А.В. Сивцова, Н.С. Колмогорова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А.В. Сивцова, Н.С. Колмогорова

 

ПсихологиЯ И КОНФЛИКТОЛОГИЯ

 

Учебное пособие

 

Барнаул

РИО АГАУ

2013

УДК 159.9:331.108.2

Рецензенты:    канд. психол. наук, доцент ААЭП Д.В. Каширский.

канд. социол. наук, доцент кафедры математики АГАУ Н.А. Абакумова

 

 

Сивцова А.В., Колмогорова Н.С. Психология и конфликтология: учебное пособие. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2013. – 65 с.

 

Учебное пособие содержит общие теоретические сведения по темам дисциплины «Психология и конфликтология» (раздел «Конфликтология»), структурно-тематический план занятий, темы докладов и рефератов, задания для самостоятельного освоения дисциплины и выработки практических навыков, вопросы для самоконтроля знаний, вопросы к зачету и список литературы.

Предназначено для студентов дневного и заочного отделений по направлениям подготовки: 110400 – «Агрономия», 110100 – «Агрохимия и агропочвоведение», 110500 – «Садоводство», 250100 – «Лесное дело», 111900 – «Ветеринарно-санитарная экспертиза» и призвано помочь им в организации самостоятельной работы по освоению основных теоретических положений дисциплины «Психология и конфликтология». Учебное пособие также адресовано студентам, изучающим дисциплины «Психология», «Общая психология», «Основы психологии», «Этика и психология деловых отношений», «Психология менеджмента», а также всем, кто стремится к личностному самопознанию и саморазвитию, желает получить теоретические и практические знания о том, как управлять конфликтами и находить возможности их оптимального разрешения.

Рекомендовано к изданию методической комиссией Центра гуманитарного образования АГАУ ?????(протокол № ____ от 22 ноября 2013).

 

© Сивцова А.В., Колмогорова Н.С., 2013

© ФГБОУ ВПО АГАУ, 2013

© РИО АГАУ, 2013

Содержание

Введение                                                                                                  

1. Конфликтология: история возникновения и методы исследования

2. Сущность и структура конфликта                                                    

3. Динамика конфликта                                                                         

4. Классификация конфликтов                                                          

5. Причины конфликтов и типы конфликтных личностей                            

6. Стратегии поведения в конфликтной ситуации                                

7. Управление конфликтом                                                                   

8. Особенности поведения в конфликтной ситуации                                     

9. Внутриличностные конфликты                                                         

10. Семейные конфликты                                                                        

11. Конфликты в системе «руководитель-подчиненный»                      

12. Стресс: признаки, причины, этапы развития                                             

13. Стрессоустойчивость в конфликтной ситуации                          

14. Самопознание и самосовершенствование                                   

Задания к семинарским занятиям                                                           

Темы докладов и рефератов                                                                   

Вопросы к зачету                                                                                    

Литература                                                                                              

 

Введение

Одной из актуальных проблем российского общества является проблема качества образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, который в свою очередь рассматривается через призму компетентностного подхода. При этом сам компетентностный подход основной своей целью и предполагает обеспечение качества образования. Цель компетентностного подхода в образовании: преодолеть разрыв между знаниями учащегося и его практической деятельностью, научить учащегося с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи практики.

Принципы, заложенные в компетентностный подход, должны в итоге формировать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.

Современному специалисту важна подготовленность и в области конфликтологии, в области психологии конфликтных отношений, их профилактики и регулирования, так как конфликты представляют собой жизненную реальность, и их значение для людей возрастает в социальной, профессиональной и бытовой сферах деятельности.

Содержание пособия «Психология и конфликтология», учитывая компетентностный подход в образовательном процессе, призвано формировать у студентов компетенции необходимые для развития межличностных отношений, в том числе в будущей профессиональной деятельности. В пособие уделяется внимание формированию двух общекультурных компетенций: готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе, и умение критически оценивать достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков.

Представленные в пособии задания подобраны в целью формирования умений самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий и действий окружающих людей, управлять своим психологическим состоянием в условиях общения, а также умения самостоятельно и адекватно воспринимать свои достоинства и недостатки, видеть возможности и направления личностного саморазвития и самосовершенствования.

В пособии дисциплина «Психология и конфликтология» представлена посредством раскрытия особенностей и основных моментов следующих тем[1]:

1. Становление психологии как науки. Физиологические основы функционирования психики. Предмет и объект психологии. Становление предмета психологии. Основные направления классических и современных теорий в психологии. Место психологии в системе наук, структура психологии. Система методов исследования в психологии. Развития психики в филогенезе и онтогенезе. Развитие психики и происхождение сознания. Возникновение и развитие сознания. Природа и структура человеческого сознания.

2. Внимание и познавательные процессы. Внимание: функции, виды, свойства. Ощущения: механизм возникновения, виды, свойства (пороги ощущений, адаптация, контраст, сенсибилизация, последовательные образы). Восприятие: виды, свойства (избирательность, осмысленность, константность, предметность, целостность, структурность), ошибки восприятия. Память: процессы (запоминание, сохранение, забывание, вопроизведение), виды. Мышление: операции, виды, качества ума. Воображение: виды, формы, синтез. Интеллект: IQ и уровни умственного развития.

3. Психология личности. Биологическое, социальное и духовное в личности. Теории личности: биогенетические, социогенетические, психогенетические и современные. Структура личности (направленность, знания, умения, навыки, индивидуально-типологические особенности). Типы и свойства темперамента. Структура и акцентуации характера. Задатки и способности. Эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сфера личности.

4. Общепсихологическая характеристика деятельности. Общение и речевая деятельность. Деятельность и закономерности её формирования. Основные виды деятельности. Понятие об общении. Виды и формы общения. Речь как особая форма коммуникативной деятельности, виды речи. Понятия о группах, классификация групп. Межличностные отношения.

5. Конфликтология: предмет, задачи, история возникновения. Конфликтология как наука (предпосылки возникновения, предмет и объект). Междисциплинарные связи наук, исследующих конфликт. Конфликт как основная категория конфликтологии, его сущность. Противоречие как основа зарождения конфликта. Разнообразие подходов к описанию феноменологии конфликта: исторический аспект (К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер). Основные психологические аспекты природы конфликта (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Бёрн и др.). Методы изучения конфликтов.

