Одним из важнейших инструментов, обеспечивающих качество продукции является взаимозаменяемость.
На современных машиностроительных заводах детали изготавливаются независимо друг от друга в одних цехах, а собираются в узлы, агрегаты, изделия и т.д. - в других. При сборке довольно часто применяются крепежные детали, подшипники, детали из резины и пластмасс, другие готовые комплектующие изделия (компрессор домашнего холодильника, двигатель мотороллера, электродвигатели металлорежущих станков, устройства гидроавтоматики металлорежущих станков - золотники, дроссели и т.д.).
Такая организация производства возможна потому, что конструкторы при разработке новых изделий стремятся к тому, чтобы детали и сборочные единицы при изготовлении получались взаимозаменяемыми, т.е. одинаковыми по всем функциональным показателям: размерам, форме, механическим свойствам материала и др.
Впервые принцип взаимозаменяемости применили тульские мастера-оружейники. Петр 1 предписал мастерам при изготовлении ружей следить за правильным применением калибров, по которым делались детали и за однородностью отдельных частей ружей. В 1826 году принцип взаимозаменяемости был продемонстрирован на Тульском оружейном заводе иностранным представителям: взятые со склада 30 ружей были разобраны, их детали перемешаны. Из первых попавшихся деталей ружья были собраны вновь и действовали безотказно.
Под взаимозаменяемостью понимается свойство элемента (детали, сборочной единицы), обеспечивающее возможность его применения вместо другого без дополнительной обработки с сохранением заданного качества изделия, в состав которого он входит. Изделия с взаимозаменяемыми деталями имеют более однородные свойства (точность, надежность, долговечность, безотказность в работе) и, следовательно, более качественны. Кроме того, взаимозаменяемость создает целый ряд преимуществ, как для производителя продукции, так и для ее потребителя. Например, при массовом выпуске специализированными заводами типовых деталей (крепежа, подшипников, зубчатых колес) ускоряется процесс конструирования и изготовления новых машин, так как конструктору не надо создавать чертежи на указанные детали, а заводу тратить время и средства на их изготовление. Взаимозаменяемость облегчает эксплуатацию машин и их ремонт, так как износившаяся или поломанная деталь легко может быть заменена запасной без ухудшения эксплуатационных качеств изделия.
В общем случае взаимозаменяемые детали должны быть одинаковыми по геометрическим (размерам, форме, расположению поверхностей, шероховатости и т.д.), физическим (массе, центровке, прочности, жесткости) и функциональным параметрам.
Виды взаимозаменяемости
Наибольшее распространение получили следующие виды взаимозаменяемости:
1. Полная взаимозаменяемость, при которой сборка осуществляется без дополнительных подгоночных операций. Но не всегда полная взаимозаменяемость возможна (например, при очень жестких требованиях к точности деталей или большом их числе). Преимуществом метода полной взаимозаменяемости является возможность сборки с помощью конвейеров, автоматизированных линий, роботов;
2. Неполная (ограниченная) взаимозаменяемость, при которой сборка осуществляется с применением таких операций, как групповой подбор деталей по размерам, применение компенсаторов, регулирование положения некоторых частей сборочной единицы.
По отношению к сборочным единицам, состоящим из отдельных частей, различают:
1. Внешнюю взаимозаменяемость - взаимозаменяемость покупных и кооперируемых изделий (подшипники качения по присоединительным размерам, двигатели по мощности), т.е. взаимозаменяемость готовых изделий по эксплуатационным показателям, размерам и форме присоединительных поверхностей
2. Внутреннюю взаимозаменяемость - взаимозаменяемость отдельных частей данного изделия, сборочной единицы (шарики в подшипниках качения). Например, внутренней взаимозаменяемостью двигателя является взаимозаменяемость деталей, из которых он состоит, а его внешней взаимозаменяемостью является взаимозаменяемость по присоединительным размерам, по скорости вращения вала, по мощности и т.д.
Итак, взаимозаменяемость:
1) упрощает сборку и повышает ее производительность,
2) облегчает ремонт,
3) создает основу для специализации и кооперирования,
4) упрощает конструирование и изготовление новых машин.
Основными задачами в области взаимозаменяемости, стандартизации и технических измерений является:
1. расширение области взаимозаменяемых производств за счет высокой технологичности изделий,
2. разработка методик по технико-экономическому подходу к установлению выходных характеристик и установлению их связи с влияющими параметрами,
3. разработка средств контроля, обладающих высокой производительностью, дающих объективную оценку качеству продукции,
4. создание средств контроля, совмещенного с процессом обработки - активного контроля,
Взаимозаменяемость является важнейшей характеристикой технологичности конструкции и ее уровни определяется коэффициентом взаимозаменяемости
,
где Твз, Т - трудоемкости взаимозаменяемых частей изделия и общая трудоемкость
Дата: 2018-11-18, просмотров: 520.