Кафедра педагогической
Психологии и педагогики
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки
44.03.01 «Педагогическое образование»,
профиль «Дошкольное образование»
Казань – 2016
УДК 37.015.3 (075.8)
ББК 88.4я73
Печатается по решению секции психолого-педагогических дисциплин
учебно-методического совета
Казанского инновационного университета им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП)
Скоробогатова А. И., Саглам Ф. А., Фахрутдинова Р. А., Ханмурзина Р.Р.
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» : методические указания / сост. А. И. Скоробогатова, Ф. А. Саглам, Р. А. Фахрутдинова, Ханмурзина Р.Р. – Казань : Изд-во «Познание» университета экономики, управления и права (г. Казань), 2016. – 69 с.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры педагогической психологии и педагогики.
Предназначены в помощь студентам направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» при выполнении выпускных квалификационных работ в области дошкольной педагогики. Даны характеристики основных целей и задач квалификационных работ, а также компетенций, которые для этого должны быть развиты. Даются рекомендации по поиску и изучению литературы, написанию теоретической части, планированию и проведению эмпирического исследования, оформлению работы, подготовке и проведению защиты выпускной квалификационной работы.
УДК 37.015.3 (075.8)
ББК 88.4я73
ã Казанский инновационный университет им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП), 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 4
3. ОсновныЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К выпускным квалификационным РАБОТАМ.. 6
4. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ выпускных квалификационных (БАКАЛАВРСКИХ) РАБОТ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ. 7
5. СОСТАВ, СТРУКТУРА выпускных квалификационных РАБОТ И ОБЩАЯ МЕТОДИКА ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.. 11
6. ОФОРМЛЕНИЕ выпускных квалификационных РАБОТ. 29
7. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЗЫВАМ И РЕЦЕНЗИЯМ НА выпускные квалификационные РАБОТЫ.. 38
8. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ПАКЕТА ПРОГРАММЫ Microsoft PowerPoint. 40
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ выпускной квалификационной работы.. 42
Приложения………………………………………………………………..44
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Аннотация
В методических указаниях по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» обобщен опыт руководства выполнением выпускных квалификационных (бакалаврских) работ. Они составлены в соответствии с действующими Инструкцией и Положением по подготовке выпускных квалификационных (бакалаврских) работ в высших учебных заведениях и представляют дальнейшую конкретизацию этих положений с учетом специфики направления подготовки и современных требований.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Выпускная квалификационная работа представляет собой научное исследование студента, выполненное под научным руководством преподавателя университета или высококвалифицированного специалиста профильного направления.
Целями написания выпускных квалификационных работ являются:
– совершенствование педагогических знаний по отдельным темам,
– формирование умений по применению этих знаний для решения прикладных задач,
– формирование умений и навыков проведения теоретического и экспериментального педагогического исследования,
– приобретение умений и навыков практической работы педагога.
Выпускные квалификационные работы могут иметь преемственное и последовательное научное или практическое развитие темы, представляющей интерес для студента и его научного руководителя.
Содержание выпускной квалификационной работы должно отвечать основным требованиям, предъявляемым к студенческим научным трудам.
Основными этапами выполнения выпускной квалификационной работы являются:
– ознакомление студентов с основными требованиями, предъявляемыми к выполнению выпускной квалификационной работы;
– выбор темы, определение цели и задач исследования;
– подбор литературы, ознакомление с источниками и составление библиографического указателя по теме выпускной квалификационной работы;
– составление обзора литературы;
– освоение основных методов исследования;
– выполнение экспериментальных исследований;
– обработка и анализ полученной информации с применением математико-статистических методов.
– формулировка выводов и выработка рекомендаций;
– оформление выпускной квалификационной работы и иллюстративного материала в соответствии с установленными требованиями;
– подготовка выпускной квалификационной работы к защите, составление доклада;
– обсуждение работы на заседании кафедры (предзащита);
– защита выпускной квалификационной работы.
Условия и сроки выполнения выпускных квалификационных (бакалаврских) работ устанавливаются ученым советом высшего учебного заведения на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации от 25 марта 2003 г., соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации выпускников, и рекомендаций учебно-методических объединений высших учебных заведений. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, должна представлять собой законченную разработку актуальной проблемы, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования. В работе должны быть сбалансированно представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Выпускная квалификационная работа выявляет уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.
В выпускной квалификационной работе студент должен показать умение работать с литературными и другими источниками, анализировать статистический материал с использованием современных математико-статистических методов и компьютерных программ (Excel, Word и др.), логически сформулировать и защитить перед государственной экзаменационной комиссией результаты своего исследования. От того, насколько грамотно подобрана литература, последовательно и логично изложены основные положения исследования, сделаны правильные обобщения и выводы, в значительной степени зависит результат защиты.
ОсновныЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К выпускным квалификационным РАБОТАМ
Выпускная квалификационная работа предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной квалификационной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Тема выпускной квалификационной работы может выходить за рамки названного профиля. В этом случае необходимо иметь заказ образовательной организации на выполнение выпускной квалификационной работы, который оформляется на бланке образовательной организации с указанием ее точных реквизитов, подписью руководителя или его заместителя и печатью, удостоверяющей подпись. Заказ должен содержать фамилии и инициалы автора выпускной квалификационной работы, правильно сформулированную тему, описание выходных результатов и условий внедрения их в образовательной организации – заказчике исследования, так и вне данной образовательной организации. По желанию администрации образовательной организации может быть детализирован перечень решаемых задач, в том числе материалов для служебного использования.
В целях рассмотрения заказа от образовательной организации на выпускающей кафедре создается экспертная комиссия под председательством заведующего кафедрой, в составе 3-4-х ведущих преподавателей.
Экспертная комиссия оценивает актуальность и инновационность предложенной темы выпускной квалификационной работы и при необходимости ее корректирует. Утвержденный экспертной комиссией запрос становится основой для формирования приказа на выпускную квалификационную (бакалаврскую) работу.
Требования к объему, содержанию и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением на основании ФГОС ВПО и рекомендациями ООП ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, и Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования, разработанных УМО по направлениям подготовки педагогического образования.
Для выполнения выпускной квалификационной работы необходимо выбрать тему исследования и решить следующие задачи:
– обосновать необходимость и важность проведения исследования по выбранной теме, ее актуальность и значение;
– ознакомиться со справочной, научной и периодической литературой по избранной теме;
– провести анализ и выявить проблемы, которые требуют решения;
– на основе результатов анализа выработать выводы и предложения;
– оформить выпускную квалификационную (бакалаврскую) работу в соответствии требованиям, предъявляемыми к ней;
– подготовить доклад и иллюстрационный материал.
Выпускная квалификационная работа должна носить научно-исследовательский характер, выступать в форме самостоятельного исследования. Она является отчетом студента, в котором отражается степень его готовности к исследовательской деятельности, показывает, как он умеет видеть проблему, как владеет методикой исследования, понятийным аппаратом науки, как ориентируется в литературе. При выполнении выпускной квалификационной работы студент должен показать умения:
– обнаружить и сформулировать проблему;
– собрать нужный для решения проблемы теоретический и эмпирический материал;
– разработать и провести экспериментальное исследование;
– правильно обработать полученные данные и сделать достоверные выводы;
– изложить результаты исследования;
– сопоставить полученные в эксперименте данные с имеющимися в научной литературе;
– сделать обоснованные выводы, логически вытекающие из содержания работы.
Студент-выпускник несет полную ответственность:
– за научную самостоятельность, теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы,
– за правильность приводимых в выпускной квалификационной работе данных,
– за достоверность результатов проведенного исследования, выводов и доказательств,
– за качество содержания и оформления выпускной квалификационной работы.
В процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы студент должен показать следующие компетенции:
КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ
В процессе подготовки и прохождения итоговой государсмтвенной аттестации студент формирует и демонстрирует следующие
Общекультурные компетенции
КОМПЕТЕНЦИИ[1]
Перечень компонентов
Технологии формирования[2]
Форма оценочного средства[3]
Перечень компонентов
Технологии формирования
Форма оценочного средства
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ выпускных квалификационных (БАКАЛАВРСКИХ) РАБОТ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
Тематика выпускниых квалификационных (бакалаврских) работ разрабатывается выпускающей кафедрой психологического факультета, рассматривается и утверждается на заседании соответствующей кафедры. Студент самостоятельно выбирает тему из объявленного перечня. Вместе с тем студент вправе предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки.
При выборе темы выпускной квалификационной работы студент должен исходить из таких критериев, как практический интерес и возможность нахождения практического материала по данной теме.
Закрепленные (выбранные студентом) темы выпускной квалификационной работы утверждаются на заседании кафедры.
Деканат совместно с заведующим кафедрой назначает руководителей выпускных квалификационных (бакалаврских) работ из числа преподавателей выпускающей кафедры. По отдельным темам к руководству выпускными квалификационными (бакалаврскими) работами кафедра вправе привлекать специалистов-практиков или наиболее опытных преподавателей других кафедр. В некоторых случаях студенту разрешается работать по межкафедральной тематике в рамках факультета. При необходимости кафедра вправе назначать (приглашать) консультанта из числа ведущих преподавателей университета или высококвалифицированных специалистов-практиков по отдельным темам или разделам выпускной квалификационной работы, научными руководителями которых являются молодые преподаватели с небольшим стажем работы. Консультанты проверяют соответствующую часть выполненной студентом выпускной квалификационной работы и ставят на ней свою подпись.
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
I. Название главы …. (Теоретическая часть выпускной квалификационной работы)…6
1.1. Название первого параграфа…………………………….……..6
1.2.Название второго параграфа……………………..……………12
1.3……………………………………………………………………20
Выводы по I главе……………………………………………………….28
II. Название главы …. (Экспериментальная часть выпускной квалификационной работы)……………………….……30
2.1. Организация эксперимента и обоснование выбора методик исследования (указать, что и у кого исследуется)……………..………30
2.2. …………………………...36
2.3…………………………………………………………………...45
Выводы по II главе ……………………………………………………..53
Заключение ………………………………………………………………54
Список использованной литературы ………………………………...57
Приложения ……………………………………………………………...63
Количество глав и параграфов может быть иным. Наименования выпускной квалификационной работы, глав и параграфов не должны повторять друг друга.
Введение
Раздел «Введение» содержит краткое обоснование выбора темы выпускной квалификационной работы и сжатую характеристику самого исследования.
Все ключевые моменты введения должны быть выделены жирным шрифтом. Каждая характеристика излагается с красной строки.
Традиционно последовательность его описания выглядит следующим образом:
1) актуальность исследования;
2) проблема исследования;
3) тема выпускной квалификационной работы;
4) объект исследования;
5) предмет исследования;
6) цель исследования;
7) гипотеза исследования;
8) задачи исследования;
9) методологические основы исследования;
10) методы и методики исследования;
11) экспериментальная база исследования;
12) научная новизна и теоретическая значимость исследования;
13) практическая значимость исследования;
14) апробация результатов исследования[4];
15) структура выпускной квалификационной работы.
Введение начинается с обоснования актуальности исследования. Актуальность исследования показывает важность темы работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач.
Размышления должны быть направлены на решение следующего вопроса: «почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?». Довольно часто в качестве обоснования актуальности темы указывают на директивные документы (цитируют постановления, законы, уставы и т.п.), либо опираются на высказывания классиков, либо, не утруждая себя доказательствами, утверждают, что тема (проблема) исследована в литературе недостаточно. Чтобы доказать необходимость исследования той или иной темы (проблемы), нужно прежде всего хорошо знать ее современное состояние в теории и практике. В результате предварительного изучения материала выясняется, какие аспекты темы уже решены, какие нуждаются в дополнительном исследовании, какие не исследованы вовсе. Отсутствие решения тех или иных аспектов проблемы (темы) и является доказательством необходимости, актуальности ее исследования.
Далее оценивается степень разработанности проблемы – приводится краткая характеристика состояния интересующей области. Здесь должны быть перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие исследования по данной проблематике (что и кем уже сделано в науке в этом направлении).
В проблеме исследования описывается противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания – и незнанием путей, средств и методов достижения этих потребностей: решение проблемы отсутствует в современном знании и не может быть получено на его основе. Ставя проблему, исследователь сам себе отвечает на вопрос: что надо изучить из того, что не было изучено?
Например, по теме: «Формирование логической культуры учащихся в процессе обучения» можно сформулировать проблему исследования следующим образом:
Таким образом, обнаруживаются противоречия между:
· объективной потребностью общества в формировании школьника, обладающего развитой логической культурой мышления и недостаточным уровнем овладения учащимися знаниями о законах и методах формальной и диалектической логики и сформированностью умений и навыков оперировать ими на практике;
· имеющимся потенциалом учебных предметов в развитии логического мышления учащихся и неразработанности научно-обоснованных педагогических условий его реализации.
Исходя из вышеизложенного, проблему исследования мы определили следующим образом: каковы содержание, формы, методы и условия формирования логической культуры учащихся в процессе обучения.
Проблема выступает как констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов психологической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний. Проблема выпускной квалификационной работы часто формулируется в виде вопроса. Проблема должна найти отражение в названии темы исследования.
Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет.
Под объектом исследования понимаются реальные педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, мы должны ответить на вопрос: что исследуется?
Под предметом исследования подразумеваются отдельные стороны, свойства, характеристики объекта, представляющие интерес для исследователя в связи с изучаемой им проблемой. Следует иметь в виду, «что в предмете исследования отражается не просто «сторона», а сторона, отражающая целостные свойства объекта, то есть изменение предмета влечет за собою изменение объекта, и наоборот. Например, в процессе обучения можно выделить содержательную, процессуальную, организационную, мотивационную стороны. Естественно, изменение, допустим, процессуальной стороны (привнесение новых методов обучения, новых технологий) приведет к изменению всего процесса обучения». Размышляя над предметом исследования, мы должны ответить на вопрос: какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование?
Пример. Тема выпускной квалификационной работы сформулирована следующим образом: «Педагогические условия коррекции Интернет-аддикции у подростков». Объект исследования (что исследуется) можно описать таким образом: «процесс и результат коррекции Интернет-аддикции у подростков». Внутри названного объекта выделены свойства объекта – его условия, описанные как предмет исследования – «педагогические условия коррекции аддиктивного поведения подростков, вызванного неуправляемым использованием Интернета».
В качестве цели исследования в выпускной квалификационной работе необходимо сформулировать в самом обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.
Цель исследования описывается через его конечный результат. Автор ставит перед собой вопрос: какой результат я хочу получить? Искомым результатом могут стать: анализ, закон, закономерность, гипотеза, идея, классификация, концепция, метод, модель, подход, понятие, правило, прием, принцип, описание, рекомендация, система (дидактическая, методическая, воспитательная), средство, теория, тенденция, терминология, типология, требование, условие, функции и др.
Цель выпускной квалификационной работы можно сформулировать следующим образом – «выявить...», «определить...», «дать характеристику...», «доказать...», «обосновать...». Цель исследования должна содержать определенную новизну (поиск новых знаний, новых методов исследований или психолого-педагогической практики или применение существующих знаний, методов исследования к новым условиям) и творческий подход к решению проблемы.