6. Конфликт: сущность, типология основные структурные характеристики. Структура как совокупность основных компонентов конфликта. Этапы развития конфликта. Классификация конфликтов. Особенности внутриличностных, производственных и семейных конфликтов. Причины и предпосылки возникновения конфликта. Конфликтогены и их типы. Манипулятивное поведение как источник межличностных конфликтов и подход к их разрешению. Неоднозначность современных представлений о функциях конфликта. Функции и дисфункции конфликта. Предпосылки возникновения конфликта. Ошибочные действия руководителя как источник конфликта.

7. Разрешение конфликтов, стратегии поведения и методы саморегуляции в конфликтных ситуациях. Типы поведения людей в конфликте. Основные стратегии разрешения конфликтных ситуаций. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов. Принципы, которыми необходимо руководствоваться при разрешении конфликтов. Управление конфликтами.

8. Особенности межличностного взаимодействия в группах и коллективах. Средства профилактики предконфликтных и конфликтных ситуаций. Правила позволяющие противодействовать возникновению конфликта и правила поведения в условиях конфликта. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта. Стрессоустойчивостъ как способ предупреждения конфликтов.

Динамика конфликта

Динамика конфликта – ход развития конфликта, его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий. Она описывается через процессы, возникающие на разных стадиях конфликта:

1) предконфликтная (латентный этап), которая иногда может быть вполне благополучной и конфликт возникает внезапно, хотя чаще всего для него уже существуют предпосылки: имеется противоречие, чувствуется напряженность в отношениях. Если эта ситуация затягивается, то мы имеем дело с латентным конфликтом. К росту напряженности ведет накопление неудовлетворенности отношениями или состоянием дел, которое часто персонифицируется и выливается в поиск виноватого. В это время растет агрессивность и формируется установка на борьбу. Эта стадия как правило включает: • возникновение объективного противоречия между субъектами или объективной проблемной ситуации; • осознание её субъектами взаимодействия, • попытки сторон разрешить ситуацию неконфликтными способами (участники аргументируют свои цели, определяют свое положение по отношению к другому участнику в возникшей ситуации) • возникновение предконфликтной ситуации.

2) стадия открытого конфликта (собственно конфликт), которую можно разбить на составляющие:

инцидент – стечение обстоятельств, служащие поводом для начала открытого столкновения. Он может не отражать реальных причин конфликта. Иногда он возникает случайно, иногда спровоцирован субъектом конфликта либо третей стороной, преследующей свои цели. Конфликт может закончится на этой стадии если разногласие сразу же разрешится, если конфликтанты расстанутся с целью никогда больше не встречаться или инцидент приведет к гибели одной стороны;

эскалация конфликта (от лат. scala – лестница) – прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. На этом этапе конфликт шагает по ступенькам конфликтных действий и противодействий. В зависимости от конфликтных установок и поведения сторон конфликт приобретает логику развития. Эскалация может быть непрерывной, когда напряжение и сила ударов возрастают постоянно, либо волнообразной, когда периоды активных действий сменяются периодами затишья и временного улучшения. Эскалация может быть крутой, когда конфликт развивается очень быстро, либо вялой, когда конфликт переходит в хронический и даже идет на спад и иссякает сам собой;

кульминация – высшая точка развития конфликта, когда сбалансированное противодействие приводит к серьезному вреду сторонам, общему делу и взаимоотношениям либо, если мы имеем дело с внутриличностным конфликтом, ставится под угрозу целостность личности. Накал конфликта показывает обеим сторонам, что продолжать его не следует, что враждебные действия результата не дают и нужно искать другие средства. Кульминация может не произойти, если стороны начинают предпринимать меры по урегулированию конфликта, не дожидаясь окончательного взрыва. Здесь имеет значение предел терпимости конфликтантов. В затяжном конфликте оттягивание кульминации обходится дорого: накапливается такой потенциал негативных эмоций, что их выброс производит огромные разрушения. Иногда целесообразно спровоцировать столкновение, чтобы избежать накапливания напрядения;

завершение конфликта – этап, на котором у сторон происходит переоценка ценностей, вытекающая из сложившихся конфликтных отношений, расстановки сил, осознания невозможности достичь цели или слишком высокой цены конфликта. Накал борьбы идет на убыль, взаимодействие становится не столь интенсивным и негативно окрашенным, стороны начинают искать средства примирения и условия. Участники конфликта видят, что все их действия не приводят к поставленным целям и не разрешают противоречия, поэтому ищут другие способы урегулирования конфликтной ситуации. С этого момента начинается процесс завершения конфликта, что не исключает возможности обострения. Именно здесь становится ясной цена конфликта (затраты энергии, времени, сил; ущерб, нанесенный действиями другой стороны; потери, связанные с ухудшением общей ситуации), стоимость материальных, временных и психических потерь. Природа конфликта такова, что в любом случае он приносит как «убытки», так и «прибыли». Тот или иной баланс между этими противоположными по своему характеру результатами конфликта и определяет разницу между деструктивными и конструктивными итогами конфликта. Цену конфликта можно перевести в денежное выражение, но, как правило, интуитивно понимается величина, как и цена выхода из конфликта, которая есть разница между утратами и приобретениями, которые дют выход из конфликта. Однако приобретения обычно представляются неясными и гипотетичными, а утраты зримы и завышаются. В таком случае целесообразно сопоставить цену конфликта и цену выхода из конфликта: если цена выхода больше, то он достается слишком дорогой ценой и имеет смысл продолжать борьбу, если же цена конфликта больше, то имеет смысл прекратить конфликт. Это возможность рационально решить, стоит ли продолжать конфликт. Завершением конфликта может быть его угасание, когда стороны приспосабливаются к совместному существованию, но чаще завершение требует специальных усилий.

3) послеконфликтная стадия (этап нормализации отношений) состоит из двух этапов: частичной и полной нормализации отношений. Эта стадия необходима, чтобы восстановить разрушенные конфликтом межличностные отношения между участниками. Если конфликт разрешен способом, не полностью удовлетворяющим индивида, могут оставаться условия, которые мешают построить прежние отношения. В этом случае на послеконфликтной стадии происходит частичная нормализация отношений. Если участники завершенного конфликта видят необходимость совместной конструктивной деятельности и обоюдно стремятся восстановить прежние отношения, наступает полная нормализация межличностного взаимодействия.

