МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ЯЛТА-2018
УДК 81-13(07)
ББК 81-923
П -33
Рецензенты:
Майборода А. А. – кандидат филол. наук, доцент кафедры иностранной филологии и методики преподавания Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте.
Саргсян А. Л. – кандидат пед. наук, доцент кафедры иностранной филологии и методики преподавания Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте.
П-33 | Пирожкова A. О. Методология и методы филологических исследований : методические рекомендации / А. О. Пирожкова. – Ялта : РИО ГПА (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», 2018. – 48 с. |
Методические рекомендации предназначены для обучающихся направления подготовки «Филология» с целью организации помощи обучающимся в проведении и описании научного исследования.
В учебном издании представлены общие рекомендации по работе обучающихся по дисциплине «Методология и методы филологических исследований» на занятиях в образовательном учреждении высшего образования.
УДК 81-13(07)
ББК 81-923
© Пирожкова А. О. 2018
© ГПА (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..3
1. Содержание дисциплины «Методология и методы филологических исследований»………………….6
2. Базовые категории дисциплины «Методология и методы филологических исследований»………………..9
3. Планы семинарских занятий по дисциплине «Методология и методы филологических исследований».14
4. Задания для самостоятельной работы по дисциплине «Методология и методы филологических исследований»……………………………………………….22
5. Контрольные вопросы по дисциплине «Методология и методы филологических исследований»:26
6. Комплексные контрольные работы по дисциплине «Методология и методы филологических исследований».28
7. Реферат как форма аналитико-синтетической научной работы обучающегося……………………………32
8. Вопросы к экзамену по дисциплине «Методология и методы филологических исследований»………………..37
9. Список рекомендуемой литературы……………40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………44
ВВЕДЕНИЕ
Наука пронизывает буквально все сферы человеческой деятельности: как материальные, так и духовные. Она является частью общечеловеческой культуры и поэтому каждый человек должен знать, что такое наука, научные исследования и как они проводятся.
Научно-исследовательская деятельность – это процесс совместной деятельности студента и педагога. Исследовательская деятельность строится на важных дидактических принципах обучения, является компонентом развивающего обучения, так как способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности, движению индивида от абстрактного к конкретному и наоборот.
Организация научно-исследовательской деятельности влияет на развитие личности будущего педагога, позволяет создать условия для реализации самообразования и потребности к саморазвитию, активно участвовать в педагогическом образовательном пространстве города и республики.
Значение курса «Методология и методы филологических исследований» в системе многоступенчатой подготовки научно-педагогических кадров заключается в возможности овладения методологией и методами исследовательской деятельности, что влияет на развитие рационального творческого мышления, оптимальной организации научного творчества.
Задачами этого курса является изучение теоретических основ, вопросов методики, технологии и организации научно-исследовательской деятельности, в частности, филологической направленности, то есть формирование теоретического и практического фундамента для эффективного, квалифицированного проведения научных исследований филологами, обучение методики проведения лингвистических исследований.
Увеличение вклада дисциплин, читаемых в высшем образовательном учреждении в решение задач общего прогресса страны и повышение качества подготовки специалистов в высшей школе требуют единства научной и учебной работы обучающихся и усиления индивидуальной работы с ними. Масштабы научной работы в вузах в настоящее время значительно расширены и выступают в приоритете в законодательных документах, поддерживаются Президентом Российской Федерации. Исследовательская деятельность обучающихся является неотъемлемой частью учебного процесса. Высшая школа становится важной составной частью научно-исследовательского комплекса всей страны, поскольку ускорение научно-технического прогресса требует мобилизации всего интеллектуального потенциала народа, и, более того, поскольку высшая школа готовит специалистов для будущего, развитие науки в стенах вузов должно быть опережающим по сравнению с общим уровнем развития.
В рамках дисциплины «Методология методика филологических исследований» обучающиеся знакомятся с базовыми категориями научного исследования, учатся анализировать и писать научные исследования и статьи.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДОЛОГИЯ и МЕТОДЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
Дисциплина «Методология и методы филологических исследований» изучается на лекциях, в процессе семинаров и практических занятий.
Таблица 1
Разделы дисциплины
«Методология методика филологических исследований»
№ пп | Наименование разделов дисциплины | Всего часов | В том числе | |||
Аудиторные занятия | Из них | Самостоятельная работа | ||||
ЛК | ПР./ СЕМ. | |||||
1 | Общенаучные, философские и логические методы в филологических исследованиях | 28 | 8 | 4 | 4 | 20 |
2 | Основные методологические направления в современной лингвистике | 28 | 8 | 4 | 4 | 20 |
3 | Методы лингвистической семантики | 28 | 8 | 4 | 4 | 20 |
4 | Методы интерпретации текста | 28 | 8 | 4 | 4 | 20 |
5 | Методы коммуникативной лингвистики | 32 | 8 | 4 | 4 | 24 |
Всего: | 144 | 40 | 16 | 24 | 104 |
Таблица 2
Темы разделов дисциплины
«Методология методика филологических исследований»
Раздел | № занятия | Вид занятия | № вида заня тий | Тема занятия | Часы |
Общенаучные, философские и логические методы в филологических исследованиях | 1 | ЛК | 1 | Общенаучные методы, статистические методы, ээкспериментальные методы, анкетирование, опрос, философские методы, общелогические методы | 4 |
2 | ПР | 1 | 4 | ||
Основные методологические направления в современной лингвистике | 3 | ЛК | 2 | Общая и частная филология. Диахронические и синхронические исследования. Теоретическая и прикладная лингвистика. Изучение языка и его функционирования. Исследование структуры и семантики языковых единиц. Лингвистическая семантика. Сопоставительный анализ. Нарратив. Интертекстуальность. | 4 |
4 | ПР | 2 | 4 | ||
Методы лингвистической семантики | 5 | ЛК | 3 | Структурно-семантический анализ слова, семантический анализ слова, анализ семантической структуры слова, компонентный анализ, анализ семантических изменений, типы семантического переноса. Семантический и структурный анализ, семантическая классификация лексики. | 4 |
6 | ПР | 3 | 4 | ||
Методы интерпретации текста | 7 | ЛК | 4 | Герменевтика, проблемы понимания текстов разных жанров. Понимание инокультурного текста - диалог культур. Специфика интерпретации художественного текста. Методы лингвостилистического анализа. Категории художественного текста как его основополагающие характеристики. Взаимосвязь категорий текста. | 4 |
8 | ПР | 4 | 4 | ||
Методы коммуникативной лингвистики | 9 | ЛК | 5 | Теория коммуникации. Коммуникативный акт. Специфика межкультурной коммуникации. Межкультурное общение в современном мире. Виды межкультурной коммуникации. Понятие «картина мира». Языковая и культурная картины мира. Язык как зеркало культуры. Культурные константы. | 4 |
10 | ПР | 5 | 4 | ||
| ИТОГО аудиторных часов по дисциплине | 40 |
БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ И ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
Цель и задачи дисциплины
Целью курса является организация методической помощи для правильного проведения научно–филологических исследований.
