Написание реферата – необходимое условие получения зачёта по дисциплине «Методология и методы филологических исследований» в школе. Реферат, написанный в соответствии со всеми требованиями к оформлению и содержанию оценивается в 15 баллов.
Требования к оформлению:
1. Реферат не должен превышать 15 страниц формата А4.
2. Реферат оформляется в печатном варианте. Тип шрифта Times New Roman, размер шрифта 14, стиль – обычный (Normal), межстрочный интервал 1,5; все поля на странице по 2 см, отступ на абзац 1,25 – 1,27 см; интервал между абзацами и отступ общего текста должен равняться нулю (0), выравнивание текста по ширине. Шрифт масштаб 100 %, интервал обычный без смещения и кернинга.
3. Текст работы необходимо печатать, оставляя поля таких размеров:
- верхнее, левое и нижнее – 20 мм;
- правое – 10 мм.
4. Титульный лист оформляется в соответствии с образцом (см. Приложение А.)
5. За титульным листом следует содержание, в котором указываются названия заголовков и страницы, на которых каждый раздел начинается.
6. В структуре реферата присутствует:
– введение;
– параграфы;
– заключение;
– список использованных источников;
– приложения (в случае необходимости).
7. Во введении реферата обязательно указать актуальность избранной темы, цель и задачи написания реферата – по объёму введение может не превышать 1–2 страниц.
8. В параграфах должны быть раскрыты ключевые подходы, классификации, термины, возможно, исторические факты, результаты анализа научной литературы.
9. Заключение содержит выводы по исследуемой теме. Они пишутся с целью подведения итогов теоретического исследования, которым является реферат. Выводов должно быть столько же, сколько задач, а значит не меньше, чем параграфов в реферате. Каждый вывод выделяется в виде отдельного абзаца и имеет законченную мысль.
10. Список использованных источников является обязательным, источники подаются в алфавитном порядке – сначала на русском языке, далее иностранная литература, за ней – список электронных источников. Желательна ссылка на каждый источник в тексте. Количество источников не должно превышать 10-15.
11. Ссылки оформляются в квадратных скобках, например [2, с. 37] – источник №2, страница источника – 37.
12. Библиография оформляется согласно Требований к оформлению списка использованных источников (см. Приложение В).
13. В целом по содержанию реферата не должно быть пустых, ни к чему не приводящих рассуждений. Текст должен соответствовать теме реферата и структурно соответствовать содержанию.
14. Запрещается копирование готовых рефератов в Интернете и других информационных источниках. Уникальность текста должна быть не менее 45%.
15. Использовать в работе можно учебные пособия, программы, монографии, научную литературу: статьи, аннотации, рефераты на диссертации; Интернет.
16. Подаётся реферат в распечатанном виде, подшитый в отдельную папку, не позже, чем за 2 недели до окончания чтения дисциплины с распечатанным скрин-шотом информации по проверке материала на сайте Антиплагиат.ру.
17. Тема и текст реферата не должны разрабатываться в одной академической группе более 1 раза.
Примерные темы рефератов по дисциплине «Методология и методы филологических исследований»
1. Научно-исследовательская работа в системе высшего образования.
2. Роль творческой индивидуальности педагога в исследовательской деятельности.
3 Методология исследовательского процесса как наука.
4. Основные методологические принципы и подходы в психолого-педагогическом и лингвистическом исследовании.
5. Системный подход к организации научно-практического исследования.
6. Л. А. Булаховский и его труды по изучению славянской акцентологии.
7. Система работы с литературой в процессе создания научно-исследовательской работы.
8. Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение.
9. Вклад А. Потебни в изучение украинских говоров (т. н «малорусское наречие»).
10. Вклад Б. Д. Гринченка в изучение украинского языка.
11. Становление исследовательской деятельности университетов на территории постсоветского пространства.
12. Организация педагогического исследования на основе деятельностного подхода.
13. Взаимосвязь темы, предмета и объекта исследования с точки зрения современной методологии научного исследования.
14. Преемственность школы и вуза в организации научно-исследовательской деятельности учащихся и обучающихся.
15. Зарождение и развитие лингвистической статистики как отрасли науки.
16. Изучение стилистических особенностей авторов в художественной литературе.
17. Изучение процессов заимствования иностранных слов в отечественной лингвистике (И. И. Огиенко (Иларион) и др.)