Пример. Тема «Формирование логической культуры учащихся в процессе обучения»
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность дидактических условий формирования логической культуры учащихся в процессе обучения.
Объект исследования: учебно-познавательная деятельность учащихся в процессе обучения.
Предмет исследования: дидактические условия формирования логической культуры учащихся в процессе обучения.
Из предмета и цели исследования вытекает гипотеза исследования– научное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению. Она требует доказательства, обосновывается в ходе теоретического анализа и формулирует в лаконичной форме предполагаемые результаты исследования.
В гипотезе формируется новое решение проблемы. В процессе разработки гипотеза развертывается в систему предположений, каждое из которых опирается на предыдущее. Вопрос, над которым должен рассуждать исследователь, чтобы сформулировать гипотезу, звучит так: что не очевидно в объекте, что я вижу в нем такого, чего не замечают другие?
Для того чтобы сформулировать гипотезу, нужно много знать об объекте, и прежде всего – хорошо изучить ее сложившееся состояние в теории и на практике. В гипотезе не должно быть самоочевидных положений. Чаще всего она строится по алгоритму «А будет усовершенствовано, если используются В, C, D».
Рассмотрим несколько примеров.
Пример 1. Тема: «Условия формирования мотивации достижения успеха у старших школьников».
Гипотеза исследования: педагогические условия формирования мотивации достижения успеха будут эффективны, если:
– вычленить существенные признаки и функции мотивации достижения успеха у старших школьников;
– определить уровни развития мотивации достижения успеха;
– разработать и экспериментально проверить систему средств формирования мотивации достижения успеха.
ОФОРМЛЕНИЕ выпускных квалификационных (бакалаврских) РАБОТ
Текстовая часть
Объем выпускной квалификационной работы составляет 55-80 страниц машинописного текста (без учета приложений).
Текст работы должен быть напечатан через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа белой бумаги (A-4). Текст и другие отпечатанные и вписанные элементы работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими, без ореола и затенения. Шрифт Times New Roman, кегель 14. Текст следует печатать через 1,5 интервала. Выравнивание основного текста – двустороннее; названий разделов, глав – по центру; параграфов – выравнивание влево; приложений – выравнивание – вправо. Курсив и подчеркивание в работе не допускаются.
Лист с текстом должен иметь поля: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм.
Все страницы выпускной квалификационной работы нумеруются сквозной нумерацией. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется. За титульным листом располагают содержание. Нумерация страниц начинается с третьего листа и заканчивается последним. На третьем листе ставится номер «3». Номера страниц проставляются в верхнем поле страницы в центре. Таблицы, схемы, расположенные на отдельных листах, входят в общую нумерацию страниц. Листы приложений не нумеруются.
Между названием главы и названием параграфа этой главы пробел не ставится. Название параграфа должно отделяться от текста этого параграфа пробелом (равным интервалу) и качеством шрифта (кегель 14, полужирный).
Для соответствия требованиям оформления ВКР студенту следует применять следующие стили: Основной, Заголовок 1, Заголовок 2.
Рекомендуется также создать стили для текстов таблиц, их заголовков и подписей под рисунками
Настройки основного стиля
Шрифт – 14, типа Times New Roman
Межстрочный интервал – полуторный
Отступ красной строки – 1,3 см
Отступы до и после абзаца – 0
Выравнивание – двустороннее (по ширине)
Переносы установлены
Настройки стилей заголовков
Заголовок главы:
Кегль 16, типа Times New Roman, полужирный
Межстрочный интервал – полуторный
Отступ красной строки – 0
Начинать с новой страницы
Выравнивание – по центру
Название пунктов внутри главы
Кегль 14, типа Times New Roman, полужирный
Межстрочный интервал – полуторный
Отступ красной строки – 1,3
Выравнивание – влево
После названия параграфа в тексте оставляется пустая строка.
Установить эти стили и нужные параметры оформления можно через меню Формат/Стиль/Изменить
Каждая глава, а также введение, выводы и предложения и список использованной литературы начинаются с новой страницы. Слово «Глава» не пишется. Главы имеют порядковые номера в пределах всей работы, обозначаемые римскими цифрами (например: I, II.) после которой ставится точка. Слово «параграф» или значок параграфа (§) в названии не ставится. Параграфы имеют порядковые номера в пределах глав, обозначаемые арабскими цифрами (например:1.1. и 1.2.).
Заголовки глав в тексте работы должны располагаться по центру, точку в конце названия главы не ставят. Не допускается переносить часть слова в заголовке.
Излагать материал в выпускной квалификационной работе следует четко, ясно, применяя принятую научную терминологию, избегая повторений и общеизвестных положений, имеющихся в учебниках и учебных пособиях. Пояснять надо только малоизвестные или разноречивые понятия, делая ссылку на авторов, высказывающих разные мнения по одному и тому же вопросу.
Возможные способы цитирования:
1) прямое цитирование, в этом случае в кавычках дословно повторяется текст из соответствующего источника (в ссылке на источник в этом случае через точку с запятой требуется указать страницу, на которой начинается взятая цитата). Например:
Еще Л.Н. Гумилев в свое время отмечал: «Этногенез – процесс природный» [7;52]. Число 7 в квадратных скобках означает порядковый номер цитируемого произведения (под этим номером следует искать источник в списке использованной литературы), 52 – страницу, на которой расположена цитата в источнике.
2) косвенное цитирование, когда одна или несколько мыслей, возможно из разных мест цитируемого источника излагаются автором своими словами, но близко к оригинальному тексту. Например:
Л.Н. Гумилев относит этногенез к природным процессам [7]. В данном случае необходимо указать в квадратных скобках только порядковый номер цитируемого произведения в общем списке использованной литературы.
Если возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов, либо аргументируемое в нескольких работах одного и того же автора, то следует отметить все порядковые номера источников, которые разделяются точкой с запятой. Например:
Исследованиями ряда авторов [15; 38; 103] установлено, что…
В соответствии с этикой научного изложения, необходимо строго следить за правильностью цитирования и соответствием ссылок на источники, разделять упоминаемые в работе результаты (идеи, гипотезы и т.п.) разных авторов и, соответственно, отдельно ссылаться на них. Способ, форма изложения материала должна облегчить понимание выпускной квалификационной работы, в том числе того, какие из результатов (идей, гипотез и т.д.), упоминаемых в работе являются авторскими, а какие – продуктом чужого творчества или уже являются общепринятыми.
Слишком много цитат в работе приводить не следует, цитирование используется как прием аргументации. В случае необходимости можно излагать чужие мысли своими словами, но и в этом варианте надо делать ссылку на первоисточник. Ссылка делается сразу после окончания цитаты или изложения чужой мысли в тексте с указанием номера источника из списка литературы и страницы (в случае цитирования). Ссылки в тексте на использованные источники следует приводить в квадратных скобках, например [12]. Подробное описание выходных данных источника делается в списке литературы в конце выпускной квалификационной работы.
Заимствование текста чужих произведений без ссылки не допускается и может быть основанием для недопуска работы к обсуждению на кафедре и защите. Формулы и справочные материалы также должны иметь ссылки на источник.
Научному руководителю в целях противодействия плагиату в научных и учебных работах рекомендуется пользоваться возможностями программной системы Антиплагиат, предназначенной для проверки текстовых документов пользователей на наличие заимствований из общедоступных источников.
В тексте выпускной квалификационной работы рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.
Для снижения объема и трудоемкости в тексте выпускной квалификационной работы применяют сокращения. Существуют общепринятые сокращения, например: КПД (коэффициент полезного действия), вуз (высшее учебное заведение), ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) и др. При использовании в тексте сокращения необходимо его пояснение. При этом рекомендуется постепенно вводить читателя в его понимание. Сначала целесообразно написать все выражение полностью, а в скобках - его сокращенный вариант. В последующих двух-трех фрагментах текста, где употребляется данное выражение, пишется уже аббревиатура, но в скобках указывается полный разъяснительный текст. Только после этого можно ограничиваться использованием сокращения без пояснения.
