1. Подготовьте доклады по темам № (см. раздел «Темы докладов и рефератов»).
2. Выполните тесты: «Изучение психологического климата в коллективе»; «Ваше место в коллективе»; «Тенденции поведения человека в группе».
3. Американский психолог Ф. Зимбардо эффектно продемонстрировал разницу в поведении людей, проживающих в больших и малых городах. Он приобрел две подержанные машины десятилетней давности и оставил их с поднятыми капотами и снятыми номерными знаками на удинах, одну – в старом кампусе Нью-Йоркского университета, а другую вблизи кампуса Станфордского университета в небольшом городке Поло-Альто. В Нью-Йорке первые «автораздевальщики» появились через десять минут, сняв аккумулятор и радиатор. Через трое суток, после 23 эпизодов краж и вандализма (со стороны хорошо одетых белых граждан), машина превратилась в бесполезную груду металлолома. По контрасту с этим, единственный человек, который в течение недели дотронулся до автомобиля в Пало-Альто, был прохожий, закрывший капот машины, поскольку начинался дождь. Как можно объяснить столь рачительный контраст?
4. В своей «Исповеди» Л. Н. Толстой описывает долгие годы мучавший его внутриличностный конфликт. Суть его состоит в следующем: «Жизнь есть бессмыслица», но тогда «зачем жить?», выходит, что: «Все – суета. Счастлив, кто не родился, – смерть лучше жизни; надо от нее избавиться»[4]. О каком виде внутриличностного конфликта идет речь? Перечислите возможные выходы из данного конфликта. К каким механизмам психологической защиты можно отнести данные выходы? Как бы вы поступили в случае наличия у вас подобного внутриличностного конфликта?
5. Перечислите используемые вами защитные механизмы. Какие из них конструктивны?
6. В каких случаях эмоции мешают, в каких помогают?
7. Как вам кажется, что из психологии конфликтов необходимо в первую очередь знать и уметь взрослому человеку? Чему стоит научить ребенка?
8. Разработайте рекомендации по предупреждению конфликтов между: а) супругами; б) родителями и детьми; в) между наставником и молодым специалистом.
Темы докладов и рефератов[5]
1. Научное и житейское понимание психологических явлений
2. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики. Античный период и современность.
3. Возникновение психологических знаний и их развитие в античный период.
4. Развитие психологических знаний в ХVII веке.
5. Развитие психологических знаний и выделение психологии в самостоятельную науку (ХIХ в.).
6. Основные тенденции развития психологической науки в настоящее время. Современные направления исследований в психологии.
7. Развитие и современное состояние отечественной психологии. Вклад отечественных ученых в развитие психологии.
8. Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состояниями человека.
9. Основные этапы развития психики у животных и высших психических функций у человека. Сравнение психики человека и животных.
10. Проблема биологического и социального в развитии психики и поведения человека. Генотипически обусловленные психические и поведенческие свойства человека.
11. Соотношение между сознательным и бессознательным в психике и поведении человека.
12. Функциональная асимметрия мозга, ее проявление и значение в регуляции психических процессов и состояний.
13. Методы исследования мозга человека.
14. Организация процесса самопознания личности.
15. Альтернативные теории происхождения человека.
16. Новейшие научные исследования и открытия в области нейрофизиологии.
17. Измененные состояния сознания.
1. Физиологические механизмы внимания и познавательных процессов.
2. Роль внимания и познавательных процессов в профессиональной деятельности.
3. Индивидуальные особенности внимания и познавательных процессов.
4. Пути, приемы и средства развития внимания и познавательных процессов.
5. Нарушения внимания и познавательных процессов.
6. Психологические теории внимания.
7. Законы, загадки и ошибки восприятия человека.
8. Психологические механизмы и ошибки межличностного восприятия.
9. Теории памяти в психологии.
10. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.
11. Психология творческого мышления. Личность творческого человека.
12. Влияние воображения на состояния организма.
13. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма.
14. Отличие восприятия от ощущений, виды и свойства восприятия.
15. Теории мышления в психологии
16. Влияние саногенного и патогенного мышления на человека.
17. Развитие мышления и воображения.
18. Воображение и индивидуальное творчество.
19. Гендерные особенности внимания и познавательных процессов.
20. Сон и сновидения: сущность, причины, проблемы.
21. Интеллект: норма и отклонения.
1.
2. Исследование личности в трудах отечественных психологов.
3. Классификация и содержание новейших теорий личности.