18. Изучение процесса русификации в Польше, Украине, Белорусси и Финляндии в научно-лингвистических трудах.
19. Изучение явления фразеологизма в отчественной и западной лингвистике.
20. Лингвистическая характеристика города в социолингвистических работах Б. А. Ларина.
21. Методика работы над организацией и проведением лингвистического исследования.
22. Виды и направления лингвистических исследований.
23. Изучение специальной терминологии в английском языке (язык техники, науки и искусства).
24. Изучение СМС-сообщений как отрасль лингвистических исследований в современной науке.
25. Изучение фразеологических единиц библейского происхождения в отечественной лингвистике.
26. Изучение метафоры как явления в поэтической литературе в отечественных научно-лингвистических исследованиях.
27. Пословицы и поговорки в лингвистических исследованиях.
28. Изучение неологизмов в современной лингвистике.
29. Категория числа как предмет лингвистических исследований.
30. Детская речь как предмет лингвистических исследований.
31.Термин «концепт» в современных лингвистических исследованиях.
32. Роль игры слов в рекламе как предмет изучения лингвистов.
33. Концептуальный анализ как метод лингвистических исследований.
34. Phraseological units of biblical origin (текст работы и примеры на английском языке).
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
1. Наука как форма общественного сознания.
2. Этика науки и научной деятельности.
3. Эстетика науки и научной деятельности.
4. Системология как источник и составная часть лингвистической методологии.
5. Семиотика как наука и метанаука.
6. Сущность метода и его функции.
7. Категориальный аппарат научного исследования.
8. Специфика филологического исследования.
9. Логика филологического исследования.
10. Выбор темы и обоснование ее актуальности.
11. Оформление библиографии как неотъемлемая часть завершённого филологического исследования.
12. Методы и процедуры лингвистического анализа.
13. Методы и приёмы теоретического исследования.
14. Метаязык исследования.
15. Исторический метод и сравнительно-исторический методы в филологическом исследовании.
16. Экспериментальная часть филологического исследования.
17. Методы активизации творческого мышления исследователя.
18. Стиль изложения и оформление рисунков и таблиц в научном исследовании.
19. Общенаучные методы (тестирование, анкетирование, опрос).
20. Математические и статистические методы исследования.
21. Экспериментальные методы, философские методы, общелогические методы.
22. Общая и частная филология.
23. Диахронические и синхронические исследования.
24. Теоретическая и прикладная лингвистика.
25. Изучение языка и его функционирования.
26. Исследование структуры и семантики языковых единиц.
27. Лингвистическая семантика.
28. Сопоставительный анализ.
29. Нарратив.
30. Интертекстуальность.
31. Структурно-семантический анализ слова, семантический анализ слова, анализ семантической структуры слова
32. Компонентный анализ, анализ семантических изменений, типы семантического переноса.
33. Семантический и структурный анализ, семантическая классификация лексики.
34. Герменевтика и проблемы понимания текстов разных жанров.
35. Понимание инокультурного текста – диалог культур.
36. Специфика интерпретации художественного текста.
37. Методы лингвостилистического анализа.
38. Категории художественного текста как его основополагающие характеристики.
39. Взаимосвязь категорий текста.
40. Теория коммуникации в филологическом исследовании.
41. Коммуникативный акт и специфика межкультурной коммуникации.
42. Межкультурное общение в современном мире.
43. Виды межкультурной коммуникации.
44. Понятие «картина мира». Языковая и культурная картины мира.
45. Язык как зеркало культуры.
46. Культурные константы.
47. Метод и методика этнолингвистики.
48. Завершение научного исследования. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.
49. Оформление и представление итогов научно-исследовательской работы.
50. Нормы, правила и техника цитирования.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Комарова, З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике / З. И. Комарова. – 4-е изд., стер. – М. : Наука, 2016. – 820 с.
2. Турышева, О. Н. Теория и методология зарубежного литературоведения : учебное пособие / О. Н. Турышева. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. – 86 с.
3. Хроленко, А. Т. Основы современной филологии : учеб. пособие / науч. ред. О.В. Никитин. – М. : ФЛИНТА, 2013. – 344 с.
4. Хроленко, А. Т. Введение в филологию : учеб. пособие / А. Т. Хроленко. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2015. – 252 с.
