Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – отсутствие согласия между двумя или более сторонами, проявляющееся в несовместимости позиций или действий сторон, воспринимаемых ими как угроза себе (собственной идентичности). Каждая сторона делает всё, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое. При этом конфликт всегда представляет собой выбор: сохранять существующую систему взаимодействий в неизменном виде или реконструировать, демонстрировать, изменить её.
Критерии конфликта: • взаимосвязь сторон, то есть обе стороны зависят друг от друга, активность одного человека обусловливает действия другого, а эти действия вызывают ответные реакции первого субъекта и т.д.; •осознание ситуации как конфликтной, то есть одна или обе стороны оценивают чужие действия как преднамеренно враждебные с целью помешать достижению желаемых целей или унизить; • выбор стратегии дальнейшего поведения: к поиску компромисса или рационально приемлемого решения либо к эскалации конфликта, к усилению борьбы (например, от борьбы точек зрения переходят к борьбе личностей, затем к борьбе групп и т.п.).
Функции, выполняемые конфликтами, делят на: 1) конструктивные: познавательная (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий); развивающая (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия); инструментальная (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий); перестроечная (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками); 2) деструктивные (разрушение существующей совметной деятельности, ухудшение или развал отношений, негативное самочувствие участников, низкая эффективность дальнейшего взаимодействия и т.п.).
Важным условием понимания сущности конфликта, управления им является анализ его структуры и динамики. Структура конфликта (от лат. structure – строение, расположение, порядок) – строение и внутренняя форма организации конфликта, выступающая как совокупность элементов его составляющих, обеспечивающих целостность конфликта как системы, его отличие от других социальных явлений, сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
В структуру конфликта входят: участники (стороны), условия возникновения и протекания конфликта, его предмет (объект), образ конфликта (совокупность представлений участников о предмете конфликта), действия участников, результат конфликта (деструктивный или конструктивный). В структуре конфликта выделают также объективную (противоборствующие стороны, группы поддержки, другие участники конфликта, объект конфликта, его предмет и др.) и субъективную, представляющая собой систему неполных и неточных моделей всех объективных элементов структуры конфликта, имеющихся в психике участников конфликта (образы себя, оппонента, объекта и предмета конфликта, вещественной и социальной среды, в которой развивается конкретный конфликт, а также мотивы поведения участников конфликта, преследуемые ими цели, потребности, ценности, их нравственные и профессиональные качества, психологическая устойчивость, культура и другие индивидуально-психологические характеристики). При этом субъективная подструктура конфликта в большей степени определяет динамику и эволюцию конфликта по сравнению с объективной подструктурой.
Другие участники |
Другие участники |
Конфликтная ситуация |
Объект |
Информационная модель конфликтной ситуации |
Макро- и микросреда |
Информационная модель конфликтной ситуации |
Стратегия |
Стратегия |
Тактика |
Тактика |
Оппонент 1 |
Оппонент 2 |
Мотивы |
Мотивы |
Группа поддержки |
Группа поддержки |
Предмет конфликта |
Рис. 1. Структура конфликта (по Анцупову А.Я., Шипилову А.И.).
Субъектами (участниками) конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы, классы, организации, социальные институты и пр. Участников конфликта принято разделять на: основных (главные действующие лица, и противоречие именно их интересов является основой противоборства) и неосновных (играют второстепенную роль в возникновении и развитии конфликта, к ним могут относиться сочувствующие лица, подстрекатели, посредники и так называемые невинные жертвы, случайно оказавшиеся в зоне конфликта). Опасность конфликтной ситуации состоит в том, что она обладает свойством вовлекать в себя все новых участников и одновременно менять свое содержание.
Предмет конфликта – материальный или духовный объект жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей.
Конфликтные действия – действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно препятствовать противостоящей стороне достичь её целей. Они обостряют протекание конфликта, так как могут усложнять конфликт и порождать тенденцию к его эскалации. Эти действия могут быть чрезвычайно разнообразными: невыполнение принятых на себя обязательств, создание помех для деятельности противоположной стороны, нанесение противнику материального и морального ущерба, наконец, использование прямого физического насилия. Подобные действия одной стороны, естественно, вызывают ответные действия другой, чем и создается конфликтное поведение. Интенсивность конфликтного поведения может усиливаться, достигать высшей точки в момент разгара конфликта и ослабевать на завершающей его стадии.
Формула конфликта: Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент, где Конфликтная ситуация – фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок» конфликта на определенный момент времени, содержащий накопившиеся противоречия и истинную причину конфликта; Инцидент – стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. В этом случае разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент.
