Для небольших предприятий больше подойдет классический подход, так как он не потребует существенных затрат на привлечение консультантов и внедрение информационной системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для того чтобы определить, какие ключевые показатели деятельности следует использовать, необходимо:

Ø выделить группы показателей и распределить ответственность менеджеров разных уровней управления за каждую из групп;

Ø составить максимально детальный список показателей, используемых менеджментом;

Ø выбрать показатели, которые в наибольшей степени характеризуют достижение стратегических целей;

Ø формализовать алгоритмы расчета каждого из ключевых показателей деятельности.

Классический подход к разработке системы ключевых показателей деятельности предусматривает выделение таких групп показателей, как:

Ø рентабельность;

Ø ликвидность;

Ø оборачиваемость;

Ø финансовая устойчивость.

При этом ответственность за каждую из групп будет распределена между руководителями всех уровней управления. Например, за рентабельность бизнеса в целом будет нести ответственность генеральный директор, в то время как управление рентабельностью отдельных видов продукции должно быть передано руководителям подразделений.

При использовании модели показателей деятельности, в которую входят как финансовые, так и нефинансовые KPI, выделяют следующие группы ключевых показателей деятельности:

Ø финансово-экономические показатели для бизнеса в целом;

Ø удовлетворенность клиентов;

Ø основные и вспомогательные бизнес-процессы;

Ø эффективность персонала.

После выделения основных групп показателей необходимо определить, кто будет отвечать за их выполнение.

Группы показателей и распределение ответственности

Группы ключевых показателей Ответственность
Показатели удовлетворенности акционеров, клиентов; показатели удовлетворенности и эффективности персонала Генеральный директор
Основные бизнес-процессы: управление закупками, хранением и перемещением, реализацией Обеспечивающие бизнес-процессы: управление маркетингом, персоналом, финансами, IT, инфраструктурой Директоры функциональных департаментов
Центры ответственности: управление закупками, хранением и перемещением, реализацией, персоналом, финансами, IT, инфраструктурой Руководители центров ответственности

Список показателей для каждой из выделенных групп должен быть максимально детальным. Для этого можно предложить составить список показателей менеджерам, которые будут нести ответственность за ту или иную группу. Например, генеральный директор должен указать, какие показатели он использует для оценки «удовлетворенности акционеров (собственников)».

В результате в общий список KPI могут попасть несколько сотен показателей деятельности. Очевидно, что построение подобной системы ключевых показателей неоправданно, поскольку приведет к значительному увеличению нагрузки на персонал, связанной со сбором и обработкой данных, необходимых для расчета.

Поэтому из общего списка нужно выбрать те показатели, которые действительно необходимы менеджменту для управления и позволят оценить степень достижения поставленных целей, а не просто будут контролироваться «для сведения».

Для отбора из общего списка показателей тех, которые будут использоваться в системе KPI, можно сформировать экспертную группу. Как правило, в нее входят директора подразделений и руководители отделов. Их задача – охарактеризовать каждый из показателей по следующим критериям:

Ø отражает ли показатель степень достижения стратегических целей компании;

Ø понятно и однозначно ли определение того или иного показателя. В первую очередь показатель должен быть понятен тем менеджерам, которым на его основе придется принимать решение;

Ø полезен ли показатель для принятия решений.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 269.