Последствия конфликта могут быть конструктивными и деструктивными, чаще же имеются и те и другие. Постконфликтная ситуация характеризуется степенью удовлетворенности сторон, которая зависит от того: насколько в ходе конфликта или переговоров удалось достичь цели; какими методами велась борьба; насколько велики потери; насколько велика степень ущемления чувства собственного достоинства; удалось ли снять эмоциональное напряжение; какие методы положены в основу переговоров; насколько удалось сбалансировать интересы сторон; было ли решение навязано или вырабатывалось совместно; какова реакция окружающих на итоги конфликта. При любом раскладе в течение какого-то периода напряженность еще будет сохраняться, но если она велика, то перемирие, возможно, временное.

 

Классификация конфликтов

 

Существуют различные классификации видов конфликтов:

1) по сферам деятельности: бытовые, семейные, трудовые, учебно-педагогические;

2) по характеру отношений: «по вертикали» (начальник – подчиненный) и «по горизонтали» (между работниками одного ранга);

3) по характеру своего развития и результатам: конструктивные и деструктивные; Деструктивный межличностный конфликт возникает в том случае, когда один из оппонентов стремится психологически подавить партнера, прибегает к безнравственным методам борьбы, дискредитирует, унижает партнера в глазах окружающих. Конструктивным межличностный конфликт может быть лишь в том случае, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. Признаки деструктивного конфликта: расширение конфликта, эскалация конфликта, увеличение затрат, потерь, которые несут участники конфликта; роль ситуативных высказываний, агрессивных действий участников.

Деструктивные последствия конфликта: • ухудшение социально-психологического климата в группе, появление у работников чувства подавленности, пессимизма, тревоги. Результатом подобных психических состояний могут быть снижение производительности труда и даже уход из коллектива части работников; • снижение уровня организованности группы, её дестабилизация в связи с неадекватной оценкой сторонами конфликта друг друга как во время, так и после конфликта. Усиливается не только негативное отношение к партнерам, но и чувство неуверенности в себе, в собственных силах и возможностях; • формирование в коллективе духа конфронтации, взаимной неприязни. Усиливаются такие явления, как необоснованное критиканство, взаимная слежка, жесткий формализм, постоянный поиск виноватых, вместо эффективного решения реальных проблем и т.д. Однако в случае конструктивного, рационального разрешения конфликта он может сыграть и позитивную роль.

Конструктивные последствия конфликта: • обнаружение противоречий в группе, например в системе материального и морального стимулирования, и создание условий для изменения и развития организации, её обновления; • расширение информации, более глубокое взаимопонимание людей, их ценностей и мотивов поведения; именно в противоборстве люди лучше познают друг друга, вскрывается подлинная картина взаимоотношений между ними; • усиление сотрудничества, сплоченности, организованности группы, совершенствование её структуры; • снижение социальной напряженности, укрепление отношений взаимного доверия, сотрудничества, создание благоприятных условий для роста производительности труда творческого отношения к делу.

4) по длительности протекания конфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные. Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречий, так и от характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений.

5) по источнику возникновения конфликты можно разделить на объективные (возникающие на основе объективных причин: плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности, экономические и духовные противоречия социальной жизни, различные недостатки в планировании, организации, стимулировании, допускаемые руководителями разных уровней) и субъективные (возникающие в связи с личностными особенностями конфликтующих и на основе субъективных представлений людей, например, когда кажется, что: принятое решение – ошибочно, оценка труда – некорректна, поведение коллег – неприемлемо и т.п.).

6) по субъектам (сторонам) конфликта:

· Межгрупповые конфликты – конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрации и профсоюза), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами. Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша. Главными источниками межгрупповых конфликтов является борьба за ограниченные материальные ресурсы, а также социальные противоречия.

· Конфликт между личностью и группой проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

· Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг другу в отношении целей, расположений, ценностей или поведения. Это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, материальные средства и т.д. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

· Внутриличностный конфликт (см. п. 9).

 

Управление конфликтом

Управление конфликтом – сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Главный принцип управления конфликтом – принцип компетентности: во-первых, люди, вмешивающиеся в развитие конфликтной ситуации, должны обладать общими знаниями о характере возникновения, развития и завершения конфликта; во-вторых, необходимо собрать максимально разностороннюю, подробную, содержательную информацию о конкретной конфликтной ситуации. Управление конфликтом включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление и разрешение. К управляющим воздействиям относят: пересечение, гашение, преодоление и устранение конфликта.

Прогнозирование конфликтов – обоснованное предположение об их возможном возникновении или развитии. Прогнозирование конфликтов основывается на научных исследованиях конфликтов и на практической деятельности по симптоматике и диагностике назревающих социальных противоречий.

Профилактика конфликтов – организация жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними; это предупреждение конфликтов в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов – своевременное распознание, устранение или ослабление конфликтогенных факторов (организационно-управленческих, социально-психологических и личностных), которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между людьми. Профилактика конфликта по сравнению с его конструктивным разрешением, требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает минимальные деструктивные последствия. Основные особенности прогнозирования и профилактики конфликтов: 1) вмешательство в естественное развитие конфликтной ситуации должно осуществляться компетентными людьми; 2) не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.

Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами. Управление конфликтами включает их предупреждение и конструктивное завершение.

Каждый конфликт связан с ущемлением тех или иных интересов людей, как материальных так и духовных. Поэтому начинать работу по его предупреждению следует с дальних, глубинных предпосылок, с выявления потенциальных причин конфликта.

В соответствии с тем, что выделяют объективные (социальные) и субъективные (психологические) причины конфликта применяют и две группы методов их профилактики.

Метод профилактики объективных конфликтов достаточно хорошо известен – это реализация различных социальных программ – от экономических до культурных, образовательных, с помощью которых эти причины постепенно устраняются, хотя и медленнее, чем хотелось бы.

Но проблема профилактики конфликтов состоит в том, что многие из них, как упоминалось, возникают без видимых объективных, социальных, материальных причин, из мира человеческой психики.

