Проявления психопатии:
а) полноценное умственное развитие;
б) изменения эмоциональной сферы – повышенная возбудимость и неустойчивость со склонностью к аффективным взрывам или особая ранимость, чувствительность, обидчивость или эмоциональная холодность, самолюбие, отсутствие привязанностей;
в) недружелюбие, агрессивность, немотивированный негативизм, конфликтность, жестокость, расторможенность;
г) отсутствие чувства стыда и вины, сочувствия, переживания случившегося;
д) устойчивость патологических проявлений и некритичность их восприятия.
Характерно также недоразвитие воли, в силу чего наблюдается неустойчивость настроения, повышенная внушаемость, импульсивное реактивное поведение. Работоспособность снижена, дети недостаточно внимательны, не умеют сосредоточиться, преодолевать трудности при выполнении школьных заданий. Т.о. психопатия характеризуется дисгармоничным (неравномерным) развитием отдельных функций и систем: наряду с полноценным умственным развитием наблюдается недоразвитие и изменение эмоционально-волевой сферы.
Динамика психопатий. Психопатические проявления возникают на втором году жизни и в полной мере складываются в подростковом возрасте. С возрастом психопатические черты личности усиливаются и являются относительно необратимыми. В отличие от детей с неврозами психопаты отрицательно относятся к лечению, не считают себя больными, не способны критически оценить свое поведение.
Уже в предпубертатном периоде у 60% лиц психопатические свойства начинают уменьшаться, гармонизироваться. Способствует этому компенсация – ребенок учится подавлять отрицательные свойства своего характера; спокойная обстановка дома; отсутствие дополнительных травм и инфекционных поражений головного мозга; медикаментозное и психотерапевтическое лечение; коррекционные воспитательные мероприятия. Т.о. в процессе взросления аномальные черты характера исчезают или уменьшаются. У остальных 35-40% лиц психопатические свойства продолжают доминировать и обостряются в подростковом возрасте. Именно в этот период они нарушают правопорядок, перестают учиться в школе, вызывающе ведут себя, начинают употреблять психоактивные вещества.
У 20% перечисленных лиц по завершении пубертата дисгармония эмоционально-волевой сферы уменьшается под влиянием вышеназванных факторов. Обычно в возрасте от 25 до 50 лет психопатические свойства заметно уменьшаются (относительная компенсация). Под воздействием неблагоприятных факторов, трудных жизненных обстоятельств могут возникать декомпенсации (усиление психопатических свойств характера). После 50-55 лет (инволюция) у многих вновь ухудшается характер, т.к. склероз сосудов головного мозга снижает контролирующую способность интеллекта и уменьшает волевые задержки.
Психопатоподобные состояния
Это стойкие изменения поведения, возникающие вследствие различных заболеваний, ведущих к органическому поражению головного мозга (шизофрении, олигофрении, черепно-мозговых травм, затяжных соматических заболеваний — ревматизма, панкреатита, инфекций, интоксикаций). Неблагоприятные социальные факторы могут усиливать их проявления. Сходство с психопатиями заключается в нарушениях эмоционально-волевой сферы и личности. Повышенная возбудимость, гнев и ярость по поводу и без, расторможенность чувств и влечений, отсутствие самоконтроля, чувства вины, бесцеремонность, неуживчивость, конфликтность, агрессивность сочетается с утомляемостью, истощаемостью, общей вялостью, пассивностью. Отличия от психопатий: психопатоподобные состояния имеют органическое происхождение, тогда как для психопатии необходима неполноценность головного мозга наследственного или врожденного характера в обязательном сочетании с неблагоприятной социальной средой.
3. Патохарактерологические или патологические реакции – это кратковременные состояния дезадаптивного поведения, продолжающиеся от нескольких часов до нескольких дней. Имеют психогенное происхождение, возникают в ситуациях грубого ущемления интересов ребенка, оскорбления, обмана. Причинами патологических протестных реакций в школьном возрасте являются: а) конфликтные ситуации в семье (неправильное воспитание, ссоры между родителями, деспотизм одного из родителей, алкоголизм одного или обоих родителей, противопоставление детей в семье и т.д.); б) психотравмирующая ситуация в школе (конфликтные отношения с педагогом или учащимися, несоответствие между требованиями к ученику и его возможностями). Патологические реакции проявляются в ситуациях, когда действия окружающих являются для ребенка фрустрирующими или воспринимаются таковыми.
