РЕФЕРАТ КАК ФОРМА АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Написание реферата – необходимое условие получения зачёта по дисциплине «Методология и методы филологических исследований» в школе. Реферат, написанный в соответствии со всеми требованиями к оформлению и содержанию оценивается в 15 баллов.

Требования к оформлению:

1. Реферат не должен превышать 15 страниц формата А4.

2. Реферат оформляется в печатном варианте. Тип шрифта Times New Roman, размер шрифта 14, стиль – обычный (Normal), межстрочный интервал 1,5; все поля на странице по 2 см, отступ на абзац 1,25 – 1,27 см; интервал между абзацами и отступ общего текста должен равняться нулю (0), выравнивание текста по ширине. Шрифт масштаб 100 %, интервал обычный без смещения и кернинга.

3. Текст работы необходимо печатать, оставляя поля таких размеров:

- верхнее, левое и нижнее – 20 мм;

- правое – 10 мм.

4. Титульный лист оформляется в соответствии с образцом (см. Приложение А.)

5. За титульным листом следует содержание, в котором указываются названия заголовков и страницы, на которых каждый раздел начинается.

6. В структуре реферата присутствует:

– введение;

– параграфы;

– заключение;

– список использованных источников;

– приложения (в случае необходимости).

7. Во введении реферата обязательно указать актуальность избранной темы, цель и задачи написания реферата – по объёму введение может не превышать 1–2 страниц.

8. В параграфах должны быть раскрыты ключевые подходы, классификации, термины, возможно, исторические факты, результаты анализа научной литературы.

9. Заключение содержит выводы по исследуемой теме. Они пишутся с целью подведения итогов теоретического исследования, которым является реферат. Выводов должно быть столько же, сколько задач, а значит не меньше, чем параграфов в реферате. Каждый вывод выделяется в виде отдельного абзаца и имеет законченную мысль.

10. Список использованных источников является обязательным, источники подаются в алфавитном порядке – сначала на русском языке, далее иностранная литература, за ней – список электронных источников. Желательна ссылка на каждый источник в тексте. Количество источников не должно превышать 10-15.

11. Ссылки оформляются в квадратных скобках, например [2, с. 37] – источник №2, страница источника – 37.

12. Библиография оформляется согласно Требований к оформлению списка использованных источников (см. Приложение В).

13. В целом по содержанию реферата не должно быть пустых, ни к чему не приводящих рассуждений. Текст должен соответствовать теме реферата и структурно соответствовать содержанию.

14. Запрещается копирование готовых рефератов в Интернете и других информационных источниках. Уникальность текста должна быть не менее 45%.

15. Использовать в работе можно учебные пособия, программы, монографии, научную литературу: статьи, аннотации, рефераты на диссертации; Интернет.

16. Подаётся реферат в распечатанном виде, подшитый в отдельную папку, не позже, чем за 2 недели до окончания чтения дисциплины с распечатанным скрин-шотом информации по проверке материала на сайте Антиплагиат.ру.

17. Тема и текст реферата не должны разрабатываться в одной академической группе более 1 раза.

Примерные темы рефератов по дисциплине «Методология и методы филологических исследований»

1. Научно-исследовательская работа в системе высшего образования.

2. Роль творческой индивидуальности педагога в исследовательской деятельности.

3 Методология исследовательского процесса как наука.

4. Основные методологические принципы и подходы в психолого-педагогическом и лингвистическом исследовании.

5. Системный подход к организации научно-практического исследования.

6. Л. А. Булаховский и его труды по изучению славянской акцентологии.

7. Система работы с литературой в процессе создания научно-исследовательской работы.

8. Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение.

9. Вклад А. Потебни в изучение украинских говоров (т. н «малорусское наречие»).

10. Вклад Б. Д. Гринченка в изучение украинского языка.

11. Становление исследовательской деятельности университетов на территории постсоветского пространства.

12. Организация педагогического исследования на основе деятельностного подхода.

13. Взаимосвязь темы, предмета и объекта исследования с точки зрения современной методологии научного исследования.

14. Преемственность школы и вуза в организации научно-исследовательской деятельности учащихся и обучающихся.

15. Зарождение и развитие лингвистической статистики как отрасли науки.

16. Изучение стилистических особенностей авторов в художественной литературе.

