Двигательные качества, определение понятий. Учет физиологических закономерностей развития двигательных качеств. Характеристика возрастных периодов, наиболее благоприятных для развития отдельных двигательных качеств. Средства и методы развития двигательных качеств в учебно-тренировочном процессе спортивных игр (на примере одной игры). Дозирование нагрузок
7.1 Характеристика возрастных периодов, наиболее благоприятных для развития отдельных двигательных качеств
Развитие организма ребенка на различных этапах онтогенеза имеет отчетливо выраженную последовательность и цикличность. Многочисленными исследованиями установлено, что этапы ускоренного роста периодически сменяются фазами замедленного развития различных сторон двигательных функций детей школьного возраста. Замечено, что в указанные фазы, этапы организм ребенка по разному реагирует на воздействие средств физического воспитания.
Периоды ускоренного возрастного развития двигательной функции отличаются повышенными адаптационными возможностями организма к воздействию внешних факторов, в том числе физического воспитания. Поэтому их называют критическими или сенситивными периодами. Следующие вслед за ними периоды характеризуются видимым замедлением процессов развития и снижением адекватности реагирования на внешние факторы.
Существует сложившееся мнение о необходимости учитывать критические периоды развития для установления сроков оптимальных для обучения и использования их в учебно-воспитательном процессе. Зная критически периоды и оптимальную дозу педагогических воздействий, можно целенаправленно управлять индивидуальным развитием ребенка в процессе его обучения и воспитания.
Наибольшие темпы роста по большинству показателей ФП наблюдаются в среднем и старшем школьном возрасте (юноши). У девушек они приходятся, главным образом, на младший и частично средний школьный возраст.
7.2 Двигательные качества, определение понятий. Средства и методы развития двигательных качеств в учебно-тренировочном процессе (на примере вида спорта)
Гибкость – способность выполнять упражнения с большой амплитудой. Различают активную (проявляется в результате собственных мышечных усилий) и пассивную (при помощи внешних сил) гибкость.
Гибкость зависит от:
- формы суставных поверхностей, эластичности мышц, связок, сухожилий;
- внешней среды (при повышенной температуре гибкость увеличивается и наоборот);
- суточной периодики (гибкость увеличивается к вечеру);
- степени утомления (активная уменьшается, пассивная увеличивается)
Основные задачи по воспитанию гибкости у спортсмена в процессе многолетней тренировки заключается в том, чтобы, во-первых, обеспечить ее совершенствование применительно к требованиям спортивной специализации и, во-вторых, сохранить ее показатели на достигнутом оптимальном уровне.
Решая эти задачи, не нужно постоянно стремиться к увеличению показателей гибкости. Увеличивать их целесообразно лишь в той мере, в какой это требуется для формирования оптимальной техники движений и максимально результативного использования двигательных возможностей в избранном виде спорта.
Чтобы обеспечить оптимальное соотношение гибкости и ведущих двигательных способностей спортсмена, бывает необходимо предупреждать отрицательные взаимодействия, возможные в процессе из развития.(сила - гибкость).
Средства: общеподготовительные, спец.- подготовительные, на растягивание (активные – самостоятельное выполнение, пассивные – с помощью партнера). Активные упражнения различаются по характеру: однофазные, пружинистые; маховые и фиксированные; с отягощением и без отягощения; статические упражнения. Критический период до 14 лет
Основные методические положения, определяющие дозирование нагрузок при упражнениях «в растягивании» и порядок их включения в тренировочное занятие.
1. Динамические упражнения «в растягивании» выполняются серийно, с постепенным увеличением размаха движений до максимума. Число непрерывных повторений, составляющих серию, должно быть достаточно большим – не менее 8-12.
2. Упражнения « в растягивании» могут включаться во все части тренировочного занятия при условии если они целесообразно сочетаются с другими его элементами.
3. Упражнения « в растягивании» дают наибольший кумулятивный эффект, когда они выполняются ежедневно и в течение дня неоднократно
Быстрота – способность человека совершать ДД в минимально короткий отрезок времени. Компоненты быстроты: быстрота реакции, быстрота одиночного движения, быстрота движения. Быстрота – консервативное качество, плохо поддается воспитанию.
