Под системой государственных органов в РФ понимается совокупность ее:
1) федеральных органов государственной власти;
2) региональных (субъектов федерации) органов государственной власти;
3) территориальных подразделений федеральных органов гос. власти.
При этом система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам гос. власти. Однако органы местного самоуправления обладают властными полномочиями. Но они не носят государственного характера и, в отличие от государственно-властных полномочий, не осуществляются от имени РФ.
В РФ общность системы гос. органов проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос. власти и органами гос. власти субъектов федерации. Она проявляется также и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Конституция России (Ч.1, ст.11) непосредственно закрепляет те федеральные органы, которые входят в эту общую систему. Согласно указанной норме гос. власть на федеральном уровне осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство РФ, суды РФ, Конституция России (Ч.3, ст.5), провозглашает единство системы гос. власти в качестве одной из основ гос. устройства РФ.
Т.о., под системой федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, установление которой отнесено к ведению РФ (Ч.З, ст.71), следует понимать единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей гос. власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов
Система органов гос. власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, согласно Конституции РФ (Ч.1, ст.77), устанавливается ими самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов гос. власти.
В соответствии с ФЗ от 06.10.1999 г., № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ» систему органов гос. власти субъекта РФ составляют:
– законодательный (представительный) орган гос. власти субъекта РФ;
– высший исполнительный орган гос. власти субъекта РФ;
– иные органы гос. власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта РФ.
Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.
Систему территориальных подразделений федеральных органов гос. власти составляют гос. органы, организованные по территориальному или функционально-отраслевому принципам, осуществляющие управленческую деятельность посредством структурных подразделений в административных границах конкретной территории.
К ним относятся: органы юстиции, внутренних дел, финансовые, сельского хозяйства, архитектуры и строительства, по управлению гос. имуществом, по промышленности, торговле, земельным ресурсам и землеустройству, транспорту и связи, образованию, здравоохранению, культуре и др. Также сюда можно отнести: налоговую инспекцию, военные комиссариаты, управления статистики, миграционную службу, управления безопасности, чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, санитарно-эпидемиологического надзора и т.п.
Организация и деятельность гос. органов строится на принципах, которые согласуются с конституционными основами осуществления гос. власти в РФ.
1. Основным принципом организации деятельности органов гос. власти РФ является ее разделение на три ветви. В результате органы гос. власти подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные. В пределах своей компетенции по осуществлению властных функций гос. органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом.
Организация гос. власти по принципу ее разделения не должна создать иллюзию о многовластии в обществе. В РФ власть едина изначально, т.к. ее единственным источником, согласно Конституции, является сам народ и только он. Это означает, что никакой гос. орган не может претендовать на суверенное осуществление гос. власти, присвоить себе всю ее полноту или монополизировать ее отправление. Следовательно, сама по себе гос. власть не делится между гос. органами, ее осуществление связано с разделением определенных функций и полномочий, которыми они наделяются.
2. Принцип федерализма предполагает наличие двух уровней гос. органов России:
1) уровень федеральных органов гос. власти;
2) уровень органов гос. власти субъектов федерации.
К числу других принципов организации и деятельности органов российского государства относят: На семинаре объяснить смысл каждого принципа
3. Формирование гос. органов народом или по его поручению соответствующими органами власти.
4. Осуществление полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина.
5. Специализация выполнения видов гос. деятельности на основе “разделения труда” путем наделения каждого органа определенной компетенцией.
6. Территориальная организация властных структур.
7. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти.
8. Законность в деятельности гос. органов.
9. Обеспечение исполнения полномочий гос. органов институтом гос. службы.
10. Употребление в официальном делопроизводстве гос. языка.
Будучи составными частями гос. аппарата, органы государства различаются порядком образования, видами выполняемой ими гос. деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими функций гос. управления и т.д. В зависимости от классификационного критерия виды гос. органов могут быть представлены следующим образом:
1) по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные;
2) по принципу федерализма: федеральные, субъектов Федерации;
3) по территориальному масштабу: центральные, региональные территориальные (местные);
4) по характеру и объему компетенции: общей компетенции, специально-функциональной компетенции (отраслевой и межотраслевой), особой компетенции;
5) по виду гос. деятельности: гражданские, военные, правоохранительные, специализированные;
6) по порядку образования: легитимные (конституционные, учрежденные на законном основании) и нелегитимные (образованные в нарушение установленного законом порядка);
7) по организационно-правовым формам: коллективные, единоличные;
8) по формам принятия решений: коллегиальные, единоначальные;
9) по формам и методам осуществления функций гос. управления: политические, административные, фискальные, “силовые”, экономические, финансовые, карательные, контрольно-надзорные, консультационные, координационные;
10) по особенностям исполнения возложенных полномочий: властноуправленческие, вспомогательные.
Такая классификация гос. органов проводится как на федеральном уровне, так и в отношении органов гос. власти субъектов Федерации.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое управление? Приведите собственные примеры управления.
2. Есть ли управление в волчьей стае и в муравейнике? Приведите собственные примеры управления в живой природе.
3. Управление как наука. Приведите примеры.
4. Управление как искусство. Приведите примеры.
5. Управление как функция. Приведите примеры.
6. Управление как процесс. Приведите примеры.
7. Управление как аппарат. Приведите примеры.
8. В каких системах осуществляется управление? Приведите примеры.
9. Что такое политическая власть? Приведите примеры.
10 Что понимается под государственной властью? Приведите примеры.
11. Чем отличаются политическая и государственная власть? Приведите российские примеры.
12. Назовите основные признаки государства и дайте им характеристику на примере России.
13. Что понимается под государственным управлением?
14. Из каких основных частей состоит государственное управление?
Дата: 2018-11-18, просмотров: 242.