О возможности использования практически общепринятых сокращений автору выпускной квалификационной работы следует проконсультироваться с научным руководителем. Все сокращения должны быть расшифрованы, за исключением небольшого числа общеупотребительных, например (и т.д. – и так далее, т.е. – то есть).
Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», а также «по мнению автора» выпускной квалификационной работы или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение эмпирических данных свидетельствует о том, что…», «на основе выполненного анализа можно утверждать…», «проведенные исследования подтвердили…» и т.п.
После согласования окончательного варианта выпускной квалификационной работы с руководителем ее брошюруют в специальной папке или переплетают. Также может быть установлено дополнительное требование о предоставлении текста на диске.
Опечатки, описки, графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашивание белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста ручкой черного цвета.
Оформление таблиц и рисунков
Для наглядности в выпускную квалификационную (бакалаврскую) работу обязательно должны быть включены таблицы и иллюстрации. Нумерация – отдельно для таблиц и рисунков – должна быть сквозной на протяжении всей выпускной квалификационной работы. Названия таблиц и рисунков выделить жирным шрифтом. Во всех таблицах и рисунках должны быть проставлены единицы измерения.
Таблица – это основной способ систематизированного представления цифровой информации. Важнейшие требования к таблице состоят в том, чтобы она содержала весь необходимый материал и была легко читаема. Небольшие таблицы желательно помещать в тексте по ходу изложения материала, а большие таблицы, занимающие целую страницу и более желательно выносить в приложения.
Таблицу следует выполнять непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. При ссылке на таблицу следует указать номер таблицы и страницу, на которой она расположена: «в соответствии с данными в таблице1», или «как видно из таблицы 1», или «результаты, приведенные в таблице 1, показывают, что ...», или приводится ссылка в скобках (таблица 1).
Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Слово «таблица» и ее порядковый номер (без знака №) пишется сверху самой таблицы в правой стороне, затем по центру дается ее название и единица измерения (если она общая для всех граф и строк таблицы). Если в работе одна таблица, то она должна обозначаться Таблица 1.
Таблица должна занимать не более одной страницы. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.
Разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу можно только в том случае, если она целиком не умещается на одной странице. Для компактности можно использовать одинарный интервал, текст внутри таблиц может быть набран более мелким шрифтом (например, 12). При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную ограничительную черту не проводят. Над другими частями пишут слово «Продолжение», например, Продолжение таблицы 1. Если таблица заимствована или рассчитана по данным литературного источника, делается обязательная ссылка на первоисточник (по правилам цитирования).
Таблица 4
Суммарные результаты экспертного оценивания агрессивности (%)
Уровень агрессивности | Группа №1 | Группа №2 |
количество детей | количество детей | |
Высокий | 13,8 | 22,7 |
Средний | 27,6 | 40,9 |
Низкий | 58,6 | 36,4 |
Таблицы в приложениях не нумеруются и ссылки на них делаются так: «по данным таблицы, представленной в Приложении 4 …» и т.д.
Цифровые данные в таблицах пишутся строго по классам и разрядам чисел (единицы под единицами, десятки под десятками и т.д.).
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) располагают в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Они выполняются четко, красиво, желательно в цвете. Все иллюстрации в тексте работы называются рисунками.
Иллюстрации могут иметь наименования и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «рисунок» и наименование помещают под самой иллюстрацией после пояснительных данных и располагают следующим образом:
Рис. 2.1. Распределение показателей индекса агрессивности (по методике Басса-Дарки) у девочек и мальчиков на констатирующем этапе эксперимента
Все рисунки сопровождаются подписью непосредственно после номера рисунка. В конце наименования рисунка точка не ставится.
Рисунки должны размешаться сразу же после первого упоминания о них в контексте выпускной квалификационной работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок размещается на следующей странице. При ссылках на рисунки пишется: «как видно на рисунке 2, ...», «Как представлено на рис. 2, ...», «из рисунка 2 видно, что ...» или дается ссылка в скобках (рис. 2) и т.п. Если далее по тексту необходимо повторно обратиться к рисунку, то ссылка к нему делается следующим образом: (см. рис. 2) или (см. рис. 2 на с.35).
На все таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте. Недооценка словесного описания каждой таблицы, диаграммы, графика считается методической ошибкой. Неверно полагать, что в таблице, на диаграмме «и так все видно». Должны быть названы все сходства и различия, их оценки по величине, даны ссылки на статистическую значимость различий, отмечен размах варьирования показателей, названы наибольшие и наименьшие позиции.
Формулы и уравнения в тексте надо выделять, записывая их более крупным шрифтом и отдельной строкой. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной строки. Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует проводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. При ссылках на формулы обычно пишется: «... по формуле 2».
Оформление списка использованной литературы
Список использованной литературы – обязательный раздел выпускной квалификационной работы, который характеризует уровень ознакомления студента с современным состоянием проблемы, над которой он работает. В данном списке указываются все использованные автором источники, а не только те, на которые есть ссылки в тексте работы.
При оформлении списка литературы уделяется внимание как правильному библиографическому описанию источников, так и точности их выходных данных. Оформление списка использованной литературы осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.11-2011.
В этом разделе отражаются источники использованной специальной литературы: монографии, статьи в периодических изданиях, в сборниках научных трудов, учебники и учебные пособия и т.д. Все они располагаются в алфавитном порядке по фамилии авторов или, если автор не указан, по названию работы. В списке литературы приводятся полные данные о работе: фамилия и инициалы автора, название работы, место издания и наименование издательства, год опубликования, общее количество страниц; если статья опубликована в сборнике или журнале, то после ее названия указывается наименование сборника или журнала, год его издания, номер и указывается диапазон страниц. При ссылке на сайт в Интернете в списке источников указывается автор, название материала и его Интернет-адрес. Список использованной литературы должен включать не менее 50 наименований.
Примеры оформления записей в списке использованной литературы
Книга одного автора
Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. – М. : Политиздат, 1984. – 740 с.
Книга двух и трех авторов
Борозда, И. В. Лечение сочетанных повреждений таза / И. В. Борозда, Н. И. Воронин, А. В. Бушманов. – Владивосток : Дальнаука, 2009. – 195 с.
Книга четырех и более авторов
Маркетинговые исследования в строительстве : учебное пособие для студентов специальности «Менеджмент организаций» / О. В. Михненков, И. З. Коготкова, Е. В. Генкин, Г. Я. Сороко. – М. : Государственный университет управления, 2005. – 59 с.
Словарь
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – РАН. университет русского языка им. В. В. Виноградова. – М. : Азбуковник, 1999. – 944 с.
Энциклопедия
Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. ; гл. ред. В. В. Давыдов. – М. : Большая российская энциклопедия, 1999. – Т. 2. – 670 с.
Диссертация
Югова, Е. А. Педагогические условия деятельности образовательных учреждений по профилактике аддиктивного поведения учащихся : дис. … канд. пед. наук :13.00.01 : защищена 22.01.02 : утв. 15.07.02 / Югова Елена Анатольевна. – Екатеринбург, 2001.– 181 c.
Статья в газете
Кригер, И. Бумага терпит / И. Кригер // Новая газета. – 2009. – 1 июля.
Статья в журнале
Берестова, Т. Ф. Поисковые инструменты библиотеки / Т. Ф. Берестова // Библиография. – 2006. – №6. – С.19.
Книга на иностранном языке
Miller, W. Addictive behaviours: treatment of alchoholism, drug abuse, smoking and obesity / W. Miller. – Oxford etc: Pergamon Press, 1984. – 353 p.