По мнению В.В. Ковалева и А.Е. Личко, критериями патологических реакций ребенка и подростка являются: а) выход отклоняющегося поведения за пределы ситуации, в которой оно возникло, и утрата психологически понятных связей; б) постепенное присоединение симптомов невротического уровня (колебания настроения, раздражительность, эмоциональная возбудимость, соматовегетативные расстройства) и нарушение социальной адаптации; в) склонность к стереотипизации, когда реакция повторяется по разным поводам в одной и той же клишированной форме.
Виды патохарактерологических реакций:
1. Реакция оппозиции – активная протестная реакция, направленная против лиц или обстоятельств, в которых ущемлялась личность ребенка (переживание обиды, ущемленное самолюбие, недовольство отношением близких людей, утрата внимания). Активный протест может проявляться в истериформном поведении (раннее детство), в аффективных взрывах с драчливостью (школьный возраст), в делании мелких пакостей, грубости, непослушании, агрессивности. Для патологической реакции оппозиции обязательно наличие агрессивного поведения, нередко с оттенком жестокости, с выраженным вегетативным компонентом (покраснение лица, потливость, тахикардия), длительность аффективного состояния ребенка, склонность к повторению и фиксации нарушенного поведения, приобретающего привычный характер. У некоторых детей при большой силе аффективного разряда реакции оппозиции могут сопровождаться двигательным возбуждением и сужением сознания. Могут также выражаться в совершении жестоких поступков, в причинении вреда определенным лицам посредством краж, лжи, наговоров, мучительства животных, принадлежащих этим лицам.
2. Реакция нигилизма (отказа) – пассивная протестная реакция, заключающаяся в уходе от любых форм контакта и отказе от принятия самых желанных и любимых ребенком вещей и способов времяпрепровождения (отказ от любой деятельности, пищи, от речевых форм общения с определенными лицами, пассивность). Реакции отказа чаще всего проявляются в побегах, суицидальных попытках, уходе в мир фантазий, в уходе из школы, мутизме. Проявления пассивного протеста всегда включают изменение отношения ребенка к окружающим – недовольство, обиду, замаскированную враждебность, утрату прежнего эмоционального контакта.
3. Реакция имитации – протестная реакция, характерная для детей 10-12 лет. Это подражание в поведении какому-либо значимому для подростка лицу, подражание поведению антисоциальных элементов, курение, употребление алкоголя, бродяжничество, подражание кумирам молодежной моды и т.п.
4. Реакция контримитации – поведение строится по принципу противоположного от некоего образа (сын проститутки проявляет повышенный аскетизм и утрированные моральные требования к себе и другим).
5. Реакция компенсации – слабость и неудачливость в значимой области ребенок (подросток) стремится восполнить успехами в другой. Неудачи в учебе компенсируются озорством; изоляция в детском коллективе, унижение – агрессивным поведением.
6. Реакция гиперкомпенсации – настойчивые попытки добиться успеха именно в области, где ребенок ощущает свою несостоятельность. Робость, боязливость компенсируется безрассудной смелостью, нерешительность – скоропалительными решениями.
Патологически реакции легко подвергаются обратному развитию при благоприятном для ребенка развитии ситуации, но при многократном повторении могут закрепляться, приводя к деформации личности.
4. Патологическое формирование личности: понятие и варианты. Виды неправильного воспитания.
Патологическое развитие личности- стойкое, в ряде случаев необратимое, количественное изменение изначально присущих личностных свойств, обусловленное сочетанием врожденных особенностей характера с длительными или часто повторяющимися психическими травмами.
Одна из известных отечественных классификаций патологических формирований личности принадлежит В.В.Ковалеву . Им были выделены: невротические, постреактивные, патохарактерологические варианты развитии, которые были описаны ранее, а также предложенный им вариант развития личности дефицитарного типа - патологическое развитие личности у больных с физическими уродствами и хроническими инвалидизирующими соматическими заболеваниями, которое позже стали называть психосоматическим развитием.
Виды неправильного воспитания.
Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом.
Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, система постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком..
Потворствующая гиперпротекция. Чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребенка.
Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он — обуза для родителей, что без него им было бы легче. Ситуация усугубляется, если рядом есть кто-либо другой — брат или сестра, мачеха или отчим, кто гораздо дороже и любимее (положение Золушки).
Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, а тем более бабушки и дедушки могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 781.