Понятие и критерии психопатии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психопатии

Понятие и критерии психопатии

Психопатия – патологическое состояние, характеризующееся нарушением процессов формирования личности; стойкая деформация характера. Проявляется патологическими особенностями эмоционально-волевой сферы, характера («тяжелый характер»), приводящими к социальной дезадаптации. По словам Шнайдера, от дисгармоничного склада личности страдает и сам человек, и окружающие его люди. От психической нормы психопатии отделены нечеткими границами, поэтому менее выраженные формы, которых большинство, психопатии, прикрытые высоким интеллектом, диагностировать трудно.

Критерии психопатии (по П.Б. Ганнушкину):

1. Тотальность дисгармонии личности, т.е. деформация всех структурных компонентов личности. Проявляется во всех жизненных событиях.

2. Относительная необратимость психопатии, когда личностные дисгармонии обнаруживаются с раннего детства и до глубокой старости, никогда не исчезая, но и не переходя в другую болезненную форму. Относительная стабильность характерна на протяжении жизни.

3. Социальная дезадаптация проявляется в отсутствии полностью адекватного поведения в любой жизненной ситуации. Резко выраженная дезадаптация приводит к тяжелым конфликтам с окружающими людьми, к краху личных планов и целей, к госпитализации в психиатрическую больницу, несмотря на отсутствие психической болезни.

Причины психопатий

Предопределяющую роль в развитии психопатии играет неблагоприятная наследственность. Но психопатия редко вызывается одной причиной, чаще всего имеет место сочетание, совокупное действие наследственных, органических и социальных причин. В основе развития психопатии лежит биологическая неполноценность мозга в сочетании с неблагоприятными социально-психологическими факторами или условиями формирования личности. Психопатия возникает вследствие комбинации различных патогенетических факторов: а) наследственности, б) органических повреждений, в) социальных условий. Психопатические личности чаще встречаются в семьях, где имели место психические заболевания.

К социальным факторам психопатии можно отнести безнадзорность, депривированность ребенка; асоциальное, аморальное поведение его родителей; эмоциональное отвержение; конфликтность, жестокость в семье. Сюда же относится отклоняющееся от нормы воспитание – подавляющее, парализующее волю ребенка; попустительство любым его прихотям и капризам; непоследовательность и импульсивность в обращении; отрицательные образцы для подражания в окружении ребенка.

Психопатоподобные состояния

 Это стойкие изменения поведения, возникающие вследствие различных заболеваний, ведущих к органическому поражению головного мозга (шизофрении, олигофрении, черепно-мозговых травм, затяжных соматических заболеваний — ревматизма, панкреатита, инфекций, интоксикаций). Неблагоприятные социальные факторы могут усиливать их проявления. Сходство с психопатиями заключается в нарушениях эмоционально-волевой сферы и личности. Повышенная возбудимость, гнев и ярость по поводу и без, расторможенность чувств и влечений, отсутствие самоконтроля, чувства вины, бесцеремонность, неуживчивость, конфликтность, агрессивность сочетается с утомляемостью, истощаемостью, общей вялостью, пассивностью. Отличия от психопатий: психопатоподобные состояния имеют органическое происхождение, тогда как для психопатии необходима неполноценность головного мозга наследственного или врожденного характера в обязательном сочетании с неблагоприятной социальной средой.

 

3. Патохарактерологические или патологические реакции – это кратковременные состояния дезадаптивного поведения, продолжающиеся от нескольких часов до нескольких дней. Имеют психогенное происхождение, возникают в ситуациях грубого ущемления интересов ребенка, оскорбления, обмана. Причинами патологических протестных реакций в школьном возрасте являются: а) конфликтные ситуации в семье (неправильное воспитание, ссоры между родителями, деспотизм одного из родителей, алкоголизм одного или обоих родителей, противопоставление детей в семье и т.д.); б) психотравмирующая ситуация в школе (конфликтные отношения с педагогом или учащимися, несоответствие между требованиями к ученику и его возможностями). Патологические реакции проявляются в ситуациях, когда действия окружающих являются для ребенка фрустрирующими или воспринимаются таковыми.