Динамика конфликта
Динамика конфликта – ход развития конфликта, его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий. Она описывается через процессы, возникающие на разных стадиях конфликта:
1) предконфликтная (латентный этап), которая иногда может быть вполне благополучной и конфликт возникает внезапно, хотя чаще всего для него уже существуют предпосылки: имеется противоречие, чувствуется напряженность в отношениях. Если эта ситуация затягивается, то мы имеем дело с латентным конфликтом. К росту напряженности ведет накопление неудовлетворенности отношениями или состоянием дел, которое часто персонифицируется и выливается в поиск виноватого. В это время растет агрессивность и формируется установка на борьбу. Эта стадия как правило включает: • возникновение объективного противоречия между субъектами или объективной проблемной ситуации; • осознание её субъектами взаимодействия, • попытки сторон разрешить ситуацию неконфликтными способами (участники аргументируют свои цели, определяют свое положение по отношению к другому участнику в возникшей ситуации) • возникновение предконфликтной ситуации.
2) стадия открытого конфликта (собственно конфликт), которую можно разбить на составляющие:
• инцидент – стечение обстоятельств, служащие поводом для начала открытого столкновения. Он может не отражать реальных причин конфликта. Иногда он возникает случайно, иногда спровоцирован субъектом конфликта либо третей стороной, преследующей свои цели. Конфликт может закончится на этой стадии если разногласие сразу же разрешится, если конфликтанты расстанутся с целью никогда больше не встречаться или инцидент приведет к гибели одной стороны;
• эскалация конфликта (от лат. scala – лестница) – прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. На этом этапе конфликт шагает по ступенькам конфликтных действий и противодействий. В зависимости от конфликтных установок и поведения сторон конфликт приобретает логику развития. Эскалация может быть непрерывной, когда напряжение и сила ударов возрастают постоянно, либо волнообразной, когда периоды активных действий сменяются периодами затишья и временного улучшения. Эскалация может быть крутой, когда конфликт развивается очень быстро, либо вялой, когда конфликт переходит в хронический и даже идет на спад и иссякает сам собой;
• кульминация – высшая точка развития конфликта, когда сбалансированное противодействие приводит к серьезному вреду сторонам, общему делу и взаимоотношениям либо, если мы имеем дело с внутриличностным конфликтом, ставится под угрозу целостность личности. Накал конфликта показывает обеим сторонам, что продолжать его не следует, что враждебные действия результата не дают и нужно искать другие средства. Кульминация может не произойти, если стороны начинают предпринимать меры по урегулированию конфликта, не дожидаясь окончательного взрыва. Здесь имеет значение предел терпимости конфликтантов. В затяжном конфликте оттягивание кульминации обходится дорого: накапливается такой потенциал негативных эмоций, что их выброс производит огромные разрушения. Иногда целесообразно спровоцировать столкновение, чтобы избежать накапливания напрядения;
• завершение конфликта – этап, на котором у сторон происходит переоценка ценностей, вытекающая из сложившихся конфликтных отношений, расстановки сил, осознания невозможности достичь цели или слишком высокой цены конфликта. Накал борьбы идет на убыль, взаимодействие становится не столь интенсивным и негативно окрашенным, стороны начинают искать средства примирения и условия. Участники конфликта видят, что все их действия не приводят к поставленным целям и не разрешают противоречия, поэтому ищут другие способы урегулирования конфликтной ситуации. С этого момента начинается процесс завершения конфликта, что не исключает возможности обострения. Именно здесь становится ясной цена конфликта (затраты энергии, времени, сил; ущерб, нанесенный действиями другой стороны; потери, связанные с ухудшением общей ситуации), стоимость материальных, временных и психических потерь. Природа конфликта такова, что в любом случае он приносит как «убытки», так и «прибыли». Тот или иной баланс между этими противоположными по своему характеру результатами конфликта и определяет разницу между деструктивными и конструктивными итогами конфликта. Цену конфликта можно перевести в денежное выражение, но, как правило, интуитивно понимается величина, как и цена выхода из конфликта, которая есть разница между утратами и приобретениями, которые дют выход из конфликта. Однако приобретения обычно представляются неясными и гипотетичными, а утраты зримы и завышаются. В таком случае целесообразно сопоставить цену конфликта и цену выхода из конфликта: если цена выхода больше, то он достается слишком дорогой ценой и имеет смысл продолжать борьбу, если же цена конфликта больше, то имеет смысл прекратить конфликт. Это возможность рационально решить, стоит ли продолжать конфликт. Завершением конфликта может быть его угасание, когда стороны приспосабливаются к совместному существованию, но чаще завершение требует специальных усилий.
