Тема 5. Спортивная ориентация и отбор в виде спорта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Понятия «ориентация», «отбор». Связь отбора и ориентации с этапами многолетней подготовки. Начальный отбор, задачи, методы, организация. Углубленный отбор, задачи, методы, организация. Отбор в сборные команды, задачи, методы, организация

 

5.1 Связь отбора и ориентации с этапами многолетней подготовки

Спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одарённости) ребёнка к тому или другому роду спортивной деятельности (виду спорта). Это длительный многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико–биологических, психологических, социологических)

Вовлечение людей в систематические занятия спортом, их интерес и личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей специфики того или иного вида спорта.

Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям составляет сущность спортивной ориентации.

Спортивная ориентация – определение такого вида спорта, в котором возможности спортсменов раскроются в наибольшей степени.

Спортивная ориентация – определение перспективных направлений достижения высшего спортивного мастерства, основанное на изучении задатков и способностей спортсменов, индивидуальных особенностей формирования их мастерства.

Технология ориентации и отбора едины, различия только в подходе: спортивный отбор должен решать задачу выявления перспективных людей, из которых можно подготовить выдающихся спортсменов, а спортивная ориентация – определять стратегию и тактику этой подготовки в системе обучения и тренировки (при ориентации выбирают вид спорта для конкретного человека, а при отборе - человека для конкретного вида спорта)

Селекция – это отбор спортсменов по мере роста их мастерства.

Комплектование команд – это формирование коллектива для участия в соревнованиях, в том числе непосредственное варьирование составом команды по ходу состязания.

Отбор и ориентация тесно связаны со структурой многолетнего совершенствования спортсменов.

В соответствии с этим целесообразно выделять пять этапов отбора

 

Связь спортивного отбора с этапами многолетней подготовки

 

Спортивный отбор

Этап многолетней подготовки

Этап Задачи
Первичный Установление целесообразности спортивного совершенствования в данном виде спорта Начальной подготовки
Предварительный Выявление способностей к эффективному спортивному совершенствованию Предварительной базовой подготовки
Промежуточный Выявление способностей к достижению высоких спортивных результатов, перенесению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок Специализированной, базовой подготовки
Основной Установление способностей к достижению результатов международного класса Максимальной реализации индивидуальных возможностей
Заключительный Выявление способностей к сохранению достигнутых результатов и их повышению Сохранения достижений

 

Для каждого этапа отбора характерны свои методы и критерии.

Например, если на первом этапе отбора большую роль играют антропометрические и морфологические характеристики занимающихся, то на заключительном этапе эти показатели практически не учитываются, а основное внимание обращается на уровень спортивных достижений, величину и характер предшествовавших нагрузок, психологические особенности спортсменов, их социальное положение и мотивацию к продолжению занятий спортом.

На каждом этапе спортивного отбора не только выявляется целесообразность дальнейшей подготовки спортсмена, но и дается подробная оценка его задатков и способностей, сильных и слабых сторон технико-тактического мастерства, функциональной подготовленности, уровня развития ДК, психических особенностей, осуществляется анализ предшествующего этапа подготовки. Все эти данные являются основой для ориентации подготовки спортсмена на очередном этапе многолетней подготовки.

Важно учитывать, что спортивный отбор и ориентация – не одномоментные события на том или ином этапе спортивного совершенствования, а практически непрерывный процесс, охватывающий всю многолетнюю подготовку спортсмена

Обусловлено это невозможностью четкого выявления способностей на отдельном этапе возрастного развития или многолетней подготовки, а также сложным характером взаимоотношений между наследственными факторами, которые проявляются в виде задатков, и приобретенными, являющимися следствием специально организованной тренировки.

Даже очень высокие задатки к тому или иному виду деятельности служат лишь необходимой основой больших способностей к занятиям спортом. Действительные же способности могут быть выявлены лишь в процессе обучения и воспитания.

В процессе отбора и ориентации используются различные исследования, которые позволяют получить достаточно полную информацию о спортсмене:

-состояние здоровья и уровень физического развития;

- особенности телосложения;

- особенности биологического созревания;

- свойства нервной системы;

- функциональные возможности и перспективы совершенствования важнейших систем организма спортсмена;

- уровень развития двигательных качеств и перспективы их совершенствования;

- способности к освоению спортивной техники и тактики, перестройка двигательных навыков и технико-тактических схем;

- способности к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок, интенсивному протеканию восстановительных процессов;

- психофизиологические способности к мышечно-двигательной и пространственно-временной дифференцировке, оперативному восприятию ситуации и принятию адекватных решений;

- мотивация, трудолюбие, настойчивость, решительность;

- соревновательный опыт, умение приспосабливаться к партнерам и соперникам, особенностям судейства;

- уровень спортивного мастерства и способность реализовывать его в экстремальных условиях, характерных для главных соревнований.