17. Изучение процессов заимствования иностранных слов в отечественной лингвистике (И. И. Огиенко (Иларион) и др.)

18. Изучение процесса русификации в Польше, Украине, Белорусси и Финляндии в научно-лингвистических трудах.

19. Изучение явления фразеологизма в отчественной и западной лингвистике.

20. Лингвистическая характеристика города в социолингвистических работах Б. А. Ларина.

21. Методика работы над организацией и проведением лингвистического исследования.

22. Виды и направления лингвистических исследований.

23. Изучение специальной терминологии в английском языке (язык техники, науки и искусства).

24. Изучение СМС-сообщений как отрасль лингвистических исследований в современной науке.

25. Изучение фразеологических единиц библейского происхождения в отечественной лингвистике.

26. Изучение метафоры как явления в поэтической литературе в отечественных научно-лингвистических исследованиях.

27. Пословицы и поговорки в лингвистических исследованиях.

28. Изучение неологизмов в современной лингвистике.

29. Категория числа как предмет лингвистических исследований.

30. Детская речь как предмет лингвистических исследований.

31.Термин «концепт» в современных лингвистических исследованиях.

32. Роль игры слов в рекламе как предмет изучения лингвистов.

33. Концептуальный анализ как метод лингвистических исследований.

34. Phraseological units of biblical origin (текст работы и примеры на английском языке).

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

1. Наука как форма общественного сознания.

2. Этика науки и научной деятельности.

3. Эстетика науки и научной деятельности.

4. Системология как источник и составная часть лингвистической методологии.

5. Семиотика как наука и метанаука.

6. Сущность метода и его функции.

7. Категориальный аппарат научного исследования.

8. Специфика филологического исследования.

9. Логика филологического исследования.

10. Выбор темы и обоснование ее актуальности.

11. Оформление библиографии как неотъемлемая часть завершённого филологического исследования.

12. Методы и процедуры лингвистического анализа.

13. Методы и приёмы теоретического исследования.

14. Метаязык исследования.

15. Исторический метод и сравнительно-исторический методы в филологическом исследовании.

16. Экспериментальная часть филологического исследования.

17. Методы активизации творческого мышления исследователя.

18. Стиль изложения и оформление рисунков и таблиц в научном исследовании.

19. Общенаучные методы (тестирование, анкетирование, опрос).

20. Математические и статистические методы исследования.

21.  Экспериментальные методы, философские методы, общелогические методы.

22. Общая и частная филология.

23.  Диахронические и синхронические исследования.

24. Теоретическая и прикладная лингвистика.

25. Изучение языка и его функционирования.

26. Исследование структуры и семантики языковых единиц.

27. Лингвистическая семантика.

28. Сопоставительный анализ.

29. Нарратив.

30. Интертекстуальность.

31. Структурно-семантический анализ слова, семантический анализ слова, анализ семантической структуры слова

32. Компонентный анализ, анализ семантических изменений, типы семантического переноса.

33. Семантический и структурный анализ, семантическая классификация лексики.

34. Герменевтика и проблемы понимания текстов разных жанров.

35. Понимание инокультурного текста – диалог культур.

36. Специфика интерпретации художественного текста.

37. Методы лингвостилистического анализа.

38. Категории художественного текста как его основополагающие характеристики.

39. Взаимосвязь категорий текста.

40. Теория коммуникации в филологическом исследовании.

41. Коммуникативный акт и специфика межкультурной коммуникации.

42.  Межкультурное общение в современном мире.

43. Виды межкультурной коммуникации.

44. Понятие «картина мира». Языковая и культурная картины мира.

45. Язык как зеркало культуры.

46. Культурные константы.

47. Метод и методика этнолингвистики.

48. Завершение научного исследования. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.

49. Оформление и представление итогов научно-исследовательской работы.

50. Нормы, правила и техника цитирования.



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Комарова, З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике / З. И. Комарова. – 4-е изд., стер. – М. : Наука, 2016. – 820 с.

2. Турышева, О. Н. Теория и методология зарубежного литературоведения : учебное пособие / О. Н. Турышева. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. – 86 с.

3. Хроленко, А. Т. Основы современной филологии : учеб. пособие / науч. ред. О.В. Никитин. – М. : ФЛИНТА, 2013. – 344 с.

4. Хроленко, А. Т. Введение в филологию : учеб. пособие / А. Т. Хроленко. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2015. – 252 с.