По мнению В.В. Ковалева и А.Е. Личко, критериями патологических реакций ребенка и подростка являются: а) выход отклоняющегося поведения за пределы ситуации, в которой оно возникло, и утрата психологически понятных связей; б) постепенное присоединение симптомов невротического уровня (колебания настроения, раздражительность, эмоциональная возбудимость, соматовегетативные расстройства) и нарушение социальной адаптации; в) склонность к стереотипизации, когда реакция повторяется по разным поводам в одной и той же клишированной форме.

Виды патохарактерологических реакций:

1. Реакция оппозиции – активная протестная реакция, направленная против лиц или обстоятельств, в которых ущемлялась личность ребенка (переживание обиды, ущемленное самолюбие, недовольство отношением близких людей, утрата внимания). Активный протест может проявляться в истериформном поведении (раннее детство), в аффективных взрывах с драчливостью (школьный возраст), в делании мелких пакостей, грубости, непослушании, агрессивности. Для патологической реакции оппозиции обязательно наличие агрессивного поведения, нередко с оттенком жестокости, с выраженным вегетативным компонентом (покраснение лица, потливость, тахикардия), длительность аффективного состояния ребенка, склонность к повторению и фиксации нарушенного поведения, приобретающего привычный характер. У некоторых детей при большой силе аффективного разряда реакции оппозиции могут сопровождаться двигательным возбуждением и сужением сознания. Могут также выражаться в совершении жестоких поступков, в причинении вреда определенным лицам посредством краж, лжи, наговоров, мучительства животных, принадлежащих этим лицам.

2. Реакция нигилизма (отказа) – пассивная протестная реакция, заключающаяся в уходе от любых форм контакта и отказе от принятия самых желанных и любимых ребенком вещей и способов времяпрепровождения (отказ от любой деятельности, пищи, от речевых форм общения с определенными лицами, пассивность). Реакции отказа чаще всего проявляются в побегах, суицидальных попытках, уходе в мир фантазий, в уходе из школы, мутизме. Проявления пассивного протеста всегда включают изменение отношения ребенка к окружающим – недовольство, обиду, замаскированную враждебность, утрату прежнего эмоционального контакта.

3. Реакция имитации – протестная реакция, характерная для детей 10-12 лет. Это подражание в поведении какому-либо значимому для подростка лицу, подражание поведению антисоциальных элементов, курение, употребление алкоголя, бродяжничество, подражание кумирам молодежной моды и т.п.

4. Реакция контримитации – поведение строится по принципу противоположного от некоего образа (сын проститутки проявляет повышенный аскетизм и утрированные моральные требования к себе и другим).

5. Реакция компенсации – слабость и неудачливость в значимой области ребенок (подросток) стремится восполнить успехами в другой. Неудачи в учебе компенсируются озорством; изоляция в детском коллективе, унижение – агрессивным поведением.

6. Реакция гиперкомпенсации – настойчивые попытки добиться успеха именно в области, где ребенок ощущает свою несостоятельность. Робость, боязливость компенсируется безрассудной смелостью, нерешительность – скоропалительными решениями.

Патологически реакции легко подвергаются обратному развитию при благоприятном для ребенка развитии ситуации, но при многократном повторении могут закрепляться, приводя к деформации личности.

 

4. Патологическое формирование личности: понятие и варианты. Виды неправильного воспитания.

Патологическое развитие личности- стойкое, в ряде случаев необратимое, количественное изменение изначально присущих личностных свойств, обусловленное сочетанием врожденных особенностей характера с длительными или часто повторяющимися психическими травмами.

Одна из известных отечественных классификаций патологических формирований личности принадлежит В.В.Ковалеву . Им были выделены: невротические, постреактивные, патохарактерологические варианты развитии, которые были описаны ранее, а также предложенный им вариант развития личности дефицитарного типа - патологическое развитие личности у больных с физическими уродствами и хроническими инвалидизирующими соматическими заболеваниями, которое позже стали называть психосоматическим развитием.

Виды неправильного воспитания.

Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом.

Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, система постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком..

Потворствующая гиперпротекция. Чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребенка.

Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он — обуза для родителей, что без него им было бы легче. Ситуация усугубляется, если рядом есть кто-либо другой — брат или сестра, мачеха или отчим, кто гораздо дороже и любимее (положение Золушки).

Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, а тем более бабушки и дедушки могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.