Задачи конкретного этапа отбора и ориентации определяют роль и значение информации, полученной по каждому из указанных направлений.

5.2 Первичный отбор и ориентация на первом этапе многолетней подготовки

Методика спортивного отбора на этапе начальной подготовки определяется основной задачей первой ступени отбора – помочь ребенку правильно выбрать вид спорта для спортивного совершенствования. Правильное решение этой задачи имеет глубокий социальный смысл (это фундамент для последующей жизни и активной позиции в любых сферах деятельности).

Одним из основных моментов, определяющих спортивные успехи ребенка, является возраст начала занятий спортом.

Благоприятный возраст для начала занятий отдельными видами спорта

 

Вид спорта

Возраст, лет

Мальчики Девочки
Плавание 9-12 8-11
Велосипедный спорт 14-16 14-16
Конькобежный спорт 13-15 13-15
Бег 100-400 м 13-14 13-14
Бег 800-1500 м 14-16 14-16
Спортивная гимнастика 8-9 6-8
Художественная гимнастика - 6-8
Тяжелая атлетика 13-14  
Борьба 12-14  
Гандбол 11-13 10-12
Волейбол 12-14 11-13
Футбол 12-14  

Многочисленные исследования показывают, что дети, приступившие к занятиям в 6-8 летнем возрасте, во многих случаях прекращают занятия спортом в 16-17 лет, т.е. до оптимального возраста для достижения наивысших результатов.

Необходимым условием первоначального отбора детей в спортивную школу является проведение его после курса обязательного обучения по виду спорта, что значительно повышает эффективность оценки перспективности будущих спортсменов.

Следующим условием начального отбора является – ориентация на стабильные признаки и в первую очередь морфологические (длина стопы, кисти).

Именно с измерения тотальных размеров туловища в сочетании с визуальной оценкой внешнего вида ребенка необходимо начать оценку его перспективности.

Так, применительно к плаванию необходимо отдавать предпочтение детям высокого роста, имеющих гладкую мускулатуру, легкий костяк, тонкие лодыжки и запястья, большой размер стопы и кисти. Отбирая велосипедистов и конькобежцев, необходимо отдавать предпочтение детям с небольшим показателем массы тела и хорошо развитыми мышцами бедер и голени.

В видах спорта, где решающую роль играют функциональные возможности аэробной системы энергообеспечения необходимо оценивать такие показатели как ЖЕЛ, максимальный объем потребления кислорода. В сочетании с морфологическими данными эти показатели позволяют составить представление о будущих возможностях ребенка.

В последние годы при отборе все шире используют данные мышечной биопсии, что существенно помогает в подготовке перспективных спортсменов в циклических видах спорта.   

В процессе начального отбора следует широко использовать простые педагогические тесты, позволяющие оценить уровень развития двигательных способностей детей. Особое внимание надо отдавать тем тестам, которые позволяют оценивать скоростные качества, координационные способности, выносливость при аэробной и анаэробной работе.

Огромное значение при отборе детей имеет оценка состояния их здоровья

Даже незначительные отклонения в состоянии здоровья могут в существенной мере снизить приспособительные возможности организма.

Важным моментом осмотра детей во время отбора для занятий спортом является сопоставление их паспортного и биологического возраста

Значительно больших успехов на последующих этапах спортивного совершенствования добиваются дети с нормальным ходом созревания или имеющие признаки замедленного биологического развития. У таких детей в возрасте 16-17 лет отмечается резкое возрастание функциональных возможностей различных органов и систем организма, в то время как у акселератов наблюдается стабилизация или снижение морфофункциональных возможностей.

Обычно половое созревание считается ранним, если первые его признаки появляются у девочек в возрасте 8-9 лет, а у мальчиков – 10 лет. К среднему варианту темпа полового созревания у девочек относится начало появления первых признаков в 10-11 лет при общей продолжительности этого процесса в среднем 5-6 лет, у мальчиков в возрасте 12-13 лет и завершение к 18 годам. О позднем начале полового созревания свидетельствует появление первых признаков у девочек в 13 лет и позже, у мальчиков – в 15 лет.

Существенное значение на ранних этапах отбора имеет учет психических показателей предрасположенности к спортивной деятельности (желание, решительность, напористость, смелость и пр.).