Статья на иностранном языке
Alexander, R. A. Cube popular in all circles / R. A. Alexander // New York Times. – 1981. – 21 July. – P. 6.
Электронные ресурсы
Насырова, Г. А. Модели государственного регулирования страховой деятельности [Электронный ресурс] / Г. А. Насырова // Вестник Финансовой академии. – 2003. – № 4. – Режим доступа : http://vestnik.fa.ru/4(28)2003/4.html.
5.4. Титульный лист и содержание
Выпускная квалификационная работа обязательно должна иметь титульный лист, отпечатанный на стандартном листе бумаги (см. Приложение 2). На титульном листе обязательными реквизитами являются подпись студента, научного руководителя и подпись заведующего кафедрой, свидетельствующая о допуске студента к защите работы перед ГАК.
Важным качественным элементом выпускной квалификационной работы выступает раздел «Содержание», который отражает всю структуру исследования и включает в себя: введение, главы с параграфами, выводы и предложения, заключение, список использованных источников и приложения. Рубрикация дается арабскими цифрами, слова «Глава» и «Параграф» не пишутся.
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки последующей ступени смещают на абзацный отступ вправо, по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания.
ТРЕБОВАНИЯ К ОТЗЫВАМ И РЕЦЕНЗИЯМ НА выпускные квалификационные (БАКАЛАВРСКИЕ) РАБОТЫ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ПАКЕТА ПРОГРАММы Microsoft PowerPoint
Компьютерная презентация позволяет членам комиссии одновременно изучать выпускную квалификационную (бакалаврскую) работу и контролировать выступление студента-выпускника. Умение правильно выбрать наиболее важную информацию, распределить по времени ее представление служит существенным критерием при оценке выпускной квалификационной работы членами аттестационной комиссии.
Поэтому желательно сопровождать выступление презентацией с использованием 8 – 10 слайдов:
1 слайд – титульный лист работы с указанием темы;
2 слайд – общая характеристика актуальности исследования;
3 слайд – объект, предмет, гипотеза исследования;
4 слайд – цель, задачи исследования;
5 слайд – характеристика экспериментальной площадки и названия использованных психодиагностических методик;
6 – 8 слайды – таблицы, рисунки по второй главе (по анализу собранных фактических материалов);
7 – 9 слайды – программа формирующего эксперимента, фотоиллюстрации;
10 слайд – основные выводы, оценка перспектив темы выпускной квалификационной работы для дальнейшего исследования.
Основными принципами при составлении компьютерной презентации являются: лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), адекватность (разумное использование ярких эффектов).
Необходимо начать компьютерную презентацию с заголовочного слайда и завершить итоговым слайдом. В заголовке приводится название выпускной квалификационной работы, фамилия, имя, отчество её автора; фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание и должность научного руководителя.
Основное требование – каждый слайд должен иметь заголовок. Рекомендуется также сделать нумерацию слайдов. В итоговом слайде можно выразить благодарность руководителю и всем тем, кто дал ценные консультации и рекомендации.
При подготовке презентации можно использовать имеющиеся в программе шаблоны. При разработке оформления следует использовать единый дизайн слайдов. Не следует увлекаться яркими шаблонами, информация на слайде должна быть контрастна фону, а фон не должен затенять содержимое слайда, если яркость проецирующего оборудования будет не достаточным. Рекомендуется подбирать два-три различных фоновых оформления презентации для того, чтобы иметь возможность варьировать фон при плохой проекции.
Не рекомендуется в процессе защиты использовать эффекты анимации. Настройка анимации, при которой происходит появление текста по буквам или словам, может вызвать негативную реакцию со стороны членов комиссии, которые одновременно должны выполнять 3 различных дела: слушать выступление, бегло изучать текст работы и вникать в тонкости визуального преподнесения Вами материала исследования. Ведь визуальное восприятие слайда презентации занимает от 2 до 5 секунд, в то время как продолжительность некоторых видов анимации может превышать 20 секунд. Исключение составляет ситуация, когда динамическая анимация эффективна, например, когда в процессе выступления происходит логическая трансформация существующей структуры в новую структуру, предлагаемую студентом-выпускником.
Презентация легко поможет студенту провести защиту бакалаврской работы, но она не должна его заменить. Если студент только читает текст слайдов, то это сигнал комиссии, что он не ориентируется в содержании выпускной квалификационной работы. Но если студент растерялся, то прочтение презентации будет единственным спасением. По каждому слайду можно подготовить заметки (Вид – страницы заметок). Можно распечатать их (Печать – печатать заметки) и использовать при подготовке (и, в крайнем случае, на самой презентации во время защиты выпускной квалификационной работы). Можно распечатать некоторые ключевые слайды в качестве раздаточного материала. Для управления презентацией следует использовать интерактивные кнопки (вперед-назад) или клавиатуру (клавиши PgUp – PgDn). Это может потребоваться не только при защите, но и при ответе на вопросы, когда члены комиссии попросят вернуться к определенному слайду.
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ выпускной квалификационной работы
1. Ахметова, Д. З.Теория обучения и воспитания. Курс лекций по дисциплине : [учеб.-метод. пособие] / Д. З. Ахметова; университет экономики, управления и права (г. Казань), Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики. - Казань : Изд-во "Познание" университета экономики, управления и права, 2013. - 142с.
2. Ванюхина, Н.В.Общая психология : учеб.пособие / Н.В.Ванюхина, Р.Ф.Сулейманов; университет экономики, управления и права (г. Казань), Психологический факультет. - Казань : Изд-во "Познание" университета экономики, управления и права, 2014. - 132с.
3. Ванюхина, Н.В.Общая психология [Электронный ресурс] : учеб.пособие / Н.В.Ванюхина, Р.Ф.Сулейманов; университет экономики, управления и права (г. Казань), Психологический факультет. - Казань : Изд-во "Познание" университета экономики, управления и права, 2014. - 131с. - Режим доступа: http:// biblioclub.ru
4. Ванюхина, Н. В.Психология развития и возрастная психология : учеб. пособие / Н. В. Ванюхина; университет экономики, управления и права (г. Казань), Психологический факультет. - Казань : Изд-во "Познание" Институа экономики, управления и права, 2014. - 131с.
5. Ванюхина, Н. В.Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. В. Ванюхина; университет экономики, управления и права (г. Казань). - Казань : Изд-во "Познание" Институа экономики, управления и права, 2014. - 132с.- Режим доступа: http:// biblioclub.ru
6. Виноградова, Н.А.Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых : учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. - М. : Издательство Юрайт, 2012. - 510с
7. Гликман, И.З. Основы воспитания: [Электронный ресурс] учеб. пособие / И.З. Гликман. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с. – Режим доступа : http://znanium.com
8. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе; О.В. Солнцевой. - СПб : Питер, 2014. - 464с..
9. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология : учебник для бакалавров / Т. В. Корнилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2013. – 640с.
10. Кравченко, А. И. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учебник / А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с. – Режим доступа : http://znanium.com
11. Крысько, В. Г.Психология. Курс лекций [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. Г. Крысько. – М. : Вузовский учебник : НИЦ Инфра-М, 2013. – 251 с. – Режим доступа : http://znanium.com
12. Мандель, Б.Р. Педагогическая психология [Электронный ресурс] : учеб.пособие / Б.Р. Мандель. – М. : КУРС : НИЦ Инфра-М, 2012. – 368 с. – Режим доступа : http://znanium.com
13. Нечаев, М. П.Диагностический анализ воспитанности учащихся: содержание, технология и методика / М. П. Нечаев; под науч. ред. П. И. Третьякова. - М. : УЦ "Перспектива", 2013. - 87с.