Задачи настоящей дисциплины состоят в том, чтобы
- помочь обучающимся овладеть важнейшими процедурами современных филологических исследований;
- ознакомить обучающихся с возможными подходами к сбору и обработке фактического материала и использованию уже достигнутого в науке,
- ознакомить с требованиями, предъявляемыми к научному изложению и доказательности.
Осуществление этих задач требует рассмотрения целого комплекса проблем, которые и составляют предмет лекций настоящей дисциплины.
Научное исследование только тогда ценно, когда оно:
1) включает получение, описание и формулировку новых данных и концептов;
2) представлено в такой форме, которую могли бы понять и проверить другие ученые, чтобы, убедившись в их полезности и в том, что они не повторяют уже известное, они могли бы применить их в собственной работе и развивать дальше.
Важными условиями для проведения научного исследования выступают:
- умение найти необходимую литературу,
- знание, как грамотно оформить библиографический аппарат;
- владение требованиями, предъявляемыми к терминологии, и не засорять лексику научного исследования новыми наукообразными, но лишними словами;
- умение количественно обработать материалы, а иногда и графически наглядно их представить.
Методология – это система принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физике, химии, биологии, информатики и других разделах науки.
Методология науки – это учение о методах и процедурах научной деятельности.
Методология научного исследования – совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, принятая при разработке научного исследования. Иными словами, методология – это схема, план решения поставленной научно-исследовательской задачи
Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая все условия и моменты этого производства:
· ученых с их знаниями, способностями, квалификацией и опытом;
· научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;
· методы научно-исследовательской работы, понятийный и категорийный аппарат, систему научной информации;
Систему наук условно делят на естественные, общественные и технические.
Цель науки – познание законов развития природы и общества и воздействие на природу на основе использования знаний для получения полезных обществу результатов.
Функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Развитие науки идет от сбора факторов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые.
Факты систематизируют и обобщают с помощью простейших понятий (определений). Наиболее широкие понятия называют категориями.
Важная форма знаний — принципы (постулаты), аксиомы - исходные положения какой-либо отрасли науки. Они являются начальной формой систематизации знаний (аксиомы евклидовой геометрии, постулат Бора в квантовой механике и т. д.).
Важнейшим составным звеном в системе научных знаний являются научные законы.
Закон – внутренняя существенная связь явлений, обуславливающая их необходимое закономерное развитие. Закон выражает определенную устойчивую связь между явлениями или свойствами материальных объектов.
Наиболее высокой формой обобщения и систематизации знаний является теория.
Теория (от лат. Theoreo – рассматриваю) система общественного знания, объяснения тех или иных сторон действительности.
Формой осуществления и развития науки является научное исследование.
Деятельность, направленная на получение новых знаний, называется научным исследованием, т. е. изучение явлений и процессов, влияния на них различных факторов, а также анализ взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики результаты.
Цель научного исследования – определение конкретного объекта (предмета) и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик и связей, с помощью разработанных в науке методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов и внедрение их в производство.
Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием, в основе которого лежит практика - отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности.
В процессе научного исследования можно отметить следующие этапы: возникновение идей; формирование понятий, суждений; выдвижение гипотез; обобщение научных фактов; доказательство правильности гипотез и суждений.
Научная идея – интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основании которой делается вывод. Она базируется на уже имеющемся знании, но вскрывает ранее не замеченные закономерности. Свою специфическую материализацию идея находит в гипотезе.
Гипотеза – это предположение о причине, которая вызывает данное следствие. Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми фактами, то в науке ее называют теорией или законом. В процессе познания каждая гипотеза подвергается проверке, в результате которой устанавливается, что следствия, вытекающие из гипотезы, действительно совпадают с наблюдаемыми явлениями, что данная гипотеза не противоречит никаким другим, которые считаются уже доказанными.
Структура КВКР.
Текст КВКР должен содержать в следующем порядке:
ü титульный лист (образец оформления обычно прилагается);
ü содержание;
ü перечень условных обозначений и сокращений (при необходимости);
ü введение;
ü основную часть (разделы);
ü заключение;
ü список использованных источников (образец оформления прилагается).
ü приложения (при необходимости).
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
по дисциплине „Методология и методы филологических исследований”
Цель:
1) сформировать понятие о научном исследовании, методологических характеристиках научного исследования, их взаимосвязи;
2) сформировать представление о научном познании как о целостной развивающейся системе.
План
1. Процесс познания, его виды и структура, понятийный аппарат.
2. Содержание и функции науки.
3. Наука как система знаний, закономерности ее развития.
4. Классификация наук.
5. История возникновения университета как научно-исследовательского центра на территории постсоветского пространства.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Комарова, З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике / З. И. Комарова. – 4-е изд., стер. – М. : Наука, 2016. – 820 с.
2. Турышева, О. Н. Теория и методология зарубежного литературоведения : учебное пособие / О. Н. Турышева. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. – 86 с.
3. Хроленко, А. Т. Основы современной филологии : учеб. пособие / науч. ред. О.В. Никитин. – М. : ФЛИНТА, 2013. – 344 с.