Чаще субъективные конфликты возникают на почве таких чувств, как зависть, обманутое доверие (ревность), взаимная неприязнь (в том числе на национальной, расовой почве), по причине сомнений в правильности избранного жизненного пути и т.п.

Наиболее действенным способом профилактики субъективных конфликтов является применение психологических методов, к которым относятся: • систематическая работа по психологическому, и особенно по конфликтологическому, просвещению работников; • тщательный психологический анализ идейных, эмоциональных мотивов сторон зарождающегося конфликта (эффективно особенно на латентной стадии конфликта, до его перерастания в открытое столкновение); • использование психологического метода блокирования агрессивных намерений людей с помощью развития у них контрмотивов (например, путем проведения в организации политики последовательного продвижения по службе, карьерного роста; • последовательное поддержание в организации атмосферы сотрудничества; этот метод является главным в системе мероприятий по предупреждению конфликтов, особенно конфликтов субъективного характера; поэтому на нем остановимся несколько более подробно.

Совсем иной характер, как уже указывалось, носят позитивные методы регулирования конфликта – они не только служат целям разрешения конфликтных ситуаций, но могут играть и профилактическую роль, предупреждая конфликты, особенно деструктивные.

Конечно, вся совокупность указанных приемов может уточняться, совершенствоваться в целях регулирования конкретных конфликтных ситуаций, каждая из которых неповторима.

 

8. Особенности поведения в конфликтной ситуации

 

Предупреждать конкретные конфликты можно, изменяя свое отношение к проблемной ситуации и поведение в ней, а также воздействуя на психику и поведение оппонента. К основным способам и приемам изменения своего поведения в предконфликтной ситуации можно отнести: умение определить, что общение стало предконфликтным; стремление глубоко и разносторонне понять позицию оппонента; терпимость к инакомыслию; снижение своей общей тревожности и агрессивности; умение оценивать свое актуальное психическое состояние; постоянная готовность к неконфликтному решению проблем; умение улыбнуться; не ждать от окружающих слишком многого; искренняя заинтересованность в партнере по общению; конфликтоустойчивость; чувство юмора.

К основным способам и приемам воздействия на партнера можно отнести следующее: не требовать от него невозможного; не стремиться быстро и значительно перевоспитать человека; оценивать психическое состояние партнера; понимать его мимику, жесты, позы; информировать об ущемлении своих интересов; быть твердым по отношению к проблеме, но мягким к людям; заблаговременно информировать окружающих о своих решениях, затрагивающих их интересы; давать оппоненту высказаться; не расширять сферу противодействия; оставлять оппоненту возможность «сохранить лицо»; установить личностный контакт; избегать категоричных оценок.

Правила поведения в условиях конфликта: • дайте партнеру «выпустить пар»; • говорите, когда партнер остыл; • ничего не доказывайте, не кричите, не раздражайтесь, не нападайте; • замолчите первым; • потребуйте от него спокойно обосновать претензии; • осознайте значимость разрешения конфликта для себя; • сбивайте агрессию неожиданными приемами; • не давайте ему отрицательных оценок, ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке, говорите о своих чувствах; • попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий; • предложите высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения; • в любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо»; • не уменьшайте заслуги партнера и не демонстрируйте знаки превосходства; не обвиняйте и не приписывайте ответственность только партнеру; • не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину; • не характеризуйте состояние собеседника; • предложите собеседнику встать на ваше место и спросите: «Если бы вы были на моем месте, то чтобы вы сделали?» – это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации; • уходя, не хлопайте дверью; • независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушить отношения.

В ситуации конфликта (особенно в ситуации его обострения), являются неприемлемыми так называемые негативные приемы: • постоянное перебивание партнера в ходе беседы, создание препятствий к свободному выражению им своей позиции; • мелочные придирки, не связанные с существом дела; • принижение партнера, негативная оценка его личности, проявление неприязни к нему; • подчеркивание разницы между собой и партнёром; • преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение собственных заслуг; • постоянные отказы от конструктивных предложений партнера, систематическое отрицание справедливости его слов; • проявление неискренности, лицемерия; • пренебрежительные жесты в адрес собеседника, нарушение его персонального пространства и т.п. Использование этих приемов может привести к росту эмоциональной напряженности, усилению конфликта, даже в условиях, когда конструктивное разрешение кажется совсем близким.

К конфликтам часто приводит критика. Чтобы критика была неконфликтной и конструктивной, необходимо знать предпосылки, структуру и содержание такой критики, уметь самому без обиды воспринимать замечания в свой адрес.

Основными методами психокоррекции конфликтного поведения являются: социально-психологический тренинг; индивидуально-психологическое консультирование; аутогенная тренировка; посредническая деятельность психолога (социального работника); самоанализ конфликтного поведения.

Методы и приемы, позволяющие снять напряжение, освободиться от раздражения и гнева, во время конфликта: метод переключения на другой вид деятельности, метод визуализации, метод «заземления», метод «уменьшения оппонента в росте», метод «настроение», метод «внутренний луч», упражнение «мой дом» («моя комната»), метод «рефлексии» и др.

 

Внутриличностные конфликты

Внутриличностный конфликт – тип конфликта, главным носителем которого является отдельная личность, а сторонами (участниками) конфликта – различные психологические факторы внутреннего мира личности (потребности, мотивы, ценностные ориентации, чувства и т.п.). Например, ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта: · мотивационный конфликт (между «хочу» и «хочу»); · нравственный конфликт (между «хочу» и «надо»); · конфликт нереализованного желания (между «хочу» и «могу»); · ролевой конфликт (между «надо» и «надо»); · адаптационный конфликт (между «надо» и «могу»); · конфликт неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»). Кроме того, выделяют невротический конфликт как результат длительно сохраняющегося обычного внутриличностного конфликта, характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности.

Причины внутриличностного конфликта можно разделить на три вида: · внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности (противоречие между потребностью и социальной нормой; противоречие мотивов, интересов и потребностей; противоречие социальных ролей; противоречие социальных ценностей и норм; · внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе (физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей; отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности; биологические ограничения; социальные условия и т.д.); · внешние причины, обусловленные положением личности в обществе (причины, коренящиеся в характере общественного строя структуре общества: политической, экономической и социальной).