14. Нуркова, В. В.Общая психология : учебник / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во Юрайт, 2013. – 604 с.
15. Обухова, Л. Ф.Возрастная психология : учебник для бакалавров / Л. Ф Обухова. – М. : Издательство Юрайт, 2012. – 460с.
16. Педагогическая психология : учебник для бакалавров / Б. Б. Айсмонтас [и др.] ; под ред. В. А. Гуружапова. – М. : Изд-во Юрайт, 2013. – 493 с.
17. Психология : учебник / О.П. Елисеев [и др.] ; под общ. ред. В.А. Сластенина, А.С. Обухова. – М. : Изд-во Юрайт, 2013. – 530 с.
18. Савенков, А. И. Педагогическая психология : учебник для бакалавров / А. И. Савенков/ – М. : Издательство Юрайт, 2012. – 659с.
19. Турченко, В. И. Дошкольная педагогика : учеб.пособие / В. И. Турченко .– 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА : НОУ ВПО"МПСУ", 2013. – 256с.
20. Тычинкина, Т.П.Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учеб. пособие / Т.П. Тычинкина; университет экономики, управления и права (г. Казань). - Казань : Изд-во "Познание" университета экономики, управления и права, 2014. - 71с.
Приложение 1
ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени в.Г. тимирясова (ИЭУП)»
П сихологический факультет
ЗАДАНИЕ
Содержание работы с оборотной стороны.
Введение
I ._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.1. __________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________1.2. __________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
1.3. __________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________Выводы по I главе
II . __________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________2.1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2.__________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________
2.3. __________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Список использованных источников, приводимый в конце работы должен включать:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени в.Г. тимирясова (ИЭУП)»
Психологический факультет
Кафедра педагогической
психологии и педагогики
«Допустить к защите»
Заведующий кафедрой
__________________________
к.пед.н.,доц.
Скоробогатова Анна Ильдаровна
«___» ______________ 201__ г.
Казань – 2016
Приложение 3
Примерная тематика выпускных квалификационных (бакалаврских) работ по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование»
Патриотическое воспитание
1. Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами (уточнить)
2. Патриотическое воспитание дошкольников в едином воспитательном пространстве семьи и дошкольной образовательной организации
3. Изучение истории родного края как фактор патриотического воспитания дошкольников
4. Изучение культуры народов России как фактор патриотического воспитания дошкольников
5. Изучение истории своей семьи как средство патриотического воспитания дошкольников
6. Организация проведения государственных праздников как средство патриотического воспитания дошкольников
7. Изучение жизни замечательных людей как средство патриотического воспитания дошкольников
8. Беседы о Родине как средство патриотического воспитания дошкольников.
Гражданское воспитание
29. Гражданское воспитание старших дошкольников в системе игр
30. Гражданское воспитание старших дошкольников средствами экскурсий.
31. Психолого-педагогическое сопровождение формирования гражданской культуры детей.
32. Организация национального воспитания в современной ДОО: содержание и методика
33. Формирование морально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
34. Формирование первичных представлений дошкольников о себе, семье, обществе и государстве в организованной образовательной деятельности.
35. Гражданское воспитание дошкольников музыкально-педагогическими средствами
36. Гражданское воспитание дошкольников историко-педагогическими средствами
37. Гражданское воспитание дошкольников спортивно-педагогическими средствами
38. Гражданское воспитание дошкольников средствами художественной литературы
39. Гражданское воспитание дошкольников средствами фольклора
40. Гражданское воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности
41. Организация государственных праздников в ДОО как средство гражданского воспитания дошкольников
42. Организация народных праздников в ДОО как средство гражданского воспитания дошкольников
43. Знакомство с миром профессий как средство гражданского воспитания дошкольников
44. Знакомство с духовно-нравственной культурой и традициями народов России как средство гражданского воспитания дошкольников
45. Гражданское воспитание дошкольников средствами детского кукольного театра
46. Гражданское воспитание дошкольников средствами краеведческой деятельности
47. Беседы о героическом прошлом России как средство гражданского воспитания дошкольников
48. Беседы о родной истории в системе гражданского воспитания дошкольников
49. Организация тематических вечеров (праздников) как средство гражданского воспитания дошкольников
50. Беседы о Родине как средство гражданского воспитания дошкольников
Физическое воспитание
51. Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
52. Влияние гимнастических упражнений на формирование культуры движений детей старшего дошкольного возраста
53. Народные подвижные игры как средство совершенствования физических качеств дошкольников.
54. Нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры
55. Обучение дошкольников технике основных движений на занятиях по физической культуре.
56. Организация гимнастики как средство физического воспитания дошкольников
57. Организация двигательного режима как средство физического воспитания дошкольников.
58. Организация и методика стимулирования здорового образа жизни педагога и воспитанников в дошкольном воспитании
59. Организация оздоровительно-закаливающих процедур как средство формирования здорового образа жизни дошкольников
60. Организация подвижных игр на прогулке как средство физического воспитания дошкольников
61. Педагогические условия реализации содержания образовательной области «Физическое развитие» в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС
62. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
63. Подвижная игра как средство развития ловкости и гибкости дошкольников.
64. Подвижная игра как средство развития скоростно-силовых качеств детей старшего дошкольного возраста.
65. Психолого-педагогические условия развития функциональных систем организма дошкольника.
66. Психолого-педагогическое сопровождение формирования здорового образа жизни у дошкольников.
67. Развитие волевых качеств дошкольников при выполнении физических упражнений.
68. Развитие исследовательского поведения дошкольников при выполнении физических упражнений.
69. Развитие познавательных процессов дошкольников средствами подвижных игр с правилами.
70. Подвижные игры как средство развития психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста
71. Развитие творческих проявлений дошкольников при выполнении физических упражнений.
72. Стимулирование интереса дошкольников к физкультурным занятиям с помощью физкультурных пособий и «моторных» игрушек.
73. Физическое развитие дошкольников средствами народного танца
74. Формирование гигиенических навыков дошкольников средствами сказкотерапии (арт-педагогики)
75. Формирование культуры питания дошкольников в работе ДОО.
76. Формирование культуры здоровья дошкольников средствами (уточнить).
77. Формирование здоровьесберегающей компетентности детей и их родителей в работе дошкольной образовательной организации.
Трудовое воспитание
111. Психолого-педагогическое сопровождение формирования культуры труда детей в современной ДОО и семье.
112. Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта.
113. Формирование безопасного поведения дошкольников средствами (уточнить).
114. Формирования компетентности младшего (среднего дошкольного возраста/ старшего) дошкольника в предметном мире.
115. Развитие социальной компетентности дошкольников/ представлений о труде взрослых средствами (уточнить).
116. Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста средствами (уточнить).
Эстетическое воспитание
117. Психолого-педагогическое сопровождение формирования эстетической культуры дошкольников в ДОО и обществе.
118. Формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников средствами живописи.
119. Музыкальное воспитание дошкольников на традициях татарской народной музыки.
120. Культурологическое развитие дошкольников посредством пейзажной живописи
121. Методика знакомства детей старшего дошкольного возраста с натюрмортом.
122. Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства в ДОО
123. Развитие ритмического слуха как компонента музыкальности у детей старшего дошкольного возраста средствами (уточнить)
124. Бумагопластика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
125. Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
126. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народного творчества
127. Развитие музыкальных творческих способностей дошкольников в повседневной жизни ДОО
128. Формирование представлений о временах года в процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста
129. Развитие цветового восприятия детей дошкольного возраста средствами (уточнить).
130. Педагогическое сопровождение освоения дошкольниками изобразительной деятельности и проявлений творчества.
131. Развитие музыкальности дошкольников средствами (уточнить).
132. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников в работе музыкального руководителя детского сада (воспитателя).