5. Хроленко, А. Т. Культура филологического труда : учеб. пособие / А. Т. Хроленко. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2014. – 268 с.

Дополнительная литература

1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. – М., Высшая школа, 1991.

2. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский. // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 51–55.

3. Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки / В. И. Вернадский. – М.: Просвещение, 1988. – 219 с.

4. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам : Лингводидактика и методика : учеб. пособие / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 6-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 336 с.

5. Гез И. Н. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / И. Н. Гез, М. В. Ляховицкий. – М. : Высшая школа, 1982.

6. Гецов Г. Рациональные приёмы работы с книгой. – М. : Книга, 1975.

7. Глузман А. В. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся университета : теория и опыт исследования : монография / А. В. Глузман. – К. : Поисково-издательское агентство, 1998. – 252 с.

8. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2 т. – Т. 2 / Ж. Годфруа. – М., 1992. – Приложение Б. Статистика и обработка данных. – С. 277–317.

9. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование : сущность, эффективность и … неопределённость / А. Н. Дахин // Педагогика. – 2003. – № 4. – С. 23–26.

10. Демидова, А. К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы / А. К. Демидова. – М., 1991.

11. Детонин А. М. Наука и философия. Роль в современном мире / А. М. Детонин // Вопросы философии, 2001. – № 12 – С. 2,4-6, 11-14.

12. Журавлев, В. И. Обработка и интерпретация научных данных в педагогическом исследовании / В. И. Журавлев // Введение в науч. исследование по педагогике. – М., 1988. – С. 155–173.

13. Загвязинский В., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования : Учеб. Пособие для обучающихся высш. учеб. заведений – М. : Академия, 2006. – 208 с.

14. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя – М., «Просвещение», 1991.

15. Китайгородская Г. А. Методические основы обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. – М. : МГУ, 1986.

16. Ковальчук В. В., Моїсеєв Л. М. Основи наукових досліджень : Навч. посібник – К. : Професіонал, 2004. – 216 с.

17. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. – Л., 1980. – С. 129–161.

18. Михеев, В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике / В. И. Михеев. – М., 1986.

19. Моделирование в педагогическом исследовании // Введение в науч. исследование по педагогике. – М., 1988. – С. 107–122.

20. Общая методика обучения иностранным языкам : Хрестоматия. – М. : Русский язык, 1991.

21. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. - М. : Просвещение, 1991.

22. Педагогічна практика з методики викладання іноземних мов : Посібник для студентів / За ред. С. Ю. Ніколаєвої, В. В. Черниш. – К. : Ленвіт, 2003. – 250 с.

23. Програма зовнішнього незалежного оцінювання з іноземних мов / за ред. О. Коваленко // Іноземні мови в навчальних закладах. – 2008. - №15-16. – С. 10-15.

24. Пуанкаре А. О науке / А. О. Пуанкоре. – М. : Просвещение, – 1999. – 129 с.

25. Семиченко В. А. Моделювання структури педагогічної діяльності / В. А. Семиченко. – Ялта : Надія, 2000. – 76 с.

26. Скачков Ю. В. Полифункциональность науки / Ю. В. Скачков // Вопросы философии, 1995, № 11 – С. 5-9.

27. Сура Н. А. Навчання студентів університету професійно-орієнтованного спілкування іноземною мовою : дис. … канд. пед. наук : спец. 13.00.04 / Н. А. Сура ; Луганський державний педагогічний університет імені Тараса Шевченка. – Луганськ, 2005. – 227 с.

28. Цехмістрова Г. С. Основи наукових досліджень. Навчальний посібник / Г. С. Цехмістрова. – К. : Видавничий Дім „Слово”, 2004. – 240 с.

29. Шейко В. М., Кушнаренко Н. М. Організація та методика науково-дослідницької діяльності : Підручник. – 2-ге вид., перероб. і доп. / В. М. Шейко, Н. М. Кушнаренко. – К. : Знання-Прес, 2002. – 95 с.