3) послеконфликтная стадия (этап нормализации отношений) состоит из двух этапов: частичной и полной нормализации отношений. Эта стадия необходима, чтобы восстановить разрушенные конфликтом межличностные отношения между участниками. Если конфликт разрешен способом, не полностью удовлетворяющим индивида, могут оставаться условия, которые мешают построить прежние отношения. В этом случае на послеконфликтной стадии происходит частичная нормализация отношений. Если участники завершенного конфликта видят необходимость совместной конструктивной деятельности и обоюдно стремятся восстановить прежние отношения, наступает полная нормализация межличностного взаимодействия.
Последствия конфликта могут быть конструктивными и деструктивными, чаще же имеются и те и другие. Постконфликтная ситуация характеризуется степенью удовлетворенности сторон, которая зависит от того: насколько в ходе конфликта или переговоров удалось достичь цели; какими методами велась борьба; насколько велики потери; насколько велика степень ущемления чувства собственного достоинства; удалось ли снять эмоциональное напряжение; какие методы положены в основу переговоров; насколько удалось сбалансировать интересы сторон; было ли решение навязано или вырабатывалось совместно; какова реакция окружающих на итоги конфликта. При любом раскладе в течение какого-то периода напряженность еще будет сохраняться, но если она велика, то перемирие, возможно, временное.
Классификация конфликтов
Существуют различные классификации видов конфликтов:
1) по сферам деятельности: бытовые, семейные, трудовые, учебно-педагогические;
2) по характеру отношений: «по вертикали» (начальник – подчиненный) и «по горизонтали» (между работниками одного ранга);
3) по характеру своего развития и результатам: конструктивные и деструктивные; Деструктивный межличностный конфликт возникает в том случае, когда один из оппонентов стремится психологически подавить партнера, прибегает к безнравственным методам борьбы, дискредитирует, унижает партнера в глазах окружающих. Конструктивным межличностный конфликт может быть лишь в том случае, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. Признаки деструктивного конфликта: расширение конфликта, эскалация конфликта, увеличение затрат, потерь, которые несут участники конфликта; роль ситуативных высказываний, агрессивных действий участников.
Деструктивные последствия конфликта: • ухудшение социально-психологического климата в группе, появление у работников чувства подавленности, пессимизма, тревоги. Результатом подобных психических состояний могут быть снижение производительности труда и даже уход из коллектива части работников; • снижение уровня организованности группы, её дестабилизация в связи с неадекватной оценкой сторонами конфликта друг друга как во время, так и после конфликта. Усиливается не только негативное отношение к партнерам, но и чувство неуверенности в себе, в собственных силах и возможностях; • формирование в коллективе духа конфронтации, взаимной неприязни. Усиливаются такие явления, как необоснованное критиканство, взаимная слежка, жесткий формализм, постоянный поиск виноватых, вместо эффективного решения реальных проблем и т.д. Однако в случае конструктивного, рационального разрешения конфликта он может сыграть и позитивную роль.
Конструктивные последствия конфликта: • обнаружение противоречий в группе, например в системе материального и морального стимулирования, и создание условий для изменения и развития организации, её обновления; • расширение информации, более глубокое взаимопонимание людей, их ценностей и мотивов поведения; именно в противоборстве люди лучше познают друг друга, вскрывается подлинная картина взаимоотношений между ними; • усиление сотрудничества, сплоченности, организованности группы, совершенствование её структуры; • снижение социальной напряженности, укрепление отношений взаимного доверия, сотрудничества, создание благоприятных условий для роста производительности труда творческого отношения к делу.
4) по длительности протекания конфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные. Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречий, так и от характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений.
5) по источнику возникновения конфликты можно разделить на объективные (возникающие на основе объективных причин: плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности, экономические и духовные противоречия социальной жизни, различные недостатки в планировании, организации, стимулировании, допускаемые руководителями разных уровней) и субъективные (возникающие в связи с личностными особенностями конфликтующих и на основе субъективных представлений людей, например, когда кажется, что: принятое решение – ошибочно, оценка труда – некорректна, поведение коллег – неприемлемо и т.п.).
6) по субъектам (сторонам) конфликта:
· Межгрупповые конфликты – конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрации и профсоюза), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами. Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша. Главными источниками межгрупповых конфликтов является борьба за ограниченные материальные ресурсы, а также социальные противоречия.
· Конфликт между личностью и группой проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.
· Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг другу в отношении целей, расположений, ценностей или поведения. Это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, материальные средства и т.д. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.
· Внутриличностный конфликт (см. п. 9).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 449.