал» применительно к экономике означает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития. На макроуровне под совокупным эконом потенциалом поним максимально возможная способность НЭ производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.Объемы и структура, технический уровень производства потребления, качество товаров и услуг во всех сферах и отраслях НЭ, а также накопленные и располагаемые ею на всей территории и за рубежом материал и духовн ценности, труд и прир ресурсы характеризуют уровень развития совокупного экономического потенции страны.Основн факторами, определяющими эк. потенциал, являются производственные мощности пром-сти, с/х, стр-ства, транспорта и связи, производств, соц. и эколог инфраструктуры, трудовые ресурсы, в том числе квалифицированные кадры, способные развивать научно-технический прогресс и обеспечивать его реализацию в сфере производства и потребления.Важнейшими составляющими совокупного экономическох потенциала Беларуси являются:природно-ресурсный потенциал; демографический и трудовой потенциалы; научный, научно-технический и инновационный потенциал, информационно-технологический потенциал; производственный потенциал; инвестиционный потенциал национальной экономики; внешнеэкономический потенциал; экологический потенциал. Для общей оценки совокупного экономического потенциала используются следующие показатели-индикаторы:

-численность населения, его половозрастная структура, ес­тественное и механическое движение населения;

-трудовые ресурсы, их структура, обеспеченность рабочей силой и квалифицированными кадрами в соответствии с требо­ваниями научно-технического прогресса (НТП) и рыночной экономики;

-индекс развития человеческого потенциала;

-стоимость и структура основных производственных фон­дов, показатели их воспроизводства (коэффициенты обновле­ния, выбытия, степень износа);

-ВНП, валовой внутренний про­дукт, в том числе на душу населения в сравнении с экономичес­ки развитыми странами;

-возможные объемы роста выпуска промышленной, сель­скохозяйственной продукции, продукции строительства, пере­возок грузов и пассажиров;

-уровень потребления благ и услуг на душу населения в сравнении с научно обоснованными нормами и нормативами, а также с экономически развитыми странами;

-наличие запасов и уровень использования минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных, водных, земель­ных ресурсов;

-экологическая емкость экосистем и уровень загрязнения окружающей среды (по основным ее компонентам).Эконом. потенциал зависит не только от абсолютных объемов ресурсов и производственных возможностей, но и от степени их использования.

 

 

9. . Природно-ресурсный и экологический потенциал национальной эк-ки Бел.

Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при иных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека. Размер природно-ресурсного потенциала — это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов — земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др. Зем ресурсы. Представляют собой часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования. Наибольшие площади земельного фонда заняты сельскохо­зяйственными угодьями. Управление земельными ресурсами в Республике Беларусь определяется проводимой государственной земельной политикой.Водные ресурсы. Включают все пригодные для хозяйствен­ного использования запасы поверхностных и подземных вод. По обеспеченности водными ресурсами на одного жителя находится в сравнительно благоприятных условиях. В Беларуси функционирует специфическая отрасль эконо­мики — водное хозяйство, которое занимается изучением, уче­том, управлением, прогнозированием и планированием исполь­зования водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения, транспортировкой их к месту потребления.Лесные ресурсы. Включают стволовые запасы древесины разнообразные недревесные ресурсы: технические, кормовые, охотничье-промысловые, пищевые (грибы, плоды, ягоды, орехи и др.), лекарственные растения выполняют общественно полезные и защитно-ресурсоохр. функции (водоохранные, климаторегулирующие, полезные, противоэрозионные и др.). Основные функции лесопользования и лесовоспроизводства в Республике Беларусь выполняет лесное хозяйство — национальной экономики, которая обеспечивает потребность страны в древесине и других продуктах леса, сохранение национальное использование всего многообразия ресурсов лесного фонда, усиление экологических функций лесов.Минерально-сырьевые ресурсы — это при­родные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов. Топливные минеральные ресурсы Беларуси включают нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы. Горно-химическое сырье представлено калийными и каменными солями, фосфоритами, минерализованными рассолами. Территория Беларуси перспективна в отношении черных и цветных металлов. Беларусь имеет достаточно мощную мин-сырьевую базу для производства строительных материалов. Расширяется исследование и вовлечение в эксплуатацию минеральных подземных вод. При оценке экол-кого потенциала Бел. необходимо учитывать все те экологические проблемы, которые накапливались в стране во второй половине XX в.Наиболее серьезной экологической проблемой остается биоактивное загрязнение в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Одной из важнейших проблем в контексте устойчивого раз­вития экономики страны является защита атмосферы, сниже­ ние уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных горо­дах и промышленных центрах Беларуси. Экологический потенциал страны в значительной мере за­висит от качества поверхностных и подземных вод. Устойчивость экологического потенциала страны во многом определяется мерами по рациональному использованию земель в сельскохозяйственном производстве и других отраслях экономики. Образование и накопление отходов производства и потреб­ления ведет к ослаблению экологического потенциала страны и представляет реальную угрозу здоровью людей.

10. Земельные ресурсы в природно-ресурсном потенциале.

Земельные ресурсы- часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования. Они создают основу для сельскохозяйственного производства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки, рассе­ления сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека.

Наибольшие площади земельного фонда заняты сельскохозяйственными угодьями – это те участки земли, которые используются в сельскохозяйственном производстве. К основным категориям сельскохозяйственных угодий относятся: пашни, многолетние насаждения (сады, ягодники), залежи (пашни, не обрабатываемые в течение длительного времени), сенокосы и пастбища.

