По исследованию межкультурной коммуникации »
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Москва

Российский университет дружбы народов

200 9


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»

Филологический факультет

 


Е.Ю. Чеботарева

 

Методические рекомендации

По исследованию межкультурной коммуникации

 

 

Учебное пособие

 

Москва

Российский университет дружбы народов

2009


ББК                                                         У т в е р ж д е н о

Ч                                                             РИС Ученого совета

Российского университета

дружбы народов

Учебное пособие разработано в рамках инициативной НИР филологического факультета. № гос. регистрации 01200957135

Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор В.И. Казаренков,

Доктор психологических наук, профессор В.С. Агапов


Чеботарева Е.Ю.

 

 

Ч   Методические рекомендации по исследованию межкультурной коммуникации. Учебное пособие. – М.: РУДН, 2009. – 90 с.

 

ISBN

 

Данное учебное пособие призвано помочь студентам более эффективно организовывать свою научно-исследовательскую деятельность. В нем представлены основные психолингвистические методы коммуникации, анализируется, какие методы чаще всего используются для исследования различных аспектов межкультурной коммуникации.

Пособие также знакомит с основными этапами научного исследования, описывает основные задачи этих этапов, возникающие на них трудности и типичные ошибки, способы их преодоления. В пособии приводятся требования к содержанию и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ.

 

ISBN                                                                            ББК

 

 

© Чеботарева Е.Ю., 2009

© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2009.

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

III. организация, выполнение  и представление результатов научного исследования ………………….     49  
3.1. Общие положения ……………………………… 49
3.2. Этапы научного исследования ……………….. 50
3.3. Выбор темы ……………………………………... 54
3.4. Программа исследования …………………….. 58
3.5. Библиографический поиск ……………………. 65
3.6. Работа над литературными источниками … 68
3.7. Подбор и освоение методик эмпирического исследования …………………………………. 72
3.8. Сбор и обработка эмпирических данных …… 73
3.9. Статистический анализ эмпирических данных …………………………………………… 77
3.10. Описание и интерпретация полученных результатов ……………………………………….. 81
3.11. Представление результатов исследования ... 82
3.12. Составление практических рекомендаций ... 83
3.13. Оформление работы………………………….. 83
3.14. Презентация (защита) научной работы…… 85

 

III. организация, выполнение

 и представление результатов научного исследования


3.1. Общие положения

Научно – исследовательская работа студентов - наиболее творческая и наиболее самостоятельная составляющая учебного процесса в вузе. Но для успешного ее выполнения необходимо знать основные принципы выполнения научной работы. Это поможет Вам избежать многих ошибок, сделает результаты ваших исследований более достоверными и надежными.

Чаще всего студенты выполняют научные исследования в рамках курсовых и дипломных (выпускных квалификационных работ (ВКР)).

Требования, предъявляемые к процессу выполнения, содержанию, оформлению и защите данных работ определяются «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования» и «Положением о курсовых и выпускных квалификационных работах студентов» определенной кафедры, факультета или вуза.

Цель курсовой работы – сформировать у студента навыки научно-исследовательской работы, повысить уровень его профессиональной (теоретической и практической) подготовки, обеспечить более глубокое усвоение учебной дисциплины, развить умение и интерес к самостоятельной работе с научной и справочной литературой.

Курсовая работа представляет собой форму поэтапной подготовки дипломной работы и выполняется студентами невыпускных курсов в соответствии с учебным планом.

Основная задача студента при написании курсовой или дипломной работы – показать в сжатой и логичной форме:

· актуальность проводимого исследования и обоснованность постановки проблемы исследования;

· правильность выбранного подхода к решению проблемы, адекватность применяемых методов и способов проверки выдвинутых гипотез;

§ достоверность первичных данных, логическую и статистическую истинность, корректность интерпретации полученных результатов и выводов;

§ перспективы проделанной работы с точки зрения возможного пересмотра или проверки известных данных или теорий на основе вновь полученных результатов

Дипломная работа представляет собой квалификационную работу, содержащую совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющую внутреннее единство, свидетельствующую о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические знания и полученные навыки. В исследовании должны быть сбалансированно представлены теоретическое обоснование и выполненная прикладная работа. Работа не может иметь чисто обзорный или компилятивный характер.