 

Виды неврозов

Неврозы делят натри основных вида: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний. Каждый из них возникает у людей с определенным типом высшей нервной деятельности, при конкретных ошибках в их воспитании и типичных неблагоприятных жизненных ситуациях.

Неврастения (лат. – "нервная слабость") – самая частая расплата за неумение преодолевать барьеры общения, и она сама создает новые трудности в межличностных отношениях. Больных неврастенией беспокоит раздражительность по самым незначительным поводам. Им трудно сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляются головные боли, сердечные боли, нарушаются функции желудка, появляется бессонница, расстраивается половая функция, снижается острота сексуальных ощущений.

Истерия – наблюдается чаще у женщин. Они подчас представляют себя тяжелобольными, несчастными, "непонятыми натурами" и глубоко вживаются в созданный ими образ. Иногда достаточно случайной неприятной мелкой семейной ссоры, незначительного служебного конфликта, чтобы больной начал горько рыдать, проклинать все и всех, угрожать покончить собой. Истерическая реакция начинается обычно тогда, когда больному необходимо добиться чего-либо от окружающих, или наоборот, избавиться от их якобы несправедливых или попросту нежелательных требований. Эти реакции могут проявляться безудержными слезами, обмороками, жалобами на головокружение и тошноту, рвотой, судорожными сведениями пальцев рук, а в целом – симптомами почти любой болезни, известной данному человеку, может возникнуть мнимый паралич, глухота, исчезнет голос. Но при всем этом истерический приступ нельзя считать симуляцией, он чаще всего возникает помимо желания человека и заставляет сильно физически и морально страдать его самого. Избалованность, капризность, чрезмерно высокое самомнение и завышенные притязания, неприятие даже самой слабой критики в свой адрес – такие особенности характера человека провоцируют развитие истерии.

Невроз навязчивых состояний (психастения) – появляются стойкие тревожные мысли, страхи, например, "заразиться болезнью", потерять близкого человека, покраснеть при беседе, остаться одному в помещении, и т.п. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасений, но не может от них избавиться.

Дети с эпилепсией


Эпилепсия - тяжелое психическое заболевание, сопровождающееся судорожными приступами.

Всемирная Организация Здравоохранения определяет эпилепсию как хроническое заболевание головного мозга, характеризующееся повторными приступами, которые возникают в результате чрезмерной нейронной активности и сопровождаются различными клиническими и параклиническими проявлениями.

Эпилепсия не относится к заболеваниям психики. У людей с эпилепсией, действительно, могут быть психические проблемы, но они, как правило, либо являются следствием сопутствующих заболеваний мозга (атрофия мозга, опухоль), либо вызваны побочным действием противоэпилептических препаратов, или же трудноустранимыми социальными проблемами.

Среди существующих психических проблем у людей с эпилепсией преобладают снижение интеллекта и нарушение поведения.

Следует отметить, что длительное лечение некоторыми противоэпилептическими препаратами оказывает определенное влияние на темперамент человека, в результате которого его характер становится более медлительным, а в итоге нарушается концентрация внимания и память.

Дети, получающие лечение, часто выглядят заторможенными и вялыми.

При некоторых формах эпилепсии у детей может возникнуть деменция - приобретенный интеллектуальный дефект.

Психика ребенка-эпилептика заметно видоизменяется с возрастом. Вначале на первый план выступает плохая память, забывчивость, неаккуратность в быту и труде. Постепенно в процессе обучения ребенок компенсирует этот дефект. Поскольку ребенок испытывает затруднения при необходимости запомнить новый учебный материал, он обычно проявляет особую активность: старательно, много раз повторяет заданное; при воспроизведении стремится изложить мельчайшие подробности текста. Рассказы детей-эпилептиков всегда отличаются излишней детализацией, обстоятельностью.

Мышление детей с эпилепсией очень замедленно и тугоподвижно.

Описывая черты эпилептоидной личности, специалисты особенно выделяют склонность к дисфориям, стойкость аффекта с его взрывчатостью, склонность к застреванию (особенно на отрицательных эмоциях), тугоподвижность всей психической деятельности. С годами дети-эпилептики приучаются в какой-то мере сдерживать свою гневливость и раздражительность.

Специалисты отмечают, что пониженная успеваемость эпилептиков в школе может быть обусловлена различными факторами: сочетанные с эпилепсией неврологические нарушения, тяжесть заболевания, лечение антиконвульсантами. Кроме того, снижению успеваемости могут способствовать пониженная самооценка, социальные и культурные факторы, особенности личности и психического здоровья ребенка.

