Представлять результаты своего исследования целесообразно начинать уже с этапа постановки проблемы, и далее – по мере решения очередных задач. Научные результаты представляются в виде статей в научных журналах, выступлений на конференциях, семинарах, научных кружках, тезисов конференций и пр.
Структурированное изложение своих идей и результатов в заданном объеме и формате, во-первых, полезно для лучшего их осмысления. Во-вторых, обсуждение с коллегами позволит Вам по-новому взглянуть на свою работу, лучше увидеть ее достоинства и недостатки, новые аспекты, возможности. Все это позволит совершенствовать ее, а значит, и свои навыки научного исследования.
Каждый раз, готовя статью или параграф диплома, смотрите на нее «глазами читателя», старайтесь так излагать материал, чтобы любой человек, впервые встретившись с Вашим исследованием, мог понять его суть и оценить его результаты.
При окончательном оформлении научного исследования все достигнутые результаты принято излагать в заключении, предваряя ими выводы.
3.12. Составление практических рекомендаций
Известно, что любая научная теория проверяется практикой. Выше мы говорили о том, что в любое исследование должно иметь как теоретическую, так и практическую значимость. Во введении к работе принято указывать, в чем заключается практическая ценность данного исследования, т.е. в каких областях и для каких целей могут использоваться его результаты. Хорошо, если в конце работы (в отдельном параграфе, или в заключении) Вы укажете, каким именно образом могут использоваться результаты исследования, какие практические выводы следуют из Ваших теоретических и эмпирических разработок; предложите целую программу практического использования результатов или отдельные практические рекомендации.
Оформление работы
Готовый текст научной работы необходимо оформить в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду работы. Эти требования могут несколько варьироваться в разных вузах, издательствах и пр. Но есть ряд требований, общих для всех научных работ. Эти требования определяются ГОСТ 7.32-2001.
Некоторые студенты пытаются проявить свою индивидуальность посредством оформления работы. Еще раз напомним, что цель квалификационной работы – проявить Ваше умение выполнять и представлять исследования в соответствии с определенными требованиям. А значит, и оформление, в первую очередь, должно соответствовать требованиям, а уже в рамках требований допускаются индивидуальные вариации.
Стандартный текст курсовой или дипломной работы содержит титульный лист, содержание (оглавление), введение, основную часть, разбитую на главы и параграфы, заключение, список литературы и приложения. Во введении обосновываются актуальность, новизна и значимость работы, приводится весь методологический аппарат (см. стр. 57), кратко описывается структура работы. О структуре основной части см. стр. 69-71. Обратите внимание. Что «основная часть» – условное название. В вашей работе она должна получить содержательный заголовок, отражающий ее содержание. В заключении перечисляются основные результаты исследования, которые должны соответствовать указанным во введении задачам, формулируются выводы исследования, в том числе и вывод о том, подтвердилась ли Ваша гипотеза, а также, приводятся практические рекомендации, намечаются дальнейшие перспективы исследования данной научной проблемы.
Текст должен быть отформатирован в соответствии с требованиями, должны быть правильно оформлены заголовки, таблицы, рисунки, ссылки и пр. И конечно, текст должен быть вычитан. Грамматические и орфографические ошибки в нем недопустимы. Некоторые студенты пренебрегают этими требованиями. И тем самым обеспечивают более негативное восприятие текста читателями. Небрежно оформленный текст можно сравнить с неряшливым человеком. В нем проявляется неуважение к читателю, незаинтересованность автора в том, чтобы максимально полно и точно донести свои мысли до читателя. Если же Вы заинтересованы в позитивной оценке вашего научного творчества, позаботьтесь не только о содержании, но и о форме.
3.14. Презентация (защита) научной работы
Важным этапом любой работы является представление ее результатов. Ведь оценка окружающих и экспертов часто зависит именно от того, как вы «подадите» результаты, удастся ли Вам «заразить» слушателей интересом к изучаемой Вами проблеме, убедить их в обоснованности и достоверности Ваших выводов.