Динамика сельскохозяйственных угодий имеет отрицательную направленность. Отмечается уменьшение площадей сельскохозяйственных угодий, обеспеченность каждого жителя страны сельскохозяйственными угодьями, что было обусловлено исключением из оборота загрязненных в результате аварии на ЧАЭС территорий, отводами земель под различные виды строительства, промышленные объекты, на природоохранные цели. Сказывается также и нерациональное использование земель, когда небольшие по площади сенокосы и пастбища зарастают кустарником и мелколесьем.

Особую ценность представляют пахотные земли (пашня), наиболее интенсивно эксплуатируемая часть земельных ресур­сов, систематически обрабатываемая и используемая под посевы сельскохозяйственных культур.

Управление земельными ресурсами в Республике Беларусь определяется проводимой государственной земельной политикой.

Повышение эффективности землепользования связано с оптимальным распределением земель по сферам и отраслям народного хозяйства, радикальным улучшением результативно­сти использования этого ресурса во всех без исключения сегментах экономики.

 

11. Роль водных ресурсов в природно-ресурсном потенциале.
Водные ресурсы
включают все пригодные для хозяйственного использования запасы поверхностных и подземных вод. Ресурсы поверхностных вод определяются в основном суммарным стоком в средний по водности год.

По обеспеченности водными ресурсами на одного жителя Беларусь находится в благоприятных условиях.

Беларуси присуща значительная дифференциация водообеспеченности, которая усугубляется неравномерным размещением населения и производства.

Рост промышленного и сельскохозяйственного производства, высокие темпы урбанизации способствовали расширению использования водных ресурсов.

Основными потребителями воды являются: жилищно-коммунальное хозяйство – 47,1% общего потребления; производственное (промышленное) водоснабжение – 44,1%; сельскохозяйственное водоснабжение – 8,5%; орошение – 0,3 %.

Потребление питьевой воды на одного жителя в целом по Беларуси составляет 218 л/сут., что существенно выше, чем в большинстве стран Европы. Наибольшее удельное водопотребление на хозяйственно-питьевые нужды отмечается в Минске, Бресте, Гродно, Бобруйске и Могилеве.

В Беларуси функционирует специфическая отрасль экономики – водное хозяйство, которое занимается изучением, учетом, управлением, прогнозированием и планированием использования водных ресурсов, охраной вод и т.д. Основная задача водного хозяйства – обеспечение всех отраслей и видов хоз.деятельности водой в необходимом количестве и соответствующего качества. Разработка и реализация водохозяйственных и водоохранных мероприятий координируется государственным органом управления, функции которого в настоящее время выполняет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Обобщенным показателем эффективности использования водных ресурсов, который позволяет сопоставить объем затраченной воды с результатами хозяйственной деятельности, является водоемкость ВВП:

где W – водоемкость валового внутреннего продукта, м3/р.; R1 – годовое потребление свежей воды, м3; R2 – годовой объем оборотного водоснабжения, м3; V – стоимость годового валового внутреннего продукта, р.

Главным резервом повышении эффективности использования водных ресурсов (особенно свежей воды) является сокращение потребления в основных водопотребляющих отраслях. Другое направление – ликвидация многочисленных потерь воды на всех этапах ее использования, а также непосредственно водопотребителями.

 

 

12. Лесные ресурсы: состав, функции, показатели.
Лесные ресурсы.
От того, насколько рационально используются ресурсы леса, во многом зависит рост экономики страны.

Лесные ресурсы включают стволовые запасы древесины, разнообразные недревесные ресурсы: технические (живицу, пробку и др.), кормовые, охотничье-промысловые, пищевые (грибы, плоды, ягоды, орехи и др.), лекарственные растения, и т.д.

Лесной фонд Беларуси как совокупность всех лесов страны натурального и искусственного происхождения включает покрытые лесом земли, а также другие земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства. Степень облесенности территории определяется с помощью показателя лесистости, т.е. отношения лесопокрытой площади к общей площади, и выражается в процентах. Лесистость территории Беларуси составила 39 %.

По возрастным категориям покрытая лесом площадь распределяется следующим образом: молодняки, средневозрастные, приспевающие, спелые и перестойные. Дефицит приспевающих и спелых насаждений определяет возможность дальнейшей эксплуатации лесных ресурсов страны. Значительная часть лесов (25 %) создана искусственно – это лесные культуры, главным образом, сосна и ель.

Леса Беларуси в соответствии с их экологическим, экономическим и социальным значением, местоположением и выполняемыми функциями делят на две группы.

Первую группу составляют леса, выполняющие преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции.

Вторую группу образуют хозяйственные леса, которые наряду с экологическим имеют эксплуатационное значение.

Важной составной частью лесных ресурсов являются недревесные ресурсы (пищевые, лекарственные, технические, кор­мовые и др.). Расширяется использование рекреационных ресурсов белорусских лесов.

Основные функции лесопользования и лесовоспроизводства в Республике Беларусь выполняет лесное хозяйство. Лесопользование в Беларуси осуществляется по принципу непрерывности и неистощительности. Ведение лесного хозяйства предполагает как вырубку, так и восстановление лесов.

Режим лесоиспользования определяется размером расчётной лесосеки( норма ежегодных объёмов рубок леса, иди кол-во готовой продукции, которое можно изъять из лесовоспроизводства для заготовки лесоматериалов).

 

 

13. Минерально-сырьевые ресурсы в природно-ресурсном потенциале.