133. Развитие музыкальной эрудиции старших дошкольников средствами (уточнить).
Социализация дошкольников
134. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
135. Арт-терапия как средство коррекции агрессии у детей с детским церебральным параличом
136. Арт-терапия как средство эмоционального развития дошкольников.
137. Взаимосвязь стиля родительского воспитания с образовательной стратегией образовательной организации дошкольного образования
138. Влияние игровой активности дошкольников на его статус в группе.
139. Занятия детей игровыми видами спорта как фактор формирования их морально-волевых качеств
140. Занятия детей неигровыми видами спорта как фактор формирования их морально-волевых качеств
141. Здоровьесберегающая среда как средство успешной социализации ребенка.
142. Интерактивные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в воспитании детей дошкольного возраста
143. Методы разрешения конфликтных ситуаций в работе воспитателя с группами воспитуемых.
144. Народные сказки как средство воспитания культуры поведения детей старшего школьного возраста
145. Организация личностного и профессионального роста педагога дошкольного образования в процессе деятельности
146. Особенности социализации и развития детей в дошкольном образовательном учреждении семейного типа
147. Педагогическое обеспечение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста
148. Преодоление робости и застенчивости у дошкольников и воспитание активных волевых качеств.
149. Профилактика и коррекция агрессивности детей старшего дошкольного возраста в системе (уточнить)
150. Профилактика и коррекция отрицательных эмоциональных состояний дошкольников средствами арт-терапии.
151. Профилактика и коррекция страхов дошкольников средствами арт-терапии.
152. Профилактика отклоняющегося поведения старших дошкольников средствами (уточнить)
153. Психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников в приемной семье.
154. Психолого-педагогическое сопровождение социализации дошкольников в системе дошкольного образовательного учреждения.
155. Психосоциальные аспекты эмоционального развития детей в дидактической игре
156. Развитие коммуникативных навыков дошкольников средствами (уточнить).
157. Развитие мотивационной и волевой сферы личности дошкольников средствами (уточнить)
158. Развитие произвольности поведения старших дошкольников средствами (уточнить)
159. Развитие эмоционально-волевой сферы детей в процессе занятий танцами
160. Развитие эмоционально-волевой сферы детей средствами арт-терапии
161. Роль игровых педагогических технологий в развитии эмоциональной сферы личности младшего дошкольника.
162. Сказкотерапия детских страхов.
163. Сказкотерапия как средство коррекции тревожности дошкольников.
164. Социализация детей инвалидов средствами декоративно-прикладного искусства и художественного творчества.
165. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста
166. Формирование морально-волевых качеств на занятиях физической культурой и спортом
167. Формирование мотивационной готовности ребёнка к школе в практике ДОУ.
168. Формирование национального самосознания и толерантности детей старшего дошкольного возраста посредством сказок народов мира
169. Обучение дошкольников взаимодействию со сверстниками в системе игр.
170. Работа воспитателя с семьей дошкольника как фактор успешной социализации ребенка в группе.
171. Развитие положительной самооценки дошкольника средствами (уточнить).
172. Развитие социальной компетентности дошкольников средствами (уточнить).
173. Развитие эмпатии дошкольников средствами (уточнить).
174. Формирование «образа Я» дошкольника в образовательном процессе детского сада.
175. Формирование этнотолерантности дошкольников в едином воспитательной пространстве семьи и детского сада.
176. Создание эмоционально-благополучной среды детского сада как фактор успешной социализации дошкольника.
177. Развитие дружеских взаимоотношений между дошкольниками средствами (уточнить).
178. Формирование сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях в детском саду.
179. Причины возникновения и пути решения конфликтов между воспитателем и родителями дошкольников.
Игровая деятельность
180. Педагогическое сопровождение режиссерских игр детей старшего дошкольного возраста
181. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.
182. Создание предметно-игровой среды как средства организации сюжетных игр детей младшего дошкольного возраста
183. Подготовка будущего воспитателя к организации игровой деятельности дошкольника
184. Развитие театрализованной игры детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
185. Формирование творческой активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности с художественным содержанием.
186. Развитие свободной предметно-игровой деятельности младших дошкольников в работе дошкольной образовательной организации.
187. Педагогическое сопровождение игр-драматизаций дошкольников.
Экологическое воспитание
188. Воспитание ценностного отношения к природе старших дошкольников средствами (уточнить).
189. Формы и методы экологического воспитания детей в дошкольной образовательной организации и дома.
190. Методика формирования у дошкольников бережного отношения к живым природным объектам.
191. Сказка как средство воспитания экологической культуры дошкольников.
192. Игра как средство воспитания экологической культуры дошкольников
193. Формирование у детей положительного отношения к природе в процессе совместной деятельности в эколого-развивающей среде
194. Экскурсия как средство формирования экологических представлений дошкольников
195. Ознакомление детей с природой родного края как фактор экологического воспитания дошкольников.
Речевое развитие
212. Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников
213. Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников
214. Воспитание речевого этикета дошкольников в системе работы дошкольной образовательной организации
215. Воспитание у дошкольников интонационной выразительности средствами (уточнить)
216. Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста
217. Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
218. Формирование образно-выразительных средств речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) в процессе обучения монологическому высказыванию
219. Игровая деятельность как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста
220. Использование дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию связной речи.
221. Сказки как средство развития связной речи детей 4-5 лет
222. Обогащение речи детей грамматическим формам выражения причинно-следственных отношений средствами (уточнить).
223. Обогащение словаря детей в процессе игровой (трудовой) деятельности.
224. Обучение детей рассказыванию по картине методом моделирования
225. Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждений средствами (уточнить)
226. Обучение дошкольников монологу-описанию средствами (уточнить)
227. Обучение дошкольников монологу-повествованию средствами (уточнить)
228. Обучение дошкольников сочинению загадок в системе работы дошкольной образовательной организации
229. Обучение дошкольников сочинению сказок в системе работы дошкольной образовательной организации
230. Педагогические условия формирования диалогической речи у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста
231. Профилактика дисграфий у дошкольников с ОНР в условиях дошкольной образовательной организации
232. Развитие диалогической речи дошкольников средствами (уточнить)
233. Развитие образной речи старших дошкольников на основе произведений и фольклорного жанра
234. Развитие образности речи средствами художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста.
235. Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников средствами (уточнить)
236. Развитие образности речи средствами художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста
237. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
238. Развитие речи дошкольников средствами логоритмики
239. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в системе сюжетно-ролевых игр
240. Развитие словесного творчества дошкольников на основе восприятия литературных произведений
241. Формирование звуковой культуры речи дошкольников в игровой деятельности.
242. Формирование морфологической стороны речи у детей средней группы ДОО.
243. Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии.
244. Поэтический образ природы как средство обогащения словаря детей.
245. Обучение старших дошкольников способам глагольного словообразования средствами (уточнить).
246. Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников.
247. Формирование образности речи в процессе ознакомления с изобразительным искусством (волшебной сказкой; театрально-игровой деятельностью, малыми фольклорными формами)
248. Литературное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ и семье
249. Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин
250. Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста.
251. Создание развивающей среды дошкольной образовательной организации как фактор развития речи дошкольников.
252. Развитие читательских интересов дошкольников средствами (уточнить).
253. Создание развивающей среды дошкольной образовательной организации как фактор литературного развития дошкольников.
Приложение 3
Кафедра педагогической
Психологии и педагогики
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки
44.03.01 «Педагогическое образование»,
профиль «Дошкольное образование»
Казань – 2016
УДК 37.015.3 (075.8)
ББК 88.4я73
Печатается по решению секции психолого-педагогических дисциплин
учебно-методического совета
Казанского инновационного университета им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП)
Скоробогатова А. И., Саглам Ф. А., Фахрутдинова Р. А., Ханмурзина Р.Р.