Окончательное решение о привлечении ребенка к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке по всем перечисленным критериям отбора. Причем спортивный результат на данном этапе отбора не несет информации о перспективности юного спортсмена.

 

5.3 Предварительный отбор и ориентация на втором этапе многолетней подготовки

На этом этапе отбора основным критерием оценки перспективности юного спортсмена является наличие у него способности к эффективному спортивному совершенствованию.

После 2-3 лет начальной подготовки невозможно дать точное заключение о наличие у юного спортсмена задатков и способностей, позволяющих ему надеяться на достижение высоких спортивных результатов. Однако выявить целесообразность продолжения занятий данным видом спорта, правильно сориентировать дальнейшую подготовку спортсмена необходимо. Решить эти задачи можно лишь на основе комплексного анализа, в котором должны учитываться: морфологические, функциональные и психические особенности юных спортсменов, их адаптационные возможности, реакция на тренировочные и соревновательные нагрузки, способность к освоению и совершенствованию новых движений.

Спортивный результат на этом этапе отбора не может являться критерием перспективности. Известно, что спортсмены с относительно низкими результатами в начале этапа предварительной базовой подготовки к концу его оказываются в числе сильнейших и продолжают прогрессировать в дальнейшем. В то же время победители и призеры детских соревнований очень редко (менее 5 % случаев) добиваются высоких спортивных результатов в будущем.

В начале второго этапа многолетней подготовки возникает необходимость в определении соответствия строения тела юных спортсменов морфологическим особенностям мастеров высокого класса. Морфологические особенности находятся в числе важнейших показателей, которые нужно учитывать при определении перспективности спортсмена на этом этапе отбора. Морфологические различия между представителями разных видов спорта являются следствием интенсивного отбора, так, как особенности строения тела дают спортсмену чисто механические или биомеханические преимущества в соревнованиях по различным видам спорта.

Существуют различные подходы в определении типа конституции человека. Наиболее распространенными подходами являются: определение степени развития мускулатуры и жироотложения, роста и массы тела, особенности скелета. В связи с этим различают:

- эндоморфный тип: выпуклая грудная клетка, мягкие округлые формы вследствие развития подкожной основы, относительно короткие конечности, короткие и широкие кисти и стопы, большая печень, большое количество жира;

- мезоморфный тип: трапециевидная форма туловища, узкий таз, мощный плечевой пояс, хорошо развита мускулатура, грубое строение костей;

- эктоморфный тип: плоская и длинная грудная клетка, относительно широкий таз, худое тело и слабое развитие подкожной основы, длинные тонкие конечности, узкие стопы и кисти, минимальное количество подкожного жира.

В практике чаще всего встречается смешанный тип конституции, поэтому при отборе необходимо учитывать этот факт.

Так для, легкоатлетов характерно полное отсутствие выраженного эндоморфного типа. Причем, у бегунов на длинные дистанции по сравнению со спринтерами, отмечается снижение рейтинга мезоморфного типа и увеличение эктоморфного.

У спортсменов высокого класса, специализирующихся в различных видах спорта, конституционные различия выражены тем больше, чем выше уровень их квалификации. Обусловлено это двумя факторами – спортивным отбором и специфическими средствами и методами подготовки, характерными для конкретного вида спорта.

Морфофункциональные обследования могут быть дополнены методом биологических исследований ткани мышц, несущих основную нагрузку в данном виде спорта. Анализ мышечной ткани целесообразно проводить один раз на втором этапе.

Большое значение для рационального отбора и ориентации юных спортсменов на данном этапе имеет анализ свойств нервной системы – силы процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности.

После принципиального решения о целесообразности дальнейшего продолжения занятий на этапе предварительной базовой подготовки следует выявить наиболее перспективное направление совершенствования юного спортсмена, отвечающее его природным задаткам (бег на длинные, короткие дистанции, прыжки в длину, высоту, амплуа в спортивных играх и пр).

 

5.4 Промежуточный отбор и ориентация на третьем этапе многолетней подготовки

Основной задачей третьего этапа отбора является выявление способностей спортсмена к достижению высших спортивных результатов в избранном виде спорта, перенесению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок.

Существенной стороной отбора на данном этапе является оценка техники выполнения различных специально-подготовительных упражнений.

Эффективность отбора в значительной мере связана с оценкой у спортсменов основных показателей, характеризующих уровень их специальной подготовленности и спортивного мастерства. Уровень развития физических качеств, возможности системы энергообеспечения, совершенство спортивной техники, экономичность работы, способность к перенесению нагрузок и эффективному восстановлению постоянно должны находиться в поле зрения тренера.