Минерально-сырьевые ресурсы – это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов.

Минеральное топливо (уголь, нефть, природный газ) – основной источник энергии в мировом хозяйстве и важнейшее промышленное сырье. Переработка минерального топлива является базой формирования многих промышленных комплексов.

Важнейшими полезными ископаемыми, добыча которых наиболее существенно воздействует на экономику страны, являются калийные и каменные соли, нефть, торф, строительные материалы и сырье для их производства, подземные пресные и минеральные воды.

Топливные минеральные ресурсы Беларуси включают нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы.Всего учтено 65 месторождений нефти, из них более 30 эксплуатируются, а остальные относятся к категории разведываемых или законсервированных.Потребности народного хозяйства в нефти возрастают, и нынешние объемы добычи смогут их покрыть лишь на 10–15%. Перспективными в отношении нефти и природного газа являются Оршанская и Брестская впадины.

Торфяные ресурсы значительно истощены вследствие интенсивного использования на предыдущих этапах экономического развития Беларуси. Если общие прогнозные ресурсы торфа оцениваются в 3 млрд. т, то для промышленной добычи пригодно лишь 240 млн. т.

Бурые угли выявлены на территории Белорусского Полесья. Наиболее изучены три месторождения – Житковичское, Бриневское и Тонежское.

Залежи горючих сланцев на юге Беларуси образуют крупный сланцевый бассейн. Предварительно изучены Любанское и Туровское месторождения.

Горно-химическое сырье представлено калийными и каменными солями, фосфоритами, минерализованными рассолами. Наибольшее народнохозяйственное значение имеют калийные соли. Два разведанных месторождения (Старобинскому и Петриковскому). Запасы каменной соли оцениваются как практически неисчерпаемые. Только на трех разведанных месторождениях (Мозырском, Давыдовском и Старобинском) они превышают 22 млрд т.

На территории Беларуси выявлены два фосфоритоносных бассейна: Сожский – на востоке и Припятский – на юге.

Территория Беларуси перспективна в отношении поиска руд черных и цветных металлов. Открыты два месторождения железных руд – Околовское и Новоселковское.Болотные железные руды встречаются почти повсеместно, известно более 300 месторождений. В настоящее время болотные железные руды служат сырьем для производства минеральных красок. В осадочных породах Припятского прогиба имеются залежи давсанитовых руд, перспективные в качестве сырья для производства глинозема и кальцини­рованной соды.

Беларусь имеет довольно мощную минерально-сырьевую базу для производства строительных материалов. Наиболее значительны запасы цементного сырья, доломита, мела, строительного и облицовочного камня, глин для производства грубой керамики и легких заполнителей, силикатных и строительных песков, песчано-гравийных и других материалов. Вместе с тем ощущается дефицит в стекольных песках, глинах для производства качественного кирпича.Расширяется исследование и вовлечение в эксплуатацию минеральных подземных вод.Богата Беларусь минеральными рассолами.

 

 

14. . Экологический потенциал страны (ЭП)

ЭП характеризует возможность сохранения и функционирования природных систем, рационального использования всех компонентов биосферы в интересах человека.

Географическое положение в центре Европы обеспечивает Беларуси особое место т.к. высока доля сохранившихся сплошных массивов ненарушенных или слабо нарушенных экосистем. К ним в первую очередь следует отнести лесные и болотные массивы, особо охраняемые природные территории, которые соединены экологическими коридорами и образуют национальную экологическую сеть.

Основными структурообразующими элементами национальной экологической сети являются природные комплексы — ядра системы, характеризующиеся высокими показателями биологического и ландшафтного разнообразия. Часть из них имеют статус заповедников и национальных парков. Связующими звеньями экологической сети выступают русла миграции генофонда (экологические коридоры) — долины рек, леса (пущи), отдельные участки сельскохозяйственных угодий.

Существенным показателем эффективности функционирования экологического потенциала (национальной экологической сети) является экологическая емкость. Целесообразно использование двух ее показателей:

первый — отношение экологически чистой продукции (прошедшей экологическую сертификацию) к общему объему данного вида продукции, или ВВП в целом. На макроуровне по­казателем экологической емкости (lэк) валового внутреннего продукта является удельный вес чистой продукции (товаров, услуг) (N) в общем объеме ВВП:

l эк = N / ВВП;

второй — удельные величины загрязнений в расчете на единицу конечного результата (конечной продукции). В качестве загрязнений могут быть взяты различные загрязняющие вещества, газы, отходы. Измерение макроэкономических показателей производится в натурально-стоимостной форме и рассчитывается как отношение объема выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов (Z) на единицу ВВП; коэффициент удельных загрязнений (lz) рассчитывается по формуле:

lz = Z / ВВП.

В системе международных сравнений показателем, характе­ризующим экологический потенциал, является «объем выбросов вредных веществ в расчете на единицу ВВП». Этот агрегированный показатель должен включать выбросы вредных веществ в атмосферу, в водные объекты (при этом он может быть приведен к единой размерности при учете классов вредности), трансграничные переносы вредных веществ.

Наиболее серьезной экологической проблемой остается ра­диоактивное загрязнение в результате катастрофы на Черно­быльской АЭС. Значительная часть территории республики (23 % общей площади), на которой проживало 2,5 млн человек, загрязнена радионуклидами (в том числе цезием-137).

Одной из важнейших проблем является защита атмосферы, сниже­ние уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах Беларуси.

ЭП страны в значительной мере зависит от качества поверхностных и подземных вод.