Быстрота двигательной реакции: простая реакция – ответ заранее известным способом на заранее известный сигнал. Сложная реакция (реакция на движущий объект, реакция выбора). При воспитании сложной реакции используется большое разнообразие упр., эффективным из которых является увеличение числа возможных вариантов реагирования в различной обстановке.
Быстрота движений воспитывается с помощью различных общеподготовительных (бег по песку, бег по ветру, по наклонной, бег с отягощением и др); специально-подготовительные, тренировочные формы соревновательного упр. (игра на уменьшенной площадке, и пр.)
Большинство видов спорта требует всего комплекса скоростных способностей, но не в одинаковой степени, в разных соотношениях и формах. Отсюда вытекают особенности задач по их воспитанию у представителей различных видов спорта.
1. Виды спорта, требующие максимальных проявлений всех или большинства скоростных способностей в вариативных ситуациях (спортивные игры, единоборства, слалом и пр.)
2. Виды спорта, требующие максимальных проявлений большинства скоростных способностей в относительно стандартных ситуациях (спринт, метания с разбега, легкоатлетические и акробатические прыжки и пр.)
3. Виды спорта, требующие максимального (либо близкого к максимуму) проявления отдельных скоростных способностей в условиях значительного внешнего отягощения (тяжелая атлетика, толкание ядра, метание молота и т.д.) или в составе сложного по координации комплекса движений со стандартизированной структурой (спортивная гимнастика, фигурное катание на коньках и т.п.)
4. Виды спорта, проявление скоростных способностей в которых в решающей мере лимитируется выносливостью (стайерские и другие виды спорта с предельными требованиями к выносливости).
Быстрота – это наиболее консервативное качество, плохо поддающееся воспитанию. Очень ограничен взаимный перенос компонентов скоростных способностей. Поэтому для воспитания каждого из них требуются специфические средства.
Основой методики воспитания быстроты простой двигательной реакции является повторное реагирование действием на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования. Решая эту задачу необходимо помнить, что диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период многолетней тренировки примерно равен 0,10 – 0,15 сек. поэтому целесообразно использовать упражнения на «быстроту реакции» на каждом учебно-тренировочном занятии. Кроме того, их выполняют в облегченных условиях, в вариативных ситуациях и в условиях, максимально приближенных к соревновательным, в сочетании с приемами специальной психической подготовкой.
К воспитанию быстроты сложных двигательных реакций предъявляются более значительные требования. Большинство сложных двигательных реакций в спорте – это реакции «выбора». В специально-подготовительных упражнениях, направленных на развитие быстроты сложных двигательных реакций, моделируются отдельные формы и условия ее проявления в избранном виде спорта. Создаются вместе с тем специальные условия, способствующие сокращению времени реакции.
Основными средствами воспитания быстроты движений могут служить упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью Для таких собственно-скоростных упражнений характерны:
небольшая продолжительность (до 20-30 сек.);
- относительно небольшая величина внешних отягощений или отсутствие их.
Эффективными средствами «скоростной подготовки» являются: спринтерский бег, прыжковые упражнения, игры с ускорениями. Средствами специально-подготовительной скоростной подготовки являются целостные формы соревновательного упражнения. Вес отягощений должен быть меньше, чем при воспитании собственно-силовых и скоростно-силовых способностей.
Методы воспитания: соревновательный, игровой методы, методы строго регламентированного упражнения. Они представлены методами повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движений и методами вариативного упражнения с варьированием скорости и ускорений в специально созданных условиях.
