Цели занятия
· познакомиться с понятием композиции в графическом дизайне;
· познакомиться с основными принципами композиции;
· познакомиться с основными правилами при создании композиции.
Содержание занятия
Компьютерная графика - современное направление художественной деятельности - относится к области графического дизайна. Результат деятельности графического дизайнера должен быть не только красив, но и практичен.
Компьютерная графика предполагает две составные части: художественную и техническую. К первой относятся замысел (идея) и эстетическая нагрузка, которая определяется композицией, цветовым решением и шрифтовым оформлением.
Композиция в графическом дизайне - объединение всех элементов (изображений, текста и декоративных деталей) в единое целое. В композиции каждый элемент подчиняется общей художественной (образной) идее.
Удачное дизайнерское решение невозможно без соблюдения некоторых принципов композиции. Следование этим принципам, конечно, не приносит автоматически успехов, но дает указание, в какую сторону следовать. Рассмотрим только самые общие принципы и правила композиции.
Принципы композиции
· Контраст. Основной принцип композиции. Контраст - это резкое различие однотипных элементов композиции. Не считается контрастом круглое и красное, хотя между ними существует различие. В графическом произведении контраст может основываться на различии:
o форм (большой и маленькой, длинной и короткой, квадратной и круглой),
o направления (вертикального и горизонтального, прямого и наклонного),
o цвета (черного и белого, цветного и серого, светлого и темного, теплого и холодного) и пр.
· Единство стиля достигается тем, что все элементы не противоречат друг другу, а имеют ту или иную стилистическую близость. Этот принцип композиции означает самый тщательный отбор элементов и проверку их на соответствие друг другу. Отдельная деталь сама по себе может быть очень удачной, но если она не соответствует композиции, то такую деталь нельзя использовать (или придется изменять всю композицию и замысел целиком).
· Нюанс - это ослабленный контраст, который играет роль оттенка в различиях основного контраста. Главный контраст требует развития, которое реализуется в нюансе. Если основной контраст строится, например, на крупном (заголовок) и мелком (основной текст) шрифтах, то уместно использовать еще один размер шрифта, который слегка отличается от основного, для выделения важных абзацев. Он и будет служить нюансировкой, которая подчеркнет основной контраст и сохранит единство стиля.
· Ритм - чередование элементов с определенной и закономерной последовательностью. Ритм задает темп и последовательность восприятия графического произведения. Максимальный ритмический рисунок присущ орнаментам, для которых характерно равномерное следование элементов друг за другом. Достаточно заметен ритм строк и абзацев текста. Дизайнер должен всегда продумывать ритмическое построение изображения, страницы или даже всего издания в целом.
Необходимо рассмотреть некоторые правила композиции, вытекающие из основных принципов (единства стиля, контраста, нюанса и ритма).
Правила композиции
· Простота решения. Из принципа единого контраста следует достаточно трудное правило, которое требует от дизайнера значительных сил для борьбы с собственной фантазией и возможностями современных компьютерных технологий. Правило простоты требует максимального ограничения в средствах выразительности и неукоснительного следования главной идее. У этого правила два аспекта.
o Во-первых, дизайн, как правило, должен определяться единственным контрастом. Например, если основной контраст строится на крупном и мелком шрифте, то не стоит добавлять контраст по цвету. Контраст "работает" только тогда, когда он ясно читается. А множество контрастов взаимно гасят друг друга.
o Во-вторых, дизайн должен быть "прозрачен", то есть зрителю умело преподносится содержание, а не обилие технических приемов.
· Уместность элементов. Из принципа единства стиля следует уместность, которой следует руководствоваться при выборе элементов. Удачный рисунок или декоративный элемент могут оказаться "чужими" в конкретной композиции. Уместность исходит прежде всего из назначения графического произведения и касается всех элементов дизайна (иллюстраций, цвета и шрифта). Для официального документа предпочтительны сдержанные, строгие цветовые соотношения, а для рекламного буклета вполне допустимо цветовое буйство. Выбор шрифта и его разнообразие также требует учета цели документа и его аудитории.
· Внимание к деталям. Самый тщательный отбор деталей и строгое отношение к их размещению - одно из руководящих правил. Коварство мелких деталей состоит в том, что незамеченная опечатка, неравномерные отступы и другие "мелочи" могут испортить в целом удачно решенную композицию.