ПРИМЕЧАНИЕ. Характерными особенностями личностной сферы детей с органическими заболеваниями ЦНС являются повышенная тревожность, неуверенность в себе, чувство общей напряженности, раздражительности, повышенная психологическая ранимость, сниженная стрессоустойчивость, склонность к страхам и опасениям.


Дети с шизофренией

Шизофрения — процессуальное психическое заболевание внутренней природы, возникающее на основе наследственной предрасположенности. Понятие процесса подразумевает последовательную смену болезненных состояний, закономерно следующих друг за другом стадий развития болезни. Для шизофрении характерно изменение всех сфер психической жизни ребенка. Особенно сильно нарушаются мышление и эмоциональная сфера, наблюдаются существенные изменения поведения и отношения к окружающему миру. Ведущий фактор в происхождении шизофрении — наследственное предрасположение. Причины шизофрении неизвестны, хотя существуют различные гипотезы, например эндотоксикоз как следствие нарушения аминокислотного обмена. Шизофренический процесс приводит к необратимым органическим изменениям (дистрофии нейронов). Шизофрения может протекать по-разному: возможно полное выздоровление после острых приступов; при благоприятном течении заболевания возможны некоторые изменения в эмоционально-волевой сфере при сохранности интеллектуальных способностей и способностей к обучению в общеобразовательной школе; при неблаго­приятном хроническом течении заболевания может наступить деменция, требующая обучения во вспомогательной школе; в редких случаях глубоких психических нарушений дети не обучаются и находятся в психиатрических учреждениях.

В детском возрасте шизофрения проявляется сравнительно редко, чаще всего манифестирует в подростковом возрасте. Часто шизофрения начинается у детей, несколько опережающих своих сверстников в психическом развитии. Фразовая речь появляется у них в 1,5 года, в 2 — 2,5 — знают много сказок, стихов, осведомлены в области некоторых наук, умеют писать, читать, считать, в 4 года — проявляют энциклопедические познания в какой-либо интересующей их об­ласти, сочиняют работы по интересующему их вопро­су. Но при этом их игры носят однообразный и необычный характер — ребенок играет в одну и ту же игру в течение многих месяцев. Рисунки отражают область увлечений и редко выходят за пределы избранного сюжета. Ежедневно по многу часов подряд эти дети могут предаваться мысленным играм в области избранных интересов. Во время игр часто обнаруживают двигательные стереотипии — однообразные подпрыгивания, трясение руками, кручение предметов. Наряду с высокоразвитым вербальным интеллектом обнаруживается неловкость мелкой моторики, неуклюжесть, угловатость движений. Нередко они плохо учатся в школе, т. к. не проявляют интереса к занятиям. Своеобразие эмоциональных реакций проявляется в холодности и черствости по отношению к близким в сочетании с повышенной впечатлительностью при чтении книг и просмотре фильмов.

Проявления шизофрении. У ребенка часто резко меняется отношение к родным, это могут быть проявления необъяснимой ненависти или двойственного отношения. Усиливается погруженность в мир фантазий и игр, ребенок перестает рассказывать об их содержании. Нарастает количество двигательных стереотипии. Речь регрессирует, становится выхолощенной, резонерской (бесплодное рассуждательство). Для речи и мышления характерна разорванность — предложения грамматически построены правильно, но между ними нет смысловой связи. Например: «Он далеко, если не может позвонить. Все равно поеду. У меня Петькин ножик. Надо прыщик содрать. Телефон 77 — 79. У меня сразу выходной. Я свое имя написал». Затем разрушаются логические связи внутри самой фразы. Из-за этого ответы могут не соответствовать вопросам. Возникает тенденция к созданию нелепых неологизмов — вымышленных слов. Характерны персервации — повторение слов, фраз. Нарушены эмоциональные контакты, характерна эмоциональная тупость и неадекватность: утрата способности к тонким переживаниям и выражению чувств при достаточно сохранных элементарных эмоциональных реакциях, что делает контакт с окружающими формальным. Дети, больные шизофренией, не способны к эмпатии. Отсутствует страх перед реальной опасностью — в этом проявляется неадекватность эмоций. Характерна абулия — бездеятельность и безынициативность. При резком обострении болезни развивается необъяснимая тревога, страх, появляются галлюцинации, бредоподобные фантазии. Острые психотические приступы сопровождаются общим возбуждением, резким падением работоспособности.

