Методология и методы истории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методология истории — главная теоретическая дисциплина в семье исторических наук; она изучает в единстве теорию предмета истории и теорию методов исторического исследования.

Теории предмета и методов его исследования родственны, но не тождественны: теория предмета отвечает на вопрос, что собой представляет изучаемый предмет, теория метода – на вопрос, как ведётся изучение предмета.

Методология истории призвана на теоретическом уровне помочь осознанному и оптимальному (наиболее эффективному) ведению исследовательской работы, раскрывая её этапы, компоненты, методы и избавляя историков от многих ошибок, присущих поискам эмпирическим, ведущимся ощупью, впотьмах.

Методология истории важна и сложна. Для её осмысления необходимо предварительное ознакомление с конкретно-историческими дисциплинами, источниковедением, историографией, историей исторической мысли, философией и историей философии, методами исследования некоторых смежных и несмежных наук (от исторической географии и климатологии до психологии и математики), а также компьютерным делом.

Методология истории не заменяет собой эти дисциплины, но они в разной степени перекрещиваются с ней и в этом смысле синтезируются ею, являясь ее компонентами.

Говоря кратко, можно сказать, что методология истории – это система принципов и методов исторического познания.

Примеры исторических методологий:

1) субъективизм − полагает, что ход истории определяют выдающиеся исторические личности;

2) эволюционизм − направление, предполагающее существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.д. (первым применил концепцию эволюционизма к истории общества Э. Тейлор);

3) географический детерминизм – концепция, согласно которой климат и др. природные условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер;

4) марксизм (диалектико-материалистический метод) − рассматривает исторический процесс как последовательную смену в истории человечества общественно-исторических формаций, решающую роль в развитии общества отводит способу производства материальных благ (основоположники К. Маркс, Ф. Энгельс , в России Г.В. Плеханов);

 

Методы исторического познания:

С общенаучной точки зрения под методом подразумевается совокупность приёмов и операций, позволяющих из уже известного материала получить новое знание. Это совокупность требований и инструментов для решения поставленной задачи. Метод как способ исследования показывает, как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний.

Как вы знаете, существуют общенаучные методы. Их использование более или менее одинаково для любой сферы знания. Среди них существует деление на методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент// попутно заметим, возможны ли все они в историческом исследовании?) и методы теоретического исследования. Сюда традиционно относят логический метод, включающий методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, метод восхождения от конкретного к абстрактному, моделирования и др. Общенаучными являются и методы классификации и типологизации, подразумевающие выделение общего и особенного, что обеспечивает систематизацию знаний. Эти методы позволяет выделять типы, классы и группы сходных предметов или явлений.

Помимо этого, существуют специальные исторические методы.

Идиографический (описательный) − описание событий и явлений. Описание индивидуальных особенностей, уникальных и исключительных черт исторических фактов. Описание – необходимое звено в картине исторической действительности, начальная ступень исторического исследования любого события или процесса, важная предпосылка понимания сущности явлений. Однако, само по себе оно не дает такого понимания.

Хронологический − его применяет каждый историк − изучение последовательности исторических событий во времени (хронологии). Нельзя пропускать существенные факты. Часто допускаются искажения истории, когда историки замалчивают факты, не укладывающиеся в схему.

Сравнительный (сравнительно-исторический, историко-сравнительный, компаративный) заключается в выявлении сходства и различия между историческими объектами, сопоставлении их во времени и в пространстве, объяснении явлений с помощью аналогии. Сопоставление даёт возможность глубже понять исследуемый феномен.

Типологический − классификация исторических явлений и событий.

Проблемно-хронологический − дробление более или менее широкой темы на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности.

Синхронный − синхрония («горизонтальный срез» исторического процесса) позволяет сравнить подобные явления, процессы, институты у разных народов, в различных государствах в одном и том же историческом времени, что дает возможность выявить общие закономерности и национальные особенности.

Диахронный – диахроническое сравнение («вертикальный срез» исторического процесса) применяется для сопоставления состояния одного и того же явления, процесса, системы в разные периоды деятельности. Диахрония выявляет сущность и характер происшедших изменений, дает возможность проследить в них динамику развития качественно новых параметров. Это позволяет выделить качественно различающиеся этапы, периоды их эволюции. Именно этот метод лежит в основе периодизации, требует сопоставления состояния общества или происходящих в нем процессов и явлений в начале и в конце периода (этапа).

Историко-генетическийметод («genesis»−происхождение, возникновение) – состоит в изучении исторических явлений в процессе их развития – от зарождения до гибели или современного состояния. Он даёт «биографию» исторического объекта (государства, нации и т.д.).

Ретроспективный метод – предполагает последовательное проникновение в прошлое, с целью выявления причины события. Ретроспективный анализ заключается в постепенном движении от современного состояния явления к прошлому, с целью вычленения более ранних элементов и причин. Методы ретроспективного (возвратного) и перспективного анализа позволяют актуализировать полученную информацию. Метод перспективного анализа (совершающий похожую операцию, только в «обратном» направлении) позволяет рассмотреть значение тех или иных явлений и идей для последующего исторического развития. Применение указанных методов может способствовать прогнозированию дальнейшей эволюции общества.

Относительно недавно стали говорить о методе психологического анализа, или сравнительно-психологическом, социально-психологическом методе. Целое направление в науке под названием психоистория. В основе этого подхода лежат исследования австрийского ученого З. Фрейда. Это жанр психобиографий, «психоисторий». Этот метод востребован при исследовании выдающихся личностей, сыгравших роль в истории. Благодаря К. Юнгу появилось понятие коллективное бессознательное, которое проявляется в массовых волнениях, восстаниях, революциях и т.д.

Количественный или статистический метод. Используется практически во всех науках. В последние десятилетия количественные методы (математической статистики, контент-анализа, математического моделирования и др.) всё настойчивее проникают в исторические исследования. Нельзя сказать, что количественные методы могут в ближайшее время занять лидирующее положение в исторической науке, но их применение позволяет значительно повысить объективность исследования. К помощи естественнонаучных методов (геологических, физических, дендрохронологии и т. д.) исследователи обращаются для установления материалов и времени происхождения источников.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 557.