И представление результатов научного исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Е.Ю. Чеботарева

Организация, выполнение

И представление результатов научного исследования

Глава из книги:

 

 

«Методические рекомендации

По исследованию межкультурной коммуникации »

Москва

Российский университет дружбы народов

200 9


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»

Филологический факультет

 


Е.Ю. Чеботарева

 

Методические рекомендации

По исследованию межкультурной коммуникации

 

 

Учебное пособие

 

Москва

Российский университет дружбы народов

2009


ББК                                                         У т в е р ж д е н о

Ч                                                             РИС Ученого совета

Российского университета

дружбы народов

Учебное пособие разработано в рамках инициативной НИР филологического факультета. № гос. регистрации 01200957135

Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор В.И. Казаренков,

Доктор психологических наук, профессор В.С. Агапов


Чеботарева Е.Ю.

 

 

Ч   Методические рекомендации по исследованию межкультурной коммуникации. Учебное пособие. – М.: РУДН, 2009. – 90 с.

 

ISBN

 

Данное учебное пособие призвано помочь студентам более эффективно организовывать свою научно-исследовательскую деятельность. В нем представлены основные психолингвистические методы коммуникации, анализируется, какие методы чаще всего используются для исследования различных аспектов межкультурной коммуникации.

Пособие также знакомит с основными этапами научного исследования, описывает основные задачи этих этапов, возникающие на них трудности и типичные ошибки, способы их преодоления. В пособии приводятся требования к содержанию и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ.

 

ISBN                                                                            ББК

 

 

© Чеботарева Е.Ю., 2009

© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2009.

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

III. организация, выполнение  и представление результатов научного исследования ………………….     49  
3.1. Общие положения ……………………………… 49
3.2. Этапы научного исследования ……………….. 50
3.3. Выбор темы ……………………………………... 54
3.4. Программа исследования …………………….. 58
3.5. Библиографический поиск ……………………. 65
3.6. Работа над литературными источниками … 68
3.7. Подбор и освоение методик эмпирического исследования …………………………………. 72
3.8. Сбор и обработка эмпирических данных …… 73
3.9. Статистический анализ эмпирических данных …………………………………………… 77
3.10. Описание и интерпретация полученных результатов ……………………………………….. 81
3.11. Представление результатов исследования ... 82
3.12. Составление практических рекомендаций ... 83
3.13. Оформление работы………………………….. 83
3.14. Презентация (защита) научной работы…… 85

 

III. организация, выполнение

 и представление результатов научного исследования


3.1. Общие положения

Научно – исследовательская работа студентов - наиболее творческая и наиболее самостоятельная составляющая учебного процесса в вузе. Но для успешного ее выполнения необходимо знать основные принципы выполнения научной работы. Это поможет Вам избежать многих ошибок, сделает результаты ваших исследований более достоверными и надежными.

Чаще всего студенты выполняют научные исследования в рамках курсовых и дипломных (выпускных квалификационных работ (ВКР)).

Требования, предъявляемые к процессу выполнения, содержанию, оформлению и защите данных работ определяются «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования» и «Положением о курсовых и выпускных квалификационных работах студентов» определенной кафедры, факультета или вуза.

Цель курсовой работы – сформировать у студента навыки научно-исследовательской работы, повысить уровень его профессиональной (теоретической и практической) подготовки, обеспечить более глубокое усвоение учебной дисциплины, развить умение и интерес к самостоятельной работе с научной и справочной литературой.

Курсовая работа представляет собой форму поэтапной подготовки дипломной работы и выполняется студентами невыпускных курсов в соответствии с учебным планом.