4. Хроленко, А. Т. Введение в филологию : учеб. пособие / А. Т. Хроленко. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2015. – 252 с.
5. Хроленко, А. Т. Культура филологического труда : учеб. пособие / А. Т. Хроленко. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2014. – 268 с.
Дополнительная литература
1. Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки / В. И. Вернадский. – М. : Просвещение, 1988. – 219 с.
2. Глузман А. В. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся университета : теория и опыт исследования : монография / А. В. Глузман. – К. : Поисково-издательское агентство, 1998. – 252 с.
3. Детонин А. М. Наука и философия. Роль в современном мире / А. М. Детонин // Вопросы философии. – 2001. – № 12. – С. 2–14.
4. Пуанкаре А. О науке / А. О. Пуанкоре. – М. : Просвещение, 1999. – 129 с.
5. Скачков Ю. В. Полифункциональность науки / Ю. В. Скачков // Вопросы философии. – 1995. – № 11 – С. 5-9.
6. Цехмістрова Г. С. Основи наукових досліджень. Навчальний посібник / Г. С. Цехмістрова. – К. : Видавничий Дім «Слово», 2004. – 240 с.
Семинарское занятие № 2
План
1. Методология – Метод – Методика в лингвистике
2. Теоретические методы в педагогическом исследовании. Моделирование и терминологический анализ.
3. Эмпирические методы в педагогическом исследовании.
4. Математические и статистические методы в педагогическом исследовании.
5. Общее понятие об эксперименте как комплексном методе педагогического исследования.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Комарова, З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике / З. И. Комарова. – 4-е изд., стер. – М. : Наука, 2016. – 820 с.
2. Турышева, О. Н. Теория и методология зарубежного литературоведения : учебное пособие / О. Н. Турышева. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. – 86 с.
3. Хроленко, А. Т. Основы современной филологии : учеб. пособие / науч. ред. О.В. Никитин. – М. : ФЛИНТА, 2013. – 344 с.
4. Хроленко, А. Т. Введение в филологию : учеб. пособие / А. Т. Хроленко. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2015. – 252 с.
5. Хроленко, А. Т. Культура филологического труда : учеб. пособие / А. Т. Хроленко. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2014. – 268 с.
Дополнительная литература
1. Загвязинский В. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для обучающихся высш. учеб. заведений / В. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Академия, 2006. – 208 с.
2. Здобувачу наукового ступеня : метод. рекомендації / упоряд. С. В. Сьомін. – К. : МАУП, 2002. – 184 с.
3. Кузьмінський А. І. Педагогіка / А. І. Кузьмінський, В. Л. Омельяненко. – К. Знання, 2007. – 447 с. – С. 47-49.
4. Ковальчук В. В. Основи наукових досліджень : навч. посібник / В. В. Ковальчук, Л. М. Моїсеєв. – К. : Професіонал, 2004. – 216 с.
5. Михеев, В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике / В. И. Михеев. – М. : Педагогика, 1986. – 123 с.
6. Моделирование в педагогическом исследовании // Введение в науч. исследование по педагогике. – М., 1988. – С. 107–122.
7. Шейко, В. М. Організація та методика науково-дослідницької діяльності : Підручник. – 2-ге вид., перероб. і доп. / В. М. Шейко, Н. М. Кушнаренко. – К. : Знання-Прес, 2002. – 95 с.
8. Ягупов В. В. Педагогіка : Навч. посібник. – К. : Либідь, 2002. – 560 с.
План
1. Понятие и варианты педагогических моделей.
2. Условия эффективного функционирования и развития педагогических моделей.
3. Роль системного анализа в проектировании педагогических моделей.
4. Проблемы обоснования целостности педагогических моделей.
5. Морфологический, структурный, функциональный и генетический аспект системного анализа педагогических моделей и систем.
6. Исследование педагогических моделей и систем на фоне педагогических условий, обеспечивающих их эффективное функционирование и развитие.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Комарова, З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике / З. И. Комарова. – 4-е изд., стер. – М. : Наука, 2016. – 820 с.
2. Турышева, О. Н. Теория и методология зарубежного литературоведения : учебное пособие / О. Н. Турышева. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. – 86 с.
3. Хроленко, А. Т. Основы современной филологии : учеб. пособие / науч. ред. О.В. Никитин. – М. : ФЛИНТА, 2013. – 344 с.
4. Хроленко, А. Т. Введение в филологию : учеб. пособие / А. Т. Хроленко. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2015. – 252 с.
5. Хроленко, А. Т. Культура филологического труда : учеб. пособие / А. Т. Хроленко. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2014. – 268 с.
Дополнительная литература
1. Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский. // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 51–55.
2. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование : сущность, эффективность и … неопределённость / А. Н. Дахин // Педагогика. – 2003. – № 4. – С. 23–26.
3. Моделирование в педагогическом исследовании // Введение в научное исследование по педагогике. – 1988. –Вып. 1. – С. 107–122.
4. Савинова, Л. Ф. Проектирование модели обучения в системе переподготовки педагога / Л. Ф. Савинова // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 65–69.
5. Семиченко, В. А. Моделювання структури педагогічної діяльності / В. А. Семиченко. – Ялта : Надія, 2000. – 76 с.
6. Степанов, Е. Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения / Е. Н. Степанов // Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 14–23.
Тема 11. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования. Оформление и представление итогов научно-исследовательской работы
Цель:
1) проанализировать способы систематизации и обобщения полученных в ходе опытно-экспериментальной работы результатов;
2) познакомить обучающихся с элементарными сведениями о способах статистической обработки материала и их интерпретации;
3) рассмотреть требования, предъявляемые к оформлению научно-исследовательской работы и процедуре защиты квалификационно-выпускной контрольной работы;
4) выявить типичные ошибки, связанные с нарушением стиля научного изложения, оформлением библиографии, цитированием, составлением доклада по защите квалификационно-выпускной контрольной работы.
План
1. Этап обработки и интерпретации данных в педагогическом исследовании.
2. Оформление итогов научно-исследовательской работы.
