Теперь я решая ряд своих и ваших задач – поясню, как же всё сказанное относится к преподаванию литературы. Как можно применить уже виденные вами эйдосхемы к работе на уроках всех видов? Для чего?
Литература – это текст, и его интерпретация – анализ. Я по базовому образованию – историк, а ведь история как и литература – текст, то, что нам дано. Текстом являются и сами произведения, и критические статьи о них. И даже биографии авторов!
Лично я даже считаю историю ближе к литературе – для меня это жанр документальной прозы. А урок – немного театр, где рассказчик в стиле театра одного актёра – играет персонажей и ситуации, в которых бывают люди.
Первый предлагаемый способ применения – опережающее обучение, краткий обзор предлагаемого к изучению в будущем материала – сюжетов, мифологем, произведений, героев. То есть – до изучения, накануне.
Второй способ (но тут, вероятно, нам надо будет поработать совместно, как на перевёрнутом уроке) – можно применить мой инструмент для анализа. Содержание перед вами. Герои – тоже. Скажите о нём что-нибудь. О добре и зле. О лютой ненависти. О святой любви. Я тут только помогу. Так как не словесник.
Третий способ – проведение дискуссий, уроков-диалогов по Библеру-Курганову. Это крайне сложно. Кажется, я и здесь нашёл для вас выход – не нужно готовиться к уроку целый год. Или нужно – но не к каждому.
Уменьшите формат дискуссии до рэп-баттла – делать легче, и детям проще. Потом можно усложнить – по желанию и вкусу. Можно такую крохотку включить куда угодно. Детям понравится.
Мини-вариант: 1.микрорассказ о будущем материале. 2.Рассказ по ходу изучения +анализ. Перевёрнутый урок. 3.Дискуссия и мини-диалог, баттл.
Как можно применить уже виденные вами эйдосхемы к работе на уроках всех видов? Для чего? Первый предлагаемый способ применения – опережающее обучение, краткий обзор предлагаемого к изучению в будущем материала – сюжетов, мифологем, произведений, героев. То есть – до изучения, накануне.
Второй способ (но тут, вероятно, нам надо будет поработать совместно, как на перевёрнутом уроке) – можно применить мой инструмент для анализа.
Третий способ – проведение дискуссий, уроков-диалогов по Библеру-Курганову. Это крайне сложно
Заключение
Современный опорный сигнал 7-8 поколения, который я именую, в силу применения образности и образной (эйдетической) памяти эйдосхемой, исключительно эффективен и быстр. Это мини-ускоритель любого учебного процесса.
На сегодня полагаю, что объём в 3 минуты оптимален. Из подобных чешуек и будет строиться лекция для высшего учебного заведения или техникума (колледжа). Есть и другие применения данного учебного пособия, раз уж оно родилось. Пособие полезно и при модульном способе обучения в школе.
Эйдосхемой можно – закреплять, повторять, вспоминать суть дела и смысл текста, находить новые смыслы в уже известном материале и получать новые знания.
Вывод: что такое опорный сигнал, разновидности и поколения, зачем он нужен? Опорный сигнал – род конспекта или ментальной карты. Он опирается на эмпирически установленные закономерности восприятия и запоминания, прежде всего, на число Миллера (7 плюс-минус 2).
Я вижу поколения опорных сигналов по объёму знаков – 1,2, 3…Ныне я применяю уже 7-8 поколения. Это разовая порция, квант знания. Каждый или почти каждый элемент эйдосхемы может быть свёрнут или развёрнут. Шаг расширения-сжатия стандартный – число Миллера.
Как применять это пособие? Полномасштабно или по элементам, это – на Ваш вкус, ведь это мини-учебник. Другое дело, что взятые Вами элементы должны сформировать какую-то удобную Вам и Вашим ученикам систему.
Я могу предложить ещё много способов применения данной системы обучения. Мне интересно - какие ещё методы можно предложить? Эйдосхема применима в дискуссии, может использоваться приём ТРИЗ «сделай наоборот». Для институционализации элемента дискуссии, «чтобы было» можно назначить возражателя на все утверждения учителя, защитника-адвоката, арбитра.
Приём сворачивание-разворачивание также представляется полезным в любой форме. Например – разверните эйдосхему в нормальный конспект, в рассказ учителя под запись. И посмотрим, что «лучше» и почему.
В качестве приложения опрос - что хорошо и что плохо, кто вы, какова реакция учащихся и их родителей.
Список используемой литературы:
1.Библер В. С. Мышление как творчество М.: Мысль, 1974.
2.Бьюзен Т. Суперпамять, Мн,: Попурри. 2008.
3.Вернадский В. Философские мысли натуралиста. М.: Мысль, 1988.
4.Виноградов С. Н. История России. М.: Школа Шаталова,2013.
5.Виноградов С. Н. Обществознание. М.: Школа Шаталова, 2017.
6.Коменский Я. А. Великая дидактика. М.: Книга по требованию, 2017.
7.Курганов С. Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге, М.: Просвещение, 1989.
8.Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли «тройки». М.: Просвещение, 1980.
Читайте, критикуйте!
Вы, уважаемые читатели – словесники. То, что у нас разные специальности – вредно. Но есть и польза – мы никогда в силу разной специальности не будем соперниками-конкурентами!
Поэтому я с удовольствием раскрою Вам все секреты метода, сделаю образцы пособий, проконсультирую тех, кто захочет подогнать их под себя.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 207.