Утрачивается психическая активность, интерес к новому, блекнет и делается монотонным творчество, которое в прошлом носило сверхценный характер для ребенка, и постепенно утрачивается интерес к нему. Развивается аутизм — бессознательное отстранение от реального внешнего мира: ребенок живет в своем мире, в мире собственных мыслей и фантазий, связь с окружающими нарушена; избегает контакта с другими детьми, на вопросы не реагирует; к родным относится как к предметам; играет не с игрушками, а с предметами; совершает бессмысленные действия, нелепые поступки, испытывает необычные, странные психические переживания. Характерна парадоксальность и вычурность поведения (кривляния, манерность, гримасничанье), нарушение единства, связности психических процессов. Нарушена способность схватывать целостный образ предметов окружающего мира и собственного «Я», критически оценивать свою социальную роль.

Шизофрения может протекать прогрессирующе или приступообразно (с ремиссиями). После нескольких приступов наступают стойкие изменения личности. В раннем возрасте шизофрения приводит к деменции. Манифестация шизофрении в возрасте до 10 лет встречается довольно редко и составляет менее 2% случаев этого заболевания, чаще шизофрения начинается в 10—14 лет (около 10% всех случаев болезни). В большинстве случаев шизофрения начинается в возрасте 20 — 29 лет.

При сравнительно доброкачественном течении болезни сохраняются в той или иной степени познавательные интересы (чтение книг, не соответствующих возрасту). При этом дети не умеют себя обслуживать, не осведомлены в практических делах. Интеллект развит неравномерно: при школьном обучении усваивают сложные научные понятия из книг, но не могут овладеть элементарными математическими знаниями, не умеют писать. Отсутствуют навыки самообслуживания, общения со сверстниками. Необходимо индивидуальное обучение или обучение в специальной школе для детей с расстройствами эмоциональной сферы и поведения. В подростковом возрасте этот дефект развития интеллекта может частично компенсироваться, но сохраняется психический инфантилизм, аутизм, замкнутость, странность и экстравагантность поведения.

При злокачественном течении шизофрении утрачиваются навыки фразовой речи, и лишь спустя несколько лет речь вновь начинает постепенно развиваться. Мышление оказывается непоследовательным, бессвязным. Дети эмоционально опустошены, равнодушны, потребность в общении отсутствует. Отмечаются кататонические симптомы в виде стереотипных движений, застывания в стереотипных позах. Отмечаются агрессивные вспышки. Характер болезни волнообразный, с улучшениями под влиянием лечения и ухудшениями состояния. Спустя несколько лет формируется стойкий шизофренический дефект.

При более остром начале шизофрении в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей возникают беспричинные страхи, трудно отличимые от галлюцинаторных и бредовых переживаний. Утрачивается интерес к окружающему и игрушкам. Умственное развитие начинает отставать от возрастной нормы, но распада речи не происходит. Более отчетливо выражена депрессия.

Шизофрения, развивающаяся в подростковом возрасте. Типы течения — непрерывный и приступообразный. Проявления приближаются к проявлению болезни у взрослых. Возрастные особенности: высокая частота дисморфофобических расстройств — ложные убеждения в наличии у себя каких-то грубых дефектов телосложения или нарушения телесных функций. Бредовое убеждение не может быть поколеблено. Отмечаются сенестопатии (ложные телесные ощущения) и суицидальные намерения.

Возможны острые присгупы шизофрении в подростковом возрасте продолжительностью 2 — 3 месяца, заканчивающиеся полным выздоровлением. Провоцируются инфекцией, интоксикацией, черепно-мозговыми травмами. Сначала возникает бессонница, тревога, колебания настроения. Затем развивается кататоническое возбуждение — бессмысленные и причудливые телодвижения, хлопки, подпрыгивания и т. п. Речь бессвязная (сочетание бессмысленных обрывков фраз), хохот. Отмечаются фантастические сновидные переживания (онейроид). Такой приступ может не иметь никаких последствий для психической деятельности.