3. Процедура защиты квалификационно-выпускной контрольной работы.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Комарова, З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике / З. И. Комарова. – 4-е изд., стер. – М. : Наука, 2016. – 820 с.
2. Турышева, О. Н. Теория и методология зарубежного литературоведения : учебное пособие / О. Н. Турышева. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. – 86 с.
3. Хроленко, А. Т. Основы современной филологии : учеб. пособие / науч. ред. О.В. Никитин. – М. : ФЛИНТА, 2013. – 344 с.
4. Хроленко, А. Т. Введение в филологию : учеб. пособие / А. Т. Хроленко. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2015. – 252 с.
5. Хроленко, А. Т. Культура филологического труда : учеб. пособие / А. Т. Хроленко. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2014. – 268 с.
Дополнительная литература
1. Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. – Л. : Наука, 1980. – С. 129–161.
2. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2 т. – Т. 2 / Ж. Годфруа. – М., 1992. – Приложение Б. Статистика и обработка данных. – С. 277–317.
3. Журавлев, В. И. Обработка и интерпретация научных данных в педагогическом исследовании / В. И. Журавлев // Введение в науч. исследование по педагогике. – М., 1988. – С. 155–173.
4. Демидова, А. К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы / А. К. Демидова. – М., 1991.
5. Цехмістрова Г. С. Основи наукових досліджень. Навчальний посібник / Г. С. Цехмістрова. – К. : Видавничий Дім „Слово”, 2004. – 240 с.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
по дисциплине «Методология и методы филологических исследований»
Самостоятельная работа №1 (2 ч)
Самостоятельная работа №2 (2 ч)
Самостоятельная работа №3 (2 ч)
Самостоятельная работа № 4 (2ч)
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
1. В чем заключается научная новизна исследования?
2. В чем заключается практическая значимость исследования?
3. В чем заключается роль интуиции и воображения в работе с источниками?
4. Как можно обосновать выбор темы исследования?
5. Как называются основные этапы научной работы?
6. Как осуществляется библиографическое описание разных научных жанров?
7. Как осуществляется конспектирование?
8. Как осуществляется цитирование?
9. Как писать историю вопроса?
10. Как пишутся (начинаются и завершаются) главы?
11. Как работать с каждым из источников: с книгой, с текстами, со словарями и с информантами?
12. Как создается картотека?
13. Как функционирует механизм применения метода оппозиции?
14. Какая разница между ссылкой и цитатой?
15. Какие виды источников существуют?
16. Какие вопросы составляют основу планирования?
17. Какие полезные приемы работы с книгой вам известны?
18. Какие специфические методы применяются: в грамматике, в фонетике, в лексикологии, стилистике, теории текста?
19. Какие требования предъявляются к квалификационным работам?
20. Какие требования предъявляются к научным исследованиям?
21. Какова роль библиографии в научной работе?
22. Какое значение имеют методы лингвистического анализа?
23. Какое значение имеют оглавление и предметные указатели в книгах?
24. Какое соотношение между темой и источником исследования?
25. На какие вопросы должно отвечать введение?
26. Назовите основные методы лингвистического анализа.
27. С чего начинается научная работа?
28. Цель курса «Методология и методы филологических исследований»?
29. Чем объясняется важность данного курса для будущих специалистов?
30. Чем объясняется выбор объекта и материала исследования?
31. Чем отличается заключение от выводов?
32. Что понимается под интуицией в науке?
33. Что понимается под термином?
34. Что такое композиция научной работы?
35. Что такое метаязык?
36. Что такое понятие?
37. Что такое преемственность в науке?
КОМПЛЕКСНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
Комплексные контрольные работы по дисциплине «Методология и методы филологических исследований» направлены на определение остаточных знаний по предмету и проводятся в два этапа – написание контрольной работы и контрольного тестирования.
Цель: комплексная проверка знаний по предмету «Методология и методы филологических исследований» по окончании курса обучения по темам, рассмотренным в рамках дисциплины.
Задачи: Определить уровень научно-исследовательской компетентности обучающихся на этапе окончания обучения по дисциплине, умение обучающихся пользоваться научной терминологией, составлять введение к своему научному исследованию, правильно оформлять титульный лист, содержание и список использованных источников.
Раздел 1
Контрольная работа
«Написание введения к научному исследованию – итог научно-исследовательской деятельности»
Цель: закрепить полученные на лекционных и практических занятиях знания по написанию и оформлению некоторых элементов КВКР – титульный лист, содержание, введение и список использованных источников.
Задание: используя полученные знания и представления о написании и оформлении КВКР, составьте и оформите титульный лист Вашего исследования, содержание, введение со всеми обязательными структурными компонентами и список использованных источников – до десяти.
Раздел 2
Контрольный тест по дисциплине
«Методология и методы филологических исследований»
Вариант 1.
1. Учение о языках – это…
А. Лингвистика
Б. Семиотика
2. Тестирование – это…
А. Метод исследования
Б. Форма исследования
3. Методика...
А. Шире методологии
Б. Уже методологии
4. Научный труд, посвящённый одной проблеме – это…
А. Монография
Б. Библиография
5. Постепенное раскрытие проблемы в историческом аспекте – это…
А. Доказательство актуальности
Б. История вопроса
6. Процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения - это …
А. Предмет исследования
Б. Объект исследования
7. Специальный понятийно-терминологический язык научной литературы, используемый для описания другого языка или другой семиотической системы – это …
А. Метаязык
Б. Термин
8. Цель исследования формулируют с…
А. Глагола
Б. Существительного
9. Задачи начинают с…
А. Глагола
Б. Существительного
10. Слово или словосочетание, служащие для точного выражения понятия, специфичного для какой-нибудь отрасли знания, производства или культуры, и обслуживающие коммуникативные потребности в этой сфере человеческой деятельности, принято называть …
А. Термином
Б. Определением
Вариант 2.
1. Краткость, однозначность, мотивированность, простота, согласование с другими имеющимися в терминосистеме терминами - это …
А. Требования, применяемые к дефиниции
Б. Требования, применяемые к термину
2. Конспект предполагает …
А. Переписывание научного текста.
