Задания:
1. Проанализируйте нижеследующее суждение и ответьте, справедливо ли исключать моделирование из группы теоретических методов исследования. Обоснуйте свою точку зрения.
«В теоретическом исследовании проводится „мысленный эксперимент”, когда идеализированный объект исследования (точнее – умственный образ) ставится в различные условия (также мысленные) и анализируется его возможное поведение путем логических рассуждений.
Метод моделирования отличен как от теоретического метода, дающего обобщенное, абстрагированное знание, так и от эмпирического. При моделировании исследователь пользуется методом аналогий, умозаключением “от частного к частному”, тогда как экспериментатор работает с помощью методов индукции (математическая статистика является современным вариантом индуктивного вывода). Теоретик пользуется правилами дедуктивного умозаключения, разработанными еще Аристотелем.
Для исследователя, применяющего моделирование, модель – аналог объекта. Моделирование используется тогда, когда невозможно провести “экспериментальное исследование объекта”».
(Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие / В. Н. Дружинин. – М., 1997. – С. 26–27).
2. Прочитайте тему 2 в первой части учебника И. П. Подласого (Подласый, И. П. Педагогика: Учеб. / И. П. Подласый. – М. : Владос, 2001. – С. 41–71). Выполните задания из блоков самопроверки на с. 51–52, 58, 63–64, 69–70.
3. В книге С. И. Брызгаловой «Научно-педагогическое исследование» (на с. 57–58) приводится вопросник для беседы с учениками, позволяющий определить причины неуспеваемости школьника:
1. Интересно ли тебе в школе? Что привлекает?
2. Какие предметы тебе больше нравятся? Почему?
3. Какие предметы не нравятся? Почему?
4. Все ли тебе понятно на уроках?
5. Хотел бы ты учиться на «4» и «5»?
6. Любишь ли ты выполнять домашние задания?
7. Какие общественные поручения ты выполняешь?
8. Какие поручения ты хотел бы выполнять?
9. Любишь ли ты читать? Какие книги тебе нравятся?
10. Чем ты любишь заниматься в свободное время?
Как вы думаете, можно ли использовать эти же вопросы для диагностики учебно-познавательной мотивации учащихся? Для диагностики межличностных отношений ученика в группе? Можете ли вы предложить усовершенствованный (или другой) вариант вопросника для беседы, диагностирующей причины неуспеваемости? Попробуйте составить такой вариант.
Самостоятельная работа № 4 (2ч)
Тема 11 : Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.
Задания:
1. Перечислите основные требования к оформлению любой научной работы (не называя конкретных цифр). Например: К основным требованиям относятся: количество страниц, межстрочный интервал и т.д.
2. Прочитайте статью Н. В. Перова «Текст и дискурс». Законспектируйте основные идеи. Выделите все структурные элементы, которые должны быть в статье и сравните, есть ли они в данной статье.
3. Составьте список литературы по теме Вашего исследования.
Используйте источники разного типа:
– книги одного, двух или более авторов;
– издания, не имеющие индивидуального автора;
– сборники научных трудов;
– статьи из журналов, газет и т. д.
– справочные издания.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
1. В чем заключается научная новизна исследования?
2. В чем заключается практическая значимость исследования?
3. В чем заключается роль интуиции и воображения в работе с источниками?
4. Как можно обосновать выбор темы исследования?
5. Как называются основные этапы научной работы?
6. Как осуществляется библиографическое описание разных научных жанров?
7. Как осуществляется конспектирование?
8. Как осуществляется цитирование?
9. Как писать историю вопроса?
10. Как пишутся (начинаются и завершаются) главы?
11. Как работать с каждым из источников: с книгой, с текстами, со словарями и с информантами?
12. Как создается картотека?
13. Как функционирует механизм применения метода оппозиции?
14. Какая разница между ссылкой и цитатой?
15. Какие виды источников существуют?
16. Какие вопросы составляют основу планирования?
17. Какие полезные приемы работы с книгой вам известны?
18. Какие специфические методы применяются: в грамматике, в фонетике, в лексикологии, стилистике, теории текста?
19. Какие требования предъявляются к квалификационным работам?
20. Какие требования предъявляются к научным исследованиям?
21. Какова роль библиографии в научной работе?
22. Какое значение имеют методы лингвистического анализа?
23. Какое значение имеют оглавление и предметные указатели в книгах?
24. Какое соотношение между темой и источником исследования?
25. На какие вопросы должно отвечать введение?
26. Назовите основные методы лингвистического анализа.
27. С чего начинается научная работа?
28. Цель курса «Методология и методы филологических исследований»?
29. Чем объясняется важность данного курса для будущих специалистов?
30. Чем объясняется выбор объекта и материала исследования?
31. Чем отличается заключение от выводов?
32. Что понимается под интуицией в науке?
33. Что понимается под термином?
34. Что такое композиция научной работы?
35. Что такое метаязык?
36. Что такое понятие?
37. Что такое преемственность в науке?
КОМПЛЕКСНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
Комплексные контрольные работы по дисциплине «Методология и методы филологических исследований» направлены на определение остаточных знаний по предмету и проводятся в два этапа – написание контрольной работы и контрольного тестирования.
Цель: комплексная проверка знаний по предмету «Методология и методы филологических исследований» по окончании курса обучения по темам, рассмотренным в рамках дисциплины.
Задачи: Определить уровень научно-исследовательской компетентности обучающихся на этапе окончания обучения по дисциплине, умение обучающихся пользоваться научной терминологией, составлять введение к своему научному исследованию, правильно оформлять титульный лист, содержание и список использованных источников.
Раздел 1
Контрольная работа
«Написание введения к научному исследованию – итог научно-исследовательской деятельности»
Цель: закрепить полученные на лекционных и практических занятиях знания по написанию и оформлению некоторых элементов КВКР – титульный лист, содержание, введение и список использованных источников.
Задание: используя полученные знания и представления о написании и оформлении КВКР, составьте и оформите титульный лист Вашего исследования, содержание, введение со всеми обязательными структурными компонентами и список использованных источников – до десяти.
Раздел 2
Контрольный тест по дисциплине
«Методология и методы филологических исследований»
Вариант 1.
1. Учение о языках – это…
А. Лингвистика
Б. Семиотика
2. Тестирование – это…
А. Метод исследования
Б. Форма исследования
3. Методика...
А. Шире методологии
Б. Уже методологии
4. Научный труд, посвящённый одной проблеме – это…
А. Монография
Б. Библиография
5. Постепенное раскрытие проблемы в историческом аспекте – это…
А. Доказательство актуальности
Б. История вопроса
6. Процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения - это …
А. Предмет исследования
Б. Объект исследования
7. Специальный понятийно-терминологический язык научной литературы, используемый для описания другого языка или другой семиотической системы – это …
А. Метаязык
Б. Термин
8. Цель исследования формулируют с…
А. Глагола
Б. Существительного
9. Задачи начинают с…
А. Глагола
Б. Существительного
10. Слово или словосочетание, служащие для точного выражения понятия, специфичного для какой-нибудь отрасли знания, производства или культуры, и обслуживающие коммуникативные потребности в этой сфере человеческой деятельности, принято называть …
А. Термином
Б. Определением
Вариант 2.
1. Краткость, однозначность, мотивированность, простота, согласование с другими имеющимися в терминосистеме терминами - это …
А. Требования, применяемые к дефиниции
Б. Требования, применяемые к термину
2. Конспект предполагает …
А. Переписывание научного текста.
Б. Некоторую переработку научного текста.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 537.