Злокачественно текущая шизофрения в подростковом и юношеском возрасте составляет 6— 10% случаев шизофрении. Начинается в 13—18 лет, протекает непрерывно, без ремиссий, в течение нескольких лет. Завершается тяжелым психическим дефектом. Лечение не дает желаемых результатов. На ранних этапах утрачиваются прежние интересы, живость, резко обедняется эмоциональная сфера, пропадает потребность в общении. Подростки становятся грубыми, враждебными по отношению к близким. Успевае­мость резко падает. Подростки бросают занятия, нарастает апатия. Появляются особые интересы, мало­продуктивные, оторванные от реальности. Подростки читают недоступную их пониманию литературу — философскую, психологическую, создают «теории», опираясь на поверхностные знания. Характерно резонерство. Новые знания не приобретаются. Нарушается социальная адаптация — подростки вступают в асоциальные компании с алкоголизацией и наркотизацией. Совершаются странные, непонятные поступки. Характерны галлюцинации, бредовые идеи величия и преследования, симптомы психического автоматизма, замкнутость, аутизм.

3. Дети с ранним детским аутизмом (Каннера, Аспергера)

Это патологическое состояние, пограничное с детской шизофренией. Аутизм встречается при довольно многих психических расстройствах. Причины аутизма могут быть различными, но всегда наиболь­шее значение имеет наследственная предрасположенность (средняя частота встречаемости 1:10 000 — 4 мальчика и 1 девочка). Ранний детский аутизм может иметь место при умственной отсталости, некоторых формах ДЦП, при врожденных заболеваниях обмена веществ (фенилкетонурия), при сенсорных дефектах. Отдельные проявления аутизма могут сочетаться с некоторыми формами умственной отсталости (синдром Дауна, фенилкетонурия). При раннем детском аутизме отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие — патологически ускоренно (неравномерность развития). Так, нередко развитие гнозиса опережает развитие праксиса, тогда как при нормальном развитии происходит наоборот. Не по возрасту развитый словарный запас сочетается с неразвитой коммуникативной функцией речи. Причины аутизма недостаточно ясны, но предположительно они являются наследственными.

Синдром Каннера

При заболевании человека подобным синдромом, характерны следующие особенности, присутствует ряд основных симптомов аутизма:

· с первого дня жизни болезнь имеет место. Остается невозможным устанавливать нормальные отношения с самого начала;

· человек отгораживается от внешней среды, игнорирует внешние раздражители до того момента, пока ему не становится больно от внешнего воздействия;

· речь используется минимально, или вообще отсутствует;

· зрительные контакты недостаточны, практически не используется контакт глаз;

· если во внешней среде происходят изменения, зачастую человек реагирует паническим страхом;

· признаки «попугайной» речи;

· задержка личностного развития;

· возможное проведение разных игр с предметами, которые не являются игровыми, в которые малыш без синдрома не вкладывает роль игрушки;

· первые проявления начинаются уже с 2- лет.

Подобные симптомы аутизма важно понимать правильно. Например:

· не стараться расширить их суть, содержание. Для примера, важно видеть разницу в неспособности установить контакт с человеком и проявление активного нежелания контакта;

· диагностировать синдром аутизма неправильно, без присутствия явных признаков, симптомов.

Становится видно примерно в 2-3 года, что ребенок явно отличается от сверстников. Он начинает попадать в поле зрения не только родителей, но и своему окружению, после чего обращают внимание специалисты. Родители зачастую неспособны определить нарушения, начинают оценивать его неправильно: «Наш ребенок не такой как все, странный». Часто реальные нарушения видны невооруженным взглядом, но трактуются они неправильно. Например, возникает задержка в развитии речи, слуха.

Если внимательно присмотреться к ребенку диагностика аутизма становится очевидной. Уже на первом году жизни реакция на внешние раздражители не такая, какая должна быть. Малыш минимально реагирует на людей, окружающих его, не принимает позу «готовности», когда его пытаются взять на руки, а если его берут, он становится полностью пассивным. Некоторые говорят, «становится, как мешочек песка». Малыш сызмала боится сильного шума – пылесоса, звука кухонного комбайна, не привыкает к подобным звукам со временем.

Продукты питания малыш выбирает очень избирательно, часто не принимает еду определенного цвета, размера, внешнего вида. Некоторые родители видят все это, но не придают роли, только через некоторое время понимают, что у ребенка присутствует синдром Каннера, выявленный не ими, а врачами из-за задержки в развитии.