Устойчивость ЭП страны во многом определяется мерами по рациональному использованию земель в сельскохозяйственном производстве и др. отраслях экономики. По данным почвенных исследований, эродированные и эрозионно-опасные земли занимают площадь около 19 % территории страны. Водная и ветровая эрозия наносят существенный экологический и экономический ущерб.

 

15. Демографич потенциал нац эк-ки.

Имеет основополагающее значение для оценки и прогноза трудовых ресурсов. Его важнейшие показатели - численность и продолжи­тельность жизни населения, рождаемость и смертность, поло­возрастная структура, распределение населения на городское и сельское.

Численность населения определяется по итогам переписей и текущих оценок (в годы между переписями). Текущие оценки проводятся на основании итогов переписи населения, к которым ежегодно добавляется количество родившихся и прибывших и вычитается число умерших и выбывших с данной территории.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении — это количество лет, которое в среднем предстоит прожить одному человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в данный период времени.

Распределение населения на городское и сельское производится по месту проживания. В Республике Беларусь к городским поселениям относятся города и поселки городского типа (городские, рабочие и курортные). Население страны, проживающее на остальной территории, является сельским.

Динамика численности населения страны определяется естественным и механическим его приростом (убылью). Естественный прирост равен разности между числом родившихся и умерших за год. Механический прирост, или сальдо миграции, определяется разностью между числом прибывших в страну и выбывших в другие государства на постоянное место жительства.

Страна в демографическом развитии вступила в качественно новый этап — депопуляцию. Особенно­стью этого процесса в Беларуси является не только низкий уро­вень рождаемости, характерный для многих развитых госу­дарств, но и высокий уровень смертности, имеющий тенденцию к росту.

Демографический потенциал во многом определяется про­должительностью жизни людей. В РБ средняя продол. жизни 68,5 , в.т.ч. у муж. – 62,7 г., у. жен.-74,7.

Демографическая политика Республики Беларусь должна быть направлена на обеспечение режима воспроизводства насе­ления, близкого к экономически развитым странам, характери­зуемого ростом населения, сознательно регулируемой рождае­мостью, снижающейся смертностью и повышающейся продол­жительностью жизни. Особое внимание необходимо уделять созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, обеспечивающих возможность рождения и воспитания нескольких детей, постепенного перехода от мало- к среднедетности.

 

 

16. Состав и структура трудового потенциала в национальной экономике.

Трудовой потенциал. Определяется количеством и качеством трудовых ресурсов, их занятостью в экономике. Трудовые ресурсы — это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, здания материальных и нематериальных благ и услуг.

К трудовым ресурсам относятся: население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов I и II групп неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица старше и младше трудоспо­собного возраста, занятые в экономике. Граница трудоспособного возраста населения в каждом го­сударстве определяется национальным законодательством в за­висимости от продолжительности жизни, природно-климати­ческих и социально-экономических условий страны. В РБ к населению трудоспособного возраста относятся мужчины в возрасте от 16 до 60 и женщины – от 16 до 55 лет.

В РБ последовательно осуществляется переход на международную систему классификации населения, в соответствии с которой выделяется экономически активное и экономически неактивное население.

Экономически активное население — это часть жителей страны, предоставляющих свой труд для производства товаров и услуг.Экономически активное население характеризу­ется показателем «уровень экономической активности населе­ния», который определяется в процентах к общей численности населения.

К экономически неактивному населению трудоспособного возраста относятся лица, которые не считаются занятыми эко­номической деятельностью или безработными. В состав экономически не­активного населения включаются: учащиеся и студенты, слу­шатели и курсанты дневных учебных заведений (в том числе аспирантуры и докторантуры); лица, получающие пенсии; заня­тые домашним хозяйством, уходом за детьми, больными род­ственниками и т.д.; безработные, не состоящие на учете в служ­бе занятости, но которые могут и готовы работать; другие лица, у которых нет необходимости работать, независимо от источни­ка дохода.К занятым в экономике относятся лица, работающие на предприятиях и в организациях всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства; в фермерских хозяйствах; занятые предпринимательской деятельностью и самозанятое население.В последние годы для характеристики как трудового, так и демографического потенциала страны используются такие понятия, как «индекс развития человеческого потенциала» и «человече­ский капитал».Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого развития, разработан для сравнения отдельных госу­дарств по уровню развития человеческих ресурсов, а именно, насколько условия жизни в данной стране близки к общеприз­нанным критериям благополучия отдельного человека и всей нации — возможности жить долго, получить образование и иметь достойный уровень материального благосостояния. ИРЧП - средняя арифметическая из 3 важнейших индикаторов уровня жизни — индекса ожида­емой продолжительности жизни при рождении, индекса уров­ня образования населения и индекса реального среднедушевого ВВП, рассчитанного с учетом паритета покупательной способ­ности (ППС). Индекс может изменяться от 0 до 1 (чем ближе он к 1, тем выше уровень развития человеческого потенциала). В РБ он составляет 0,79 (62-е место среди 177стран).Человеческий капитал включ. врожденные способности и талант.

 

17. Занятость населения и политика на рынке труда.

Для характеристики трудового потенциала страны важное значение имеет структура занятости населения, его распределе­ние по отраслям национальной экономики и видам деятельнос­ти. Сводным источником информации о среднегодовой числен­ности занятых в экономике и ее отраслях являются балансы трудовых ресурсов, ежегодно составляемые по областям, Мин­ску и стране в целом. Численность занятых в экономике Бела­руси уменьшилась с 5150,8 тыс. чел. в 1990 г. до 4335 тыс. чел. в 2004 г., произошли существенные изменения в структуре за­нятости.