Очень полезно, до того, как выступать самому, несколько раз посетить аналогичные мероприятия (конференции, защиты дипломов и пр.) в качестве слушателя. Это поможет Вам составить представление обо всей процедуре в целом, а также понаблюдать за выступающими со стороны, поучиться «на чужих ошибках и успехах».
Готовясь к собственной презентации, необходимо тщательно подготовить речь. Для этого нужно узнать регламент выступления: сколько времени на него отводится, какую информацию Вы должны сообщить обязательно, а какая может быть представлена по Вашему усмотрению. Нужно отобрать самые существенные моменты вашей работы, сформулировать идеи максимально четко и лаконично.
Далее нужно подобрать иллюстративные материалы. В последнее время обычно проводятся электронной презентации, чаще всего подготовленные в программе Power Point. Соответственно, вам предстоит подготовить слайды для презентации, тщательно продумав их структуру, содержание, дизайн.
Распространенная ошибка в подготовке слайдов презентации – простой перенос текста речи на слайды. И презентация в таких случаях превращается в чтение вслух того, что слушатели видят на экране. Это довольно скучное зрелище. Более эффективно размещать на слайдах ключевые фразы, например, формулировки методологического аппарата, определения основных понятий, т.е. то, что важно передать дословно. Все остальное лучше рассказывать устно, сопровождая демонстрацией на слайдах соответствующих таблиц, схем, рисунков.
Готовя иллюстрации, соблюдайте принципы простоты и краткости. Не надо перегружать их многочисленными данными. Вот некоторые простые рекомендации по оформлению слайдов. Считается, что оптимально в таблицах использовать не более 30 чисел, в текстовых слайдах – не более 36 слов без заголовка (6 строк по 6 слов). Лучше больше строк, чем больше слов в строке. Для отражения процентных долей лучше использовать круговые диаграммы, для сравнения или ранжирования данных – столбчатые (гистограммы), для отражения изменений за период времени, частоты – линейные графики. Все слайды должны быть озаглавлены.
Кстати, подготовка хорошей презентации часто помогает лучше структурировать выступление, сделать его более четким и логичным.
В оформлении презентации также следует придерживаться строгого научного стиля, эффекты анимации лучше не использовать совсем или свести к минимуму.
Обязательно прорепетируйте свое выступление, убедитесь, что укладываетесь в отведенное время, что все слайды соответствуют содержанию речи, что их не приходится сменять слишком часто или слишком редко. Разметьте переключение слайдов в тексте своей речи. Если это возможно, попробуйте просмотреть свою презентацию именно в том помещении, где Вам предстоит выступать. Возможно, придется что-то скорректировать с учетом особенностей освещения, цветопередачи, расположения экрана и пр.
Продумайте, какие вопросы к тексту или иллюстрациям могут возникнуть у слушателей по ходу Вашей презентации, подготовьте ответы на них.
Помните, во многом впечатление от Вашей работы будет зависеть от того, как Вы ее представите.
УСПЕХОВ!
Литература
1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. –М.: Ось-89, 2005. - 112 с.
2. Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. – Питер, 2004.
3. Виноградова Н.А., Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. –М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 96 с.
4. Джей Э. Эффективная презентация. Минск, 1996.
5. Константинов В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. –Спб.: Питер, 2006. -272с.
6. Кузин Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. –М: «Ось-89», 2000. -320с.
7. Куликов Л.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие. –СПб.: ЛГОУ, 1999.
8. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. –СПб., Речь, 2001. -184 с.
9. Мэндел С. Навыки эффективной презентации. –СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. -96 с.
10. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. -392 с.
11. Паркер Р. Как сделать красиво на бумаге. –СПб.: Символ-Плюс, 1998.
12. Тютюнник В.И. Основы психологических исследований: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология». –М: УМК «Психология», 2002. -208с.
13. Хожемпо В.В., Тарасов К.С. Азбука научно-исследовательской работы студента: Учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2006.
14. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. – Книжный дом «Университет», 2004.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 395.