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» : методические указания / сост. А. И. Скоробогатова, Ф. А. Саглам, Р. А. Фахрутдинова, Ханмурзина Р.Р. – Казань : Изд-во «Познание» университета экономики, управления и права (г. Казань), 2016. – 69 с.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры педагогической психологии и педагогики.
Предназначены в помощь студентам направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» при выполнении выпускных квалификационных работ в области дошкольной педагогики. Даны характеристики основных целей и задач квалификационных работ, а также компетенций, которые для этого должны быть развиты. Даются рекомендации по поиску и изучению литературы, написанию теоретической части, планированию и проведению эмпирического исследования, оформлению работы, подготовке и проведению защиты выпускной квалификационной работы.
УДК 37.015.3 (075.8)
ББК 88.4я73
ã Казанский инновационный университет им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП), 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 4
3. ОсновныЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К выпускным квалификационным РАБОТАМ.. 6
4. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ выпускных квалификационных (БАКАЛАВРСКИХ) РАБОТ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ. 7
5. СОСТАВ, СТРУКТУРА выпускных квалификационных РАБОТ И ОБЩАЯ МЕТОДИКА ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.. 11
6. ОФОРМЛЕНИЕ выпускных квалификационных РАБОТ. 29
7. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЗЫВАМ И РЕЦЕНЗИЯМ НА выпускные квалификационные РАБОТЫ.. 38
8. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ПАКЕТА ПРОГРАММЫ Microsoft PowerPoint. 40
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ выпускной квалификационной работы.. 42
Приложения………………………………………………………………..44
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Аннотация
В методических указаниях по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» обобщен опыт руководства выполнением выпускных квалификационных (бакалаврских) работ. Они составлены в соответствии с действующими Инструкцией и Положением по подготовке выпускных квалификационных (бакалаврских) работ в высших учебных заведениях и представляют дальнейшую конкретизацию этих положений с учетом специфики направления подготовки и современных требований.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Выпускная квалификационная работа представляет собой научное исследование студента, выполненное под научным руководством преподавателя университета или высококвалифицированного специалиста профильного направления.
Целями написания выпускных квалификационных работ являются:
– совершенствование педагогических знаний по отдельным темам,
– формирование умений по применению этих знаний для решения прикладных задач,
– формирование умений и навыков проведения теоретического и экспериментального педагогического исследования,
– приобретение умений и навыков практической работы педагога.
Выпускные квалификационные работы могут иметь преемственное и последовательное научное или практическое развитие темы, представляющей интерес для студента и его научного руководителя.
Содержание выпускной квалификационной работы должно отвечать основным требованиям, предъявляемым к студенческим научным трудам.
Основными этапами выполнения выпускной квалификационной работы являются:
– ознакомление студентов с основными требованиями, предъявляемыми к выполнению выпускной квалификационной работы;
– выбор темы, определение цели и задач исследования;
– подбор литературы, ознакомление с источниками и составление библиографического указателя по теме выпускной квалификационной работы;
– составление обзора литературы;
– освоение основных методов исследования;
– выполнение экспериментальных исследований;
– обработка и анализ полученной информации с применением математико-статистических методов.
– формулировка выводов и выработка рекомендаций;
– оформление выпускной квалификационной работы и иллюстративного материала в соответствии с установленными требованиями;
– подготовка выпускной квалификационной работы к защите, составление доклада;
– обсуждение работы на заседании кафедры (предзащита);
– защита выпускной квалификационной работы.
Условия и сроки выполнения выпускных квалификационных (бакалаврских) работ устанавливаются ученым советом высшего учебного заведения на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации от 25 марта 2003 г., соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации выпускников, и рекомендаций учебно-методических объединений высших учебных заведений. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, должна представлять собой законченную разработку актуальной проблемы, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования. В работе должны быть сбалансированно представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Выпускная квалификационная работа выявляет уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.
В выпускной квалификационной работе студент должен показать умение работать с литературными и другими источниками, анализировать статистический материал с использованием современных математико-статистических методов и компьютерных программ (Excel, Word и др.), логически сформулировать и защитить перед государственной экзаменационной комиссией результаты своего исследования. От того, насколько грамотно подобрана литература, последовательно и логично изложены основные положения исследования, сделаны правильные обобщения и выводы, в значительной степени зависит результат защиты.
ОсновныЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К выпускным квалификационным РАБОТАМ
Выпускная квалификационная работа предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной квалификационной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Тема выпускной квалификационной работы может выходить за рамки названного профиля. В этом случае необходимо иметь заказ образовательной организации на выполнение выпускной квалификационной работы, который оформляется на бланке образовательной организации с указанием ее точных реквизитов, подписью руководителя или его заместителя и печатью, удостоверяющей подпись. Заказ должен содержать фамилии и инициалы автора выпускной квалификационной работы, правильно сформулированную тему, описание выходных результатов и условий внедрения их в образовательной организации – заказчике исследования, так и вне данной образовательной организации. По желанию администрации образовательной организации может быть детализирован перечень решаемых задач, в том числе материалов для служебного использования.
В целях рассмотрения заказа от образовательной организации на выпускающей кафедре создается экспертная комиссия под председательством заведующего кафедрой, в составе 3-4-х ведущих преподавателей.
Экспертная комиссия оценивает актуальность и инновационность предложенной темы выпускной квалификационной работы и при необходимости ее корректирует. Утвержденный экспертной комиссией запрос становится основой для формирования приказа на выпускную квалификационную (бакалаврскую) работу.
Требования к объему, содержанию и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением на основании ФГОС ВПО и рекомендациями ООП ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, и Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования, разработанных УМО по направлениям подготовки педагогического образования.
Для выполнения выпускной квалификационной работы необходимо выбрать тему исследования и решить следующие задачи:
– обосновать необходимость и важность проведения исследования по выбранной теме, ее актуальность и значение;
– ознакомиться со справочной, научной и периодической литературой по избранной теме;
– провести анализ и выявить проблемы, которые требуют решения;
– на основе результатов анализа выработать выводы и предложения;
– оформить выпускную квалификационную (бакалаврскую) работу в соответствии требованиям, предъявляемыми к ней;
– подготовить доклад и иллюстрационный материал.
Выпускная квалификационная работа должна носить научно-исследовательский характер, выступать в форме самостоятельного исследования. Она является отчетом студента, в котором отражается степень его готовности к исследовательской деятельности, показывает, как он умеет видеть проблему, как владеет методикой исследования, понятийным аппаратом науки, как ориентируется в литературе. При выполнении выпускной квалификационной работы студент должен показать умения:
– обнаружить и сформулировать проблему;
– собрать нужный для решения проблемы теоретический и эмпирический материал;
– разработать и провести экспериментальное исследование;
– правильно обработать полученные данные и сделать достоверные выводы;
– изложить результаты исследования;
– сопоставить полученные в эксперименте данные с имеющимися в научной литературе;
– сделать обоснованные выводы, логически вытекающие из содержания работы.
Студент-выпускник несет полную ответственность:
– за научную самостоятельность, теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы,
– за правильность приводимых в выпускной квалификационной работе данных,
– за достоверность результатов проведенного исследования, выводов и доказательств,
– за качество содержания и оформления выпускной квалификационной работы.
В процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы студент должен показать следующие компетенции:
КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ
В процессе подготовки и прохождения итоговой государсмтвенной аттестации студент формирует и демонстрирует следующие
Общекультурные компетенции
КОМПЕТЕНЦИИ[1]
Перечень компонентов
Технологии формирования[2]
Форма оценочного средства[3]
Дата: 2018-11-18, просмотров: 269.