Анализу конфликтов уделяли внимание многие мыслители, начиная с момента зарождения наук. Еще в VII–IV вв. до н. э. лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов. Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода (Анаксимандр, Гераклид, Платон, Геродот, Эпикур, Цицерон, Августин и др.). Идеи согласия и конфликта, мира и насилия всегда были одними из центральных в религиозных течениях (христианство, ислам, буддизм). Тема борьбы добра со злом представлена в большинстве произведений культуры и искусства.
В Средние века и в Новое время были предприняты попытки осмыслить сущность этого явления. Мыслители-гуманисты высказывали свои представления о конфликтах, пагубности их роли в развитии человечества, об устранении войны из жизни общества и установлении вечного мира (Ф. Аквинский, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, Ч. Дарвин и др.). Первые целостные концепции конфликта появились только на рубеже ХIХ-ХХ вв. Основные из них созданы в зарубежной политологии, социологии и психологии.
Политологические исследования конфликта представлены в теориях: политических групп (В. Парето, Г. Моска, Ж. Сорель, Ф. Оппенгеймер, А. Бентли); политической стабильности (Дж. Блондел, Д. Истон, С. Липсет, Д. Сандерс) и этнополитических (И. Гектер, Т. Нейрн, Дж. Ротшильд).
Исторические этапы изучения конфликтов в западной социологии: 1) вторая половина XIX в. – социал-дарвинизм (Г. Спенсер и др.) и марксистская теория (К. Маркс); 2) первая половина XX в. – функциональная теория конфликта (Г. Зиммель) и структурный функционализм (Т. Парсонс); 3) вторая половина XX в. – теория позитивно-функционального конфликта (Л. Козер), конфликтная модель общества (Р. Дарендорф) и общая теория конфликта (К. Боулдинг).
Исторические этапы изучения конфликтов в зарубежной психологии:
1) конец 50-х гг. XX в. – конец 50-х гг. ХХI в., когда конфликт рассматривался как составная часть более широких концепций и изучался в рамках следующих направлений: психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм), социотропное (У. Макдугалл, С. Сигеле и др.), этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген), теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей), фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковиц, Н. Миллер), поведенческое (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс), социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич), интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель, Э. Бёрн);
2) конец 50-х гг. ХХI в. – настоящее время, когда конфликт получил непосредственное исследование как таковой и получили развитие новые направления исследования конфликтов: теоретико-игровой (М. Дойч), теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон), теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).
Исторические периоды изучения конфликтов в отечественной конфликтологии: 1) до 1924 г. – зарождение и развитие конфликтологических идей, конфликт изучается в рамках философии, права, искусствоведения, филологии, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление; 2) 1924–1992 гг. – зарождение, становление и развитие частных конфликтологических наук (отраслей конфликтологии); конфликт начал изучаться как самостоятельное явление в правоведении и социологии, а также и в других науках, однако междисциплинарных работ нет; 3) период: 1992 г. – настоящее время. Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, создаются центры, группы по исследованию и урегулированию конфликтов.
Среди отечественных теорий психологии конфликта наиболее ценными являются подход Л. Петровской об общей методологии конфликта, исследования конфликтов социализации А. Рояк, Т. Драгуновой, подход к внутриличностным конфликтам А. Леонтьева, В. Мясищева, А. Спиваковской и др.
Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. Объектом комплексного изучения конфликтологии являются конфликты в целом, а предметом – общие закономерности их возникновения, развития и завершения.
Методологические принципы исследования конфликтов:
1) общенаучные: • развития; • всеобщей связи; • конкретно-исторического подхода; • объективности; • системного подхода; • соблюдения законов диалектики (законы: единства и борьбы противоположностей; перехода от количественным к качественным изменениям; отрицания отрицания); • единства теории, эксперимента и практики в процессе познания.
2) конкретно-научные (принципы самой конфликтологии): • междисциплинарности ориентирует на максимально-широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии; • принцип преемственности требует использования всего научного знания, принятого в конкретной проблеме на сегодняшний день (практический опыт, диссертации специалистов); • эволюционизма заставляет ориентироваться на учет основных закономерностей эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании; • личностного подхода – с его подачи нами должна формулироваться необходимость выявления и учёта конкретных личностных особенностей всех лиц, участвовавших в конфликте; • поиска скрытого содержания – он указывает на необходимость изучения не только доступной информации, но и скрытых, глубинных причин конфликтов.
Современная конфликтология считает, что: • конфликт является закономерной и естественной характеристикой социальных отношений; • конфликт может протекать в разнообразных, в том числе и в конструктивных, формах; • существует реальная возможность управления конфликтами.
В конфликтологии используются методы и методики, разработанные в других отраслях знаний, в первую очередь методы психологии.
Исходя из поставленных целей в процессе изучения конфликтов используются такие методы психологии как: личностные опросники (уровень межличностной конфликтности человека, выраженность качеств, свойств и состояний, свидетельствующих о повышенной конфликтности личности); анализ документов (разносторонний анализ конфликтов в форме ретроспективного анализа конфликтов); анализ деятельности (влияние конфликтной ситуации на процесс и результаты деятельности субъектов конфликта); анализ поведения участников (анализ поведенческих актов субъектов в конфликтной ситуации); наблюдение (непосредственное восприятие и фиксирование конфликтных событий); эксперимент (регистрация происходящих изменений в изучаемом явлении при активном вмешательстве в ситуацию со стороны исследователя с целью контроля одной или нескольких переменных); опрос письменный и устный (мнения опрашиваемых по поводу конфликтных ситуаций, отношения к конфликтам и их участникам, прогноз поведения людей в конфликтах и др.); социометрия (оценка межличностных эмоциональных внутригрупповых связей, выявление напряженных, конфликтных взаимоотношений в малых социальных группах).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 426.