Особенности семейного воспитания детей с различными дефектами

Воспитание детей с недостатками слуха в первую очередь должно быть направлено на развитие и закрепление речевых навыков. Все впечатления и эмоции ребенка следует облекать в словесную форму; ему как можно раньше нужно дать понять, что все предметы имеют свои названия. Для этого названия предметов пишут на табличках крупными печатными буквами и прикрепляют их к соответствующим предметам, изготовляют для детей книжки-самоделки с подписями и картинками. Для понимания речи окружающих ребенка приучают смотреть в лицо говорящего и читать с губ. Говорить следует громко, отчетливо, смотря в лицо ребенку; ребенок при этом подражает движениям губ говорящего. Получая необходимые указания у специалистов-сурдопедагогов, родители сами могут учить детей устной речи. Для развития остатков слуха необходимо использовать звучащие и музыкальные игрушки, а обращаясь к ребенку, громко говорить ему на ухо. Занятия по развитию речи, счета, остатков слуха, занятия продуктивной деятельностью лучше проводить несколько раз в день по 10-15 минут. К 7 годам продолжительность занятий должна быть увеличена до 45 минут. Нужно помочь ребенку с дефектами слуха включиться в группу слышащих сверстников, рассказав им, как нужно разговаривать с глухими, предотвращая возможные конфликты. Необходимо посещать вместе с ребенком кино и театр, помогая осмыслить увиденное.

Воспитание детей с дефектами зрения начинается с развития пространственной ориентации. Как только слепой ребенок научится ходить, следует не оберегать его от самостоятельных движений, а приучать ходить и бегать по комнате, ориентируясь на голос и звук погремушки. Следует научить ребенка самостоятельно передвигаться по квартире, двору, ближайшей улице. Сначала он ходит, держась за руку взрослого, затем рядом или впереди взрослого. Уверенность в движениях, ловкость и гибкость тела приобретаются благодаря прыжкам через скакалку, выполнению простых гимнастических упражнений, подвижным играм со зрячими. Очень важно прививать ребенку навыки самообслуживания.

Представления об окружающем мире у слепого ребенка расширятся, если научить его разбираться с помощью слуха в многообразии звуков, обучить с помощью ощупывания различать форму, фактуру, размеры предметов, материалы, из которых они сделаны. Необходимо целенаправленно знакомить ребенка с сезонными изменениями в природе, растениями, учить различать овощи и фрукты по вкусу. Средством развития осязания и уточнения представлений о форме и пропорциях предметов служит лепка, конструирование, аппликации. В творческих сюжетных играх развиваются внимание, память, воображение. С 5 лет слепого ребенка учат пользоваться ножницами, молотком, ножом и другими инструментами. Конкретизации речи слепого ребенка способствует слушание сказок, рассказов, их пересказ. Новые слова лучше ребенку объяснять при одновременном осязании им соответствующего предмета. Недоступные для ощупывания предметы следует заменить игрушкой и рассказывать о них простым и понятным языком. Ребенка учат рассказывать о знакомых предметах, своих играх, выполненных заданиях.

Воспитание умственно отсталых детей главным образом опирается на трудовое воспитание, которое начинается с формирования навыков самообслуживания, помощи другим членам семьи. Необходимо регулярно проводить занятия, развивающие познавательную деятельность ребенка: наблюдения за предметами и явлениями окружающей природы, рисование, лепка, чтение детских книг, упражнения по развитию по речи. Родители умственно отсталого ребенка помогают ему закреплять знания и навыки, полученные в школе.

Воспитание детей с речевыми расстройствами предполагает пробуждение интереса ребенка к звукам речи, прислушивание к ним, выделение их в простых словах. Полезно привлекать внимание ребенка к сравнению на слух правильного и неправильного произношения слов. Следует добиваться того, чтобы ребенок стремился к более четкому произношению, для чего следует демонстрировать образцы правильной речи.

 

Конспект 6

Термин «синдром дефицита внимания» был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия «минимальной мозговой дисфункции». Наблюдая детей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность, отвлекаемость, импульсивность поведения, Е. Kahn и соавт. (1934) высказали предположение, что причиной данных изменений является повреждение головного мозга неизвестной этиологии, и предложили термин «минимальное мозговое повреждение». В дальнейшем в понятие «минимальное мозговое повреждение» были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель «минимального мозгового повреждения» уступила место более динамичной и более гибкой модели «минимальной мозговой дисфункции». Минимальная мозговая дисфункция относит к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. Она рассматривается как последствие ранних локальных повреждений головного мозга, возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин. При этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют. Минимальная мозговая дисфункция не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить для того, чтобы начать лечение В зависимости от степени поражения ретикулярной формации и нарушений со стороны близлежащих отделом мозга возникают более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности. Именно на моторном компоненте этого нарушения и сосредоточили внимание отечественные исследователи, назвав его гипердинамическим синдромом

Таким образом, синдром гиперактивности с дефицитом внимания – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, которая проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности.

После множества изменений в терминологии заболевания специалисты, наконец, остановились на названии, несколько сложном для понимания читателя, но более точно отражающем его сущность: «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Именно под этим названием данная патология вошла в американскую классификацию заболеваний.

Медикаментозная терапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции. Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практике эмпирическим путем установлена эффективность двух препаратов-антидепрессанта амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов. аибольший эффект в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии.

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. Факторами неблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическими заболеваниями, наличие психопатологии у матери, а также симптомы импульсивности у самого больного. Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.

 

 

 

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 308.