Б. Некоторую переработку научного текста.
Цель генетического анализа
А. Раскрыть механизм внутреннего функционирования системы
Б. Исследовать происхождение системы, процесс формирования и развития.
Картотека
А. Раздел библиографии
Б. Систематизированный сбор карточек.
6. Иноязычные источники в библиографии располагаются:
А. В алфавитном порядке вместе с источниками на русском и украинском языках.
Б. В алфавитном порядке в конце библиографического списка.
7. Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы
А. Анкетирование
Б. Опросный лист
Рисунок подписывается
А. Сверху
Б. Снизу
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
1. Наука как форма общественного сознания.
2. Этика науки и научной деятельности.
3. Эстетика науки и научной деятельности.
4. Системология как источник и составная часть лингвистической методологии.
5. Семиотика как наука и метанаука.
6. Сущность метода и его функции.
7. Категориальный аппарат научного исследования.
8. Специфика филологического исследования.
9. Логика филологического исследования.
10. Выбор темы и обоснование ее актуальности.
11. Оформление библиографии как неотъемлемая часть завершённого филологического исследования.
12. Методы и процедуры лингвистического анализа.
13. Методы и приёмы теоретического исследования.
14. Метаязык исследования.
15. Исторический метод и сравнительно-исторический методы в филологическом исследовании.
16. Экспериментальная часть филологического исследования.
17. Методы активизации творческого мышления исследователя.
18. Стиль изложения и оформление рисунков и таблиц в научном исследовании.
19. Общенаучные методы (тестирование, анкетирование, опрос).
20. Математические и статистические методы исследования.
21. Экспериментальные методы, философские методы, общелогические методы.
22. Общая и частная филология.
23. Диахронические и синхронические исследования.
24. Теоретическая и прикладная лингвистика.
25. Изучение языка и его функционирования.
26. Исследование структуры и семантики языковых единиц.
27. Лингвистическая семантика.
28. Сопоставительный анализ.
29. Нарратив.
30. Интертекстуальность.
31. Структурно-семантический анализ слова, семантический анализ слова, анализ семантической структуры слова
32. Компонентный анализ, анализ семантических изменений, типы семантического переноса.
33. Семантический и структурный анализ, семантическая классификация лексики.
34. Герменевтика и проблемы понимания текстов разных жанров.
35. Понимание инокультурного текста – диалог культур.
36. Специфика интерпретации художественного текста.
37. Методы лингвостилистического анализа.
38. Категории художественного текста как его основополагающие характеристики.
39. Взаимосвязь категорий текста.
40. Теория коммуникации в филологическом исследовании.
41. Коммуникативный акт и специфика межкультурной коммуникации.
42. Межкультурное общение в современном мире.
43. Виды межкультурной коммуникации.
44. Понятие «картина мира». Языковая и культурная картины мира.
45. Язык как зеркало культуры.
46. Культурные константы.
47. Метод и методика этнолингвистики.
48. Завершение научного исследования. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.
49. Оформление и представление итогов научно-исследовательской работы.
50. Нормы, правила и техника цитирования.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Комарова, З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике / З. И. Комарова. – 4-е изд., стер. – М. : Наука, 2016. – 820 с.
2. Турышева, О. Н. Теория и методология зарубежного литературоведения : учебное пособие / О. Н. Турышева. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. – 86 с.
3. Хроленко, А. Т. Основы современной филологии : учеб. пособие / науч. ред. О.В. Никитин. – М. : ФЛИНТА, 2013. – 344 с.
4. Хроленко, А. Т. Введение в филологию : учеб. пособие / А. Т. Хроленко. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2015. – 252 с.
5. Хроленко, А. Т. Культура филологического труда : учеб. пособие / А. Т. Хроленко. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2014. – 268 с.
Дополнительная литература
1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. – М., Высшая школа, 1991.
2. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский. // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 51–55.
3. Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки / В. И. Вернадский. – М.: Просвещение, 1988. – 219 с.
4. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам : Лингводидактика и методика : учеб. пособие / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 6-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 336 с.
5. Гез И. Н. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / И. Н. Гез, М. В. Ляховицкий. – М. : Высшая школа, 1982.
6. Гецов Г. Рациональные приёмы работы с книгой. – М. : Книга, 1975.
7. Глузман А. В. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся университета : теория и опыт исследования : монография / А. В. Глузман. – К. : Поисково-издательское агентство, 1998. – 252 с.
8. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2 т. – Т. 2 / Ж. Годфруа. – М., 1992. – Приложение Б. Статистика и обработка данных. – С. 277–317.
9. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование : сущность, эффективность и … неопределённость / А. Н. Дахин // Педагогика. – 2003. – № 4. – С. 23–26.
10. Демидова, А. К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы / А. К. Демидова. – М., 1991.
11. Детонин А. М. Наука и философия. Роль в современном мире / А. М. Детонин // Вопросы философии, 2001. – № 12 – С. 2,4-6, 11-14.
12. Журавлев, В. И. Обработка и интерпретация научных данных в педагогическом исследовании / В. И. Журавлев // Введение в науч. исследование по педагогике. – М., 1988. – С. 155–173.
13. Загвязинский В., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования : Учеб. Пособие для обучающихся высш. учеб. заведений – М. : Академия, 2006. – 208 с.
14. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя – М., «Просвещение», 1991.
15. Китайгородская Г. А. Методические основы обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. – М. : МГУ, 1986.
16. Ковальчук В. В., Моїсеєв Л. М. Основи наукових досліджень : Навч. посібник – К. : Професіонал, 2004. – 216 с.
17. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. – Л., 1980. – С. 129–161.
18. Михеев, В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике / В. И. Михеев. – М., 1986.
19. Моделирование в педагогическом исследовании // Введение в науч. исследование по педагогике. – М., 1988. – С. 107–122.
20. Общая методика обучения иностранным языкам : Хрестоматия. – М. : Русский язык, 1991.
21. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. - М. : Просвещение, 1991.