Среди условий возникновения внутриличностного конфликта выделяют личностные (наличие сложного внутреннего мира, развитой иерархии мотивов, системы чувств, склонности к самоанализу и рефлексии) и ситуативные (внешние: объективные препятствия, требования общества, окружающих; внутренние: противоречие между значимыми, приблизительно равной силы отношениями, которое воспринимается как неразрешимое).

Переживание внутриличностного конфликта – особая форма активности личности, в которой осознается противоречие и происходит его разрешение на субъективном уровне. Основой переживания является психоэмоциональное напряжение. Внутренние конфликты могут приводить как к конструктивным, так и к деструктивным последствиям. К последним относится возникновение невротического конфликта.

Внутриличностный конфликт по своим последствиям может быть: конструктивным (функциональным, продуктивным), способствующим развитию личности) и деструктивным (дисфункциональным, непродуктивным), препятствующим развитию личности, когда личность не может найти выход из сложившейся конфликтной ситуации, не в состоянии вовремя и положительно разрешить противоречия внутренней структуры. При этом именно через конфликт, разрешение и преодоление внутриличностных противоречий происходит становление характера, воли и всей психической жизни личности. Если лишить человека этой внутренней работы и борьбы, то он лишится полноценной жизни и развития, ибо сама жизнь и есть постоянное разрешение противоречий.

Последствия внутриличностного конфликта:

1) отрицательные: · для самой личности: прекращение развития личности, начало деградации; психическая и физиологическая дезорганизация личности; снижение активности и эффективности деятельности; состояние сомнения, психической подавленности, тревожности и зависимости человека от других людей и обстоятельств, общая депрессия; появление агрессии или, напротив, покорности в поведении человека в качестве защитных реакций на внутриличностный конфликт; появление неуверенности в своих силах, чувства неполноценности и никчемности; разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысла жизни; · для взаимодействия с другими людьми в группе: семье, школе, вузе, организации и т.д.: деструкция существующих межличностных отношений; неожиданное обособление личности в группе, молчание, отсутствие увлеченности; повышенная чувствительность к критике; пугающая информация – критиканство, ругательства, демонстрация своего превосходства; девиантное (отклоняющееся) поведение и неадекватная реакция на поведение других; неожиданные, нелогичные вопросы, а также ответы невпопад, приводящие собеседника в замешательство; жесткий формализм – буквоедство, формальная вежливость, слежение за другими; поиск виноватых – обвинение других во всех грехах или, напротив, самобичевание; · если внутриличностный конфликт вовремя не разрешается, то он может привести к более тяжелым последствиям (стресс, фрустрация, невроз и т.п.);

2) позитивные: конфликты способствуют мобилизации ресурсов личности для преодоления существующих препятствий её развития; конфликты помогают самопознанию личности и выработке её адекватной самооценке; внутриличностный конфликт закаляет волю и укрепляет психику человека; конфликт является средством и способом саморазвития и самоактуализации личности; преодоления конфликтов дают личности ощущение полноты жизни, делают её внутренне богаче, ярче и полноценнее. В этом плане внутриличностные конфликты дают нам возможность насладиться победой над самим собой, когда человек свое реальное «Я» хотя бы на немного приближает к своему идеальному «Я».

Под разрешением внутреннего конфликта понимается восстановление согласованности компонентов внутреннего мира личности, установление единства психики, снижение остроты противоречий жизненных отношений. На разрешение внутренних конфликтов влияют мировоззренческие установки, волевые качества, темперамент, половозрастные особенности личности.

Механизмами разрешения внутриличностных конфликтов выступают механизмы психологической защиты: отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление, изоляция, интроекция, интеллектуализация, аннулирование, сублимация, рационализация, реактивное образование, компенсация, идентификация и фантазия.

Для того чтобы успешнее преодолевать внутриличностные конфликты важно: создавать правильный образ своего «Я» (знать о себе правду); реагировать на факты, а не на представления о них; не уделять повышенного внимания тому, что люди думают о вас; не реагировать слишком эмоционально на внешние раздражители; не культивировать в себе чувство обиды и жалости к себе; уметь прощать себя и других; направлять свою агрессию в нужное русло (помыть машину, пробежать по лесу, сделать уборку на рабочем столе и т.д.), так как это освобождает от гнева, обиды, страха.

 

Семейные конфликты

 

Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная па супружеском союзе и родственных связях, то есть на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.

?????Особенности семейных конфликтов:

Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам.5

 

Уникальность семейных отношений обусловливает не только специфику возникновения и протекания конфликтов в семье, но и особым образом отражается на социальном и психическом здоровье всех ее членов.

 

Семейные конфликты — это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов.

 

 Семейные конфликты имеют свои особенности, учет которых необходим при предупреждении и разрешении таких конфликтов.

 

 1. Прежде всего, семейные конфликты отличаются особым предметом, специфика которого обусловлена уникальностью семейных отношений. Важнейшей особенностью семейных отношений является то, что их основное содержание составляют как межличностные отношения (любовь, кровное родство), так и правовые и нравственные обязательства, связанные с реализацией функций семьи: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-экономической, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха), коммуникативной и регулятивной.

 

 2. Семейные конфликты отличаются и по причинам. Важнейшими из них являются:

 

 • ограничение свободы активности, действий, самовыражения членов семьи;

 

 • отклоняющееся поведение одного или нескольких членов семьи (алкоголизм, наркомания и т. д.);

 

 • наличие противоположных интересов, устремлений, ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей одного из членов семьи (с его точки зрения);

 

 • авторитарный, жесткий тип взаимоотношений сложившихся в семье в целом;

 

 • наличие трудноразрешимых материальных проблем;

 

 • авторитарное вмешательство родственников в супружеские отношения;

 

 • сексуальная дисгармония партнеров в браке и др. При анализе причин семейных конфликтов важно учитывать социальные факторы микро- и макросреды. К факторам микросреды следует отнести: ухудшение материального положения семьи; чрезмерную занятость одного или обоих супругов на работе; невозможность нормального трудоустройства супругов или других членов семьи; длительное отсутствие жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.

