Тенденция к интеграции и дезинтеграции наук. Быстрое развитие наук в XIX веке, ускорившееся и ставшее стремительным в XX веке, обусловило естественную необходимость их членения, или дробления. в качестве примера можно привести медицину. Так, из единой прежде медицины выделились терапия, хирургия, невропатология, дерматология, офтальмология и множество других медицинских специальностей. Далее, у терапевтов возникает свое членение: специализация по сердцу (кардиологи), легким, желудочно-кишечному тракту и т. д. Но и у кардиологов дробление продолжается: знатоки сердечных клапанов, аритмии и т. п.
При этом характер, принципы, критерии членения-дробления различны — по предмету, методу и др. (скажем, у медиков, с учетом возраста пациентов, возникают педиатрия, геронтология).
Аналогичные процессы характерны и для истории: они в значительной мере обусловили сложность структуры её предмета.
«Срезы» Ерофеева. Удачно охарактеризовал эту структуру – внутреннюю дифференциацию исторической науки – Н. А. Ерофеев, выделив четыре «среза»: - тематический (горизонтальный), - временной, или хронологический (вертикальный), - географический (пространственный) и - методико-исследовательский.
Тематический срез включает членение истории по отраслям: политическая, экономическая, социальная, культурологическая и т. д. Преобладающий интерес к тематике был неодинаков в разное время. До XVIII века изучалась преимущественно политическая история, то есть те аспекты прошлого, которые были связаны с властью: монархи, их министры, их войны и т. п. Марксистская история акцентировала изучение экономики. В XX веке усиливается интерес к социальной истории.
По степени временной отдалённости от нас историю делят на древнюю, средневековую, новую и с конца 1940-х годов стали различать новейшую историю. Но так как она постоянно расширяется (прирастает), раздавались уже предложения выделить в отдельный период историю современности. Условность членения истории на периоды очевидна; отсутствие общепринятых критериев приводит к возникающим время от времени дискуссиям.
Географический срез предусматривает членение по странам (регионам).
Все эти три среза относятся к конкретно-историческому изучению прошлого. Обычно историк исследует определённую отрасль определённой страны в определённое время (скажем, внешнюю политику Российской империи в первой четверти XVIII века).
Четвёртый срез в членении Ерофеевым предмета истории - — методико-исследовательский: к нему относятся не конкретно-исторические, а вспомогательные и специальные исторические дисциплины; из них наиболее общими и с этой точки зрения наиболее важными являются источниковедение и историография, которые особенно близки к методологии истории.
В настоящее время общепринята следующая структура истории как науки:
(1) гражданская история;
(2) политическая история (истории государства и права);
(3) хозяйственная/экономическая история;
(4) история культуры;
(5) военная история;
Часто выделяют также (6) историю религии.
Таков предмет науки истории. Далее мы будем говорить о её общественном предназначении, или, иными словами − «социальных функциях».
2. Социальные функции истории (роль истории в жизни общества)
1). История как память человечества (функция социальной памяти). Все социальные функции исторической науки исходят из главной: история является памятью человечества. Лишившийся памяти человек теряет накопленные знания, жизненный опыт, становится ребёнком, перестает быть личностью в собственных глазах и в глазах общества. Место индивидуальной памяти в жизни общества занимает история: без знания прошлого оно не способно к самопознанию и нормальной деятельности; «человек, лишенный прошлого, похож на однодневное насекомое».
По сути, историк – это общественный человек, изучающий общественного человека. Описывая картины жизни, историк прокладывает путь общественному самопознанию человека и самосознанию общества: понять самих себя можно лишь в исторической ретроспективе, в сопоставлении с людьми иных эпох и цивилизаций.
2). Воспитательная функция истории. Все гуманитарные науки призваны воспитывать людей, делать их человечнее. Воспитательная задача «очеловечения человечества» всегда наличествовала и у Истории, хотя нюансы менялись. В древности это был прямой призыв следовать конкретным положительным образцам, допустим, подвигу стоявших насмерть воинов.
Нравственный смысл своей «Истории Карла XII» Вольтер видел в излечении государей от «безумия завоеваний». Позже задачу Истории в широком смысле стали трактовать как воспитание исторического оптимизма.
Писателю Вениамину Каверин в «Освещенных окнах» принадлежит мысль о том, что надо учить не литературу, а литературой и равным образом не столько историю, сколько историей. Фактически, важнейшая цель школьного обучения и воспитания состоит или должна состоять не столько в передаче знаний, сколько в обучении гуманизму как жизненной концепции.
Человечеству грозит расчеловечивание в результате падения нравственности, вследствие углубляющегося разрыва-пропасти между научно-техническим прогрессом и состоянием морали.
Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий. Такой подход формирует потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития.
3) Непосредственно с воспитательной функцией некоторые авторы связывают мировоззренческую функцию. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития. Оно формируется в том числе и с помощью исторического знания.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1212.