Доля занятых в сельском хозяйстве, строительстве, про­мышленности, транспорте, науке уменьшилась, а удельный вес работающих в лесном хозяйстве, связи, торговле, жилищ­но-коммунальном хозяйстве и отраслях сферы обслуживания увеличился.

За время развития Республики Беларусь как суверенного го­сударства изменилось распределение численности населения, занятого на предприятиях, в учреждениях и организациях раз­личных форм собственности. Удельный вес занятых в государственном секторе экономики сократился, а в частном секторе увеличился. На территории Беларуси появились иностран­ные и совместные предприятия, количество занятых на кото­рых постоянно возрастает.

Республика Беларусь относится к государствам с высоким уровнем образования занятого в экономике населения, что является одним из ее конкурент­ных преимуществ. Для использования этого преимущества не­обходимо улучшать демографическую ситуацию и совершенст­вовать структуру занятости населения.

Стратегическая цель государственной политики на рынке труда заключается в обеспечении свободно избранной, продук­тивной занятости и создании условий для более полной реали­зации трудового потенциала общества в соответствии с профес­сиональными возможностями каждого человека.

 

18. Научный потенциал, его характеристики. Понятие науки.  

Научный потенциал определяется как совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследова­ний (фундаментальных и ориентированных фундаментальных).

Ключевыми макропараметрами научного потенциала являются показатели наукоёмкости ВВП, среднегодовая числен­ность работников отрасли «Наука и научное обслуживание», их доля в общей численности занятых в народном хозяйстве, ко­личество научных организаций. Эти параметры используются и для международных сопоставлений.

На­учный потенциал страны понёс серь­езные потери и находится в сложном положении. В настоящее время на каждые 10 тыс. жителей республики приходится около 18 исследователей. Более чем в 3 раза сократились объемы ра­бот, выполненных научными организациями Беларуси, сущест­венно замедлилось обновление материально-технической базы науки, значительная часть которой морально и физически уста­рела (60 % основных фондов).

В республике 295 организаций и предприятий выполняли ИР, в которых было задействовано около 30 тыс. работни­ков. Основная часть научного потенциала сосредоточена в НАН Беларуси, Министерстве промышленности, Министерстве образования, Министерстве здравоохранения, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Министерстве архитек­туры и строительства, концерне «Белнефтехим».

Традиционно научные организации распределяются по трем основным сферам, представляющим относительно обособлен­ные элементы в научной системе: академическую, вузовскую, отраслевую науку (ранее выделялась еще и заводская наука).

Наиболее мощной (и с высшим научным статусом) организа­цией является НАН Беларуси, в кото­рой сосредоточены 90 научных организаций и свыше 11 тыс, работников. Вузовская наука представлена 35 университетами и други­ми вузами, а также 9 научно-исследовательскими институтами (НИИ), 3 конструкторскими и проектно-конструкторскими ор­ганизациями, подведомственными вузам и Министерству обра­зования республики. Отраслевая наука включает, главным образом, научно-тех­нические центры, конструкторско-технологические бюро (КТБ) базовых предприятий промышленности, строительства, АПК, учреждений системы здравоохранения. Наибольший потенци­ал сосредоточен в системе Министерства промышленности — 57 организаций и свыше 8 тыс. работников.

Сущность науки: создание условий для возникновения и эффективного функционирования рыночной среды, тех рыночных регуляторов, которые определяли бы спрос и предложение на рынке научно-технической продукции; — интеграцию отечественной науки в мировое сообщество, увеличение объема и улучшение обмена информацией и технологиями; — согласованное развитие науки и образования, создание целостной системы подготовки высококвалифицированных научных кадров всех уровней и по всем направлениям научной деятельности; — разработку и внедрение в сферу науки эффективно действующего мотивационного механизма, использовав для этих

19. Научно-технич потенциал нац эк-ки.

Научно-технический потенциал — это совокупность ресур­сов и условий осуществления прикладных научных исследова­ний и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.

Значение, качество и продуктивность потенциала научно-технической деятельности как креативного ядра ин­новационной системы страны характеризуют следующие коли­чественные и качественные параметры и показатели:

- количество научных организаций, их функциональная структура;

- объемы и структура исследований и разработок (ИР);

- научные кадры(численность персонала, занятого ИР);

- финансовое обеспечение (источники финансирования, объём затрат на ИР и т.д.);

- материально-техническая база (научное оборудование, производственные помещении и др.);

- научно-информационные ресурсы (компьютерные информационные системы, Интернет-хосты);

- система управления научной сферой, процессами ИР, включая блок оценки их результатов.

Важной качественной характеристикой науч­но-технического потенциала является структура по отраслям наук. Традиционно выделяются естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные и гумани­тарные науки. В последние несколько лет пре­обладающие позиции занимают технические науки. Затем идут естественные науки, сельско­хозяйственные, общественные, меди­цинские и гуманитарные науки.

Преобладание технических и естественных наук, отражаю­щее специализацию Беларуси на машино- и приборостроении, создает потенциальные возможности для поддержания и разви­тия известных белорусских научных школ в области математи­ки, физики, механики, химии, биологии, а также разработок в области лазерных и плазменных технологий, оптоэлектроники, новых материалов с особыми свойствами, методов технической диагностики, машиностроения, химического синтеза веществ, селекции растений, биотехнологии, способов обработки инфор­мации, специальной вычислительной техники.