22. Педагогічна практика з методики викладання іноземних мов : Посібник для студентів / За ред. С. Ю. Ніколаєвої, В. В. Черниш. – К. : Ленвіт, 2003. – 250 с.
23. Програма зовнішнього незалежного оцінювання з іноземних мов / за ред. О. Коваленко // Іноземні мови в навчальних закладах. – 2008. - №15-16. – С. 10-15.
24. Пуанкаре А. О науке / А. О. Пуанкоре. – М. : Просвещение, – 1999. – 129 с.
25. Семиченко В. А. Моделювання структури педагогічної діяльності / В. А. Семиченко. – Ялта : Надія, 2000. – 76 с.
26. Скачков Ю. В. Полифункциональность науки / Ю. В. Скачков // Вопросы философии, 1995, № 11 – С. 5-9.
27. Сура Н. А. Навчання студентів університету професійно-орієнтованного спілкування іноземною мовою : дис. … канд. пед. наук : спец. 13.00.04 / Н. А. Сура ; Луганський державний педагогічний університет імені Тараса Шевченка. – Луганськ, 2005. – 227 с.
28. Цехмістрова Г. С. Основи наукових досліджень. Навчальний посібник / Г. С. Цехмістрова. – К. : Видавничий Дім „Слово”, 2004. – 240 с.
29. Шейко В. М., Кушнаренко Н. М. Організація та методика науково-дослідницької діяльності : Підручник. – 2-ге вид., перероб. і доп. / В. М. Шейко, Н. М. Кушнаренко. – К. : Знання-Прес, 2002. – 95 с.
WEB LINKS
http://lingvistika.if.ua/predmet.html
http://www.letslearnenglish.co.uk/links.asp
http://uk.cambrdge.org
http://www.educationalsoftware.co.uk
http://www.ltpwebsite.com
http://www.macmillan.com
http://www.appliedlanuage.com
http://www.brealingnewsenglish.comenglishclub.com
http://yazykoznanie.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Образец оформления титульного листа реферата
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ)
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, ИСТОРИИ И ИСКУССТВ
КАФЕДРА ИНОСТРАННОЙ ФИЛОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Методология и методы филологических исследований»
на тему: ________________________________
Выполнил:
обучающийся ___________ формы обучения
направления подготовки: 45.04.01 «Филология», группа ______
_____________________________________(ФИО)
Дата подачи в дирекцию:
« »________________201 г.
Методист ____________________
Работа выполнена на оценку:
По национальной шкале | Количество баллов | ECTS | Подпись преподавателя |
Преподаватель ________________________(подпись ФИО)
Дата __________________
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Глоссарий дисциплины
«Методология и методы филологических исследований»
1. Актуальность – злободневность, полезность темы для современного этапа развития науки.
2. Библиография – список использованной научной литературы.
3. Валентность – свойство слов присоединять к себе другие слова.
4. Введение – вводная часть любого печатного произведения.
5. Воображение – наглядные образы для явлений, которые даны нам в непосредственном наблюдении.
6. Выходные данные – сведения о месте и времени издания и об издательстве.
7. Дистрибуция – сумма всех окружений, в который встречается тот или иной языковой элемент.
8. Жанр – разновидность научного исследования, напр.: статья, квалификационная работа, диссертация.
9. Заголовок – название или наименование публикации и/или издания.
10. Заключение – завершающая часть научной работы, содержащая квинтэссенцию исследования.
11. Интуиция – способность мозга совершать в процессе познания как бы скачок.
12. Информант – носитель языка (или представитель определенных профессий)
13. Исследовательская глава – основная часть квалификационных и диссертационных работ, содержащая собственное исследование поставленной проблемы.
14. История вопроса - прослеживание истории исследованности рассматриваемого вопроса.
15. Картотека – систематизированный сбор карточек.
16. Квалификационная работа – выпускная научная работа бакалавра.
17. Композиция – содержательная структура научной работы.
18. Конспектирование – фиксирование и записывание содержания прочитанной теоретической литературы.
19. Контекст – соединение указательного минимума с семантически реализуемым словом.
20. Критерий – различительный признак как условие для принятия определенного решения.
21. Курсовая работа – научная работа, выполняемая на младших курсах.
22. Лингвистика – учение о языках.
23. Материал – исследуемые источники; подлежащие изучению явления.
24. Метатекст – всякий текст, дополняющий и сопровождающий основной текст (например, библиография, указатели).
25. Метаязык – специальный понятийно-терминологический язык научной литературы, используемый для описания другого языка или другой семиотической системы.
26. Метод – особый подход к изучаемому материалу.
27. Методика – совокупность приемов наблюдения, эксперимента и описания.
28. Методология – применение к процессу познания принципов мировоззрения.
29. Монография – научный труд, посвящённый одной проблеме.
30. Науковедение – учение о научном творчестве.
31. Научный жанр – разновидность публикации.
32. НИРС – научно-исследовательская работа обучающихся.
33. Новизна – новые идеи и проблемы; новое решение старого вопроса.
34. Объект – направление в науке.
35. Оглавление – перечисление названий разделов с указанием страниц.
36. Оппозиция – семантически релевантное различие по одному признаку при сходстве остальных.
37. План – представление о способах достижения определенной цели.
38. Предмет – конкретный вопрос в данном направлении.
39. Предметный указатель – указатель–список основных терминов и понятий с указанием страниц, в которых они встречаются.
40. СНО – студенческое научное общество.
41. специалистов-бакалавров.
42. Текст - словесное произведение или его части.
43. Термин – слово или словосочетание, выражающее понятия, специфичные для какой-нибудь отрасли знания, производства или культуры.
44. Цитата - воспроизведенная чужая речь.
45. Цитирование – приведение мыслей (мнений) других ученых или дословное воспроизведение чужой речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСК ОГО ОПИСАНИЯ
1. Однотомное издание с одним автором
Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. – М. : Академия, 2009. – 192 с.
2. Однотомное издание с двумя – тремя авторами
Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлёва. – М. : Глассо-Пресс; Ростов н/Дону : Феникс, 2010. – 640 с.