Методические приемы:
1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движения (уменьшение веса отягощения; ограничивают сопротивление естественной среды; использование внешних условий, помогающих спортсмену перевести в ускорению силу инерции движения собственного тела и пр.);
2. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений;
3. Использование эффекта «разгона» и введение ускоряющих фаз в упражнениях
4. Сужение пространственно-временных границ выполнения упражнений
Дозирование нагрузок
Объем скоростных упражнений в рамках отдельного тренировочного занятия относительно невелик. Это обусловлено: предельной интенсивностью, психической напряженностью упражнений. Упражнения на быстроту нецелесообразно использовать в состоянии утомления, если преследуется цель воспитания именно скоростных способностей.
Методы воспитания: повторный, переменный, соревновательный, игровой. Критический период – 10-13 лет.
Выносливость – способность противостоять утомлению. Различают общую и специальную выносливость.
Физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности человека
При воспитании выносливости нагрузка относительно полно определяется следующими пятью факторами:
- интенсивность упражнения (скорость передвижения);
- продолжительность упражнения;
- продолжительность интервалов отдыха;
- характер отдыха (активный или пассивный);
- число повторений
Методы: равномерный, непрерывный, повторный, переменный
Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Виды силовых способностей: собственно-силовые (в статических режимах, в медленных движениях) и скоростно-силовые (динамическая сила в быстрых движениях), силовая выносливость.
Режим работы:
- статический, изометрический (без изменения длины мышц);
- преодолевающий (при уменьшении длины мышц);
- уступающий (при ее удлинении)
Преодолевающий и уступающий режимы объединяются понятием «динамический режим».
Средства (общеподготовительные, специально-подготовительные, тренировочные формы соревновательногоупражнения):
- упражнения с внешним сопротивлением (используется вес предметов, противодействие партнера, сопротивление упругих предметов, сопротивление внешней среды);
- упражнения, отягощенные весом собственного тела (основной фактор противодействия – сила тяжести собственного тела спортсмена)
Методы:
Первое направление (экстенсивные методы) в методике воспитания собственно-силовых способностей:
- использование непредельных отягощений с предельным числом повторений, Методы: повторного упр. серийно-интервального упр.
Решает задачи:
- увеличения физиологического поперечника мышц и вес тела спортсмена, что является важной предпосылкой максимальной силы;
- функциональной подготовки организма спортсмена к последующим силовым нагрузкам повышенной интенсивности и поддержание достигнутого уровня общей силовой подготовленности;
- обеспечение развития не только собственно-силовых способностей, но и силовой выносливости
Второе направление (интенсифицированные методы)
- использование предельных и околопредельных отягощений (повышается уровень силы) Методы: прогрессирующего упр., повторно-прогрессирующего упр., соревновательный
В пределах данного методического направления надо различать подходы, связанные с использованием динамического, статического (изометрического) и комбинированного режимов мышечных напряжений.
- использование изометрических напряжений. В таких упражнениях можно сохранять напряжение сравнительно длительное время. Повторный метод.
Лекция (4 часа)
Тема 14. Построение системы многолетней подготовки спортсменов
Системный характер подготовки спортсменов. Этапы многолетней подготовки спортсменов, связь подготовки спортивных резервов и спортсменов высокой квалификации. Программирование многолетней подготовки спортсменов, уровня подготовленности спортсменов на отдельных этапах. Комплексный контроль
14.1 Системный характер подготовки спортсменов
Процесс многолетней тренировки юных спортсменов должен осуществляться на основе следующих методических положений:
- многолетнюю подготовку спортсменов всех возрастов следует рассматривать как единый педагогический процесс, как единую систему с присущими ей особенностями. Важно обеспечить преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей и девушек, взрослых спортсменов на всех этапах подготовки, целью которой является достижение максимального спортивного результата;
- неуклонно возрастает объем средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: увеличивается удельный вес объема СФП
- необходимо правильно планировать тренировочные и соревновательные нагрузки. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок, чем соответствующий период предыдущего года;
- следует строго соблюдать принцип постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов (соответствие нагрузок возрастным и функциональным возможностям организма занимающихся);
- необходимо осуществлять как одновременное развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней тренировки, так и преимущественное развитие отдельных двигательных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.
На основе указанных положений осуществляется оптимальное управление процессом многолетней подготовки юных спортсменов.