Оценка перечисленных способностей наряду со спортивными результатами должна занимать большое место в отборе и ориентации на третьем этапе. При этом внимание должно быть обращено не только абсолютные показатели тренированности и спортивных достижений, но и на темпы их прироста от одного этапа подготовки к другому.

На данном этапе отбора необходимо учитывать то, что перспективность юного спортсмена во многом связана с совершенством специализированных восприятий – комплексных психофизиологических характеристик, к которым относятся чувство времени, чувство темпа, чувство развиваемых усилий, чувство воды, снега и пр.

Увеличивается значимость показателей, свидетельствующих о личностно-психических качествах – психической надежности, мотивации, воли, стремлении к лидерству и др. При оценке соответствия юного спортсмена требованиям, предъявляемым к спортсменам высокого класса, особое внимание следует обращать на уверенность в своих силах, устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочных занятий, способность и желание к спортивной борьбе, желание тренироваться и соревноваться с сильными партнерами и соперниками.

Личностные и психические качества спортсмена являются не только критериями оценки перспективности, но и дополнительными критериями при оценке предрасположенности к специализации в различных видах спорта. Например, спортсменов, склонных к достижениям в видах спорта, требующих большой выносливости отличает спокойное, устойчивое настроение, трудолюбие и дисциплинированность, плохая приспособляемость к новым условиям. Их отличает высокая концентрация внимания, объективная оценка своих возможностей, настойчивость и упорство, малая эмоциональность.

Как и при первоначальном отборе, в процессе промежуточного отбора большое внимание уделяется медицинскому контролю (выявлению скрытых заболеваний, очагов инфекции).

Важной стороной отбора является всесторонний анализ предшествовавшей тренировки, определение того, за счет каких усилий юный спортсмен достиг данного уровня подготовленности.

 

5.5 Основной отбор и ориентация на четвертом этапе многолетней подготовки

На данном этапе необходимо выяснить, способен ли спортсмен к достижению результатов международного класса, сможет ли он переносить исключительно напряженную тренировочную программу и эффективно адаптироваться к применяемым нагрузкам. Эффективность отбора на этом этапе определяется в основном теми же факторами, однако приобретающими более специфическую направленность.

Так морфологические особенности спортсмена (рост, вес, конституция) должны рассматриваться в тесной взаимосвязи с параметрами спортивной техники, функциональными возможностями важнейших систем организма, психическими особенностями спортсмена. Лишь в этом случае можно сделать правильное заключение о способности спортсмена добиться выдающихся результатов.

Приступая к тренировке на четвертом этапе многолетней подготовки, необходимо всесторонне оценить уровень общей и специальной подготовленности спортсменов. При этом необходимо обратить внимание не только на абсолютные показатели, но и на тот прогресс, которого достиг спортсмен в результате тренировки на предыдущем этапе.

Одним из основных показателей, свидетельствующем о способности спортсмена к значительному прогрессу на этом этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, является разносторонняя техническая подготовленность. Она проявляется в достаточно совершенном владении не только техникой вида спорта, но и в умении технически правильно выполнять большое количество специально-подготовительных упражнений, тонко варьировать пространственными, временными и динамическими параметрами движений в процессе выполнения самых разнообразных упражнений. Такая структура технической подготовленности позволяет сформировать на четвертом этапе многолетней подготовки рациональную и лабильную технику движений, находящуюся в соответствии с морфофункциональными возможностями спортсмена и специфическими требованиями конкретного вида спорта.

Особое значение приобретает оценка личностных и психических качеств спортсмена. При этом оценивают устойчивость к стрессовым ситуациям соревнований, способность настраиваться на активную соревновательную борьбу, умение мобилизовать силы при острой конкуренции, психическую устойчивость при выполнении объемной и напряженной тренировочной работы, способность контролировать усилия, темп, скорость, распределение сил в соревнованиях, а также умение показывать наивысшие результаты в наиболее ответственных соревнованиях.

Непременным условием успешного совершенствования на четвертом этапе многолетней подготовки является крепкое здоровье спортсмена.   

 

5.6 Заключительный отбор и ориентация на пятом этапе многолетней подготовки

Заключительный отбор является чрезвычайно важной составной частью системы подготовки спортсмена, так как его основной задачей является определение целесообразности дальнейшего продолжения занятий спортом для спортсмена высокого класса, добившегося серьезных результатов в современном спорте. От того насколько точным и объективным будет заключение, во многом зависит не только его дальнейшая спортивная карьера, его авторитет в спорте, но и вся последующая жизнь – образование, личная жизнь, профессиональная карьера и т.д.