4. Сравнительный анализ подходов к понятию личности и её структуре.
5. Гендерные особенности личности.
6. Норма и патология в развитии личности. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.
7. Проблема устойчивости и изменчивости личности. Влияние семьи на развитие личности.
8. Личность и профессиональное самоопределение.
9. Психология творчества. Творческие способности и успешность профессиональной деятельности.
10. Психологические исследования мотивации достижения успехов.
11. Сопоставительный анализ различных типологий характеров (конституционная теория Э. Кречмера, социальная типология характера Э. Фромма, физиогномика, астрология, хиромантия, и др.).
12. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия явлений.
13. Условия ускоренного развития способностей у человека.
14. Генотип, свойства нервной системы и способности человека.
15. Экстрасенсорные способности человека.
16. Психология одаренности и гениальности.
17. Сравнительный анализ различных теорий воли.
18. Становление волевой регуляции поведения и пути развития воли.
19. Свобода воли и личная ответственность.
20. Сравнительный анализ различных теорий эмоций.
21. Функциональное назначение различных эмоций у человека
22. Психологические приемы регуляции эмоциональных состояний.
23. Развитие эмоциональной сферы у человека и воспитание нравственных чувств.
24. Эмоции и человеческие взаимоотношения.
25. Дружба и любовь в разные исторические эпохи.
26. Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.
27. Психологическая феноменология одиночества. Возникновение и преодоление одиночества.
28. Жизненные цели и ценностные ориентации личности.
Деятельноть речь группы общение
1. Развитие деятельности в онто- и филогенезе
2. Механизмы формирования и преобразования деятельности человека
3. Становление высших психических функций в процессе деятельности
4. Психологический анализ привычек людей
5. Общение как фактор развития личности.
6. Сравнительный анализ общения у человека и животных.
7. Отличие речи человека как средства общения от коммуникаций животных
8. Роль общения в психическом развитии человека.
9. Сравнительный анализ различных теорий развития языка и речи.
10. Психологические особенности педагогического общения.
11. Коммуникативная культура современного специалиста.
12. Психология лидерства. Роль руководителя в формировании коллектива.
13. Имидж делового человека.
14. Язык жестов.
15. Психологическая характеристика развитого коллектива
16. Феноменология лидерства
17. Пути и средства повышения эффективности групповой работы
18. Группа и её роль в развитии человека как личности
19. Типы отношений людей в группе. Причины неприязненных отношений между людьми.
20. Положительное и отрицательное влияние группы на личность.
21. Влияние неформальных молодежных объединений на личность.
22. Влияние деструктивных культов и сект на личность.
23.
5 Конликтология
1. Изучение конфликтов: история и современность.
2. Социологическое направление в разработке теории конфликта.
3. Роль психологических направлений в развитии конфликтологии.
4. Развитие конфликтологических идей в философской мысли Древнего Востока.
5. Эволюция конфликтологических идей в античной философии.
6. Проблема конфликта в средневековой философии и философии эпохи Возрождения.
7. Проблема конфликта в философии Нового времени.
8. Проблема конфликта в классической немецкой философии.
9. Особенности развития теории конфликта во второй половине XIX и первой половине XX веков.
10. Особенности развития отечественной конфликтологии.
11. Современные проблемы развития конфликтологии.
6. конфликт классификац конфликтогены ошиб действия руковод
1. Современные конфликты в обществе: сущность, содержание и формы проявления.
2. Виды межличностных конфликтов. Причины их возникновения и динамика развития.
3. Конфликты в малой группе: причины, последствия, технологии управления и разрешения.
4. Конфликты в организации: причины, последствия, технологии управления и разрешения.
5. Семейные конфликты: причины, последствия, технологии управления и разрешения.
6. Конфликты в молодежной среде: причины, последствия, технологии управления и разрешения.
7. Конфликты в педагогическом процессе: причины, последствия, технологии управления и разрешения.
8. Конфликт поколений: причины, последствия и способы преодоления.
9. Инновационные конфликты: причины, последствия, технологии управления.
10. Трудовые конфликты: забастовка, саботаж и т.д. Причины и особенности протекания.
11. Внутриличностный конфликт и кризис личности.
12. Ролевое поведение личности и связанные с ним конфликты.
13. Война как конфликт. Проблемы войны и мира в истории и современности.
14. Манипулятивное воздействие как источник конфликтов.
15. Методы современного конфликт-менеджмента.