Основная задача студента при написании курсовой или дипломной работы – показать в сжатой и логичной форме:

· актуальность проводимого исследования и обоснованность постановки проблемы исследования;

· правильность выбранного подхода к решению проблемы, адекватность применяемых методов и способов проверки выдвинутых гипотез;

§ достоверность первичных данных, логическую и статистическую истинность, корректность интерпретации полученных результатов и выводов;

§ перспективы проделанной работы с точки зрения возможного пересмотра или проверки известных данных или теорий на основе вновь полученных результатов

Дипломная работа представляет собой квалификационную работу, содержащую совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющую внутреннее единство, свидетельствующую о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические знания и полученные навыки. В исследовании должны быть сбалансированно представлены теоретическое обоснование и выполненная прикладная работа. Работа не может иметь чисто обзорный или компилятивный характер.

Такая работа должна содержать обоснование выбора темы исследования, актуальность и научную новизну поставленной задачи, обзор опубликованной по теме литературы, обоснование выбора методик исследования, изложение полученных результатов, их анализ и обсуждение, выводы, список использованной литературы и оглавление. Она должна показать умение автора кратко, логично и аргументировано излагать материал, ее оформление должно соответствовать определенным требованиям:

 



Этапы научного исследования

 

Чаще всего курсовые работы рассматриваются как этапы подготовки дипломной работы, и в дальнейшем, возможно,  магистерской диссертации и т.д. Поэтому уже на первом курсе Вам вместе с научным руководителем следует составить долгосрочный (до диплома) и краткосрочный (на первую курсовую) план индивидуальной научной работы. Этот план нужен для того, что сделать вашу работу более организованной, целенаправленной и осмысленной. Он поможет Вам осознать весь объем предстоящей работы и оптимально распределить свои силы и время.

Процесс подготовки научной работы включает в себя несколько взаимосвязанных этапов, каждый из которых завершается определенным результатом:

 

 

Этап исследования Результат
выбор темы обоснование выбора темы; утвержденная кафедрой на основании Вашего заявления, завизированного научным руководителем, тема работы.
составление программы исследования программа исследования с указанием актуальности и значимости темы, предварительной формулировки объекта, предмета, цели, гипотезы, задач, методов исследования; эмпирической базы (испытуемых), методик и процедур исследования.
библиографический поиск список источников, которые Вы планируете использовать
обзор состояния изучаемого вопроса и теоретическое обоснование эмпирического исследования черновик теоретической части работы (литературного обзора)
подбор и освоение методик эмпирического исследования окончательный план исследования, стимульный материал, бланки ответов.
сбор и обработка эмпирических данных таблица первичных данных
представление обратной связи испытуемым письменная характеристика проявлений изучаемого явления по каждому испытуемому или собеседование с испытуемыми о результатах исследования. Практические рекомендации для испытуемых.
статистический анализ эмпирических данных таблицы результатов статистического анализа
описание и интерпретация полученных результатов Текст описания таблиц с самостоятельным анализом
изложение результатов теоретического и эмпирического исследования Структурированный текст, статьи, выступления на конференциях
составление практических рекомендаций Текст практических рекомендаций
оформление работы Оформленная в соответствии с требованиями работа
предоставление работы научному руководителю / рецензенту исправление работы с учетом сделанных замечаний.  Окончательный вариант работы
написание автореферата (для магистерских и кандидатских диссертаций) автореферат
подготовка к презентации работы во время защиты. Текст выступления, электронная презентация или наглядность

 

Порядок следования указанных этапов не жесткий. Некоторые из этапов могут осуществляться параллельно, результаты одного из этапов могут приводить к пониманию того, что необходимо что-то корректировать на предыдущем. Каждый студент может выбрать свою стратегию достижения конечного результата, в зависимости от индивидуальных особенностей, возможностей, специфики темы и планируемого эмпирического исследования.

В зависимости от выбранной стратегии будут различаться и задачи для каждой курсовой работы. Например, можно выделить в изучаемой проблеме отдельные аспекты и каждому из них посвятить отдельную курсовую работу, объединив их в обобщенном виде в дипломе. Или можно в первых курсовых в основном подготовить теоретическую часть будущего диплома, а последующие посвятить обоснованию процедур и методов эмпирического исследования и анализу полученных результатов. В любом случае, планируя каждую курсовую, помните, что она является частью вашей работы над дипломом.

