Сбор данных. Когда программа эмпирического исследования окончательно оформилась, можно приступать к сбору эмпирических данных. В ходе этой работы важно соблюдать определенную процедуру (см. стр.65). В курсовой или дипломной работе вы должны будете описать эту процедуру таким образом, чтобы любой человек при желании мог повторить исследование, руководствуясь этим описанием. Важно также, чтобы все испытуемые получали одинаковые инструкции. Для того, чтобы инструкции были всеми поняты одинаково, они должны быть краткими, ясными, не допускающими двойственной трактовки.
В зависимости от задач исследования измерения нужно проводить в один или несколько этапов. Если изучаются связи между какими-то психологическими явлениями, достаточно однократно обследовать с помощью выбранных методик определенную группу (или группы) испытуемых. Если же планируется сравнение изучаемых явлений у одних и тех же испытуемых в разные периоды (например, до сессии и после), то вам потребуется два замера.
Особенно тщательно нужно планировать экспериментальное исследование, т.е. такое, в котором предполагается изучать влияние некоторых факторов на объект исследования (выявлять причинно-следственные связи). Обычно такое исследование состоит минимум из двух этапов: констатирующего и формирующего. Первый проводится с целью определения изначальных характеристик исследуемого явления, как в контрольных так и в экспериментальных группах. Результаты групп сравниваются. Затем в контрольной группе проводится формирующий этап (тренинг, коррекция, развитие, обучение), ход которого фиксируется. То, что в это время происходит в контрольной группе тоже желательно фиксировать. После завершения работы одновременно в обеих группах производится контрольное обследование по тем же критериям, что и на констатирующем этапе. Полученные результаты сравниваются как между группами, так и между двумя замерами в каждой группе. Анализ выявленных различий позволит сделать выводы об эффективности формирующей работы.
Несколько замеров нужно проводить и в лонгитюдных исследованиях, цель которых – проследить динамику развития некоторого явления. В них может участвовать меньше испытуемых, так как ценность результатов достигается за счет продолжительного исследования.
Обработка данных. Данные, полученные от испытуемых в ходе проведения тестирования, наблюдения, опроса, нужно обработать. Данные тестов обрабатываются в соответствии с ключами и указаниями по обработке и интерпретации данных, имеющимися в тестах. Данные опросов и наблюдений фиксируются в соответствии с разработанной вами программой. В научных исследованиях используется следующая терминология: показатель – числовое или качественное выражение какого-либо признака изучаемого явления. Часто в качестве синонимов также используются термины: параметр и переменная. Значение – это эмпирически выявленная числовая величина признака у конкретного испытуемого. Например, в «Методике определения акцентуаций характера К.Леонгарда» исследуются такие признаки характера, как гипертимность, ригидность и т. п. Их показатели – степень выраженности, уровень. И у каждого испытуемого показатель (параметр, переменная) гипертимности будет принимать свое значение. В зависимости от этого значения можно констатировать наличие или отсутствие акцентуации по гипертимному типу. Обратите внимание, что для индивидуального тестирования, для того, чтобы предоставить испытуемым обратную связь, важнее то, в какую из выделяемых в тесте групп попали значения испытуемого. Для ваших исследовательских целей важнее конкретные значения, которые потом будут суммироваться со значениями других испытуемых данной группы.
Если вы используете проективные методики или опросники с открытым типом вопросов, для того, чтобы включить их результаты в дальнейший статистический анализ данных, необходимо разработать кодированную систему фиксации результатов. Например, в тесте «Рисунок несуществующего животного» положение рисунка в центре листа можно обозначить цифрой 1, слева – 2, справа -3 и т.д. При дальнейшей интерпретации следует помнить. Что эти обозначения условны! Аналогичным образом нужно закодировать и социально-демографические данные испытуемых. Например, мужской пол -1, женский -2.
Результаты обработки сырых данных нужно занести в сводную таблицу. Таблицу можно сразу создавать в статистической программе, с которой будете дальше работать, либо в программе MS Excel. Для экспорта файла в статистические программы важно, чтобы названия показателей занимали только одну строку, а имена испытуемых – только один столбик. Все названия показателей должны быть не очень длинными, но при этом понятными для читателей, не знакомых с вашими условными обозначениями, т.к. эти названия будут использоваться и при формировании таблиц, которые вы будете использовать в тексте работы. Во всех остальных ячейках, кроме первой строки и первого столбца, должны быть только цифры. То есть таблица первичных данных должна иметь следующий вид.
Испытуемые | Пол | Возраст | № гр | Гипертимн . т. | Застревающ.т . | |
Иванов А. | 1 | 25 | 1 | 17 | 23 | |
Соколова И. | 2 | 23 | 3 | 5 | 18 | |
Данные по всем методикам и по всем группам испытуемых нужно внести в одну общую таблицу. Если испытуемые разделены на группы, сделайте в таблице столбец с номером группы, всех испытуемых из одной группы можно поместить рядом.
После заполнения таблицы просмотрите внимательно весь массив данных на предмет опечаток. Лучше просматривать по столбцам. Тогда вам легко будет заметить, например, значение «80» в ряду данных, находящихся в интервале от 0 до 1, или отсутствие запятой, или наоборот, лишний разделительный знак. Понятно, что такие ошибки сильно искажают средние значения по группам. И простая проверка поможет вам в дальнейшем избежать ошибок в анализе данных и необходимости все пересчитывать.
Фамилии испытуемых остаются в этой таблице только на время статистической обработки, чтобы избежать путаницы при возможных перегруппировках данных. В окончательном варианте таблицы (обычно прилагаемом к диплому) вместо фамилий используются порядковые номера (или другие шифры).
Этика проведения психологического исследования требует предоставить испытуемым обратную связь, если они в ней заинтересованы. Тем более, что интерес часто является для испытуемых основным стимулом для участия в вашем исследовании. Обычно люди соглашаются на участие в психологическом исследовании для того, чтобы лучше понять себя, свои возможности и ограничения, найти способ устранения некоторых психологических проблем. И от вас ожидается, что вы дадите им ответы на их вопросы в рамках темы вашего исследования. То есть каждому испытуемому нужно рассказать, какую информацию о его психологических качествах вы получили в ходе исследования. Но помните, что психология – наука безоценочная, в психике не бывает однозначно плохих или хороших явлений, все определяется соответствием психических качеств и состояний жизненным задачам, решаемым данным человеком. Вы должны предоставлять испытуемым правдивую информацию в позитивной, необидной форме, делая акцент на возможностях личностного роста. Нужно отражать и позитивные и негативные аспекты исследуемого качества. И очень важно предложить испытуемым некоторые практические рекомендации, рассказать им, как они могли бы использовать в жизни полученную от вас информацию.
И хотя этот этап не вносит вклад в ваше научное исследование, работа по подготовке обратной связи и собеседования с испытуемыми помогут вам лучше понять изучаемое явление и облегчат для вас интерпретацию результатов исследования.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 387.