 

 3. Особенности семейных конфликтов проявляются в их динамике, а также в формах протекания. В целом динамика семейных конфликтов характеризуется классическими этапами (возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликтной ситуации, открытое противоборство, развитие открытого противоборства, разрешение конфликта и эмоциональное переживание конфликта). Но такие конфликты отличаются повышенной эмоциональностью, скоростью протекания каждого из этапов, формами противоборства (упреки, оскорбления, ссора, семейный скандал, нарушение общения и т. п.), а также способами их разрешения (примирение, достижение согласия, притирка отношений на основе взаимных уступок, развод и др.).

 

 4. Существенной особенностью семейных конфликтов является и то, что они могут иметь тяжелые социальные последствия. Нередко они заканчиваются трагически. Очень часто приводят к различным заболеваниям членов семьи. Особенно тяжелые последствия семейные конфликты имеют для детей.

 

 

В зависимости от субъектов взаимодействия семейные конфликты подразделяются на конфликты между: супругами; родителями и детьми; супругами и родителями каждого из супругов; бабушками (дедушками) и внуками. Супружеские конфликты чаще возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов, исходя из чего выделяют следующие причины: психосексуальная несовместимость супругов; неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», неуважение чувства достоинства со стороны партнера; неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания; пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и т.д.); неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и т.д.; различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях.

Конфликты между родителями и детьми возникают из-за деструктивности внутрисемейных отношений, недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей. Бесконфликтному общению родителей с детьми способствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей.

Задания к семинарским занятиям

Психология личности

 

1. Подготовьте доклады по темам № (см. раздел «Темы докладов и рефератов»).

2. Выполните тесты: «Личностный опросник» (Г.Ю. Айзенк); «Формула темперамента» (А. Белов); «Определение акцентуаций характера» (К. Леонгард).

3. Как соотносятся биологическое, социальное и духовное в личности человека?

4. Являются ли тождественными понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»? Раскройте содержание и соотношение объема данных понятий, укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от друга.

5. От каких особенностей высшей нервной деятельности зависит темперамент? Какие свойства нервных процессов определяют тип высшей нервной деятельности или тип нервной системы?

6. Когда и почуму возникают акцентуации характера? Какие акцентуации характера существуют? Что отличает скрытую акцентуацию характера?

7.  Довольно часто бытует мнение о «врожденности» способностей. Докажите несостоятельность этих высказываний. Дайте определение задатков и способностей. Чем определяются формирование и развитие у человека соответствующих способностей? Каким психологическим требованиям должна отвечать деятельность, формирующая и развивающая способности?

8. При каких психических состояниях умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при каких − трудно и неэффективно? Какие вещества могут оказывать влияние на эмоциональное и физическое состояния человека?

9. Хорошо известно, что в то время, когда человек учится езде на велосипеде, ему бывает достаточно подумать, что сейчас он упадет, как он действительно падает. Какие механизмы воли проявляются в данном случае?

10. Довольно часто мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение, человек иногда вновь начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в избранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать. Чем объяснить возникновение этих противоречий? О каких особенностях воли личности это говорит.

11. Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что, если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом. Благополучно сажает его и… из самолета его выносят уже мертвым. Какая функция воли проявляется в данном случае? Дайте психологическое объяснение отмеченному факту.

12. Изучите характеристики типов темперамента и определите достоинства и недостатки каждого их них. Укажите предпочтительный вид деятельности (профессию). Заполните таблицу:

Тип темперамента

Свойства нервной системы

Проявления типа темперамента

Предпочтительный вид профессиональной деятельности

положительные отрицательные
Сангвинический        
Холерический        
Флегматический        
Меланхолический        

13. По результатам выполненного вами теста К. Леонгарда «Определение акцентуаций характера» определите свои акцентуированные черты характера (если у вас не по одной из шкал не получилось 12 или более баллов, то выберете акцентуации, набравшие больше всего баллов) и заполните таблицу:

 

Тип акцентуации

Проявления акцентуации

Рекомендации для коррекции акцентуации

Предпочтитель-ный вид профессиональной деятельности

привлекательные для собеседника способствующие возникновению конфликта
         
         
         
         
         

 

Вопросы к зачету

1. Возникновение психологических знаний, их развитие и выделение психологии в самостоятельную науку. Основные этапы развития психологии.

2. Фрейдизм и психоаналитические направления в психологии.

3. Бихевиоризм. Гештальтпсихология.

4. Гуманистическая психология. Трансперсональная психология.

5. Трансакционный анализ Э. Бёрна. Когнитивная психология.

6. Предмет, объект, принципы и отрасли современной психологии.

7. Место психологии в системе наук. Характеристика отраслей психологии.

8. Система методов психологического исследования. Требования к методам психологического исследования.

9. Развитие психики в процессе филогенеза.

10. Функции психики и формы её проявления.

11. Предпосылки возникновения сознания. Основные психологические характеристики сознания.

12. Физиологические основы работы психики. Свойства нервной системы человека.

13. Виды и качества внимания. Связь внимания с познавательными процессами и деятельностью человека.

14. Ощущения. Классификация и свойства ощущений. Механизм возникновения ощущений.

15. Виды и свойства восприятия. Иллюзии.

16. Основные виды и процессы памяти. Закономерности памяти.

17. Виды и формы мышления, мыслительные операции. Качества ума.

18. Воображение как психический процесс и его виды. Формы синтеза в воображении.

19. Интеллект человека и способы его измерения. Уровни интеллектуального развития.

20. Структура и основные виды деятельности.

21. Понятие и структура личности. Факторы, определяющие развитие личности.

22. Теории личности. Роль биологического и социального в личностном развитии.

23. Мотивационно-потребностная сфера личности. Направленность личности.

24. Темперамент и характеристика его типов. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности.

25. Характер и его структура. Формирование характера. Черты и акцентуации характера.

26. Способности и их классификация. Условия и уровни развития способностей.

27. Функции и виды эмоций и эмоциональных состояний. Чувства человека.

28. Воля и её функции. Формирование и проявление волевых качеств личности.

29. Функции и стороны общения. Механизмы перцепции.

30. Характеристика основных видов и стилей общения.

31. Средства общения. Свойства и функции речи. Коммуникативная компетентность личности.

32. Конфликтология как наука (предпосылки возникновения, предмет и объект). Основные цели и задачи конфликтологии. Междисциплинарные связи наук, исследующих конфликт.