Конечно, можно выбрать и еще одну стратегию – полностью доверить планирование Вашей работы научному руководителю. Но обычно тот, кто не отвечает за постановку задач, неохотно берет на себя ответственность и за их решение. Кроме того, неопределенность и непонимание перспектив часто сопровождаются ростом тревожности и снижают удовлетворенность от выполняемой работы. И помните, что выпускную квалификационную работу защищать и получать за нее оценку предстоит Вам, а не Вашему научному руководителю.

 Хотя для первой курсовой не требуется наличия эмпирической части, очень желательно провести пилотажное исследование на небольшой выборке для того, чтобы понять, как работают выбранные методики, легко ли Вам находить испытуемых и взаимодействовать с ними, правильно ли спланирована эмпирическая часть исследования и т.п.

Выбор темы

Выбор темы для научного исследования - сложный и ответственный момент. От него во многом зависит успех всей последующей работы. Конечно, при выборе темы студент должен исходить из своих научных и (или) практических интересов и наклонностей. Но в науке не все, что кажется интересным, можно продуктивно изучать. Поэтому нужно учитывать и ряд других факторов.

Смена темы

И хотя выбор темы, действительно, очень ответственный шаг, не стоит переоценивать его значимость. Некоторые студенты так мучительно выбирают тему курсовой работы, как будто принимают решение, определяющее всю их последующую жизнь. В действительности этот выбор не настолько критичен. Это всего лишь одно из направлений вашей работы. И у Вас даже за время обучения в университете будет много возможностей реализовать себя и в других областях науки, например посредством участия в научных студенческих кружках, семинарах, конференциях, выполняя самостоятельные творческие работы по разным предметам, получая дополнительное образование и т.п.

Наконец, если Вы через какое-то время поймете, что больше не хотите заниматься выбранной темой, ее можно поменять, соблюдая правила, действующие на кафедре. Помните, что при смене темы Вам потребуется больше времени и сил для подготовки дипломной работы.

3.4. Программа исследования

Библиографический поиск

После того, как вы составили предварительную программу исследования, уяснили для себя, какое психологическое явление будете исследовать, с какой целью, какую гипотезу будете проверять можно приступать к поиску литературных источников. Продуманная программа исследования поможет вам сделать этот поиск более целенаправленным и глубже осмысливать материал, содержащийся в источниках.

Состояние изученности темы целесообразнее всего начать со знакомства с информационными изданиями, предоставляющими оперативную информацию о последних публикациях и основных идеях, содержащихся в них. К таким изданиям относятся библиографические указатели, бюллетени, информирующие о новых публикациях по разным отраслям науки; реферативные журналы, содержащие сокращенное изложение первичных научных текстов; обзорные издания, представляющие собой обобщение сведений, накопленных в определенной научной сфере за какой-то период.

Следующий способ – поиск источников по библиотечным каталогам. Сейчас эти каталоги все чаще бывают в  электронном формате, что значительно облегчает процесс библиографического поиска. Кроме того, в научных библиотеках имеются библиографические отделы, сотрудники которых могут оказать вам помощь в поиске литературных источников по заданной теме. Чем более четко сформулирована тема, тем более эффективной будет их помощь.

Также полезно просмотреть основные журналы по вашей научной обрасти за последние несколько лет. Эффективно и изучение списка литературы в тех источниках, которые вы уже читаете.

Найденную библиографическую информацию можно фиксировать с помощью картотеки или рабочего списка литературы. Систематизировать эту информацию удобнее по предметному принципу (по темам).

Для удобства дальнейшей работы со списком источников лучше сразу оформлять этот список в соответствии с правилами библиографического описания научного документа, установленными Госстандартом. Фактически, нужно переписать описание в том виде, в котором оно обычно представлено на библиографической карточке каталога или в информационном издании.

Для отдельной книги, если авторов не больше трех, в начале указывается фамилия и инициалы автора(ов), потом заглавие книги, сведения относящиеся к заглавию (тематика, вид, жанр, назначение и пр.), сведения об ответственности (редактор, составитель), сведения о повторности издания, место издания, название издательства, год, количество страниц. Например: Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. –М.: «Ось-89», 2000. -320с.