 

 

WEB LINKS

 

http://lingvistika.if.ua/predmet.html

http://www.letslearnenglish.co.uk/links.asp

http://uk.cambrdge.org

http://www.educationalsoftware.co.uk

http://www.ltpwebsite.com

http://www.macmillan.com

http://www.appliedlanuage.com

http://www.brealingnewsenglish.comenglishclub.com

http://yazykoznanie.ru/



ПРИЛОЖЕНИЕ А

Образец оформления титульного листа реферата

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ)

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, ИСТОРИИ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА ИНОСТРАННОЙ ФИЛОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Методология и методы филологических исследований»

на тему: ________________________________

       Выполнил:

обучающийся ___________ формы обучения

направления подготовки: 45.04.01 «Филология», группа ______

_____________________________________(ФИО)

Дата подачи в дирекцию:

« »________________201 г. 

Методист ____________________

Работа выполнена на оценку:

По национальной шкале Количество баллов ECTS Подпись преподавателя
       

Преподаватель ________________________(подпись ФИО)

Дата __________________

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Глоссарий дисциплины

«Методология и методы филологических исследований»

1. Актуальность – злободневность, полезность темы для современного этапа развития науки.

2. Библиография – список использованной научной литературы.

3. Валентность – свойство слов присоединять к себе другие слова.

4. Введение – вводная часть любого печатного произведения.

5. Воображение – наглядные образы для явлений, которые даны нам в непосредственном наблюдении.

6. Выходные данные – сведения о месте и времени издания и об издательстве.

7. Дистрибуция – сумма всех окружений, в который встречается тот или иной языковой элемент.

8. Жанр – разновидность научного исследования, напр.: статья, квалификационная работа, диссертация.

9. Заголовок – название или наименование публикации и/или издания.

10. Заключение – завершающая часть научной работы, содержащая квинтэссенцию исследования.

11. Интуиция – способность мозга совершать в процессе познания как бы скачок.

12. Информант – носитель языка (или представитель определенных профессий)

13. Исследовательская глава – основная часть квалификационных и диссертационных работ, содержащая собственное исследование поставленной проблемы.

14. История вопроса - прослеживание истории исследованности рассматриваемого вопроса.

15. Картотека – систематизированный сбор карточек.

16. Квалификационная работа – выпускная научная работа бакалавра.

17. Композиция – содержательная структура научной работы.

18. Конспектирование – фиксирование и записывание содержания прочитанной теоретической литературы.

19. Контекст – соединение указательного минимума с семантически реализуемым словом.

20. Критерий – различительный признак как условие для принятия определенного решения.

21. Курсовая работа – научная работа, выполняемая на младших курсах.

22. Лингвистика – учение о языках.

23. Материал – исследуемые источники; подлежащие изучению явления.

24. Метатекст – всякий текст, дополняющий и сопровождающий основной текст (например, библиография, указатели).

25. Метаязык – специальный понятийно-терминологический язык научной литературы, используемый для описания другого языка или другой семиотической системы.

26. Метод – особый подход к изучаемому материалу.

27. Методика – совокупность приемов наблюдения, эксперимента и описания.

28. Методология – применение к процессу познания принципов мировоззрения.

29. Монография – научный труд, посвящённый одной проблеме.

30. Науковедение – учение о научном творчестве.

31. Научный жанр – разновидность публикации.

32. НИРС – научно-исследовательская работа обучающихся.

33. Новизна – новые идеи и проблемы; новое решение старого вопроса.

34. Объект – направление в науке.

35. Оглавление – перечисление названий разделов с указанием страниц.

36. Оппозиция – семантически релевантное различие по одному признаку при сходстве остальных.

37. План – представление о способах достижения определенной цели.

38. Предмет – конкретный вопрос в данном направлении.

39. Предметный указатель – указатель–список основных терминов и понятий с указанием страниц, в которых они встречаются.

40. СНО – студенческое научное общество.

41. специалистов-бакалавров.

42. Текст - словесное произведение или его части.

43. Термин – слово или словосочетание, выражающее понятия, специфичные для какой-нибудь отрасли знания, производства или культуры.

44. Цитата - воспроизведенная чужая речь.

45. Цитирование – приведение мыслей (мнений) других ученых или дословное воспроизведение чужой речи.



ПРИЛОЖЕНИЕ В

НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСК ОГО ОПИСАНИЯ

1. Однотомное издание с одним автором

Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. – М. : Академия, 2009. – 192 с.

2. Однотомное издание с двумя – тремя авторами

Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлёва. – М. : Глассо-Пресс; Ростов н/Дону : Феникс, 2010. – 640 с.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 481.