Синдром Аспергера

Схоже с предыдущим, синдром Аспергера, у ребенка в раннем возрасте наблюдаются коммуникативные нарушения, он не полностью воспринимает существующую реальность. Малыш по-особому реагирует на мир, имеет свой особый круг интересов, который полностью отличает его от ровесников. В поведении его отличается явная агрессивность, импульсивность, частые аффекты, возникают странные желания, представление о мире полностью отличается. Часто поведение становится сложно объяснить простой логикой, которая отсутствует и у самого ребенка, когда его спрашиваешь о произведенных действиях.

Дети начинают с раннего возраста понимать себя не так, как другие. Возникает особая, странная связь с реальностью. Логика развита нормально, но полученные знания накапливаются медленно, часто очень неравномерно происходит развитие. Внимание может проявляться в разной степени, пассивное и активное восприятие неустойчиво, но поставленные цели могут достигаться человеком очень энергично.

Если у малыша синдром Аспергера, речевой аппарат развит нормально, существенная задержка не наблюдается. Внешний вид своеобразен и выделяется отрешенное выражение лица, что смотрится необычно, некоторые отмечают, что даже красиво. Мимика медленная, взор обращен как бы через предметы, вдаль. На глазах других людей ребенок фиксируется мало, смотрит на что-то другое и возникает чувство, что ему просто не интересно.

Причины возникновения аутизма непонятны, но моторика развита несомненно хуже, чем у сверстников. Возникают неритмичные движения, часто повторяются. Коммуникация ослаблена, речь часто необычная, мелодичная, своеобразная, выделяется среди остальных темпом, ритмом. Голос может быть разным по высоте. Навыки зачастую появляются слабо, отчего развитие затормаживается. Наблюдается явная привязанность к одному месту, к дому. Но отсутствует привязанность к проживающим там людям.

 

Конспект 4

Психопатии

Понятие и критерии психопатии

Психопатия – патологическое состояние, характеризующееся нарушением процессов формирования личности; стойкая деформация характера. Проявляется патологическими особенностями эмоционально-волевой сферы, характера («тяжелый характер»), приводящими к социальной дезадаптации. По словам Шнайдера, от дисгармоничного склада личности страдает и сам человек, и окружающие его люди. От психической нормы психопатии отделены нечеткими границами, поэтому менее выраженные формы, которых большинство, психопатии, прикрытые высоким интеллектом, диагностировать трудно.

Критерии психопатии (по П.Б. Ганнушкину):

1. Тотальность дисгармонии личности, т.е. деформация всех структурных компонентов личности. Проявляется во всех жизненных событиях.

2. Относительная необратимость психопатии, когда личностные дисгармонии обнаруживаются с раннего детства и до глубокой старости, никогда не исчезая, но и не переходя в другую болезненную форму. Относительная стабильность характерна на протяжении жизни.

3. Социальная дезадаптация проявляется в отсутствии полностью адекватного поведения в любой жизненной ситуации. Резко выраженная дезадаптация приводит к тяжелым конфликтам с окружающими людьми, к краху личных планов и целей, к госпитализации в психиатрическую больницу, несмотря на отсутствие психической болезни.

Причины психопатий

Предопределяющую роль в развитии психопатии играет неблагоприятная наследственность. Но психопатия редко вызывается одной причиной, чаще всего имеет место сочетание, совокупное действие наследственных, органических и социальных причин. В основе развития психопатии лежит биологическая неполноценность мозга в сочетании с неблагоприятными социально-психологическими факторами или условиями формирования личности. Психопатия возникает вследствие комбинации различных патогенетических факторов: а) наследственности, б) органических повреждений, в) социальных условий. Психопатические личности чаще встречаются в семьях, где имели место психические заболевания.

К социальным факторам психопатии можно отнести безнадзорность, депривированность ребенка; асоциальное, аморальное поведение его родителей; эмоциональное отвержение; конфликтность, жестокость в семье. Сюда же относится отклоняющееся от нормы воспитание – подавляющее, парализующее волю ребенка; попустительство любым его прихотям и капризам; непоследовательность и импульсивность в обращении; отрицательные образцы для подражания в окружении ребенка.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 812.