При производстве бетонных работ в зимних условиях необходимо учитывать все факторы, влияющие на схватывание и твердение бетона.
Твердение бетона происходит при положительной температуре во влажной среде. При низких температурах твердение бетона резко замедляется, а при отрицательных, когда температура бетона падает ниже 0 °С, прекращается. При укладке бетонной смеси в зимних условиях необходимо обеспечить свежеуложенному бетону достаточное содержание тепла, чтобы он не замерз до получения требуемой прочности (не менее 50 % от проектной). При оттаивании такого бетона в теплое время года находящаяся в нем в виде льда свободная вода превращается снова в жидкость и твердение бетона возобновляется.
Ввиду большого объема строительства с применением бетонных и железобетонных конструкций ученые разработали прогрессивные способы производства этих работ, позволяющие вести строительство в любое время года.
Способ «термоса». Сущность этого способа заключается в использовании внутреннего тепла, получаемого от подогретых (кроме цемента) составляющих бетонную смесь материалов и химической реакции между цементом и водой. Поверхность бетона при этом должна быть защищена утепленной опалубкой, специальными матами из теплоизолирующих материалов.
Способ «термоса» наиболее экономичен и прост в производстве, не требует специального оборудования. Уход за бетоном сводится к контролю за температурой бетона и наблюдению за исправностью укрытия. Поэтому необходимо стремиться, чтобы бетон, уложенный в зимних условиях, выдерживался преимущественно по способу «термоса». Но возможность применения этого способа для отдельных конструкций устанавливается в зависимости от их массивности (объема).
Способ искусственного прогрева бетона является наиболее распространенным. Дополнительный прогрев бетона, называемый искусственным, производят электрическим током, паром или теплым воздухом.
Электропрогрев железобетонных конструкций обычно осуществляется при помощи металлических электродов. Для прогрева применяют переменный ток, так как постоянный ток вызывает разложение (электролиз) воды в прогреваемом бетоне. Длительность электропрогрева бетонной смеси зависит от прочности бетона, температуры прогрева, вида и марки применяемого цемента.
Паропрогрев целесообразно применять для всех монолитных железобетонных конструкций. В отличие от электропрогрева паропрогрев создает хорошие влажностные условия, необходимые для процесса твердения бетона. Обогрев конструкций производят посредством пуска пара в пространство, образованное внутренним и наружным слоями опалубки и называемое «паровой рубашкой», или путем пропуска пара по трубам или каналам, закладываемым в бетоне. Прогрев бетона в «паровых рубашках» наиболее целесообразно применять при бетонировании перекрытий, балок, прогонов и ригелей.
Обогрев теплым воздухом применяется при бетонировании отдельных массивных фундаментов и блоков. В этом случае над бетонируемой конструкцией устанавливают легкий местный тепляк в виде плоского или шатрового ограждения, а в образовавшийся объем подают теплый воздух из калориферов.
Вопросы для самопроверки
1.Изобразите схему технологического процесса возведения монолитных железобетонных конструкций.
2.Какие способы доставки бетонной смеси возможны с растворобетонных узлов или заводов? Область их применения.
3.Как необходимо укладывать бетонную смесь в опалубку?
4.Что означает понятие «уход за бетоном»?
5.Когда можно выполнять распалубку?
6.Перечислите способы бетонирования при отрицательных температурах.
Глава ТЕХНОЛОГИЯ МОНТАЖА СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Общие сведения
Монтаж строительных конструкций - процесс механизированной установки конструктивных элементов зданий и сооружений в проектное положение и закрепление их в этом положении.
Монтаж строительных конструкций является ведущим технологическим процессом при возведении не только полносборных, но и обычных (неполносборных) зданий и сооружений. Например, для зданий с кирпичными несущими стенами монтируются фундаментные подушки, блоки стен подвалов, перемычки, плиты перекрытий и покрытия, лестничные марши и площадки, элементы балконов и лоджий.
Для монтажа строительных конструкций используют специальные машины и механизмы: монтажные краны (башенные, козловые, самоходные стреловые на автомобильном, пневмо- и гусеничном ходу) и грузоподъемные механизмы (мачты, шевры, порталы, подъемники, установщики и т. п.) (рис. 29). Наибольшее применение имеют монтажные краны - с их помощью выполняют более 95 % монтажных работ.
Рис. 29. Монтажные краны: а - башенный; б - козловый;
в - самоходный на гусеничном ходу; г - самоходный на пневмоколесном ходу;
д - самоходный на автомобильном ходу
Монтаж строительных конструкций - комплексный процесс, состоящий из подготовительных (укрупнительная сборка, усиление отдельных элементов, навешивание монтажной оснастки, нанесение защитных покрытий и т. п.) и собственно монтажных (строповка, подъем, перемещение и установка на опоры, выверка, временное раскрепление, постоянное раскрепление) работ и операций (рис. 30).
Рис. 30. Схема комплексного процесса монтажа строительных конструкций в наиболее общем виде
Назначение подготовительных работ - обеспечение качественного и быстрого выполнения работ собственно монтажа, так как только в результате их выполнения получают конечную продукцию - здание или сооружение или их часть. Весь объем подготовительных работ выполняется, как правило, на приобъектных складах.
Состав подготовительных и монтажных работ и их содержание для различных конструкций могут существенно меняться.
Содержание работ «собственно монтажа»
Строповка - процесс крепления монтируемого элемента (монтируемой конструкции) к крюку монтаэюного крана или грузоподъемного механизма.
Строповку выполняют с помощью грузозахватных устройств по строго определенной схеме (рис. 31).
В качестве грузозахватных устройств используют стропы, траверсы и захваты (рис. 32).
Различают стропы универсальные, облегченные и многоветвевые.
Универсальные стропы выполняют в виде замкнутой петли длиной от 5 до 15 м из стального каната диаметром 18-30 мм, а облегченные - из каната диаметром 12-20 мм с закрепленными на концах крюками, карабинами, скобами или петлями для упрощения крепления их к конструкциям и крюкам монтажных механизмов. Вместо стальных канатов могут применяться цепи.
Рис. 31. Схемы строповки наиболее характерных монтажных элементов:
а) вертикальных (колонн); б) горизонтальных (балок, ригелей, перемычек);
в) плитных (плиты перекрытий, и покрытий); 1 - монтажный элемент;
2 - грузозахватные устройства; h - высота строповки
Многоветвевые стропы (2х, 4х и т. д.) применяют при захвате монтируемого элемента за две, четыре и более точек. Многоветвевые стропы состоят из нескольких облегченных строп, соединенных специальной скобой.
Траверсы используют для строповки длинномерных (по горизонтали) конструкций для уменьшения сжимающих усилий в монтируемых элементах и уменьшения высоты строповки h (расстояния от поверхности стро-пуемой конструкции до центра тяжести крюка монтажного механизма). Траверсы состоят из несущего элемента в виде балки или фермы и подвешенных к ним облегченных строп или захватов.
Захваты предназначены для беспетельной строповки монтируемых элементов (рис. 32, ж, з).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 371.