Процесс многолетней тренировки условно делится на четыре этапа:
- этап предварительной подготовки;
- этап начальной спортивной специализации;
- этап углубленной тренировки в избранном виде спорта;
- этап спортивного совершенствования.
Продолжительность каждого этапа обуславливается специфическими особенностями вида спорта, а также уровнем спортивной подготовленности занимающихся.
Этап предварительной подготовки приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст.
Задачи: укрепление здоровья; привитие интереса к занятиям физическими упражнениями, всесторонне физическое развитие; обучение умению выполнять различные физические упражнения.
К концу этапа предварительной подготовки дети начинают проявлять интерес к занятиям определенным видом спорта.
Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр.
Тренировочные занятия проводятся не чаще 2-3 раз в неделю, продолжительностью 30-60 мин.
Обучение технике выполнения ФУ должно быть посильным для детей, способствовать их физическому и психическому развитию. Используются общепедагогические методы и специфические (метод упражнения, игровой и соревновательный).
Большое внимание должно уделяться развитию ДК, особенно быстроте движений, скоростно-силовых качеств. Основным методом развития быстроты является комплексный метод: широкое применение подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, эстафет.
Большое внимание должно уделяться укреплению мышечных групп всего двигательного аппарата детей (использование акробатических упражнений, упр. на снарядах, лазание, подтягивание махи и прочее).
Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста характерен высокий темп развития ловкости движений. Этому способствует значительная пластичность ЦНС, интенсивное развитие двигательного анализатора.
У детей данного возраста имеются благоприятные возможности для развития гибкости.
Этап начальной спортивной специализации охватывает период первых двух лет пребывания в спортивной школе.
Цель: на основе заложенного фундамента ФП приступить к созданию базы специальной подготовленности, являющейся залогом успехов в избранном виде спорта в последующие годы..
На данном этапе преимущество отдается всесторонней физической подготовке, которая органически сочетается со специальной базовой подготовкой. При этом ОФП отводится 80-90% от общего объема упражнений, специальной - 15-20%.
Особое внимание уделяется развитию скоростных способностей путем комплексного метода тренировки, который предполагает применение подвижных и спортивных игр, а также специальных подготовительных упражнений, направленных на развитие этих качеств. С возрастом все большее место начинает занимать метод повторного выполнения упражнений в различных его вариантах (с отягощение и без него, с предельной и околопредельной скоростью и пр.).
Большое внимание необходимо уделять воспитанию скоростно-силовых качеств, основными средствами которых являются прыжки, бег на короткие дистанции, метания и пр. Основной метод - повторный.
Воспитание выносливости – важная составная часть ФП. Объем беговой нагрузки в тренировочном занятии с детьми 11-12 лет может достигать 12 км, 13-14 лет – до 18 км. Основным методом развития выносливости является равномерный метод, различные варианты переменного метода, игровой, соревновательный, круговой.
Значительное место должно уделяться воспитанию ловкости, овладению новыми навыками и умениями.
Техническая подготовка
На этом этапе необходимо обучать основам техники. Основные задачи состоят в том, чтобы:
- создать общее представление о ДД и дать установку на овладение им;
- сформировать общий режим двигательного акта;
- предупредить и устранить ошибки.
Овладевая техникой, занимающиеся должны освоить правильную структуру движения, выполнять прием без напряжения. Не следует требовать идеальной точности и быстроты, это детям еще недоступно.
Упражнения на технику рекомендуется проводить на каждом занятии в относительно небольшом объеме. Число повторений относительно невелико, главное не допустить закрепление ошибок.
Тактическая подготовка направлена на развитие тактического мышления посредством широкого применения игрового и соревновательного методов.
Важное значение имеет рациональное планирование тренировочных нагрузок юных спортсменов. Существенная особенность – неуклонное возрастание объема нагрузки при сравнительно небольшой интенсивности.
Годичный цикл строится на превалировании подготовительного периода при сравнительно небольшой продолжительности соревновательного периода.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 256.