Если у книги четыре и более авторов, то сначала указывается название книги, потом через знак «/» Ред., Сост. и все остальное. Это относится и к коллективным монографиям, сборникам статей и пр. Например: Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. Ред. А.Л. Свеницкий. – СПб.: Питер, 2000. -512 с.

Для многотомного издания: Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1. –М.: Мир, 1992. -596с.

Для части издания (главы книги, статьи из журнала или сборника) сначала указываются данные статьи (главы), а потом через «//» данные издания. Указываются номера страниц, на которых размещается именно тот раздел или та статья, на которую вы ссылаетесь. Например: Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. 2006. №2. С. 6-12.

Если автор книги и главы – один человек, его фамилию дважды указывать не надо: Столин В.В. Самосознание и проблема психологической помощи // Самосознание личности. –М.: МГУ, 1983. –С.231-270.

Помните, что для написания научных работ материала учебников явно недостаточно. Ваша задача – дать в своей работе наиболее полное представление о состоянии изученности данной темы на текущий момент. В учебники же обычно новые теории и результаты последних исследований не включаются.

 

Подбор и освоение методик

Эмпирического исследования

Подробно о выборе методик уже написано в параграфе, посвященном программе исследования. На этом этапе нужно окончательно определиться с набором методик, которые вы будете использовать в своем эмпирическом исследовании. В этом может помочь найденная вами в литературе информация об эффективности разных методов эмпирического исследования  изучаемого вами явления, о новых возможностях применения известных методик, результатах, полученных другими исследователями и пр.

Для апробации отобранных методик полезно провести так называемое пилотажное исследование. В таком исследовании основная задача – опробовать процедуру исследования, уточнить способы фиксации, обработки и интерпретации первичных данных, оценить их соответствие поставленным задачам. Возможно, после такого исследования вы поймете, что нужно несколько изменить процедуру, либо выясните, что вообще нужно менять методики. Именно поэтому, хотя эмпирическое исследование является обязательным, начиная со второй курсовой работы, рекомендуется уже в первой проводить хотя бы пилотажное исследование. Когда окончательное решение принято, можно приступать к размножению (изготовлению) стимульного материала, бланков ответов и прочего необходимого инструментария, а также готовить таблицы для внесения первичных данных. Также нужно продумать, какие именно социально-демографические данные испытуемых понадобятся вам для интерпретации результатов исследования. Обычно фиксируется возраст и пол испытуемого. Кроме того, в зависимости от конкретных задач может понадобиться информация о национальности, курсе, факультете, специальности для студентов, профессии, должности, семейном положении и т.д.

 

Показатели

 

Средние значения

Значимость различий

Лат. Ам. студенты

Русские

студенты

U – критерий

Манна-Уитни

p

Ситуативная тревожность.

42,80

39,70

348,50

0,13

Личностная тревожность

45,47

43,87

362,00

0,19

у Латиноамериканских и Российских студентов

 

Пример графического отражения данных корреляционного анализа представлен на рисунке 3.

Рис. 3. Корреляции между факторами разводной ситуации и самооценкой детей

 

На каждую таблицу или рисунок в тексте должна быть соответствующая ссылка, например, «как видно из таблицы 1…» или «см. рис.1». Если в тексте используется только один рисунок или таблица, то они не нумеруются и не озаглавливаются.

Описание и интерпретация

Полученных результатов

Все таблицы и рисунки следует описать. Нужно перечислить все, полученные в ходе подсчетов данные: шкальные оценки, индексы и пр. Делать это лучше систематизировано, выделяя различные виды, группы.

