1. Подготовьте доклады по темам № (см. раздел «»Темы докладов и рефератов).
2. Выполните тесты: «Определение ведущей сенсорной системы человека»; «Тип мышления»; «Каков Ваш творческий потенциал».
3. Возможна ли разумная деятельность без внимания? Каким образом взаимосвязаны познавательные процессы между собой и как они связаны с другими характеристиками личности?
4. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Приведите примеры, подтверждающие многогранность человеческого мышления.
5. В чем состоят сходства и различия между мечтами, фантазиями и грезами? Подберите примеры полезной мечты и пустой мечтательности. Проанализируйте роль мечты в вашей деятельности. В чем заключается связь сновидений с реальностью?
6. Может ли коэффициент интеллекта служить показателем развития интеллектуальных способностей человека? Разведите понятия «умственный возраст» и «хронологический возраст».
7. Объясните какие закономерности восприятия проявляются в следующих случаях: 1) расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное и т.д.). 2) человек мгновенно может распознать любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. 3) при одновременном восприятии белого круга на черном фоне и черного круга на белом фоне последний кажется меньше. 4) у других людей заметить ошибку легче, чем у себя. Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом?
8. Изучите особенности интеллектуального развития человека и заполните таблицу:
Уровень развития интеллектуальных способностей | Определение | Коэффициент интеллекта | Общая характеристика личности и поведения |
Идиотия | |||
Имбицильность | |||
Дебильность | |||
Одаренность | |||
Талантливость | |||
Гениальность |
9. Изучите психологические характеристики внимания и познавательных процессов и заполните таблицу:
Познавательный процесс | Определение | Виды | Свойства | Методы развития | Методы исследования |
Ощущение | |||||
Восприятие | |||||
Память | |||||
Мышление | |||||
Воображение |
Психология личности
1. Подготовьте доклады по темам № (см. раздел «Темы докладов и рефератов»).
2. Выполните тесты: «Личностный опросник» (Г.Ю. Айзенк); «Формула темперамента» (А. Белов); «Определение акцентуаций характера» (К. Леонгард).
3. Как соотносятся биологическое, социальное и духовное в личности человека?
4. Являются ли тождественными понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»? Раскройте содержание и соотношение объема данных понятий, укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от друга.
5. От каких особенностей высшей нервной деятельности зависит темперамент? Какие свойства нервных процессов определяют тип высшей нервной деятельности или тип нервной системы?
6. Когда и почуму возникают акцентуации характера? Какие акцентуации характера существуют? Что отличает скрытую акцентуацию характера?
7. Довольно часто бытует мнение о «врожденности» способностей. Докажите несостоятельность этих высказываний. Дайте определение задатков и способностей. Чем определяются формирование и развитие у человека соответствующих способностей? Каким психологическим требованиям должна отвечать деятельность, формирующая и развивающая способности?
8. При каких психических состояниях умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при каких − трудно и неэффективно? Какие вещества могут оказывать влияние на эмоциональное и физическое состояния человека?
9. Хорошо известно, что в то время, когда человек учится езде на велосипеде, ему бывает достаточно подумать, что сейчас он упадет, как он действительно падает. Какие механизмы воли проявляются в данном случае?
10. Довольно часто мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение, человек иногда вновь начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в избранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать. Чем объяснить возникновение этих противоречий? О каких особенностях воли личности это говорит.
11. Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что, если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом. Благополучно сажает его и… из самолета его выносят уже мертвым. Какая функция воли проявляется в данном случае? Дайте психологическое объяснение отмеченному факту.
12. Изучите характеристики типов темперамента и определите достоинства и недостатки каждого их них. Укажите предпочтительный вид деятельности (профессию). Заполните таблицу:
Тип темперамента | Свойства нервной системы | Проявления типа темперамента | Предпочтительный вид профессиональной деятельности | |
положительные | отрицательные | |||
Сангвинический | ||||
Холерический | ||||
Флегматический | ||||
Меланхолический |
13. По результатам выполненного вами теста К. Леонгарда «Определение акцентуаций характера» определите свои акцентуированные черты характера (если у вас не по одной из шкал не получилось 12 или более баллов, то выберете акцентуации, набравшие больше всего баллов) и заполните таблицу:
Тип акцентуации | Проявления акцентуации | Рекомендации для коррекции акцентуации | Предпочтитель-ный вид профессиональной деятельности | |
привлекательные для собеседника | способствующие возникновению конфликта | |||
Дата: 2018-11-18, просмотров: 610.