33. Конфликт как основная категория конфликтологии, его сущность. Противоречие как основа зарождения конфликта.

34. Разнообразие подходов к описанию феноменологии конфликта: исторический аспект (К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.).

35. Основные психологические аспекты природы конфликта (З. Фрейд, К.Юнг, Э. Бёрн и др.).

36. Структура конфликта. Функции и дисфункции конфликта.

37. Классификация конфликтов.

38. Особенности производственных и семейных конфликтов. Ошибочные действия руководителя как источник конфликта.

39. Внутриличностные конфликты: роль, причины и пути разрешения. Механизмы психологической защиты.

40. Этапы развития и формулы конфликта.

41. Причины и предпосылки возникновения конфликтов. Типы конфликтогенов, их эскалация.

42. Основные стратегии разрешения конфликтных ситуаций и поведения в конфликтных ситуациях (сетка Томаса-Килменна). Ошибки, возникающие в ходе обсуждения конфликта.

43. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов. Конфликт, как средство разрешения противоречия.

44. Средства профилактики предконфликтных и конфликтных ситуаций. Принципы, которыми необходимо руководствоваться при разрешении конфликтов.

45. Методы преодоления конфликтов. Правила позволяющие противодействовать возникновению конфликта и правила поведения в условиях конфликта.

46. Типовая основа и этапы разрешения конфликтов. Этические особенности разрешения спорных вопросов.

47. Типы поведения людей в конфликте. Типы конфликтных личностей. Типичные ошибки конфликтующего человека.

48. Конструктивный и деструктивный конфликт. Причины и признаки деструктивного конфликта. Психологическая сущность конструктивного конфликта.

49. Эмоционально-волевая регуляция психических состояний (саморегуляция и релаксация). Методы снятия психического напряжения в условиях конфликта.

50. Организация процесса самопознания и его роль в личностном развитии человека.

 

Литература

 

Основная

 

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – СПб.: Питер, 2013. – 512 с.

2. Бордовская Н.В,. Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.

4. Конструктивная психология конфликта / Б.И. Хасан. – СПб.: Питер, 2003. – 250 с.

5. Конфликтология / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 301 с.

6. Мириманова М.С. Конфликтология. – М.: ИЦ «Академия», 2003. – 320 с.

7. Немов Р.С. Психология: учебник для взов. – М.: Юрайт, 2011. – 639 с.

8. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шпарь; под общ. Ред. В.Б. Шпаря. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 806 с.

9. Общая психология: учебное пособие для вузов /ред. Е.И. Рогов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 345 с.

10. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. – М.: Вузовский учебник – ВЗФЭИ. 2010. – 384 с.

11. Психология и педагогика /ред. П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт: Высшее образование. 2010. – 714 с.

12. Сивцова А.В., Колмогорова Н.С. Психология и педагогика. Раздел «Психология». – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. – 198 с.

13. Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов. – СПб.: Лидер, 2008. – 592 с.

Дополнительная

 

14. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М, 2001.

15. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.

16. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 2000.

17. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1997.

18. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

19. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

20. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.

21. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 1995.

22. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х томах. – М.: Мир, 1992.

23. Деловое общение / Сост. И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К., 2007. – 528 с.

24. Ждан А.Н. История психологии от античности до современности. – М., 1997.

25. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб., 2000.

26. Кравченко А.И. Психология и педагогика. – М: ИНФРА-М, 2011. – 400 с.

27. Кукушин В.С. Психология делового общения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 364 с.

28. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.

29. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону, 1997.

30. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000.

31. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – СПб, 2002.

32. Мотивация и личность. / Абрахам Маслоу. – СПб., 2003.

33. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М., 2000.

34. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. М., 1999.

35. Пиз А. Язык телодвижений. М., 2002.

36. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М., 2007.

37. Психология: Учебник для вузов / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2001.

38. Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2002.

39. Психология памяти: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 2000.

40. Рассыпнова Ю.Ю., Немцова Л.В. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / Ю.Ю. Рассыпнова,; Пензенская ГСХА, 2008. – 259 с.

41. Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение. – М.: Кронус, 2012. – 440 с.

42. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989 – 173 с.

43. Хрестоматия но социальной психологии. – М.: Международная пед. академия. 1994.

44. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М., 2001.


[1] Теоретический материал, раскрывающий основные моменты тем 1-3, представлен в работе: Психология и педагогика. Раздел «Психология»: учебное пособие / А.В. Сивцова, Н.С. Колмогорова. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. 195 с.).

[2] Задание № 2 в каждой теме семинарского занятия предназначено для самооценки и самоанализа личностных качеств с целью нахождения возможностей саморазвития и самосовершенствования.

[3] Представленная в задании схема необходима для анализа студентами выступлений одногрупников с целью получения навыков межличностного общения, в частности публичного выступления (результаты анализа послужат основой формирования навыков самостоятельного мышления и предвидения последствий собственных действий и общения).

[4] Толстой Л. Н. Сочинения. Часть тринадцатая. – М., 1911.

[5] Могут быть использоваться в качестве тем самостоятельной, исследовательской работы, а также в качестве тем контрольных работ для студентов заочной формы обучения.


А.В. Сивцова, Н.С. Колмогорова

 

ПсихологиЯ И КОНФЛИКТОЛОГИЯ

 

Учебное пособие

 

Барнаул

РИО АГАУ

2013

УДК 159.9:331.108.2

Рецензенты:    канд. психол. наук, доцент ААЭП Д.В. Каширский.

канд. социол. наук, доцент кафедры математики АГАУ Н.А. Абакумова

 

 

Сивцова А.В., Колмогорова Н.С. Психология и конфликтология: учебное пособие. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2013. – 65 с.

 

Учебное пособие содержит общие теоретические сведения по темам дисциплины «Психология и конфликтология» (раздел «Конфликтология»), структурно-тематический план занятий, темы докладов и рефератов, задания для самостоятельного освоения дисциплины и выработки практических навыков, вопросы для самоконтроля знаний, вопросы к зачету и список литературы.