16. Медиация в разрешении конфликта.
17. Технологии разрешения трудовых, семейных, внутриличностных конфликтов.
18. Методы профилактики трудовых, семейных, внутриличностных конфликтов.
19. Стратегии и тактики поведения руководителя в конфликте и при его разрешении. Роль письменного договора.
8. стресс правила повед
1. Причины возникновения агрессии и коррекция агрессивного поведения.
2. Влияние стресса на психосоматическое здоровье человека.
3. Стресс. Причины, диагностика и управление стрессом.
4. Депрессия. Причины, признаки и способы выхода из депрессии.
5. Защитные механизмы психики.
6. Резервы психики. Приемы активизации резервов.
7. Психологические особенности взаимодействия с конфликтными личностями.
8. Формирование психологической культуры личности.
9. Конфликты. Поведение людей в конфликтных ситуациях.
10. Конфликт и самоопределение личности.
11. Конфликты и наркозависимость.
12. Здоровье и здоровый образ жизни: сущность и факторы, их определяющие.
13. Толерантность в конфликтной ситуации.
14. Природа, механизмы и основные пути преодоления конфликтофобии.
15. Моббинг и буллинг: причины и технологии предупреждения.
16. Гендерные особенности поведения людей в конфликтных ситуациях.
17. Конфликтная личность. Технологии взаимодействия и коррекции конфликтного поведения сотрудника.
Вопросы к зачету
1. Возникновение психологических знаний, их развитие и выделение психологии в самостоятельную науку. Основные этапы развития психологии.
2. Фрейдизм и психоаналитические направления в психологии.
3. Бихевиоризм. Гештальтпсихология.
4. Гуманистическая психология. Трансперсональная психология.
5. Трансакционный анализ Э. Бёрна. Когнитивная психология.
6. Предмет, объект, принципы и отрасли современной психологии.
7. Место психологии в системе наук. Характеристика отраслей психологии.
8. Система методов психологического исследования. Требования к методам психологического исследования.
9. Развитие психики в процессе филогенеза.
10. Функции психики и формы её проявления.
11. Предпосылки возникновения сознания. Основные психологические характеристики сознания.
12. Физиологические основы работы психики. Свойства нервной системы человека.
13. Виды и качества внимания. Связь внимания с познавательными процессами и деятельностью человека.
14. Ощущения. Классификация и свойства ощущений. Механизм возникновения ощущений.
15. Виды и свойства восприятия. Иллюзии.
16. Основные виды и процессы памяти. Закономерности памяти.
17. Виды и формы мышления, мыслительные операции. Качества ума.
18. Воображение как психический процесс и его виды. Формы синтеза в воображении.
19. Интеллект человека и способы его измерения. Уровни интеллектуального развития.
20. Структура и основные виды деятельности.
21. Понятие и структура личности. Факторы, определяющие развитие личности.
22. Теории личности. Роль биологического и социального в личностном развитии.
23. Мотивационно-потребностная сфера личности. Направленность личности.
24. Темперамент и характеристика его типов. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности.
25. Характер и его структура. Формирование характера. Черты и акцентуации характера.
26. Способности и их классификация. Условия и уровни развития способностей.
27. Функции и виды эмоций и эмоциональных состояний. Чувства человека.
28. Воля и её функции. Формирование и проявление волевых качеств личности.
29. Функции и стороны общения. Механизмы перцепции.
30. Характеристика основных видов и стилей общения.
31. Средства общения. Свойства и функции речи. Коммуникативная компетентность личности.
32. Конфликтология как наука (предпосылки возникновения, предмет и объект). Основные цели и задачи конфликтологии. Междисциплинарные связи наук, исследующих конфликт.
33. Конфликт как основная категория конфликтологии, его сущность. Противоречие как основа зарождения конфликта.
34. Разнообразие подходов к описанию феноменологии конфликта: исторический аспект (К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.).
35. Основные психологические аспекты природы конфликта (З. Фрейд, К.Юнг, Э. Бёрн и др.).
36. Структура конфликта. Функции и дисфункции конфликта.
37. Классификация конфликтов.
38. Особенности производственных и семейных конфликтов. Ошибочные действия руководителя как источник конфликта.
39. Внутриличностные конфликты: роль, причины и пути разрешения. Механизмы психологической защиты.
40. Этапы развития и формулы конфликта.
41. Причины и предпосылки возникновения конфликтов. Типы конфликтогенов, их эскалация.