· Равновесие компоновки. Правило равновесия состоит в том, что каждый элемент имеет "визуальный вес", который создается сложным сочетанием размера, цвета и положения. Например, темный цвет тяжелее светлого, а большой элемент тяжелее такого же, но маленького размера. Одним из способов достижения равновесия является симметричное расположение элементов (такая композиция считается не самой выразительной). Но соотношение элементов по горизонтальной линии, как правило, желательно иметь одинаковым ("равновесным"). Если композиция имеет визуальный центр, то скорее всего это должен быть оптический центр листа (на 1/8 выше физического центра).
· Пропорциональность - это четкость замысла и точность исполнения, когда каждый элемент занимает свое соразмерное место. Достижение пропорциональности - конечный этап работы над графической композицией. Показателем пропорциональности является ситуация, когда нельзя изменить размер или положение ни одного элемента без того, чтобы это не повлияло на размеры и положение других элементов.
Примерные вопросы для контроля
1. Дайте определение композиции.
2. В чем состоит основной принцип композиции?
3. Перечислите принципы композиции. Поясните каждый.
4. Что требует от дизайнера правило простоты решения?
5. Какими средствами достигается равновесие композиции?
Задание 1
Используя возможности редактора, рисуем открытку.
Определим, что нам нужно сделать, чтобы выполнить работу.
1. Создадим новое изображение для открытки к празднику (а может быть, это будет приглашение на спектакль, концерт или школьный бал?).
2. Разработаем композицию открытки.
3. Нарисуем отдельные элементы, расположим их в соответствии с композицией.
4. Если необходимо, добавим в композицию импортированную пиксельную графику.
5. Подберем подходящий замыслу шрифт для текстовой надписи, выполним ее и отредактируем.
6. Проверим все элементы и сохраним открытку.
Советы по выполнению
· Развитием основных принципов композиции являются более частные правила: уместность элементов, простота общего решения, единственность основного контраста, внимание к деталям, равновесие и пропорциональность.
· Удачная композиция требует практического опыта, следования образцам и обретения собственного стиля.
· Помимо расположения элементов на плоскости важную роль играет использование цвета как действенного выразительного средства.
· Цвет влияет на психологическое и эмоциональное состояние человека.
· Для композиции важен не отдельный цвет, а сочетание используемых цветов, которые должны образовывать гармонию.
· Главным критерием графического качества шрифта является удобочитаемость.
· Эффективное использование шрифта - это выбор гарнитуры и ее начертаний, размера и их уместности для требуемого текста.
· Выбирая гарнитуры для оформления документа, следует руководствоваться принципом контраста и правилом простоты. Шрифт ни в коем случае не должен доминировать над содержанием.
· При сохранении работы воспользуйтесь командой Export (Экспорт) для сохранения вашей открытки в растровом графическом формате. При экспорте не забывайте о параметрах растрового изображения (предполагается, что открытку мы распечатаем на принтере).
Ход работы: Для выполнения работы было взято изображение формата jpg. После чего была включена программа Photoshop версии CS5. Создаем новый документ с набором из буфера обмена. Вставляем исходное изображение из буфера обмена в новый документ. Рисунок 1. Создание документа. Рисунок 2. Исходное изображение 1. Рисунок 3. Исходное изображение 2. Рисунок 4. Исходное изображение 3. Рисунок 5. Исходное изображение 4. Рисунок 6. Исходное изображение 5. Рисунок 7. Исходное изображение 6. Рисунок 8. Исходное изображение 7. Рисунок 9. Исходное изображение 8. Рисунок 10. Исходное изображение 9. Рисунок 11. Редактирование изображения. Рисунок 12. Редактирование изображения. Рисунок 13. Редактирование изображения. Рисунок 14. Редактирование изображения. Рисунок 15. Редактирование изображения. Рисунок 16. Редактирование изображения. Рисунок 17. Редактирование изображения. Рисунок 18. Редактирование изображения. Рисунок 19. Редактирование изображения. Рисунок 20. Редактирование изображения. Рисунок 21. Редактирование изображения. Рисунок 22. Редактирование изображения. Рисунок 23. Редактирование изображения. Вывод: Была создана надпись, используя графические возможности шрифтов и выразительные возможности фильтров и эффектов слоя в программе Adobe Photoshop. |
Дата: 2018-11-18, просмотров: 781.