Предназначено для студентов дневного и заочного отделений по направлениям подготовки: 110400 – «Агрономия», 110100 – «Агрохимия и агропочвоведение», 110500 – «Садоводство», 250100 – «Лесное дело», 111900 – «Ветеринарно-санитарная экспертиза» и призвано помочь им в организации самостоятельной работы по освоению основных теоретических положений дисциплины «Психология и конфликтология». Учебное пособие также адресовано студентам, изучающим дисциплины «Психология», «Общая психология», «Основы психологии», «Этика и психология деловых отношений», «Психология менеджмента», а также всем, кто стремится к личностному самопознанию и саморазвитию, желает получить теоретические и практические знания о том, как управлять конфликтами и находить возможности их оптимального разрешения.

Рекомендовано к изданию методической комиссией Центра гуманитарного образования АГАУ ?????(протокол № ____ от 22 ноября 2013).

 

© Сивцова А.В., Колмогорова Н.С., 2013

© ФГБОУ ВПО АГАУ, 2013

© РИО АГАУ, 2013

Содержание

Введение                                                                                                  

1. Конфликтология: история возникновения и методы исследования

2. Сущность и структура конфликта                                                    

3. Динамика конфликта                                                                         

4. Классификация конфликтов                                                          

5. Причины конфликтов и типы конфликтных личностей                            

6. Стратегии поведения в конфликтной ситуации                                

7. Управление конфликтом                                                                   

8. Особенности поведения в конфликтной ситуации                                     

9. Внутриличностные конфликты                                                         

10. Семейные конфликты                                                                        

11. Конфликты в системе «руководитель-подчиненный»                      

12. Стресс: признаки, причины, этапы развития                                             

13. Стрессоустойчивость в конфликтной ситуации                          

14. Самопознание и самосовершенствование                                   

Задания к семинарским занятиям                                                           

Темы докладов и рефератов                                                                   

Вопросы к зачету                                                                                    

Литература                                                                                              

 

Введение

Одной из актуальных проблем российского общества является проблема качества образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, который в свою очередь рассматривается через призму компетентностного подхода. При этом сам компетентностный подход основной своей целью и предполагает обеспечение качества образования. Цель компетентностного подхода в образовании: преодолеть разрыв между знаниями учащегося и его практической деятельностью, научить учащегося с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи практики.

Принципы, заложенные в компетентностный подход, должны в итоге формировать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.

Современному специалисту важна подготовленность и в области конфликтологии, в области психологии конфликтных отношений, их профилактики и регулирования, так как конфликты представляют собой жизненную реальность, и их значение для людей возрастает в социальной, профессиональной и бытовой сферах деятельности.

Содержание пособия «Психология и конфликтология», учитывая компетентностный подход в образовательном процессе, призвано формировать у студентов компетенции необходимые для развития межличностных отношений, в том числе в будущей профессиональной деятельности. В пособие уделяется внимание формированию двух общекультурных компетенций: готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе, и умение критически оценивать достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков.

Представленные в пособии задания подобраны в целью формирования умений самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий и действий окружающих людей, управлять своим психологическим состоянием в условиях общения, а также умения самостоятельно и адекватно воспринимать свои достоинства и недостатки, видеть возможности и направления личностного саморазвития и самосовершенствования.

В пособии дисциплина «Психология и конфликтология» представлена посредством раскрытия особенностей и основных моментов следующих тем[1]:

1. Становление психологии как науки. Физиологические основы функционирования психики. Предмет и объект психологии. Становление предмета психологии. Основные направления классических и современных теорий в психологии. Место психологии в системе наук, структура психологии. Система методов исследования в психологии. Развития психики в филогенезе и онтогенезе. Развитие психики и происхождение сознания. Возникновение и развитие сознания. Природа и структура человеческого сознания.

2. Внимание и познавательные процессы. Внимание: функции, виды, свойства. Ощущения: механизм возникновения, виды, свойства (пороги ощущений, адаптация, контраст, сенсибилизация, последовательные образы). Восприятие: виды, свойства (избирательность, осмысленность, константность, предметность, целостность, структурность), ошибки восприятия. Память: процессы (запоминание, сохранение, забывание, вопроизведение), виды. Мышление: операции, виды, качества ума. Воображение: виды, формы, синтез. Интеллект: IQ и уровни умственного развития.

3. Психология личности. Биологическое, социальное и духовное в личности. Теории личности: биогенетические, социогенетические, психогенетические и современные. Структура личности (направленность, знания, умения, навыки, индивидуально-типологические особенности). Типы и свойства темперамента. Структура и акцентуации характера. Задатки и способности. Эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сфера личности.

4. Общепсихологическая характеристика деятельности. Общение и речевая деятельность. Деятельность и закономерности её формирования. Основные виды деятельности. Понятие об общении. Виды и формы общения. Речь как особая форма коммуникативной деятельности, виды речи. Понятия о группах, классификация групп. Межличностные отношения.

5. Конфликтология: предмет, задачи, история возникновения. Конфликтология как наука (предпосылки возникновения, предмет и объект). Междисциплинарные связи наук, исследующих конфликт. Конфликт как основная категория конфликтологии, его сущность. Противоречие как основа зарождения конфликта. Разнообразие подходов к описанию феноменологии конфликта: исторический аспект (К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер). Основные психологические аспекты природы конфликта (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Бёрн и др.). Методы изучения конфликтов.

6. Конфликт: сущность, типология основные структурные характеристики. Структура как совокупность основных компонентов конфликта. Этапы развития конфликта. Классификация конфликтов. Особенности внутриличностных, производственных и семейных конфликтов. Причины и предпосылки возникновения конфликта. Конфликтогены и их типы. Манипулятивное поведение как источник межличностных конфликтов и подход к их разрешению. Неоднозначность современных представлений о функциях конфликта. Функции и дисфункции конфликта. Предпосылки возникновения конфликта. Ошибочные действия руководителя как источник конфликта.

7. Разрешение конфликтов, стратегии поведения и методы саморегуляции в конфликтных ситуациях. Типы поведения людей в конфликте. Основные стратегии разрешения конфликтных ситуаций. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов. Принципы, которыми необходимо руководствоваться при разрешении конфликтов. Управление конфликтами.

8. Особенности межличностного взаимодействия в группах и коллективах. Средства профилактики предконфликтных и конфликтных ситуаций. Правила позволяющие противодействовать возникновению конфликта и правила поведения в условиях конфликта. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта. Стрессоустойчивостъ как способ предупреждения конфликтов.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 504.