Исследователи и разработчики — важней­шая составляющая научно-технического потенциала. От их профессиональной подготовки, квалификации, компетентно­сти, новаторского мышления зависит не только конкурентоспо­собность разработок, основанных на новых методах, продук­тах, но и их коммерциализация, влияющая в конечном с^ете и на приток финансовых ресурсов в науку.

Финансирование науки. Заключается в денежном покры­тии ее затрат. Финансовые ресурсы науки определяются как за­траты на научные исследования и разработки (ИР). Общие зат­раты на ИР складываются из внутренних затрат на работы, вы­полняемые организациями, и на работы соисполнителей.

 

20. Организационные формы управления научным комплексом страны.

Организационная структура управления научным комплексом представляет собой совокупность научных, научно-производственных и обслуживающих организаций, органов гос. управления НТР и их взаимосвязей на различных иерархических уровнях управления экономикой страны.

Группы научных организаций:

-научные учреждения, выполняющие преимущественно научные исследования;

-конструкторские, технологические и проектные организации, осуществляющие в основном технические разработки;

-научно-технические подразделения и центры, лаборатории и экспериментальные производства, занятые преимущественно освоением новой продукции и новой технологией;

-организации и предприятия научно-технического обслуживания.

Кроме этого функционирует большое число комплексных учреждений, сочетающих научно-исследовательские работы с др. видами научно-технической деятельности: конструированием, технологическими разработками, проектированием.

В настоящее время организационно-экономическая среда, в которой работают научно-технические организации определяется: сокращением платежеспособного спроса заказчиков; ограниченностью бюджетных средств; неплатежеспособностью предприятий в течении длительного времени; отсутствием существенных налоговых льгот, неэффективным гос. регулированием науки.

 

 

21. Инновационный потенциал и национальная инновационная система, задачи инновационного развития страны.

Инновационный потенциал – это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продукции и технологии.

Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационно: способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуются следующими показателями: - уровнем научно-технических разработок; - состоянием и мощностью опытно-экспериментальное базы отраслей и предприятий; - наличием резервных производственных площадей; - уровнем технологической базы производства и технического оборудования; - наличие эффективных систем подготовки производства и ресурсов для серийного выпуска новой продукции; - степенью инновационной активности предприятий; - системой подготовки кадров-инноваторов; - финансовым обеспечением и др.

Современную нормативно-правовую базу составля­ют более 20 нормативных актов, определяющих принципы, це­ли, направления и механизмы инновационной политики госу­дарства. Ключевые положения этих документов предусматри­вают перевод национальной экономики на инновационный путь развития посредством построения национальной иннова­ционной системы (НИС) рыночно ориентированного типа.

Архитектура НИС включает следующие структурные блоки: 1. организационную структуру; 2. Инфраструктуру; 3. институциональную и правовую среду; 4. систему подготовки и переподготовки кадров; 5. систему управления (менеджмента) и регулирования про­цессов формирования сетевых национальных систем, финанси­рования и рыночной коммерциализации нововведений.

Важнейший элемент НИС - финансовая система, позволяющая быстро находить средства для апробации новых инновацион­ных идей, выдвигаемых наукой или рынком.

Стратегической целью НИС является перевод эконо­мики Беларуси на инновационный путь развития.

Задачи инновационного развития страны:

· создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследователь­ских работ и разработок, а также повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций;

· формирование и развитие технологической базы науки, опытных производств;

· постоянное повышение научно-технического уровня и но­визны научных исследований и разработок и обеспечение их со­ответствия потребностям реального сектора экономики и соци­альной сферы;

· адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных источни­ков, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий;

· рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулиро­вания научной, научно-технической и инновационной деятель­ности при реализации приоритетных направлений развития на­уки и технологий;

· совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

22. Производственный потенциал.

Производственный потенциал в масштабе национальной экономики определяется как совокупность всех ресурсов и условий общественного производства, оценивается объемом производства товаров и услуг (ВВП), производственными мощностями промышленных предприятий и строительных организаций, возможностями производства сельскохозяйственной продукции, уровнем развития производственной инфраструктуры.Одним из обобщающих показателей, характеризующих производственный потенциал, является стоимость основных фондов (основных средств, основного капитала): зданий, сооружений, передаточных устройств, рабочих и силовых машин и оборудования, измерительных и регулирующих приборов и устройств, вычислительной техники, транспортных средств, инструментов, и др. Кроме перечисленных в состав основных средств входят затраты, производимые за счет капитальных вложений на улучшение земель, не связанные с созданием сооружений, и капитальные затраты в арендованные основные средства. Для определения общего их объема, вещественной структуры, анализа их воспроизводства, а также для определения износа (амортизации) основных фондов применяется стоимостная оценка. РБ в наст. время обладает значительным произв-ым потенциалом. Стоимость основных фондов всех отраслей экономики составила около 153 трлн р., что по объёму эквивалентно 4,2 ВВП страны. В то же время основные фонды имеют динамику роста, уровень обновления и качественные характеристики, которые не могут быть оценены как оптимальные. В Беларуси, хотя и медленнее, чем в соседних странах с переходной экономикой, происходит процесс приватизации и разгосударствления основных фондов. В соответствии с действующим в системе статистического учета Республики Беларусь классификатором отраслей народного хозяйства все основные фонды делятся на две группы. К первой отнесены основные фонды отраслей, производящих товары промышленности, сельского хозяйства, строительства, лесного хозяйства и др. Вторая группа включает основные фонды отраслей, оказывающих услуги транспорта и связи, торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, образования, здравоохранения, физической культуры и др. Используется также традиционное деление основных фондов на производственные и непроизводственные.Наиболее существенно сократились основные фонды отраслей, производящих товары, особенно сельского хозяйства и строительства. Уменьшение физических объемов основных фондов и соответствующее сокращение производственного потенциала экономики явилось следствием кризисных явлений в экономике, которые сопровождались падением инвестиционной активности. В итоге низкие объемы ввода в действие основных фондов не компенсировали объемы их выбытия.Качественными характеристиками производственного потенциала экономики являются: уровень износа основных фондов; возрастной состав активной части основных фондов; доля оборудования, соответствующего передовым мировым высокотехнологическим образцам (по уровню энерго- и топливоемкости, производительности, экологичности). Анализ количественных и качественных показателей позволяет определить потенциальную способность основных фондов производить конкурентоспособную продукцию и обеспечивать поступательный экономический рост.Основные фонды экономики Беларуси в наст. время хар-ся высоким уровнем морального и физического износа. Анализ движения основных фондов показывает,чтокоэффициент их износа в целом превысил 52%.Технологический и технический уровень экономики Беларуси по своим качественным характеристикам существенно отстаёт от уровня передовых стран.