На этом этапе не стоят вопросы оценки перспективности спортсмена по морфологическим и функциональным задаткам, его способность к эффективному спортивному совершенствованию и т.п. На первый план выдвигается задача выявления резервных возможностей организма для поддержания, а возможно, и повышения ранее достигнутого уровня адаптации. Не менее важным является и всесторонне медицинское обследование, результаты которого должны показать, способен ли спортсмен к дальнейшей напряженной работе.

На пятом этапе отбора приобретает первостепенное значение всесторонний анализ социального положения спортсмена – его материальное состояние, уровень образования, перспективы для успешной деятельности после окончания спортивной карьеры, семейное благополучие и т.п.

Рассматривая спортивно-педагогическую сторону отбора, в первую очередь внимание должно обращено на продолжительность спортивной карьеры, объем перенесенных за многие годы подготовки тренировочных и соревновательных нагрузок. Естественно, что чем короче была продолжительность занятий спортом, меньше тренировочные и соревновательные нагрузки, тем большие перспективы имеет спортсмен для сохранения высших достижений.

На заключительном этапе отбора имеет свою специфику и оценка психических качеств спортсмена. Если на предыдущем этапе основное внимание обращалось на способность спортсмена максимально мобилизовывать свои возможности в экстремальных условиях соревнований, умение показывать наивысшие результаты в главных соревнованиях и пр., то здесь на первый план выступает наличие достаточной мотивации для активного продолжения занятий спортом, перенесения высоких тренировочных и соревновательных нагрузок.

  

Критерии

 спортивного отбора на этапах многолетней подготовки

 

Спортивный отбор

Критерии отбора

Этап Задачи
Первичный Установление целесообразности спортивного совершенствования в данном виде спорта - возраст, сопоставление паспортного и биологического возраста; -оценка состояния здоровья; физическое развитие, морфологические особенности; -уровень развития физических качеств (скоростных, координации, выносливости); - мотивация  
Предварительный Выявление способностей к эффективному спортивному совершенствованию - способности к эффективному спортивному совершенствованию; -морфологические, функциональные и психические особенности; -способности к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок; - особенности телосложения; -свойства нервной системы; -мышечная биопсия
Промежуточный Выявление способностей к достижению высоких спортивных результатов, перенесению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок  -уровень специальной подготовленности и спортивного мастерства спортсмена; - уровень развития двигательных качеств; - способность к перенесению нагрузок и эффективному восстановлению; - функциональные возможности организма; - темпы прироста показателей тренированности и подготовленности от одного этапа подготовки к другому. - психофизиологические способности к мышечно-двигательной и пространственно-временной дифференцировке, оперативному восприятию ситуации и принятию адекватных решений; - личностно-психические качества; - состояние здоровья (выявление скрытых заболеваний)
Основной Установление способностей к достижению результатов международного класса - функциональные возможности; - способности к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок, интенсивному протеканию восстановительных процессов;  - состояние здоровья; -разносторонняя техническая подготовленность;  - соревновательный опыт, умение приспосабливаться к партнерам и соперникам, особенностям судейства; - уровень спортивного мастерства и способность реализовывать его в экстремальных условиях, характерных для главных соревнований;  - личностные и психические качества
Заключительный Выявление способностей к сохранению достигнутых результатов и их повышению - резервные возможности организма для поддержания и повышения ранее достигнутого уровня адаптации; - социальное положение спортсмена – его материальное состояние, уровень образования, перспективы для успешной деятельности после окончания спортивной карьеры, семейное благополучие; - продолжительность спортивной карьеры, объем перенесенных за многие годы подготовки тренировочных и соревновательных нагрузок - наличие достаточной мотивации для активного продолжения занятий спортом, перенесения высоких тренировочных и соревновательных нагрузок.  

-состояние здоровья и уровень физического развития;

- особенности телосложения;

- особенности биологического созревания;

- свойства нервной системы;

- функциональные возможности и перспективы совершенствования важнейших систем организма спортсмена;

- уровень развития двигательных качеств и перспективы их совершенствования;

- способности к освоению спортивной техники и тактики, перестройка двигательных навыков и технико-тактических схем;

- способности к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок, интенсивному протеканию восстановительных процессов;

- психофизиологические способности к мышечно-двигательной и пространственно-временной дифференцировке, оперативному восприятию ситуации и принятию адекватных решений;

- мотивация, трудолюбие, настойчивость, решительность;

- соревновательный опыт, умение приспосабливаться к партнерам и соперникам, особенностям судейства;

- уровень спортивного мастерства и способность реализовывать его в экстремальных условиях, характерных для главных соревнований.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 784.