5. Хроленко, А. Т. Культура филологического труда : учеб. пособие / А. Т. Хроленко. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2014. – 268 с.
Дополнительная литература
1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. – М., Высшая школа, 1991.
2. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский. // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 51–55.
3. Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки / В. И. Вернадский. – М.: Просвещение, 1988. – 219 с.
4. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам : Лингводидактика и методика : учеб. пособие / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 6-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 336 с.
5. Гез И. Н. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / И. Н. Гез, М. В. Ляховицкий. – М. : Высшая школа, 1982.
6. Гецов Г. Рациональные приёмы работы с книгой. – М. : Книга, 1975.
7. Глузман А. В. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся университета : теория и опыт исследования : монография / А. В. Глузман. – К. : Поисково-издательское агентство, 1998. – 252 с.
8. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2 т. – Т. 2 / Ж. Годфруа. – М., 1992. – Приложение Б. Статистика и обработка данных. – С. 277–317.
9. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование : сущность, эффективность и … неопределённость / А. Н. Дахин // Педагогика. – 2003. – № 4. – С. 23–26.
10. Демидова, А. К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы / А. К. Демидова. – М., 1991.
11. Детонин А. М. Наука и философия. Роль в современном мире / А. М. Детонин // Вопросы философии, 2001. – № 12 – С. 2,4-6, 11-14.
12. Журавлев, В. И. Обработка и интерпретация научных данных в педагогическом исследовании / В. И. Журавлев // Введение в науч. исследование по педагогике. – М., 1988. – С. 155–173.
13. Загвязинский В., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования : Учеб. Пособие для обучающихся высш. учеб. заведений – М. : Академия, 2006. – 208 с.
14. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя – М., «Просвещение», 1991.
15. Китайгородская Г. А. Методические основы обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. – М. : МГУ, 1986.
16. Ковальчук В. В., Моїсеєв Л. М. Основи наукових досліджень : Навч. посібник – К. : Професіонал, 2004. – 216 с.
17. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. – Л., 1980. – С. 129–161.
18. Михеев, В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике / В. И. Михеев. – М., 1986.
19. Моделирование в педагогическом исследовании // Введение в науч. исследование по педагогике. – М., 1988. – С. 107–122.
20. Общая методика обучения иностранным языкам : Хрестоматия. – М. : Русский язык, 1991.
21. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. - М. : Просвещение, 1991.
22. Педагогічна практика з методики викладання іноземних мов : Посібник для студентів / За ред. С. Ю. Ніколаєвої, В. В. Черниш. – К. : Ленвіт, 2003. – 250 с.
23. Програма зовнішнього незалежного оцінювання з іноземних мов / за ред. О. Коваленко // Іноземні мови в навчальних закладах. – 2008. - №15-16. – С. 10-15.
24. Пуанкаре А. О науке / А. О. Пуанкоре. – М. : Просвещение, – 1999. – 129 с.
25. Семиченко В. А. Моделювання структури педагогічної діяльності / В. А. Семиченко. – Ялта : Надія, 2000. – 76 с.
26. Скачков Ю. В. Полифункциональность науки / Ю. В. Скачков // Вопросы философии, 1995, № 11 – С. 5-9.
27. Сура Н. А. Навчання студентів університету професійно-орієнтованного спілкування іноземною мовою : дис. … канд. пед. наук : спец. 13.00.04 / Н. А. Сура ; Луганський державний педагогічний університет імені Тараса Шевченка. – Луганськ, 2005. – 227 с.
28. Цехмістрова Г. С. Основи наукових досліджень. Навчальний посібник / Г. С. Цехмістрова. – К. : Видавничий Дім „Слово”, 2004. – 240 с.
29. Шейко В. М., Кушнаренко Н. М. Організація та методика науково-дослідницької діяльності : Підручник. – 2-ге вид., перероб. і доп. / В. М. Шейко, Н. М. Кушнаренко. – К. : Знання-Прес, 2002. – 95 с.