 

23.Экон содержание и особенности формир-я инвестиционн потенциала страны.

Инвестиционный потенциал страны - это ее способность освоить необходимые объемы инвестиций в строительство новых предприятий и их комплексов, расширение и реконструкцию действующих предприятий, в развитие человеческого потенци­ала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры.

Уровень развития инвестиционного потенциала страны определяют объемы и структура капиталовложений и строитель­но-монтажных работ, качество и технический уровень вводимых в эксплуатацию объектов, а также накопленные материальные и нематериальные ценности, квалификация рабочей силы.

Для сохранения и развития инвестиц. потенциала страны на уровне европейских стандартов требуется модернизация производственной базы строительного комплекса. Основными целями его развития являются: 1. Технич. перевооружение действующих предприятий; 2. Внедрение ресурсосберегающих технологий; 3.совершенствование проектирования, внедрений прогрессивных архитектурных решений; 4.совершенствование законодательно-нормативной и информационной базы и т.д.

Для достижения этих целей необходимо обеспечить реализацию системы мероприятий, включающих:

• совершенствование внутриотраслевой структуры строительного комплекса на основе приоритетного развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств, бази­рующихся на высоких и экологически чистых технологиях;

• создание новых архитектурно-планировочных систем зда­ний и сооружений, возведение жилых и административных зданий по современным эффективным проектам, обеспечиваю­щим снижение уровня затрат на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла;

• модернизацию технологий строительства и производства строительных материалов до уровня передовых европейских стран, постепенное поэтапное закрытие энергоемких и экологически вредных производств, требующих импорта дорогостоящего и экологически вредного сырья и перепрофилирования их на новые виды продукции;

• расширение международного сотрудничества, прежде все­го с Россией и другими странами СНГ, Евросоюза, направлен­ного на при влечение иностранных инвестиций и кредитов в приоритетные подотрасли - цементную промышленность, про­мышленность стеновых и теплоизоляционных материалов;

• активизацию проведения подрядных торгов на строи­тельство объектов за пределами страны, поиск потенциальных потребителей строительных материалов и изделий;

• обеспечение развития территорий, моделей расселения, инженерно-транспортной инфраструктуры в соответствии с утвержденными генеральными планами.

С целью использования зарубежного опыта, технологий и инвестиций предусматриваются расширение международного сотрудничества, активизация работ по организации совмест­ных и иностранных предприятий, холдинговых и лизинговых компаний, региональных финансово-строительных групп.

 

 

24. Информационно-технологический потенциал- сов-сть всех видов ресурсов и условий, обеспеч-х возможность формирования ключевых институтов информ-ого общества в рамках нац. эконом. системы.

Основ-е составляющие: информационные ресурсы, методы обеспечения их накопления, сохранности и эффективного использования; информационно-компьютерные и телекоммуникационные технологии; автоматизированные информационные системы и механизмы предоставления услуг на их основе; инф-онно-телекоммуникационная инфраструктура, технологическая сетевая среда передачи и обработки дан-х; информационная индустрия, в том числе индустрия средств информатизации, телекоммуникации и связи; система компьютерного образования;

Важнейшими факторами интеграции главных компонентов ИП: создание условий формационной безопасности и защиты данных; единство организационных, технических и технологических принципов построения этих компонентов; строгое соблюдение международных стандартов по их разработке и внедрению. Новейшие информационно-коммуникационные технологии оказывают мощное преобразующее воздействие на все сферы жизни современного. ИКТ оказывают решающее влияние на все стороны жизни современного общества: - функционирование органов государственной власти и уп­равления и их взаимодействие с бизнесом и населением; - развитие производительных сил; - повседневную жизнь граждан — с помощью виртуального пространства удовлетворяются многие из основных жизненных потребностей (электронное образование и телеобучение, телерадио-, телемедицина, потребности в информации и общении.Беларусь активно участвует в развитии отраслей ИКТ с момента их зарождения в мире в 50—60-х гг. Под информатизацией понимается «организационный со­циально-экономический и научно-технический процесс обеспе­чения потребностей органов государственной власти, юриди­ческих и физических лиц в получении сведений о лицах, пред­метах, фактах, событиях, явлениях и процессах на базе инфор­мационных систем и сетей, осуществляющих формирование и обработку информационных ресурсов и выдачу пользователю Документированной информации».Основная цель государственной политики в области инфор­матизации по отношению к белорусскому информационному рынку заключалась в создании и эффективном применении та­кой нормативно-правовой базы, которая, с одной стороны, способствовала бы стабильности рынка и его ориентации на удовлетворение информационных потребностей общества, а с другой — обеспечивала бы преференции на рынке отечествен­ным производителям информационных технологий, средств, продуктов и услуг. Однако и на этом этапе информатизации на белорусском рынке доминировали продукты, производимые крупными за­падными фирмами, в первую очередь базовые информационные и телекоммуникационные технологии. Обладая существенным научно-техническим потенциалом в данной области, республи­ка тем не менее не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в их разработке и использовании.