42. Основные стратегии разрешения конфликтных ситуаций и поведения в конфликтных ситуациях (сетка Томаса-Килменна). Ошибки, возникающие в ходе обсуждения конфликта.
43. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов. Конфликт, как средство разрешения противоречия.
44. Средства профилактики предконфликтных и конфликтных ситуаций. Принципы, которыми необходимо руководствоваться при разрешении конфликтов.
45. Методы преодоления конфликтов. Правила позволяющие противодействовать возникновению конфликта и правила поведения в условиях конфликта.
46. Типовая основа и этапы разрешения конфликтов. Этические особенности разрешения спорных вопросов.
47. Типы поведения людей в конфликте. Типы конфликтных личностей. Типичные ошибки конфликтующего человека.
48. Конструктивный и деструктивный конфликт. Причины и признаки деструктивного конфликта. Психологическая сущность конструктивного конфликта.
49. Эмоционально-волевая регуляция психических состояний (саморегуляция и релаксация). Методы снятия психического напряжения в условиях конфликта.
50. Организация процесса самопознания и его роль в личностном развитии человека.
Литература
Основная
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – СПб.: Питер, 2013. – 512 с.
2. Бордовская Н.В,. Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
4. Конструктивная психология конфликта / Б.И. Хасан. – СПб.: Питер, 2003. – 250 с.
5. Конфликтология / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 301 с.
6. Мириманова М.С. Конфликтология. – М.: ИЦ «Академия», 2003. – 320 с.
7. Немов Р.С. Психология: учебник для взов. – М.: Юрайт, 2011. – 639 с.
8. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шпарь; под общ. Ред. В.Б. Шпаря. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 806 с.
9. Общая психология: учебное пособие для вузов /ред. Е.И. Рогов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 345 с.
10. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. – М.: Вузовский учебник – ВЗФЭИ. 2010. – 384 с.
11. Психология и педагогика /ред. П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт: Высшее образование. 2010. – 714 с.
12. Сивцова А.В., Колмогорова Н.С. Психология и педагогика. Раздел «Психология». – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. – 198 с.
13. Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов. – СПб.: Лидер, 2008. – 592 с.
Дополнительная
14. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М, 2001.
15. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.
16. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 2000.
17. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1997.
18. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
19. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
20. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.
21. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 1995.
22. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х томах. – М.: Мир, 1992.
23. Деловое общение / Сост. И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К., 2007. – 528 с.
24. Ждан А.Н. История психологии от античности до современности. – М., 1997.
25. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб., 2000.
26. Кравченко А.И. Психология и педагогика. – М: ИНФРА-М, 2011. – 400 с.
27. Кукушин В.С. Психология делового общения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 364 с.
28. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.
29. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону, 1997.
30. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000.
31. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – СПб, 2002.
32. Мотивация и личность. / Абрахам Маслоу. – СПб., 2003.
33. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М., 2000.
34. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. М., 1999.
35. Пиз А. Язык телодвижений. М., 2002.
36. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М., 2007.
37. Психология: Учебник для вузов / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2001.
38. Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2002.
39. Психология памяти: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 2000.
40. Рассыпнова Ю.Ю., Немцова Л.В. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / Ю.Ю. Рассыпнова,; Пензенская ГСХА, 2008. – 259 с.
41. Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение. – М.: Кронус, 2012. – 440 с.
42. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989 – 173 с.
43. Хрестоматия но социальной психологии. – М.: Международная пед. академия. 1994.
44. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М., 2001.
[1] Теоретический материал, раскрывающий основные моменты тем 1-3, представлен в работе: Психология и педагогика. Раздел «Психология»: учебное пособие / А.В. Сивцова, Н.С. Колмогорова. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. 195 с.).
[2] Задание № 2 в каждой теме семинарского занятия предназначено для самооценки и самоанализа личностных качеств с целью нахождения возможностей саморазвития и самосовершенствования.
[3] Представленная в задании схема необходима для анализа студентами выступлений одногрупников с целью получения навыков межличностного общения, в частности публичного выступления (результаты анализа послужат основой формирования навыков самостоятельного мышления и предвидения последствий собственных действий и общения).
[4] Толстой Л. Н. Сочинения. Часть тринадцатая. – М., 1911.
[5] Могут быть использоваться в качестве тем самостоятельной, исследовательской работы, а также в качестве тем контрольных работ для студентов заочной формы обучения.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 448.