Авторефераты
Усов, И. И. Психологический анализ чтения на родном и иностранном языках (к соотношению речевого развития на родном и иностранном языках) : Автореф. дис. … канд. психологических наук / Иван Игнатьевич Усов. – 1987. – 28 с.
Диссертации
Иващенко, Р. А. Компьютеризированный урок в образовательном пространстве педагогического колледжа : дисс … канд. пед. Наук : спец. 13.00.01 История педагогики / Р. А. Иващенко. – Краснодар : КГУ, 2002. – 240 с.
8. Электронные источники
Полезные упражнения для обучения говорению на английском языке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.academyce.ru/articles/obuchenie-govoreniyu-na-angliyskom-yazyke/poleznye-uprazhneniya-dlya-obucheniya-govoreniyu-na-angliyskom-azyke/ (дата обращения: 02.10.2017).
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ЯЛТА-2018
УДК 81-13(07)
ББК 81-923
П -33
Рецензенты:
Майборода А. А. – кандидат филол. наук, доцент кафедры иностранной филологии и методики преподавания Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте.
Саргсян А. Л. – кандидат пед. наук, доцент кафедры иностранной филологии и методики преподавания Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте.
П-33 | Пирожкова A. О. Методология и методы филологических исследований : методические рекомендации / А. О. Пирожкова. – Ялта : РИО ГПА (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», 2018. – 48 с. |
Методические рекомендации предназначены для обучающихся направления подготовки «Филология» с целью организации помощи обучающимся в проведении и описании научного исследования.
В учебном издании представлены общие рекомендации по работе обучающихся по дисциплине «Методология и методы филологических исследований» на занятиях в образовательном учреждении высшего образования.
УДК 81-13(07)
ББК 81-923
© Пирожкова А. О. 2018
© ГПА (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..3
1. Содержание дисциплины «Методология и методы филологических исследований»………………….6
2. Базовые категории дисциплины «Методология и методы филологических исследований»………………..9
3. Планы семинарских занятий по дисциплине «Методология и методы филологических исследований».14
4. Задания для самостоятельной работы по дисциплине «Методология и методы филологических исследований»……………………………………………….22
5. Контрольные вопросы по дисциплине «Методология и методы филологических исследований»:26
6. Комплексные контрольные работы по дисциплине «Методология и методы филологических исследований».28
7. Реферат как форма аналитико-синтетической научной работы обучающегося……………………………32
8. Вопросы к экзамену по дисциплине «Методология и методы филологических исследований»………………..37
9. Список рекомендуемой литературы……………40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………44
ВВЕДЕНИЕ
Наука пронизывает буквально все сферы человеческой деятельности: как материальные, так и духовные. Она является частью общечеловеческой культуры и поэтому каждый человек должен знать, что такое наука, научные исследования и как они проводятся.
Научно-исследовательская деятельность – это процесс совместной деятельности студента и педагога. Исследовательская деятельность строится на важных дидактических принципах обучения, является компонентом развивающего обучения, так как способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности, движению индивида от абстрактного к конкретному и наоборот.
Организация научно-исследовательской деятельности влияет на развитие личности будущего педагога, позволяет создать условия для реализации самообразования и потребности к саморазвитию, активно участвовать в педагогическом образовательном пространстве города и республики.
Значение курса «Методология и методы филологических исследований» в системе многоступенчатой подготовки научно-педагогических кадров заключается в возможности овладения методологией и методами исследовательской деятельности, что влияет на развитие рационального творческого мышления, оптимальной организации научного творчества.
Задачами этого курса является изучение теоретических основ, вопросов методики, технологии и организации научно-исследовательской деятельности, в частности, филологической направленности, то есть формирование теоретического и практического фундамента для эффективного, квалифицированного проведения научных исследований филологами, обучение методики проведения лингвистических исследований.
Увеличение вклада дисциплин, читаемых в высшем образовательном учреждении в решение задач общего прогресса страны и повышение качества подготовки специалистов в высшей школе требуют единства научной и учебной работы обучающихся и усиления индивидуальной работы с ними. Масштабы научной работы в вузах в настоящее время значительно расширены и выступают в приоритете в законодательных документах, поддерживаются Президентом Российской Федерации. Исследовательская деятельность обучающихся является неотъемлемой частью учебного процесса. Высшая школа становится важной составной частью научно-исследовательского комплекса всей страны, поскольку ускорение научно-технического прогресса требует мобилизации всего интеллектуального потенциала народа, и, более того, поскольку высшая школа готовит специалистов для будущего, развитие науки в стенах вузов должно быть опережающим по сравнению с общим уровнем развития.
В рамках дисциплины «Методология методика филологических исследований» обучающиеся знакомятся с базовыми категориями научного исследования, учатся анализировать и писать научные исследования и статьи.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДОЛОГИЯ и МЕТОДЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
Дисциплина «Методология и методы филологических исследований» изучается на лекциях, в процессе семинаров и практических занятий.