Сначала представляются самые общие количественные характеристики, например, описательную статистику (средние, минимальные и максимальные значения и пр.). При описании можно констатировать сходство или различия между отдельными группами, например, мужской и женской подвыборками. Далее в описании результатов нужно придерживаться последовательности ранее сформулированных задач. Обычно начинают с более общего анализа, переходя к более частным аспектам. Помните, что таблицы и диаграммы – только иллюстрации для Вашего текста. С помощью их словесного описания Вы привлекаете внимание читателя к тем фактам, которые важны для понимания логики Вашего рассуждения, расставляете акценты. В результате такого описания появляются и первые эмпирические выводы.

Следующий важный шаг - интерпретация полученных данных, т.е. их истолкование на основе научной теории. Это самый творческий этап работы, требующий серьезных размышлений, и наиболее ярко демонстрирующий научную квалификацию автора. Здесь Вы объясняете, что, по Вашему мнению, означают полученные результаты, какой научный смысл они имеют. Таким образом выясняется правильность или ошибочность гипотезы. А, возможно, и формулируются новые гипотезы. В интерпретациях следует опираться те научные теории, которые положены в основу исследования (и излагаются в теоретической части), но важна и общая научная эрудиция автора, умение видеть связи между различными областями науки, делать обоснованные самостоятельные выводы. Важно четко и последовательно излагать весь ход рассуждений с тем, чтобы читатель мог проследить, как вы от определенных числовых значений показателей пришли к тем или иным содержательным выводам. А в формулировке выводов следует быть предельно точным и корректным. В выводы следует включать именно те знания, которые были «выведены» из вашего исследования, статистическая значимость которых была доказана.

 

 

Оформление работы

Готовый текст научной работы необходимо оформить в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду работы. Эти требования могут несколько варьироваться в разных вузах, издательствах и пр. Но есть ряд требований, общих для всех научных работ. Эти требования определяются ГОСТ 7.32-2001.

Некоторые студенты пытаются проявить свою индивидуальность посредством оформления работы. Еще раз напомним, что цель квалификационной работы – проявить Ваше умение выполнять и представлять исследования в соответствии с определенными требованиям. А значит, и оформление, в первую очередь, должно соответствовать требованиям, а уже в рамках требований допускаются индивидуальные вариации.

Стандартный текст курсовой или дипломной работы содержит титульный лист, содержание (оглавление), введение, основную часть, разбитую на главы и параграфы, заключение, список литературы и приложения. Во введении обосновываются актуальность, новизна и значимость работы, приводится весь методологический аппарат (см. стр. 57), кратко описывается структура работы. О структуре основной части см. стр. 69-71. Обратите внимание. Что «основная часть» – условное название. В вашей работе она должна получить содержательный заголовок, отражающий ее содержание. В заключении перечисляются основные результаты исследования, которые должны соответствовать указанным во введении задачам, формулируются выводы исследования, в том числе и вывод о том, подтвердилась ли Ваша гипотеза, а также, приводятся практические рекомендации, намечаются дальнейшие перспективы исследования данной научной проблемы.

Текст должен быть отформатирован в соответствии с требованиями, должны быть правильно оформлены заголовки, таблицы, рисунки, ссылки и пр. И конечно, текст должен быть вычитан. Грамматические и орфографические ошибки в нем недопустимы. Некоторые студенты пренебрегают этими требованиями. И тем самым обеспечивают более негативное восприятие текста читателями. Небрежно оформленный текст можно сравнить с неряшливым человеком.  В нем проявляется неуважение к читателю, незаинтересованность автора в том, чтобы максимально полно и точно донести свои мысли до читателя. Если же Вы заинтересованы в позитивной оценке вашего научного творчества, позаботьтесь не только о содержании, но и о форме.

 

3.14. Презентация (защита) научной работы

Важным этапом любой работы является представление ее результатов. Ведь оценка окружающих и экспертов часто зависит именно от того, как вы «подадите» результаты, удастся ли Вам «заразить» слушателей интересом к изучаемой Вами проблеме, убедить их в обоснованности и достоверности Ваших выводов.

Очень полезно, до того, как выступать самому, несколько раз посетить аналогичные мероприятия (конференции, защиты дипломов и пр.) в качестве слушателя. Это поможет Вам составить представление обо всей процедуре в целом, а также понаблюдать за выступающими со стороны, поучиться «на чужих ошибках и успехах».