Такая работа должна содержать обоснование выбора темы исследования, актуальность и научную новизну поставленной задачи, обзор опубликованной по теме литературы, обоснование выбора методик исследования, изложение полученных результатов, их анализ и обсуждение, выводы, список использованной литературы и оглавление. Она должна показать умение автора кратко, логично и аргументировано излагать материал, ее оформление должно соответствовать определенным требованиям:

 



Этапы научного исследования

 

Чаще всего курсовые работы рассматриваются как этапы подготовки дипломной работы, и в дальнейшем, возможно,  магистерской диссертации и т.д. Поэтому уже на первом курсе Вам вместе с научным руководителем следует составить долгосрочный (до диплома) и краткосрочный (на первую курсовую) план индивидуальной научной работы. Этот план нужен для того, что сделать вашу работу более организованной, целенаправленной и осмысленной. Он поможет Вам осознать весь объем предстоящей работы и оптимально распределить свои силы и время.

Процесс подготовки научной работы включает в себя несколько взаимосвязанных этапов, каждый из которых завершается определенным результатом:

 

 

Этап исследования Результат
выбор темы обоснование выбора темы; утвержденная кафедрой на основании Вашего заявления, завизированного научным руководителем, тема работы.
составление программы исследования программа исследования с указанием актуальности и значимости темы, предварительной формулировки объекта, предмета, цели, гипотезы, задач, методов исследования; эмпирической базы (испытуемых), методик и процедур исследования.
библиографический поиск список источников, которые Вы планируете использовать
обзор состояния изучаемого вопроса и теоретическое обоснование эмпирического исследования черновик теоретической части работы (литературного обзора)
подбор и освоение методик эмпирического исследования окончательный план исследования, стимульный материал, бланки ответов.
сбор и обработка эмпирических данных таблица первичных данных
представление обратной связи испытуемым письменная характеристика проявлений изучаемого явления по каждому испытуемому или собеседование с испытуемыми о результатах исследования. Практические рекомендации для испытуемых.
статистический анализ эмпирических данных таблицы результатов статистического анализа
описание и интерпретация полученных результатов Текст описания таблиц с самостоятельным анализом
изложение результатов теоретического и эмпирического исследования Структурированный текст, статьи, выступления на конференциях
составление практических рекомендаций Текст практических рекомендаций
оформление работы Оформленная в соответствии с требованиями работа
предоставление работы научному руководителю / рецензенту исправление работы с учетом сделанных замечаний.  Окончательный вариант работы
написание автореферата (для магистерских и кандидатских диссертаций) автореферат
подготовка к презентации работы во время защиты. Текст выступления, электронная презентация или наглядность

 

Порядок следования указанных этапов не жесткий. Некоторые из этапов могут осуществляться параллельно, результаты одного из этапов могут приводить к пониманию того, что необходимо что-то корректировать на предыдущем. Каждый студент может выбрать свою стратегию достижения конечного результата, в зависимости от индивидуальных особенностей, возможностей, специфики темы и планируемого эмпирического исследования.

В зависимости от выбранной стратегии будут различаться и задачи для каждой курсовой работы. Например, можно выделить в изучаемой проблеме отдельные аспекты и каждому из них посвятить отдельную курсовую работу, объединив их в обобщенном виде в дипломе. Или можно в первых курсовых в основном подготовить теоретическую часть будущего диплома, а последующие посвятить обоснованию процедур и методов эмпирического исследования и анализу полученных результатов. В любом случае, планируя каждую курсовую, помните, что она является частью вашей работы над дипломом.

Конечно, можно выбрать и еще одну стратегию – полностью доверить планирование Вашей работы научному руководителю. Но обычно тот, кто не отвечает за постановку задач, неохотно берет на себя ответственность и за их решение. Кроме того, неопределенность и непонимание перспектив часто сопровождаются ростом тревожности и снижают удовлетворенность от выполняемой работы. И помните, что выпускную квалификационную работу защищать и получать за нее оценку предстоит Вам, а не Вашему научному руководителю.

 Хотя для первой курсовой не требуется наличия эмпирической части, очень желательно провести пилотажное исследование на небольшой выборке для того, чтобы понять, как работают выбранные методики, легко ли Вам находить испытуемых и взаимодействовать с ними, правильно ли спланирована эмпирическая часть исследования и т.п.

Выбор темы

Выбор темы для научного исследования - сложный и ответственный момент. От него во многом зависит успех всей последующей работы. Конечно, при выборе темы студент должен исходить из своих научных и (или) практических интересов и наклонностей. Но в науке не все, что кажется интересным, можно продуктивно изучать. Поэтому нужно учитывать и ряд других факторов.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 426.