Работа над литературными источниками
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задача этого этапа – продемонстрировать Ваше знакомство со специальной литературой по избранной проблеме, умение анализировать и систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять наиболее существенное.

Обзор литературы призван отразить исследуемую проблему, т.е. проследить характер ее постановки и решения разными авторами; обосновать наличие научной проблемы, т.е. показать, что данное явление изучено недостаточно, что в данной области современной науки имеются некоторые пробелы или противоречия, требующие устранения.

В этом обзоре незачем излагать все, что вам стало известно об объекте исследования. В вашей работе должен быть представлен только тот материал, который «решает» стоящие перед вами задачи, обосновывает необходимость и адекватность подбора методик и процедуры вашего эмпирического исследования, подготавливает читателей к восприятию выводов вашего исследования.

При изучении литературы будет уточняться программа исследования и план теоретического обзора. В литературе вы можете встретить новые идеи, аспекты рассмотрения изучаемого вопроса, которыми посчитаете нужным дополнить свой план. Новая информация также позволит Вам уточнить гипотезу, подобрать методики исследования или больше узнать о возможностях применения выбранных методик. Кроме того, в изучаемой литературе Вы можете встретить ссылки на те источники, которые Вам не удалось отыскать на предыдущем этапе.

Обычно рекомендуется начинать анализ литературы с наиболее современных источников, лучше всего с текущего года, распространяя дальше свои поиски на исследования последних 3-5 лет. Хорошо если по вашей теме имеются обзорные статьи, монографии или диссертации. Такие работы позволят Вам быстро сориентироваться в изучаемом вопросе, дадут ориентиры для дальнейших поисков, определят круг авторов, внесших наибольший вклад в разработку данной проблемы. Но не стоит изучением таких источников подменять поиск и анализ всех других. Ведь ваши цель и задачи отличаются от тех, которые решает автор такого труда. А если не отличаются, то встает вопрос об актуальности вашей работы. Необходимо прочесть труды наиболее авторитетных в этой области авторов, а также познакомиться со всеми сколь-нибудь значимыми публикациями, имеющими непосредственное отношение к теме работы. На основе изученной литературы, вы должны представить свое собственное понимание проблемы.

Идеи или результаты исследований других авторов, которые вы используете в своей работе, обязательно должны сопровождаться ссылками на конкретные публикации.

Всю отобранную информацию следует систематизировать в определенной логической последовательности. Материал раздела может быть скомпонован по историко-хронологическому принципу, т.е. представлять собой этапы исследования проблемы. Студенты часто рассматривают в отдельных разделах отечественные и зарубежные подходы к изучению объекта исследования. Это не имеет большого смысла, если только работа специально не посвящена сравнительному анализу этих теорий. Для большинства исследований предпочтительнее логический (проблемный) принцип организации текста, так как он помогает яснее понять суть изучаемого явления.

Структура описания, построенная по логическому принципу может включать следующие аспекты (см. Куликов Л.В., 1999):

1. Феноменологическое описание, т.е. описание проявлений (в какой области проявляется изучаемое явление, как именно проявляется и т.п.).

2. Сущность, природа явления, т.е. имеющиеся в литературе определения данного явления. Характеристика степени разнообразия в понимании его разными авторами. Классификация разных точек зрения.

3. Место данного явления среди других психических явлений, т.е. контекст его изучения, его связи, факторы, влияющие на него, и явления, на которые влияет изучаемое явление.

4. Структура и функции явления, т.е. выделение компонентов, его составляющих, описание связей между компонентами, функции, выполняемые структурными компонентами и явлением в целом.

5. Закономерности, которым подчиняется явление, его динамика, развитие.

6. Прикладное, практическое использование результатов исследования данного явления.

7. Методы измерения (коррекции, развития)  данного явления

Приведенный перечень не следует соблюдать строго. Построение теоретического обзора конкретного исследования зависит от специфики изучаемого психического явления, от задач, которые ставит перед собой исследователь.

Логика Вашего изложения отражается в рубрикации текста. Весь текст делится на главы, параграфы и подпараграфы. Это деление производится с учетом логических правил деления понятия. То есть, по объему содержания сумма всех частей работы должна равняться содержанию понятия, выраженного названием работы; она не должна включать лишние главы и параграфы, и в то же время все аспекты понятия должны быть представлены. Каждая часть работы должна разбиваться на разделы на основании одного и того же признака. Например, если параграф называется «Функции самосознания», то в него нельзя включать разделы о компонентах, или его нужно назвать «Структура и функции…». Подразделы одного порядка должны исключать друг друга. Например, раздел «Отношения ребенка с матерью» не может находиться на одном уровне с разделом «Детско-родительские отношения», а должен быть его подразделом. Другими словами, включение каждого смыслового раздела в работу должно быть логически обосновано. По размеру все элементы работы должны быть соразмерны.

Каждый из структурных элементов работы должен получить номер и название, адекватно отражающее его содержание. Заголовок по смыслу не должен быть шире или уже объема информации, содержащейся в тексте. Он должен быть достаточно краток, без лишних слов, но избегайте однословных заголовков, т.к. они не могут отразить суть рассматриваемого в параграфе предмета. Обычно заголовки параграфов и подпараграфов не должны занимать более двух строк.

Когда будет готов план работы, составьте сразу оглавление и внимательно посмотрите на его структуру. Оглавление должно четко отражать всю логику вашего исследования.

 

Языку и стилю научной работы также нужно уделить специальное внимание. В научных работах следует использовать научный стиль речи, характерной особенностью которого является точность, ясность, краткость; идеи излагаются в форме рассуждения. Текст должен быть целостным, логически структурированным, последовательным, связным и лаконичным. Эмоциональная выразительность не считается преимуществом научного текста. Важно очень тщательно подбирать научные термины и определения.

В научных трудах принято использовать вместо «я» авторское «мы»

 

Подбор и освоение методик

Эмпирического исследования

Подробно о выборе методик уже написано в параграфе, посвященном программе исследования. На этом этапе нужно окончательно определиться с набором методик, которые вы будете использовать в своем эмпирическом исследовании. В этом может помочь найденная вами в литературе информация об эффективности разных методов эмпирического исследования  изучаемого вами явления, о новых возможностях применения известных методик, результатах, полученных другими исследователями и пр.

Для апробации отобранных методик полезно провести так называемое пилотажное исследование. В таком исследовании основная задача – опробовать процедуру исследования, уточнить способы фиксации, обработки и интерпретации первичных данных, оценить их соответствие поставленным задачам. Возможно, после такого исследования вы поймете, что нужно несколько изменить процедуру, либо выясните, что вообще нужно менять методики. Именно поэтому, хотя эмпирическое исследование является обязательным, начиная со второй курсовой работы, рекомендуется уже в первой проводить хотя бы пилотажное исследование. Когда окончательное решение принято, можно приступать к размножению (изготовлению) стимульного материала, бланков ответов и прочего необходимого инструментария, а также готовить таблицы для внесения первичных данных. Также нужно продумать, какие именно социально-демографические данные испытуемых понадобятся вам для интерпретации результатов исследования. Обычно фиксируется возраст и пол испытуемого. Кроме того, в зависимости от конкретных задач может понадобиться информация о национальности, курсе, факультете, специальности для студентов, профессии, должности, семейном положении и т.д.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 388.