WEB LINKS
http://lingvistika.if.ua/predmet.html
http://www.letslearnenglish.co.uk/links.asp
http://uk.cambrdge.org
http://www.educationalsoftware.co.uk
http://www.ltpwebsite.com
http://www.macmillan.com
http://www.appliedlanuage.com
http://www.brealingnewsenglish.comenglishclub.com
http://yazykoznanie.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Образец оформления титульного листа реферата
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ)
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, ИСТОРИИ И ИСКУССТВ
КАФЕДРА ИНОСТРАННОЙ ФИЛОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Методология и методы филологических исследований»
на тему: ________________________________
Выполнил:
обучающийся ___________ формы обучения
направления подготовки: 45.04.01 «Филология», группа ______
_____________________________________(ФИО)
Дата подачи в дирекцию:
« »________________201 г.
Методист ____________________
Работа выполнена на оценку:
По национальной шкале | Количество баллов | ECTS | Подпись преподавателя |
Преподаватель ________________________(подпись ФИО)
Дата __________________
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Глоссарий дисциплины
«Методология и методы филологических исследований»
1. Актуальность – злободневность, полезность темы для современного этапа развития науки.
2. Библиография – список использованной научной литературы.
3. Валентность – свойство слов присоединять к себе другие слова.
4. Введение – вводная часть любого печатного произведения.
5. Воображение – наглядные образы для явлений, которые даны нам в непосредственном наблюдении.
6. Выходные данные – сведения о месте и времени издания и об издательстве.
7. Дистрибуция – сумма всех окружений, в который встречается тот или иной языковой элемент.
8. Жанр – разновидность научного исследования, напр.: статья, квалификационная работа, диссертация.
9. Заголовок – название или наименование публикации и/или издания.
10. Заключение – завершающая часть научной работы, содержащая квинтэссенцию исследования.
11. Интуиция – способность мозга совершать в процессе познания как бы скачок.
12. Информант – носитель языка (или представитель определенных профессий)
13. Исследовательская глава – основная часть квалификационных и диссертационных работ, содержащая собственное исследование поставленной проблемы.
14. История вопроса - прослеживание истории исследованности рассматриваемого вопроса.
15. Картотека – систематизированный сбор карточек.
16. Квалификационная работа – выпускная научная работа бакалавра.
17. Композиция – содержательная структура научной работы.
18. Конспектирование – фиксирование и записывание содержания прочитанной теоретической литературы.
19. Контекст – соединение указательного минимума с семантически реализуемым словом.
20. Критерий – различительный признак как условие для принятия определенного решения.
21. Курсовая работа – научная работа, выполняемая на младших курсах.
22. Лингвистика – учение о языках.
23. Материал – исследуемые источники; подлежащие изучению явления.
24. Метатекст – всякий текст, дополняющий и сопровождающий основной текст (например, библиография, указатели).
25. Метаязык – специальный понятийно-терминологический язык научной литературы, используемый для описания другого языка или другой семиотической системы.
26. Метод – особый подход к изучаемому материалу.
27. Методика – совокупность приемов наблюдения, эксперимента и описания.
28. Методология – применение к процессу познания принципов мировоззрения.
29. Монография – научный труд, посвящённый одной проблеме.
30. Науковедение – учение о научном творчестве.
31. Научный жанр – разновидность публикации.
32. НИРС – научно-исследовательская работа обучающихся.
33. Новизна – новые идеи и проблемы; новое решение старого вопроса.
34. Объект – направление в науке.
35. Оглавление – перечисление названий разделов с указанием страниц.
36. Оппозиция – семантически релевантное различие по одному признаку при сходстве остальных.
37. План – представление о способах достижения определенной цели.
38. Предмет – конкретный вопрос в данном направлении.
39. Предметный указатель – указатель–список основных терминов и понятий с указанием страниц, в которых они встречаются.
40. СНО – студенческое научное общество.
41. специалистов-бакалавров.
42. Текст - словесное произведение или его части.
43. Термин – слово или словосочетание, выражающее понятия, специфичные для какой-нибудь отрасли знания, производства или культуры.
44. Цитата - воспроизведенная чужая речь.
45. Цитирование – приведение мыслей (мнений) других ученых или дословное воспроизведение чужой речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСК ОГО ОПИСАНИЯ
1. Однотомное издание с одним автором
Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. – М. : Академия, 2009. – 192 с.
2. Однотомное издание с двумя – тремя авторами
Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлёва. – М. : Глассо-Пресс; Ростов н/Дону : Феникс, 2010. – 640 с.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 481.