Основные процессы – это процессы текущей деятельности компании, результатом которых является производство выходов, требуемых внешним клиентом.
Вспомогательные процессы обеспечивают существование основных процессов.
Примером может служить ресторан, где основным процессом является поставка качественной пищи на стол клиента. Вспомогательные процессы могут включать уборку столов и мытье посуды, выписку счета и прием денег и т.д.
6.2. Подходы к оптимизации бизнес-процессов
Оптимизация бизнес-процессов приводит в целом к снижению затрат, длительности цикла и уровня ошибок. Концепция оптимизации бизнес-процессов основывается на четырех подходах:
1. Методика быстрого анализа решения (FAST).
2. Бенчмаркинг процесса.
3. Перепроектирование процесса.
4. Реинжиниринг процесса.
12 |
11 |
Этот подход основывается на способе улучшения, впервые использованном компанией IBM в середине 1980-х гг. В 1990-х гг. подход был усовершенствован компанией General Electric. Компания Ford Motor продолжила развитие этой концепции, и сегодня многие компании широко ее используют.
Этот подход к оптимизации бизнес-процессов сосредотачивается на отдельной одно- или двухдневной встрече, в ходе которой определяются источники проблемы и/или этапы процесса, не добавляющие ценности.
Типичными улучшениями при применении FAST -подхода являются снижение затрат, длительности цикла и уровня ошибок на 5-15% за 3-месячный период.
Подход FAST реализуется в ходе следующих 8 этапов:
1. Определяется проблема или процесс, кандидат на FAST.
2. Заказчик высокого уровня (например, генеральный директор компании) соглашается поддержать инициативу проведения FAST в отношении процесса, который предполагается улучшить. Процесс должен быть в рамках компетенции заказчика.
3. Назначается команда FAST, подготавливается и одобряется заказчиком набор целей.
4. Команда FAST собирается в течение одного-двух дней для разработки обобщенной блок-схемы процесса и определения мероприятий, способных улучшить показатели процесса. Все рекомендации должны быть в рамках компетенции членов команды, причем рекомендации должны быть такими, чтобы их можно было полностью внедрить в течение 3-х месяцев.
13 |
6. По истечении одно-двухдневного совещания заказчик присоединяется к совещанию, и команда FAST представляет ему свои выводы.
7. Перед окончанием совещания заказчик одобряет или отвергает предложенные улучшения. Крайне важно, чтобы заказчик не откладывал принятие решения относительно предложений, в противном случае данный подход быстро становится неэффективным.
8. Одобренные решения внедряются назначенными членами команды FAST в течение следующих 3-х месяцев.
17 |
16 |
15 |
14 |
В наше время этот подход многие понимают неверно, поскольку думают, что бенчмаркинг процесса – это сравнение показателей деятельности своих процессов с показателями деятельности процессов другой организации.
Бенчмаркинг процесса – это систематический метод определения, понимания и творческого развития товаров, услуг, проектов, оборудования, процессов и процедур (установившихся принципов) более высокого качества для улучшения текущей деятельности организации посредством изучения того, как разные организации выполняют одинаковые или похожие операции.
Обычно бенчмаркинг процесса снижает затраты, длительность цикла и уровень ошибок на 20-50%. При осуществлении типичного проекта бенчмаркинга процесса разработка наиболее выгодного, нацеленного на будущее решения занимает от 4 до 6 месяцев.
При бенчмаркинге бизнес-процесса ключевые процессы идентифицируются, уясняются и сравниваются с лучшими эквивалентными процессами для определения нежелательных расхождений.
Обычно, основываясь на сравнительном анализе, определяют несколько организаций, которые функционируют лучше, чем организация, проводящая это исследование.
Перепроектирование процесса (концентрированное улучшение).
Подход к перепроектированию процесса концентрирует усилия команды по улучшению процесса на совершенствовании существующего процесса.
Перепроектирование процесса обычно применяется к тем процессам, которые достаточно успешно работают и в настоящий момент. Обычно перепроектирование процесса снижает затраты, длительность цикла и количество ошибок на 30-60%.
При перепроектировании процессов строится имитационная модель текущего состояния компании. После этого применяются следующие рационализирующие средства:
ü устранение бюрократии;
ü анализ добавленной ценности;
ü устранение дублирования;
ü упрощение методов;
ü сокращение длительности цикла;
ü защита от ошибок (анализ текущих проблем);
ü модернизация процесса;
ü стандартизация;
ü автоматизация, механизация, применение информационных технологий.
19 |
18 |
Реинжиниринг процесса – наиболее радикальный из всех четырех подходов к улучшению бизнес-процессов.
Его также часто называют инновацией процесса, поскольку успех, как правило, основывается на инновациях и творческих способностях команды по улучшению процесса. Этот подход обеспечивает свежий взгляд на цели процесса и полностью игнорирует существующий процесс и структуру организации.
Реинжиниринг процесса, если его проводить правильно, снижает затраты и длительность цикла на 60-90% и уровень ошибок на 40-70%.
Реинжиниринг процесса обеспечивает максимальные улучшения, но тем не менее остается наиболее дорогостоящим из всех подходов к оптимизации бизнес-процессов и требует много времени.
6.3. Обзор концепции реинжиниринга бизнес-процессов
Реинжиниринг бизнес-процессов – это создание совершенно новых и более эффективных бизнес-процессов без учета прошлого опыта.
РБП использует большое количество инструментов и методов внутри обычной структуры, но его фокус прежде всего направлен на объединение функций на макроорганизационном уровне.
20 |
Во-первых, речь идет о том, чтобы начать с «чистого листа». Большинство людей приходят к выводу, что существующий порядок нормален и неизбежен. Чтобы эффективно использовать РБП, следует изменить такое мнение.
Во-вторых, РБП ставит под сомнение многие общепринятые предположения относительно каких-то вещей и явлений.
Тем не менее, в ходе реализации проекта РБП надо четко понять, что нет места никаким априорным предположениям о том, что должно быть, а чего не должно быть, что нормально и что неизбежно.
21 |
В-четвертых, некоторые ошибочно считают, что РБП подразумевает только использование информационных технологии. Такой взгляд далек от правильного и очень опасен. На самом деле технология – лишь одна из движущих сил радикальных изменений, хотя и не следует принижать ее роль, поскольку многие из существующих возможностей непосредственно зависят от технологического прогресса, который стал нормой нашей жизни.
26 |
25 |
24 |
23 |
22 |
ü правильное использование принципов управления процессами,
ü некоторые подходы к решению проблем,
ü использование методов развития организации и методов всеобщего управления качеством,
ü современные методы мотивации и управления персоналом.
Начало РБП-проекта. Выделение всех бизнес-процессов компании. Получив необходимую информацию о предмете и решив продолжать работу в данном направлении, возникает вопрос: как начать? Первый шаг состоит в описании используемых в организации процессов. Это делается всей командой высших менеджеров во время семинара по РQМ (управление качеством процессов).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 354.