Таблица 1
Разделы дисциплины
«Методология методика филологических исследований»
№ пп | Наименование разделов дисциплины | Всего часов | В том числе | |||
Аудиторные занятия | Из них | Самостоятельная работа | ||||
ЛК | ПР./ СЕМ. | |||||
1 | Общенаучные, философские и логические методы в филологических исследованиях | 28 | 8 | 4 | 4 | 20 |
2 | Основные методологические направления в современной лингвистике | 28 | 8 | 4 | 4 | 20 |
3 | Методы лингвистической семантики | 28 | 8 | 4 | 4 | 20 |
4 | Методы интерпретации текста | 28 | 8 | 4 | 4 | 20 |
5 | Методы коммуникативной лингвистики | 32 | 8 | 4 | 4 | 24 |
Всего: | 144 | 40 | 16 | 24 | 104 |
Таблица 2
Темы разделов дисциплины
«Методология методика филологических исследований»
Раздел | № занятия | Вид занятия | № вида заня тий | Тема занятия | Часы |
Общенаучные, философские и логические методы в филологических исследованиях | 1 | ЛК | 1 | Общенаучные методы, статистические методы, ээкспериментальные методы, анкетирование, опрос, философские методы, общелогические методы | 4 |
2 | ПР | 1 | 4 | ||
Основные методологические направления в современной лингвистике | 3 | ЛК | 2 | Общая и частная филология. Диахронические и синхронические исследования. Теоретическая и прикладная лингвистика. Изучение языка и его функционирования. Исследование структуры и семантики языковых единиц. Лингвистическая семантика. Сопоставительный анализ. Нарратив. Интертекстуальность. | 4 |
4 | ПР | 2 | 4 | ||
Методы лингвистической семантики | 5 | ЛК | 3 | Структурно-семантический анализ слова, семантический анализ слова, анализ семантической структуры слова, компонентный анализ, анализ семантических изменений, типы семантического переноса. Семантический и структурный анализ, семантическая классификация лексики. | 4 |
6 | ПР | 3 | 4 | ||
Методы интерпретации текста | 7 | ЛК | 4 | Герменевтика, проблемы понимания текстов разных жанров. Понимание инокультурного текста - диалог культур. Специфика интерпретации художественного текста. Методы лингвостилистического анализа. Категории художественного текста как его основополагающие характеристики. Взаимосвязь категорий текста. | 4 |
8 | ПР | 4 | 4 | ||
Методы коммуникативной лингвистики | 9 | ЛК | 5 | Теория коммуникации. Коммуникативный акт. Специфика межкультурной коммуникации. Межкультурное общение в современном мире. Виды межкультурной коммуникации. Понятие «картина мира». Языковая и культурная картины мира. Язык как зеркало культуры. Культурные константы. | 4 |
10 | ПР | 5 | 4 | ||
| ИТОГО аудиторных часов по дисциплине | 40 |
БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ И ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
Цель и задачи дисциплины
Целью курса является организация методической помощи для правильного проведения научно–филологических исследований.
Задачи настоящей дисциплины состоят в том, чтобы
- помочь обучающимся овладеть важнейшими процедурами современных филологических исследований;
- ознакомить обучающихся с возможными подходами к сбору и обработке фактического материала и использованию уже достигнутого в науке,
- ознакомить с требованиями, предъявляемыми к научному изложению и доказательности.
Осуществление этих задач требует рассмотрения целого комплекса проблем, которые и составляют предмет лекций настоящей дисциплины.
Научное исследование только тогда ценно, когда оно:
1) включает получение, описание и формулировку новых данных и концептов;
2) представлено в такой форме, которую могли бы понять и проверить другие ученые, чтобы, убедившись в их полезности и в том, что они не повторяют уже известное, они могли бы применить их в собственной работе и развивать дальше.
Важными условиями для проведения научного исследования выступают:
- умение найти необходимую литературу,
- знание, как грамотно оформить библиографический аппарат;
- владение требованиями, предъявляемыми к терминологии, и не засорять лексику научного исследования новыми наукообразными, но лишними словами;
- умение количественно обработать материалы, а иногда и графически наглядно их представить.
Методология – это система принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физике, химии, биологии, информатики и других разделах науки.
Методология науки – это учение о методах и процедурах научной деятельности.
Методология научного исследования – совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, принятая при разработке научного исследования. Иными словами, методология – это схема, план решения поставленной научно-исследовательской задачи
Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая все условия и моменты этого производства:
· ученых с их знаниями, способностями, квалификацией и опытом;
· научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;
· методы научно-исследовательской работы, понятийный и категорийный аппарат, систему научной информации;
Систему наук условно делят на естественные, общественные и технические.
Цель науки – познание законов развития природы и общества и воздействие на природу на основе использования знаний для получения полезных обществу результатов.
Функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Развитие науки идет от сбора факторов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые.
Факты систематизируют и обобщают с помощью простейших понятий (определений). Наиболее широкие понятия называют категориями.
Важная форма знаний — принципы (постулаты), аксиомы - исходные положения какой-либо отрасли науки. Они являются начальной формой систематизации знаний (аксиомы евклидовой геометрии, постулат Бора в квантовой механике и т. д.).
Важнейшим составным звеном в системе научных знаний являются научные законы.
Закон – внутренняя существенная связь явлений, обуславливающая их необходимое закономерное развитие. Закон выражает определенную устойчивую связь между явлениями или свойствами материальных объектов.
Наиболее высокой формой обобщения и систематизации знаний является теория.
Теория (от лат. Theoreo – рассматриваю) система общественного знания, объяснения тех или иных сторон действительности.
Формой осуществления и развития науки является научное исследование.
Деятельность, направленная на получение новых знаний, называется научным исследованием, т. е. изучение явлений и процессов, влияния на них различных факторов, а также анализ взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики результаты.
Цель научного исследования – определение конкретного объекта (предмета) и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик и связей, с помощью разработанных в науке методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов и внедрение их в производство.
Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием, в основе которого лежит практика - отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности.
В процессе научного исследования можно отметить следующие этапы: возникновение идей; формирование понятий, суждений; выдвижение гипотез; обобщение научных фактов; доказательство правильности гипотез и суждений.
Научная идея – интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основании которой делается вывод. Она базируется на уже имеющемся знании, но вскрывает ранее не замеченные закономерности. Свою специфическую материализацию идея находит в гипотезе.
Гипотеза – это предположение о причине, которая вызывает данное следствие. Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми фактами, то в науке ее называют теорией или законом. В процессе познания каждая гипотеза подвергается проверке, в результате которой устанавливается, что следствия, вытекающие из гипотезы, действительно совпадают с наблюдаемыми явлениями, что данная гипотеза не противоречит никаким другим, которые считаются уже доказанными.
Структура КВКР.
Текст КВКР должен содержать в следующем порядке:
ü титульный лист (образец оформления обычно прилагается);
ü содержание;
ü перечень условных обозначений и сокращений (при необходимости);
ü введение;
ü основную часть (разделы);
ü заключение;
ü список использованных источников (образец оформления прилагается).
ü приложения (при необходимости).
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
по дисциплине „Методология и методы филологических исследований”
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1246.