 

 

25. Внешнеэк (ВЭ). потенциал НЭ РБ

 Внешнеэкономический потенциал страны определяется наличием природных ресурсов, созданным производственным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, соци­альной сферой, продукция и услуги которых экспортируются за пределы страны или продаются иностранным гражданам, фирмам и организациям, в том числе совместным предприяти­ям, без вывоза их за границу.Важн. экономич. показатели, определя­ющими внешнеэкономический потенциал страны: объем производства ВВП, в том числе на душу населения; удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП; доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров. Для РБ внешнеэкон. имеет важное значение,т.к. по мировым масштабам она является небольшой европейской страной с открытой эконо­микой, в которой доля экспорта составляет около 2/3 валового внутреннего продукта.По удельному весу экспорта товаров и услуг в ВВП РБ занимает первое место среди стран СНГ, а по производству ВВП на душу населения (по паритету покупа­тельной способности) уступает только Российской Федерации и Казахстану. Если по производству ВВП на душу населения РБ уступает всем странам Евросоюза, то по удельному весу экспорта товаров и услуг в ВВП она значительно превос­ходит большинство из них.Роль и значение внешнеэкон. потенциала для развития н.э.определяются совокуп­ностью факторов и условий. Для РБ это пре­жде всего:выгодное экономико-географическое положение;развитая система транспортных коммуникаций и произ­водственная инфраструктура в целом;многоотраслевой промышленный комплекс;созданный научный и инновационный потенциал;достаточно мощная строительная база;значительные лесные и водные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов и др.);высокий общеобразовательный уровень населения и сло­жившаяся система подготовки специалистов;многовекторные внешнеэкономические связи, способс­твующие расширению внешних рынков. Основу внешнеэкономического потенциала Бел. созда­ет промышленность и прежде всего те ее отрасли, продукция ко­торых занимает наибольший удельный вес в экспорте товаров.В товарной структуре экспорта Беларуси наибольший удель­ный вес имеет продукция машиностроения, нефтеперерабаты­вающей, химической и нефтехимической промышленности. Значителен удельный вес продукции черной металлургии, лег­кой, пищевой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, строительных материалов. На долю продукции машиностроительного комплекса при­ходится около четверти всего белорусского экспорта. Вне­шнеэкономический потенциал здесь определяют крупнейшие предприятия по производству грузовых автомобилей, тракто­ров, металлообрабатывающих станков, сельскохозяйственных машин, холодильников и морозильников, велосипедов, мо­тоциклов и др. Только за годы государственного су­веренитета в Беларуси освоено производство автобусов, трол­лейбусов, трамваев, зерноуборочных комбайнов и других ви­дов техники, имеющих спрос не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Значительным внешнеторговым потенциалом располагают лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная про­мышленность, производство строительных материалов, легкая промышленность, а также агропромышленный комплекс страны.В последние годы внешнеэкономический потенциал Бела­руси укрепляется за счет экспорта услуг. Беларусь имеет значительные резервы для увеличения эк­спорта услуг, особенно туристических.

 

 

26. Экономический рост – такое развитие экономики, когда имеет место увеличение реального валового национального продукта (ВНП) или национального дохода (НД), как в общем так и на душу населения. В самом общем виде экономический рост означает количественное и качественное изменение результатов производства и его факторов (их производительности). Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах.

Типы экономического роста:

Интенсивный – рост производства на основе использования новых технологий, улучшения качества ресурсов, совершенствования организации производства и труда, повышения квалификации работающих.

Экстенсивный – основан на вовлечении в производство дополнительных ресурсов при сохраняющихся уровне технологии и качестве самих ресурсов.

Выделяют внутренние и внешние факторы экономического роста.

К внутренним факторам относятся:

человеческий капитал (население и трудовые ресурсы)

природно-ресурсный фактор

инновационный (научно-технический прогресс и сфера его реализации) и производственный потенциалы

инвестиции

емкость внутреннего и внешних рынков сбыта продукции

институциональная среда

Внешние факторы экономического роста включают:

международное разделение труда

политические факторы

Факторы, сдерживающими экономический рост в РБ:

ограниченность собственной сырьевой и топливно-энергетической базы

высокая ресурсоемкость экономики

сильная зависимость от поставок сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий из стран СНГ

неразвитость рыночной инфраструктуры

Экономический рост в РБ достигается за счет ориентации экономики на:

повышение качества и конкурентоспособности продукции, производительности труда

ускорение инновационного процесса

усиление открытости НЭ

привлечение внутренних и внешних инвестиций

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 248.