Человечество сталкивается с информационным взрывом не в первый раз, это характерная сторона больших социальных перемен. Так было и в древних Египте и Вавилоне при становлении аграрного общества, второй раз – в Великобритании и в континентальной Европе в ходе промышленного переворота.
Ответом всегда было применение символов, условных знаков, то есть символизация. Особо хочется отметить идею Ньютона о математизации знания. Метод его современника Галилея – диалог, что получило сегодня развитие в школе диалога культур Библера-Курганова.
Характерно прослеживаются процессы развития науки в развитии математики и философии. Сегодня часто можно слышать и читать идеи, что учащиеся сами должны до всего доходить, сами открывать всё, открытое до них наукой.
Эти замечательные идеи были полномасштабно воплощены в египетской математике и философии. Во времена пирамид. Часть моих уважаемых оппонентов называет мои эйдосхемы – непонятными дурацкими картинками. Плачу им той же монетой – а Вы – сторонники древнеегипетских методов учёбы.
Ваши мечты «всё сами» были реализованы в огромном, по сути – всеобъемлющем масштабе. В арифметике первоначально не было символов цифр, условных знаков действий, алгоритмов решения типовых задач. Всё сам – на практике и без символов.
Вместо решения задач как сейчас учащиеся заучивали весь задачник по арифметике и геометрии. Тот, кто осваивал деление – добирался до него самостоятельно на склоне лет – в 60-70 лет. Он считался великий писец. И всякий писец до всего доходил сам.
Но даже там символы появлялись, материал накапливался, что позволило постепенно при помощи использования символов, условных знаков и алгоритмов учиться быстрее. Или мощнее – усваивая больше в единицу времени. Это сделала античная цивилизация – Греция и Рим.
Применение символов – цифр, букв вместо иероглифов, условных знаков дало очень неожиданный результат – свободные граждане античных полисов, первоначально мужчины, а зачастую и женщины вдруг смогли стать поголовно грамотными. С делением проблемы остались.
Попробуйте разделить друг на друга две римские цифры – и Вы всё поймёте. Во времена Карла Великого в Англии жил монах, о котором говорили, как о великом чуде – он умел делить.
Только массовое применение позиционной системы индийских цифр, которые мы называем арабскими, решило вопрос. Это значит, что знаковые системы должны быть максимально удобными.
Мини-вывод: первичное накопление математических и философских знаний постепенно поставило сложную задачу их усвоения, которая не разрешалась традиционными методами зубрёжки и порки.
Альтернативный подход в лице абсолютного незнания обществу не подошёл.
Применение условных знаков, символов, алгоритмов частично решил проблемы и усвоения и расширения массива знаний. Появилась наука. А философия обогатила науку понятиями, методами рассуждения и проверки выводов и самих знаний.
Любопытен путь развития логики – с Аристотеля она формализуется, применяются силлогизмы, выявляются законы тождества, исключённого третьего (или-или), используется логический квадрат.
Последнее представляет собой графически выраженную логическую цепочку рассуждений – тождество-различие-противоположность- противоречие. Кстати, это показывает, что визуализация не противоречит анализу фактов, рассуждению, диалектике.
Современная математизированная логика с массой символов и условных знаков трудна для понимания студентов, но является эффективным инструментом научного анализа.
Вывод по части 2.
Ситуация, когда цивилизация «захлёбывавется» от избытка не в полной мере усваиваемой информации имеет место не первый раз в истории. Она возникала ранее, а решалась всегда введением символов, условных знаков.
Человек - животное, производящее символы. Таково мнение части социологов (Дж. Г. Мид, Ч. Кули, Г. Блумер) и философов (Э. Кассирер, Г. Коген, П. Наторп), с которыми трудно не согласиться.
Новым инструментом символизации стали: опорный сигнал В. Ф. Шаталова, ментальная карта братьев Бьюзенов и эйдосхема моей разработки.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 207.