Готовясь к собственной презентации, необходимо тщательно подготовить речь. Для этого нужно узнать регламент выступления: сколько времени на него отводится, какую информацию Вы должны сообщить обязательно, а какая может быть представлена по Вашему усмотрению. Нужно отобрать самые существенные моменты вашей работы, сформулировать идеи максимально четко и лаконично.

Далее нужно подобрать иллюстративные материалы. В последнее время обычно проводятся электронной презентации, чаще всего подготовленные в программе Power Point. Соответственно, вам предстоит подготовить слайды для презентации, тщательно продумав их структуру, содержание, дизайн.

Распространенная ошибка в подготовке слайдов презентации – простой перенос текста речи на слайды. И презентация в таких случаях превращается в чтение вслух того, что слушатели видят на экране. Это довольно скучное зрелище. Более эффективно размещать на слайдах ключевые фразы, например, формулировки методологического аппарата, определения основных понятий, т.е. то, что важно передать дословно. Все остальное лучше рассказывать устно, сопровождая демонстрацией на слайдах соответствующих таблиц, схем, рисунков.

Готовя иллюстрации, соблюдайте принципы простоты и краткости. Не надо перегружать их многочисленными данными. Вот некоторые простые рекомендации по оформлению слайдов. Считается, что оптимально в таблицах использовать не более 30 чисел, в текстовых слайдах – не более 36 слов без заголовка (6 строк по 6 слов). Лучше больше строк, чем больше слов в строке. Для отражения процентных долей лучше использовать круговые диаграммы, для сравнения или ранжирования данных – столбчатые (гистограммы), для отражения изменений за период времени, частоты – линейные графики. Все слайды должны быть озаглавлены.

Кстати, подготовка хорошей презентации часто помогает лучше структурировать выступление, сделать его более четким и логичным.

В оформлении презентации также следует придерживаться строгого научного стиля, эффекты анимации лучше не использовать совсем или свести к минимуму.

Обязательно прорепетируйте свое выступление, убедитесь, что укладываетесь в отведенное время, что все слайды соответствуют содержанию речи, что их не приходится сменять слишком часто или слишком редко. Разметьте переключение слайдов в тексте своей речи. Если это возможно, попробуйте просмотреть свою презентацию именно в том помещении, где Вам предстоит выступать. Возможно, придется что-то скорректировать с учетом особенностей освещения, цветопередачи, расположения экрана и пр. 

Продумайте, какие вопросы к тексту или иллюстрациям могут возникнуть у слушателей по ходу Вашей презентации, подготовьте ответы на них.

Помните, во многом впечатление от Вашей работы будет зависеть от того, как Вы ее представите.

 

УСПЕХОВ!

 

Литература

1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. –М.: Ось-89, 2005. - 112 с.

2. Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. – Питер, 2004.

3. Виноградова Н.А., Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. –М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 96 с.

4. Джей Э. Эффективная презентация. Минск, 1996.

5. Константинов В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. –Спб.: Питер, 2006. -272с.

6. Кузин Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. –М: «Ось-89», 2000. -320с.

7. Куликов Л.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие. –СПб.: ЛГОУ, 1999.

8. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. –СПб., Речь, 2001. -184 с.

9. Мэндел С. Навыки эффективной презентации. –СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. -96 с.

10. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. -392 с.

11. Паркер Р. Как сделать красиво на бумаге. –СПб.: Символ-Плюс, 1998.

12. Тютюнник В.И. Основы психологических исследований: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология». –М: УМК «Психология», 2002. -208с.

13. Хожемпо В.В., Тарасов К.С. Азбука научно-исследовательской работы студента: Учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2006.

14. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. – Книжный дом «Университет», 2004.

Е.Ю. Чеботарева

Организация, выполнение

и представление результатов научного исследования

Глава из книги:

 

 

«Методические рекомендации

Дата: 2018-11-18, просмотров: 389.